Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь арх. Михаила (бывш. арм. ц. Сурб-Аракелоц) в Карсе. 1-я пол. X в. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1909-1912 гг. в Эривани выходил духовный ж. «Вестник Эриванского православного прихода». К 1913 г. на территории Е. в. действовало свыше 30 правосл. церквей в Александрополе, Карсе, Эривани, Сарыкамыше, Каракурте, Кагызмане, Джалал-Оглы, Канакере, Ольты, в селах Арзни, Димитров, Анкаван и др. 13 дек. 1912 г. решением Святейшего Синода РПЦ для окормления правосл. паствы на территории исторической Армении было учреждено Е. в. Первым викарием стал Бакинский вик. еп. Пимен (Пегов ; 13 дек. 1912 - 12 февр. 1915, переведен Балтским викарием в Подольскую и Брацлавскую епархию). В 1907-1911 гг. он занимал должность ректора Тифлисской ДС, с 1907 г. был членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Уже будучи Ереванским викарием, временно управлял Грузинским Экзархатом с 20 мая до 26 июня 1914 г. (после кончины экзарха архиеп. Алексия II (Молчанова) и до поставления во экзарха архиеп. Самарского и Ставропольского Питирима (Окнова) ). В 1915 г. входил в состав Комитета Грузинского Экзархата по сбору пожертвований на военные нужды (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). 12 февр. 1915 - 24 марта 1916 г. кафедру Е. в. занимал перешедший с Чебоксарской кафедры Леонтий (Вимпфен ; расстрелян 6 июля 1919), штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, позже переведенный на Оренбургскую кафедру Кустанайским викарием (Правосл. собеседник. 1915. Февр. С. 373). 23 марта (по др. источникам, 24 или 26 апр.) 1916 г. в тифлисском кафедральном Сионском соборе (см. Тбилисский Сиони ) на Ереванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской ДС архим. Дамиан (Говоров ; с 7 июля 1917 епископ Петровский, викарий Саратовской епархии), с 28 марта штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Речи при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506).

http://pravenc.ru/text/190125.html

После воссоединения с Россией Грузинская Православная Церковь вошла в состав Русской на началах Экзархата. Западногрузинский Католикос-Патриарх Максим II (1776 – 1795) еще в 1795 г. удалился в Киев, где и умер в этом же году. С этого момента духовная власть над обоими Католикосатами перешла к Восточногрузинскому Католикосу-Патриарху Антонию II (1788 – 1810). В 1810 г. по решению Святейшего Синода Русской Церкви он был смещен, а вместо него был назначен Экзарх Иверии – митрополит Варлаам (Эристави) (1811 – 1817). Таким образом, Грузинская Церковь вошла в прямую зависимость от Русской Православной Церкви и была незаконно лишена своей автокефалии. С другой стороны, нахождение православных грузин под крылом Русской Церкви оживило и стабилизировало духовную жизнь в Грузии, чего нельзя было добиться в прежних условиях постоянных завоеваний. За время существования Грузинского Экзархата произошли важные положительные изменения: в 1817 г. открылась духовная семинария в Тифлисе, в 1894 – семинария в Кутаиси. Открывались епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. С 1860-х гг. стал издаваться журнал «Грузинский духовный вестник» (на грузинском языке). С 1886 г. на грузинском и русском языках стал выходить двухнедельный церковно-религиозный журнал «Мцкемси» («Пастырь»), издававшийся до 1902 г. С 1891 г. по 1906 и с 1909 по 1917 гг. стал выпускаться еженедельный официальный журнал «Духовный Вестник Грузинского Экзарахта» на русском и грузинском языках с обязательной подпиской для духовенства. При экзархе архиепископе Павле (Лебедеве) (1882 – 1887) было учреждено «Братство Пресвятой Богородицы», издававшее на русском и грузинском языках духовно-нравственную литературу, организовывало религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т.д. В 1897 г. оно было реорганизовано в «Миссионерское духовно-просветительское братство». С 70-х rr.XIX в. в Абхазии развивается строительство небольших каменных и деревянных церквей и монастырей. В это же время именно здесь благодаря русским монахам, прибывшим сюда со Святой Горы Афон, происходит возрождение очага православного монашества. Дело в том, что, согласно церковной традиции, на этой земле был погребен апостол Симон Кананит, также еще в эпоху средневековья Абхазия была одним из известных очагов православия в Западной Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать, что всестороннее изучение истории существования Сочинского Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников как части духовного и культурного наследия России важно для настоящих и будущих поколений нашего народа как пример для формирования духовно-нравственных качеств человеческой личности, необходимых для созидательной жизни российского общества. Если говорить сегодня о некоем возрождении братства или создании подобной организации — преемника Сочинского Свято-Николаевского братства по духу и деятельности, то прежде всего следует избегать какой-либо профанации и помнить о нижеследующем: «Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 году, а затем и в 1997 году постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода… (Это было вызвано крайней политизацией, а также раскольническими настроениями некоторых братств. — Д. С.) И все же такие формы православной жизни, как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только “сверху”. Их основа —. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства» . Устав Свято-Николаевского братства. Вестник Грузинского экзархата. 1914. 6. Павел Россиев писал: «Политика никоим образом не коснется деятельности братства, поэтому оно имеет возможность объединить людей политически разномыслящих, лишь бы они сочувствовали и готовы были помочь словом и делом тому, что братство избрало своей целью и чего оно хочет достичь по уставу… Братство никоим образом не будет заниматься политикой; мы это заявляли и заявляем опять, и пусть не приближается к братству тот, кто не может отказаться от политики и способен разжигать человеческие страсти. Вне политики братство с радостью встретит каждого…» . См.: Учредительное собрание Св.-Николаевского братства в Сочи//Вестник Грузинского экзархата. 1914. 6. 15 марта. С. 219—223; см.: Освящение храма во имя свт. Николая на Хлудовской стороне//Сочинский листок. Сочи, 1914. 404. 6 мая. С. 3.

