Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Св. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества. Его влияние не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV и XV вв.: почти все ветви этого древа питаются от духа Сергиевой обители. Еще восемь монастырей с общежительным уставом обязаны ему своим основанием . Восемь основателей монастырей, которые сами явились великими созидателями иночества в XIV и XV вв., были учениками св. Сергия. Трое из них — св. Павел († 1429), Сергий († 1412) и Сильвестр († 1379) — подвизались в Заволжье, в Обнорской волости Вологодской земли; они основали там три обители. Св. Павел Обнорский известен своим особенно строгим житием, еще до основания монастыря он три года прожил в дупле дерева. Скончался он в возрасте 112 лет. Есть свидетельства о том, что в его монастыре процветало старчество . Четвертый ученик, св. Авраамий Галичский († после 1375 г.) основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская губерния) . Еще один монастырь в Костромской земле был основан Никитой, тоже учеником Сергия. Основателем обители был и Иаков (Железноборский, † 1442), также ученик Сергия . В Московской земле два монастыря были основаны учениками Сергия: один — Мефодием († 1392), другой — Саввой Сторожевским . Другую группу составляют подвижники, которые не принадлежали к братии Троице-Сергиева монастыря, но находились в тесном духовном общении с преподобным Сергием, его «собеседники», то есть те, кто часто приходил к нему и следовал его советам. Среди них надо упомянуть Стефана Махрищского († 1406), монаха Киево-Печерского монастыря, который около 1355 г. пришел к Сергию. Он основал две обители. Св. Димитрий из города Переяславля († 1392), прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги. Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385), основав монастырь в Нижнем Новгороде, установил связь между этим городом и школой Сергия. Св. Стефан, епископ Пермский († 1396), самый знаменитый русский миссионер, подъявший великий христианский труд — просвещение языческих финских племен, воздвиг четыре обители в новообращенной земле .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский (+ 1404) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 апр. в день преставления, 4 июля в день обретения мощей, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Прп. Евфимий родился в семье благочестивых и зажиточных суздальских горожан, в приходе Святых Жен Мироносиц. Церковь эта, в которой он был крещен, существовала до последнего времени. Он получил обычное в то время для всех детей церковное образование, но молитвенностью, самоуглубленностью и сдержанностью он выделялся изо всех детей. В церкви, которую он посещал часто как по воле родителей, так и по собственному влечению, он становился всегда в темном углу, чтобы никто его не замечал и не мешал ему молиться и слушать богослужение. Он был еще очень юн, когда в церкви запали ему в душу апостольские слова: «Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте» (1 Кор. 14, 20). В другой раз он остановился мыслью на евангельских словах: «Иже бо хощет душу свою спасти, погубит ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? Или, что даст человек в измену за душу свою?» (Мк., 8, 35—37). Юноша зачитывался сказаниями о святых угодниках Божиих и молил Бога послать ему наставника на пути исполнения евангельских заповедей. И молитва его была услышана. Невдалеке от Нижнего Новгорода поселился отшельник, инок Дионисий (память его 26 июня), выкопал пещеру в гористом берегу Волги и стал подвизаться. К нему стали обращаться за советом и молитвой, скоро собрались вокруг него ученики, и так возник Печерский Вознесенский монастырь. Пришел к нему и будущий прп. Евфимий. Упав к его ногам, отрок от волнения ничего не мог говорить. Прп. Дионисий подъял его, успокоил и повел в свою келью для духовной беседы. Потом созвал братию и постриг его с наречением ему имени Евфимий. Тогда великой радостью исполнилось сердце Евфимия, и он горячо благодарил Бога. «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, — молился он, — яко сподобил мя еси, худого и недостойного, получить желаемое мною спасение...» Великий пример имел он в лице своего настоятеля, среди непрерывных иноческих трудов всегда сохранявшего кротость, приветливость и спокойствие.

