Председателем Е. с. по Уставу является епархиальный архиерей. Совет заседает регулярно, не реже 1 раза в полгода. Кворум совета составляют большинство его членов. «Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний» (Устав РПЦ, 2000. X 3. 39-41). В случае разногласия между членами совета дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос председателя. Журналы заседаний подписываются всеми членами Е. с. Е. с. в соответствии с указаниями правящего архиерея выполняет решения епархиального собрания, отчитывается перед ним о проделанной работе; устанавливает процедуру избрания членов епархиального собрания; подготавливает заседания епархиального собрания, представляет епархиальному собранию годовые отчеты; «рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии; заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов; определяет границы благочиний и приходов» (Там же. Х 3. 44д-ж); анализирует отчеты благочинных; наблюдает за деятельностью приходских советов; рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов; ведет учет имущества епархии и принимает меры по его сохранности; решает вопросы, связанные с имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; при этом «недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки, могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета» (Там же. Х 44м). Е. с. также осуществляет ревизию епархиальных учреждений; заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников; решает иные дела, которые направляет ему архиерей; рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

http://pravenc.ru/text/190003.html

1 мая 1896 года Н. К. Чуков был произведен в коллежские секретари (со старшинством с 3 ноября 1895 года) 136 . Прежде чем приступить к обзору деятельности Н.К. Чукова на посту епархиального наблюдателя, следует напомнить структуру церковно-школьного управления 137 того времени как в целом по России, так и в Олонецкой губернии. В 1885 году для общего руководства церковно-приходскими школами страны при Святейшем Синоде был учрежден Училищный совет (во главе его в 1901–1907 годах стоял протоиерей Павел Соколов), а в епархиях были созданы Епархиальные училищные советы, председателями которых были обычно ректоры духовных семинарий. В 1895/96 годах открылись должности наблюдателей этих школ – в центре (при Синодальном Училищном совете) и на местах (по епархиям). В Олонецкой епархии Училищный совет был учрежден епископом Павлом 27 ноября 1884 года. К этому времени в епархии имелось всего 33 приходские школы. Первые десять лет надзор над церковно-приходскими школами нередко оставлял желать лучшего. Канцелярия не могла дать Н. К. Чукову при вступлении его в должность епархиального наблюдателя даже точного списка школ, находящихся в ведении совета. Тем не менее к началу 1895/96 учебного года в епархии было, как удалось выяснить, уже 111 церковно-приходских школ и 50 школ грамоты, всего 161 школа при 194 школах гражданского ведомства. Это означало, что в каждом приходе епархии (на 1895 год их насчитывалось 253) имелась хотя бы одна школа. Ввиду новизны дела и наличия епархиального Училищного совета, заведовавшего школами, нужно было сразу установить круг обязанностей и прав, чтобы в работе не выйти из рамок и не нарушить прерогативы. Поэтому на одном из ближайших заседаний Н. Чуков поднял вопрос об инструкции для епархиального наблюдателя. Д. П. Мартынов предложил ему же составить эту инструкцию как наиболее заинтересованному лицу. «Пусть наметит круг своего ведения, а мы будем его урезывать», – шутя заметил он. Пользуясь официальной инструкцией Министерства Народного Просвещения для директоров и инспекторов народных училищ Н. Чуков составил свой проект инструкции, который после обсуждения и исправления был принят Советом и утвержден епископом Павлом. Впрочем, этой инструкцией пришлось руководствоваться недолго – около полугода, так как 26 февраля 1896 года было опубликовано высочайше утвержденное «Положение» о церковных школах, где функции Епархиальных училищных советов и епархиальных наблюдателей достаточно разграничивались и определялись. Должность епархиального наблюдателя была приравнена к должности директора народных училищ и для нее устанавливался пятый класс по табели о рангах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11. Архиереи пользуются всей полнотой иерархической власти. 12. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на места их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. 13. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в другие епархии, отправляя на запрос архиереев личные дела и отпускные грамоты этих клириков. 14. Епархиальный архиерей созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них, владеет высшим надзором за епархиальными учреждениями и монастырями, которые входят в его епархии. 15. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть воплощено в жизнь. 16. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах епархии. 17. В обязанности епархиального архиерея входит представление Митрополиту Киевскому и всея Украины ежегодного отчета о жизни епархии и о своей деятельности, по установленной форме. 18. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Украинской Православной Церкви перед органами государственной власти в вопросах, касающихся его епархии. 19. Осуществляя управление епархией, епархиальный архиерей: 20. Осуществляя надзор за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей: 21. Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, которого назначает Митрополит Киевский и всея Украины. В период, когда архиерейская кафедра является вдовствующей, не могут совершаться какие-либо дела, связанные с реорганизацией епархиальной жизни, а также не может быть изменена деятельность, начатая предыдущим архиереем. 22. В случае перевода епархиального архиерея на другую кафедру, ухода его на покой или смерти, Епархиальный совет создает комиссию, которая делает ревизию епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи епархии новоназначенному епархиальному архиерею.

