Каждой отдельной епархией управляет епископ с помощью Епархиального Съезда и Епархиального Совета (ст. VI). Среди прочих обязанностей епископа Устав Церкви предписывает ему еще делать внушение «приходским клирикам распространять пределы их пастырской деятельности посредством сближения с лицами, пребывающими вне Церкви», а также «учреждать миссии с целью пропагандирования Православной веры» (ст. VI, § 12, б, в). В состав Епархиального Съезда входят духовенство и миряне – представители всех монастырей и приходов епархии, по два делегата от богословских школ епархии и др. В компетенцию Епархиального Съезда входит выдвижение кандидатов на пост епархиального епископа, утверждение мероприятий, направленных на укрепление веры и благочестия в епархии, религиозного образования, благотворительности. Созывается Съезд по мере необходимости (ст. VII). Епархиальный Совет – это постоянный орган епархиального управления. Состав его определяется Епархиальным Съездом, решения которого он проводит в жизнь. Кроме того, Епархиальный Совет рассматривает текущие вопросы, волнующие приходы епархии и все ее учреждения. Председателем Епархиального Съезда и Епархиального Совета является правящий епископ. Он же и одобряет их решения (ст. VIII). Отчеты епархиального управления ревизует специальная Ревизионная Комиссия Церкви (ст. VIII). Епархии подразделяются на церковные округа (ст. IX) и приходы (ст. X). Во главе первых стоят благочинные, утверждаемые в этой должности епархиальными епископами на трехгодичный срок; во главе вторых – настоятели храмов. Вопросы, касающиеся жизни прихода, обсуждаются на регулярных и специальных Приходских Собраниях под председательством приходского священника. Приходское Собрание избирает Приходской Совет, который помогает настоятелю в управлении приходом и в приведении в исполнение решений Приходского Собрания. Ни одно заседание Приходского Совета «не может состояться без ведома и благословения настоятеля, который в качестве главы прихода должен участвовать в обсуждении и решении всех приходских дел. Протоколы всех собраний Приходского Совета должны быть подписаны настоятелем и старостой – выборным должностным лицом прихода» (ст. Х, 7, в).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий провел совещание с руководителями епархиальных отделов образования и катехизации 26 января 2013 г. 18:39 25 января 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . провел ряд круглых столов, семинаров и встреч. Первым в ряду мероприятий стало совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. В своем выступлении на совещании митрополит Меркурий подчеркнул, что в повседневной работе «нужно помнить самим и напоминать другим известную истину: если сегодня экономить на школах — завтра придется разоряться на тюрьмах». Архиерей отметил, что заниматься религиозным образованием может только тот, кто имеет и призвание и образование. Говоря о сегодняшних проблемах развития религиозного образования, владыка Меркурий подчеркнул: «Главная проблема — не средства, а отсутствие приоритетности самого вопроса образования в деятельности епархиальных управлений. Причин тому много — здесь и понятная загруженность Преосвященных, но значение имеет и отказ со стороны епархиальных отделов образования вести наступательную политику в отстаивании интересов своего дела. Правящие епископы должны быть вовлечены в практическую работу епархиальных отделов, и надо делать все для качественной подготовки их участия — это касается и проработки мероприятий, и составления тезисов выступлений, многих других вопросов». Иерарх призвал активно общаться со светскими педагогами: «Если видят в вас соработников, добрых и отзывчивых, — сила епархиальных отделов увеличивается с геометрической прогрессией». «В целом же надо понимать, что, кроме как от нас, о Православии никто не узнает», — заключил митрополит Меркурий. В заключительной части мероприятия к участникам обратился председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , коснувшийся темы важности постоянного присутствия Церкви в информационном пространстве, напомнив о заповеди проповедовать Святое Евангелие, не делая скидки на трудность этой работы, неблагоприятность «информационного контекста» и прочие обстоятельства. В завершение почетными дипломами и памятными подарками за активность в области развития епархиальных отделов были награждены сотрудники трех епархий — Волгоградской , Ростовской и Санкт-Петербургской . «Православное образование» / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2750561.ht...