http://sedmitza.ru/lib/text/437042/

III. Личность Феофана Прокоповича ( Феофан Прокопович и его время. И. Чистовича Спб. 1868 г.) «Петра Великого дел славных проповедник», «Витийством Златоуст, муз чистых собеседник», «Историк, богослов, мудрец российских стран» – эта характеристика Феофана, составленная одним из немногих его восторженных почитателей – современников, известным сатириком, князем Кантемиром, далеко не исчерпывает всего значения в русской истории самого даровитого из всех птенцов гнезда Петрова. С именем Феофана более или менее тесно связаны все важнейшие вопросы русской истории первой половины прошлого столетия, – не только церковной, но и политической. Г. Пекарский совершенно справедливо заметил, что в своей сфере Феофан имел такое же значение, какое имел Петр Великий в жизни государственной 115 . От него, составителя духовного регламента, ведет свое начало современная организация нашего церковного управления и весь современный строй нашей церковной жизни. В истории нашей школы, духовной и светской, в истории нашего богословия, которое он поставил на новую дорогу, в истории нашего проповедничества, для которого он дал лучшие образцы и правила, наконец в истории первых годов Синодального управления – везде Феофан является новатором, преобразователем, отмечает собою новую эру. Наконец в политических переворотах, последовавших в России за смертью Петра, Феофану также пришлось играть такую видную роль, какая ни до него, ни после него никому из наших иерархов не выпадала на долю. Понятен после этого тот интерес, какой возбуждает к себе эта личность, понятно желание проследить постепенное развитие ее, умственное и нравственное, узнать, каким путем сложились в ней те убеждения, осуществлению которых посвящена была вся его жизнь. Между тем до сих пор наша литература представляла слишком мало данных для обстоятельного знакомства со знаменитым новгородским архиепископом. Небольшая биографическая, или, точнее, библиографическая статья о нем в словаре духовных писателей митр. Евгения, прекрасная магистерская диссертация г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94006.html 23 апреля 2012 Кирилл Миловидов Невыносимый Ленин Источник:  Нескучный сад Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но " вождь и ныне там " . Что нам мешает его похоронить? Отпеть Ленина нельзя, но похоронить его все же следует " По канонам Церкви отпевать Ленина нельзя " , – считает профессор Санкт-Петербургской духовной академии, специалист в области истории Церкви протоиерей Георгий Митрофанов. Запрет объясняется тем, что Владимир Ильич находится под анафемой, то есть отлучен от Церкви. И хотя в тексте анафемы, которая была принята Поместным собором в 1918 году, прямо не упоминается ни сам Ленин, ни руководимые им большевики, но текст документа прямо говорит о православных по крещению, которые участвовали в гонениях на Церковь и убийствах невинных людей. " В основу политики большевиков как раз были положены два этих элемента, так что большевики, несомненно, подпадают под анафему, как и руководство этой партии " , – считает отец Георгий. Вместе с тем, по мнению историка, согласно нашим традициям даже отлученных от Церкви людей полагается хоронить. Так, несмотря на анафему, был похоронен Лев Толстой. Соборного решения церкви о необходимости захоронения тела Владимира Ленина пока не существует. Тем не менее, де-факто, сложно найти в Церкви человека, который бы выступал за сохранения такого символа гонений на Церковь, каким является тело Ленина на главной площади страны. Этой же позиции придерживается и наш собеседник. " Давно пора предать его земле, – считает отец Георгий. – То, что сделали с телом, это по существу, глумление над человеческим телом " . А как же тело Николая Пирогова, которое был мумифицировано и положено в склепе под стеклянной крышкой? Отец Георгий считает, что проводить аналогии между Лениным и Пироговым неуместно. " Это странное пожелание великого хирурга – мумифицировать себя – является издержкой его фанатичной преданности науке и желания даже после смерти послужить ей " , – считает священник. По его словам, такие курьезы не могут привести к пересмотру вековых традиций, как культурных, так и религиозных. " Из политических деятелей в мавзолее до сих пор лежит, разве что, Ким Ир Сен, – добавляет отец Георгий. – Если мы хотим быть в одном ряду с этим заповедником коммунистического мракобесия, ну, что же, давайте будем " .

