Закрыть itemscope itemtype="" > В правде жизни 14.12.2017 607 Время на чтение 9 минут Разные бывают в дороге неожиданности. А что, если в купе поезда однажды ты встретишь человека, который полностью перевернёт твою жизнь? Когда-то подобная встреча состоялась у нашей героини, и, продолжая тему номера, она с удовольствием вспоминает ход (а также результат) всех тех необычайных событий. Собеседница «Отрока» - игумения Арсения (Воспянская), настоятельница женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка Киевской области. «Хоть она и потерянный человек, я возьмусь за неё...» - Матушка, интересно жизнь складывается. Когда-то мы с увлечением читали статьи Анны Воспянской на страницах «Отрока», а теперь вы не Анна, а игумения Арсения, настоятельница женского монастыря. И очень чувствуется, что вы на своём месте, крепко любите свою обитель и всё, что с ней связано. Не всегда человек ощущает, что живёт той жизнью, которой хотел бы. Можете поделиться секретом, как понять, где твой путь, и отважиться на него ступить? - На самом деле я совсем не чувствую себя на своём месте, то есть на игуменском. Но монашество - настоящая милость Божия, и это действительно именно тот путь, о котором я долго мечтала. А об игуменстве, думаю, вообще мало кто может сказать, что «это моё». - Вы рассказывали, что найти эту дорогу в жизни вам помогла одна эпохальная встреча в купе поезда... - К этой встрече был ещё свой путь. Когда я только начинала ходить в храм, то подошла к вопросу академически и первым делом начала искать «базовую литературу» по предмету. Сразу стала читать Святых Отцов. И узнала, что человеку обязательно нужен духовник. Почему-то в Москве, где я тогда жила, духовник никак не находился. Вокруг было много прекрасных священников, никто меня не отгонял, все приветливы и внимательны. Я даже спрашивала некоторых, не согласятся ли они стать моим духовным отцом, и ни один не отказывался. Но, при всём уважении, ни к кому я не могла прилепиться, что называется, живым сердцем.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/14/v_...

И.М. Покровский Некролог о профессоре Казанской духовной академии протоиерее Евфимии Александровиче Малове был написан профессором И.М. Покровским в Москве во время его работы на Всероссийском Поместном соборе в марте 1918г. Некролог должен был быть напечатан в «Православном собеседнике», во втором номере за 1918 г. Однако в том году вышел только один номер, после чего журнал был закрыт. 25 февраля 1918г. в г. Казани на семьдесят четвертом году жизни скончался митрофорный протоиерей, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор Казанской духовной академии Е.А. Малов. Кончина его была христианской. Покойный исповедался, причастился и мирно почил в 4 часа утра в кругу родных. Хотя о. Евфимий Александрович вышел в отставку и прекратил чтение лекций в академии по миссионерскому отделению, татарскому его отделу, тем не менее, академия, и особенно русская православная миссия, лишилась в лице его деятельного своего члена и носителя заветов старой академии и чаяний нашей миссии, с которой неразрывны задачи Казанской академии. Покойный маститый старец в течение шестидесяти лет радовался радостями родной академии и православной миссии и скорбел их печалями. Он был лучшим учеником и сотрудником первых казанских академических профессоров – миссионеров среди инородцев Казанского края. В лице покойного о. Евфимия Александровича сошел в могилу (27 февраля на Арском кладбище) последний из славной казанской троицы академических миссионеров. Он был соработником знаменитых просветителей казанских инородцев – профессоров Гордия Семеновича Саблукова (сконч. 29 янв. 1880 г.) и Николая Ивановича Ильминского (сконч. 27 дек. 1891 г.). Вместе с миссионерским отделением Казанской академии и самой противомусульманской миссией им пришлось перенести много невзгод. Несмотря на очевидную необходимость миссионерского противомухаммеданского отделения в Казанской академии им всем, в частности Евфимию Александровичу, стоило больших трудов отстаивать существование этого отделения и почти без средств развивать миссионерское дело как в академии, так и в Казанском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

