Священники Казанского храма Сыктывкара окормляют воспитанников Республиканского Кочпонского психоневрологического интерната (ПНИ) с 1950-х годов прошлого столетия. Более 20 лет назад в ПНИ был открыт домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди первых его прихожан — есть даже паралимпийцы с мировым именем. А нынешним воспитанникам участие в церковных Таинствах помогает справляться с недугами. О значении молитвенной и духовной жизни для ПНИ его сотрудники и воспитанники интерната рассказали корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». Если перечислять диагнозы пациентов ПНИ, то их хватит на целую главу медицинской энциклопедии. Например, умственная отсталость (от умеренной до глубокой) с целым спектром сопутствующих ей заболеваний, таких как ДЦП, шизофрения, эпилепсия и др. А в последнее время к ним добавились еще и аутисты. Часть подопечных — дети с тяжелой патологией, лежачие, которые находятся в отделении милосердия. Поэтому условно прихожан Покровского храма из интерната можно разделить на две группы: тех, кто способен самостоятельно дойти до храма, и лежачих, которым требуется особое внимание. Но у каждого из них есть возможность исповедаться и причаститься. Два шага в день Проблемы с опорно-двигательным аппаратом у Давида были от рождения. Поэтому, поступив в Кочпонский ПНИ, он оказался в палате детей с ДЦП, которые вследствие тяжелых двигательных нарушений не могли ходить самостоятельно. Одним из тех, кто регулярно навещал мальчика в этот сложный период, был православный священник, который приходил его причастить. «Я тогда часто молился и просил Бога о том, чтобы Он исцелил меня. Больше всего в жизни я мечтал ходить», — вспоминает юноша. Видя стремление ребенка преодолеть свой недуг, младшие медицинские сестры по уходу за детьми стали уделять Давиду больше времени. «С помощью нянечек я начал делать по два шага в день — это для меня тогда было рекордом. И постепенно увеличивал количество шагов. Потом еще долго ходил хромая. Старался самостоятельно приходить на богослужения в нашу интернатскую домовую церковь. Со временем я научился бегать, прыгать, ложку держать правильно. Стал читать и писать, а до этого ничего не умел. Очень полюбил математику», — продолжает рассказывать мой собеседник. Когда Давиду исполнилось 18 лет, помня о том времени, когда приходил к нему батюшка со Святыми Дарами, он попросился в ближайший Казанский храм на работу. «Я сказал настоятелю Казанского храма, что верю в Бога и хочу быть с Богом!» — говорит Давид. Сегодня юноша по-прежнему живет в Кочпонском ПНИ и официально работает алтарником Казанского храма города Сыктывкара. В нынешнем году Давид отметит 10-летие начала своей трудовой биографии. А когда есть время, он помогает батюшке в храме родного интерната.

http://pravoslavie.ru/119312.html

     - Сегодняшний мой собеседник - протоиерей Владислав Цыпин, профессор, протоиерей, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской семинарии. Благословите, батюшка. - Здравствуйте. Бог благословит. - Сегодня я хотел бы Вас, как известного правоведа, канониста нашей Церкви, расспросить о том, что волнует православных христиан. Это слухи, интриги вокруг Украины, Украинской Православной Церкви. Они связаны с высказанным, прежде всего, украинским политикумом и частью епископата и клира Украинской Церкви желанием получить автокефалию. Откуда взялась эта идея, каков ее корень? - Можно попытаться открыть совсем дальнюю предысторию. Известно, что с середины XV до конца XVII века Русская Церковь в отношении юрисдикции представляла собой два отдельных организма. Это была Московская митрополия, ставшая потом Патриархатом, и Киевская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Но в ту пору, прямым образом, ни о какой автокефалии речь не шла. Вопрос только стоял, быть ли Киевской митрополии в лоне Русской Церкви или оставаться вне ее, в юрисдикции Константинополя. Поэтому об автокефалии как таковой заговорили после Февральской революции. Может быть, кто-то где-то статьи на эти темы писал и раньше, но они не имели резонанса, и мне они неизвестны. После Февраля, в общем контексте стремлений украинских сепаратистов к самостоятельности, они свои намерения сдержанно обозначали как государственную автономию. Потом речь пошла уже о суверенитете, об отделении от России. В параллель с этими разговорами и началось движение в сторону церковной автокефалии. - А кто был инициатором - те же политики или в церковной среде уже тогда были желающие получить автономию? - Это были и политики, скажем, петербургские. Что касается времен гетмана Скоропадского, то он скорее хотел больше автономии для Украинской Церкви, но прямым образом вопрос об автокефалии не ставил. Шли споры о том, как Митрополит Киевский может быть поставлен помимо правительства Украины. А что касается его статуса главы Украинской Церкви - в ту пору она приобрела статус Автономной - то он настаивал на том, что это должность, которую нельзя занимать без санкции правительства Украины - он же его и возглавлял. Понятно, что это было марионеточное правительство, которое существовало, поскольку Украина была оккупирована австро-немецкими войсками, под их протекторатом. Но петлюровские политики, Петлюра и его окружение... Что касается церковной сферы, то там был г-н Чехович, который у Петлюры занимал должность премьер-министра. Они все были энергичными сторонниками украинской церковной автокефалии. Но, как ни странно, или это сейчас становится не совсем понятно, но эти люди провозгласили украинскую автокефалию, вместе со своими политизированными церковными сторонниками и единомышленниками, с теми, кто к ним приспосабливался, уже тогда, когда в Киеве была советская власть в 1921 году. Так появился самосвятский раскол.

