По поручению вдовы Толстого К. разбирал его архив. В 1877 г. в ж. «Душеполезное чтение» была опубликована заметка К. о путешествии в Европу. Описывая быт и религ. взгляды европейцев, автор рассуждал о сильнейшем распространении вольнодумства и безверия, в т. ч. среди протестант. пасторов. Вместе с тем отмечал, что и мн. русские, не выезжая за границу, живут «очень далеко от своей Церкви и от своего народа». Полемика по вопросам правосл. учения занимала важное место в жизни К. Он критиковал Ф. У. Фаррара за кн. «Жизнь Иисуса Христа», Филиппова за статьи в защиту прав единоверцев, А. С. Хомякова за полемику с отцами Церкви; писал, что Хомякова нельзя считать учителем Церкви. Говорил о безблагодатности католич. таинств, об угрозах Православию со стороны католицизма, считал, что в католич. учении истина «глубоко спутана с самыми опасными для души заблуждениями», потому нужно быть осторожным как с его похвалой, так и с огульным порицанием. Критиковал перевод М. Лютером Библии на нем. язык за неточности, а в нек-рых местах «лукавство и неблагонамеренность», приспособление текста к своим взглядам. В архиве К. сохранились наброски перевода литургии и некоторых молитв на нем. язык с толкованиями. Он активно убеждал своих инославных знакомых и родственников перейти в Православие. В итоге, к Православию присоединились его мать Г. Ю. Зедергольм и один из братьев, М. К. Зедергольм. Много лет вел споры с отцом, в т. ч. через переписку, и смог смягчить его позицию по отношению к Православию, но тот остался лютеранином, что К. тяжело переживал. Объяснял Польское восстание 1863-1864 гг. интригами католиков и сочувственно относился к военной кампании против поляков. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг., в к-рой участвовал его брат генерал-майор А. К. Зедергольм, К. внимательно следил за ходом боевых действий. По его инициативе в Оптиной пуст. на проскомидии читались молитвы о даровании победы над врагами. Однажды после поражения рус. войск под Плевной он так расстроился, что не мог совершать богослужение.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Сокращая слово, не говорю о том, как неизмеримо много сделал он для внешнего устроения сей святой обители и устроенных им, как опытный домохозяин; о его необычайной благотворительности и личной, и от обители, об этой трогательной заботливости его об облегчении участи болящих и сирот, о содействии образованию и грамотности, и пр. пр. и пр. Всю жизнь свою, все помыслы свои, все лучшие интересы свои сосредоточив на обители, он направлял стремления самой обители на благотворение в его многообразнейших видах, и – нестяжательный, и в высшей степени бескорыстный – не жалел ничего своего для помощи нуждающимся. И сколько слез прольется со стороны этих нуждающихся, лишившихся своего благотворителя, трудно и представить. Говорить ли еще о его благодушном терпении и долготерпении в скорбях и напастях внутренних и внешних, о болезнях, которыми болела его любящая душа и за общество, и за церковь , и за народ в известных их положениях? Но довольно; подробное слово можно простереть за пределы слова. Мы подняли, может быть, лишь край завесы, скрывавшей такое великое богатство духовных дарований и мудрой деятельности новопреставленного, и лишь отчасти указали тот путь, которым безвестный послушник – воспитанник монастыря приобрел поистине достойно и праведно заслуженную почесть замечательного церковного деятеля. Да, в течение почти полстолетия имя Антония слилось в сознании живших и живущих поколений с представлением о Лавре Сергиевой и слава этого имени проникла всюду, где чествуется имя Сергия и даже далее. С благоволительным уважением к нему относились цари, его глубоко чтило почтенное высшее общество, имя его общеизвестно в народе, и будет покой его честь ; имя его пребудет в роды и роды, вместе с именем незабвенного во иерархах Филарета. Отцы и братия! Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Аминь. Читать далее Источник: Слово при погребении наместника Свято-Троицкия Сергиевы лавры, архим. Антония, сказанное 16 мая 1877 г. ректором Московской духовной академии, архимандритом Михаилом. - Москва : Унив. тип. (М. Катков), ценз. 1877. - 10 с. (Из июль. кн. Душеполезное Чтение, 1877 г.). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Врата затворятся (уста, гортань), И море великое оскудеет (кровь), И многолиственное древо плодовитое извянет (сердце), Рабы и рабыни от глада изнемогут (руки и ноги), Тогда царица изыдет от престола своего (душа). Псалмы . Петь псалмы значит читать их нараспев, как, например, в церкви прочитывают после " Господи, воззвах " на вечерни. (Письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, к Н.Н.)//Душеполезное чтение. 1894. Июнь. С. 35). Пустыня . Много приводит в преуспеяние внутренняя пустыня, понеже в ней несть никоего же утешения, еже имеется в мире сем, им же душа могла суетно заняться, зане рукоделие излишнее не потребно, пойти для увеселения не к кому, разглагольствовать не с кем! Никто не посетит, не имать трапеза соутешающихся и утешающих брашен, разве единаго твоего ученика и суроваго постнаго насыщения; ужас от бесов, скука и тоска от уединения всегдашняго и неисходнаго. Страх смертный, беспрестанно в душу входящий, стража звериным нападениям, ядовитых гад уязвлением и умерщвлением и от злых людей убиением; скудость во всех, нищета крайняя, недостаток во всем; притом змеиная хижина, ничтоже в себе имущая, разве малых книг, в них же всю отраду имать и утешение. О друзьях своих, о жительстве их не слышит, о родственных здравии не знает, о любимых своих вести не имеет. Все приятное от него удалилось: мертвым учинился он миру и мир — ему. Но зато несть о чесом временном порадоватися, или иначе помрачался бы ум, отлетая от Бога; но присно вся: ум, мысль, память и все чувство, и весь человек бывает в Боге погружен, наставляясь к Нему чрез единое размышление и смотрение премудрости величества и Промысла Его в творении Его. И яко две книги имать пред собою разверстые во всегдашнее время: небо и землю, смотряя в тыя и удивляяся, сколь велик и премудр есть Бог наш… И таковым внутренним пустынным пребыванием приходит в страх Божий и в чувство о своей гибели. (Из жизни в Бозе почившего блаженного старца схимонаха Зосимы. С. 100–101.) Удалением вещей и людей стяжавается бесстрастие. (Преп. Петр Дамаскин. Добротолюбие (слав.). Кн. 1. С. 75 на об.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

И рекл ему Господь Божественным глаголом: «Ты днесь со Мною будеши в рай!» Пред образом Успения В сиянии лучей покорно догорая, Безмолвно угасает ясный день... И, крылья мрачные над нами простирая, Грядущей ночи реет тень. Она уже, таясь, склонилась над лощиной; Как зверь, в лесной берлоге залегла, – И свет дневной закрыть прозрачной паутиной Мнит угрожающая мгла. А здесь, под сводами темнеющего храма, Христова стада овцы собрались: Блестит лампады луч – и волны фимиама С молитвой их струятся ввысь. Царице-Матери, от всех родов избранной, Взирающей на них в снопах лучей, Песнь клирная звучит хвалой сердец желанной И к Ней стремится, как ручей – К Ней, не покинувшей в успении нетленном Их без надежды посреди волков, Собравшей ныне в милосердье вожделенном Их под державный Свой покров!.. Пусть тени вечера упорней и сильнее, Сгущаясь, заклубятся по стенам – Тем ярче свет лампад, тем пение слышнее, Сердца тем ближе к небесам! 15 марта 1911 г. 1039 Печатается впервые по списку в двух общих тетрадях (архив Кориных), озаглавленных «Поездка на Ближний Восток и Палестину в 1913 году». На титульном листе имеются пометки: «Путешествие владыки Арсения (Жадановского) в Палестину, еще будучи архимандритом Чудова монастыря, его личные записки»; «Переписано Верой Сергеевной Матвеевой в Серпухове». Озаглавлено по авторизованной авторской публикации: Епископ Арсений Серпуховский. Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину//Душеполезное чтение. 1917. 3–4. Май-август. С. 9–20 (обещанного продолжения из-за закрытия журнала не последовало). 1040 Стихи владыки Арсения печатаются впервые по общей тетради, судя по записи, «переписанной Верой Сергеевной Матвеевой в Серпухове». Стихотворение «Пред образом Успения» приводится по кн.: Иеромонах Арсений. Гефсимания. М. 1911. С. 32. Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 2. - 2002. - 622, с. : ил. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Наши богослужебные книги довольно обильны акафистами; мы имеем акафисты: Пресвятой Богородице, Иисусу Сладчайшему, Покрову Пресвятой Богородицы, Ее всечестному Успению, святителю Николаю, Варваре великомученице, преподобному Сергию и другим угодникам Божиим. Самые древнейшие и наиболее употребительные из них, это акафисты Иисусу Христу и Божией Матери. «В акафисте Невесте неневестной и Иисусу Сладчайшему все благоухает помазанием от Святого Духа и все удобоприменимо к каждому» («Душеполезное чтение», 1869 г., ноябрь, стр. 68). Акафисты Покрову пр. Богородицы и Ее Успению принадлежат также к лучшим сокровищам церковных молитвословий. В акафистах, посвященных в честь св. Божиих, восхваляется их праведная жизнь, подвиги, заслуги и достоинства, в которых нам указываются прекрасные образцы для подражания. Во всех акафистах можно заметить одну общую им черту, это: «голос души, страждущей на земле и ищущей утешения и помощи в высшей небесной силе». III. Итак, драгоценные и щедрые дары предлагает нам Святая Церковь ; великими заботами она окружает нас; с любвеобильным сердцем матери старается она воспитать нас. Благодарны ли мы ей за все ее попечения о нас? Пользуемся ли мы тем, что она освящает? И назидаемся ли тем, чем она желает вразумить нас? На эти вопросы пусть ответит совесть каждого из нас!.. (Извлечено из «Воскресного чтения» за 1870–71 г., кн. 2, стр. 624–630). Приложение к беседе 7. А. Акафист Божией Матери По церковному преданию, хвалебная песнь в честь Божией Матери была в первый раз воспета апостолами, собравшимися на погребение Ея В службе успению Пресвятой Богородицы поется: «От конец стекошася апостолов лучшие, богоначальным мановением, погребсти Тя Богомати: – и от земли вземлему Тя в высоте зряще, глас Гавриилов радостно вопияху Тебе: радуйся, Носило Божества всего! радуйся, Едина, земняя с вышним рождеством Твоим совокупльшая... Радуйся, благодатная Дево, Мати безневестная, Господь с Тобою»! В основании песни апостолов лежит, как очевидно, глас Гавриилов: «Радуйся, Благодатная».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По приглашению архим. Макария с 1840 г. в миссии работала благородная девица София де Вальмон. Проживая в Майме в небольшом домике, стоящем за оградой миссионерского стана, она устроила небольшую девичью школу, где учила девочек грамоте и основам христианской веры. Она также лечила больных, стараясь при этом приобщить их к познанию евангельских истин; приучала новокрещенных к молитве и труду. Кроме нее, при миссии в это время служила преклонных лет вдова Прасковья Ландышева (мачеха Стефана Ландышева), которая пекла хлеб на братию и начальствовала в богадельне. Вдвоем они образовали маленькую женскую общину. В 1836 году архимандрит Макарий обращался с официальным представлением о заведении «правильного общежития вдов и девиц» к преосвященному Афанасию Тобольскому, который выразил полное согласие с его предложением о «миссионерском обществе девиц и вдов, посвящающих себя на служение Богу и Церкви Его в безбрачной жизни» (Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской церковной миссии. М., 1851. Кн. 1. С. 131), но в связи с отъездом преподобного Макария с Алтая дело довести до конца не удалось. Как следует из воспоминаний священника Михаила Чевалкова, даже место, где была создана община, преобразованная впоследствии в женский миссионерский монастырь, было пророчески предуказано самим архимандритом Макарием. 