http://religare.ru/2_94006_1_21.html

V. ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПАСТЫРСТВА Пастырство епископа Игнатия (Брянчанинова) Епископ Игнатий (Брянчанинов) является одним из представителей знаменитых подвижников-богословов XIX века, которые не столько мыслили и философствовали о христианстве, сколько жили им. Епископ Игнатий (родился 6 февраля 1807 г.) происходил из дворянской семьи, в которой получил и строгую религиозную настроенность, и прекрасное образование. Еще с детства он имел стремление и желание принять монашество. Сразу же после окончания главного инженерного училища, куда он поступил по настоянию отца на 16-м году жизни и которое окончил первым, он подает прошение об отставке 437 . В 1831 году он принял монашеский постриг и вскоре был назначен настоятелем одного из вологодских монастырей. В 1833 году он вызывается в Петербург и поставляется настоятелем Сергиевой пустыни, в которой пробыл архимандритом около 24 лет, т. е. до отъезда в Ставрополь по посвящении в сан епископа Кавказского и Черноморского. На кафедре Владыка пробыл 4 года и в 1861 году удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь (на Волге близ Костромы), где и преставился 30 апреля 1867 года. Всю свою жизнь епископ Игнатий непрестанно изучал творения святых отцов, никто из современников не мог сравниться с ним в знании отеческих писаний. «Это была живая библиотека отцов», – писал о нем игумен Антоний (Бочков) 438 . «Чтение отцов, – писал о себе богомудрый архипастырь, – с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Православной Церкви несомненно. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека; почему необходим Искупитель и в чем заключается спасение». Основным психологическим импульсом духовной настроенности епископа Игнатия было чувство лично живого и непосредственного отношения к Искупителю Христу и сильная жажда спасения и искупления. Живое, опытное познание Бога-Спасителя – эта идея проникает все писания Владыки. Будучи настоятелем Сергиевой пустыни, Владыка часто посещал петербургское общество. Многие тогда удивлялись, как он, подвижник и молитвенник, не чуждался вместе с тем общества, бывал приятным собеседником людям светским, умел возбуждать в них к себе доверие и действовать на них ко благу душевному. Видя в нем не столько лицо духовное, сколько доброго знакомого, равного по уму и образованию, многие, весьма нерасположенные к иночеству лица любили бывать у него в обители и видеть его в своих домах, что незаметно склоняло их к благочестию. Благочестие было целью и основою всех бесед о. Игнатия, и самый светский разговор он всегда старался свести к душеназидаиию своих слушателей; нередко заставлял задумываться самых беззаботных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

XXIII. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как проповедник «Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве». Смоленск. 1871 г. Один из усердных почитателей памяти и таланта преосвященного Иоанна, некто г. Н. Б., пользуясь позволением его наследников, собрал и издал плоды его проповеднической деятельности в Смоленске – «беседы, поучения и речи», помещенные в разное время, по мере произнесения, в мало кому известных местных епархиальных ведомостях. Нельзя не пожалеть, конечно, что почтенный издатель не внес в свой сборник проповедей предшествовавшего, более блестящего периода проповеднической деятельности преосвящ. Иоанна, – нельзя не пожалеть тем более, что перепечатка их из «Христианского Чтения» и «Православного Собеседника» не представила бы большего труда; тем не менее мы думаем, что любители духовно-назидательного чтения будут благодарны ему и за то, что он сделал. Изданные г. Н. Б. проповеди преосв. Иоанна несколько слабее или, говоря точнее, проще, низменнее, ординарнее, чем проповеди, сказанные в Петербурге и особенно в Казани, создавшие его проповедническую знаменитость, и перепечатанные в свое время в светские газеты и даже, в качестве образцов церковного красноречия, в учебные хрестоматии (гг. Галахова и Филонова). Прежде всего, конечно, это зависело от характера паствы, пред которой проповедовал преосв. Иоанн в Смоленске. Епископский сан проповедника, с другой стороны, как известно, делает авторитетным его слово и независимо от блестящих ораторских красот и до некоторой степени уполномочивает его меньше заботиться о внешнем изяществе слова. Наконец, из напечатанных в настоящем сборнике проповедей многие говорились одна за другой каждый день (например, проповеди на дни страстной седмицы), так, что проповеднику не было, может быть, и времени на более тщательную обработку их. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, оригинальная даровитость нашего знаменитого оратора бьет и в них роскошной и обильной струей, и прекрасные качества ораторского таланта преосв. Иоанна, в большей или меньшей мере, сказываются в каждом из настоящих его поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

