В следующем году после установления Болгарского экзархата, а именно 14 мая 1871 года, церковно-народное собрание болгарских представителей в Константинополе издало устав управления экзархата 448 , а затем 10 сентября 1875 г. был издан временный «Правильник» для внутреннего его управления 449 . Оба эти устава имели только временное значение и настаивать на государственном утверждении их было нельзя, вследствие русско-турецкой войны, которая вскоре затем наступила. Только после образования (по берлинскому договору 13 июля 1878 года) княжества Болгарского, стало возможно трудиться над окончательным установлением церковных дел. На основании первого устава 1871 года, который получил одобрение турецкого правительства, – и был предназначен для болгарских епархий, находящихся в турецких владениях, в Софии был выработан и одобрен Болгарским Синодом, а также и государственным советом и народным собранием, новый экзархийский устав, утвержденный 4 февраля 1883 г. 450 . Целый ряд событий в государственно-церковной жизни Болгарии после 1883 г., из которых главнейшим было присоединение к ней Восточной Румелии в 1885 г., вызвали появление нового Экзархийского устава, одобренного народным собранием и утвержденного 13 января 1895 г., который действует и в настоящее время в церкви княжества 451 . После общих положений, весь устав разделен на пять частей. Первая часть содержит в себе законоположения, касающиеся устройства управления, избрания экзарха, членов Св. Синода, митрополитов (т. е. епархиальных епископов), членов епархиальных духовных советов, архиерейских наместников (благочинных), епархиальных избирателей, законоположения относительно энорий (приходов) и приходских священников, военных священников, церковных настоятельств и монастырей. Во второй части говорится о руководственных правилах, касающихся административного и судебного ведомства церковных властей, как то: Св. Синода, епархиальных архиереев, епархиальных советов, архиерейских наместников, приходских священников, церковных попечительств и монастырских властей. Часть третья содержит в себе статьи, касающиеся суда и наказания духовных лиц за проступки и преступления. В четвертой части, озаглавленной: «Печати церковных властей», находится семь статей, определяющих форму и надписи на церковных печатях. Пятая и последняя часть содержит в себе общие постановления, главным образом, определяющие отношения церковных властей и государственных. § 33. Буковинско-Далматинская митрополия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

б. контроль за соответствием внешнего вида и внутреннего убранства церковных построек православной церковной традиции; в. оказание профессиональной помощи епархиальным древлехранителям в наблюдении за сохранностью, своевременным ремонтом, реставрацией недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, переданных религиозным организациям Русской Православной Церкви в данной епархии; г. совместно с профильными епархиальными комиссиями и епархиальным древлехранителем — пресечение действий, которые могут привести к повреждению или уничтожению недвижимых объектов религиозного назначения; д. профессиональный контроль за качеством проектных, строительных и ремонтно-реставрационных работ, проводимых на епархиальных объектах; е. помощь каноническим подразделениям епархии в согласовании проектов нового строительства с государственными разрешительными инстанциями и реставрационных проектов — с органами охраны памятников. ж. составление епархиального реестра новопостроенных и намечаемых к строительству в епархии храмов, молитвенных домов и часовен. 2.2. Рекомендации и оценки епархиального архитектора по утверждению проектов нового строительства, ремонта и реставрации не могут вступать в противоречие с нормами и регламентами, предусмотренными действующим региональным и федеральным законодательством. 2.3. Епархиальный архитектор по усмотрению епархиального архиерея может иметь реквизиты: бланк, квадратный угловой штамп и штамп для согласований. Епархиальным архитектором ведется учет всех согласованных им проектов. При освобождении от епархиального архитектора от должности все рабочие реквизиты сдаются им в епархиальное управление. 2.4. В случае возникновения разногласий по вопросам, входящих в компетенцию епархиального архитектора, для их разрешения могут привлекаться специалисты Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, о чем епархиальный архиерей направляет запрос в Совет. 3. Повышение квалификации епархиального архитектора 3.1. Епархиальный архитектор в течение года после своего назначения и далее один раз в пять лет должен пройти обучение или переаттестацию на Кафедре церковной архитектуры Московского архитектурного института и получить в Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации документ о прохождении обучения или переаттестации.

http://patriarchia.ru/db/text/5028650.ht...

