поиск:   разделы   рассылка Е. Л. Майданович 95 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония Источник:  Седмица. ру Митрополит Антоний Сурожский Статья из т. 2 " Православной энциклопедии " . Москва, 2001 г. Антоний (Блум), митр. Сурожский(Блум Андрей Борисович; 19.06.1914, Лозанна, Швейцария – 4.08.2003, Лондон, Великобритания), митр. Сурожский. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии – обосновались в России в нач. XVIII в., мать – урожд. Скрябина, сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство А. Блума прошло в Персии, где его отец, сотрудник российской дипломатической службы, был консулом. С 1923 г. А. Блум вместе с семьей проживал во Франции, окончил среднюю школу, биологический и медицинский фак-ты Сорбонны (Париж). В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим рус. западноевроп. приходами, А. Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г., перед уходом на фронт второй мировой войны, тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья РПЦ в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении франц. Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом МП в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 нояб. этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником Албания св. и прп. Сергия содружества, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. А. служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом МП в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, вик. экзарха К-польского Патриарха в Зап. Европе Иаковом А. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха МП в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевроп. экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покой экзарха митр. Николая, А. был назначен исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх МП в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы.

http://religare.ru/2_66576.html

Париж. С. 185. Сборник о Молитве Иисусовой. Великим Постом. Париж. 1926. С. 63. Путь чистоты (из бесед пастыря законоучителя). Париж. 1920. С. 39. Статьи общего содержания Из истории русского старчества (Паисий Величковский)//Путь. 1925. 1. Путь умного делания и духовного трезвения (Паисий Величковский)//Путь. 1926. 3. Из истории русского старчества, об умной молитве//Путь. 1927. 7. Евхаристия как средоточие христианской жизни//Путь. 1930. 22. О трудностях религиозной жизни в детстве и юношестве//Путь. 1932. 34. Открытое письмо Н. А. Бердяеву по поводу его книги " Судьба человека в современном мире "http://Путь. 1935. 46. О мировом зле и спасающей Церкви (по поводу статьи Н. А. Бердяева)//Путь. 1935. 48. Открытое письмо Н. А. Бердяеву//Путь. 1936. 50. О внутренних препятствиях на пути к Евангелию//Вестник РСХД. Теософия и христианство//Вестник РСХД. 1927. 10. Христианство как рождение новой жизни//Вестник РСХД. 1928. 2. Два юбилея (Л. Толстой и о. Иоанн Кронштадский//Вестник РСХД. 1928. 10. Мысли и жизнь русских старцев//Вестник РСХД. 1929. 1-2. Христос Воскресе//Вестник РСХД. 1929. 5. Святой Дмитрий Ростовский//Вестник РСХД. 1929. 6. Новый год и Церковь//Вестник РСХД. 1930. 1. О месте Ветхого Завета в христианстве//Вестник РСХД. 1930. 5. Экуменизм и единство Церкви//Вестник РСХД. 1930. 7. Над Евангелием//Вестник РСХД. 1930. II, 12. 1931. 1, 2. Православный пастырь и русская молодежь//Вестник РСХД. 1931. 8. Пасха в Сарове//Вестник РСХД. 1933. 2. Несколько слов по поводу заметки митрополита Антония " Когда это кончится "http://Вестник РСХД. 1934. 2. Религиозно-христианское миросозерцание как основание человеческой жизни и культуры//Вестник РСХД. 1935. 1, 2. Во дни юности//Вестник РСХД. 1935. 8-11. Статьи о журнале РСХД, напечатанные в " Вестнике РСХД " Письмо русским студентам, участникам Христианского движения. 1926. 3. После съезда. 1927. II. РСХД и Россия. 1927. 12. Задачи Движения. 1928. 5. Работа Движения как служение Церкви и Родине. 1928. 11. Содружество в Движении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1473...

