Нельзя сказать, чтобы и в ветхом человеке до обновления верою Христовою ничего не осталось хорошего в нравственной жизни. В мире языческом встречались примеры нравственных достоинств. Но к этим достоинствам примешивалось немало нечистого. Например, и язычникам была свойственна любовь к ближним, но она не простиралась на врагов. И между язычниками были люди, которые удерживались от мести обидчикам, но так они поступали не по любви к ним, а единственно по гордости и презрению к ним. И язычники иногда терпеливо переносили беды и напасти житейские, не роптали и никому не жаловались на свою жалкую участь, но это терпение и равнодушие их было следствием суеверия и веры в слепую судьбу, неумолимый рок (fatum), тогда как христианское терпение соединено с преданностью воле Божией, благой и премудрой. Такова сила и благотворное влияние Христовой веры на нравственную жизнь человека. («Душеполезное чтение». 1897. Август. С. 591.) Богомыслие есть святое размышление: 1) о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении Его на Небо и 2) о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем и 3) о прочих подобных глубоких тайнах христианства. (Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Т. 5. С. 118.) В Вера. Иная есть общая вера – православная, т. е. правые догматы о Боге и Его творениях, мысленных и чувственных, как по благодати Божией приняла Святая Соборная Церковь , и иная вера – видения, т. е. познания, которая отнюдь не противится родившей ее, но еще более ее утверждает. Первую мы получаем от Божественного Крещения по благодати Христовой, а не от дел, т. е. соблюдения заповедей и терпения искушений; вторая же, т. е. великая вера видения, рождается в нас после делания, и об этой именно вере, т. е. вере видения, сказал Господь: «Аще бысте имели веру яко зерно горушно» ( Лк.17:6 ). (Св. Петр Дамаскин . Кн. 2. С. 6.) Видение. В отеческих писаниях различается деяние и видение. Деяние – исполнение заповедей, а видение – созерцание умом таинств, не подлежащих чувствам. Искать его отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести. (Жизнеописание монахини Магдалины. СПб., 1878. С. 16.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Такова сила и благотворное влияние Христовой веры на нравственную жизнь человека (Душеполезное чтение. 1897. Август. С. 591). Богомыслие — святое размышление: 1) о Вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном Воскресении и Вознесении Его на Небо; 2) о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем; 3) о прочих подобных глубоких тайнах христианства (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. С. 118). Вера . Одна есть общая вера — православная, то есть правые догматы о Боге и Его творениях, мысленных и чувственных, как по благодати Божией приняла Святая Соборная Церковь, и другая вера — видения, то есть познания, которая отнюдь не противится родившей ее, но еще более ее утверждает. Первую мы получаем от Божественного Крещения по благодати Христовой, а не от дел, то есть соблюдения заповедей и терпения искушений; вторая же, то есть великая вера видения, рождается в нас после [внутреннего] делания, и об этой именно вере, то есть вере видения, сказал Господь: аще бысте имели веру яко зерно горушно (Лк. 17, 6) (Преп. Петр Дамаскин. Творения. М., 1993. Кн. 2. С. 6). Видение . В отеческих писаниях различается деяние и видение. Деяние — исполнение заповедей, а видение — созерцание умом таинств, не подлежащих чувствам. Искать его отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (Жизнеописание монахини Магдалины. СПб., 1878. С. 16). Возмездие безмолвия и прочих деланий в нынешнем веке есть видение (созерцание) существующего, то есть творения Бога и откровение таинств в Божественных Писаниях, а в Будущем Веке — ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, Яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). (Там же. С. 33.) Со мной в корпусе, в соседней келии