Помимо перечисленных видов церковной деятельности следует иметь в виду и иные многочисленные направления, требующие координации на епархиальном уровне: церковно-государственные и церковно-общественные отношения, информационная деятельность, взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, с казачеством, с исправительными учреждениями, строительно-архитектурная работа. Все эти направления также нуждаются в назначении ответственных лиц. Полагаю, что такую работу следует поручить активным приходам, причем курирование разных направлений может осуществляться одним и тем же руководителем. Более того, в совсем небольших епархиях забота о всех перечисленных направлениях будет лежать либо лично на архиерее, либо на секретаре епархии. Наконец, следует сказать несколько слов о ключевых административных должностях, на которые необходимо назначить людей в возможно краткие сроки: секретарь епархиального управления, заведующий канцелярией и главный бухгалтер. Секретарь епархиального управления — это лицо, ответственное за подготовку документов к рассмотрению архиереем и за организацию мероприятий с участием архиерея. Такое лицо является главным помощником епископа во всей его работе. Замечу, что Устав Русской Православной Церкви отличает секретаря епархиального управления от секретаря епархиального совета, однако должности вполне могут быть совмещены. Заведующий канцелярией обеспечивает документооборот и архивирование документов епархиального управления. В небольших епархиях должности секретаря и заведующего канцелярией могут быть совмещены. Важно, чтобы создание этих штатных единиц в новой епархии не обременяло приходы в финансовом плане. Полагаю, что с большим удобством должности могут заниматься клириками центральных храмов кафедрального города епархии. То же касается и главного бухгалтера — обязательной должности в штатном расписании всякого юридического лица. На эту должность вполне может быть назначен по совместительству бухгалтер одного из храмов епархии. Кроме того, из числа клириков епархии желательно сформировать ревизионную комиссию для инспектирования приходов. В работе этой комиссии должны принимать участие лица, компетентные в сфере ведения бухгалтерской и юридической документации приходов.

http://patriarchia.ru/db/text/1987928.ht...

