В 1914-1917 гг. мн. размещаемые на страницах журнала материалы были посвящены первой мировой войне: «Описание поездки экзарха Грузии архиеп. Питирима на передовые позиции действующей Кавказской армии» (1915. 4. С. 170-180); «Из Кавказской действующей армии: Выписка из дневника священника 491-го полевого госпиталя» свящ. Димитрия Мчедлидзе (Там же. С. 180-184); «Письмо о распоряжении Александровского комитета о раненых» (1916. 5/6. С. 148-149) и др. Значительное внимание по-прежнему уделялось положению Церкви в Закавказье и вопросу об автокефалии ГПЦ. Были опубликованы: «Слово» экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) , произнесенное в ц. Квашвети в Тифлисе на панихиде у гроба груз. поэта А. Церетели, в к-ром экзарх выразил лояльное отношение к вопросу о восстановлении автокефалии ГПЦ (1915. 4. С. 153-155); «Сообщение» премьер-министра Временного правительства кн. Г. Е. Львова об автокефалии ГПЦ от 27 марта 1917 г. (1917. 7/8. С. 186); Указ Святейшего Синода экзарху Грузии архиеп. Платону (Рождественскому) об установлении временных правил церковного строя для правосл. Церкви в Закавказье (1917. 15/16. С. 306); Указ Святейшего Синода Грузино-Имеретинской синодальной конторе о нек-рых изменениях в организации епархиального управления (1917. 19/20. С. 316-317); Постановление Временного правительства об устройстве Русской Православной Церкви на Кавказе (1917. 21/22. С. 322-323). С 1916 г. в неофиц. части журнала вновь появились статьи исторического и этнографического характера: «Очерк о хевсурских деканозах и Хевис-берах» еп. Горийского Антония (Гиоргадзе) (1916. 8/9. С. 277-288); очерк о Сванети прот. Корнелия Кекелидзе «Липанели» (1916. 10/11. С. 336-339); впечатления о пребывании экзарха Грузии архиеп. Платона в Сигнахи и Бодбийском во имя св. Нины женском мон-ре (1916. 7. С. 226-230; 10/11. С. 323-326); «Сведения греческих писателей о древностях грузинского народа» преподавателя Карсского реального уч-ща Ф. К. Фёдорова (1916. 19. С. 608-613) и др. Неск. публикаций было посвящено сектам и неправославным исповеданиям в Закавказье: «Завоевание России штундобаптизмом» Н. В. (1916. 3. С. 84-88); «Лютеранин» А. А. Гротенгельма (1916. 7. С. 233-235); «Русское горе от веры баптийской» А. Платонова (1916. 16. С. 515-521). С упразднением ГЭ и затем Кавказского Экзархата (1917) журнал прекратил существование.

http://pravenc.ru/text/180680.html

В 60-х годах прошлого столетия в течение нескольких лет при Экзархате издавался на грузинском языке журнал «Грузинский духовный вестник». «Прибавление» к нему печаталось на русском языке. С 80-х годов начал выходить на грузинском и русском языках двухнедельный церковно-религиозный журнал «Мцкемси» («Пастырь», издавался в 1886 -1902 гг.), а с 1891 года стал еженедельно на тех же языках выпускаться официальный журнал «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» с обязательной подпиской для духовенства. Издание журнала было прекращено в 1906 году в связи с тем, что в это время на его страницах стали появляться статьи с настойчивым требованием восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. Только через три года, в 1909 году, увидел свет двухнедельный журнал «Вестник Грузинского Экзархата», издававшийся до провозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви — до 1917 года. Большую культурно-просветительную деятельность проводило учрежденное при Экзархе архиепископе Павле (1882 —1887) «Братство Пресвятой Богородицы». Оно издавало на грузинском и русском языках религиозно-нравственную литературу, организовывало религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т.п. В 1897 году состоялась реорганизация «Братства Пресвятой Богородицы» в «Миссионерское духовно-просветительное братство», обязанностями которого было обучение детей, организация библиотек и читален. Важным событием на грани XIX и XX веков явилось исправление грузинской Библии. В 1888 году в Тифлисе существовал церковно-археологический музей, в котором насчитывалось более 1000 рукописей и свыше 3000 других различных предметов, относящихся к V — IX векам. Данный музей явился местом научных исследований в области церковного искусства и древностей Грузии, а также очагом возрождения и распространения народной культуры. После присоединения Грузии к России должное внимание было обращено на христианскую миссию. По этому вопросу необходимо отметить, что грузинское духовенство занималось проповедью христианства среди горцев и в глубокой древности, однако условия для миссии в окружении иноверцев были тяжелыми.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

