Духовные искания у меня начались еще в подростковом возрасте и были связаны с размышлениями о смысле жизни , о жизни и смерти . Конечно, искать ответы на эти вопросы было трудно в те времена, потому что круг собеседников и круг литературы был ограничен в нецерковной среде. Тогда была популярна научная фантастика, которая несла некоторые философские идеи, религиозные были доступны меньше. Но, в общем, была возможность почитать Евангелие . Помню, что у бабушки в десятом классе попросил Евангелие, пытался читать. Интересовался восточной культурой, но эти духовные искания ни к чему не привели. Второй этап уже был, когда я был студентом Механического института в тогдашнем Ленинграде, изучая марксистско-ленинскую философию, – хоть эта философия и была материалистическая, но все равно она оперировала категориями мировоззренческими. И был очень интересный у нас преподаватель философии – доцент Чулков, как помню, который не ограничивался только марксистско-ленинской философией, но и высказывал какие-то свои идеи на эту тему. И, в общем, как-то я был вовлечен в такой философский поиск, философское осмысление. Какое-то время я посвятил чтению западных философов, но изучение философии не дало ответов, понятных для меня и необходимых на вот эти жизненно важные вопросы смысла жизни, жизни и смерти. Дальше я увлекся восточной философией, стал знакомиться с идеями восточных религий. И уже спустя какое-то время меня посетила такая мысль: то есть я пытаюсь найти ответы на жизненно важные вопросы, пользуясь текстами других цивилизаций, других стран и совершенно не знаю своей духовной традиции. И вот эта идея как раз меня сподвигла на то, чтобы познакомиться с православием. И так, как возможности для чтения общения были даже в Ленинграде в то время ограничены, то по совету одного моего знакомого верующего я приехал в Псково-Печерский монастырь , где с 1979 по 1980 год жил в качестве трудника , и была возможность общения и с монахами , и чтение в монастырской библиотеке необходимой литературы.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

Е. Поселянин От издательства Эта книга наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием – «На земном небе» – в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев; 1870–1931). Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу (1833), и монашеским обителям дивного старца  – Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля и началось небо». Евгений Поселянин был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского (1891) и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Е. Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира ( Гал. 5, 22 ). Чудное житие «непостижимого Серафима» – собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика – помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких»; подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством; рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины, – весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь. Три очерка, включенные издателями в эту книгу, написаны Е. Поселяниным в связи с приближением прославления преподобного Серафима Саровского и с самим торжеством открытия мощей великого угодника, состоявшимся 19 июля 1903 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

епископ Арсений (Жадановский) Содержание    Приблизительно в 1905—1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, — продолжал собеседник. — Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью».    Не сразу приобрел отец Алексей известность.    О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:    В продолжение восьми лет каждый день я служил литургию при пустом храме. Раз один протоиерей сказал мне: «Как ни пройдешь мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну только звонишь.    Но отец Алексей не смущался указанным обстоятельством, продолжал истово и с духовным подъемом служить и постепенно достиг того, что храм стал переполняться молящимися, о настоятеле его заговорила вся верующая Москва.    Родился отец Алексей как бы по благословению приснопамятного Филарета, митрополита Московского. Об этом сам батюшка передавал так:    Когда наступило время моего рождения, мать почувствовала себя очень плохо и была близка к смерти. В горе отец, Алексей Иванович, управлявший тогда знаменитым Чудовым хором, поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю местного праздника служил сам Владыка. Полный печали, вошел Алексей Иванович в алтарь и начал усердно молиться. Митрополит заметил своего любимого регента, подозвал к себе, благословил и сказал: «Ты сегодня, я вижу, скорбный. Что с тобой?» — «Жена умирает в родах, Ваше Высокопреосвященство». «Бог милостив, — произнес Святитель, — помолимся вместе, и все обойдется благополучно. У тебя родится мальчик, назови его Алексеем в честь Алексея, человека Божия, ныне празднуемого здесь». Когда после литургии Алексей Иванович вернулся домой, его встретила радостная весть, что появился на свет новый член семьи. Это и был отец Алексей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2742...