http://pravoslavie.ru/113507.html

  разделы   рассылка  распечатать В РПЦ за появление молитвенных комнат в школах, другие конфессии относятся настороженно Источник:  Риа-Новости Поправки в законодательство, разрешающие предоставлять религиозным организациям в школах специальные помещения для молитв и совершения религиозных обрядов, в Русской православной церкви поддерживают; в свою очередь представители Духовного управления мусульман европейской части РФ и Федерации еврейских общин России отнеслись к нововведениям настороженно. В Госдуме в среду пройдет правительственный час с участием главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, на котором министр и депутаты обсудят, в том числе, новый закон об образовании. В соответствии с поправками в закон " О свободе совести и религиозных объединениях " , принятыми нижней палатой в первом чтении вместе с правительственным законопроектом " Об образовании в РФ " , администрация школьного учреждения может принять решение о выделении верующим отдельного помещения, комнаты, здания. Для этого необходимо соответствующее ходатайство со стороны учащихся и их родителей. Как уточнила РИА Новости руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), разработчик документа, Минобрнауки, предлагает, в частности, внести изменения в статью 16 закона о свободе совести. " Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей " , – сказала Чернега. При этом она отметила, что речь идет о передаче церковных зданий, которые были построены еще в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. По словам Чернеги, в этих зданиях " могут быть возобновлены и проводиться богослужения " . В пример собеседница агентства привела домовый храм святой мученицы Татианы, относящийся к МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения.

http://religare.ru/2_97929.html

Август 3-го августа Благодарю Господа, сподобившего меня совершить путь от Кронштадта до Москвы и Рузы и обратно, всего на пространстве 1.600 верст (в одну неделю). Видел я Москву с ее храмами; истинно – это Русский Сион. Велика, грандиозна и прекрасна наша Москва. А святыни, святыни Господней сколько! Святых мощей, святых чудотворных икон! А древностей! В городе Рузе протоиерей Алекс. Иванович Вишняков очаровал меня своим истинно дружеским приемом и радушным собеседничеством! [Дьяк] Иван Алексеевич с семейством также приняли нас прекрасно! У преподобного Сергия Радонежского был, молился, прикладывался даже к святым мощам! Хорошо, что нищие за Вами гоняются, сказал митрополит Арсений Киевский 45 одному человеку (Василию Федоровичу Смирнову, чиновнику из духовных, служащему в гражданском ведомстве). Разговор с женщиной умной и образованной Ларисой Евграфовной о духовенстве вообще, о нетрезвой и соблазнительной жизни духовенства, о том, что духовенство не проповедует и как много могло бы оно сделать своими настойчивыми проповедями! Пример: Иван Никитич Палисадов. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию позднюю и причаститься неосужденно пречистых и животворящих Его Таин, ожививших меня после тяжкой греховной смерти! За вечерню также благодарю Господа! Приложился я к святым мощам ангелов во плоти, граждан небесных, угодников Божиих: святителей митрополитов – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского! Как же после прикосновения к этим святыми мощам я буду еще работать греху? Прилепляться к земному? И во мне должно святиться имя Божие, придти Царствие Божие, быть воля Господня, да и сам буду вечен. 4 августа Вот тебе баня, вот тебе редька с квасом, вот тебе кисель сладкий, вот тебе чай крепкий на ночь! Никогда я так не был беспомощен, слаб, нервозен, раздражителен, как сегодня на утрени! От боязни бесовской я не мог говорить ектений, лишился всякого дерзновения, всякой помощи, отрады; диавол ликовал во мне и торжествовал – и я, увы, мучился мукою адскою! Стыд, срамота покрыли лице мое, и я не смел взирать на людей! В бане точно я совлекся благодати Божией и облекся в Велиара! О, я болен телом внутренно, а от того и духом: мне надо есть пищу скоромную, питательную, укрепляющую, а не редьку и кисель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Август Архиепископ б.архп Бывший архиепископ Бывший епископ «Богосл.библиогр.листок»… «Богословский библиографический листок» «Богосл.Вестн.» «Богословский Вестник» Булгаков для священно-церковно-служителей. Киев, I913 г. Полный православный богословский энциклопедический словарь П.