Теперь священник понял, что записки эти при жизни стоявшего тут окованного собрата его, бывшего тут прежде настоятелем этой же церкви, вероятно, остались непрочитанными им во время совершавшихся им божественных литургий. Посему, начавши службу, он начал поминать на проскомидии имена живых и умерших, означенных в записках найденного им мешка, и лишь только он окончил чтение их, как тяжёлые железные цепи, коими окован был загробный узник, в одно мгновение с шумом спали с рук и ног его и рухнули оземь; а сам он, сделавшись свободным от уз, подошёл к служащему священнику и, не говоря ни слова, поклонился ему в ноги до лица земли. Затем, вдруг, ни его, ни железных оков не стало видно. После сего существо загробное не являлось уже более во время божественных служб. (Странник, за 1867 г., март месяц, стр. 125). 12 . Дочь сенатора Резанова, Анна Дмитриевна, вскоре после смерти своей матери, увидела её во сне; умершая сказала ей: «долго ли тебе, друг мой, плакать обо мне? Утешься: 15 апреля мы соединимся навсегда». Анна Дмитриевна рассказала этот сон своим родным и друзьям, а они уверили её, что этот сон – пустая грёза, и в июле месяце она вышла замуж. Но наступило 15 число апреля 1822 г., день, когда от неё благополучно родилась дочь. Помня слово матери, А. Д. накануне 15 апреля исповедалась и приобщилась, а 15 апреля благословила новорождённую дочь свою и сказала: «не мне тебя воспитывать», и вечером того же дня скончалась. (Душеполезное чтение, 1862 г., апрельская книжка, 463–468). 13 . В первых числах сентября 1848 г., о. протоиерей С-в увидел во сне знакомого ему умершего священника Посельского, который сказал ему; «напиши твоей знакомой, графине Анне Алексеевне Ордовой-Чесменской, чтобы она приготовилась к смерти». Но протоиерей не поверил сну и не писал графине. Спустя неделю, опять приснился ему тот же священник и повторил ему то же самое. Но протоиерей и на этот раз не решился писать. Наконец, умерший ещё раз приснился, сделал ему выговор за неисполнение и прибавил: если ты пропустишь хоть одну почту и не напишешь ей: то твоё известие уже не застанет её в живых, и Бог взыщет с тебя. Протоиерей проснулся, подумал, опять заснул, и вот – новый сон: он как будто на кладбище, в том краю, где жила графиня, а графиня в толпе народа просит у какого-то старичка денег. Но тот отказал, а протоиерей дал ей столько денег, сколько было нужно, и после того увидел на том же кладбище небольшую комнату графини. Пробудившись от сна, он сразу же написал графине письмо и советовал ей каждый час быть готовой к смерти. Она показала это письмо своему духовнику и в тот же день исповедалась, а на другой день приобщилась св. Таин и вскоре после приобщения в тот же день внезапно скончалась, 6 октября 1848 г. (Душеполезное чтение, 1862 г., февральская книжка, 242–245).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Карпаю – 2-е к Тимофею. И с леностию такие шашни водятся, что м... Владыка предложил консистории взять книги для некоторых церквей. Если консистория раздобрится, то и нам надо раздобриться. Напишите для сведения, сколько консисториалов... и столоначальников. Будьте здоровы и веселы. Протопопице желаю, сверх того, всяких льгот по хозяйству, чтоб все по маслицу текло. Ваш богомолец Еп. Феофан. 393. О выписке книг для консистории. О письмах против Пашкова О выписке книг для консистории. О письмах против Пашкова: пошли еще два письма в «Душеполезное чтение». 7 июня 1880 г. Милость Божия буди с Вами! Замешкался Алеша с своими книгами. И это вынудило меня просить Владыку, чтоб он распорядился с присланными уже, а другие пришлю по отпечатании их вновь. Ваше письмо с извещением о числе чиновных лиц в консистории пришло после того, как я уже писал Алеше о высылке книг и о приложении по 10 экземпляров каждого наименования на консисторскую братию. Кажется, недостанет. Но, может быть, можно консисториалам всем – всех книг по экземпляру взять, и секретарю тоже... А столоначальникам по одной какой. Тогда, может быть, достанет. Впрочем, не жалко и еще подослать. Справьтесь, пожалуйста, сколько бы еще подослать, чтоб все были довольны,– и поскорее напишите. Я пришлю. У меня еще есть они. Да извольте на этот раз отказаться от подражания старому Чернавскому благочинному. Желаю всем вам предоброго здоровья. Николай Васильев пишет, что питерское иерейство расчувствовалось над письмами моими об еретике... и напечатало его в 20 т[ысячах] экземпляров, чтоб раздавать даром. Другие пишут, что раздается. Это разохотило и еще позадорничать. И пошли уже 2 письма еще в «Душеполезное чтение». Да и еще не конец. Здоровье мое нешто. Глаз все еще видит немного. Благослови вас Господь всех! Ваш богомолец Еп. Феофан. 