1. Общие положения 1.1. Канонические подразделения Русской Православной Церкви (далее — «тюремный храм») могут создаваться и функционировать на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — «УИС»). 1.2. Тюремные храмы регистрируются в качестве юридического лица (религиозной организации), либо функционируют без такой регистрации. 1.3. Тюремные храмы являются каноническими подразделениями епархий Русской Православной Церкви, в границах которых они расположены. 1.4. Тюремные храмы осуществляют свою деятельность в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви при соблюдении действующего законодательства. 1.5. Тюремные храмы находятся под начальственным наблюдением и высшим руководством епархиальных архиереев и под руководством назначенных епархиальными архиереями настоятелей. В епархиях, где имеется достаточное количество тюремных храмов, допускается создание благочиннического округа тюремных храмов, координирующего, по благословению епархиального архиерея, вопросы тюремного служения епархии. 1.6. Тюремные храмы могут иметь недвижимое имущество религиозного назначения в собственности или безвозмездном пользовании. Допускается размещение тюремных храмов на основании соглашения о сотрудничестве в зданиях (помещениях), предоставленных УИС без оформления имущественных прав тюремных храмов на данные здания (помещения). Глава 2. Статус тюремного храма, зарегистрированного в качестве юридического лица 2.1. Тюремный храм может быть зарегистрирован в качестве юридического лица (религиозной организации) по адресу местонахождения учреждения УИС в форме епархиального подворья. 2.2. Устав епархиального подворья должен соответствовать типовой форме, принятой Священным Синодом Русской Православной Церкви. Данный устав утверждается епархиальным архиереем и вступает в силу с момента государственной регистрации подворья. 2.3. Органами управления епархиального подворья являются епархиальный архиерей и настоятель. Органом контроля за деятельностью епархиального подворья является ревизионная комиссия. Решение текущих хозяйственных вопросов поручается завхозу (старосте) епархиального подворья.

http://patriarchia.ru/db/text/3008963.ht...

Относительно епархиальных съездов, находящихся также в числе предметов, подлежащих соборному рассмотрению, настоит действительная надобность в установлении на основании опыта определенных границ для их деятельности и указании им надлежащего места и значения в ряду епархиальных учреждений. Возникшие на основании семинарского устава 1867 года 1 специально для удовлетворения нужд семинарий, мужских и епархиальных женских училищ, съезды вскоре принуждены были выйти из этих тесных границ и, по указаниям епархиальных преосвященных и по требованиям самой жизни, принимать к своему суждению общеепархиальные материальные нужды. Таким образом, съездами изыскивались и изыскиваются средства для удовлетворения нужд не только духовно-учебных заведений, но и других епархиальных потребностей – миссионерских, благотворительных и церковно-хозяйственных. Благодаря съездам возникают во многих епархиях эмеритальные, взаимовспомогательные и ссудосберегательные кассы, свечные заводы, склады для разных предметов церковного обихода: вина, масла, ладана, утвари, облачений и пр[очего]. Но вместе с тем нельзя не указать на то, что по многим епархиям съезды, вовлеченные в сферу общеепархиальных нужд, присвоили себе право полномочных хозяев, дозволяющих себе не только установлять разные обязательные сборы и облагать ими церковные доходы, но даже распоряжаться эксплуатацией церковных оброчных статей. Некоторые из епархиальных преосвященных, пользуясь прибытием на съезд священнослужителей из разных местных епархий, часто самых захолустных, вступают с ними в собеседование и по религиозно-нравственным вопросам, оказывая таким образом непосредственное архипастырское на них воздействие и в то же время сами знакомясь с такими явлениями приходской жизни, которые недоступны наблюдениям при епископских объездах епархий. Важность такого живого и взаимного обмена епископа с пастырями вообще для церковного управления в епархиях несомненна. Ввиду этого возникает вопрос о том, не следует ли присвоить епископским съездам значения вспомогательного при епископе органа не только по вопросам о материальных, но и религиозно-нравственных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Приходом, братством и сестричеством являются общины православных христиан, состоящие из клира и мирян, объединенных при храме. Они, будучи каноническими подразделениями Русской Православной Церкви, находятся под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения. Приход, братство и сестричество в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинены и подотчетны епархиальному архиерею. Они исполняют решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов из состава общины выходящие не могут заявлять никаких прав на ее имущество и средства. В случае принятия собранием прихода, братства или сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, они лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение их деятельности как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало им на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

