(По «Воскр. лист.» 248). Пример действия душеполезного чтения. Св. преподобномученик Роман, живший в конце XVII в., родом простолюдин, неученый и даже безграмотный, сын благочестивых родителей, услышал однажды рассказы соседей о св. гробе Господнем и подготовленная христиански душа его не осталась равнодушною к услышанному; тронутый и взволнованный для его темного ума впечатлениями, он решился немедленно сам отправиться в Иерусалим. Бог помог ему добраться до св. мест, где, поклонившись святым, он пришел в лавру св. Саввы освященного. Здесь привелось ему слышать чтение о мучениках, которые подвергались всяким страданиям ради будущих вечных благ. – Какие же это блага? спросил Роман, не имевший никакого понятия о догматах веры, не знавший ничего, кроме того, что он родился христианином. Получив от добрых иноков разрешение возникших в душе его различных вопросов, Роман и сам пожелал достигнуть царствия Божия путем мученичества... и ушел из Иерусалима в Солунь; здесь явился он городскому судье и смело исповедал пред ним свою веру во Христа; веру же в Магомета назвал ложкою и учение его обманом, за что судья решился покарать добровольного исповедника; он велел бить его и мучить без всякой пощады, но видя его твердость, осудил его на обезглавление. Случилось при этом быть капитану солунских кораблей; он попросил судью уступить ему мученика – в работники на корабле, представляя на вид, что это будет для него хуже смерти, потому что на этой службе он будет мучиться целую жизнь. Судья согласился и Роман взят был на корабль. Спустя несколько времени после этого, несколько христиан, находившихся в хороших отношениях с капитаном, выкупили мученика из тяжкой неволи и доставили ему средства уйти на Афон. Здесь он принял иночество, но душа его продолжала жаждать высшего подвига. Он чувствовал себя на земле точно чужим. Он весь углубился в молитву и строгим постом подготовлял себя к довершению подвига. Наконец решился он отправиться в Константинополь, где снова начал обличать ложное верование в Магомета. Его остановили, бросили в сухой колодезь, продержали в нем 40 дней без всякой пищи, требуя от него отречения от христианской веры. Но видя, что никакие мучения не могут его поколебать, визирь приказал отрубить ему голову – так пострадал преподобномученик Роман в 1694 году. (Из кн. «Жития святых», архиеп. Филарета Гумилевского , янв. 5 д. стран. 71 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

35 Надеждин. Спиритизм пред судом христианства. Спб. 1896 г., стр. 10–25. – Для объяснения часто сообщаемых случаев явлений людей в самый момент смерти своим близким существуют (правда, односторонние) физиологические гипотезы, утверждающие возможность таких явлений в пределах только 24-х часов с момента смерти (см. соч. Битнера «Верить или не верить»). – Пр. Никанор («Проповеди», т. V), по-видимому, допускал возможность таких явлений в самое первое время по смерти, – еще до определения Божественного предназначения душ умершего. 40 Аксаков. Предшественники спиритизма, 1893 г., стр. XXVIII, XXXI, 151. Подробно об этом в Страннике за 1885 г., кн. 12, ст. «Из области спиритических тайнодействий». 43 Попытку чисть материалистического объяснения спиритических феноменов мы действительно находим в недавно вышедшей (1899 г.) книге Битнера, «Верить или не верить». Изд. Павленкова. 44 Такова, например, доктрина русского спирита Болтина, построенная по плану догматического богословия митр. Макария и представляющая множество заимствований из нее. – Особенно подробное изложение и истолкование догматики спиритов смотр. в Страннике за 1874 г., т. 3, ст. М. Орлова . 45 Так Лейпцигский профессор, астрофизик Целльнер такие явления, как раздрание иерусалимской храмовой завесы при распятии Спасителя, воскресение, вознесение, преображение Господа, дар языков и мн. др., отождествляет с происходившими на сеансах спиритскими феноменами. – Браун, Виттих, Оуэн и другие защитники спиритизма также отожествляли спиритские чудеса с Божественными и пытались доказать возможность явлений умерших на основании явлений воскресшего Господа ученикам и народу. 47 Моск. Вед., 1900 г., 32. О вредном влиянии спиритизма на физическое и психическое состояние его приверженцев см. Пр. Об. 1881 г., т. 2, стр. 516 и др. Читать далее Источник: Вержболович М. Спиритизм перед судом науки и христианства//Душеполезное чтение. 1900. Ч. 2. 5. С. 21–37; 6. С. 239-247; 7. С. 337-344; 8. С. 485-494; Ч. 3. 9. С. 171-183. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, 361). В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°). Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