394. Шутливое наказание протопопу и законоучителю. О поездке в Тамбов Шутливое наказание протопопу и законоучителю. О поездке в Тамбов. О здоровье. Общие благословения и благожелания. 25 окт. 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Париже князь Долгоруков, кажется, зять Марии, издал книгу verite san la Rossie, где выдал наружу всю дрянь и множество лиц поимённо назвал кого вором, кого шпионом, кого мошенником. В числе обруганных им были два старые генерала, находящиеся в Париже. Один из них вызвал на дуэль Долгорукова и сказал, что если он будет убит, то на сыновей своих возложит обязанность драться. Долгоруков как-то уклонился от дуэли, но боится показаться куда либо, чтобы его не поколотили. В Лондоне начато стеоретипное издание русского перевода Библии , но не с Исаии, как сначала хотели, а с книги Бытия, которая и издана. К каждой книге будет приложено введение, чтобы составить курс библейской экзегетики. Вадим 123 , издатель перевода, обращается ко всем русским, прося доставить переводы, которые ходят в руках русских духовных. Из прилагаемого при сем объявления Вы отчасти можете уразуметь дух, в котором будет сделан перевод. Листок сей из Колокола. Жалко будет, если распространится по России этот перевод. Он имеет очевидною целью подорвать верование в слово Божие. Нужно бы торопиться изданием перевода у нас в России и пустить его по возможно дешёвой цене. Особенно светские наши полуучёные схватятся за этот перевод, и вооружась мнимою мудростью, будут рассеивать ложное учение 124 . 1860 г., мая 5. Важная новость та, что начата в Право славном Обозрении русского перевода пророка Исаии. Душеполезное Чтение хлопочет издавать перевод учительных книг того же о. Макария 125 . Таким образом добрый его труд не пропадает под спудом. Душеполезное Чтение имеет 2500 подписчиков, а Православное Обозрение 1200. Но перевод священного Писания поднимет, вероятно, оба журнала Погодин распускает слухи о своём споре с Костомаровым 126 что это не более как комедия, сыгранная ими по заранее условленному плану. Когда Погодина выносили на руках из залы, то некоторые потчивали его кулаками в бока. Перед тем как он собрался читать свою лекцию об Алексее Петровиче, кто-то из генерал-адъютантов подошёл к нему и сказал: Государю было бы очень приятно, если бы вы не читали своей лекции. Погодин возразил, что собраны деньги и слушатели, тот повторил опять те же слова. Но Погодин читал. На днях он женился, неделю спустя после своего сына, на бывшей некогда в доме его гувернантке, которая вышла замуж и овдовела, и с молодою женою поехал на Кавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Господи помилуй нас. Я писал в «Душеполезное Чтение»; в апрельскую книжку не пошло; будет в майской. Несколько строк написал и в «Церковный Вестник». Не знаю, будет ли это напечатано. Пересмотревши книгу, посмотрю, может быть, и напишу что. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 18 апреля 1876 г. Письмо 1104. По напечатании статьи в защиту перевода LXX. Разные ответы и отзывы Милость Божия буди с вами! Дождались, наконец, мы статьи. Получил я и оттиски. Пришлю – побольше. Дадите кому. Что-то она породит? Какого Горского вызовет? «Церковный Вестник» что-то не печатает. Между тем там дело прописано, хоть не широко. Может быть, редактору и не сручно напечатать, в виду того, что над главою – заправитель перевода. Так забегите как-нибудь к нему, и возьмите. Куда ж ее? – Думаю, туда же, в «Душеполезное Чтение» и перешлите. Я пишу о сем к о. Василию. И после буду настаивать все на том, что Церкви должно слушать, и направления ее изменять не следует. Вас все крушит Корецкая. Что делать? Потрудитесь. Из красавиц ни одной не знаю, которая была бы гожа в настоятельницы. – Мудреная это вещь! – Не спешите однако ж переменами. Потихоньку, чтобы шуму меньше было. Нет ли где наличной игумении исправной. Тогда поменять легче, чем сменять. Раскольники мутят наших законодателей. Пусть пригадывают, что пригадают. – А молоканам хотят дать то, в чем они не нуждаются. Молоканы – не безвредны, как и безпоповцы, – и штундисты. Турции точно несдобровать. Но я боюсь, как бы европейские друзья не подрались. Начнут кричать: а мне-то, а мне-то, и пойдет кутерьма. Боже упаси. Я здоров; чего и вам желаю, с придатком всегдашнего спокойствия и веселонравия. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. Родилось похотение – посмотреть, что се есть «Гражданин», – и послал деньги, давно-давно. Был месячный запрет «Гражданину», но он должно быть кончился уже. А «Гражданина» все не шлют. Не будете ли проходить мимо сего господина, толкните его под бок, рекше: что се! 12 мая 1876 г. Письмо 1105. Порывы к путешествиям. Еще к делу о защите греческого текста против «мазоретчины»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ф.Л. Голубинский, определяя философию как любовь к мудрости (а не мудрость), утверждал, что мудрость дается религией, верой, и все философское познание возводил к Богу, переплетая философию с богословием. Мир в Боге, и Бог во всех, кто ищет и кто любит Его. Отсюда и термин «любомудрие», философия любви. В.Д. Кудрявцев развил положение Ф.Л. Голубинского о том, что у нас есть особый орган познания Божества, и полагал этот орган в уме человека. Бог и разум, вера и мышление, философия и религия «едины (суть) усты». Созерцай и веруй – и спасен будеши. Такова немудрая философия второго нашего якобинца. А.И. Введенский не выдвигал на первый план теории органа созерцания, но за его философией оценки, аксиологии, стоит также вера. Он явление рассматривал с точки зрения достойного, критерием чему может быть аспект религии… Он утверждал, что наша философия должна пойти по своему самобытному пути, христианскому. «Если немецкая, а потом и французская философия, – говорил Алексей Иванович, – определятся как философии личности, то наша, русская, философия будет развиваться как стремление к преобразованию жизни, в которой монизм должен получить преобладание над дуализмом. Философия и жизнь пойдут по пути соборности сознания. Интересы этой философии должны концентрироваться вокруг вопросов “ценности” личной и общественной морали в свете христианского учения и опыта». Вот его философия, его аксиология. И все-таки, несмотря на искренность своего философствования, Алексей Иванович не выдержал натиска навалившихся на него вопросов и проблем христианского монизма в его постановке и счел за лучшее для себя и своей аксиологии заняться публицистикой. Он начал сотрудничать с редакцией «Московских ведомостей», а затем стал редактором журнала «Душеполезное чтение». Редактирование газеты «Московские ведомости» (с 1898 года) и руководство журналом «Душеполезное чтение» (1902–1907 годы) поглотили в нем и философа, и ученого. А.И. Введенский пропал и для богословия, и для философии. К нам, студентам, Алексей Иванович относился с большой терпимостью, и когда студенту грозила какая-нибудь неприятность, он нередко заступался за «греховодника» как у ректора, так и в совете.

http://pravoslavie.ru/32319.html

   Нам кажется, что чем яснее будет дано понятие о Боге, Его свойствах и совершенствах жизни, тем большую возможность мы будем иметь правильно понять жизнь богосозданных, духовно свободных, разумных тварей. Ибо всякое бытие и всякая жизнь получила свое начало от жизни Единого Бога, Творца всей вселенной, и Его же Божественной жизнью должна существовать всякая тварь, а особенно разумные свободные и духовные твари.    Здесь же мы постараемся хоть немного прояснить Божественную идею, цель создания Богом мира и человека как образа и подобия Божия (Быт. 1:26, 27, 9:6), т.е. выразителя Божественной жизни любви, ее свойств и совершенств. Постараемся также указать причину и последствия отпадения Ангелов и человека от любви в самолюбие, породившее все беды и скорби в жизни, преследующие человека до настоящего времени.    С особенным вниманием мы постараемся выяснить причину и основание обетования Божия о Семени Жены (Быт. 3:14—15) – Спасителе мира, о Его явлении в мир через вочеловечение, или воплощение, указав неизбежность этого боговоплощения для восстановления человечества в единство жизни с Богом и возобновления союза любви с Ним.    Все здесь изложенное мы основываем на учении Божественного Откровения и Св. Отцов и учителей Церкви Православной, а равно и многих христианских писателей последнего времени, не заимствуя, однако, мыслей из учения инославных богословов и учителей тех церквей. Мы руководствуемся в своем сочинении преимущественно учением Св. Библии, потому что она, как древнейшее богооткровенное Писание, известна народам всего мира и пользуется авторитетом в глазах всех благомыслящих людей. Из других источников назовем:    Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии.    Бронзов. Христианская заповедь о любви./Душеполезное чтение. 1908 г.    Николин. Образ Божий в человеке./Душеполезное чтение. 1908 г. Январь.    Беляев. Любовь Божественная.    Олесницкий. История нравственности.    Кудрявцев. Источники идеи Божества.    Кудрявцев. Религия, ее сущность и происхождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2625...