рядом, живет послушник Федор, родом из Вологодской губернии, Тотемского уезда, из посада Васчи [?], лет двадцати с небольшим. Весьма набожный, простосердечный, общительный и ласковый ко всей братии. Кажется, его все любят, каждому он старается услужить. Вот что он мне рассказал: " Недалеко от нашего посада есть село Липки. В этом селе был священник, человек еще не старый, лет тридцати пяти, родственник наш. Однажды он был со своей женой на свадьбе у одного посадского; разговорились между прочим о приражениях вражеских, то есть о привидениях. Священник начал отрицать существование бесов, говоря, что он их не видал, что это все выдумка. Нужно заметить, что священник отличался трезвенной жизнью и если позволял когда выпить немного, то единственно сладкой водки, то есть наливки, или виноградного вина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

III. – Магистра Моск. Дух. Академии, Н. С. Волкова. Николай Мистик , патриарх Константинопольский. «Прибавления к Творен, св. Отцов». Том XX, 1861 г. Сочинение составлено по письмам самого патриарха Николая, современных ему пап и по известиям византийских хронистов. Изображая деятельность патриарха, автор рассказывает о столкновении его с императором Львом Мудрым по поводу четвертого брака этого последнего, вследствие чего произошло незаконное вмешательство пап в дела Константинопольской церкви, о низвержении патриарха и возвращении его на кафедру, знакомит с перепиской его, какую он вел с папами и проч. Сочинение г. Волкова и до сих пор не утратило своего значения. Правда, не так давно изданная в греческом оригинале на Западе, «жизнь Евфимия», антипатриарха времен Николая Мистика , пролила не мало нового света на внутреннее положение церкви Константинопольской начала Х-го века, но это обогащение науки очень мало имеет значения при изучении вопроса о разделении церквей (см. также книгу Н. Г. Попова: «Император Лев Мудрый» и пр. М. 1892, – книгу, в которой можно находить много полезных сведений, уясняющих положение дел в восточной церкви во времена патриарха Николая). IV. – Проф. А. С. Лебедева, Отпадение западной церкви от союза с восточной. «Душеполезное Чтение», 1864, кн. 4. Сочинение представляет собою лишь начало труда, который почему-то остался неоконченным, несмотря на то, что автор его до сих пор жив и состоит профессором церковной истории в одном провинциальном университете. Уж если начато сочинение, то, конечно, следовало бы его и кончить, не позволяя себе вводить в обман читателя. Впрочем, наука едва ли что теряет от того, что данное сочинение не увидело окончания. Автор описал лишь: положение папской власти на Западе до события неполного разделения церквей в IX-м веке; но его работа представляет собой незамысловатую компиляцию, теперь она почти совсем позабыта. V. – Проф. Казанского университета по истории церкви И. М. Добротворского (†). Борьба (?) и разделение церквей в половине XI-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

4  Cм.: Malingrey A.-M. «Philosophia». Etude d’un groupe de mots dans la literature grecque des presocratiques au IV-e siecle apres J.-C. Paris, 1961, p.69–98. 10  Origene. Homelies sur la Genese. Ed. Par L.Doutreleau//ources chretiennes, N 7 bis. Paris, 1976, p.340. 13  Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константина града,Златоустаго. Избранные творения. Толкование на святаго Матфея Евангелиста, кн.2. М., 1993, с.572. 15  Cм.: Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. N.Y., 1993, p.179–180. 17  Сагарда Н.И. Характерные особенности в раскрытии и изложении св. Апостолом Иоанном христианского учения//Христианское Чтение, 1904, m.CCXVII, ч.II, с.852. 20  Св.  Василий Великий  уподобляет христиан в этом отношении пчелам: «Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся и с тех, на какие садятся, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений (языческих авторов. – А.