П. Сойкина, т.1 и II-й. Большая энциклопедия. Издательство «Просвещение» Южакова. Выпуск. Гродн.Еп.Вед. Гродненские Епархиальные Ведомости Данные AM Данные Архиепископа Мануила Денисов Православные монастыри Российской империи. Л.И.Денисова. Москва, 1908 г. Деян.совещ.глав.и представ. автокеф.Прав.Церк. Деяния совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в 2-х томах. МП. 1949 г. Допол. к Кат.ЕС Дополнение к обновленческому каталогу епископа Сергия (Ларина) Духовный Вестник Грузинского Экзархата Дух.Вестн.Груз.Экзархата. Дух.Ценз. Духовная цензура. Душеп.Собес Душеполезный Собеседник. «Ев.Чт.» Журнал «Евангелическое Чтение» «Екатеринб.Еп.Вед.» «Екатеринбургские Епархиальные Ведомости» «Енис.Епарх.Ведом» Енисейские Епархиальные Ведомости. «Епарх.Вед.» Епархиальные Ведомости. «Епарх. Вестн.» Епархиальный Вестник. «Епарх.жен.уч.» Епархиальное женское училище. Епископ. Жел.дор Железная дорога. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. М.12 том. I906-I912 гг. «Журн.Засед.Св.Син» Журнал заседаний Священного Синода. Журнал Московской Патриархии. Журн.Сов.Моск.Дух.Акад Журналы Совета Московской Духовной Академии. Игумен. И.д. или Исп.д. Исполняющий должность и другие «Извест.» Газета «Известия» «Изв. Казан. еп.». Известия по Казанской епархии. Издание Илиодор Книга «Святой черт» С.Турфанова Имен.спис.ректор.и инспект. Дух.Акад.и семин Именной список ректоров и инспекторов Духовной Академии и Семинарии на I917 год. «Ирк.Еп.Вед.» Иркутские Епархиальные Ведомости. «Истор.Вестн.» Исторический вестник История Путят. брожен. История Путятинского брожения в г.Пензе в I915-I917 гг. в рукописи к/б Η.П.Иванова. «Калуж.Еп.Вед.» Калужские Епархиальные Ведомости. Каталог Тузова (Кат.Туз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр Фурсов. Беседа с заведующим Академической библиотекой МДА игуменом Дионисием (Шлёновым) Мне думается, что заведующий Академической библиотекой московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) – человек из будущего, во всяком случае, такими, подобными ему, мне бы хотелось видеть граждан нашего грядущего Отечества. Интеллектуал и глубоко духовный человек, знаток древних и новых языков, любящий книгу, преклоняющийся перед Словом, переводчик с древне и новогреческого, поэт, заместитель главного редактора журнала «Богословский вестник», продолжающий традиции издания, которое возглавлял о. Павел Флоренский , и еще замечательный, живой, наполненный жизненной энергией, с тонким чувством юмора собеседник. И в то же время – еще совсем молодой человек. Когда он рассказывает о том, кто в его понимании является минимально образованным человеком, а это человек, который знает древнегреческий язык и читает в подлиннике древних авторов на сайте «Сокровища древнегреческого языка», мне думается, к какому же уровню образования причислить мне себя и многих, считающих себя людьми образованными. Еще несколько лет назад я услышал о том, что библиотеку МДА возглавил ученый-монах, который уже значительно расширил фонды библиотеки за счет редких книг, привезенных из-за рубежа. Об этих бесценных приобретениях библиотеки из Греции, Италии, Испании, Германии, Австрии, Голландии – наша беседа. В преддверии юбилея – 200-летия пребывания Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой лавры у игумена Дионисия вышла первая книга стихотворений «Московская духовная академия и Троице-Сергиева лавра в стихах». – Отец Дионисий, что послужило толчком для ваших паломнических поездок за книгами, как начинались Ваша книжная Дионисиада? Возможно, в этом присутствовал какой-то личный момент? Сколько уже лет вы собираете книги для библиотеки МДА? – Еще задолго до того, как я стал заведовать библиотекой (а заведую я четыре года), мне посчастливилось несколько раз побывать в Греции в связи с созданием при МДА Греко-латинского кабинета как основы для преподавания древнегреческого и новогреческого языков. Во время поездок для меня стало негласным внутренним правилом – не возвращаться без книг. В Греции я прошел первую школу книгособирательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Апрель 1 -й день. Преподобный Евфимий Суздальский Спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, чудотворца» (как сказано в житии его), Евфимий родился в Нижнем Новгороде и в ранней юности отличался особенным усердием к храму Божию: приходя в церковь , он становился в темном