Если кто не знает, так всё Православие держится на старцах. В Символе веры, правда, ничего подобного вы не найдете, но кого это, в самом деле, волнует? Хочешь узнать будущее, а Пифийский оракул недоступен в силу временных и религиозных причин, так не тормози, обратись к старцу. Само собой, к прозорливому. Кому нужен обычный дед, пусть даже и облеченный священным саном? Конечно, есть еще гороскопы, но там всё про каких-то стрельцов с козерогами, а лично про тебя ни слова. Выходить замуж или в монастырь? К старцу. Помочь родителям вскопать огород или сохранить благодать Причастия, не отвечая на звонки? Старец знает. А вот еще аборт. Никчемные попы всё шипят, что грех это. А что делать, если твой друг оказался «вдруг»? Не переживай, ведь обязательно найдется старец, который это дело благословит. Что значит: как это «благословит»? Да так. Места знать надо. – А вот старец N может благословить сделать аборт, и при этом берет грех на себя, – заявляет мне духовное чадо самого старца N. По своей духовной неопытности я, конечно, очень удивляюсь этому сильному заявлению, но пытаюсь сохранять спокойствие. – М-м-м… Это, конечно, не Бог весть что, но более умных слов мне в голову не пришло. – Просто отец N может увидеть, что ребенок будет колдуном, – терпеливо объясняет мне женщина. Спорить с этим бесполезно. В конце концов, кто я такой, чтобы сомневаться в этих вот способностях пожилого человека, который стоит у Престола лет на пять дольше меня самого? Вполне вероятно, что все ночи он проводит, стоя на столпе или, на худой конец, на камне. – Ну, допустим, – соглашаюсь я, – пусть колдун. Колдунов, стало быть, можно «мочить»? Костры Инквизиции и всё такое? А как же «не убий»? – А как же святой Александр Невский? – парирует моя собеседница. – Он же убивал, но, тем не менее, он святой. – Не припомню, чтобы он поднимал меч на колдунов и неродившихся детей. Вон у нас в притворе лежат листы петиции против абортов, которую подписал сам Патриарх, а вы мне рассказываете про антиколдовские детоубийства… Итак, старец благословляет, женщина убивает ребенка, но вины за убийство не несет?

http://pravoslavie.ru/106442.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать 11.03.2017 703 Время на чтение 5 минут «Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», - с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента - святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францис ком. Здесь народ не обмануть Русский Север и Канадский похожи, убеждена Аида Альбертовна. Природа, особенности климата и люди. Нашей гостье, на мой взгляд, удалось подметить и оценить ту черту, которая выделяет Север: «Здесь народ не обмануть, Север сразу выжмет, будет видна фальшь, неверие. Я не думаю, чтобы в Архангельске кто-то выжил с дурными мыслями. В Канаде происходит так же, особенно это характерно для резервации, там люди с осторожностью относятся к посторонним». Идея совместного российско-канадского проекта созрела после воссоединения Русской Православной Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Архангельск Аиду Альбертовну привело его прошлое: здесь, в городе, сохранившем имя Архангела, целенаправленно убивали и расстреливали сотни и тысячи людей. И при этом люди сохранили Православную веру. Кроме того, как объяснила моя собеседница, ей, рожденной на периферии, всегда казалось, что в Москве есть все, а вне ее словно пустота. А людям, живущим за пределами столицы, тоже хочется приобщиться к прекрасному: «И я всегда очень ревностно относилась к развитию провинций. Архангельский регион большой, исторически и духовно богатый, но кроме Соловков и Гулага о нем ничего не знают. И меня, человека ,рожденного в этой стране, всегда обижало, что богатая история забыта».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Корольков: Патриарх выразил то, что до сих пор никто не посмел сказать Академик РАО согласен с диагнозом, который Предстоятель Русской Церкви дал современной российской школе 23.04.2010 500 Время на чтение 5 минут Я могу выразить удовлетворение тем, что Патриарх Кирилл ответственно, прямо и четко выразил то, что до сих пор никто не посмел сказать . В самом деле, мы держимся в воспитании на некоей исторической инерции, идущей ещё с дореволюционных времен. Потому что ценности, которыми длительное время жила наша страна, были сформированы всей нашей исторической традицией, включая и Древнюю Русь, и Александра Невского, и Суворова, и Кутузова, и наших полководцев Великой Отечественной войны, и всех наших бабушек и дедушек, которые были людьми совести, милосердия, которые умели стыдиться, умели чувствовать горе другого, по-братски относиться к бедам соседа и ближнего. Они были воспитаны на христианских ценностях. Даже советская идеология не растоптала традиции духовной жизни народа, не случайно моральный кодекс строителя коммунизма столь явно напоминал евангельские заповеди. В советское время ценности видоизменились, но только в последние 20 лет вдруг возникла ситуация, при которой молодежь стала расти, как сорняки, с ощущением не свободы даже, а произвола, когда уже нет никаких идеологем, когда никаких воспитательных мер не предусмотрено для того, чтобы как-то влиять на