Закрыть itemscope itemtype="" > «В неправовых условиях можно ожидать быстрых дальнейших решений» В Русской Православной Церкви отметили, что новость о регистрации т.н. ПЦУ по адресу Киево-Печерской лавры следует рассматривать в контексте давления киевского режима на каноническую Церковь 03.12.2022 819 Время на чтение 3 минуты Фото: wikipedia.org В Московском Патриархате уточнили появившуюся в пятницу вечером информацию о том, будто Киево-Печерская лавра переходит в управление неканонической т.н. «Православной церкви Украины », сообщает Интерфакс-Религия. Ранее, как сообщает РИА Новости, «архиепископ» т.н. ПЦУ Евстратий (Зоря) заявил в запрещенной в России социальной сети Facebook, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра вошла в состав раскольнической т.н. Православной церкви Украины. «Зарегистрировали Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру как монастырь в составе ПЦУ. Был зарегистрирован устав Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (мужского монастыря) Украинской православной церкви (Православной церкви Украины). Сведения об этом юридическом лице в составе поместной церкви внесены 2 декабря в Единый государственный реестр», — написал Зоря. Он отметил, что митрополит Киевский и всея Украины по должности является священно-архимандритом, то есть каноническим и духовным руководителем Киевской лавры, также решением «синода» возглавлять монастырь как юридическое лицо назначили «митрополита» Епифания. «Зарегистрирован устав " параллельного " монастыря ПЦУ " Киево-Печерская лавра " . Раскольники его давно подали на регистрацию. Теперь, по словам Ивана (Евстратия) Зори – спикера ПЦУ, они будут претендовать на один из храмов верхней Лавры, которая находится официально в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника, и помещение для " монашеской деятельности», - разъяснил «Интерфаксу» ситуацию советник Патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов. По его словам, пока этим действием регистрация настоящей лавры не отменена. «Но в неправовых условиях, которые сейчас очевидны на Украине, и в случае признания " политической целесообразности " можно ожидать быстрых дальнейших решений, которые обсуждались на последнем заседании СНБО Украины и утверждены указом Владимира Зеленского», - добавил собеседник агентства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербургской епархии продолжат добиваться передачи Исаакиевского собора 03.09.2015 599 В Петербургской епархии считают, что отказ передавать ей Исаакиевский собор является пережитком советского прошлого. «Если мы говорим о необходимости патриотизма, о возвращении к истокам, о необходимости духовного, религиозного, патриотического воспитания, то данное решение не позволяет говорить о том, что мы изжили целиком те рудименты атеистического прошлого, которые господствовали в городе на Неве в течение советского времени», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора Петербурга протоиерей Александр Пелин. По его мнению, если храм в советский период, во время атеистических гонений, был превращен в музей, то сейчас, «в новую эпоху отказа от идеологии атеизма, богоборчества, передача храма показала бы, что люди, власти города отказались от богоборческой идеологии». «Если же данная передача невозможна по каким-то соображениям, то мы остаемся пока в каком-то смысле в той же самой ситуации. Мы не перебороли свое прошлое, мы не вышли из него, а остались в тех старых, далеких, советских временах, к сожалению», - считает священник. Как отметил он, решение властей города не может удовлетворить общину верующих, сосредоточенных вокруг Исаакиевского собора, и «дает им возможность и право и далее продолжить обращение как к руководству города, так и в иные инстанции с просьбой исполнения федерального законодательства России». Собеседник агентства убежден, что трудности с финансированием - «это вторичные вещи, и они обсуждаемы». «Есть принципиальное решение, а есть формы и подходы. Если принципиальное решение принято, то далее обсуждается, каким образом это должно быть, в каких формах, кто и каким образом обеспечивает экономическое функционирование, кто обеспечивает хозяйство Исаакиевского собора, потому что это большое хозяйство. И тут можно пообсуждать, но пока, к сожалению, это не