Власть в Поместных Церквах принадлежит Поместным Соборам, либо исключительно епископским, либо с непременным участием епископов во главе с первыми епископами: патриархами, архиепископами, митрополитами. В местных Церквах-епархиях полнота власти принадлежит правящим архиереям, которые осуществляют управление внутри епархии чрез своих представителей – пресвитеров, возглавляющих приходы, а также назначая на различные административные должности, облеченные определенными властными полномочиями, клириков и мирян. В епархиях и приходах могут также существовать действующие под верховной властью епископа органы коллегиального церковного самоуправления, например Епархиальные или Приходские собрания в составе клириков и мирян. По своему характеру церковная власть существенно отличается от власти политической, или государственной. Хотя с человеческой стороны Церковь – тоже один из общественных союзов, однако это союз совершенно особого рода, природа и цель которого не замыкаются земным горизонтом, ибо Церковь Господь создал не для удовлетворения земных и временных потребностей человечества, но для спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти, создал ее для того, чтобы уже здесь, на земле, в ее лоне человек готовился для вечной жизни со Христом. В связи с этим церковная власть прибегает к иным методам в осуществлении своих функций, чем власть государственная. Самое существенное отличие тут заключается в том, что церковная власть не уполномочена Основателем и Главой Церкви принуждать физически, принуждать насилием, на что правомерную монополию имеет только государственная власть. Спаситель указал на принципиальное отличие мирской власти от власти духовной, когда, наставляя Своих учеников, сказал им: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:25–28 ). Таким образом, по слову Христа Спасителя, власть в общине Его учеников, в Церкви, призвана быть жертвенным служением во образ Христа, распятого за нас на Голгофе. Идеал власти как служения противопоставлен здесь, разумеется, не светской власти как таковой, какой она должна быть в соответствии со своим высшим назначением, а той эмпирической реальности, в какой эта власть обнаруживала себя во время земной жизни Христа, как, впрочем, и в иные эпохи. 40.2.Виды церковной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Искренне убежден, что особенно ценным был для тебя опыт работы под омофором Преосвященного митрополита Ювеналия, принимавшего сегодня участие в твоей епископской хиротонии. Говорю это с уверенностью потому, что сам лично знаю этого достойнейшего архиерея на протяжении многих десятилетий. Известно, что находящаяся в ведении владыки Ювеналия епархия являет добрый пример в организации всех направлений церковной деятельности. Несмотря на молодые годы тебе уже довелось нести послушание в должности заведующего канцелярией Московского епархиального управления, быть игуменом обители, благочинным храмов Коломенского округа. Все это позволило тебе обрести ценный административный опыт. Используй же его творчески и в предстоящем тебе новом служении. Как помощник правящего архиерея, старайся во всем являть единомыслие с ним, показывая добрый пример послушания. В монашеском постриге ты получил имя в честь апостола Петра. Стремись подражать своему тезоименитому небесному покровителю в искренности веры, в решительном исповедании Христа, в готовности осуществлять волю Господню, оставив все житейские попечения. Будь ревностным исполнителем богодухновенных слов первоверховного апостола: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). Вместе с тем всегда помни о том, что без содействия Божественной благодати, лишь личными способностями и упорством в труде не добиться настоящего успеха ни в каком церковном деле, в отличие, может быть, от дел мирских. Тем более если речь идет о таком славном и ответственном служении, как служение епископа. Рассуждая о столь необходимой для человека Божественной помощи, афонский подвижник преподобный Силуан говорил: «Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: " Просите и дастся " . И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией» (Софроний, иером. Старец Силуан. Paris, 1952. С. 137).

http://patriarchia.ru/db/text/4649231.ht...

А что, если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а патриарх и епископы подотчетны соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрецерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6, 1-5). Между прочим,внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерахичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительсности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно,а потому они только сейчас выстраиваются, и верующие учатся ими пользоваться.Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присуствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://pravoslavie.ru/52061.html

А что если предположить, что все священники, а может даже епископы, а за ними и миряне стали бы членами этого профсоюза? Этого нельзя отрицать, так как в иерархической структуре Церкви каждый оказывает подчинение более высокой инстанции, а Патриарх и епископы подотчетны Соборам. С кем бы тогда вел диалог этот профсоюз? Весь процесс превратился бы во внутрицерковную дискуссию. Так зачем же ее было изначально выносить за пределы Церкви? В данном случае уместно вспомнить слова святого апостола Павла: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» (1 Кор. 6:1-5). Между прочим, внешний мир, провозглашая демократию своей ценностью, отнюдь не отказывается от иерархичности системы управления. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительности они намного выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных Соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Например, насколько румынские священники исчерпали внутренние церковные механизмы решения проблем своего социально-экономического положения? Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно, а потому они только сейчас выстраиваются и верующие учатся ими пользоваться. Почему же не направить свою творческую энергию на созидание внутренних механизмов Церкви для решения возникающих проблем? Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присутствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

http://patriarchia.ru/db/text/2058669.ht...