духовную жизнь школьников. Долго мы в таком состоянии существовать не можем. Меня потряс недавно факт, о котором я слышал раньше от эмигрантов, но сомневался в его достоверности, думая, что это всё-таки выдумка или преувеличение. Факт такой: на 5 телевизионном канале Светлана Сорокина беседовала с ведущим передачи " Умники и умницы " Вяземским. Так вот ее собеседник заявил, что 42 тысячи русских специалистов работают в Силиконовой долине. Я думаю, что он огласил достоверную цифру. А это ведь страшная цифра! Это не просто гастарбайтеры, это лучшие специалисты России, в основном молодые люди, которые получили в нашей стране великолепное образование и поехали работать на чужую страну. Я в этом вижу не только профессиональную потерю, здесь неизмеримая духовно-нравственная потеря. Ведь для того чтобы человек уехал за рубеж, нужно решение, которое, по сути дела, лишает его Родины. Если в 20-е годы наши соотечественники вынужденно покидали Родину, страдая от разлуки с ней, если это, действительно, были изгнанники, то сегодня это добровольные эмигранты. Причем даже на эту передачу Сорокиной, пригласили молодого человека, заканчивающего МГИМО и спросили, где они собираются работать, после того как окончит институт. Он ответил, что намерен уехать во Францию. Удивительно, что талантливых ведущих не смутил этот " свободный выбор " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/23/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Артур Парфенчиков: Воссоздание церкви должно стать всенародным делом 523 тысячи рублей переведено на счет благотворительного фонда «Северный духовный путь» от органов исполнительной власти Карелии на восстановление храма в Кондопоге 15.09.2018 1588 Власти Карелии не планируют привлекать бюджетные деньги на воссоздание сгоревшей 10 августа Успенской церкви XVIII века , сообщил в среду в интервью ТАСС глава республики Артур Парфенчиков. «Мы будем делать за счет пожертвований. Я думаю, что это правильно. Должна быть всенародная тема, и, учитывая, что деньги на воссоздание церкви поступают со всех регионов России и из-за рубежа, наверное, это правильный подход. В этом определенная духовная составляющая храма, так строили наши предки», - сказал Парфенчиков в рамках Восточного экономического форума. По его словам, на счет благотворительного фонда «Северный духовный путь» уже поступили деньги, которых хватит на работы по разбору оставшихся после пожара частей церкви и консервации бревен. В дальнейшем планируется подготовить проект по воссозданию храма. «Работа предстоит очень сложная. По сути дела, это будет создание реплики церкви», - отметил собеседник агентства. Парфенчиков добавил, что есть реставраторы, готовые подобрать необходимую древесину и воспроизвести технологию рубки строительства храма. Ранее в пресс-службе Минкультуры России сообщили, что, по предварительной экспертной оценке, на воссоздание церкви потребуется около 100 млн рублей. 523 тысячи рублей переведено на счет благотворительного фонда «Северный духовный путь» от органов исполнительной власти Карелии, сообщает сайт Правительства Республики Карелия . Напомним, что решение о воссоздании церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге было принято главой Карелии Артуром Парфенчиковым в августе этого года. Руководитель региона подписал распоряжение о создании Попечительского совета, члены которого будут курировать работы по возрождению храма. Был определен благотворительный фонд – «Северный духовный путь», который организовал сбор пожертвований.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/15/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог всё предвидит и всё предопределяет» Памяти Алексея Фёдоровича Лосева († 24 мая 1988 года) 23.05.2023 949 Время на чтение 50 минут Извлечения из бесед монаха-философа Андроника (А.Ф. Лосева) с церковнослужителем-медиком Алексеем Бабуриным. 1980-1988 гг. Меня многие считают счастливым: профессор, доктор наук, печатается, а я считаю прожитую жизнь неудачной. Я хотел быть настоящим монахом, а стал не поймёшь кем: два раза женился; я хотел заниматься одним – работаю над другим. Бог наделил меня различными дарованиями: я был звонарём, регентом, хорошо знал церковный устав, литургию. Наиболее постоянной моя любовь была и остаётся к богослужению, но даже этого я был лишён… С чем предстану перед Богом?» А.Ф. Лосев Меня, недостойного протоиерея Алексия, в бытность моего церковнослужения (пел, читал и алтарничал в храме Воскресения Словущего на Арбате), обучения в медицинском институте и в начале моей лечебной практики, Господь сподобил в течение восьми лет быть не только массажистом известного всему миру учёного Алексея Фёдоровича Лосева, но, одновременно, иметь в сокровенном его лице, монахе Андронике, – собеседника и наставника, во многом определившего дальнейшую мою судьбу. Из тех счастливых лет общения я, по просьбе чтущих память монаха-философа Андроника, поделюсь здесь некоторыми своими воспоминаниями о нём и отдельными его высказываниями. В двадцатые годы Алексей Фёдорович имел духовного отца со святой горы Афон. Это был знаменитый архимандрит Давид (Мухранов), афонский постриженик и воспитанник, начальник и строитель