§16. Церковно-уездная миссия может иметь в своем составе специальнаго церковно-уездного миссионера, получающего содержание от уездных миссионерских организаций, из общецерковных сумм приходов уезда и из сумм общеепархиальных. Уездный миссионер действует под руководством епархиального миссионера. Он состоит членом советов уездных миссионерских организаций. Назначение и увольнение уездных миссионеров совершается епархиальными епископами по представлениям епархиальнаго миссионера. §17. Годовой отчет о своей деятельности церковно-уездная миссия представляет чрез своего пастыря-руководителя епархиальному епископу; уездный же миссионер представляет годовой отчет епархиальному миссионеру, по запросу котораго представляет ему и повременно сведения по делам миссии. За уездом следует епархия, посему и дальнейшая ступень миссионерской организации должна быть епархиальной. IV. Церковно-епархиальная миссия. §18. Церковно-епархиальная миссия, имея общие с церковно-приходской миссией цели, осуществляет их в пределах всей епархии, совокупными силами всех причтов и мирян епархии, при содействии имеющихся в епархии специальных миссионеров, от приходскаго до епархиальнаго включительно, и под высшим руководством епархиального епископа. §19. Церковно-епархиальная миссия имеет свой центр в епархиальном городе, где она и образует свою центральную организацию: епархиальное миссионерское братство, или союз, или общество и т.п. §20. Епархиальное братство составляется из всех клириков епархии и православных мирян, входящих в миссионерския организации епархии, а равно и из желающих вступить в епархиальное братство. §21. Для управления своими делами епархиальное братство выделяет из своих членов Совет, который и называется Епархиальным Миссионерским Советом. §22. Епархиальный Миссионерский Совет (к названию котораго присоединяется еще название «Братства»; например, Епархиальный миссионерский совет Казанско-Богородичнаго Братства) возглавляется одним из живущих в епархиальном городе лиц священного сана, по избранию общаго собрания членов братства и с утверждения епархиальнаго епископа, который в необходимых случаях, может и по своему усмотрению назначить Председателя Епархиальнаго Миссионерскаго Совета. Совет имеет в своем составе не менее половины лиц в священном сане. Все пастыри-руководители церковно-уездной миссии и больших миссионерских организаций епархиальнаго города, а равно и специальные уездные миссионеры имеют право участвовать в заседаниях Епархиальнаго миссионерскаго Совета на равных с членами оного основаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Кроме того, если резолюция епархиального архиерея предусматривает наказание в виде освобождения настоятеля (настоятельницы) епархиальных монастырей от занимаемой должности, решение епархиального суда вступает в законную силу с момента утверждения соответствующего наказания Священным Синодом. Допускается обжалование в Общецерковный суд второй инстанции только тех решений епархиального суда, которые содержат  резолюцию епархиального архиерея. Соответствующая резолюция должна содержать: Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами исключительно в следующих случаях: Решения Общецерковного суда первой инстанции могут быть обжалованы только обвиняемым лицом (то есть архиереем либо руководителем Синодального и иного общецерковного учреждения). Положение устанавливает закрытый (исчерпывающий) перечень оснований обжалования данных решений. В заключение хотелось бы отметить, что, согласно Положению, дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире, рассматриваются церковными судами в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае совершения данных церковных правонарушений как до, так и после вступления в силу настоящего Положения — при условии, что соответствующие церковные правонарушения были сознательно скрыты обвиняемым лицом и в этой связи ранее не рассматривались органами церковной власти и управления. Дела по иным церковным правонарушениям рассматриваются церковными судами в случае совершения соответствующих церковных правонарушений после вступления в силу настоящего Положения. В данном случае предусматривается применение Положения «с обратной силой» при рассмотрении дел по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире. Согласно ст. 53 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Однако Положение о церковном суде не является государственным законом. Кроме того, данное Положение не устанавливает ответственность (наказание) за совершение церковного правонарушения. Виды ответственности (наказания) виновных лиц устанавливается, как уже было отмечено выше, церковными канонами. Положение, определяя порядок церковного судопроизводства, не вводит новых канонических правил (о видах церковных правонарушений и ответственности за них).

http://patriarchia.ru/db/text/426316.htm...

