В мае настоящего, 1885 года, исполнилось 30 лет со времени выхода первой книжки «Православного Собеседника». Не лишне, быть может, по этому поводу, вспомнить нам прошлое нашего журнала. Это прошлое довольно интересно и, как нам кажется, имеет некоторое значение, как вообще для истории духовного просвещения в России, так и в частности для истории русской духовной журналистики, и не только внутренней своей стороной, но даже и внешней, формальной. Начало духовной журналистики относится к первой четверти настоящего столетия. Первым по времени происхождения духовным журналом было «Христианское Чтение», основанное при санкт-петербургской духовной академии по инициативе архимандрита Григория (Постникова) бывшего в то время ректором этой академии, а впоследствии архиепископом казанским, и наконец, митрополитом санкт-петербургским. Вторым журналом было «Воскресное Чтение», издававшееся при киевской духовной академии с 1837 года, третьим – «Творения св. Отцов» с прибавлениями, издающийся с 1843г. при московской духовной академии. «Православный Собеседник» есть четвертый из академических и вообще духовных журналов. Он начал издаваться с 1855 г. при деятельном содействии того самого лица, которое основало в России первый духовный журнал, т.е. высокопреосвященного Григория (Постникова) архиепископа казанского. Поводом к изданию журнала «Православный Собеседник» послужило впрочем, особое распоряжение, вызванное заботами правительства об ослаблении раскола. Распоряжение это заключается в отношении господина обер-прокурора св. Синода к высокопреосвященнейшему архиепископу казанскому Григорию от 13 октября 1853 г. 9). Здесь, между прочим, изъяснено: «Его Императорскому Величеству благоугодно было, согласно предложению св. Синода, удостоить Высочайшего утверждения нижеследующей меры усиления духовно-нравственного действия на раскольников по духовно-учебной части: поручить казанской духовной академии, как еще незанятой никаким повременным заданием, издавать духовный журнал с преимущественным направлением его против раскола в разных его видах.., а в то же время предписать редакциям существующих уже духовных журналов чаще помещать в них, между прочим, статьи, могущие служить к вразумлению раскольников, особенно извлечения из писаний святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

А.А. Половцов Снегирев, Вениамин Алексеевич Снегирев , Вениамин Алексеевич, профессор Казанской духовной академии, уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника, род. в 1841 г. и, по окончании курса Нижегородской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868 г. и сейчас же назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 г. получил степень магистра за сочинение: «Учение о лице Господа И. Христа в трех первых веках христианства» (Прилож. к «Правосл. Собеседн.» 1870 г. III и 71 г., I, и отдельно Казань 71 г.) и 15 авг. того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 г. избран и утвержден (14 авг. экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 г. преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 г. и с 15 ноября 1886 г. до конца 1887–1888 уч. г. Кроме чтения лекций, на Снегиреве лежали и другие обязанности: так, напр., с 1874 по 82 г. он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 г. – членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февр. 1889 г. С. напечатал: 1) «Спиритизм, как философско-религиозная доктрина» («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282). 2) «Вера в сны и снотолкование» (Каз. 1874 г.). – 3) «Психология и логика, как философские науки» (ib., 1876 г., т. II, 427–51). – 4) «Науки о человеке» (ib., 1876 г., т. III, 62–89). – 5) «Сон и Сновидения» (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд. – 6). «Физиологическое учение о сне и сновидениях» (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. I, 266). Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критич. очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митр. Макария. – 7) «Психологические сочинения Аристотеля» (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс. περ ψυχηςεσоδια). – 8) «Метафизика и философия» («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., – издано по смерти автора). 9) «О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному» («Вера и Разум» 1891 г.). – 10) «Самознание и его личность» (ib. 1891 г.). – 11) «Субстанциальность человеческой души» (ib. 1891 г.). – 12) «Нравственное чувство (опыт психологического анализа)» (ib.). – 13) «Сердце и его жизнь» (ib. 1892 г. 7–8, 12–14. Все это и отд.). Кроме того, Снегиревым напечатаны критические разборы чужих трудов: 1) «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127–31); 2) «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96–99); 3) «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371–2); 4) «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13–19). В 1891 г. в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирева составленных студентами и проверенных доцентом ак. А. Н. Потехиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