• при обнаружении существенных обстоятельств дела, неизвестных епархиальному суду в момент рассмотрения дела и являющихся основанием для его пересмотра; • подачи епархиальному архиерею надлежаще мотивированного письменного ходатайства стороны о пересмотре дела. 3. Ходатайство стороны о пересмотре дела подается (либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) в епархиальное управление на имя епархиального архиерея в течение пяти рабочих дней со дня принятия епархиальным судом соответствующего решения. В случае пропуска установленного настоящим пунктом срока подачи ходатайства епархиальный архиерей вправе оставить ходатайство без рассмотрения. 4. Пересмотр дела осуществляется епархиальным судом в порядке, установленном п. 2–3 настоящей статьи. Ходатайство стороны о пересмотре повторного решения епархиального суда не принимается к рассмотрению. 5. Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд второй инстанции исключительно в следующих случаях: • несоблюдение епархиальным судом установленного настоящим Положением порядка церковного судопроизводства; • при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела. Решения епархиального суда обжалуются в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения. Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея об освобождении обвиняемого лица от должности или о переводе клирика на иное место служения, обжалованию не подлежат. Статья 49. Вступление решений Общецерковного суда первой инстанции в законную силу 1. Принятое Общецерковным судом первой инстанции решение вместе с протоколами судебных заседаний и иными материалами дела передается председателем Общецерковного суда (в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения) на рассмотрение Патриарха Московского и всея Руси. На рассмотрение Священного Синода направляются (в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения) решения Общецерковного Суда первой инстанции, предусматривающие в качестве возможного канонического прещения (наказания):

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В соответствии с «Уставом Русской Православной Церкви», принятым на Соборе 2000 г., главой епархии является епархиальный архиерей, как предстоятель местной церкви. Он избирается Священным Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Архиерей созывает епархиальное собрание и епархиальный совет и председательствует на них; он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию монастырями. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. Архиерей обращается с архипастырскими посланиями к своей пастве; составляет ежегодные отчеты о жизни епархии и своей деятельности и направляет их патриарху; он является представителем своей епархии перед государственными властями. Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание. Епархиальное собрание состоит из клириков и мирян. Прежний Устав содержал положение о равном числе клириков и мирян. В новом Уставе этого трудно исполняемого и на практике обыкновенно не исполнявшегося условия нет. Епархиальное собрание созывается правящим архиереем не реже одного раза в год. Процедура избрания членов епархиального собрания устанавливается епархиальной властью. В обязанности собрания входит избрание членов Поместного Собора и членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и забота об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел, заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах епархиальной жизни. Епархиальный совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются епархиальным собранием. Архиерей назначает секретаря епархиального совета. В обязанности епархиального совета входит исполнение решений епархиального собрания, представление собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. До тех пор, пока в епархиях не образовано епархиальных судов, за епархиальным советом сохраняются и судебные функции по делам клириков и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архивы духовных школ Московского Патриархата могли бы многое поведать о возрождении духовных семинарий и академий в СССР, об утверждении программ, о первых слушателях, преподавателях, перспективах развития духовных заведений. Но как таковых архивов духовных школ нет. Чаще всего имеется некоторое помещение, где в хаотическом порядке сложены личные дела студентов и преподавателей. Не лучше дело обстоит и с епархиальными архивами. Так как штат епархиального управления ограничен, архивариус не выделяется в отдельную штатную единицу. Архивом занимается секретарь епархиального управления, а чаще всего делопроизводитель, который не в состоянии вести текущее делопроизводство епархиального управления и параллельно заниматься архивной работой, связанной с описью архивных дел, составлением указателей и иной работой, крайне необходимой для сохранения документов, отражающих функционирование епархии и работы архиерея. К слову, епархиальные архивы по большей части содержат не только официальные документы, но и частные архивы архиереев, руководивших епархией, фотографии, личную переписку и иные любопытные документы, не только касающиеся деятельности правящего архиерея, но также секретаря епархиального управления, отцов благочинных и священнослужителей епархии, сотрудников епархиального управления, архиерейского дома и духовных школ и др. Пока церковные архивы закрыты для исследователей, историкам Церкви приходится довольствоваться тем малым, что издается сегодня в качестве отдельных книг. Чаще всего это мемуарная литература, которая сегодня является едва ли не единственным историческим источником; посредством мемуаров авторы не только описывают исторические факты, но и выражают свое личное отношение к происходящему. Среди наиболее удачных попыток характеризовать и вместе с тем описать события истории в XX веке можно назвать мемуарные записи митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия (Якобса). Нельзя оставить без внимания подготовленные и изданные сборники документов по истории Русской Православной Церкви и конкретных епархий, а также анализ и размышления авторов о роли и положении Церкви в Новейший период, который основывается на исследовании обнаруженных документов [iv] .

