213 Свидетельства многих из названных писателей приведены в статье Л. С. Казанского «О воздеянии рук во время молитвы, как древнем обычае христиан». Душеполезное Чтение, 1876 ч. III стр. 461–468. 214 De oratione, с. XIV: nos vero non attolimus tantum, sed etiam expandimus et de dominica passione modulati et orantes confiteraur Christo. Ed. Oehler t. 1 p. 666. 216 Рисунки orantes в большом количестве можно найти у Перре, Catacombcs de Rome (volume I–IV), Гарручи, Storia della arte Christiana nei primi otto secoli della chiesa (Vol. II–VI), Крауза и многих других. На Московском соборе 1667 г. в виду преданий древнехристианской иконографии было между прочим постановлено такое определение: «А мучеников Христовых и прочих святых, когда пишут их стоящих и молящихся ко Христу Богу или ко Пресвятой Богородице, повелеваем их писати точию простертыми руками: зане то истинное моление изобразуется; а сложением перстов не изобразуется моление, но токмо исповедание веры». Братское Слово, 1876 г. кн. 2 стр. 251. 220 Atqui cum modestia et humililate adorantes magis commendamus deo preces nostras, ne ipsis quidem manibus sublimius elatis, sed temperate ac probe elatis, ne vultu quidem in audaciam erecto. Oehler p. 568, сн. 566. 221 Orantes в катакомбах действительно чаще встречаются с простертыми в горизонтальном направлении руками, чем с воздетыми в строгом смысле или поднятыми вверх. 222 В сочинениях Варсонофия предлагается вопрос (435): нужно ли знаменоваться часто крестным знамением? Ответ: достаточно для спасения и однажды в день или ночь осенить себя крестным знамением. Если мы веруем, что первая печать стоит твердо, нет нужды в другой. Искание другой печати означает лишение первой печати. Бесы вводят нас в сомнение о действительности крестного знамения; но без смущения и сомнения можно и повторять. Душеполезное Чтение, 1876, III, 465–466. 225 Четьи-Минеи, сент. 26, окт. 3, нояб. 14, 16; Златоуст, In I Tim. hom. 12; Августин, sermo 92 de diversis, sermo 28 de sanct., fragm. 8 ex serm.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Экстраординарный профессор Иерофей Татарский в четвертой книжке «Прибавлений к творениям Св. Отцов» напечатал статью под заглавием: «Религиозный элемент в эпосе Гомера» и в двух книжках журнала «Вера и Разум» статью под заглавием: «Виктор Дмитриевич Кудрявцев». Доцент Николай Заозерский напечатал следующие статьи: в «Богословском Вестнике»: а) Рецензию на книгу Преосвященного Никодима Милаша : «Право церквено»; б) «из церковно-судебной практики XVIII века», в) «о диаконах» и слово при погребении Виктора Дмитриевича Кудрявцева. В «Московских Ведомостях» полемические статьи против Владимира Сергеевича Соловьева: а) «Неосторожное слово», б) «Тяжкое дело и легкие слова», в) «Последнее возражение В. Соловьеву». В «Православном Обозрении» окончен ряд статей под заглавием: «О священной и правительственной власти в православной Церкви, каковой и издал отдельною книжкой. В «Прибавлениях к Творениям Св. Отцов» окончен ряд статей под заглавием: «Об источниках права православной церкви» и издан отдельной книжкой. В «Душеполезном Чтении» окончен ряд статей под заглавием: «Страдальческая кончина и прославление Св. Царевича Димитрия, князя Угличского». Доцент Александр Беляев напечатал: в «Вере и Разуме»: 1) Безбожие, его виды, признаки и представители, 2) Исторические причины, размеры и характер безбожия XIX века. В «Богословском Вестнике»: 3) «Истинное христианство и гуманизм». 4) Речь при погребении профессора Кудрявцева. 5) В Московских Ведомостях 1891 г. 321: По поводу реферата Вл. Соловьева. —296— Доцент Митрофан Муретов напечатал в «Богословском Вестнике». 1) «Протестантское Богословие до Страусса», 2) «Герменевтическая теория Канта», 3) «Экзегеты-филологи и Шлейермахер», 4) «Гегельянство, Новая ортодоксия и предшественники Страусса»; 5) «О предположенной справе славяно-русского текста Нового Завета»; 6) редактировал «Творения Св. Отцов» для «Богословского Вестника», за исключением Мартовской книжки. Доцент Алексей Введенский напечатал статьи: 1) «Основные гносеологические принципы после-кантовской философии» («Вера и Разум», Октябрь 1891 г.); 2) «Фулье и метафизика будущего» (Вопросы философии и психологии кн. 10–11); 3) «Основатель системы трансцендентального монизма» (там же кн. 14); 4) Рецензию на книгу Кроля «о принципе эволюции» (там же кн. 10); 5) «Западная действительность и русские идеалы, письма из-за границы» (Богословский Вестник); 6) «О так называемых неповинных страданиях» (Душеполезное Чтение, Февраль, Май 1892 г.); 7) Сократ, характеристика (Вера и Разум, 17г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Дорофей. Поучение 5//Душеполезные поучения и послания. С. 81. 