51 При самом изложении этих рассуждений преосв. Антония, в своё ещё время вкратце нами записанных для памяти, мы встретили как живое подтверждение истинности этих рассуждений в речи, сказанной Ректором Таврической Семинарии Архим. Арсением при наречении его (12 Мая 1882 г.) в Викарии С.-Петербургской митрополии. «В присутствии сего Святейшего Собора я не скрою от Тебя, высокопр. Владыка, что кроме духовных и светских учебных заведений, до сего времени я нигде не служил; потому епархиальная жизнь и служение мне мало известны и мне нужны руководство и опытность в церковном управлении». (Церковный Вестник, 1882 г., 22 Мая, 21). 52 Это было действительно так. По этому вопросу, по рассмотрении самой записки преосв. Иннокентия, высокопр. Филарет Москов. писал отдельное пространное письмо, которое было напечатано в «Русском Архиве» 1881 г., кн. 2 и затем перепечатано в Душеполезн. Чтении за Июнь 1882 г. 53 Правда, подобные суждения преосв. Антония бывали иногда резки, и в самых выражениях он, как говорится, не церемонился; – но таков уже был его прямой и откровенный характер или, вернее всего, дух его ревности о правоте и пользе. Всего чаще можно было заметить это в нём, когда он говорил о готовящихся каких-либо реформах, в которых предвиделась, по его обыкновенному выражению, более или менее капитальная ломка старых порядков, и когда при этом наповал охуждались последние... и т. п. В подобных случаях он, как увидим, и писал иногда в таком же духе и тоне, как конфиденциально, так и формально, что отзывалось для него иногда весьма неблагоприятными последствиями. Зато, с другой стороны, надобно было видеть всю его сочувственность до степени восторженности, когда он или прочитывал в печати, или получал в частных письмах сведения о каких-либо распоряжениях или предположениях, относившихся к прямой цели и верной пользе. Эта черта в преосв. Антонии была одна из редких, которую нетрудно было подметить и оценить всякому при первом же свидании и разговоре о подобных предметах. Указанный прежде воспоминатель вполне верно выразился, между прочим, о преосвящ. Антонии: «как он сочувственно искренне относился ко всякому доброму предприятию других! Как он истинно радовался всякой истине в деятельности других и безусловно верил чужой доброте! ... Как особенно чужд был он зависти, когда видел таланты других, усердие и успехи чьи-либо по службе и во всяком роде деятельности, лишь бы все это было истинно и к благу общему». (Воспоминатель этот о. Прот. г. Перми Е. А. Попов . – См. Душеполезное Чтение, 1880 г., стр. 488).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Это вот и есть основной смысл церковности. Могу видеть, что 48 не только для некоторых лиц, но и для истинно научного решения сказанное не доходит до последнего конца. Нужны проверки и оправдания, которые бы показывали, что панэнтеистическая, церковно-приходская постановка школы не по вере лишь, а и по строгому суждению, должна быть предпочитаема просто гуманической. Будем со временем пытаться посильно сделать и это. Пр. Соллертинский 3 Сенсуализм (англ. sense – чувство, ощущение) – это философское учение о решающей роли ощущений в познавательном процессе. – примечание электронной редакции. 6 Вессель. Руководство и преподавание общеобразоват. предметов. Спб., т. 2, в отделе об обучении родному языку. 10 Р еприманд 1. м. устар. – Упрек, выговор, нагоняй. 2. м. устар. – Неожиданность, неожиданный оборот. – примечание электронной редакции. 12 О народном образовании. Отечественные Записки, 1874, стр. 155–76. Тут есть и об Евтушевском по арифметике, но всякий понимает, что Толстой имел дело здесь не с методой, а с неумением обучать и преподавать. 