обсуждалось», - посетовал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/03/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чем ошибался Дарвин, как дрогнула цитадель атеизма в Беларуси... И другие истории протоиерея Евгения Грушецкого 16.08.2021 850 Время на чтение 14 минут Сегодня наш собеседник – протоиерей Евгений Грушецкий, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего (штат Калифорния), ученый-биолог и кандидат богословских наук. Протоиерей Евгений Грушецкий Такое могло произойти только в СССР Дорогие Михаил и Ольга, вы просите меня рассказать о Промысле Божьем в моей жизни и о том, как этот Промысл привел меня к служению в священном сане. Я постараюсь вспомнить для вас свои детство и юность. Детство мое пришлось на пятидесятые годы: я родился в 1949 году. Как раз в это время Никита Сергеевич Хрущев горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Советском Союзе почти наполовину сократили количество храмов, закрыли пять духовных семинарий и прочее – это был очередной виток гонений на Православную Церковь. Я рос в обычной семье – не церковной, но и не атеистической. Нормальная такая семья была, советская, поэтому о Боге и о Церкви мы почти не разговаривали. Атеистами тоже не были – к атеизму относились критически. Вообще, конечно, в том, что юноша из такой обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий. В том, что юноша из обычной советской семьи пришел к Богу, несомненно, был Промысл Божий Папа мой работал геологом, мама ездила с ним. Они постоянно что-то раскапывали – искали какие-то ископаемые. Вообще, интересна была история их знакомства – такое могло произойти только в СССР: папа выучился на геолога в Киеве, и его отправили работать на Камчатку. Мама родилась в Чечне, но чеченкой не была – происходила из старинного казацкого рода. Ее родители были нефтяники, они работали на Сахалине, потом вместе с дочкой приехали на Камчатку, а папа в это время исследовал там земные недра. И вот мама работала в библиотеке, а папа, который очень любил читать, пришел туда – и увидел мою юную маму. И все. Счастливая семья, трое сыновей. Я, их первенец, родился на Камчатке, в поселке геологов, у сопки Ключевской.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/v_chem...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Курбатов: «Мы предали русское слово и русскую мысль» 06.09.2013 570 Время на чтение 10 минут В гостях у редакции побывал наш старый друг, писатель Валентин Курбатов. Разговаривали мы часа два, поскольку Валентин Яковлевич собеседник прекрасный, к тому же необыкновенно образованный, кажется, нет ничего такого, чего бы он не знал. Но самое главное - это человек духа, патриот земли русской, особенно той, что несказанно ему дорога, - древнего псковского княжества с пушкинс кими местами. - Совсем недавно отметили 1025-летие Крещения Руси и три славянских государства: Россия, Украина и Белоруссия, несмотря на политические разногласия, в эти дни объединились. Возили по столицам священный крест Андрея Первозванного, и Владимир Путин даже принял участие в киевских торжествах. Итак, историческое событие состоялось. Для одних оно было знаковым, для других очередным мероприятием, данью высокой дате. Что было особенно заметно в телевизионных репортажах. На ваш взгляд, как человеку воцерковленному, это событие объединило россиян, и чем оно «грозит» нашим современникам в будущем? - Боюсь, русскому народу это ничем «не грозит». Вот тысячелетие - «грозило». Мы словно изголодались и разом бросились выпрашивать храмы, создавая общины к изумлению бедных уполномоченных, дивившихся, откуда взялось столько верующих при их как будто такой активной «работе». Одним из первых взял храм Жен Мироносиц отец Павел Адельгейм, чье имя сейчас болью отзывается в каждом православном сердце... Кажется, в нас все летело. Сами службы в поруганных еще храмах, в едва начинающих жить монастырях в первоначальной их бедности, были высоки и крепили ослабленное за годы атеизма русское сердце. Потом пришли богатые люди, поняли, куда удобнее и безопаснее вкладывать деньги, и внешне способствовали процветанию церкви, при этом не заботясь о перемене своего духовного устроения. Батюшки пошли освящать «Мерседесы» («освящается колесница сия»), а там и банки, и даже ракетные комплексы (кто-то шутил, что формула, очевидно, звучала: освящаются ракеты класса «Земля - Царствие небесное»).