http://radonezh.ru/2022/02/22/istoriko-k...

В 1900 г., благодаря деятельности Тифлисского миссионерского братства в одном из самых неблагоустроенных районах Тифлиса, населенного сектантами и железнодорожными рабочими, возникли три церковно-приходские миссионерские школы (число учащихся дошло до 300). Просветительское дело шло успешно, и вскоре число школ было доведено до восьми. Заведующим школами был поставлен отец Иоанн. Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении в храме, в школе и дома. Число учащихся через несколько месяцев достигло 500 человек. Двадцать процентов из них составляли дети сектантов. " Пусть они сближаются с православной Церковью, - писал заведующий этими школами отец Иоанн, - пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью. " За усердную и полезную службу Св. Синод наградил отца Иоанна Восторгова золотым наперстным крестом. В декабре 1900 г. Св. Синод определил отца Иоанна в должности епархиального Наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии с возведением в сан протоиерея. 21 декабря 1900 г. Высокопреосвященный Флавиан поставил его Наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского Учебного округа в пределах Грузинской епархии. В январе 1901 г. Владыка Флавиан поручил отцу Иоанну быть также Наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. Указом Св. Синода от 13 февраля 1901 г. отец Иоанн Восторгов назначен редактором журнала " Духовный Вестник Грузинского Экзархата " . В августе 1901 г. вышло новое определение Св. Синода об отце Иоанне Восторгове: он назначен Окружным Наблюдателем школ церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского Экзархата. НА том же заседании Св. Синода было принято решение командировать его в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии в Урмии и ревизии состоящих при миссии школ.

http://pravoslavie.ru/1450.html

23/24. С. 6-54) и «Русский монастырь в Грузинской епархии» (Там же. С. 61-63), храмы и монастыри Кахети описаны в ст. П. Карбелашвили «Кахсубанский древний монастырь во имя Пресв. Богородицы» (1897. 11. С. 5-10). Был напечатан обширный материал об Об-ве восстановления правосл. христианства на Кавказе, о его истории и деятельности (1891. 6. С. 15-19; 7. С. 4-22; 9. С. 6-20; 12. С. 19-32; 13. С. 1-14; 14. С. 1-20; 16. С. 1-8; 18. С. 1-7; 1892. 1. С. 1-9; 6. С. 30-31; 1895. 3. С. 10-16; 1896. 12. С. 22-26). Миссионерской деятельности ГЭ были посвящены публикации сщмч. Амвросия (Хелая) (впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Географический очерк» (1891. 13. С. 2-14; 14. С. 1-20); Е. Талаквадзе и И. Меунаргия - «Несколько исторических сведений о Батумской области» (1891. 9. С. 6-20); Н. Добронравова - «Богослужение и собеседование с сектантами в молитвенном доме Общества восстановления Православия на Кавказе» (1892. 3. С. 23-28; 5. С. 9-15; 7/8. С. 14-32), «Из памятной книги о моей противосектантской проповеди с сентября 1895 по май 1896 г.: Поездка в духоборье» (1897. 6. С. 5-17; 9/10. С. 23-31; 1898. 2. С. 20-24; 4. С. 20-24; 11. С. 12-16; 12. С. 11-13; 1899. 1. С. 7-10); преподавателя Тифлисской ДС Н. Булгакова - «Обоготворение женщин в русской мистической секте хлыстов («хлыстовские богородицы») и причины этого явления» (1893. 6. С. 13-30), «Баптизм как секта, опасная для государства» (1894. 23/24. С. 10-24); А. Хаханова (Хаханашвили) - «Закавказские молокане-прыгуны» (1893. 20. С. 20-27; 1894. 4. С. 25-29), «Секта молокан-прыгунов в Карсской области» (1894. 18. С. 26-30); свящ. В. Джанаева (Джанашвили) - «Некоторые исторические сведения о христианстве в Закатальском округе (в хронологическом порядке)» (1895. 11. С. 11-19); С. Мураховского - «Социально-политический характер штунды» (1896. 21. С. 4-16; 22. С. 13-25). Ряд очерков о верованиях и просвещении осетин, ингилойцев, жителей Гудамарского ущелья в сер. «Из записок миссионера» подготовил иером. Леонид (1891. 5. С. 34-38; 8.