http://bogoslov.ru/article/1902911

Здесь прежде всего изучается организация епархиального управления, при чем обозреваются следующие формы этого управления: епископально-общинная форма (древнейший вид церковного устройства); епископально-клерикальная форма того же управления (кажется, можно назвать её средневековою формою) и наконец – епископально-консисториальная форма епархиального управления (это та самая форма, которая существует у нас в России, со времен XVIII века. Её, кажется, можно назвать церковно-русскою формою новейших времен). С каждой из перечисленных форм у автора меняются источники, эпохи, имена, указываются новые факты, а это придает разнообразие исследуемому предмету и возбуждает интерес читателя. После этого идет у автора ряд отдельных, довольно больших глав, имеющих общее заглавие: организация окружного церковного управления, в частности же здесь исследуется: 1) Канонические основоположения и формы окружного церковного управления, – причем указывается великое значение соборности в организации управления древней Восточной церкви и разъясняется сущность и характер таких форм соборного управления, которые в последующее время потеряли свои первоначальные свойства или даже совсем перестали существовать (синодально-примасская, синодально-митрополитская, синодально-экзаршеская (?), синодально-патриаршеская). Здесь читатель видит то положение дел, которое составляло особенность древней церкви. 2) Синодально-государственная форма церковного управления в Византии до подчинения византийской церкви власти Турок. Здесь больше всего и подробнее всего автор говорит о Юстиниане и его церковном законодательстве касательно окружного церковного управления. Автор пользуется этим случаем, чтобы выразить свои —11— суждения о так называемых цезаро-папистических стремлениях византийских императоров и осветить деятельность Юстиниана иначе, чем как это делается в большинстве русских сочинений церковно-исторического содержания. 3) Та же форма управления в русской церкви (речь идет о Святейшем Синоде и историческом развитии этой формы), причем делаются краткие замечания о синодах церквей элладской, румынской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 185. Строго запрещается клирикам вмешательство в управление силлогов, клубов и братств. h9 Глава XVI. Епархиальное казначейство § 187. Со времени признания настоящего Епархиального устава учреждается Епархиальное казначейство, находящееся в священной Митрополии. § 188. Доходами этого Епархиального казначейства служат взносы, указанные в епархиальной таксе настоящего устава; их должен представлять по двойным квитанциям вновь избранный Епархиальным собранием главный секретарь, – отдавая отчет в конце каждого месяца Смешанному епархиальному совету для последующего. § 189. Из всех доходов Епархиального казначейства должны получать жалованье: 1 . инспектор школ епархии; 2 . главный ее секретарь; 3 . один писец, находящийся в подчинении у главного секретаря; 4 . один судебный пристав, окончивший курс, если возможно, учительской школы. Кроме того, из указанных доходов должен покрываться расход на приобретение письменного материала, мебели и утвари для пользования Смешанного епархиального совета и различных Епитропий, находящихся в священной митрополии. § 190. В том случае, когда доходы Епархиального казначейства, ежегодно контролируемые, превышают указанные расходы, они должны принадлежать равномерно всем штатам епархии и распределяются в пользу очевидных и настоятельных нужд в каждом из них, по решению Смешанного Епархиального совета, причем должны предпочитаться киноты, экономически бедствующие и имеющие безусловную нужду в поддержке, особенно в отношении преобразования и улучшения школьных своих учреждений. Но если доходы бывают ниже требуемых расходов, каждый кинот епархии, соответственно экономическому своему положению, должен содействовать в повышении их, будучи к этому приглашаем посредством решения Смешанного Епархиального совета. h9 Глава XVII. О расценке взносов § 191. Всякое дело или судебного, или административного характера вчиняется посредством прошения, представляемого митрополиту; всякий же документ в священной митрополии, входящий или исходящий, проходит чрез общий протокол (регистр) и подлежит налогу, кроме служебных документов, указанных в параграфах 196 и 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Б. являлся сторонником учреждения митрополичьих округов с поставлением во главе округа митрополита. Реформа епархиального управления и церковного суда не только излагалась Б. на заседаниях Предсоборного присутствия, но составила кн. «К вопросу о реформе епархиального управления и суда» (Каз., 1906). Признавая в качестве недостатков епархиального управления слабое знание епископатом проблем подведомственного духовенства и своей паствы, малое внимание к религ. просвещению паствы и формально-бумажное ведение епархиальных дел, Б. называет в качестве причин этих недостатков: а) обширность епархий; б) частое перемещение епископов с одной кафедры на другую «в виде служебной промоции»; в) адм. назначение (а не избрание) епископов по усмотрению церковной власти вместе со светской (т. е. вмешательство светской власти в дела церковные); г) ограничение полномочий епископской власти (часто в обход канонических норм) в делах епархиального управления со стороны Святейшего Синода; д) субъективные ошибки епископов. Для исправления недостатков в епархиальном управлении Б. предлагал: 1) уменьшить территории обширных рус. епархий или учредить уездных