2 Петр Дамаскин. О бесстрастии//Творения. Кн. 1. С. 129.   ление о святоотеческом учении образуется от знакомства с творениями всех их вместе, что равносильно вопрошению многих и по смыслу послушания допущено быть никак не может; во-вторых, для надлежащего уразумения мыслей святого отца требуется известное умственное развитие, что сейчас же в значительной степени сокращает круг могущих им пользоваться или необыкновенное усердие к исполнению воли Божией и сильная вера, что также редко; в-третьих, при самом избрании святого отца нужно некоторое самопознание, дабы не напасть на совершенно несоответствующего нашему устроению и мере. Поэтому в полной мере чтение служит к напоминанию тем, кои по опыту знают сказанное, а незнающим — для научения 1 , лишь для находящихся под старческим руководством, внимательным и без вопрошения опытных не утверждающим никакого помысла ни доброго, ни худого, ибо сами мы не знаем ни того, ни другого 2 . И им следует читать, если они еще деятельны, жинеописания и слова святых отцов, если же благодатию возве- 1 Петр Дамаскин. О рассуждении//Творения. Кн. 1. С. 137. 2 Петр Дамаскин. Слово 9//Творения. Кн. 2. С. 49.     дены в духовное ведение — все Божественные Писания 1 . Впрочем, мы никак не можем согласиться и с самым основанием подобного мнения — совершенным оскудением людей облагодатствованных в наше время — уже по одному тому, что в лице недавно почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия и преосвященных затворника епископа Феофана и архиепископа Иосифа имеем примеры, ничем не уступающие дивным образцам древних подвижников и богомудрых старцев. Да и теперь на далеком Афоне в числе там подвизающихся немало духовно опытных светильников, тщательно скрывающихся под спудом, и кто знает, подобные светильники в благоприятное время не поставятся ли вновь на свещнице и в нашем отечестве, доселе потаенные для взоров мира? Во всяком случае самый принцип старчества, что нет другого надежнейшего пути к спасению, как открывать свои помыслы рассудительнейшим отцам и иметь их руководителями к добродетели, а не следовать собственному помыслу и рассуждению 2 , хотя и не имеет должного прило-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Франциск Роуз, «Небесная академия», гл. 7. [Франциск Роуз (1579 – 1659) – видный английский политик и религиозный деятель, представитель пуританства.] «Чтобы верой и сердечным зрением увидеть, услышать и уразуметь то, что ученики Господа духовным образом говорят, понимают и делают, необходимо иметь новое око, новый слух, новое сердце». Климент Александрийский. Строматы, кн. 2.  «Любовь есть цель и конец Закона. Посему, если ты не можешь прочитать всю Библию, то сохрани любовь – и в ней ты обрящешь всё божественное познание». «Кто думает, что он уразумел Писание, но не научился при таковом разумении любить Бога и ближнего, тот совсем ещё ничего в Писании не понял». Блаж. Августин. Проповеди на Господские праздники, 39; О христианской науке, кн. 1, гл. 36. «Чтение внешней буквы напитает человека совсем мало, если он не почерпнёт из сердца изъяснение и внутренний смысл читаемого». «Райская лествица», гл. 4 [средневековый сборник изречений святых], в писаниях свв. Бернарда и Августина. «Как я уже говорил, так увещеваю снова: если среди твоих размышлений над Писанием придёт Святой Дух и Сам начнёт проповедовать в твоём сердце Своими светоносными и ясными мыслями, то воздай Ему честь, оставив твои уже сложившиеся суждения. Утишься и внимай Тому, Кто проповедует лучше, чем ты; и что Он возвестит тебе, то запомни и запиши, и так познаешь ты многие чудеса». Лютер, Альтенбургское издание, том 6, стр. 473. Фома Кемпийский. Четыре книги о подражании Христу. Кн. 3, гл. 2. [Частично использован перевод А. Н. Панасьева в изд.: Фома Кемпийский. О подражании Христу. Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. Слова в скобках вставлены Терстегеном.] Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/5086640