http://pravenc.ru/text/180680.html

С. 5-13; 7. С. 7-11; 8. С. 22-30; 10. С. 23-27; 11. С. 9-16) и «Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней» (1903. 15/16. С. 36-44; 19. С. 37-40; 20. С. 9-14; 21. С. 12-18; 1906. 3. С. 11-16; 4. С. 4-6; 5. С. 14-18; 7. С. 11-16); С. Белокурова «Русское посольство в Грузию, 1637-1640 гг.» (1892. 7/8. С. 32-39; 11. С. 14-18; 13. С. 1-6; 16. С. 15-21; 17. С. 24-29; 1893. 5. С. 17-21); фундаментальное исследование свящ. И. Савинского «Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в.» (1898. 12. С. 23-31; 16. С. 6-19; 18. С. 14-25; 20. С. 3-13); статьи И. Перадзе «К материалам по истории г. Тифлиса» (1896. 10. С. 14-19), «К материалам по истории христианства в Ширване, Дагестане и вообще среди кавказских горцев» (1896. 18. С. 5-11), «Очерки по грузинской церковной истории» (1899. 17. С. 4-11; 18. С. 4-10; 21. С. 1-8; 1900. 2. С. 22-24); И. К. «Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1898. 5. С. 16-22) и «Св. Або, мученик Тифлисский» (1898. 11. С. 7-12); посвященные истории христианства в Бакинской обл. очерки прот. А. Юницкого «Св. ап. Варфоломей - первомученик за веру Христову в г. Баку» (1892. 7/8. С. 9-14) и «История церквей и приходов Бакинского благочиннического округа Грузинской епархии» (1892. 18. С. 12-20; 1893. 3. С. 24-31; 6. С. 1-6; 8. С. 18-21; 13. С. 4-10; 1895. 5. С. 8-14); исследования Я. Чредина «Чествование св. Георгия в России и Грузии» (1895. 8. С. 9-24; 9. С. 10-19; 10. С. 9-14); архим. Никанора (Надеждина) «Грузинские и тифлисские архипастыри: Краткое обозрение за 1811-1886 гг.» (1896. 5. С. 7-12) и мн. др. Исследованиям истории церквей и мон-рей Грузии посвящены публикации архим. Макария «Катцаретский Самебский (Троицкий) храм» (1891. 12. С. 33-34), А. С. «Бодбийский монастырь в честь св. Нины, просветительницы Грузии» (1895. 19/20. С. 5-18); опубликованы очерки без указания авторов: «Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе: Исторический очерк» (1903.