14 Разумеется зависимость получения жалованья законоучителями от удостоверительной записи учителя. 18 «Душеполезное чтение» 1899, кн. V. стр. 94; «Церк. Вед.» за 1889 г., стлб. 1079: вологодское духовенство знает заповедь «паче всего учити отроков» (10 прав. 7 Всел. Собора). 21 «Минские Епарх. Вед.» 1900, 18. «Тобольские Епарх. Вед.» 1900, 17. «Орловские Епарх. Вед.» 1900, стр. 1028. 23 На съезде 22–23 авг. 1902 г. екатеринбургских наблюдателей обсуждался вопрос о том, в чем состоит церковность школы. Вопрос возбужден в виду того, что некоторые «неопытные» деятели церк.-пр. школы стараются поставить ее совершенно по образцу земской. Съезд постановил опытным труженикам школы напомнить, а не опытным указать, что церковность есть отличительное свойство церк.-приходской школы и достигается она особым строем церковно-школьной жизни и ходом обучения в ней. Отч. Екатеринб, наблюд. 1901–2, стр. 5. 24 Напр. см. Отчеты Ярославского Епарх. Учил. Сов. за 1889–90, стр. 7. Особенно много об этом в «Мысли простого русского народа о том, какое ему нужно учение и просвещение». Москва, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Наряду и одновременно с поименованными трудами по истории Воскресенского монастыря архимандритом Леонидом напечатаны были и другие исторические статьи и сообщения, а именно: в 1870-м году: «Историческое описание Мещевского Георгиевского мужского общежительного монастыря», М.; «Обращение Сеньки (Сильвестра) Медведева» («Чтения в Общ. Истории и Древностей», кн. 2); «Чин, како входит святитель на воспоминание страшного суда, бываемое в неделю мясопустную» («Моск. Епархиальные Ведомости», 7); «Некролог священника Андрея Семеновича Введенского» (там же, 42); «Волоколамская Левкиева пустынь и ее основатель преподобный Левкий» («Чтения в Обществе любителей дух. просвещения», кн. 12. Отдельно: М. 1870 г.). В 1871 году: «Воспоминания о трех русских православных священниках», из пережитого, но не забытого прошлого («Душеполезное Чтение», кн. 1); «Московский дом Синодальных певчих» («Моск. Епархиальные Ведомости», 15); « Церковь Воскресения Христова, что в Панех» (там же, 26); «Упраздненный Пятницкий Берендеев монастырь, ныне село Пятница Берендеева, и акты, относящиеся к нему» («Чтения в Общ. Истории и Древностей», кн. IV). В 1872 году: «Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану» («Чтения в Общ. Истории», кн. І); «Рапорт протоиерея Петра Алексеева об исповеди и причастии Пугачева с товарищи» (там же); «Лукьян Степанович Стрешнев» и «Исследование о роде Стрешневых» (там же, кн. II); «Несколько рассказов о Петре Великом», из записной книжки XVIIІ столетия» (там же); «Историческое описание Борисовской Тихвинской пустыни, составленное по монастырским письменным памятникам и записям», с четырьмя изображениями (там же); «Село Полево или Полевщина и его владельцы Полевы и Балк-Полевы» («Душеполезное Чтение», кн. ІV). В 1873 году: «Звенигород и его соборный храм с фресками» («Сборник, изд. Общ. древнерусского искусства); «Род князей Звенигородских» («Вестник Общества древнерусского искусства», кн. І); «Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени, или Путники во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но и приведенные примеры, как нам кажется, достаточно хорошо характеризуют его как человека, глубоко знающего каноническое право и, самое главное, проникающего в его самую суть. Это позволяло святителю, с одной стороны, строить свою административную деятельность, с другой стороны, с помощью искусного толкования применять древние правила к реалиям современной жизни. Дмитрий Наумов называет митрополита Филарета «совершенным законоискусником» 23 , сравнивая его с толкователем канонов Феодором Вальсамоном. Но через сто с лишним лет мы можем смело сказать, что святитель Филарет превзошел Феодора Вальсамона. Святитель по своей святой жизни, мудрости и деятельности вполне сопоставим с таким великим отцом и законотворцем, как Василий Великий . А если так, то святитель Филарет Московский сам становится одним из источников канонического права. Библиография Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового завета, синодальный перевод. М., 1995. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4. М., 1884. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: с приложением портрета. В 5 т. Т. 4. М., 1914. Филарет (Дроздов) , митр. Собрание мнений по делам православной Церкви на востоке. СПб., 1899. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 3. М., 1876. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 1. М., 1882. Резолюции Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. Ч. 1. М., 1886. Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе – М.: Изд. Московской духовной академии. Ч. 24. 1871. Наумов Д. Филарет, митрополит Московский, как канонист. Изд. Общества любителей духовного просвещения. М., 1893. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. Кн. 2. М., 1877. 2 Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: с приложением портрета. В 5 т. Т. 4. М., 1914. С. 291. 8 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4. М., 1884. С. 234–235. 15 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. С. 407. Читать далее Источник: Феодорит (Тихонов), епископ. Святитель Филарет Московский как канонист//Праксис. 2021. 2 (7). С. 13 - 23. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По недостатку данных в повествованиях евангелистов нельзя точно определить день рождения Иисуса Христа. Восточная Церковь в конце IV века день Рождества Христова праздновала 6 января; в западной же Церкви издавна этот день праздновался 25 декабря. Число это соответствует точнейшим хронологическим исследованиям; принять это число заставляет также глубокое символическое значение его. По этому значению, Христос, второй Адам, зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равномощия 25 марта (Благовещение), когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам; родился же Христос, Солнцеправды, Свет миру, во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. Сообразно с этим Св. Церковь зачатие Иоанна Крестителя, который 6-ю месяцами был старше Иисуса (ср. Лк.1:36 ), полагает 24 сентября – время осеннего равномощия, и рождение его 24 июня, – время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Амвросий указывал при этом на слова Крестителя, записанные у Ин.3:30 : Ему подобает расти, мне же малитися. Сообразно с этим Рождество Спасителя падает на конец 749 года от основания Рима или на конец 5-го года до нашей эры. Библиографический указатель к родословию Иисуса Христа 1 . Св. Иоанн Дамаскин . О родословии Господа и о Св. Богородице. «Христианское чтение», 1841. 2 . Св. Афанасий Александрийский . Из бесед на Ев. от Мф. Творения святых отцов. 3 . Е. Ловягин. Родословие Господа нашего Иисуса Христа. «Христианское чтение», 1864. 4 . Берзецовский. Родословие Господа нашего Иисуса Христа. «Душеполезное чтение», 1870. 5 . О родословии Иисуса Христа по сравнению с Лукою. «Воскресное чтение», 1810. 6 . В котором году родился Иисус Христос? «Христианское чтение», 1838. 7 . Свящ. Матвеевский Время Рождества Христова. «Странник», 1864. 8 . В. Рождественский . Год Рождества Иисуса Христа. «Христианское чтение», 1870, 1871. 9 . Св. Климент Александрийский . О времени рождения Спасителя («Строматы», кн.1). 10 . А. Некрасов. К вопросу о годе Рождества Христова. «Православный собеседник», 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

33 Болгарский распев во 2-й половине 17 века был также весьма употребительным в Великой России, но, впоследствии, вероятно за протяженностью своих мелодий, он почти вышел из употребления, за исключением весьма немногих образцов на Бог Господь. 36 Относящиеся сюда историч. сведения заимствованы глав. обр. из кни. «Церков. пение в России», о. прет. Д. В. Разумовского, М., 1867 г., стр. 207258. 37 Так о Василии Рогове, – впоследствии (1586 г.) Варлааме митр. Ростовском, – известно, что он »зело пети был горазд знаменному и троестрочному и демесственому пению был распевщик и творец». 38 Нотные образцы строчного пения см. в кн. «Церк. Пение в России», о. прот. Разумовского, стр. 215218. 39 В троестрочных демесственниках встречаются запрещенные ходы не только квинтами и октавами, но даже нередко и секундами. 