Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Чтобы воспитать ребенка, нам, взрослым,  важно и для себя держать планку высоко. Дети, сколько бы их ни было, берут точкой отсчета главу семейства. И если мама – это почти сам ребенок, то папа – человек отдельный, главный, мера всех вещей. В эфире радио «Вера» духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров размышляет о том, какие качества присущи настоящему мужчине, как главе семьи  сохранять достоинство и о чем не стоит забывать мужу, чтобы  сберечь в семейной жизни понимание и любовь. Ведущие передачи – Александр Ананьев и Алла Митрофанова А. Ананьев: – «Если мужчина утверждает, что он в доме хозяин, значит, он и в других случаях тоже лжет», – писал в свое время Марк Твен. Сегодня нам бы очень хотелось в очередной раз вернуться к написанию широкими мазками портрета идеального мужчины – того мужчины, которым: а) должны стать те мужчины, которые нас слушают; б) которого должны видеть те женщины, которые нас слушают, рядом с собой. И сегодня к нашей беседе мы пригласили удивительного собеседника, который любую тему превращает в поэзию, делает это легко и одухотворенно. Духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, замечательный поэт, проповедник, протоиерей Артемий Владимиров. – У меня к вам сразу самый простой, самый короткий и, наверное, самый сложный вопрос. Как бы вы закончили фразу, дорогой отец Артемий: мужчина – это… Кто такой мужчина, на ваш взгляд? Если коротко. Прот. Артемий Владимиров: – Мужчина – это отблеск божества, как и женщина, впрочем. Мужчина – это сын Адама. Предназначение мужчины – содействовать самому Создателю в украшении Богом сотворенного мира, распространению в нем, в этом мире, любви, красоты, чистоты. Мужчина – это по определению защитник, кормилец, это та светлая голова, которая дает ногам полный покой, мужчина – тот, кто чувствует свою силу в ответственности за всех.

http://azbyka.ru/deti/prot-artemij-vladi...

свящ. Димитрий Рождественский Содержание Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V     Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской духовной академии он закончил свое богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. Глава I Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 Июля 1818 года, при крещении наречен Владимиром. Обучался в Москве же–в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утвержден Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на ученую степень, под заглавием: „Стоглавый собор «, чрез восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 1 .– В год окончания академического курса, 29 Августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 2 ; на следующий день после пострижения он рукоположен в иеродиакона, а 5 Сентября в иеромонаха. Академической конференцией 21/22 Сентября 1842 г. назначен на должность бакалавра по каедре нравственного и пастырского богословия, в Сентябре 1844 г. перемещен на каедру Священного Писания . По желанию графа Протасова, тогдашнего синодального обер-прокурора, в конце того же 1844 г. из академии, находящейся, по церковно-богослужебному выражению, „в веси», был переведен в столичную академию, в которой Протасов хо-

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Страна преподобного Сергия… О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства 14 июля, 2014 О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства Запланированы торжественные мероприятия, молебны, крестные ходы, паломничество и многое другое. Будут установлены памятники преподобному Сергию – в Москве, Минске, Симферополе, Астане и, наконец, на Куликовом поле. В производстве уже находятся несколько фильмов, в том числе для детей и юношества. Наш собеседник – председатель правления Благотворительного фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, член Рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского Андрей Юрьевич Молчанов. Арсений Замостьянов: Андрей Юрьевич, с чего началось Ваше постижение образа святого преподобного Сергия Радонежского? Андрей Молчанов: Всё начинается с Жития, со свидетельств о святом игумене – именно это произведение древнерусской литературы стоит краеугольным камнем в нашем постижении духовного подвига. Обратимся же ко словам Епифания Премудрого, составившего Житие нашего святого: «Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: «Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы». За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.

http://pravmir.ru/strana-prepodobnogo-se...