Ограничимся здесь только указанием на одно из солиднейших исследований о состоянии нашего епархиального ведомства – исследование г. Соколова: «О началах и формах духовного суда в виду современных потребностей» 961 . Можно не разделять взглядов автора, высказанных им в самом проекте нового епархиального суда и уже вызвавших против себя довольно серьезную полемику 962 , но нельзя не соглашаться с его замечательною, основанною на требованиях современной юридической науки и практических нуждах духовенства критикой того строя епархиального суда и управления, которые существовали до настоящего времени. Критика эта тем важнее, что касается не каких-нибудь случайных злоупотреблений или погрешностей частных лиц, поставленных во главе епархиального суда и управления, а самих епархиальных учреждений и уставов, в основании которых лежит та же знакомая нам крайняя централизация всей епархиальной власти около особы одного архиерея, то же смешение в его полномочиях всех функций суда и управления и вместе с тем самых разнородных элементов власти, патриархального с бюрократическим, морального и духовного с юридическим, то же знакомое нам добродушное упование исключительно на добросовестность и опытность представляющей власть личности, а не на закон, наконец то же отсутствие контроля над властью, слабость гарантий против ее злоупотреблений и промахов для подчиненных, предоставление им в случае каких-либо обид от нее права одних только частных жалоб св. Синоду. Поверка этой характеристики отживающего теперь строя епархиального управления налицо, в фактах современной жизни наших епархий. Сильная зависимость этой жизни от личностей епархиальных правителей теперь особенно резко выступает наружу, потому что дух времени и общие требования реформ значительно поколебали монотонность старых епархиальных порядков, потребовали от епархиальных начальств небывалой деятельности, а главное заставили их высказать в этой деятельности все разнообразие их личных усмотрений и обнаружили все влияние последних на епархиальные порядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Что же это были за декларации? Приведём текст одной из них: «Мы, нижеподписавшиеся, священники Прилукских религиозных общин, составляющие староцерковную группу, существуя на основании зарегистрированных соввластью общинных уставов, – следовательно легально, – испытываем тем не менее неудобства из-за отсутствия епархиальных и общественных органов управления, как-то: управления при Епископе, благочиннических, окружных и др. съездов. Это обстоятельство создаёт для нас много практических неудобств и порождает много всяких недоразумений и подозрений. С целью найти выход из такого положения мы обращаемся с просьбою дать нам право легального существования, т.е. право собраний и съездов, организации епархиального управления, а впредь до созыва епархиального съезда – временного епархиального управления, коему, помимо дел епархиального управления, поручить подготовку и созыв епархиального съезда. Примкнуть к какой-нибудь из существующих легализованных церковных групп мы не можем, так как ни одна из этих групп не удовлетворяет как нас, так и верующих, единомышленных с нами: а) автокефальная (липковская) организация нарушила один из основных догматов православия – учение о преемственности благодати в таинстве священства, б) синодальная же и так называемая соборно-епископская ориентации отступили от канонов несоблюдением преемства церковной власти. При этом мы ясно отдаём себе отчёт в том, что вместе с правами, на нас ложатся и обязанности в отношении той власти, которая нам эти права даёт. А потому мы считаем долгом: I. Прежде всего, заявить о нашей полной лояльности к соввласти и о нашей полной непричастности ни к какой политической партии, направленной против существующей власти. Но вместе с тем мы считаем необходимым заявить о том, что смысл своей церковной деятельности мы полагаем не в урезке или изменении евангельского учения, а в том, чтобы и в современной обстановке оставаться верными заветам Христа и Его Церкви, будучи убеждены, что можно быть человеком религиозным и в то же время честным гражданином.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В «Устав» 1988 года впервые в практике Русской Церкви было введено положение о том, что по достижении 75-летнего возраста архиерей должен подавать на имя Патриарха прошение об уходе на покой. При этом вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом. «Устав» 1988 года, в отличие от ранее действовавшего «Положения» 1945 года, ввёл такой коллегиальный орган епархиального управления, как Епархиальное собрание. А Епархиальный совет, который ранее мог образовываться или нет по усмотрению правящего архиерея, «Уставом» 1988 года предусматривался уже, как непременный орган. Председательство в обоих органах епархиального управления было предоставлено правящему архиерею. Епархиальное собрание, по «Уставу», должно было состоять из равного числа клириков и мирян и созываться правящим архиереем не реже одного раза в год. В обязанности собрания «Устав» включил избрание членов Поместного Собора, членов Епархиального совета, создание епархиальных учреждений и заботу об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел и заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах епархиальной жизни. Епархиальный совет, в соответствии с «Уставом», должен состоять не менее чем из четырёх лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год. В круг обязанностей Епархиального совета «Устав» включил исполнение решений Епархиального собрания, предоставление ему годовых отчётов, заботу об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочиний и приходов, рассмотрение отчётов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, заботу об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. Епархиальный совет «Устав» наделил судебной властью, сообщив ему статус суда первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в неправославной вере, нарушении канонов и христианских нравственных норм, возложив на него также рассмотрение дел, касающихся церковного брака и развода, разногласий между духовенством и приходскими должностными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

33. Епархиальное собрание работает в соответствии с принятым регламентом. 34. Журналы заседаний Епархиального собрания подписывают председатель, его заместитель, секретарь и избранные для этого два члена собрания. Епархиальный совет 35. Епархиальный совет образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год. 36. Председателем Епархиального совета является правящий архиерей. 37. Епархиальный совет заседает регулярно, не реже одного раза в квартал. 38. Кворум совета составляет большинство его членов. 39. Совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем. 40. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом. 41. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний. 42. Если при разборе дела возникает разногласие, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя. 43. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами. 44. В обязанности Епархиального совета входит: а) выполнение относящихся к его компетенции решений Епархиального собрания; б) подготовка заседаний Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня; в) представление Епархиальному собранию своих годовых отчетов; г) заботы об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов; д) определение границ благочиний, а при необходимости и приходов; е) рассмотрение отчетов благочинных и принятие по ним соответствующих решений; ж) наблюдение за деятельностью приходских советов; з) ревизия епархиальных учреждений; и) рассмотрение планов на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов; к) ведение описи храмов, молитвенных домов, часовен и иного имущества, находящегося в церковном ведении; л) забота об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;

http://drevo-info.ru/articles/13671602.h...