В пользу взгляда на Иоанна Каматира, оспариваемого г Успенским, ясно склоняется переводчик «Истории» Н. Хониата, проф. Чельцов, но автор книги· «Очерки визант. образованности» объявляет перевод того места из Никиты, которое дает право смотреть на патр. Иоанна Каматира, как на защитника православия в споре, объявляет совершенно извращенным (ibid., 242 прим.), не приемля на себя труд доказать, в чем именно заключается неправильность русск. перевода, сделанного проф. Чельцовым (а доказать-то это едва ли возможно) 358 Пускаться в подробную характеристику отношений Михаила к Церкви нет необходимости, так как это уже сделано в нашей литературе проф. A. JI. Катанским и проф Троицким Первый описал его отношения к Лионской унии («История попыток к соединению Церквей», с. 127 и далее), а второй подробно изобразил Р°ль Михаила в истории византийского раскола арсенитов (Христ Чтение: «Ароний и арсениты», 1867 и 1869 гг. – в нескольких номерах). 363 Что такое церковные бани, см. об этом в моей статье: «Собор при Дубе» (Душеполезное Чтение, 1889, январь). 364 Пахимер История о Михаиле Палеологе. Кн IV, гл 3–4, Григора Визая тийская история Кн IV, гл 4 366 Подробности см. в сочинении проф. A. JI. Катанского «История попыток к соединению Церквей», с. 171 и далее. 370 Андронику, между прочим, принадлежит новелла «De festo assumptions per totura mensem Augustum celebrando». Содержание ее не совсем понятно: ею предписывалось праздновать Успение Богородицы ие один только день (15 августа), как утвердилось это издревле, а простирать празднование от первого числа названного месяца до его конца. Migne. PG. Т. 161, pp. 1095–1107. 371 Примечательно, что всю эту историю рассказывает сам Кантакузин. Сап tacuseni Histonae, lib. II, cap. 21. Т. I, pp. 431–435. Edit. Bonn. 373 Cantacuseni Histonae, lib. IV, cap. 37. Т. Ill, 270–272. – Обширная статья проф. Флоринского «Андроник Младший и Иоаин Кантакузин», вопреки ожиданиям, почти вовсе не касается отношений Кантакузина к Церкви ( ЖМНП , тт. 204– 205, 1879 г.). 374 Более существенное касательно этих отношений будет передано далее в очерке о византийских патриархах в частности. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

179 Meyendorf J. Wisdom-Sophia: contrasting approaches to a complex theme. – Dumberton Oaks Papers. Vol. 41, 1987, p. 401. 182 Гайденко П.П. Антиномическая диалектика С.Н.Булгакова. – Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Изд-во Моск ун-та, 1988, с. с. 180–199. 187 См. Гаврюшин Н.К. Критика космизма Н.Н.Страховым. – Из истории авиации и космонавтики. Вып. 30. М., 1976, с. с. 46–54. 188 Цит. по: Гаврюшин Н.К. К изучению рукописного наследия Т.И.Райнова. – Памятники науки и техники. 1986. М.: Наука, 1987, с. с. 173–174. 189 У нее были два брата: Николай, священник Георгий, отец трех дочерей: Натальи (скрипачка), Елены (драматическая актриса) и Веры (известная арфистка). 190 См., например: Культурный разлад и религиозное разномыслие. К вопросу о живучести русского раскола (Миссионерский сборник. 1903, кн. кн.2:3), Саморазделившееся царство (Душеполезное чтение. 1904, 1,2,4,5). 191 В т. ч.: «Странный придаток к веротерпимости» в 200, «Быть или не быть? (к вопросу о созыве Собора)», в 222. 192 По этому поводу «Голос Москвы» (1911, 70) заметил: «Это новая потеря, завершающая собой целый ряд понесенных в последнее время академией утрат научных сил, производит в академической среде гнетущее настроение, которое еще более обостряется поведением ректора. Еп. Феодор, не дожидаясь даже заслушания указа Советом, спешит своей властью устранить профессора от чтения оставшихся ему в нынешнем году четырех лекций, хотя ни в событиях академической жизни, ни в тексте синодального указа, нет ничего такого, на чем могла бы быть основана подобная торопливость. Единственным объяснением... является отчасти боязнь студенческой демонстрации, якобы, возможной при его прощании с аудиторией, а, главное, мелочно-мстительное стремление лишний раз дать почувствовать свое торжество. Последнее вызывает всеобщее осуждение, особенно ввиду болезненного состояния здоровья проф. Громогласова, о чем ректору Академии не могло быть неизвестно». 193 Увольнение из Мариинского училища Громогласову грозило еще осенью 1909 года, согласно рекомендациям Комиссии Учебного Комитета Синода после ревизии Академии 1908 года – оставить занятия в других уч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II, – статью «Павел, митрополит Тобольский и Сибирский»; – за 1871г., кн. II, – сообщение: «Доношение Московскому архиепископу Августину Новодевичья монастыря игуменьи Мефодии о французах, в сем монастыре стоявших в 1812г.»; и наконец, за 1887г., кн. IV, – большой и весьма ценный труд, под заглавием: «Книга глаголемая описание о Российских святых». С предисловием графа М.