89) От библиотеки студентов Академии – 40 названий Епархиальных Ведомостей 1906 и 1907 г. 90) Получались в дар следующие периодические издания в 1906 и 1907 г: 1) Allgemeine Bibliographie (1906 и 1907 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1906 и 1907 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1906 и 1907 г.); 4) Pareistizigo Latweeschu Wehstnesis (1907 г.); 5) Српски Сион (1906 и 1907 г.); 6) Вера и Церковь (1906 и 1907 г.); 7) Американский Православный Вестник (1906 и 1907 г.); 8) Церковно-Общественная Жизнь (1906 и 1907 г.); 9) Братский Листок и Россиянин (1907 г.); 10) Руководство для сельских пастырей (1906 и 1907 г.); 11) Душеполезное Чтение (1906 и 1907 г.); 12) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1906 и 1907 г.); 13) Саратовский Духовный Вестник (1906 и 1907 г.); 14) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1906 и 1907 г.); и Епархиальные Ведомости: 15) Архангельские (1906 и 1907 г.); 16) Благовещенские (1906 и 1907 г.); 17) Волынские (1906 и 1907 г.); 18) Екатеринбургские (1906 и 1907 г.); 19) Кишиневские (1906 и 1907 г.); 20) Оренбургские (1906 и 1907 г.); 21) Орловские (1906 и 1907 г.); 22) Ставропольские (1906 и 1907 г.); 23) Тверские (1906 и 1907 г.); 24) Уфимские (1906 и 1907 г.); 25) Якутские (1906 и 1907 г.) и 26) Ярославские (1906 и 1907 г.). Справка: По § 52 инструкции библиотекарю Академии: «Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначаемых Советом в начале или конце каникул. Впрочем Совет может назначить и другое время, необходимое, по его усмотрению, для освидетельствования». Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки экстраординарному профессору Π. П. Соколову и исправляющему должность доцента Ака- —330— демии А. П. Орлову. – 2) Жертвователям выразить от лица Совета Академии глубокую благодарность. IX. Отношения: а) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры от 8 октября за 1681 с препровождением рукописи за 736 на двухнедельный срок. б) Правления Вологодской духовной семинарии от 10 октября за 990 с препровождением рукописей XVI в. в одном кожаном переплете за 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 . 1927 . Джавахишвили И. История Грузии. Тбилиси 1927]. 22 . 1908, 1928. I; 1912, 1948. II; 1941, 1966. III; 1924. 1967. IV. [Джавахишвили И. История грузинского народа. Тбилиси. 1: 2 1908, 3 1928. 2: 1912, 2 1948. 3: 1941, 2 1966. 528 (том подготовлен и дополнен материалами из архива И. Джавахишвили Симоном Каухчишвили). 4: 1924, 2 1967]. 23 . 1937 . [Джавахишвили И. Вступление к истории грузинского народа. Тбилиси 1937]. 24 . Alexidze Z. Kaukazien und der Christliche Orient zwischen 451 und 780//Georgica. 1981. 3. 25 . Braund D. Georgia in Antiquity: A history of Colchis and Transcaucasian Iberia 550 B.C. – A.D. 562. Oxford 1994. 26 . Brosset M. Histoire de la Géorgie. 1–2. СПб. 1857. 27 . Carile A. Il Caucaso e l’impero bizantino (secoli VI-XI)//Il Caucasö Cerniera fra culture dal Mediterraneo alia Persia (secoli IV-XI) 1–2. XVII. 1058. Spoleto 1996. 9–80. (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’Alto Medioevo. 43). 28 . Manvelichvili A. Histoire de Géorgie/Préf. Karst J. Paris. 1956. 29 . Pätsch Gertrud. Das Leben Kartlis. Eine Chronik aus Georgien (300–1200)/Hrsg. Patsch G. Leipzig 1985. 330. 30 . The Georgian Chronicle Matiane Karthlisa/Introd., notes Metreveli R. Transl., indices Chanturia A. Tbilissi 1996. 96. 31 . Toumanoff C. Armenia and Georgia//Cambridge Medieval History. 4:1. Cambridge 1966. 593–637. История христианства и Церкви в Грузии 32 . Дурново Η. Н. Исторический очерк Автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской. М. 1910. 33 . Зетеишвили И. Грузинская Церковь и полнота православия//Религия и демократия. М. 1993. 