109 Обычай петь во время богослужения всеми предстоящими был заведен в Алтайской миссии ее основателем. 110 Впоследствии икона «Споручница грешных» стала главной святыней Николаевского женского миссионерского монастыря. 111 Архимандрит Макарий получил даже согласие от гражданских властей и жителей города Бийска на отвод земли под монастырь, но дело все же не состоялось. 113 В 1881 году община была преобразована в Николаевский женский общежительный миссионерский монастырь со школой, больницей и большим количеством насельниц из числа местных жителей, который со временем стал одним из важнейших центров Алтайской миссии. 114 «Трудный путь служения миссионерского, как требующий самопожертвования и свободы, – писал протоиерей Стефан, – более приличен монахам, но как состоящий в среде народа и в непрерывных соотношениях и тесных связях с семействами, ближе всего к семейным миссионерам. Положение монаха вне монастыря, постоянно среди мирских людей всякого пола и возраста, которых миссионер должен иметь на своем ближайшем попечении, иногда даже в своем доме, есть положение вовсе не нормальное. Потому-то лучшие монахи-миссионеры, сознавая на пути сего служения необходимость в пособии женского пола, просили дозволения иметь постоянных помощниц при себе. Но и эта мера едва ли была бы более удобна, если только не более опасна...» (цит. по: Ландышев С, прот. Алтайская духовная миссия//Душеполезное Чтение. 1864. Ч. 1. IV. С. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Помимо исторических материалов, журнал публиковал заметки паломников в Оптину Пустынь, которые характеризовались живостью восприятия, а сейчас востребованы как исторические источники. В частности, заслуживает внимания статья «Путешествие учеников Мещовского духовного училища в Оптину Пустынь» (1901. 11. С. 367–396), в которой описана монастырская ризница и библиотека: «Ризница помещается на втором этаже храма в честь Казанской иконы Божией Матери, а библиотека в особенном одноэтажном каменном здании с юго-восточной стороны обители, неподалеку от корпуса настоятеля. Сопровождавший нас инок всею душой послужил нам к удовлетворению нашей любознательности. Пишущий не раз бывал в библиотеках и ризницах монастырей больших городов и нигде не встречал той услужливости и того внимания, какие были выказаны мне и ученикам иноком-путеводителем. Слава Тебе, Боже, показавшему нам свет знания через своего смиренного инока-слугу! Большинство книг в монастырской библиотеке пожертвовано разными лицами и учреждениями, например, архимандритом Моисеем более 200 книг, более 60 рукописей из библиотеки игумена Антония и более 200 книг отдельными лицами из братии, великой княгиней Еленой Павловной требники и молитвенники православной церкви на немецком языке, княгинею Мариею А. Мещерской издание Миня Patrologiae cursus completus, series graeca, 161 кн., кроме того, много книг пожертвовано археографической комиссией, Императорским археологическим обществом и Московским обществом любителей древностей Российских. Осмотр библиотечных шкафов открыл нам доступ к знакомству со многими редкими и ценными книгами: рукописями, старопечатными книгами богослужебными до 1700 г. и другими редкими книгами. Долее других занимали наше внимание Библии на разных наречиях, не исключая и еврейского, Остромирово Евангелие, богослужебные книги времен Никона: Толковое Евангелие, Лествица св. Иоанна, игумена горы Синайской, Пролог, Маргарит, Цветник, Четьи-Минеи Макария и свт. Димитрия Ростовского, богослужебные книги позднейших времен, писанные рукой иноков обители: „Парастас“ и „Правильник“.