Председателем Епархиального совета является епархиальный архиерей. Совет заседает регулярно, не реже одного раза в полгода. Кворум совета составляет большинство его членов. «Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний». В случае разногласия между членами совета, дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес даёт голос председателя. Журналы заседаний подписываются всеми членами Епархиального совета. Епархиальный совет, в соответствии с указаниями правящего архиерея, выполняет решения Епархиального собрания, отчитывается перед ним о проделанной работе; устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания, представляет Епархиальному собранию годовые отчёты; «рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии; заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов; определяет границы благочиний и приходов» (X, 44); рассматривает отчёты благочинных; наблюдает за деятельностью приходских советов; рассматривает планы строительства, капитального ремонта и реставрации храмов; ведёт учёт имущества епархии и принимает меры по его сохранности; решает вопросы, связанные с имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; при этом «недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно: здания, сооружения, земельные участки – могут отчуждаться только по решению Епархиального совета» (X, 44). Епархиальный совет осуществляет ревизию епархиальных учреждений; заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников; решает любые иные дела, которые направляет ему архиерей; рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Примечание. Круг дел, подлежащих ведению мона­стырского стола, и способы обсуждения и решения их в Епархиальном Совете определяются особою Инструкциею, ут­верждаемою Высшим Церковным Управлением. 64. В каждой епархии состоит один или несколько благочинных над монастырями; при благочинных могут быть помощники. Те и другие избираются епархиальным Архиереем из монашествующих лиц. 65. Производство следствий по делам, касающимся монашествующих, поручается особому следователю из монашествующих, назначаемому епархиальным Архиереем на три года из (двух-трех) кандидатов, избираемых Епархиальным Монашеским Со­бранием. 66. В дознаниях и следствиях над настоятельницами участвуют одна монахиня и настоятельница другого монастыря, по назначению епархиального Архиерея. 67. Ежегодная поверка денежных сумм, монастырской от­четности и состояния монастырского хозяйства производится особою Комиссией, назначаемой епархиальным Архиереем. 68. В епархиях с малым количеством монастырей и монашествующих монастыри, с разрешения Высшей Церковной Власти, могут находиться в непосредственном управлении епар­хиального Архиерея. XI. Епархиальное Монашеское Собрание 69. Епархиальное Монашеское Собрание созывается из представителей мужских и женских монастырей, епархиальным Ар­хиереем по мере надобности. 70. Членами Епархиального Монашеского Собрания состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) представители от монастырей епархии, избранные на 6 лет в числе, определяемом по местным условиям епархиальным Архиереем, в) члены Епархиального Совета и г) по приглашению епархиального Архиерея опытные в духовной жизни и наиболее полезные для дела иноки. 71. В выборах представителей от монастыря на Епархиальное Монашеское Собрание участвуют только манатейные монахи и монахини. 72. Председателем Епархиального Монашеского Собрания состоит епархиальный Архиерей или, по его уполномочию, викарий. Из своей среды Собрание избирает помощников председателя и секретарей. 73. Епархиальное Монашеское Собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастырей епархии, б) рассмотрение донесений монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей и в) выборы члена Епархиального Совета от монашествующих, а также других представителей от монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

29. Викарный архиерей назначается на должность (освобождается от должности) по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода. Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются Положением о епархиальных викариатствах, утверждаемым Священным Синодом, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея. В помощь епархиальному архиерею также могут назначаться викарные архиереи, не управляющие викариатствами. Полномочия таковых определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея. 30. Викарный архиерей по должности является членом епархиального совета и епархиального собрания епархии с правом решающего голоса. 31. Для осуществления своей деятельности викарный архиерей: а) созывает собрание священнослужителей викариатства; б) создает совет и службу делопроизводства викариатства. Собрание священнослужителей викариатства и совет викариатства являются совещательными органами при викарном архиерее. 32. Собрание священнослужителей викариатства состоит из священнослужителей всех канонических подразделений викариатства. Полномочия, а также порядок деятельности собрания священнослужителей викариатства определяется Положением о епархиальных викариатствах. Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. 33. В совет викариатства входят: а) викарный архиерей; б) благочинные округов, входящих в состав викариатства; в) духовник викариатства; г) по одному священнослужителю, избранному сроком на три года собранием священнослужителей викариатства от каждого благочиния, входящего в состав викариатства; д) не более трех священнослужителей по усмотрению епархиального архиерея. Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея. Состав совета викариатства утверждается епархиальным архиереем.

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010