138. Верный послушник Матери Божией В наше скудное верою и духом время как отрадно сознавать, что еще не совсем погас светоч духовной жизни на Руси, что еще не иссяк источник воды живой, текущей в жизнь вечную, в душах православных, что кое-где, – увы, как редко! – есть люди, духом живущие, Богу работающие, люди, в коих светится огонек благодатной жизни, искрится вера, как алмаз чистая и твердая, и они напоминают нам, что человек не есть животное, а есть носитель образа Божия, предназначенный к богоподобию, к жизни в Боге и с Богом в вечности. Когда встречаешь таких людей на жизненном пути, то невольно как-то исторгается из сердца вздох благодарности к Богу, что не укрылись от тебя сии Божии трудники, что ты не только был их современником, но отчасти и собеседником, слышал от них много поучительного, хотя по лености своей, слышал не во спасение души, а в суд себе и осуждение. И скорбью сжи­мается сердце, что вот – сии рабы Божии совершили уже свой жизненный путь и ушли в путь всея земли, в отечество небесное, самым отшествием своим поучая нас, своих ленивых современников, искать единого на потребу. Одного из таких смиренных светочей монашества Матерь Божия воззвала к Себе накануне Своего великого праздника – Успения, яко верного Своего послушника, всю жизнь свою Ей посвятившего, ради Ее земного жребия – святой горы Афонской – Отечество свое оставльшего, но, по Ее же указанию, за святое послушание, в иной Ее жребий, к пределам древ­ней Иверии, посланного, чтобы там, у подножия Кавказских гор, омываемого волнами моря Эвксинского, создать Новый Афон – пречудную обитель, в ответ миру на его многопытли­вый вопрос: на что монастыри? – и во славу Церкви Православной. Кто из русских иноков, внимающих судьбам русского иночества, не слышал имени отца Иерона как строителя новой обители – дщери старого Афона? Но и иноки не все знают, какой крепкий адамант деятельной веры был этот старец Божий. Теперь, когда он ушел к Богу, можно нечто поведать во славу Божию, не смущая его смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

15 сентября 2009 года Русская Православная Церковь понесла тяжелую утрату: скончался старейший регент Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей (Мормыль). Эта весть тяжелой скорбью отозвалась в сердцах тысяч и тысяч православных верующих по всей России, за ее пределами, в ближнем и дальнем Зарубежье. Отец Матфей был воссоздателем церковно-певческой традиции дореволюционной России и основателем особенной, лаврской певческой традиции, которая в тяжелый и сложный период «советского плена» Русской Церкви явила на долгие годы образцом, неким эталоном молитвенного певческого обращения к Богу. Трудно представить и осознать, особенно в первое время после кончины отца Матфея, насколько велика эта утрата для нашей церковной жизни, во всех ее аспектах. Сегодня мы можем только вспоминать и пытаться осмысливать почти полувековое служение отца Матфея, уникального музыканта, композитора, талантливого педагога, внимательного и вдумчивого собеседника, главное же – истинного монаха и послушника преподобного Сергия Радонежского. Всю свою жизнь, весь свой талант отец Матфей отдал Богу в воспевании Его Небесной славы, приводя в Церковь Божественной силой ангелоподобных песнопений новых и новых чад. В первые же дни по кончине архимандрита Матфея Главный редактор радио «Радонеж» Николай Бульчук связался по телефону с людьми, близко знавшими отца Матфея: среди них простые миряне, видные иерархи нашей Церкви, композиторы, искусствоведы и певцы. Вспоминая приснопамятного отца Матфея, они сходились в главном: отец Матфей велик, и таким великим он останется навсегда – в нашей памяти, в истории церковного пения, в жизни Русской Православной Церкви! Царствие Небесное! Вечная память! Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси: Кончина архимандрита Матфея (Мормыля) отозвалась в сердце болью расставания с дорогим человеком. Отец Матфей и церковное пение высшего мастерства – эти понятия, я бы даже сказал, эти явления нашей современной жизни звучат синонимами.

http://pravoslavie.ru/37805.html

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19 июля/1 августа Церковь чтит преподобного Серафима Саровского . О духовных заветах и уроках святого, столь важных для нас сейчас, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров . Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви! Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает». Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния , а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому. Из сказанного следует, дорогие друзья, что память преподобного Серафима Саровского, его жизненный опыт, духовные уроки, которыми он делится, просто взирая на нас с присущей ему ангельской полупечальной, полурадостной улыбкой с его древних и современных икон, драгоценны, как воздух. Несмотря на известность завета , который преподобный Серафим оставил нам, своим соотечественникам, духовным детям: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», на поверку из моих собеседников, включая меня самого, может, лишь 5% из 100 когда бы то ни было принимали этот совет серьезно, как руководство к действию. Вот почему сегодня мы простираем наши дрожащие от волнения, стрессов, сердечных перебоев руки к преподобному Серафиму и просим его походатайствовать за нас перед Престолом Господа Вседержителя, пред Царицей Небесной, служителем Которой он, преподобный Серафим, себя смиренно сознавал, чтобы и на нас снизошла теплая лазурь Божественной благодати, наставляющая каждого христианина на благочестивое, праведное и целомудренное жительство, как об этом говорит святой апостол Павел в одном из своих посланий. Именно благодать, истекающая потоком живой воды от Христа Воскресшего через таинства Церкви, одна поможет нам, если мы очень этого захотим, если уразумеем, как идти к Богу, если примем на вооружение все средства, предлагаемые преподобным Серафимом.