http://bogoslov.ru/article/6192482

– «Нуу! по нужде и закону пременение бывает, сказал владыка с улыбкой на устах. Где ты научился этому делу»? – Я изучал архитектурные учебники и книги и обладаю большим запасом моделей, художественных всякого рода рисунков и образцов. Около 20 лет, помимо обыкновенных домовых построек, я преимущественно занимаюсь обновлением храмов и приготовлением всех священных для них потребностей. Более 15 мастерских работают по моим рисункам и под моим наблюдением – пишутся по заказам и для продажи иконы, хоругви, плащаницы, устрояются на них ризы, разного рода украшения, приготовляются сосуды, кресты, Евангелия, кадила и вообще всякая церковная утварь, не исключая священнослужительских облачений. Внимательно выслушав весь рассказ, владыка сказал: «Я очень, очень рад, что имею в Москве столь потребного человека». – Не оставьте меня, владыка, вашею рекомендацией, я надеюсь вполне оправдать ее. – «Не опущу случаев к тому, сказал владыка, и даже теперь имею в виду». Много, после того, высоких особ, архимандритов, игуменов, купцов и иных попечителей, без сомнения, по указанию владыки, подробно осматривали храм Св. Иоанна Воина, советовались с Мешковым и делали ему такие или иные поручения». Таковы безыскусственные воспоминания очевидца, в которых важно не только их содержание, но и самая форма выражения, самые слова, в особенности, когда дело идет о словах великого московского иерарха. О протоиерее И. М. Борзецовском († 22 фев. 1885 г.) в биографии его, помещенной в журнале «Душеполезное чтение» (в сентябр. и октябр. кн. того же года), упоминал я, что Дарья Федоровна Тютчева пригласила его, как фрейлина, в Кремлевский дворец, 17 декабря 1862 г. (туда он в 8 часов вечера отправился в карете с огнями и провожатым в придворной форме) и изъявила намерение посетить церковь Иоанна Воина. Во время разговора входит в комнату Анна Федоровна Тютчева (была после за И. С. Аксаковым) и с нею мальчик и девочка ангелоподобные. Приняв благословение, они целовали у священника руку. «С…! сказала Дарья Федоровна, стань поближе к батюшке, он расскажет тебе историю про мальчика».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Вместе со святителем Феодором в этот день празднуются памяти святых, упоминаемых в его житии: преподобные Феодосий и его брат Иоанн, мученик Иоанн (халиф) и пострадавшие с ним, преподобный Афанасий, наставленный святым Феодосием Столпником и скончавшийся в пустыне. Русский игумен Даниил в XII веке видел мощи святителя Феодора, «аки живого». Из творений святителя Феодора сохранились так называемые 100 глав деятельных, то есть правил аскетической жизни, написанные им для братии Лавры. На русском языке они были изданы в 1825 году. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в XVI-XVII вв. и сохранилось во многих рукописях. Литература: 1 . Сто весьма душеполезных глав. Христианское чтение, 1825, вып. 17. 2 . Умозрительное слово. – В кн.: Добротолюбие, т. 3; Главы деятельные (там же). Преподобнаго Иоанна пещерника, иже в странах Вавилонских Тропарь, глас 2: Несумненно Христа иский,/Христово богатство прияти надеявся,/злата громаду безнадежну сотворь,/скоро прескочи, яко яже посреди Лазаря и богатаго пропасть,/и легко воспряну во авраамское недро,/пустынный Иоанне, тезоимените благодати и прозрачному голуби,/тем и от Бога приимый прозрения дар/и честному Феодору епископу изрекий невиденное писание/и благочестиву царю Моавию мученический подвиг./Темже молим тя, отче:/умоли Христа за ны, чтущия тя. Кондак, глас тойже: Неявлен брату быв по взятии злата,/но ничтоже утаено ти бысть о житии его/от Бога данным ти прозрения даром,/целомудренный Иоанне,/живяше бо не себе, но Христу,/тем и яди своея сладостию царя честнаго Моавия преудиви./Сего ради зовем ти:/радуйся, обретый надежду в небеснем Христове богатстве. Преподобнаго Феодосия, столпника Едесскаго, брата святаго Иоанна пещерника Тропарь, глас 3: Прежде заченся богатственною сетию, яко человек,/но последи нищетою нестяжания посрамил еси врага/и молитвами твоими, честный Феодосие,/прият от Бога прозрения дар./Тем и честному епископу Феодору прорече о Святей Церкви,/еже на враги одоление,/и ныне молися Христови за чтущих тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010