08.12.2009 12:43 Версия для печати Ставрополь, 8 декабря. Власти Ставрополья намерены начать эксперимент по духовно-нравственному образованию школьников в апреле 2010 года, то есть уже в текущем учебном году. В ходе опросов учащихся и их родителей большинство решили выбрать для изучения основы светской этики, сообщил " Интерфаксу " во вторник зампред правительства Ставропольского края Василий Балдицын. " Далее по популярности следует история мировых религий, затем - православие, и следующий предмет - ислам " , - рассказал он. При этом иудаизм и буддизм, по словам чиновника, " выбрали единицы " . " По первым трем предметам в школе можно будет сформировать преподавательский состав и классы. Не станет проблемой и преподавание ислама, поскольку этот предмет выбирают в местах компактного проживания населения, исповедующего эту религию. К примеру, в селе Канглы, где проживают преимущественно ногайцы, большинство родителей выбрали именно ислам. Вместе с тем преподавание в школах иудаизма и буддизма ставит нас перед проблемой формирования полноценных классов " , - сказал собеседник агентства. При этом он отметил, что регион не располагает возможностями для того, чтобы индивидуально обучать школьников, выбравших предметы, оказавшиеся наименее популярными. Комментируя высказывание архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о том, что преподавателями новых предметов непременно должны быть люди верующие, В. Балдицын сообщил, что он придерживается иной точки зрения. " Тем более что, когда планировался этот эксперимент, было обращено внимание на важность того, чтобы предметы преподавали не священнослужители, а профессиональные педагоги " , - отметил вице-премьер ставропольского правительства. " Предмет, касающийся религиозного образования, должен преподавать светский человек, но отнюдь не атеист. Человек, отрицающий Бога, не может говорить о нем, не критикуя его. Полагаю, что такого педагога будет достаточно легко найти, поскольку большинство наших сограждан если и не пришли к вере, то, во всяком случае, ушли от воинствующего атеизма " , - сказал собеседник агентства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей Благодарю вас за присылку мне брошюрки и других статей, направленных против моего образа мыслей, выраженного в книге «О православии» и в разных журнальных статьях. Прочитав все вами присланное, посылаю вам все это обратно, с прибавлением моего ответа на сделанный мне вами запрос. Вы запрашиваете моего совета, не взяться ли вам за отражение порицаний моего образа мыслей. Нет вам моего на это совета. Опыт мне достаточно показал, что мне ли, другому ли кому взяться за отражение направленных против меня порицаний со стороны известной партии значит только разжигать напрасные словопрения и усиливать оскорбительные порицания. Ваше заступничество прежде всего отнесут к «кумовству», хотя бы вы озаботились выставить на вид прежде всего мои недостатки, и притом выставили бы их так, что противники мои сами заметили бы в ваших словах слишком неблагоприятную или непотакающую мне рекомендацию моих сочинений. Потом, стали бы серьезно восставать против того, что вам пришлось, например, употребить слово «Божество»: в этом найдут, изволите видеть, сочувствие известному философскому представлению о безличном Боге, и проч. и проч. Тут вы ничего более не поделаете, а только подвергнетесь возмущающим душу оскорблениям вашего и моего образа мыслей. Сказанное мною, впрочем, относится не ко всему присланному вами. Отрадное исключение составляет статья, автор которой назвал себя «Собеседником». Мне эта статься доставила отраду особенно по спокойному и благородному духу и тону, хотя автор спорит со мной, и спорит так, что извиняется предо мной, справедливо опасаясь, не покажется ли мне что-нибудь в его словах жестким. С таким «Собеседником» можно бы вести речь с пользой для дела истины. Но обязанность дать ему нужные по делу истины объяснения лежит собственно на мне, чтобы стороннее вмешательство не запутало только дела. Беседой с вами я и хочу воспользоваться, чтобы высказать требующиеся с моей стороны объяснения в отношении к «Собеседнику». Мне хочется разделить именно с вами отраду, которую доставляет мне эта статья: это, на мой взгляд, едва