Нам кажется, что чем яснее будет дано понятие о Боге, Его свойствах и совершенствах жизни, тем большую возможность мы будем иметь правильно понять жизнь богосозданных, духовно свободных, разумных тварей. Ибо всякое бытие и всякая жизнь получила свое начало от жизни Единого Бога, Творца всей вселенной, и Его же Божественной жизнью должна существовать всякая тварь, а особенно разумные свободные и духовные твари. Здесь же мы постараемся хоть немного прояснить Божественную идею, цель создания Богом мира и человека как образа и подобия Божия ( Быт. 1:26, 27, 9:6 ), т.е. выразителя Божественной жизни любви, ее свойств и совершенств. Постараемся также указать причину и последствия отпадения Ангелов и человека от любви в самолюбие, породившее все беды и скорби в жизни, преследующие человека до настоящего времени. С особенным вниманием мы постараемся выяснить причину и основание обетования Божия о Семени Жены ( Быт. 3:14–15 ) – Спасителе мира, о Его явлении в мир через вочеловечение, или воплощение, указав неизбежность этого боговоплощения для восстановления человечества в единство жизни с Богом и возобновления союза любви с Ним. Все здесь изложенное мы основываем на учении Божественного Откровения и Св. Отцов и учителей Церкви Православной, а равно и многих христианских писателей последнего времени, не заимствуя, однако, мыслей из учения инославных богословов и учителей тех церквей. Мы руководствуемся в своем сочинении преимущественно учением Св. Библии , потому что она, как древнейшее богооткровенное Писание, известна народам всего мира и пользуется авторитетом в глазах всех благомыслящих людей. Из других источников назовем: Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии . Бронзов. Христианская заповедь о любви./Душеполезное чтение. 1908 г. Николин. Образ Божий в человеке./Душеполезное чтение. 1908 г. Январь. Беляев. Любовь Божественная. Олесницкий. История нравственности. Кудрявцев. Источники идеи Божества. Кудрявцев. Религия, ее сущность и происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miro...

Кроме того, все чаще в современной жизни мы лишаем себя спокойствия духа и, так сказать, отравляем свое существование крайнею озабоченностью внешним благосостоянием, и отсюда – паникой. Мы боимся ныне всевозможных бедствий. Есть такие, которые приходят в дрожь от каждой грозы, от каждой пожарной тревоги, от каждого малого стука ночью, так что и не спят. Другие напрасно подозревают в себе болезнь, от которой будто бы будет им мгновенная смерть; некоторые, находясь в многолюдном собрании, каждый раз представляют себе, что вот тут случится пожар или обрушится потолок, а в безлюдном месте опять боятся остаться одни, не смеют и пройти безлюдным местом. А как много ныне таких, которые при малейшем поводе выходят из себя, чуть не болеют, если не исполняется какое-нибудь их желание! Пугливость и нетерпеливость этого рода овладевают ныне даже целыми массами людей вроде какой-то эпидемии. Что же за причины чрезмерной боязливости нашей, и пред частыми и общими какими-либо бедами? Это именно – возбужденное состояние во всех, крайняя напряженность нервов, нервная слабость, а главное – упадок веры и страха Божия и отсюда отсутствие преданности воле Божией. Так и возрастает ныне число душевнобольных, которые все в высшей степени нервны, и овладевает многими отчаяние до самоубийства. Примечания: 1 Милонова лично знал настоятель Святогорской пустыни, архимандрит Герман, полагавший начало своей иноческой жизни в Глинской пустыни. Он пользовался доверием Милонова и всю историю его слышал от него лично. Со слов Германа и сообщаются здесь о нем верные сведения. 2 Событие это было рассказано самой дамой священнику, а им было напечатано в журнале «Странник» 1863 г. м. сентябрь. Имя, отчество и фамилия дамы в рассказе не указаны полностью, – указаны только три начальные буквы: А.Н.К. 3 «Странник», 1866. 4 «Душеполезное чтение», 1861. 5 «Душеполезное чтение», 1866, июль. 6 Случается иногда, что люди кончают с собою в расстройстве умственных способностей или в умопомешательстве. Хотя, по-видимому, самоубийство здесь является случайным, но без участия духа злобы и тут не обходится дело. Нужно думать, что предшествующая жизнь человека не была высока нравственно и давала доступ к нему диаволу, и если диавол по тем или другим причинам не успел привести человека к самоубийству в здравом его состоянии, то он нашел возможность сделать это в то время, когда тот впал в умопомешательство. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010