414–439. 34 . Иоселиани П. (на тит. Иосселиан). Краткая история Грузинской Церкви. 2 СПб. 1843, 1849. 143. пер.: Ioseliani P. A short history of the Georgian Church. L. 1866. 35 . Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году. Москва 1879. 36 . Покровский Н. Краткий очерк церковно-исторической жизни Православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней//Духовный Вестник Грузинского Экзархата. Тифлис 1905. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Развитию братских отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами с древних времен и вплоть до XIX столетия во многом содействовали иноки русского и грузинского афонских монастырей. В XIX в. сношения с православными грузинами были постоянными, так как грузины окормлялись Экзархами, назначавшимися Святейшим Синодом. За время существования Грузинского Экзархата было сделано следующее: открыты две Духовные Семинарии — в Тифлисе и в Кутаиси; учреждено «Братство Пресвятой Богородицы», проводившее большую культурно-просветительную работу, исправлена грузинская Святая Библия; начали издаваться на грузинском и русском языках журналы «Грузинский духовный вестник» и «Пастырь»; был открыт церковно-археологический музей, ставший местом научных исследований в области искусства и древностей Грузии; обращено было должное внимание на христианскую миссию; почти в три раза увеличено число приходов; улучшен быт грузинского духовенства. Братское отношение юго-западных славян — чад нынешней Сербской Церкви — к единоверным и единокровным русским людям выразилось в ответе митрополита Черногорского Петра I французам, предложившим отказаться от сношений с Россией взамен на предоставление ему титула Патриарха всех сербов и за вознаграждение. «Русские нам не враги, — сказал митрополит, — а братья по вере и племени, любят нас, как и мы любим их... Славяне лишь от союза с могущественной Россией ждут себе спасения и славы... Без русских пропасть и всем другим славянам» (1, 182). И православная Россия помогала братьям-славянам. Когда в 1836 г. в Белграде открылось духовное учебное заведение «Богословие», были присланы туда два преподавателя — выпускники Московской Духовной Академии. С 1840 г. вошло в обычай посылать окончивших «Богословие» в Духовные Академии Русской Православной Церкви. Единство веры и славянских корней побудило Россию вступить в 1877 г. в войну против Турции. Освободительная война закончилась в 1878 г. и принесла независимость не только Сербии, но и Черногории, Румынии, Болгарии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XI. Прошения: а) экстраординарного профессора Анатолия Спасского: „Прошу Совет Академии ходатайствовать перед Преосвященным Кирионом, Викарием Грузинского Экзархата, о высылке для меня на трёхмесячный срок рукописи на грузинском языке: „Определения VI вселенского собора монаха Евфимия“, находящейся в библиотеке Грузинского Церковного Древлехранилища“. б) исправляющего должность доцента Академии Сергея Смирнова: „Прошу Совет Академии выписать следующие рукописи, необходимые для моих занятий по истории русской церкви: 1) Из Румянцевского Музея – рукопись из библиотеки Ундольского за 212 (по описанию Викторова, стр. 179) „История церкви русской А. В. Горского“. Лекции, записанные в 1842 году студ. Г. Алякринским. 2) Из Библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии – Сборник XV стол. Кирилло-Белозерского монастыря на 572 л., описанный архим. Варлаамом в Учёных Записках 2 отделения Акад. Наук, V т. 3) Из той же библиотеки – Дубенский Сборник 126 по опис. Родосского, стр. 156–163. 4) Из библиотеки Гр. Уварова – Сборник скороп. XVII в. за 1841 (609), (412) Опис. архим. Леонида ч. IV стр. 166 след. 5) Из Императ. Публичной Библиотеки – Сборник из библиотеки Погодина 1568 (опис. Бычкова, стр. 70–73). 