углу, чтобы никто его не видел и не мешал ему молиться. Юношей он пришел в пещерную обитель Дионисия, который впоследствии был епископом Суздальским; со слезами умолял Евфимий угодника Божия принять его в свои ученики. Дионисий принял его в свою пещеру. Здесь, по воле настоятеля, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взгляд на огонь возбуждал в нем слезы сокрушения о грехах, ввергающих грешников в огонь вечный. Трудясь неутомимо в течение дня, он проводил ночи в пещере на молитве и постился, употребляя пищу не досыта, а воду пил мерой. Он просил у преподобного Дионисия благословения вкушать пищу чрез два и три дня, но рассудительный авва запретил ему такой подвиг, как несоразмерный с его духовным возрастом, и велел вкушать пищу вместе с братиями. Когда благочестивый князь Борис Константинович Городецкий пожелал построить в Суздале обитель молитвы и просил Дионисия назначить из учеников его настоятеля новой обители, Дионисий назначил в Суздаль Евфимия. «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобой; тяжело мне жить с чужими», – со слезами говорил Евфимий. «Господня земля, а непослушания бойся», – отвечал Дионисий. Блаженный авва назначил тогда и других одиннадцать учеников своих для основания обителей молитвы в разных местах. Евфимий, будучи тридцати шести лет, отправился выполнять волю наставника. На дороге в Суздаль, не доходя пяти верст до Гороховца, увидал он красивое место на озере, в дремучем лесу, и, согласно с волей наставника своего, основал здесь общежительную пустынь в честь святого Василий Великого 74 . Эта пустынь и впоследствии оставалась под его надзором, почему и по кончине постоянно была прописной к Евфимиеву монастырю. В храме бывшей обители, теперь приходском, поныне хранится посох блаженного путника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Евкарпийский Сергий. Фото из личного архива архимандрита Саввы (Тутунова) 23 января 2013 г. 01:00 Ходатай о русском единстве – к десятилетию кончины архиепископа Евкарпийского Сергия Архимандрит Савва (Тутунов) и епископ Корсунский Нестор делятся воспоминаниями об архипастыре русских приходов в Западной Европе. Архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов), у которого я имел счастье духовно окормляться с 1994 года, был человеком удивительной цельности. Неотъемлемой частью его личности была абсолютная целостность в восприятии жизни, людей, благодаря которой он мог быть для каждого встречного внимательным и простым собеседником, добрым пастырем. А в сочетании с глубокой, сердцем пережитой и укоренившейся в ежедневной жизни церковностью эта целостность порождала постоянную боль владыки о раздробленности Православной Церкви в «диаспоре» и, особенно, о раздробленности бесконечно дорогого ему Русского Православия. Как заботливый архипастырь, владыка Сергий принимал всю палитру мнений в вверенном ему уделе – архиепископии русских приходов под омофором Константинопольского Патриархата – о возможности канонического единства с Матерью-Церковью в России. Он старался быть всем для всех. Как цельный и церковный человек, внутренне болел от того, что верующие многих приходов были чужды его стремлению к такому единству. Помню, как радовался владыка в 1995 году, когда впервые состоялось его сослужение ныне почившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Успенском соборе Кремля. Помню и его горечь во время нашей последней с ним беседы, когда он констатировал свое бессилие преодолеть пустые предубеждения тех, кто не захотел поддержать его и пойти вместе с ним по начатому пути. Владыка Сергий сгорел на архиерейской кафедре, не дожив четырех с половиной месяцев до десятилетия епископской хиротонии и скончавшись от скоротечной, но тяжелой болезни 22 января 2003 года, в возрасте 62-х лет. Вечная ему память. Архимандрит Савва (Тутунов) 12 декабря 2012 года в Париже по инициативе Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) прошел круглый стол, посвященный памяти видного иерарха Русского Зарубежья – архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова, 1941-2003). В течение десяти лет – с 1993 по 2003 год – владыка Сергий возглавлял экзархат русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Круглый стол был приурочен к десятилетию со дня кончины иерарха, который преставился ко Господу 22 января 2003 года. Своими воспоминаниями с собравшимися поделился епископ Корсунский Нестор. Текст его выступления ниже публикуется полностью.