http://pravoslavie.ru/95688.html

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

20 января сего года духовенство г. Торжка проводило на место вечного покоя своего старейшего собрата, протоиерея Василия Федоровича Соколова. Покойный состоял на службе при Христорождественской кладбищенской церкви 51 год и вышел за штат за 4 месяца до своей кончины. На погребение единодушно собрались все священники, во главе с архим. Борисоглебского монастыря Арсением. Сказаны было два трогательных надгробных слова, из коих одно коснулось жизни покойного о. протоирея, его полувекового служения в качестве священника городской кладбищенской церкви. Василий Федорович был духовником половины новоторжских причтов, и нам привелось быть в числе его духовных чад. Посему, да не прогневается душа почившего, если мы предадим гласности некоторые воспоминания о нем, пока они живы в нашей памяти. Дела человека, каковы бы они ни были, после смерти идут вслед за ним, но если то были дела добрые, достойные подражания, пусть они оставят след и в душе живых 1 . Покойный протоиерей Василий Федорович принадлежал к разряду пастырей ветеранов, носил на груди бронзовый севастопольский крест, пережил эпоху 60-х годов и всех перемен, внесенных этими годами в русскую жизнь. Он видел своими глазами все общественные и церковные перемены, случившиеся в четыре царствования, принял посвящение от рук Архиепископа Гавриила и непрерывно служил при шести тверских Архипастырях. Человеку, столь долго пожившему и честно потрудившемуся, достигшему сана протоиерея, естественно было почувствовать некоторое сознание своих полувековых заслуг. Люди так склонны давать себе за все цену, помнить свои заслуги, дела великие и малые. Василий Федорович был не такой человек. Он был воплощенное смирение и кротость. В нем не было ни капли гордости. Самый вид его, лицо, глаза, улыбка выражали эти качества. Представьте себе пастыря-старца, носящего своеобразную старческую красоту и прелесть. От природы невысокий, а годами еще более согбенный, белый, как лунь, старичок с розовым румянцем на светлом, добром, спокойном лице. Густая, до старости прекрасно сохранившаяся растительность не скрывала, а еще более оттеняла черты его доброго лица. А его ласковые глаза, – кто их забудет! В них видна была, как в зеркале, прекрасная душа, чуждая всякой гордости, самомнения, самовосхваления. Когда он говорил, еще больше говорили его глаза. Они как-бы говорили каждому собеседнику: «простите, извините; Боже сохраните обидел-ли я чем-нибудь вас, каким-нибудь неосторожным словом?».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

31 марта в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви с момента избрания митрополита Кирилла на патриарший престол. Какие основные решения приняты Синодом? 31 марта в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви с момента избрания митрополита Кирилла на патриарший престол. На Синоде были приняты важные кадровые решения. Много нововведений было связано со сферой взаимодействия Церкви и общества и развития информирования общества о жизни церкви. Церковь и общество Взаимодействие зарубежных учреждений Отдел внешних церковных связей Информационный отдел Церкви Издательский совет Церкви Управление делами Московской Патриархии Отдел религиозного образования и катехизации Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы Общецерковная аспирантура Комиссия по межсоборному присутствию В Священный Синод назначены новые временные члены Русская духовная миссия в Иерусалиме Анадырская и Чукотская епархия Венгерская и Австрийская епархия Смоленская и Калининградская епархии Церковь и общество Во-первых, в связи с возрастающей необходимостью развивать, совершенствовать и систематизировать диалог Церкви и общества создается Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Этот отделы будет осуществлять связь с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата. Председателем отдела назначен протоиерей Всеволод Чаплин , в течение многих лет, еще на должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей, выполнявший подобную работу выступавший одним из основных экспертов, комментирующих события в церковной жизни для СМИ. «Сегодня Церковь должна в полную меру стать народной, об этом не первый год говорят многие мыслящие священнослужители и миряне. Церковь должна чувствовать, чем живут и дышат люди, народ, общество», — сказал отец Всеволод корреспонденту « Интерфакс-Религия » во вторник. По словам отца Всеволода, очень важно помнить, «что для Церкви нет чужих тем, если они касаются жизни людей». «Очень важно сегодня, чтобы Церковь сама жила бы сегодня нуждами, заботами и чаяниями людей и помогала бы им возвратить вертикальное, духовно-нравственное измерение в экономику и общественную жизнь», — заявил собеседник агентства.

http://pravmir.ru/kadrovye-resheniya-per...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010