ли еще не первая благородная статься со стороны известной партии моих антагонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Бог не торгует спасением». Авторская программа «Парсуна» 16.05.2018 462 Кшиштоф Занусси: Бог не торгует спасением В начале разговора собеседники затронули тему взаимоотношений науки и религии. Гость студии объяснил популярность мифа о борьбе науки и религии. По его словам, фундаментальные научные открытия XX в. в области физики, поставившие массу новых вопросов перед исследователями, не до конца осмыслены большинством людей. «Это дойдет в течении может быть 100 лет. А прошло только 50. Но, я вижу, что есть кризис, который часто проявляется в агрессии. Я вижу, что люди неверующие сейчас стали агрессивными. Видят, что вера им угрожает. Может быть чувствуют, что мировоззрение, с которым они сами пришли, уже не такое очевидное» - заметил Кшиштоф Занусси. Говоря о религиозности европейцев, гость выразил надежду на то, что процесс потери христианской идентичности остается в прошлом: «Я вижу как безнадежный атеистический взгляд на мир не развивается совсем. И поэтому кусается. Он агрессивный. Но, он не идет вперед». В продолжение беседы Кшиштоф Занусси затронул тему религиозной мотивации. Он отметил, что существует примитивная точка зрения, согласно которой верующий человек должен делать добро, чтобы получить «награду» от Бога. «Добро надо делать для добра, а не для себя. Не покупать спасение. Потому, что спасением Бог не торгует» - сказал кинорежиссер. В заключительной части программы собеседники вкратце коснулись темы т.н. «сексуальной революции». Кшиштоф Занусси поделился своим видением последствий этого процесса: «Это естественно для человека, чтобы духовная любовь переводилась на физическую связь. И если сейчас эта физическая связь стала простой, дешевой, ничего не стоит, значит, нет выражения для глубоких чувств». В своей программе «Парсуна» ее ведущий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда беседует о жизни, вере и смыслах с известными людьми: представителями Церкви, деятелями культуры и искусства, учеными.

http://ruskline.ru/video/2018/maj/16/bog...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Священник Андрей Слиняков: Менять человека — не моя задача 25.05.2021 609 Время на чтение 10 минут Текст продолжает серию публикаций о жизни епархиальных подразделений в «Вестнике Архангельской митрополии» . Для очередного номера сотрудник журнала Марк Полосков пообщался с главой отдела по делам молодежи священником Андреем Слиняковым. О встрече договорились быстро и легко: пара сообщений, недолгая дорога в Соломбалу, и мы уже за столом в трапезной Преображенского храма. Отец Андрей деловито расставил провизию и налил чай. Собеседник — мой ровесник, и познакомились мы до того, как он принял сан, поэтому общались откровенно и без заранее очерченного круга вопросов, полностью подчинив разговор одной задаче — без формальностей и красивостей описать жизнь епархиального молодежного отдела. — У нас в отделе в основном люди 18–25 лет, студенты или недавно закончившие учебу и службу в армии. Все они прихожане разных храмов, поэтому считаю главной задачей сделать так, чтобы им было интересно друг с другом, объединить. Когда молодой человек приходит в храм, видит там много бабушек и мало молодежи, ему кажется, что такая жизнь не для него. Цель молодежного отдела — помочь людям найти себя в Церкви, — начал разговор отец Андрей. — Люди разные, поэтому деятельности много, это и гитарный клуб, и два молодежных хора, волонтерское объединение. Духовная, культурная и социальная составляющие есть. Кажется, есть всё для того, чтобы сформировать облик христианина в молодых людях, дать им возможность себя проявить. Собеседник поделился со мной планом: он хочет добиться от настоятелей храмов, чтобы в каждом из них была молодежная группа: — Пусть совсем небольшая, но она должна быть, хорошо, если каждый приход сможет у себя создать уголок с микроатмосферкой для молодежи, чтобы человек знал, что он может прийти туда, и ему будут там рады. Мои собраться священники по-разному откликаются на такую просьбу-предложение. Кто-то с радостью, а кто-то воспринял в штыки, и я даже могу понять такую реакцию. У настоятеля, как правило, уже выстроена работа с епархиальными отделами, он всем что-то должен, кому-то отчеты, кому-то чтобы в школу, в больницу и в тюрьму сходил, чтобы социальные проекты реализовывал, поэтому у настоятеля постоянно болит голова. А тут еще я со своими идеями. Но ведь моя задача — не требовать с батюшек работу, а помогать им, поддерживать в работе с молодежью.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/25/svyawe...