епископов, подведомственных епископу губ. города, но в пределах уезда (или неск. уездов) пользующихся всеми правами епархиального архиерея; 2) допускать перевод епископа на др. кафедру не более 1 раза; 3) соблюдать выборность епископов; избрание епископа производить в епархиальном городе с вакантной кафедрой (К вопросу о реформе епархиального управления и суда. С. 5-7); 4) вернуть епархиальному епископу обширные полномочия по управлению епархией; для предотвращения или исправления возможных ошибок правящих архиереев установить надзор высшей церковной власти, начальственную визитацию (Б. отмечал, что это станет возможным и естественным, «когда во главе нашей Церкви будет стоять митрополит или Патриарх») и церковный суд (Там же. С. 14-15). Б. отмечал неопределенность границ юрисдикции светского и церковного суда по делам мирян и отчасти духовных лиц. Подробно анализируя различные виды преступлений, находящихся в юрисдикции церковного суда, и предусмотренные церковные наказания, он выделял нормы, входящие в противоречие с канонами, но зафиксированные в Духовном Регламенте, Судебных уставах 1884 г., синодальных распоряжениях и указах. Б. критиковал проект Комитета по реформе церковного суда 1870 г., предполагавший оставление за епархиальным архиереем только прокурорских, но не судебных функций, и противоречащее канонам радикальное отделение суда от церковной администрации (Там же. С. 200-204). Б. предлагал принять во внимание проект реформы церковного суда проф. МДА А. Ф. Лаврова, основные положения к-рого - учреждение благочиннического суда, епархиального суда и судебного отд-ния при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/78124.html

Глава IV Об Епархиальном Совете 47. Епархиальный Совет есть постоянное непрерывно-действую­щее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным Архиереем производится управление епархией. 48. Епархиальному Совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов, касающихся церковно-епархиальной жизни, их обсуждения и проведения выработанных по ним мероприятий в жизнь, после рассмотрения их Епархиальным Собранием и одобрения епархиальным Архиереем. 49. Епархиальный Совет составляется из пяти выборных штатных членов, из которых один – в пресвитерском сане – по избранию Совета, с утверждения епархиального Архиерея, состоит Председателем. Примечание. В случае надобности, число членов Епар­хиального Совета восполняется сверхштатными; на случай же непредвиденного уменьшения числа членов, для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены. 50. При Епархиальном Совете имеется Канцелярия под непосредственным начальством Секретаря Епархиального Совета. 51. Епархиальный Архиерей, когда найдет нужным, председательствует в Епархиальном Совете лично. 52. Члены Епархиального Совета как штатные, так и сверх­штатные, а также кандидаты в оные, избираются на шесть лет, и по представлению епархиального Архиерея утверждаются в долж­ности высшею церковною властью. 53. Председатель и не менее двух членов Епархиального Со­вета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего и в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54. Избранными не могут быть лица, известные явными и гласными пороками, или сложившие священный сан. 55. Председатель и члены Епархиального Совета как штатные, так и сверхштатные, не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по Епархиальному Со­вету, и в частности не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и чле­нами Благочиннических Советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

—135— 45 . Все расходы по созыву епархиального собрания покрываются из местных средств на основании постановления собрания, причем расходы по представительству на епархиальном собрании от различных учреждений относятся на счет последних. Примечание: представители духовно-учебных заведений на время пребывания на собрании получают содержание из общеепархиальных средств. 46 . Председательствует на епархиальном собрании или епархиальный архиерей, или уполномоченное им лицо в епископском сане. Епархиальное собрание избирает из лиц пресвитерского сана товарища председателя, который и председательствует в отсутствие председателя. Глава IV. Об епархиальном совете 47 . Епархиальный совет есть постоянное непрерывно действующее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией. 48 . Епархиальному совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов, касающихся церковно-епархиальной жизни, их обсуждения и проведения выработанных по ним мероприятий в жизнь, после рассмотрения их епархиальным собранием и одобрения епархиальным архиереем. 49 . Епархиальный совет составляется из пяти выборных штатных членов, из которых один – в пресвитерском сане – по избранию совета, с утверждения епархиального архиерея, состоит председателем. Примечание: в случае надобности, число членов епархиального совета восполняется сверхштатными; на случай же непредвиденного уменьшения числа членов, для безостановочного действия епархиального совета, избираются кандидаты в члены. 50 . При епархиальном совете имеется Канцелярия под непосредственным начальством секретаря епархиального совета. 51 . Епархиальный архиерей, когда найдет нужным, председательствует в епархиальном совете лично. —136— 52 . Члены епархиального совета как штатные, так и сверхштатные, а также кандидаты в оные, избираются на шесть лет и по представлению епархиального архиерея утверждаются в должности высшею церковною властью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010