41 Так А. Мезенец в своей »Азбуке», упомянув о том, что в его время »неции, кроме учения уповающе на свое суеумие …мнили старо-славяно-российское в тайногласовном знамени переводити в органогласное гласонотное пение и исправляти добре», продолжает: »вем поистине, еже без науки превести и исправити никакоже возможно». См.»Прав. Собес.»1887 г., статью г. Ст. Смоленского, стр. 249250. 42 Образцы этого вида переложений см. в кн. «Церк. Пение в России», о. прот. Разумовского, стр. 221. 44 К таким трудам располагало государевых певчих участие в пении самого Государя Петра 1, который исполнял самую трудную по виртуозности парню – басовую. Там же. 45 Г. Ст. Смоленского, исследовавшего церковное пение этой эпохи по нотным рукописям Соловецкой библиотеки. «Прав. Соб.», февраль, стр. 245246. 46 О концертном пении подробно см. в кн. «Церк. пение в России», о. прот. Разумовского, вып. 2, стр. 224231. 51 Записка, представленная Его Имп. Высоч. Вел. Кн. Константину Николаевичу 23 января 1866 г. Там же, стр. 249. 52 «Церк. пение в России», стр. 249. См. также письма м. Филарета изд. в ж. «Душеполезное чтение» за 1886–7 г. 53 Глинка под конец своей жизни (с 1853 г.), в России и за границей изучал гармонизации Палестрины и Орландо-ди-Лассо, а равно и западные исследования о церковных родах тонов с целью приложить свои познания к преобразованию гармонизации древних распевов Русской Церкви, но среди этих занятий умер в 1857 г. «Церк. пение в России», стр. 240–246.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В 1869 г. Леонид был назначен настоятелем ставропигиального Воскресенского монастыря в Московской епархии. Здесь он много потрудился над внешним и внутренним благоустройством обители: при помощи известного благотворителя П. Г. Цурикова он возобновил оконченный постройкою графом Растрелли храм Гроба Господня и весь монастырь и, как опытный археолог, до мельчайших подробностей сохранил тот вид его, в каком монастырь находился при основателе своем патриархе Никоне , упорядочив в то же время внешний и внутренний быт монастырской братии. Одновременно о. Леонид неутомимо продолжал трудиться над исследованиями в области истории и древности, и прежде всего над изучением археологических памятников и архива своего монастыря и основателя его патриарха Никона . Уже в 1869 г. он поместил в 44 «Московских Епархиальных Ведомостях» заметку: «Посещение Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря Михаилом, митрополитом Сербским». В 1870 году он составил «Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей св. обители», М., 1870 г. Второе издание: М., 1875 г.; «Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», М., 1870 г.; «14-е сентября в Новом Иерусалиме» («Моск. Епархиальные Ведомости», 39) и «Богомолец из Галичины в Новом Иерусалиме» (там же). – В следующем 1871-м году он напечатал: «Описание славяно-русских рукописей библиотеки Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки» («Чтения в Общ. Истории», кн. І) и «Историческое известие о причинах устроения в Новом Иерусалиме придела во имя мученицы Татианы» («Душеполезное Чтение», кн. 9). С этого года архимандрит Леонид неоднократно издавал известное «Житие патриарха Никона», составленное Шушериным. – В 1872-м году изданы: «Краткое известие о рождении, воспитании и житии свят. Никона, патриарха Московского и всея России» и «Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря». – К 1873 году относится труд его: «Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом Афанасием и граматоносцем Саввою 1665–1666 гг.» («Русский Архив», кн. 9). О Никоне же помещена им небольшая заметка в кн. 8 «Русского Архива» за 1878 г. под заглавием: «Черта к жизнеописанию патриарха Никона». Сюда же нужно отнести статью его: «Диакон Луговской, по Татищеву писатель XVІІ в., и его сочинение о суде над патриархом Никоном» (Памятники, изд. Общ. Любителей Древн. Письм., за 1885 г.). – В следующем 1874 году в «Чтениях в Общ. Истории» (III и IV книги и I–IIІ книги 1875 г.) появилось «Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам» с приложением портрета патриарха Никона. Отдельно: М. 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010