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возделывание духовной нивы - процесс бесконечный 19.07.2005 554 Время на чтение 10 минут Следование по пути спасения никогда не было легким, бесскорбным, на нем всегда остается место для различных мучительных вопросов, недоумений, требующих правильного разрешения. Особенно сложно приходится в этом отношении нам, людям, живущим в такое непростое и неясное время. Сегодняшняя церковная жизнь, жизнь общественная и место в ней верующего человека, проблемы духовного становления христианина - все это нуждается в самом вдумчивом, серьезном осмыслении. Опыт такого осмысления мы и хотим предложить своим читателям в беседах с современными пастырями, клириками Русской Православной Церкви. Сегодня наш собеседник - первый проректор Саратовской Православной Духовной Семинарии, настоятель храма в честь Преображения Господня села Пристанное протоиерей Владимир Пархоменко. - В чем сегодня, на Ваш взгляд, заключается служение православного священника? - Христос называл Себя пастырем добрым (См.: Ин. 10, 11). Образ этот объемлет все стороны священнического служения. И мы в семинарии видим своей наипервейшей задачей - воспитание будущих добрых пастырей. Для этого им дается хорошая база знаний, позволяющая свободно адаптироваться в современном обществе. Но самое главное, что должны вынести из стен семинарии ее воспитанники,- это понимание того, что они носители традиций Церкви, сердце, любящее ближних, свою паству. Это очень важно. - Каждое время имеет свои особенности. Каковы особенности священнического служения в наше время? - Хочет или не хочет того нынешний православный священник, но его жизнь отличается от жизни священника в дореволюционной России. Сегодня жизнь не " пропитана " православной традицией. Расцерковленный народ потерял фундаментальные понятия о церковной жизни, активно наступает язычество. В этой ситуации каждый пастырь должен много учить. При этом проповедь, обращенная к современному человеку, значительно отличается от слов, звучавших с амвона в XIX веке. В наши дни проповедь должна быть ориентирована не только на постоянных прихожан, но и на тех, кто переступил порог церкви впервые. Современный священник призван быть в большой мере миссионером, словом и делом свидетельствовать, что христианство - это такое мировоззрение, с которым ничто по своему величию сравниться не может. Конечно, умение донести до людей высоту нравственного идеала Православия требует очень больших усилий. И мы не устаем напоминать об этом семинаристам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Горе не мешает человеку быть счастливым " 02.10.2009 459 Время на чтение 4 минуты Что такое личность с точки зрения христианства и психологии? Зачем вообще нужна специальная наука о жизни души, если есть православная вера и богословие? На вопросы ТД отвечает священник и христианский психолог, ведущий консультант образовательного психологического центра " Собеседник " иерей Андрей Лоргус. Часть 1. Теория. Наука о жизни души - Отец Андрей, что такое христианская психология? Чем она отличается от обычной? - Это отдельное направление психологии. Хотя отделение это окончательно пока не произошло. На сегодняшний день идет процесс становления этого научного направления. Христианская психология, как любая психология - это наука о жизни души, а отличается она, прежде всего, своими методами. Методы христианской психологии основаны на христианской антропологии, то есть на ином, христианском представлении о человеке. - В чем это представление иное? - В том, что человек - существо духовное, открытое Богу и другим духовным силам, другим людям. Человек есть творение Божие и не есть животное. Личность человека - это образ и подобие Божие. И главное для человека - любовь, духовные зрелость и делание. - А зачем тогда вообще нужна психология, если все это уже написано у Святых Отцов Церкви? - Святые отцы никогда не занимались собственно психологическими проблемами. У них такие проблемы даже и не формулировались, потому что цель была другая. Святоотеческое учение направлено на спасение души, спасение в мистическом смысле слова, а психология направлена на вопросы формирования и развития личности человека. Разные цели. Развитие личности это развитие механизмов сознания, самосознания, рефлексии, смыслообразования, выстраивания отношений с самим собою, с Богом, с другими людьми. Конечно, в святоотеческом учении есть много элементов, которые можно было бы назвать настоящими психологическими открытиями. Но у Святых Отцов другая цель. - Ключевое понятие здесь - личность человека. А что такое личность?