4 . Основания епархиального управления и суда суть: а) Священное Писание , б) догматы православной веры, в) каноны св. апостолов, св. Соборов и св. отец и г) действующие церковные законы и законы государственные, не противоречащие основам церковного строя. 5 . В каждой епархии в непосредственном ведении епархиального архиерея состоит епархиальный совет. 6 . В отношении управления епархия разделяется на благочиннические округа, которые находятся в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. 7 . Каждый благочиннический округ заключает в себе несколько приходов, существующих на основании Положения о приходе. 8 . Для утверждения и распространения православной веры и для борьбы с противными ей учениями учреждаются в епархии миссии, братства и общества, действующие на основании особых Уставов н Правил, под непосредственным руководством епархиального архиерея. 9 . Под непосредственным же руководством епархиального архиерея состоят существующие в епархии духовно-учебные заведения, церковные школы и иные епархиальные учебные заведения (училища пастырства, псаломщические, певческие школы, курсы и другие), действующие на основании своих Уставов н Положений. —128— 10 . В каждой епархии существует епархиальное попечительство о бедных духовного звания и учреждаются богадельни, приюты и другие благотворительные заведения, действующие на основании особых Уставов и Положений также под непосредственным руководством епархиального архиерея. 11 . Духовенству епархии предоставляется, под непосредственным руководством епархиального архиерея, учреждать эмеритальные, ссудные, похоронные и иные взаимо-вспомогательные организации на основании утверждаемых подлежащею церковной властью Уставов, Правил и Положений. 12 . В епархии должны быть устрояемы свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения. Примечание: право устраивать свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения принадлежит исключительно епархиальной власти. 13 . В каждой епархии действуют на основании особых уставов епархиальные церковно-археологические, церковно-исторические и церковно-певческие общества и существуют епархиальные древлехранилища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ещё 15 ноября 1926 г., получив устные заверения от представителей ленинградского ГПУ о разрешении Собрания , отцы протоиереи, заявлявшие в Губисполком, обратились с рапортом к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. В рапорте сообщалось о разрешении властей на проведение собрания «под ответственностью лиц, подписавших заявление в Отдел Управления». С учетом назначения в Ленинград митрополита Иосифа, перемещения архиепископа Алексия в Новгород и принципиального игнорирования этого обстоятельства гражданскими властями авторы рапорта предлагали Заместителю Местоблюстителя дать особый указ архиепископу Алексию «собрать при помощи Ленинградского Епархиального Начальства Епархиальное Собрание под ответственностью лиц, подписавших заявление в Отдел Управления». Соответствующий указ предлагалось дать и на имя митрополита Ленинградского. Предметами занятий Собрания на тот момент рассматривались «доклад о положении Православной Церкви в Ленинградской Епархии» и «вопрос об избрании губернского и уездных органов Епархиального Управления» . Строго говоря, инициаторы Епархиального собрания нарушили канонический порядок, обратившись по данному вопросу напрямую к Заместителю Местоблюстителя, миновав своего правящего архиерея. Хотя решение по докладу мог принять только предстоятель Русской Церкви, ибо касалось оно архиереев разных епархий, тем не менее подобные предложения на суд высшей церковной власти должен был бы представлять уже сам митрополит Иосиф. Необходимостью срочного подтверждения законности своих действий со стороны высшей церковной власти и, видимо, неуверенностью в одобрении со стороны митрополита Иосифа руководствовались отцы протоиереи, подавая вышеприведенный рапорт. Митрополит Сергий не посчитал нужным следовать совету инициативной группы, однако, в ответ на их обращение указал, «что в виду состоявшегося между ним и представителем Центральной Государственной Власти соглашения/17 ноября т.г./по общим церковным вопросам для Митрополита Иосифа Петровых открывается возможность личного исполнения возложенных на него обязанностей по Ленинградской Епархии» . Таким образом, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя подтвердил право митрополита Иосифа самому управлять Ленинградской епархией, в том числе участвовать в деле легализации Церкви на местном уровне через созыв Епархиального собрания.