К 30-летию преставления архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева) ноября 2016 " Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям " У выдающегося русского мыслителя Ивана Ильина есть высказывание: " Доброта доверчива, деликатна и любовна. Она есть луч из Царства Божьего. Она есть живое благоволение… Сердце человека должно все простить и запеть от сочувствования, сорадования и сострадания " .   4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, исполняется 30 лет со дня преставления одного из подвижников веры и благочестия ХХ столетия - архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева). Сердце этого старца-святителя обладало особым даром любви и, действительно, в соответствии со словами известного философа, все прощало и пело от сочувствия, сорадования и сострадания к людям. Господь подарил мне замечательную возможность познакомиться с архиепископом Мелитоном и воспринять от него наставления и уроки в начале моей осознанной духовной жизни, на первом этапе церковного служения. В 1975 году меня зачисляют во второй класс духовной семинарии города на Неве и вскоре предлагают нести послушание иподиакона у бывшего ректора Ленинградских духовных школ , викарного архипастыря архиепископа Тихвинского Мелитона. Освобожденный в связи с преклонным возрастом по собственному прошению от ректорства, архипастырь сосредоточил свои силы на духовном окормлении многочисленной паствы обширной Лениградской епархии, включавшей тогда в себя приходы упраздненных Новгородской и Олонецкой епархий. Владыка Мелитон часто служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и Николо-Богоявленском кафедральном соборе города на Неве, посещал Новгород, нередко ездил в Старую Руссу, Петрозаводск и Олонец. Иподиаконство у владыки Мелитона, организация его служения в храмах Ленинграда и помощь в поездках по епархии, контроль за сохранностью утвари и облачений являлись моими обязанностями на протяжении всего периода обучения в семинарии, а затем и в академии. Благодаря плотному графику служения архипастыря наше общение с ним было регулярным. Старец-святитель, а тогда владыке было почти восемьдесят, любил проводить свободные часы в задушевных беседах с близкими людьми, с духовными чадами, делился интересными моментами своей богатой биографии, вспоминал выдающихся церковных деятелей и интересных людей, с кем пришлось ему повстречаться на жизненном пути, рассказывал о праведниках и подвижниках, о святынях, храмах и монастырях. Хорошая память, эрудированность, доброе чувство юмора, чуткое внимание к собеседнику, живость характера делали такие встречи яркими, незабываемыми. Это был один из людей, одаренных Богом, так редко встречающимся сегодня даром общения.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Лекции по введению в круг богословских наук От редакции 111 Предлагаемые для публикации лекции по введению в круг богословских наук прочитаны были студентам I курса Санкт-Петербургской духовной академии доцентом Академии архимандритом Михаилом (Грибановским) в 1888–1889 учебном году и с разрешения ректора Академии преосвященного Антония, впоследствии митрополита Петербургского и Ладожского, 112 тогда же были отлитографированы в количестве 45 экземпляров. По смерти автора, скончавшегося 19 августа 1898 года в сане епископа Таврического и Симферопольского, экземпляр означенных лекций передан был наследниками почившего ректору Казанской духовной академии преосвященному Антонию, епископу Чебоксарскому2, в полное его распоряжение. Благодаря заботливому вниманию к нуждам редакции «Православного собеседника» преосвященного Антония, предложившего лекции преосвященного Михаила для напечатания в «Православном собеседнике», и высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского, 113 давшего средства на это издание, редакция имела возможность поместить все лекции на страницах своего журнала в течение одного 1899 года. Настоящая книга, представляющая отдельный оттиск этого издания, вышла в свет в Казани в 1899 году. Определение науки «Введение в круг богословских наук» Предметом наших чтений будет «Введение в круг богословских наук». Задача этой науки – систематически показать все основания, по которым христианская религия, понимаемая в духе православной веры, есть истинная религия. В науке, подобной нашей, – основном богословии, – задача эта формулируется так: показать божественность христианской религии. Эта задача совершенно верна, но несколько поверхностна. Если вдуматься, что такое божественность христианской религии, как увериться в ней, мы придем к тому заключению, что, прежде чем признать ее божественность, надо сознать ее истинность. Не то для нас истинно, что носит название божественного, но то божественно, что переживается нашим духом как истинное. В основном богословии все признаки божественности христианской религии были разделены на два вида: внутренние и внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