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема V. Богопознание Догматическое богословие возникло как описание и систематизация опыта богопознания, и, в конечном счете, к нему оно и должно приводить. Традиционным для православного вероучения является утверждение о существовании естественного и сверхъестественного богопознания. §9 Естественное богопознание В наименовании «естественное богопознание» (также встречается название «естественное откровение») под естественным в данном случае подразумевается природное, то есть то, что является для человека исходящим из самой его природы, а не данное извне. Епископ Сильвестр (Малеванский) , поясняя смысл утверждения о врожденной идее бытия Божьего, пишет: «Не собственными заботами и усилиями души приобретается она (идея бытия Божьего – а. С.), но дается ей уже совершенно готовою, будучи всаждена в глубину природы человеческой...» 36 Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества» 37 . Как следует из данного текста, преподобный Иоанн, следуя предшествующей святоотеческой мысли 38 , перечисляет три источника естественного богопознания: Сама природа человеческая, точнее, самопознание 39 есть одновременно и богопознание. Апостол Павел пишет: «Вникай в себя» ( 1Тим. 4:16 ), тем самым указывая, что изучение самого себя – важный этап духовной жизни 40 . Интересным в данном контексте представляется выражение свт. Феофила Антиохийского , говорящего своему собеседнику: «Если ты скажешь: «Покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога " ». В данном случае святитель указывает на связь между чистотой человека и его религиозными представлениями. Разумеется, что речь идет не просто о вложенной в человеческую природу идее бытия Божьего, но и о некоем нравственном законе. Бог создал человека добрым, и в человеке, несмотря на грехопадение, осталось естественное тяготение к добру, именно поэтому как неверующие, так и нехристиане, несмотря на определенную силу зла, всё же способны творить добро 41 . У апостола Павла есть такие слова: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Б,В. Раушенбах Это был обыкновенный гений. Он прошел весь путь с академиком Королевым от самых первых неудачных опытов с маленькими ракетами и до полета Гагарина. Без его математических расчетов невозможны были космические путешествия; он был также причастен к созданию «Катюш» и самонаводящегося снаряда. Но дело не в этом. Он был настоящим и, может быть, последним энциклопедистом в отечественной науке. Для него не существовало тем, в которых он не разбирался бы глубоко, будь то культура Китая или Древнего Египта, архитектура европейских городов или история христианской Церкви. Еще в атеистические 60-е годы его лекции по русской иконе собирали в Москве и других городах полные аудитории. Смею надеяться, что за двадцать лет я неплохо изучил все, что связано с православной иконой, и немного разбираюсь в иконографии и канонах. Так вот в беседах с Б. В. Раушенбахом я открыл для себя очень много нового, чего нельзя прочитать в научных книгах. Например, я понимал, что обратная перспектива – это некий вектор, направленный на человека. Он говорит о том, что мир духовный или Царство Божие, которое изображено на иконе, к нам как бы приближается, приходит. Икона являет иную реальность, которая всеми своими линиями пересекается в нашем сердце, заставляя его верить и надеяться, что мир более совершенный, светлый, лучший, «значительно ближе к нам, чем расстояние вытянутой руки». Тогда как в обычной реалистической живописи, все уходит куда-то вдаль, превращаясь в точку, и вызывает невольную грусть о исчезающей жизни.    «Все это так, значительно ближе к нам, чем расстояние вытянутой руки соглашался мой собеседник, – но мы вообще не в состоянии воспринимать этот мир в прямой перспективе. Человек всегда видит не прямолинейно, а искаженно, – так устроены его глаза. Первые несколько метров мы запечатлеваем окружающую действительность расширяющейся – в обратной перспективе, а потом уже – в прямой, сужающейся. Попробуйте, расчертите пол на квадраты, и вы сами убедитесь в этом. В иконе же нет дали, все близко к нам, все происходит как бы на переднем плане, а дальше – свет, обозначенный золотом. Стало быть, иконописцам не было нужды изображать сходящиеся на горизонте линии. Они писали так, как видели.

http://pravoslavie.ru/61355.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010