http://pravenc.ru/text/180680.html

7 ноября 1900 года экзарх Грузии высокопреосвященный Флавиан (Городецкий) назначил его временно заведующим приходом и школою первой миссионерской тифлисской Покровской церкви. Исполнял эти обязанности отец Иоанн до 21 июля 1901 года. В декабре 1900 года Святейший Синод определил отца Иоанна в должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии с возведением в сан протоиерея. 21 декабря 1900 года высокопреосвященный Флавиан поставил его наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского учебного округа в пределах Грузинской епархии. В январе 1901 года владыка Флавиан поручил отцу Иоанну быть также наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. Указом Святейшего Синода от 13 февраля 1901 года отец Иоанн Восторгов назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». В августе 1901 года вышло новое определение Святейшего Синода об отце Иоанне Восторгове : он назначен окружным наблюдателем школ церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата. На том же заседании Святейшего Синода было принято решение командировать его в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии в Урмии и ревизии состоящих при миссии школ. В этой поездке отец Иоанн находился до 9 октября 1901 года. Проповеднические труды отца Иоанна были оценены и признаны полезными советом Императорского Православного Палестинского общества. 18 июля 1902 года он был избран пожизненным действительным членом Общества с присвоением установленного знака. 28 декабря 1902 г. отец Иоанн принял от священноначалия еще одно послушание – быть председателем попечительства при тифлисской церкви Иверской иконы Божией Матери, а месяц спустя (28 января 1903 года) на него были возложены и обязанности председателя попечительства при тифлисской Кукийской Иоанно-Крестительской церкви. В мае 1903 года вышло новое высочайше утвержденное положение об управлении церковными школами Грузинского экзархата. Оно коснулось и отца Иоанна Восторгова : он был оставлен окружным наблюдателем церковных школ, но с него были сняты обязанности грузинского епархиального наблюдателя школ. Училищный совет Грузинской епархии принял специальное постановление о трудах отца Иоанна на этом посту: «Ввиду выдающейся деятельности протоиерея Восторгова по должности епархиального наблюдателя, проявившейся в том, что за три года служения число школ в епархии удвоилось (с 160 до 300 с лишним), а средства школ увеличились более чем втрое, выразить протоиерею Иоанну Восторгову особую благодарность и вместе с тем ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, не в пример прочим и не в очередь, представить протоиерея Восторгова к почетной награде по усмотрению Его Высокопреосвященства» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

С. 15-18; 1892. 1. С. 20-24; 2. С. 24-30; 10. С. 18-22; 11. С. 6-13). В 1901-1905 гг., когда главным редактором журнала был сщмч. Иоанн Восторгов, направление издания изменилось: практически исчезли материалы исторического, искусствоведческого и агиографического характера, их место заняли офиц. хроника и проповеди, бóльшую часть к-рых писал сщмч. Иоанн. Представители груз. общественности упрекали редакцию вестника в недоброжелательности к груз. народу, груз. языку, ГПЦ. Недовольство усиливалось тем, что в этот период журнал, за нек-рым исключением, выходил только на рус. языке, без грузиноязычного приложения, единственной опубликованной на груз. языке была ст. С. Миропольского «Школьная дисциплина и ее помощь» (1891. 5. С. 1-8). 26 авг. 1905 г. экзарх Грузии архиеп. Николай (Налимов) созвал епархиальный съезд духовенства для рассмотрения вопроса о дальнейшем издании журнала. Приняв во внимание, что журнал пренебрегает утвержденной в 1890 г. программой и не отражает жизни груз. духовенства и общества, съезд освободил сщмч. Иоанна от занимаемой должности и поручил издание журнала особой комиссии в составе свящ. Никандра Покровского (и. о. главного редактора журнала), И. Перадзе (и. о. главного редактора груз. версии журнала), И. Джаши и С. Мураховского (Указ Святейшего Синода от 8 дек. 12300). Также было решено изменить название журнала 1 за 1907 был выпущен под названием «Вестник Грузинского Экзархата»). 18 и 20 за 1905 г. не вышли в свет из-за политической стачки, 23/24 за тот же год вышел неполным (неофиц. часть): из-за пожара в типографии Хеладзе номер не удалось полностью восстановить. Груз. выпуск вестника появился 1-2 нояб. 1906 г. Во вступительной ст. «От редакции» были поставлены новые цели и объяснялись принципы издания: «В деле разрешения вопросов церковной реформы прояснять церковно-общественное самопознание и объятую тьмой существующую церковно-общественную действительность рассматривать без предвзятости и по справедливости». Новая редакция считала необходимым издание такого журнала, к-рый бы «достойно встретил новый этап, начатый манифестом 17 октября» (1906. 1/2. С. 29-31).