О вере и верности Богу во времена гонений, новомучениках Русской Церкви и исторической памяти Правмир продолжает публикацию серии интервью с теми, кто сегодня создает русскую культуру в самом широком смысле слова. Это ученые, художники, писатели, философы, поэты, священнослужители. Среди них есть и те, кто помнит почти весь XX век, и молодые люди. Жанр неспешной беседы позволяет близко познакомить читателя с собеседником. Этот проект, подготовленный совместно с Министерством культуры РФ, станет нашим вкладом в формирование корпуса устной истории России и ее культуры, истории, имеющей голоса и лица. Каждое интервью сопровождается видеозаписью, фотографиями и другими иллюстрациями. Сегодня наш собеседник -настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. До и после революции — Вы неоднократно говорили, что знали, что Ваш дед по маминой линии пострадал в годы репрессий. Что бы Вы могли рассказать о других Ваших родственниках этого поколения? Что Вы знали о супруге о. Владимира Амбарцумова? О родителях о. Глеба? — Дедушка Александр, папа моего отца, происходил из крестьянской семьи из белорусского Полесья. Его отец, Василий Пантелеймонович, мой прадед, занимался медицинской практикой, был фельдшером после того как он выучился этой науке в армии. Его два сына, мой дедушка и его брат, получили духовное образование: они окончили вначале духовное училище, а затем Минскую духовную семинарию. Надо сказать, что в начале ХХ века Минская семинария была одной из лучших российских семинарий. Но они не предполагали идти по духовной линии и думали заниматься светской деятельностью. Действительно, дедушка после окончания Минской духовной семинарии поступил в Петроградский политехнический институт и был экономистом. Но он всю жизнь был глубоко верующим человеком. В революционные годы и в начале 20-х гг. он в Петрограде достаточно активно вёл религиозную жизнь и был знаком в том числе и с таким видным тогда петроградским священником, как отец Александр Введенский, который впоследствии стал главой обновленческого раскола. Но надо отдать должное дедушке: при первых проявлениях уклонения о. Александра в этот раскол он от него отошёл.

http://pravmir.ru/protoierej-kirill-kale...

Песнь Песней и Божественная любовь В память о старце Ефреме Катунакском Песнь Песней – это бриллиант Ветхого Завета, и вместе с Евангелием святого Иоанна Богослова она составляет сердцевину Божественного Откровения. В ней заключено поразительное послание, отличающееся особым дерзновением: Христос, Единородный Сын Божий, прибежище Своей Церкви, Его Пресвятой Матери, олицетворяющей Церковь, есть Любовь, обращенная к каждому из нас, крепкая, могучая и личная, как та, которой горит этот молодой жених к своей возлюбленной невесте. Каждый христианин призван к этому таинству брака с Церковью, единению с ней. Для Христа и для нас эта любовь есть источник безмерной, неистощимой радости. Бог ждет от нас любви, подобной той, что имеет молодая девушка к своему возлюбленному, любви, полной свежести первой влюбленности. Восторженно, с радостью Жених созерцает красоту своей супруги, красоту, которая, в сущности, Его собственное творение, отражение Его сияния, и это такая же восторженная радость, какую ощущает и она, созерцая красоту своего Возлюбленного: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные (Песн. 1: 14)» – «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн. 1: 15). Он радуется и ликует от того, что Он с нами, и для нас нет большей радости, чем чувствовать Его нашим собеседником, что мы одно с Ним в протяженной взаимности любви, в дыхании Святого Духа, обожающего нас: «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» (Песн. 4: 16). Любовь в Песни Песней – любовь духовная. Но духовные субстанции не менее реальны, чем осязаемые Безусловно, в Песни человеческая любовь используется аллегорически и должна быть истолкована духовно. Духовные субстанции, однако, не менее реальны, чем материальные и осязаемые. И любовь не менее истинна, не менее сильна, поскольку красота, которая ее порождает и питает, – духовная красота Иного, а не Его внешняя привлекательность. Красота Жениха и Невесты в Песни лежат не в телесной плоскости. Песнь приводит их чисто и просто как символ внутренней красоты, красоты той любви, что способна положить саму жизнь для Другого. Это в то же время красота смирения, терпения и сладости…