( Ин.20:19–21 ). Посылая вместо Себя учеников Своих, Спаситель передал им и всё своё Божественное дело, всю Свою власть на управление Своей Церковью и приведение ко спасению рода человеческого. „От Божественной силы Его даровано нам (апостолам) всё потребное для жизни и благочестия“ ( 2Пет.1:3 ). Св. апостолы указывали на посланничество от Господа, как на верное доказательство истинности их служения: „Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас“ ( 2Кор.5:20 ). Напротив, не имеющих посланничества они лишали права проповеди: „как проповедят, если не будут посланы“ ( Рим.10:15 ). Будучи сами посланниками Господа, св. апостолы и других через таинственное рукоположение посылали на дело спасительной проповеди. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. ( Деян.13:2,3 ). И сии последние так же имели своих посланников или преемников: „Напоминаю тебе, пишет сам ап. Павел Тимофею, возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение. ( 2Тим.1:6 ). „Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим.4:14 ). Преемники апостольские, в свою очередь, также по заповеди апостолов, рукополагали пастырей св. Церкви: „Для того я оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал“ ( Тит.1:5 ). Такое преемство епископского служения в истинной Церкви Христовой должно продолжаться до второго Христова пришествия. „ Церковь от времён самих апостолов и через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последние времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова“. (Бл. Август. против противн. зак. и прор., гл. 1, числ. 39). Св. Ириней пишет: „Мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами и преемников их даже до нас“ (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пастыри и пасомые! Всей полнотой архипастырской любви своей молю вас, поддерживайте всеми мерами единение между собою и со всей Православной Русской Церковью – в этом счастье, величие и сила всего русского народа как в прошлом, так и в будущем. В настоящее же время это единение особенно необходимо для успешной борьбы с нашими врагами – внутренними и внешними. Предстоит в скором времени созыв чрезвычайного Киевского епархиального съезда. Хочется думать и иметь уверенность, что духовенство и миряне отнесутся к этому съезду серьезно и с должной подготовкой, основательно обсудят предложенные вопросы, вынесут постановления православные, законные, полезные, заслуживающие немедленного осуществления. Молю вас, пастыри и пасомые, помнить, что если вы призываетесь к активному участию в церковном епархиальном управлении, то этим самым возлагается на вас великая ответственность пред всей Киевской Церковью. Отнеситесь же к таким великим своим обязанностям как должно, внимательно, усердно, терпеливо и, главное, имея в сердце своем дух Христов, и да не будет между вами разделений и вражды. Молю вас помнить наставления святого апостола Павла: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:20–21 ). 2 Произнесено 5 июля 1892 года в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.//Самарские епархиальные ведомости. 1892. 14. Часть неофициальная. С. 614–619. 4 Речь произнесена в Воскресенской, в Барашах, церкви 13 сентября 1901 года. Священник Василий Маврицкий издатель журнала «Пастырский собеседник».//М. 1901. 7 с. 9 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 1–3. 10 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе. Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца. Итак, безответны те, у которых сердца нечисты, исполнены пристрастием к земным благам, и потому они и знать не хотят Евангелия Христова. А это духовная смерть. Пусть же не верующие в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу помнят изумляющие и умиляющие нас слова Спасителя нашего: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). Аминь. 1958 г. Слово при погребении бухгалтера-ревизора Крымского епархиального управления Владимира Валентиновича Ельцова Скорбим, скорбим мы о нашем любимом, дорогом друге и незаменимом сотруднике Владимире Валентиновиче Ельцове. Он очень любил меня, а я очень любил его – любил его за чистое сердце его. Ясно видел я, что это чистый, добрый христианин, и мучительно, тяжело было мне наблюдать продолжительную тяжелую болезнь его. Он был милосерд: его знали все нищие, знали все, кто приходил за пособием в епархиальное управление. Был он к ним всегда внимателен, ласков; нередко помогал им и из собственных средств. «Блажени милостивии: яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Все, кому приходилось иметь с ним дело по службе, отходили от него с улыбкой, успокоенные лаской и теплом, которые излучало его сердце, полное любви. Несмотря на тяжелую и мучительную болезнь предсмертную, самая смерть его была блаженной. Она вполне соответствовала тому, что читаем мы в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «...отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними » ( Откр.14:13 ). Последние минуты его жизни были отмечены Самим Богом как блаженные минуты. Он лежал в полузабытьи в своей постели и вдруг открыл глаза и сказал: «Где я? Мне так хорошо – где я?» – «Как где?! На своей постели». – «Нет, Нет! Нет, меня вознесли, вознесли высоко... Высоко вознесли и посвятили меня... Никогда в жизни не было мне так легко и хорошо».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Во всяком случае, пресечение всего, истекающего отсюда, зла и вреда лежит, очевидно, на обязанности главного начальника с ответственностью за самоё зло и вред, и за самых лиц близких домашних... Так и у Пророка – Прозорливца и Чудотворца Елиссея был слуга Гиезий, злоупотребивший его авторитетом и доверенностью; но он же и не был оставлен без вразумления и исправления. Был у Апостола Павла слугою Онисим, бежавший от своего прежнего господина, который, как видно, и не заботился разыскивать его для возвращения к себе, как непотребного; – но этот непотребный и беглец, находясь в услужении св. Апостолу, сделался таким, что сам св. Апостол, возвращая его к прежнему господину, свидетельствовал о нём так: «Молю тя о моём чаде... Он был некогда не годен для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мою утробу. И хотел бы удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне во узах за благовествование, но без твоего согласия я не хотел этого сделать... Не как уже раба прими его, но выше раба, как брата возлюбленного особенно мне, а тем более тебе и по плоти и в Господе» ( Флм. 1:10–16 ). Понятно, от чего зависела и произошла такая перемена в описываемом слуге, что он стал для самого Апостола его чадом, его утробою, братом возлюбленным, и не только для него (Апостола), но и для прежнего господина, перед которым был негоден. Об отношениях и влиянии со стороны высокопр. Филарета на лиц приближенных – доверенных и на домашних его келейных и будет наша следующая речь. Скажем, прежде всего, несколько слов о лицах, приближенных и доверенных не в смысле отношений только личных, но таких, которые, естественно, могли иметь влиятельное значение по части управления и не только делами лаврскими, но и обще-епархиальными. Не скрываем, что при всех достоверных данных, имеющихся у нас под руками, мы всё-таки, кажется, не решились бы коснуться настоящего предмета по самому нашему званию и состоянию иноческому, чтобы не быть выставителями и судьями деяний святительских в рассматриваемом роде и значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Мы призываем всех наших братьев и сестер, считающих себя учениками, последователями или духовными чадами прот. Головина определиться: что для вас важнее – прот. Владимир Головин или Церковь и Её глава Христос? Если вы считаете, что благодаря ему вы пришли в Церковь, оставайтесь в Церкви и примите ее суждение. Это поможет и уважаемому вами пастырю отречься от своих ошибок и не отпасть от своей Матери. Если же для вас важнее всего он – задумайтесь: в Церковь ли он привел вас или к самому себе? В истории не раз бывало, что харизматичные проповедники увлекались теми или иными лжеучениями, после чего Церковь призывала их к покаянию и исправлению. Тогда для них и для их последователей наступал момент истины. Во многом поведение этих учителей диктовалось поведением их паствы – паства оставалась в Церкви – оставались и они. Паства уходила в раскол – уходили и они. Давайте вместе с вами поможем любимому вами пастырю отказаться от своих заблуждений, прекратить нецерковные практики и вновь стать тем, кем, по его словам, он стремился быть изначально: простым, скромным и незаметным сельским батюшкой, делящим со своей паствой все ее тяготы, сложности и лишения. Сейчас нам с вами особенно важно осознать смысл предупредительных грозных слов Христа Спасителя: «Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 15-23). Пусть слова святого апостола Павла будут верным ориентиром в служении каждого члена Церкви: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10, 18). Мы обращаемся, прежде всего, ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

http://pravoslavie.ru/115322.html

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010