http://drevo-info.ru/articles/26109.html

Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб впервые прошли за пределами России 25 июня 2012 Москва, 25 июня. – С 19 по 21 июня в Алма-Ате прошли курсы повышения квалификации сотрудников информационных подразделений епархий, входящих в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В течение трех дней сотрудники епархиальных пресс-служб прослушали лекции по медиаанализу и медиапланированию, работы с социальными сетями, освоили основные приемы работы в информационном поле, приняли участие в мастер-классах и деловых играх. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда прочитал на открытии курсов вводную лекцию про информационную политику Русской Православной Церкви. Также председатель СИНФО в рамках поездки в Алма-Ату пообщался с журналистами на пресс-конференции и принял участие во встрече с общественностью. Курсы, организованные Синодальным информационным отделом Московского Патриархата, в течение 2011-2012 годов проходили во всех федеральных округах РФ. На торжественном закрытии курсов ректор Алматинской духовной семинарии, епископ Каскеленский Геннадий выступил с речью; и.о. руководителя организационно-методического управления СИНФО Мария Коровина и советник председателя СИНФО, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул вручили участникам курсов сертификаты, поздравив их с успешным завершением обучения. «Наши коллеги, слушатели курсов приняли активное участие в занятиях и проявили большой интерес к обсуждаемым темам», — сказала Е.Жосул, особо отметив «большую включенность со стороны аудитории». «Надеюсь, что предлагаемые нами инструменты по медиапланированию и работе в информационном поле пригодятся сотрудникам епархиальных пресс-служб в их повседневной профессиональной деятельности», — подчеркнула советник председателя Синодального информационного отдела. курсы для сотрудников епархиальных пресс-служб , В. Легойда © 2012 Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви

http://old.sinfo-mp.ru/kursyi-povyisheni...

Тоже почти можно сказать о снабжении церквей оной епархии богослужебными книгами, из коих об евангелиях и апостолах дано мною особое, при сем прилагаемое предложение Белорусской консистории. Ещё более нужно положиться на усердие и распорядительность епархиального начальства по снабжению церквей приличными сосудами, утварью и священными облачениями; здесь можно и необходимо находить местные средства для постепенного преобразования и уметь довольствоваться частью, где нельзя вдруг всего сделать. Положим, однакож, что по этим трём статьям материального преобразования церквей Белорусской епархии можно ещё восполнить нерадение епархиального начальства распоряжениями коллегии или Вашего Сиятельства, а также особо назначаемыми ревизорами. Но, по моему мнению, материальное преобразование по Униатской части в нынешнем положении дела вовсе не должно уже занимать первого места. Важнее, чтобы этими преобразованиями действовать на образ мыслей духовенства и отделение благонадёжных от неблагонадёжных; а это может сделать с успехом только епархиальное начальство, при безпосредственном управлении, при знании местных обстоятельств и соотношений, в совокупности с прочими частями епархиального управления. О введении правильного богослужения, равно обучении оному священно и церковнослужителей, и не думать без решительного усердия епархиального начальства и употребления средств, в его только непосредственном распоряжении находящихся. Но важнее всего по Униатскому делу – переродить Униатское духовенство в нравственно-политическом и религиозном отношении; убедить его в истине верования Восточной Церкви; возжечь родственные чувства Русского духа. Будут ли для сего употреблены средства, действовавшие с успехом по Литовской епархии или другие: всегда они должны быть основываемы на местных обстоятельствах, одному только епархиальному непосредственному начальству вполне известных и им только сообразиться могущих. Засим епархиальное только начальство может также с полным успехом действовать на приобретение надёжных делателей благому делу и устранять неблагонамеренных. Разумеется, и я, в качестве визитатора, принял на себя устранить некоторых вредных людей, как заседателя Игнатовича, инспектора Томковида и учителя Копецкого; но их есть гораздо больше, а мне не безызвестно по опыту, что самого по-видимому неблагонадёжного человека можно благоразумными средствами сделать полезным и что самое наказание должно быть соображаемо с местными обстоятельствами и средствами, в распоряжении одного епархиального начальства состоящими, чтобы не принести вреда вместо пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Уездные отделения епархиальных Училищных Советов являются учреждениями совершенно своеобразными, мало имеющими сходства с уездными Училищными Советами ведомства Министерства Народного Просвещения. Губернский Училищный Совет не руководит на самом деле уездными, так как последние самостоятельно и каждый по-своему заведуют начальными училищами уезда. В духовном ведомстве вся власть по управлению школами епархии сосредоточена в лице епископа. Епархиальный Училищный Совет есть только совещательный орган при епископе для обсуждения вопросов по делам церковных школ. Уездные отделения епархиального Училищного Совета представляют как бы постоянные уездные комиссии этого Совета, работающие в одном духе и направлении, по указанию епархиальной власти». («Церковная школа», 1888 г. 3, стр. 97). В приведенном отзыве, заимствованном из одного издания, посвященного вопросу о церковно-приходской школе и выходившего при Святейшем Синоде, совершенно верно охарактеризована роль уездных отделений. Действительно, вся совокупность власти над церковно-приходскими школами сосредоточивается в руках епархиального архиерея, исполнителями же на местах являются священники-наблюдатели и главным образом сами приходские священники, заведующие школами 18 . Епархиальный Училищный Совет учрежден, как гласит закон, только «для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам», что же касается уездных отделений Совета, то они лишены всякой самостоятельности. Постановления их могут быть приведены в исполнение не иначе, как по утверждении их епархиальным архиереем по представлению епархиального Совета, и самый круг деятельности их очерчен законом в таких выражениях, которыми по большей частя исключается возможность каких-либо распорядительных действий. Так, в их обязанность входило приискание хороших учителей для школ, но утверждение и увольнение учителей зависит не от них, а от епархиального архиерея; точно также члены отделений могут участвовать в экзаменационных комиссиях на льготу по воинской повинности, но самая выдача свидетельств зависит от епархиального Училищного Совета, куда представляются письменные работы экзаменовавшихся и журналы испытательной комиссии непосредственно священниками-наблюдателями, помимо уездных отделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010