Рассудительность – свобода Что, когда и как говорил нам Старец Рассудительность отца Порфирия была поистине удивительной. Он всегда знал, что кому надо сказать, соответственно способности слушателя воспринять его слова в данный момент. Когда он видел нас неготовыми принять то, что он хотел нам сказать, то говорил очень кратко и добавлял: «Ну хорошо, мы еще вернемся к этому вопросу». В своих беседах Старец для наглядности очень часто приводил нам различные примеры. Вместо того чтобы напрямую дать нам какой-то совет, иногда он разъяснял, как следует поступить, приводя в пример других людей. Он говорил: «У одной женщины были такие же проблемы с детьми…», или: «Одна девушка, у которой возникли такие же трудности…» и т. д. Таким образом, каждый из нас быстрее усваивал то, что хотел донести до нас Старец, поистине обладающий дарованной Богом премудростью. Что означала «свобода» рядом со Старцем Каждая встреча, каждая беседа с отцом Порфирием была для нас настоящим духовным пиром. Но больше всего меня поражала свобода выбора, которую Старец всегда предоставлял своему собеседнику. В лице отца Порфирия я видел воплощенную свободу, свойственную Православию. Старец никогда никого не принуждал что-то делать, никогда не предлагал человеку что-либо такое, что связывало бы его свободу. Поэтому он хотел, чтобы и мы, в свою очередь, не превозносились над ближними, но всегда относились к ним с уважением. Искренне уважая свободу любого человека, отец Порфирий с бесконечным милосердием смотрел на мир. Благодаря свободе, которую Старец предоставлял своему собеседнику, он как нельзя лучше помогал ему осознать, что тот идет по неправильному пути. Не напоминай никому о его ошибках Я хотела узнать мнение Старца относительно одного моего старого убеждения. При встрече я сказала ему: «Геронда, внимательно рассматривая различные события из своей жизни, я пришла к определенным выводам и заключениям, которыми и стараюсь руководствоваться. Так, например, когда кто-либо не согласен со мной, в то время как я абсолютно убеждена в правильности своего мнения, я ему говорю: «Давайте оставим этот вопрос и возложим его на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Сортировать по Исключить новости Блажени алчущии и жаждущии правды… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 (штрихи к портрету Сергея Сергеевича Аверинцева) От редакции Воспоминания Т. А. Миллер ценны в первую очередь тем, что у их автора была возможность видеть Сергея Сергеевича в полном смысле слова двумя глазами: как христианина и как профессионала, причем знала она его в годы становления обеих этих его неотъемлемых характеристик. А с “Альфой и Омегой” Сергей Сергеевич сотрудничал срав­нительно недавно, будучи уже всемирно известным ученым. В самом первом номере журнала 1 за 1994 г.), к становлению которого он отнесся с интересом и деятельным участием, была опубликована его статья “Премудрость в Ветхом Завете”, а также “Стих о Пречестной Крови Христовой”, а во втором номере — рецензия на книгу Канонические Евангелия (пер. В. Н. Кузнецовой, ред. С. Лёзов и С. Тищенко). В 1(4) вышла статья EUSPLAGCNIA, в свое время опубликованная в одном академическом издании не только с цензурными купюрами, но и со множеством опечаток, особенно в греческих словах. Для нашего журнала Сергей Сергеевич восстановил ее в первозданном виде. Кстати сказать, я почти не знаю других ученых столь высокого класса, которые вычитывали бы свои корректуры с таким тщанием, как он, никому не перепоручая этой основной обязанности автора. В двух номерах мы печатали фрагменты перевода Евангелия от Матфея (Мф 5–7; 26:17–28:20; соотв. 