     100 лет назад в подвале Ипатьевского дома была зверски убита царская семья — государь Николай Александрович, императрица, их дети и слуги. «Иже много тружася за всю землю русскую, живот свой полагая за православное христьянство» — в таких словах выразил древний летописец почитание святого благоверного Александра Невского, одного из образцовых святых русских государей. Сочетание труда на благо Отечества, жертвенности и заботы о православном христианстве — этой формулой можно поверять святость русских государей. И место царя-мученика Николая II в этом ряду окажется чрезвычайно почетным. Царь и клевета Спору нет, для того, чтобы осознать это, придется год за годом, десятилетие за десятилетием очищать имя государя от тонн наваленной на него грязи. Искаженный исторический образ Николая II стал совокупным результатом четвертьвековой «гражданской войны», которую вела против императора «прогрессивная интеллигенция» при его жизни, и столетней клеветы, которой занималась позже коммунистическая власть и её последователи. Одним необходимо было добиться свержения императора, другим — оправдать свою революцию, свой режим, представив «Великий Октябрь» как естественный результат всей русской истории еслине с неандертальцев, то уж точно с Рюрика. Характерно, что эти клеветы фундаментально логически противоречили друг другу. В одном случае революция представала как исторически неизбежный итог объективных исторических законов, в другой — как результат «слабости и бездарности» императора. Одни распространяли ложь про «Николая кровавого», другие про «царя-тряпку». Зачастую обе лжи без всякого напряжения уживаются в одном и том же мозгу, и вот уже собеседник, только что рассказывавший, как царь «довел страну до взрыва», обрушивается на него с упреками, что он «испугался и отрекся, погрузив страну в революцию», а затем с той же самоуверенностью повествует, что «только свержение самодержавия открыло России путь к прогрессу». Сама абсурдная противоречивость обвинений вскрывает, что в случае с ненавистью к Николаю II мы имеем дело не с обычной человеческой пристрастностью, не с расхождением мнений, а с духовной болезнью — ненавистью лукавого ко святым.

http://pravoslavie.ru/114463.html

     В детстве Кирси Мариту Ритониеми, финскую девочку, крещенную в лютеранской вере, возили к бабушке и дедушке в деревню, находившуюся недалеко от границы. Дедушка показывал внучке сосну вдалеке и говорил: «Видишь ее? Это уже Советский Союз!» Повзрослев, Кирси пожила какое-то время в США, затем немного в Англии, но Промысл Божий привел ее в страну, которая в тот момент по молитвам множества небесных ходатаев – новомучеников российских – постепенно освобождалась от оков воинствующего атеизма. У россиян укреплялась живая связь с Богом. Стали открываться храмы и монастыри. А ей, иностранной студентке филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, так же ищущей и жаждущей Истины, помогли прийти к православной вере и обрести Христа в сердце два духовных светильника нашего времени – старец Наум (Байбородин) и блаженная Любушка Сусанинская. «По благословению отца Наума я несколько раз ездила к старице в Сусанино Ленинградской области, – скажет моя собеседница и добавит: – Потом, когда она перед смертью переехала в нашу епархию, мы часто у нее бывали. Сейчас тоже ездим к ней на могилку в Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Постоишь, помолишься, попросишь молитв и дальше живешь…» Сегодня игумения Иулиания (Ритониеми) возглавляет Свято-Екатерининский женский монастырь в Твери – обитель, которая уже более двух десятилетий несет серьезную социальную нагрузку и занимается просветительской работой. Как Всемилостивый Господь указывает человеку путь ко спасению и ставит его на то место, где он может служить Богу и людям, – об этом мы беседовали с матушкой Иулианией Матушка, в нашем разговоре нельзя обойти вниманием тот факт, что в стране еще не закончилась эпоха госатеизма, а Вы – студентка-иностранка – принимаете православную веру. Объяснение этому следует искать во встречах с архимандритом Наумом (Байбородиным) из Троице-Сергиевой лавры? В Москве через общих друзей я познакомилась с профессором Духовной Академии Алексеем Ивановичем Сидоровым и его супругой Светланой Викторовной, которая вскоре повезла меня к отцу Науму. К тому времени душа моя настрадалась в поисках Истины. Так хотелось понять, для чего мы живем! Я стала ездить к батюшке и при этом все время плакала. Однажды он даже спросил у Светланы Викторовны: «Что она все время плачет?» А плакала я, потому что увидела: есть человек на земле – между тобой и Богом, и он говорит тебе, как надо жить. Но вдруг я чего-то не пойму (русский язык тогда еще плохо знала) и не так сделаю? Отсюда и слезы, переживания…