С.), что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И как, срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного». Творения иже во святых  Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийския, ч.IV. М., 1993, с.349. Причем элементы античного наследия всегда играли в христианстве чисто служебную роль. Это хорошо выразил преп.  Иоанн Дамаскин : «Так как Апостол сказал: все испытывайте, хорошего держитесь ( 1Фес. 5:21 ), будем исследовать также и учения внешних мудрецов. Может быть, и у них мы найдем что-либо пригодное и приобретем что-либо душеполезное; ибо всякий художник нуждается в некоторых орудиях для изготовления производимого. Подобает же и царице пользоваться услугами служанок. Поэтому возьмем учения, служащие истине, но отвергнем нечестие, поработившее их во зло, и не воспользуемся дурно хорошим, и не будем употреблять словесное искусство для обольщения простецов, но, хотя истина и не нуждается в разнообразных приемах, мы тем не менее воспользуемся ими для опровержения нечестных противников и лжеименного знания». Творения преподобного  Иоанна Дамаскина . Источник знания. М., 2002, с.56.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

—24— и – Геннадий Схоларий , первый Константинопольский патриарх, после падения Византийской империи. В «Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения» напечатал статью: Русский византист на служении церковно-исторической науке. Ординарный профессор М.Д. Муретов 1) переводил и снабжал примечаниями творения св. Астерия Амасийского (для Богословского Вестника); 3) правил и снабжал примечаниями творения св. Кирилла Александрийского (для Богословского Вестника); 3) продолжал в Богословском Вестнике разбор книги Ренана: «Жизнь Иисуса»; 4) издал одну тетрадь «Очерков по новейшей истории экзегеса и критики Нового Завета»; 5) напечатал в «Чтениях Общества Любителей Духовного Просвещения» статью под заглавием: «Древность предания о погребении Адама на Голгофе». И. д. ординарного профессора П.И. Казанский в январской книжке «Бог. Вестника» 1894 г. напечатал критико-библиографическую статью: «Виндельбанд, История древней философии» и перевёл с греческого языка толкование св. Кирилла Александрийского на 4-ю главу книги пророка Ионы и на книги пророков Михея и Наума; перевод этот напечатан в ноябрьской, декабрьской книжках «Б. Вестн.» за 1893 г. и в февр., мартовской, апрельской, июньской, июльской, августовской и сентябрьской книжках того же издания за 1894 г. Экстраординарный профессор П.И. Горский-Платонов напечатал в истёкшем учебном году брошюры: 1) «Антука». Очерк из быта духовенства». 2) Отрывки из «Скорбной Летописи» городского головы. Выпуск первый. Экстраординарный профессор А.И. Смирнов в журнале «Богословский Вестник» напечатал статью: «Книги и их судьбы», в «Душеполезном Чтении»: «Тяжёлая пора и надежды». «Башня желаний». «Тёмные люди и их просветители». Экстраординарный профессор Г.А. Воскресенский напечатал; 1) в журнале «Богословский Вестник» (май 1894 г.) статью под заглавием: «Из церковной жизни Черногорцев». 2) В журнале «Душеполезное Чтение» (окт. 1893 г. май–июнь 1394 г.) статьи: «Архиепископ —25— Симон Тодорский» и «Архиепископ Сильвестр Кулябка». 3) В журнале «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей российских» при Московском университете (кн. 1-я 1894 г.) статью: «Преосвященный Амфилохий, епископ Угличский». Кроме того, издал отдельною книгой: «Древне-славянское Евангелие. Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв. (Сергиев посад, 1894 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того, этот синтез, безусловно, выходит за рамки чисто русской проблематики, ибо, с одной стороны, сохранившиеся в нем опосредованно черты западных вероучений позволяют определить поле для действительно плодотворного богословского диалога; с другой – учение об откровении Славы Божией в имени, слове Божием восполняет существенный пробел в богословии освящения, гораздо менее и сегодня разработанном в православии, чем богословие обожения. Несомненно, что истоки, проблематика и достижения «Филаретова Православия» не исчерпываются темами, которые удалось затронуть в этой книге, не говоря уже про оставшийся полностью за рамками исследования вопрос о судьбе филаретовских идей в русском богословии второй половины XIX – начала ХХ века 982 . Все же автор надеется, сто его малый труд послужит тому, чтобы истинное величие «величайшего богослова девятнадцатого века» стало достоянием века XXI. Ведь «и в этот час, лукавый и судный, Филаретовы Заветы… не устарели, но вновь юнеют, ибо сильны тем вечным пламенем веры, которым горела его скорбная и твердая душа» 983 . Список библиографических сокращений Арндт – Арндт Иоганн. Об истинном христианстве: В 5 кн. М., 1833. Беседы – Григорий Палама , свт. Беседы: В 3 ч. М., 1993. Братановский – Анастасий (Братановский), архиеп. Поучительные слова: В 4 т. М., 1803–1807. ДЧ – «Душеполезное чтение». Записки – Филарет (Дроздов) , свт. Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие: В 3 ч. СПб., 1819. Из глубины воззвах – Платон (Левшин) , митр. Из глубины воззвах к Тебе, Господи. М., 1996. Лекции – Историко-догматическое обозрение учения о Таинствах: Из акад. лекций. М., 1901. Назидательные слова – Платон (Левшин) , митр. Назидательные Слова. Т. 1–12. М., 1779–1806. Начертание – Начертание Церковно-библейской истории в пользу духовного юношества. СПб., 1816. Некоторые черты – ЛопухИн.И. В. Некоторые черты о внутренней Церкви. СПб., 1798. Письма. 1882 – Письма митрополита Московского Филарета к родным: 1800– 1866 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

8) Мф.9:2 . Свт. Филарет, митр. Московский. О том, что физическое зло зависит от нравственного зла, то есть греха как последствие, с ним родившееся и с ним уничтожающееся. Вера одного человека может благотворно действовать в пользу другого. 9) Ст. б. С. Саллертинский. Толкование имени Сын Человеческий в кн. «Пастырство Христа Спасителя». 10) Ст. 8. Свт. Филарет, митр. Московский. О Божественных действиях Господа нашего Иисуса Христа, явленных Им в исцелении расслабленного, и о различных суждениях о Нем окружающих людей. 11) Мк.2:1–2 . Арсений, митр. Киевский. О Капернауме и вере жителей этого города; о том, что только вера творит чудеса. 12) Ст.1–12. Павел, архиеп. Кишиневский. Об исцелении расслабленного в Капернауме. 13) Ст.5. Макарий, еп. Тамбовский. О внутренней связи между нашими болезнями и грехами. Призвание Матфея и вечеря в его доме (Лк.5:27–39; Мк.2:13–22; Мф.9:9–17) Арим. Никодим. «Душеполезное чтение», 1860 После исцеления расслабленного Иисус Христос пошел опять к морю Галилейскому. Весь народ шел к Нему, и Он учил их. Проходя, Он увидел сидящего у сбора пошлин мытаря по имени Матфей, называвшегося иначе Левием, сына Алфеева, и сказал ему: иди за Мною. Тот встал и, оставив все, пошел за Ним. Из любви и благодарности к Небесному Учителю Матфей пригласил Его в Свой дом и сделал для Него великий пир ( Лк.5:29 ). Ученики Иисуса Христа, многие из народа, следовавшего за Иисусом и часто не имевшего себе пропитания, также многие из мытарей и других близких Матфею лиц были приглашены им разделить трапезу в доме его. Господь допустил быть с Собою за одним столом мытарей и грешников, чтобы Своим снисхождением и Своим Божественным словом привлекать их к покаянию и спасению. Но иудейские учители – книжники и фарисеи не хотели видеть в сем высокое дело милосердия и соблазнились. Они с ропотом говорили ученикам Иисуса: для чего Учитель ваш и вы сами едите и пьете с мытарями и грешниками? Услышал слова их Господь и сказал: «не требуют здравии врача, но болящии. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф. 9:12–13 ). Господь как бы так говорил: «Только больной имеет нужду во враче, только грешник чувствует нужду в Спасителе, а вы, фарисеи, почитающие себя чистыми и праведными, вы не чувствуете во Мне нужды и не обращаетесь ко Мне за помощью. Я пришел спасти грешников, и вот почему имею с ними такое близкое общение, вместе с ними ем и пью. Впрочем, и вы напрасно считаете себя чистыми и праведными потому только, что исполняете внешние обряды. Обратите ваше внимание на слово Божие, знанием которого выхвалитесь. Пророк Осия говорит от лица Божия: «милости хощу а не жертвы» ( Ос.6:6 ), то есть Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Дабы сбылось заключение некролога, данное Сергеем Соловьевым : «Вечная тебе память, благодушный и ласковый старец. Долго будет помнить тебя православная Москва». 2 Об этом в некрологе Елеонского [Соловьев И.И. Заслуженный профессор богословия в Императорском Московском Университете протоиерей Н.А. Елеонский (25 октября 1910)//Богословский вестник.1910. Т.3. С.709–728]. 3 Филаретовское училище для девиц-сирот духовного звания готовило воспитанниц к их будущей деятельности на поприще жены священнослужителя и учительницы начальной школы. Совет училища был наделён широкими полномочиями во всех областях училищной жизни – учебно-воспитательной, организационно-финансовой, хозяйственной и кадровой. Долгие годы начальницей училища служила сестра тещи Владимира Семеновича – Анна Мартыновна (Ловцова) Левитская (183?–1912). 4 Кирилло-мефодиевское братство для распространения православного образования и просвещения среди народа было основано митр. Иоанникием (Рудневым) в феврале 1886 года. Одной из основных его задач было распространение среди крестьянских детей Московской губернии грамотности, начального образования и христианского просвещения. 5 Благочинный назначался митрополитом. В его обязанности входило сбор клировых ведомостей и пополнение их своими записями о поведении клира, слежение за состоянием утвари, ризницы, за постройкой и ремонтом церковных зданий, за порядком отправления богослужений и многое другое. В Пречистенском сороке было несколько десятков церквей. 6 Печальна судьба храма. Огромный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров, должен был вмещать до 6 тысяч людей. В 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора на Миусской площади. Строительство храма прерывалось событиями 1905 года, первой мировой войной, но к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Долгие годы он стоял незавершённым. А в 1960 году на его фундаменте вырос Дом пионеров Фрунзенского района. 7 Проблемой происхождения слова «протопресвитер» занимался также сын отца Владимира – Алексей Владимирович. В своей работе того же 1912 года «Переводчик Благовещенский протопоп Феодор: (Библиографическая справка)», опубликованной в «Известиях Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности» (СПб., Т. 17, кн. 3. С. 223–226), он высказал предположение, относительно первого письменного упоминания о протопопе Благовещенского собора, как о «пръвопрозвитере». 8 Заметим, что это была общепринятая практика того времени: редакции всех других христианских журналов («Душеполезное чтение», «Православное обозрение» и др.) также располагались на квартирах редакторов, служивших на приходах. 11 Алексий (Фёдор Алексеевич Соловьёв, 1846–1928) до 1898 года служил в Большом Успенском Соборе, и, кроме того, приходился Маркову родственником – троюродным братом жены. Бабушкой Марии Ипполитовны (женой М.Л. Ловцова) была Варвара Семёновна в девичестве Протопопова, её брат – Фёдор Семёнович приходился Алексию дедом. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