В.Т. и с его дополнениями биографических сведений о святых, вышедших и отдельною книгою (Москва, 1888. Стр. 288+II). Между тем отзывчивость графа на все живое и современное, наряду и в связи с изысканиями в области древностей, имела плодами своими, с одной стороны, такие сочинения его, как напечатанная в Московских Ведомостях за 1865 год, по поводу кончины Цесаревича Николая Александровича, на месте Его, Великого Князя (в Бозе почившего Государя Императора) Александра Александровича, и перепечатанная отдельным оттиском в 1888 году, статья с сопоставлением в ней подобного события из древней истории России 37 , а с другой стороны, – деятельное участие в археологических съездах 38 . В начале шестидесятых годов, чрез профессора Московской Духовной Академии Ф.А. Голубинского, граф М.В. Толстой познакомился с московским протоиереем В. П. Нечаевым (ныне преосвященным Виссарионом, епископом Костромским), который, вместе с другим московским протоиереем А.О. Ключаревым (ныне высокопреосвященным Амвросием, архиепископом Харьковским) с 1860 года начал издавать в Москве журнал «Душеполезное Чтение». В. П. Нечаев пригласил графа в сотрудники этого журнала; граф согласился и стал одним из самых усердных, плодовитых и полезных сотрудников его. Из множества исследований и статей графа, помещенных на страницах Душеполезного Чтения, то кратких, а то более или менее пространных и идущих почти через все годы существования журнала, начиная с 1865 года и до настоящего времени, мы укажем лишь на наиболее выдающиеся или по объему и значению или только по значению в различных отношениях. Сюда принадлежат, прежде всего и ближе всего: 1) «Рассказы по истории Русской Церкви», последовательно веденные по событиям и лицам, начиная с древнейших времен и кончая учреждением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

372 При свидании со мною о. Павел, несмотря на свою крайнюю болезненность, много говорил о давно занимавшем его настроении церкви у мальковских единоверцев, и мы решили, что они должны подать о том прошение в Синод: об этом прошении я и говорю в письме. Тогда же о. Павел вручил мне коротенький рассказ мальковского единоверца Андрея Степанова об его «обращении из раскола в православие, где он, как главный деятель, говорит в заключение и о тщетных попытках мальковцев устроить в их селении единоверческий храм и указывает на то, что раскольники смеются над этими их попытками, издеваются и над церковною властию, которая делает эти их попытки тщетными и, говорят, церкви никогда им не даст. Рассказ этот я напечатал в 7-й кн. Братского Слова за 1885 г. (т. I, стр. 459), изложив конец его в следующем виде: «Уповаем, что не попустит Господь исполниться предсказаниям злорадствующих раскольников, поможет совершенно наших благих желаний, расположит благопопечительное духовное начальство к исполнению нашей просьбы, и нам разрешат и помогут построить церковь или, по крайней мере, часовню и определят к нам священника. Тогда, с Божиею помощию, число присоединяющихся к Церкви быстро увеличится». 374 Все изложенное здесь о каждении у беспоповцев я внес в сочинение о сектах, в виде примечания (см. Братское Слово 1885 г., т. I, стр. 433). 375 В названной статье (Братское Слово 1885 г., т. I, стр. 437) содержалось письмо о. Климента (Зедергольма) о обращении его матери из лютеранства в православие. В предисловии, говори о моих сношениях с о. Климентом и о полученных от него бумагах, я упоминал, что в числе последних находятся подлинные документы, относящиеся к ржевскому делу (в котором Т. И. Филиппов явился защитником раскола), и что до времени эти документы не могут быть обнародованы. Впоследствии я напечатал их в статье: «Из истории раскола в первые годы царствования императора Александра II» (Душеполезное Чтение 1900 г., кн. 4 и 5). 