http://bogoslov.ru/article/3680434

4) В случае невозможности установить сношения с архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (епархиального собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения — самолично и под своей ответственностью. 5) В случае, если положение вещей, указанное в п.п. 2, 4, примет характер длительный или даже постоянный, в особенности при невозможности для архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления, наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархий на несколько местных епархий, для чего епархиальный архиерей: а) предоставляет преосвященным своим викариям пользующихся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права епархиальных архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям; 6) утверждает по соборному суждению с прочими архиереями епархии, по возможности во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных. 6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия, образует из себя во главе с архиереем главного архиерейского города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам. 7) Если в положении, указанном в п.п. 2 и 4, окажется епархия, лишенная архиерея, то епархиальный совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному архиерею ближайшей, наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный архиерей или командирует для управления вдовствующей епархией своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5, и в отношении этой епархии, согласно п.п. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Отметим, что епархиальный архиерей может направить дело в епархиальный суд на повторное рассмотрение, по ходатайству сторон. Решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковном суде, но исключительно в следующих случаях: при надлежащем мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела; при несоблюдении епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства. Апелляционная жалоба подается на имя Патриарха Московского и всея Руси. Срок подачи апелляционной жалобы составляет десять рабочих дней со дня получения сторонами письменного уведомления о резолюции епархиального архиерея. Общецерковный суд вправе оставить апелляционную жалобу без рассмотрения, если она подана по истечении указанного срока. Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея об освобождении обвиняемого лица от должности или о переводе клирика на иное место служения, обжалованию не подлежат. Решения Общецерковного суда вступают в законную силу с момента их утверждения Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом. Решения, вынесенные в отношении архиереев или руководителей общецерковных учреждений, могут быть направлены в Общецерковный суд на повторное рассмотрение по ходатайству сторон в случае, если в ходе церковного судопроизводства не был соблюден порядок, установленный Положением о церковном суде. Архиереи, являющиеся сторонами по делу, могут обжаловать на ближайшем Архиерейском Соборе вступившие в законную силу решения Общецерковного суда первой инстанции, предусматривающие: запрещение в священнослужении; освобождение от управления епархией; иное каноническое прещение (наказание), имеющее своим последствием освобождение от управления Епархией. Решения, предусматривающие перевод епархиального архиерея на другое место служения (то есть на другую епархию или назначение викарным епископом) соответствующую должность в другой епархии, обжалованию не подлежат.

http://pravoslavie.ru/27018.html

Епархиальный совет в соответствии с указаниями правящего архиерея выполняет решения Епархиального собрания, отчитывается перед ним о проделанной работе; устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания; подготавливает заседания Епархиального собрания, представляет Епархиальному собранию годовые отчеты; «рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии; заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов; определяет границы благочиний и приходов» (10, 44); рассматривает отчеты благочинных; наблюдает за деятельностью Приходских советов; рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов; решает вопросы, связанные с имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; при этом «недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета» (10, 44). Епархиальный совет осуществляет ревизию епархиальных учреждений; заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников; рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины. В тех епархиях, где еще не образованы Епархиальные суды, Епархиальные советы продолжают осуществлять судебные функции, которые на них были возложены Уставом 1988 г. Епархиальным управлением именуется исполнительно-распорядительный орган, находящийся под руководством правящего архиерея и призванный помогать ему в осуществлении его исполнительной власти. «Архиерей, – говорится в ныне действующем Уставе Русской Церкви, – осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников согласно штатному расписанию» (10, 46). Епархиальное управление имеет канцелярию, бухгалтерию, архив и иные отделы, «обеспечивающие миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности» (10, 48). Секретарь Епархиального управления отвечает за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010