«Как больным нужны резания и прижигания, — говорит святой Петр Дамаскин, — для возвращения здоровья, так и нам нужны сокрушения и труды покаяния, чтобы возвратить первозданное здоровье души. И мудрый принимает скорбное, как достойный того, и считает себя заслуживающим больших, нежели те, которые с ним случаются, и радуется, что удостоился немного поскорбеть в нынешнем веке и облегчение многих мучений, которые приготовил себе  в будущем»  (Творения,  книга 1, стр. 22, Москва, 1874 г.). «В нас, — говорит святитель Феофан Затворник. — кроется зло всякое вследствие падения. От этого зла надо очистить сердце. Но чтобы очистить, надо его увидеть; чтобы увидеть, надобно, чтобы оно вышло из своей скрытности. Вот это и делают искушения от плоти, мира и диавола. Они вызывают наружу скрытое в нас зло: как худосочие выходит наружу сыпью, так скрытое в нас зло выходит наружу худыми мыслями, чувствами, и позывами, и порывами… Как сыпь не загоняют внутрь, а очищают — тогда внутренние соки очищаются, так и в душе, когда худое обнаруживающееся в мыслях, чувствах и позывах, не скрывают внутри, а посекают, тогда душевная чистота утверждается внутри…» (Душеполезное чтение, октябрь. 1896 г., стр. 302). Трудно, таким образом, служение старческое, и много нужно старцу самоотверженной любви в деле окормления, чтобы говорить, подобно Апостолу: «бых Иудеем яко Иудей, да Иудеи приобрящу… всем бых вся, да всяко неким спасу» ( 1Кор.9:20,22 ), и чтобы «радоваться с радующимися и плакать с плачущими». ( Рим.12:15 ). Но, принимая на себя столь трудную и великую ответственность, старец в ней же самой берет и свою великую награду. Служение спасению душ — главнейшее христианское служение, «врачевание человека лучше всех деланий и добродеятелей» (Творения святого Петра Дамаскина, кн. 1, стр. 152). «Для всякого одаренного силою дыхания, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — это великая награда от Бога, не приобретаемая никаким другим деянием и созерцанием смертных и безсмертных. Как бы содейственником бесплотных и умных сил оказывается тот, кто дарованною ему от Бога чистотою очищает скверны других, и из укоризненного приносит неукоризненный дар Богу.

http://azbyka.ru/starchestvo

Избегать порочной жизни могут и худые люди, потому что открытый порок многим ненавистен. Хвалю же того, кто изощренными очами духа обличает коварного и невидимого врага. Но Ты, Милосердый, соблюди мою старость и мою седую голову и пошли добрый конец жизни. Заключение Итак, в чем же состоит особенная польза и назидательность жизни старца Александра? В том, что она ободряет всех к терпеливому прохождению жизни внимательной, никакими предметами мира сего не развлекаемой и не рассееваемой, инокам же она показывает в особенности, какие сокровища и какое духовное утешение можно найти, оставив все утешения мира для чисто внутренней жизни души. Если ум, ничем не занятый, тотчас предается праздности, унынию, лености или духовной неподвижности, то этого не бывает, если инок непрестанно внимает себе, возбуждая себя к духовной бодрственности посредством молитвы, всякий раз оплакивает свои падения и снова понуждает себя к подвигам и трудам. Такова жизнь старца Александра. Поэтому-то полезно читать ее описание для тех иночествующих, которые ищут в монастыре не жизни спокойной и ограничивающейся одним внешним исполнением монастырских обычных правил, но жизни, постоянно воспламеняемой любовью к благу духовному, лучшему, чем все земные мимолетные утешения. 1 Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: о. Амвросии нередко присылал потом к о. Александру своих на исповедь. 5 Замечательно, что то же самое было в жизни другого знаменитого подвижника – преосвященного Феофана Ззатворника: и он, подобно о. Александру, отличался в детском возрасте большой резвостью (Душеполезное чтение. 1894 г., кн. 11), в статье: «Сев-я и Егорушка». 7 Впоследствии Господь привел ему самому жить в Гефсиманском скиту 19 лет, где он и скончался в 1870 г. апреля 24 дня; при кончине пострижен в монашество и наречен Дионисием. 9 Вероятно, бедность родителей о. Александра понудила их отдать сына в питейное заведение, тем более, что содержателем заведения был дядя о. Александра. 10 Очень может быть, что о. Александр особенно почувствовал в то время потребность покаянного подвига, какой удобно было проходить только в монашестве, или, может быть, даже думал о принятии монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010