http://pravoslavie.ru/110305.html

Повинное послание св. Дионисия, архиепископа Суздальскаго, к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому Источник Вслед за изданными в майской книжке «Православнаго Собеседника» за 1860 год посланиями митрополита Киприана, в рукописи, из которой они заимствованы, помещено послание одного древнего русского святителя к великому князю, под таким заглавием: «От иного послания о повинных». Послание это (при сем издаваемое) мы относим к 1383 году и приписываем св. Дионисию, архиепископу Суздальскому, по следующим соображениям. Послание не принадлежит митрополиту Киприану; чтобы убедиться в этом, стоит только сличить язык, которым оно написано, с плавным и правильным языком известных доселе Киприановых посланий. Но помещение послания в рукописи наряду с посланиями митрополита Киприана 1 , вместе с которыми оно составляет в ней нечто целое, вносное, и ничем не связанное с предыдущими и последующими статьями, входящими в состав древне-письменных Кормчих, заставляет думать, что настоящее послание относится к одному времени с посланиями митрополита Киприана и именно поэтому помещено переписчиком наряду с ними. Ниже мы приведем другие, взятые из самого послания, основания, по которым писателя его мы почитаем современником великого князя Димитрия Иоанновича Донского и митрополита Киприана. После обычнаго пастырскаго приветствия к великому князю, послание начинается так: «Аз же Ди...... епископ...... се же по судбам Божиим, аще недостоин, твоего же ради еже к Богу потщания велия, и еже к Нему веры теплыя, и до нас худых простретья любве, еже хотениа молитвы, рекшу Спасу нашему Христу: приемляй пророка во имя пророче, мьзду пророчю приемлеть; приемляй праведника в имя праведниче, мьзду праведничю приемлеть…» и проч. О чем говорит здесь святитель, чего он почитает себя недостойным, ясно с первого раза: он получил высший духовный сан и этого самого сана почитает себя недостойным. Выражение «посудьбам Божиим» или «судьбами, имиже весть Бог» указывает именно на поставление пишущаго в духовный сан; так константинопольский патриарх Нил, в начале послания к преподобному Сергию Радонежскому, говорит о себе: «по долгу, еже приахом от Бога судбами, имиже весть Бог , длъжно ищется от нас всем повелевати» 2 и проч. В дальнейших приведенных словах заключается просьба святителя, обращенная к великому князю, о том, чтобы последний принял его, как служителя Божия, по заповеди Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Suzda...

Православная миссия сегодня Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. 12 ноября, 2010 Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. В преддверии IV Всецерковного съезда православных миссионеров, который намечен на 16-18 ноября, в РИА Новости была проведена пресс-конференция «Православная миссия сегодня», в которой на вопросы журналистов ответили председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн , председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда и ответственный редактор « Журнала Московской Патриархии » Сергей Чапнин . Главной темой съезда будет тема миссионерского служения мирян. Также будут обсуждаться и вопросы деятельности миссионерских приходов, миссионерских монастырей, подготовки миссионерских кадров, особенностей развития внешней миссии Церкви, методы уврачевания и профилактики расколов. Говоря о предпосылках успешности православной миссии, Владимир Легойда, отметил, что успех, прежде всего, зависит от уважения к собеседнику, независимо от того насколько миссионер разделяет его взгляды. Так же было сказано о важности погружения в иную культуру (инкультурацию) и осознанию границ этого погружения. Как сформулировал эти принципы еще апостол Павел: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». На съезде пройдет презентация сборника «Миссия сегодня», выходящего в «Журнале Московской Патриархии, который представляет собой подборку наиболее интересных статей из различных изданий о живом, еще не устоявшемся опыте миссионерства. Сергей Чапнин отметил важность миссионерской деятельности мирян в связи с тем, что сил священства недостаточно для этих целей, и работа по подготовке мирян для миссионерского служения должна вестись гораздо более активно и не очагами, а всей Церковью.

http://pravmir.ru/v-ria-novosti-proshla-...

Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен епископом в Смоленскую епархию, где прослужил с небольшим два года и скончался скоропостижно 17 марта 1869 г. Человек в высшей степени даровитый и многосторонний по способностям, по характеру вообще непреклонный и самостоятельный, в официальных отношениях большей частью сухой и даже суровый, – преосвященный Иоанн прежде всего известен, как замечательный церковный оратор и талантливый духовный публицист, которому приписывается открытие новой эпохи – жизненно-практического направления в проповеди и стремления освещать и оценивать в духовной журналистике факты общественной жизни с религиозно-нравственной точки зрения; в то же время он прославился и как ученый профессор, творец системы церковного законоведения и глубокомысленный богослов, обладавший блестящей диалектикой и тонким философским анализом, оригинальной аргументацией и свободной, сильной ораторской речью. В печати имеются его «Поучения», а также «Академические лекции по Догматическому и нравственному Богословию». Настоящее исследование Преосвященного Иоанна О монашестве епископов впервые было помещено в журнале «Православный Собеседник» за 1863 год и явилось ответом на горячо обсуждавшийся в то время вопрос о допущении в епископы лиц, находящихся в супружестве. Автор со свойственной ему широтой познаний и силой мысли доказывает, опираясь на исторические факты и канонические постановления, что епископы в православной церкви непременно должны быть монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Преосвященный Иоанн, Епископ Смоленский Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской Духовной Академии он закончил своё богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. I. Краткие биографические сведения и характеристика личности преосвященного Иоанна Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 июля 1818 года, при крещении наречён Владимиром. Обучался в Москве же – в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казённый счёт в Московскую Духовную Академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утверждён Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на учёную степень, под заглавием: «Стоглавный собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 277 . В год окончания академического курса, 29 августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 278 ; на следующий день после пострижения он рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010