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Либералы - на выход! 26.04.2023 685 Источник: Родная Кубань В очередной раз, ожидаемо, не удивил свежий номер «Собеседника», по-прежнему не признанный иноагентом и продаваемый во всех киосках страны. В 14 номере Надежда Гужева в духе «человеколюбивых» либералов выразила своё отношение к известному теракту в Санкт-Петербурге: «Пока пропагандисты носились с подорванным в Питере блогером Татарским…» (пишите так же, Надежда, о смерти Бориса Немцова или Анны Политковской…). Дальше последовал «наезд» на Александра Дугина с опорой на цитату из давно обезумевшего Александра Невзорова, только недавно признанного иноагентом. «Дорогие» Н. Гужева и все либералы, оккупировавшие Россию, скажите, в чём же не прав Александр Дугин? Как и прежде, находясь под крылом некоторых представителей власти (прежде всего Владимира Григорьева, директора департамента печати Минцифры) в центре Москвы прошла весенняя ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2023. Она – одно из многочисленных подтверждений справедливости версии Дугина. Ярмарка, проводимая неизменным куратором Ириной Прохоровой, сторонницей нетрадиционных ценностей и, главное, сестрой брата-миллиардера (о происхождении капиталов которого понятно почему не задавались и не задаются вопросами Алексей Навальный и все либералы). Прохорова собрала, несомненно, подлинных «интеллектуалов», неизменно выступавших против воссоединения Крыма с Россией и не поддерживающих СВО. Назову некоторых из них: Роман Сенчин – «чернушник», якобы «русский Маркес», Татьяна Толстая – паталогическая русофобка (у которой, как у её коллеги по мерзопакостной передаче «Школа злословия» Дуни Смирновой, нет мужа-беглеца Анатолия Чубайса), Олеся Николаева – «оригинальный» профессор Литинститута и поэтесса. Последняя презентовала книгу с кощунственным названием «О русской словесности: от Александра Пушкина до Юза Алешковского». До какого маразма нужно дойти, чтобы ряд гениев, начатый Пушкиным, закончить матерщинником, духовным уродцем Юзом Алешковским?

http://ruskline.ru/opp/2023/04/26/libera...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, воплощенная в жизни 09.10.2019 546 Время на чтение 9 минут Источник: Православие и современность Сегодня, 8 октября, исполнилось бы 100 лет многолетнему духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу (Павлову). Удивительно, что день его памяти совпадает с днем памяти преподобного Сергия Радонежского, в обители которого он провел всю свою монашескую жизнь. Отец Кирилл отошел ко Господу за два года до своего столетнего юбилея. Предлагаем вашему вниманию воспоминания, с которыми наши собеседники в разные годы поделились с нами для журнала «Православие и современность». Епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря: Отец Кирилл (Павлов) был моим духовником. Я его любил… не знаю, как сказать — как Бога, наверное. Если читаешь древний патерик или афонских авторов, там говорится: старца надо любить как Христа. Вот так я любил отца Кирилла. — Вы имели возможность с ним часто общаться? — Мы каждый день общались, потому что у батюшки в то время был обычай вместе читать монашеское правило, до обеда. А вечером каждый день было чтение Библии. При мне раза два, наверное, прочитали от начала до конца и Ветхий, и Новый Завет. — Что отличало отца Кирилла как духовника? — Любовь. Это самое главное батюшкино качество. Понимаете, он являл собою любовь, и, даже просто глядя на него, общаясь с ним, ты сам проникался в какой-то степени этим чувством. Я не очень верю разговорам о какой-то особой прозорливости батюшки или чудесах, хотя, может быть, что-то такое и происходило, по вере людей, конечно. У нас даже был случай с моим другом, тоже монахом. Мы оказались в чужом городе в сложной ситуации, очень тяжело нам было. Мы послали телеграмму отцу Кириллу, и ситуация наша разрешилась буквально в течение часа. Вот как это? Батюшка как-то почувствовал, помолился? Физически эта телеграмма до него еще не дошла, а помощь была оказана. Так же, наверное, было и у других людей. Но самое главное чудо, которое он собою являл, — это, конечно, любовь.