http://pravoslavie.ru/114764.html

     Критика Церкви... Вам приходилось ее слышать? Она была справедливой или надуманной? А как вы себя повели при этом — спокойно или возмутились и «вышли из себя»? Хотите разобраться с этой проблемой? — Тогда давайте вместе подумаем и поразмышляем... Критиковать церковную жизнь намного проще, чем ее понять На мой взгляд, критика вообще редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. И критиковать церковную жизнь намного проще, чем ее понять, и самое главное — ее начать. Недовольство христианством всегда исходит от полуграмотеев и дилетантов, которые не пережили радости духовного рождения и пребывания в лоне Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу — больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры — дерзает много и глупо рассуждать о том, в чем он полный профан. Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Все ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует духовное зрение. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства, низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим — то, что критикуют, Церковью не является. Критикуется человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает. Когда критикуют Церковь, иногда нужно все терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться, а иногда отойти — поскорее и подальше. Когда молчать, а когда говорить — решать вам, единого рецепта нет. Самое главное — не терять спокойствия духа и мирного настроения. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чьё-то соблазнительное поведение или явное хамство. Всё это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном — чем Церковь живет и чему она учит, и что также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм — часто памятник или шедевр архитектуры, — где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен московских храмов найти свой, а из тысячи священников — отца и наставника.

http://pravoslavie.ru/104046.html

     Нынешним летом, 3 июня, Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь будет отмечать 30-летие со дня совершения первой Божественной литургии в возвращенной Церкви обители. Воспоминания людей, причастных к возрождению колыбели русского старчества, помогают нам не просто представить события новейшей церковной историей, но и почувствовать дыхание той эпохи, соприкоснуться с ней сердцем, ощутить ее колорит. Когда в полуразрушенной Оптиной Пустыни состоялась первая Литургия, наш собеседник находился уже в другом месте, получив новое ответственное послушание. Но, по утверждению тех, кто стоял у истоков возрождения святой обители, именно он – в то время иеромонах Иосиф, помощник эконома Свято-Данилова монастыря – подготовил монастырь к тому, чтобы в нем затеплилась лампадка монашеской жизни. Мы продолжаем цикл бесед, посвященных событию, исторически важному для верующей России. И вновь зазвучала молитва Батюшка, с неослабевающим интересом я посмотрела документальный фильм «Архимандрит Иосиф. Соловецкая быль», посвященный Вашему 14-летнему служению на Соловках в качестве наместника Соловецкой обители. В нем Вы вспоминаете и про Оптину Пустынь. Некоторые факты, детали, наверное, современной воцерковленной молодежи кажутся невероятными. Например, такой: наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Тихон (Емельянов), ныне – митрополит Новосибирский и Бердский – сказал Вам, чтобы Вы, иеромонах (!), ни в коем случае не ехали в Оптину в подряснике. Хотя это и случилось незадолго до великого юбилея – тысячелетия Крещения Руси, ставшего, как мы знаем, поворотной точкой в русской истории XX века, однако КПСС и Комитет глубокого бурения (так мы расшифровывали аббревиатуру КГБ) были в ту пору еще в силе, активности своей не утратили. Что значит активность КГБ, я испытал на себе. Мою сестру чуть не посадили из-за того, что три ее брата, включая меня, ушли учиться в духовную семинарию. Уполномоченный Совета по делам религий по Рязанской области подал на нее в суд, и только благодаря владыке Симону (Новикову), удивительному рязанскому архиерею, привлекавшему людей духовной мудростью, глубокими богословскими познаниями и поразительной простотой в общении удалось предотвратить беду.

http://pravoslavie.ru/113232.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010