2 за 1994 г. и 3(6) за 1995 г.) с блистательным текстологическим и исагогическим комментарием. А затем Сергей Сергеевич был приглашен в Вену и уже не мог принимать такое участие в жизни журнала, которое считал для себя необходимым в силу своей многократно упоминавшейся интеллектуальной честности… Возможно и даже высоко вероятно, что среди его коллег были люди, не принимавшие его христианской веры, хотя я таких случаев не знаю. Его величайшая вежливость (учтивость, как следовало бы по-настоящему сказать), его уважение к собеседнику, его способность вслушиваться в чужие слова (и “вдумы­ваться” в чужие мысли) покоряли и тех, кто придерживался иного мнения. Я помню, как он убеждал А. Д. Сахарова в том, что словосочетание право на счастье бессодержательно, и с какой любовью они друг на друга смотрели — хотя каждый оставался при своем мнении, но при этом признавалась справедливость доводов другого. Просто доводы эти находились в разных плоскостях. А когда Ю. М. Лотман, уже тяжело больной, с трудом нарисовал автошарж, Сергей Сергеевич сказал: “В жизни Вы красивее, Юрий Михайлович”, на что Лотман достойно ответил: “Смею ли я соперничать с моим Творцом, Сергей Сергеевич”. Конечно, и Сахаров, и Лотман были людьми замечательными, но мне все-таки кажется, что атмосферу любви и уважения к собеседнику (а это — признаки высокой духовной культуры) привносил именно С. С. Аверинцев.

http://pravmir.ru/blazheni-alchushhii-i-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовная война в Новороссии Идет эфир Радио РНЛ с участием Анатолия N (позывной «Радонеж») 22.10.2015 1412 22 октября, с 20:00 до 21:00 на сайте «Русской народной линии» можно будет услышать в прямом эфире VI выпуск Радио РНЛ. Ведущий программы Радио РНЛ - известный православный публицист, многолетний обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин. К участию в передачах приглашаются известные читателю РНЛ авторы, а также общественные деятели, ветераны боевых действий, писатели. Гостем студии 22 октября будет Анатолий N (позывной «Радонеж»). Тема передачи - «Духовная война в Новороссии». Выпуск посвящен духовно-нравственному состоянию общества в Донецко й и Луганско й народных республиках. Свои вопросы для ведущего Виктора Саулкина и его собеседника Анатолия N (позывной «Радонеж») можно оставить на форуме под статьей. Радио РНЛ выходит в прямом эфире по четвергам с 20:00 до 21:00 часов. [audio=/media/radio/2015-10-22.mp3][/audio] Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 10. Re: Духовная война в Новороссии Построение фраз, манера произношения согласных, постоянное " аканье " и стиль разговора заставляет сомневаться в том, что " Анатолий N " уроженец Донбасса 9. Re: Духовная война в Новороссии Что же вас так ослепило во " многом хорошем " , что не видите очевидных фактов, ведущих к гибели Отечества? 8. Re: Духовная война в Новороссии " Своих не бросаем " . Если это так, то в Донбассе оказались чужие, а в Сирии, соответственно, свои? 7. Ответ на 6., Александр Тимофеев: могли бы Вы прокомментировать эти инсинуации? Александр, кто же комментирует инсинуации? Извините. 6. Re: Духовная война в Новороссии Представители т.н. " патриотического болота " утверждают, что сирийская кампания Путина - отвлекающий маневр для незаметного слива Донбасса. Анатолий, не могли бы Вы прокомментировать эти инсинуации?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/22/du...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010