В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево–Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см. § 8)  . В 1783 г. в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1814 г. Экзарх получил титул «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского», появились три грузинских епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско–Имеретинской Синодальной конторы, секретарь которой был подчинен обер–прокурору Святейшего Синода. Епископы экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте Русанове (1817–1821) в экзархате началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения. Преемником Феофилакта был Иона Василевский (1821–1832), один из наиболее деятельных русских епископов XIX столетия. Он противостоял злоупотреблениям русификации и активно заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства, но последующие экзархи снова оказались фанатичными националистами. Особенно выделялся жестокий архиепископ Павел Лебедев (1882–1887), который после неудачного покушения на него бежал в Казань и с разрешения обер–прокурора обменялся кафедрами с Казанским архиепископом Палладием Раевым. Волнения, охватившие экзархат в 1905–1907 гг., создали трудности, с которыми не смог справиться архиепископ Никон Софийский — 28 мая 1908 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1 . Арсений с 1390 2 . Иоаким с. 1472 3 . Малахия I ок. 1533 4 . Евдемон I ок. 1582 5 . Евфимий 6 . Малахия II ок. 1628 7 . Максим I 8 . Григорий I 1631 9 . Захарий ок. 1658 10 . Симеон ум. 1666 11 . Евдемон II. 12 . Давид 1680 13 . Григорий II 1731 14 . Герман 1742 15 . Николай 16 . Иосиф 1779 17 . Максим II По смерти последнего Имеретинского Католикоса Максима, скончавшегося в Киево-Печерской Лавре в 1796 году, (30 Мая) обеими церквами, соединенными внешним союзом, но никогда неотделяемыми вероисповеданием, управлял уже один Католикос Грузинский. Отличительными от прочих Епископов знаками Католикоса по древнему обыкновению были: 1) низанные из жемчуга и других каменьев два Серафима, пришитые на воскрилиях черного клобука; 2) на челе оного крест; 3) мания бархатная с серебренными источниками; 4) митра с крестом на верху, обложенная по опушке зубчатою короною; 5) в служении на персях две панагии накрест. Сверх сих отличий в Марте 1801 года блаженной памяти Государь Император ПАВЕЛ 1-й пожаловал Католикосу Антонию II белый клобук с Серафимами. С увольнением последнего Католикоса Антония 115 в 1711 году 10 Июля от управления духовными делами в Грузии, прекратилось звание Католикоса. Вместо его в1811 году по ВЫСОЧАЙШЕЙ воле Государя Императора, повелено начальствующим над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула члена Стада и Экзарха Грузии. И в это достоинство тогда же Всемилостивше пожалован Грузинский Архиепископ Варлаам. Он имел при себе дикастерию для управления делами, касающимися только до Грузинской церкви, а Имеретинская в сие время находилась под непосредственным управлением тамошних местных Архиереев. В 1814 году 30 Августа Экзарху Синода в Грузии митрополиту Варлааму Высочайше повелено быть вместе и Экзархом Имеретинским; а вместо существовавшей в Тифлисе дикастерии, учреждена Грузинско-Имеретинская Святейшего Правительствующего Синода контора под непосредственным влиянием Синода и председательствующим в конторе назначен Экзарх. В Декабрь 1818 вода докладом. Святейшего Синода, Высочайше утвержденным, положено быть в Грузии одной Епархии с именованием Каталинской и Кахетинской: от чего, и Экзарх Грузии именуется ныне Карталинский и Кахетинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) ), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408). 28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия. В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной. Викариатства Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство . Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство , которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

35 Асмодей — в иудаизме демоническое существо, главный из демонов, или царь демонов (Тов. 3:8—17); в русской традиции синоним злого духа, дьявола, беса, сатаны (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. I, с. 26, стлб. 2). ...убит в Тифлисе грузинами 36 Экзарх Никон . — В 121 газеты «Котлин» за 29 мая сообщалось, что «Высокопреосвященный ... был убит 28 мая в 11 час. утра туземцами по дороге на заседание грузинско-имеретинской синодальной конторы. Убийцы найдены не были». На следующий день в газете появился некролог. По свидетельству биографа, «назначение архиепископа Никона как русского главою грузинской церкви на Кавказе было недружелюбно встречено грузинским духовенством и частью грузинского общества» (Софийский Л.И. Высокопреосвященный Никон, архиепископ Карталинский и Кахетинский. СПб., 1909. С. 110). В другой биографии Экзарха говорится: «Его взгляд на вопрос о грузинской автокефалии был проникнут мудростью, прямотой и не был осложнен никакими видами светской политики, а прямо вытекал из идеи о существе Церкви. Он находил целесообразным выделить из существующего состава грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности. Этот взгляд он старался проводить в жизнь с осторожностью, памятуя, что всякое необдуманное разделение в данном случае грозит обратиться в раздирание Хитона Христова, что есть великий грех пред Господом. ... Когда в Грузии кипели против всего русского ненавистью, он был исполнен по отношению к грузинской Церкви благих намерений. По его инициативе было приступлено к ремонту знаменитого памятника грузинской церковной древности — Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Св. Синода значительные средства — более 30 000 рублей. По его инициативе начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. ... Его борьба с автокефалистами закончилась трагически» (Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Т. V. Эрланген, 1987. С. 265—266).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3267...

Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

О, достопокланяемый крест святой Нины, просветительницы Грузии! Напечатлейся в нашем уме и сердце, освяти и оживотвори наш дух и душу, отразись в наших мыслях, желаниях и стремлениях, в наших предначинаниях и действиях. Непобедимая и непостижимая сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных! 9 . . . II, . 124, Броссе. Переписка грузинских царей с российскими государями, стр. 62–63. 10 Некоторые из грузинских иерархов, проживавших в России, оставили мемуары о современных им событиях в России. См. записки грузинского архиерея о вступлении на престол императрицы Екатерины II; изд. Императорского Общества истории и древностей Российских, Москва 1909 г. 11 Об осетинской комиссии вообще и деятельности Гаиоза см. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа» ч. I, стр. 266–273; ч. II, стр. 263, примеч. 3. 12 Соловьев. История России, т. 28, стр. 14, 24, 39, 41 и 140; Профессор А. А. Цагарели – Акты и другие исторические документы XVIII века, относящиеся к Грузии, т. I, стр. 413. 14 Подробная выписка из высочайше утвержденного доклада 15 ноября и конфиденциальной записки графа Ростопчина 14 ноября 1800 года. Дубровин. История войны и владений русских на Кавказе, т. III, стр. 337–339. 20 Поучения Амвросия некресского на грузинском языке, 1881, изд. преосвященного Александра, епископа Гурийско-мингрельского, стр. 285. 21 Объяснение изображения ни медали, отчеканенной в память присоединения Грузии к России. Нумизматические факты грузинского царства, Баратаева, приложение, стр. 22. 22 См. Картлас-Цховреба (на груз. яз.) т. I, стр. 171–172 Ср. Туджары (изд. А. Хаханова) стр. 86, где помещается ссылка католикоса Антония I на постановления VI Вселенского Собора. 24 Дело из архива грузинско-имеретинской синодальной конторы 1817 г., 28 «О штате для экзарха Грузии». 25 Дикастерия была учреждена в Грузии католикосом Антонием I еще в 1771 году. См. Д. П. Пурцеладзе грузинские церковные гуджары, стр. 31–32. 30 Ежегодные доходы с епархии и монастырей Грузии архиепископ Варлаам определяет приблизительно в 40 тысяч рублей. Там же т. IV, стр. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходим к тем жалобам, которые грузинские епископы, клир и народ предъявили нашему безглавому Правительствующему Синоду и которые были подвергнуты рассмотрению Предсоборного Присутствия. Главными основаниями для автокефалии грузинскими иерархами были выставлены: тяжкие и вполне основательные обвинения русского церковного управления в разного рода недостатках и даже злоупотреблениях; многие русские экзархи управляли «через посредство бесчестных любимцев, подавляли все грузинско-национальное, преследовали все священные обычаи Грузинской Церкви, которые она хранила от первых веков христианства, истребляли священные церковные древности. Вследствие сего и экзархи не пользовались доверием грузинского церковного общества и само грузинское духовенство также утратило таковое; религиозное просвещение пало, явилось движение к сближению с Римом. В семинариях были все русские; будущие грузинские пастыри не владели языком паствы; воспитывались в духе не церковном; лучшие не шли во священники; маловерующие, они редко служили в церквах, и даже своим кощунством и непотребствами возмущали религиозное чувство простецов». Сильно угнетали русские экзархи, – русификаторы, церковь Иверскую, которая более благоденствовала при турках и персах нежели при грузино-ненавистнических русских экзархах. У экзарха Павла любимыми «очами и ушами» были протоиереи: Чудецкий и Каллистов, из которых первый был убит грузинами; были любимцы и при преемниках Павла, причем один из них был чуть не администратором экзархата, при мало просвещенном экзархе А–е. «Эти лица, – говорит в своем отзыве Имеретинский владыка, – по своим личным качествам всегда стояли низко в нравственном отношении. Это были льстецы, эгоисты, сребролюбцы, честолюбцы и т. д., делавшие на насилиях и лжедоносах себе карьеру. Кто не знает, что при экзархах Ф. и А. за места «любимцы» ежедневно получали гусей, уток, поросят, разные вины, фрукты и т. д. Да и сейчас кир ли Никон правит экзархатом?... Какую роль играют при нем протоиерей Сергей Городцев, Георгий Четыркин и архиман. Григорий?»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 апреля повсюду в болгарском княжестве и болгарских епархиях Македонии отслужены были торжественные благодарственные молебствия, повсюду произносились горячие речи в славу и честь юбиляра. По распоряжению министерства народного просвещения, учителя всех школ княжества имели беседы с учениками о значении настоящего юбилейного торжества. Особенной торжественностью отличались юбилейные празднества в столице княжества Софии и в Константинополе, местопребывании экзарха. 23 апреля г. София имел праздничный торжественный вид. Народное собрание, здания министерств и общественных учреждений украсились флагами. С 8 часов утра массы народа в праздничных одеждах собрались на площади перед входом в народное собрание. В 10 часов в народном собрании были на лицо министры, члены книжевного и других учёных обществ, народные представители, профессорская и учительская корпорации и другие военные и гражданские чины. С прибытием князя Фердинанда отслужен благодарственный молебен бывшим скопийским митрополитом Феодосием, викарием филиппопольской епар- —155— хии, соборне с столичным духовенством, и за тем открыто торжественное заседание. Председатель болгарского книжевного дружества Гениев в кратких словах очертил значение настоящего праздника, сообщил, что книжевное дружество единогласно избрало экзарха Иосифа I своим почётным членом, и предоставил слово члену общества Мишеву, который произнёс обширную речь о деятельности и заслугах чествуемого юбиляра. Министр-председатель Данев сообщил, что его высочество князь болгарский, в признании великих заслуг экзарха Иосифа I, препроводил к нему с особой депутацией свой портрет и высочайший рескрипт, а правительство, высоко ценя заслуги юбиляра, учреждает на вечные времена в одной из русских духовных академий стипендию имени экзарха Иосифа I для студента болгарина. Помощник ректора высшего училища сообщил, что академический совет высшего училища провозглашает экзарха Иосифа почётным магистром права. Представитель столичного городского управления сообщил, что столичная дума решила назвать именем экзарха Иосифа одну из улиц (хаджийскую) и одну из столичных начальных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010