376 Придирка о. Виноградова была тем более не основательна, что в примечании к статье о бегстве Верховского я писал: «Ходит слух, что Верховский послал в Петербург покаянное послание. Покаяние – святое дело. И если Бог, не оставляющий ни единого из грешников, посетил Верховского Своею милостию, привел его в познание истины, смягчил его сердце и дал ему чувство покаяния, мы прежде всех возблагодарим за то Бога, милующего и восставляющего падших. И православная Церковь с радостию примет кающегося; но на суде Церкви должны встретиться милость с истиною и мир с правдою» (Братское Слово 1885 г., т. I, стр. 413). Отец Виноградов совсем не знал, что дело о Верховском возбуждено в Синоде митрополитом Иоанникием, на которого поэтому прежде всего и падал его несправедливый упрек в жестокости к Верховскому; а если бы знал, то, конечно, понял бы, что дело Верховского – совсем не удобный случай к причинению мне неприятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И в десятом часу вечера 20 декабря 1846 года, на 74 году жизни, архиепископ Антоний отошел ко Господу. Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой святителя Митрофана. И при жизни, и по кончине своей преосвященный Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном. Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов ; память 28 ноября/11 декабря и в Соборе новомученников и исповедников Российских) в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» приводит некоторые данные об архиепископе Антонии именно как о человеке, которого особенно уважал преподобный Серафим, и при этом делает следующий вывод: «В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосвященный Антоний». Народ еще при жизни архиепископа Антония считал его святым. Могила его до нашего времени привлекает богомольцев, которые служили на ней панихиды и по милости Божией, и по вере своей получали исцеление. Труды: Проповеди//Христианское чтение. – 1837, апрель; 1848, январь. Письмо к отцу о пребывании императора Александра I в Киеве//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1862, кн. 1 – С. 189–190. 8 слов Антония//Савостьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; Воронеж, 1914. Духовное завещание [пастве]//Душеполезное чтение. – 1893, ч. 2, 6. – С. 275–281. Литература: Севостьянов H. М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. – СПб., 1852; – Воронеж, 1914. Кременецкий А., священник. Антоний (Смирницкий) , архиепископ Воронежский. – Воронеж, 1906. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 362–384. Порфирий (Григорьев), монах. Письма затворника Георгия. – СПб., 1894. – С. 90–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

644, в небольшом 3-ем прим., которое, вовсе не буквально списано, а между тем в 1-м прим. из этой же статьи взята безмолвно цитата на житие св. Гурия (Ом. Душеполезное Чтение, 1881, ч.1, стр. 272 прим . ж ). Стр. 645 отчасти буквально, отчасти на рассказ воспроизводит 326 стр. книги Оболенского о сектантах. Стр. 646 наполовину списана буквально у Протопопова (срвн.Душепол. Чтение, 1881, ч.1, стр. 277. 278–279), у которого взята, сделанная у о. Малиновского совсем уже глухой, цитата: " Филарета арх. Святые южных славян» и только! Между тем к тексту, списываемому у Протопопова, внизу в прим. 1-м и 3-ьем подставлены две ссылки на книгу проф. Голубинского, где на цитуемых страницах ничего подобного нет. Зачем поставлены эти цитаты на Голубинского, остается для меня загадкой, которую я решить не мог. Закончив обзор § 131, подведем итог: из 21-й страницы на долю о. Малиновского приходится, может быть, страниц шесть, хотя и эти страницы, возможно, заимствованы со статей и книг, которых я не просматривал. Ведь, напр., статья прот.И. А.Смирнова мне попалась случайно, хотя я, усомнившись в принадлежности о. Малиновскому отмеченной красноречивой страницы (стр. 630–631), списанной у прот. Смирнова, не мало занимался безрезультатными специальными поисками. § 132. Почитание св. икон (стр. 646–667). Две стр. 648 и 649 в этом параграфе почти всюду буквально списаны из книжки еп.Сергия († архиеп. Владимирским) Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры. Могилев на Днепре 1887, – срвн. стр. 5–6.7.8.9.7–8.9. Вверху стр. 649 сделана маленькая вставка из догматики Макария m.V, стр. 136. В средине 650 стр. есть небольшое заимствование из Сильвестра (§179, m.V, стр. 207), а в конце из кн. еп. Сергия (стр. 10). В прим. на стр. 651 есть пересказ из Сергия стр. 11 –12; при чем поставлена неверная цитата: Числ.12,16–18 , – нужно – 12, 6–8, как и у Сергия, тем более что в 12 гл. Числ и всего то 15 стихов. Половина 652 стр. списана у Сергия же (срвн.стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010