6) Из библиотеки А. И. Хлудова – Кормчая книга полууст. нач. XV в. на. бомбиц. и пергамине, на 187 листах 76 (по описанию А. Попова , стр. 200–201)“. Определили: Просить подлежащие лица и учреждения о высылке в Академию означенных в прошениях про- —302— фессора Спасского и и. д. доцента Смирнова рукописей на трёхмесячный срок. XII. Прошения бывших студентов Академии: IV курса – Евангела Саригиани, III курса – Бранислава Повольни, II курса– Ильи Абуруса, Христо Попова и Константина Ряжского, в которых они, объясняя причины несвоевременной явки их в академию после летних каникул, ходатайствуют об обратном принятии их в число студентов Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается библиотеки при зале Казанского храма, то еще в 1899 году в ней насчитывалось 1323 книг 128 ; в настоящее же время в ней имеется около 2 тысяч экземпляров, переплетенных во избежание порчи. Библиотека бывает открыта ежедневно от 9 до 11 часов утра и от 5 до 7 часов вечера; при ней, для удобства посетителей, имеется особая библиотекарша с определенным вознаграждением от братства. Книги выдаются бесплатно, но под залог, сообразно стоимости их. Время показало, что число пользующихся услугами библиотеки постепенно возрастает, что нельзя не приветствовать как в высшей степени отрадный факт в религиозно-нравственной жизни населения города Тифлиса. При этой же библиотеке имеется и читальня, в которую ежегодно выписываются, между прочим, и периодические издания духовного характера, как-то: «Церковные Ведомости», «Церковный Вестник», «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», «Душеполезное чтение», «Руководство для сельских пастырей», «Христианское чтение», «Миссионерское Обозрение», «Русский Паломник», «Странник с общедоступной богословской библиотекой», «Вера и Церковь » и другие, число каковых изданий, имеющихся в текущем году, более 20. Журналы эти выписываются исключительно на добровольные пожертвования прихожан Казанской миссионерской церкви в кружку, находящуюся в самой церкви. Пожертвования эти ежегодно достигают 60–70 рублей. Не смотря на все эти удобства, предоставляемые братством в распоряжение публики, приходится, к сожалению, отметить тот факт, что число посетителей читальни вообще не особенно значительно: за время ежедневного семичасового её открытия в ней средним числом бывает до 10 человек каждый день. Впрочем, если принять во внимание то обстоятельство, что народ еще не привык читать духовную письменность, и при том некоторые журналы с далеко непопулярным языком доступны лишь лицам с богословским образованием и вообще начитанным, то указанное неприятное явление умаляется и сглаживается само собою. Касаясь склада книг Священного Писания, церковно-богослужебных и святых икон, с грустью приходится сказать, что он пока большого успеха не имел, хотя начало ему и было положено еще в 1898 году. Чем объяснить этот неуспех, – новизной ли дела, или какими-либо другими обстоятельствами, – покажет будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131) Из канцелярии Академии получены академические издания и диссертации на ученые степени – девять названий в 19 томах и тетрадях. 132) Бесплатно высылались из редакций: 1) газета: «Московские Ведомости» и 2) журналы: а) «Церковные Ведомости»; б) «Вера и Церковь »; в) «Американский Православный Вестник»; г) «Душеполезное Чтение»; д) «Руководство для сельских пастырей»; е) «Московские Церковные Ведомости»; ж) «Радость христианина»; з) Church union gazette; и) Hochsehul-Nachrichten, и i) «Епархиальные Ведомости»: аа) Архангельские, бб) Благовещенские, вв) «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», гг) Екатеринбургские, дд) Калужские, ее) Кишиневские, жж) Нижегородские, зз) Оренбургские, ии) Орловские, Саратовские, кк) Смоленские, лл) Ставропольские, мм) Тверские, нн) Уфимские, оо) Якутские и пп) Ярославские. Определили: Благодарить жертвователей. —225— XIV. Представление библиотекаря Академии Константина Попова: «На основании 53-го § инструкции библиотекарю, имею честь представить в Совет Академии отчет по библиотеке за 1900–1901 академический год. I. Пополнение библиотеки. В 1900–1901 академическом году библиотека пополнилась 1401 названием книг, журналов и брошюр в 5117 томах и тетрадях и портретом. Из них 586 названий в 919 томах и тетрадях приобретены покупкой, а 815 названий в 4198 томах и тетрадях и портрет поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Из приобретенных покупкой, как наиболее ценные, можно отметить следующие книги: а) Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. I-VI (репродукция издателя Welter в Париже – 300 франков), б) Harduin, Collectio regia conciliorum, 12 voll. – 486 м. 70 п., и в) Kuno-Fischer, Geschichte d. neuern Philosophie, Iubiläums-Ausgabe, 43 Lff., – 129 м. Из пожертвований на первом месте нужно поставить присланный из Министерства Императорского Двора Коронационный Сборник, в двух томах; издание в продажу не поступило; на книжном рынке предлагают экземпляры по 1000 рублей. Нельзя не отметить пожертвований а) почетного члена Академии проф. E. Е. Голубинского , принесшего в дар 17 названий книг и журналов в 223 томах, и б) студента LVI курса Академии Н.Г. Высоцкого, пожертвовавшего три тома ценного иллюстрированного издания I. J. Scheuchzer’a Physica sacra и рукопись конца XVIII ст., на 58 листах, под названием: «Денница Премудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Амвросий Хелая 1921–1927 4. Христофор II (Цицкишвили) 1927–1932 5. Каллистрат (Цинцадзе) 1932—1952 6. Мелхиседек III (Пхаладзе) 1952–1960 7. Ефрем II (Сидамонидзе) 1960–1972 8. Давид V (Девдариани) 1972–1977 9. Илия II (Шиолошвили) с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу–Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. 8. Амираношвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//«Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. 6. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV—V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии//ЖМП. 1947. Ъ. B.C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//«Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. 2. Г.А. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново–Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900. Гамбашидзе Д.В., прот. Гаенатский монастырь и жизнеописание благоверного царя Давида Возобновителя. Кутаис, 1888. Герман (Веретенников), иерод. Грузинская Православная Церковь (1800 — 1970 гг.). Троице–Сергиева Лавра, г. Загорск. 1973–1974 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

55 Из этой обители, по просьбе патриарха Никона и соизволения царя Алексея Михайловича, 13 октября 1648 года был привезён в Москву точный список с чудотворной иконы Иверской Богоматери, пользующийся благоговейным уважением всего русского народа, особенно же москвичей. Отсюда же были взяты и многие рукописные церковно-богослужебные книги, по которым сделано исправление наших богослужебных книг при патриархе Никоне . 56 Епископ Кирион. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества. Тифлис. 1899 г., стр. 1–54. 59 Это тот самый Авраам, который в 579 году объявил пастве: «Мы приказали об иверцах: отнюдь не иметь с ними сообщения, ни в молитве, ни в еде, ни в питии, ни в дружбе, ни в кормлении детей, не ходить молиться к кресту православному в Мцхете, ни к кресту Манглиса; не принимать их в наши церкви: удаляться от браков с ними; только покупать и продавать им как евреям». (Каганткатваци, стр. 216). 60 Сюнию (Карабаг) грузины называли Сивнией или Сионом (Сиони, сионели – сивнели сюнец. Ср. иорели – иврели (о-в). 62 См. газету «Кавказ» за 1904 г. Сведения об этом заимствованы из «Сказания» католикоса мцхетского Арсения (X века). 64 Брошюра «Моцаметский монастырь и житие св. мучеников и князей Давида и Константина». Священник Г. Хелидзе, издание IV, Кутаис. 1902 г., стр. 1–16. 68 Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом, Е.К. Тифлис. 1889 г., стр. 21. 104 Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории, стр. 46–48. «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» за 1894 г., Кавказская война, стр. 225–304. Двенадцативековая религиозная борьба, стр. 1–113. 105 Брошюра Б.С. Эсадзе «Очерк сношений России с единоверной Грузией и прибытие русских в Иверию». Тифлис. 1899 г., стр. 1–7. 127 Платон Иосселиани.  «Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей – магометан». Тифлис. 1849 г., стр. 82. 130 Подробная выписка из Высочайше утверждённого доклада 15 ноября и конфиденциальной записки гр. Растопчина 14 ноября 1800 г. Дубровин. История войны и владений русских на Кавказе, т. III, стр. 337–339.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010