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/09/lyubov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы будем отстаивать храм до конца» Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло о конфликте вокруг строительства храма святой Екатерины 15.05.2019 2209 Время на чтение 6 минут Вчера в центре Екатеринбурга на месте строительства храма святой Екатерины прошла несанкционированная акция протеста храмоборцев-безбожников. В результате три человека были госпитализированы, сообщает ТАСС со ссылкой на службу городского управления здравоохранения. По данным Министерства общественной безопасности Свердловской области, во вторник были задержаны 23 человека. «Три человека госпитализированы с различными травмами», - сказали в управлении, не уточнив характер травм. Вчера в Екатеринбургскую епархию поступило сообщение о минировании, людей эвакуировали из здания, сообщил ТАСС источник в епархии. «Люди эвакуируются из самого здания епархии и из помещений Иоанно-Предтеченского подворья», - сказал собеседник агентства. Здание епархии и Иоанно-Предтеченское подворье расположены рядом в центре Екатеринбурга на улице Репина. Строительство храма святой Екатерины в центре Екатеринбурга планируется продолжить, несмотря на состоявшиеся акции протеста, поскольку возведение осуществляется в соответствии с законодательством. Как сообщил вчера журналистам председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло, проект планируется реализовать к 2023 году, когда город будет отмечать 300-летие. «Стройка, безусловно, будет продолжена. Надеюсь, храм к 300-летию Екатеринбурга мы построим», - сказал отец Максим. В Екатеринбургской епархии отметили, что «начавшиеся работы по строительству собора святой Екатерины ведутся строго в соответствии с действующим законодательством». Там также убеждены, что «собор органично дополнит городское пространство и станет не только религиозным сооружением, но духовно-просветительским центром, где расположится музей, концертные залы, библиотека, помещения для занятий с детьми и семьями».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы наблюдаем возрождение православной России! О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации 27.03.2019 2321 Время на чтение 3 минуты 22 марта в эфире либерального радио «Эхо Москвы » в рамках передачи «Особое мнение» протодиакон Андрей Кураев выразил уверенность в том, что Россию ожидает секуляризация. Говоря о ситуации вокруг Спасо-Андроникова монастыря , отец Андрей заявил, что «скандал будет через 50 лет. Когда перед Патриархией встанет вопрос, куда ей сбросить свою недвижимость». «А почему ее надо сбрасывать?» - недоумевает собеседник протодиакона. «Потому что, - отвечает тот, - во всем западном мире это происходит. Нельзя бесконечно идти против течения. Если идет процесс секуляризации - а он идет, - то, что нам кажется, что у нас такой бурный духовный рост и подъем это просто потому, что мы с очень низкого старта начали». «Не было базы в отношении религии?» - спрашивает ведущий. «Совершенно верно, - подтверждает отец Андрей. - Поэтому мы, если посмотреть внимательно статистику, мы увидим, что мы в своем великом духовном подъеме еще не доросли до того уровня, до которого упали церкви западного мира - по количеству прихожан в воскресенье, количеству исповедников, соотношение венчаных браков с не венчаными, и прочее». Протодиакон уверен, что Россия не доросла «до уровня их падения. У них падает, упало до 10-15% активных прихожан из общего числа населения, а нам до этих 10% расти и расти». «То есть, у нас еще все ничего по сравнению с Западом?» - спрашивает гостя радиоведущий. «Нет, объективно у нас все хуже, - считает о.Кураев. - Просто тенденция - мы растем. Но все равно не дорастем до того кризиса, который мы фиксируем у соседей. И поскольку там тоже они понимают, что количество храмов, построенных по средневековым меркам, сейчас оказывается несколько избыточным, то поэтому приходят новости о том, что чуть ли не каждую неделю какая-нибудь одна кирха где-нибудь в Германии перепрофилируется то ли в мечеть, то ли в ресторан или артхаус. Или еще есть модный тренд - музей инквизиции в готическом соборе. И у нас со временем это тоже будет».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/my...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010