С-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита. В Москве о. Давид служил в Никольской часовне на Таганке. Это он 3 июня 1929 года совершил чин монашеского пострига Алексея Фёдоровича и Валентины Михайловны, нарекая их новыми именами, Андроником и Афанасией. Умер о. Давид 5 июня 1930 года в возрасте 83 лет от рожистой инфекции. Затем духовником Алексея Фёдоровича становится иеромонах Досифей (Шонин), служивший сначала в Смоленской Зосимовой пустыни, которая находится в трёх с половиной километрах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, а затем – в Борисоглебском Аносином женском монастыре, что на берегу реки Истры, в шести километрах от станции Снегири Рижской ж. д. После закрытия Аносина монастыря о. Досифей служил некоторое время в тайном скиту на Никольской улице в Москве, а затем был сослан в Караганду, где и умер от малярии в 1936 году.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Быть сынами Отечества земного и Небесного 14.11.2016 857 Время на чтение 39 минут Беседа главного редактора журнала Самарской епархии «ДУХОВНЫЙ СОБЕСЕДНИК», действительного члена РАЕН, профессора, доктора педагогических наук, игумена Ззаволжского мужского монастыря Честнаго Животворящего Креста Господня ( Самара) архимандрита Георгия (Шестуна) с доктором философских наук, профессором кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мариной Владимировной Захарченко ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - Грядет 2017 год. Патриарх объявил тему XXV Международных Рождественских чтений: «1917 - 2017: итоги столетия». Предлагаю сделать темой нашей беседы вопросы отечественного образования в контексте проблемы, заявленной на чтениях. -Да, согласна, это очень интересная тема. Исход XX столетия - это наше время, в нем протекала наша жизнь, и в его итогах есть и наш вклад. В этом контексте хочу вспомнить о вашей книге «Православная педагогика». Она, помнится, вышла впервые в 1998 году. Я заочно познакомилась с вами в том же году по этой книге, а зимой уже целенаправленно пошла на ту секцию Рождественских чтений, где вы выступали, после чего и состоялось наше личное знакомство. В вашей книге «Православная педагогика» красной нитью проходит мысль о том, что в основе педагогики лежит образ человека. Каков образ - такова и педагогика. Сущность православной педагогики в том, что она видит в человеке того, кто призван к вечной жизни. Светская педагогика готовит человека к земной, временной жизни, а православная педагогика - к вечной. И, как я помню, - мысль мне понравилась, но только теперь понимаю, что весь ее масштаб я оценить тогда не могла. Тогда казалось - человек и есть человек; да, люди разные, отличаются внешним обликом, крепостью, характером, способностями, приветливостью, кто-то добрее, кто-то злее, но в целом все стремятся к хорошему и отвращаются от плохого. То есть человек иногда попадает в тяжелые обстоятельства и становится злым.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вырицу к преподобному Серафиму Сегодня исполнилось бы 75 лет известному писателю-агиографу и публицисту Валерию Павловичу Филимонову (21.07.1946 – 30.11.2020) 21.07.2021 1786 Время на чтение 15 минут Фото: Из личного архива автора Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице!.. Милостью Божией и Его непостижимым Промыслом день рождения Валерия Павловича Филимонова, писателя-агиографа и публициста, поэта, журналиста и общественного деятеля, пришёлся на день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля. Свой день рождения биограф преподобного Серафима и автор его жития многие десятилетия встречал в Вырице. Для него очень важным было в этот престольный для Вырицкого Казанского храма праздник быть в Вырице и участвовать в Божественной литургии, быть сопричастным значимым событиям на приходе храма, с которым его многое связывало. Впервые Валерию Павловичу довелось побывать здесь в начале 90-х годов прошедшего уже века, когда он начал свои первые исследования жизни и духовного делания подвижников Православия. Первая его большая агиографическая повесть была посвящена известному блаженному старцу Феодосию Иерусалимскому, прославленному позже как местночтимый святой преподобный Феодосий Кавказский. Валерий Павлович помнил об отце Феодосии всегда и ощущал его близость и молитвенную поддержку, но труды по изучению жизни и духовных подвигов этого старца ему не довелось продолжить. Господь дал писателю-агиографу новое послушание. Начинала зарождаться книга об отце Серафиме Вырицком. Вот как сам Валерий Павлович рассказывает об этом в своём интервью «Путь агиографа» православному альманаху «Линтула», издававшемуся трудами Константино-Еленинского монастыря: «...В 1994 году родилась повесть " По вере вашей да будет вам " о преподобном Феодосии Кавказском после нескольких поездок к месту его земного упокоения в Минеральных Водах и встреч с его духовными чадами в Минводах, Кисловодске, Иноземцево и Ставрополе. Повесть была издана в журнале " Собеседник православных христиан " и широко распространилась почти во всех храмах северной столицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/21/v_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010