http://pravenc.ru/text/180680.html

На страницах вестника активно обсуждался поднятый в эти годы в среде груз. общественности и духовенства вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. Материалы и исследования публиковали С. Горгадзе - «Рецензия на книгу К. Цинцадзе «Автокефалия Церкви Грузинской»» (1906. 1/2. С. 37-47); И. Перадзе - «К материалам по истории автокефалии Грузинской Церкви» (1906. 6. С. 21-28), «Свобода совести и свобода Церкви» (1906. 1. С. 2-19), «Свобода совести и свобода Церкви в Византийской империи» (1906. 6. С. 4-15); А. Натроев (Натрошвили) - «Капиталы Грузинской Церкви» (1906. 5. С. 9-14; 6. С. 9-13), «К вопросу об автокефалии» (1906. 8. С. 21-25); сщмч. Амвросий (Хелая) - критическое письмо «По поводу ст. «Голос из Сухуми»» (1906. 9/10. С. 20-47); прот. Корнелий Кекелидзе - «Литургическая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви» (Там же. С. 3-9); Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) - «Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову» (1906. 7. С. 16-28; 8. С. 2-21; 9/10. С. 54-56) и др. Публиковались и открытые письма читателей: «Священник и политика» П. Кудрявцева (1906. 5. С. 4-8), «Когда и почему был приостановлен выбор Католикоса Грузинской Церкви?» (1906. 6. С. 13-16) свящ. Никандра Покровского; отзывы «сторонников умеренности» в вопросе об автокефалии и полемика между ними и автокефалистами: «Заметки сельского священника» благочинного свящ. А. Гулисашвили (1916. 8/9. С. 293-296), «Ко вниманию грузинского духовенства» еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе) (1906. 9/10. С. 16-18). В 1-й пол. 10-х гг. XX в. в вестнике в основном печатались материалы информационного характера: определения (Определение Синодальной конторы от 14 окт. 1910 г. за 1755 о прекращении хождения монашествующих по сбору на монастырские нужды//1910. 19. С. 2-3 и др.), памятки, списки учащихся или состоявших на службе, отчеты по Тифлисскому епархиальному свечному заводу, указы (1911. 21. С. 1-2; С. 2-4); журналы заседаний (см. напр., Журнал заседаний Комиссии о храмовом сборе с прихожан в пользу духовенства Грузинской епархии//1912. 12. С. 3-20), программы (Программа в г. Тифлисе: 50-летие деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе//1910. 15. С. 3-4).

http://pravenc.ru/text/180680.html

По инициативе грузинских ученых Д. З. Бакрадзе , прав. Евфимия Такаишвили , Ф. Жордании и при содействии П. в 1888 г. в Тифлисе был открыт Церковный музей, ставший древлехранилищем груз. рукописей и предметов церковного искусства (подробнее см. в ст. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе ). При П. усилилась миссионерская деятельность «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» , председателем которого он стал: были учреждены 4 новые миссионерские должности; открыт миссионерский отдел в Гурийско-Мингрельской епархии ; обновлены многие древнегруз. монастыри и храмы, находившиеся в плохом состоянии (Светицховели, Бодбе, Тбилисский Сиони , Никози , Самтависи , Кацарети , Сапара , Успенский собор в Телави, церкви в Курмухи, Цунари, Местиа, Тигви, Нузале, Супи и др.); разработаны проекты реорганизации Владикавказской жен. школы (привлечение к обучению природных осетинок, а не дочерей местного рус. священства) и организации в Сухуме (Абхазия) ДУ по образцу Александровского Ардонского ДУ в Сев. Осетии; открыты новые приходы в Шида-Картли (Юж. Осетия) и Эриванской губ. 4 июня 1888 г. в с. Салугардон в Сев. Осетии состоялся съезд учителей школ общества. Во время управления П. Экзархатом число церковноприходских школ в Карталино-Кахетинской епархии выросло с 20 до 100, по его ходатайству средства на их содержание (9900 р. ежегодно) стало отчислять губ. земство. В Тифлисе в р-не Пески, где компактно проживали сектанты, был устроен правосл. молитвенный дом с церковной школой; в апр. 1892 г. дом был освящен как ц. Покрова Пресв. Богородицы (названа 1-й миссионерской). В тот же период в Тифлисе на Андреевской пл. была устроена 2-я миссионерская церковь ( Гортинский. 1892. С. 52-56, 65). П. основал ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (1890) , где помимо офиц. хроники публиковали статьи, посвященные истории Грузии и Грузинской Православной Церкви. По ходатайству П. в 1890 г. в Тифлисской ДС впервые было введено изучение истории Грузинской Церкви (в 4-м и 5-м классах). Современники также отмечали, что П. был ценителем церковного пения. 18 дек. 1891 г. в Тифлисе пышно отмечали 25-летие его епископского служения (ДВГЭ. 1892. 2. С. 31-35).

http://pravenc.ru/text/2578737.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010