Понятное дело, это не могло не интересовать общество и не привлекать его на сторону издания. Не смотря, однако же, на такой характер «Мцкемси» и «Пастыря», журнал этот не мог сделаться органом экзархата уже по одному тому, что он издается не в Тифлисе, – местопребывании высшей духовной власти экзархата, – а в месте Квирилах, Кутаисской губернии, и к тому же при условиях, далеко неблагоприятствующих официальному органу. Благодаря всем этим неблагоприятным для указанных духовных изданий обстоятельствам, с одной стороны, и неотложности иметь официальный орган, с другой, необходимо было основать другой орган с более определенною и, так сказать, приноровленною к современным условиям жизни программою. Таким церковно-общественным органом и является «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», еженедельно издаваемый при Тифлисской духовной семинарии и разрешенный указом Святейшего Синода, от 7 ноября 1891 года. Церковный музей духовенства Грузинской епархии Грузия – чудное преддверие таинственного Востока, богата знаменитыми древностями, между которыми для нас особенно важны обильно встречающиеся христианские памятники, как монументальные, так равно священно-богослужебные предметы: иконы, кресты, рукописи, облачения и т.п. Последние памятники исчезали у нас и исчезают с каждым годом все более и более, обогащая собою музеи Европы. О необходимости учреждения у нас церковного музея первым официально заявил покойный историк Д. И. Бакрадзе. «Вашему высокопреосвященству, – писал Бакрадзе экзарху Павлу 11 мая 1883 года 232 , – угодно было обратиться ко мне с предложением дать заключение о нынешнем положении христианских памятников вверенного вам экзархата и о необходимых мерах к их сбережению. Занимаясь издавна разысканием источников истории Грузии и объехав, по поручению ли Императорской Академии Наук или же по служебным обязанностям, большую часть Кавказского края, я имел возможность видеть, как древние храмы и монастыри Грузии, так и находящиеся при них предметы христианской старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Мелиоранский, О троичности. Спб., 1907; б) Мелиоранский, Теоретическая философия С.Н. Трубецкого. Москва, 1906; в) Степанов, Новый стиль и православная пасхалия. Москва, 1907; г) Астров, По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». Москва, 1908; д) К. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Ярославль, 1908. Два экз.; е) Православное Братство в борьбе за веру Православную и Русскую народность. Книгоиздательство «Союза Русских Людей», Москва, 1906; ж) Отчет Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908; з) По поводу отчета Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908. 82) От библиотеки студентов Академии – а) Лекции по церковной истории проф. А.А. Спасского 1907–1908 г., литограф. курс; б) Конспект лекций по патрологии проф. И.В. Попова 1907–1908 г., литограф. курс; в) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1907 и 1908 г. 83) Получались в дар следующие периодические издания в 1907 и 1908 г.: 1) Allgemeine Bibliographie (1907 и 1908 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1907 и 1908 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1907 и 1908 г.); 4) Pareistizigo Latwe- —334— eschu Wehstnesis (1907 и 1908 г.); 5) Српски Сион (1907 и 1908 г.); The Church Union Gazette (1907 г.); 7) Вестник «Народного Дома» (1907 и 1908 г.); 8) Американский Православный Вестник (1907 и 1908 г.); 9) Церковно-Общественная Жизнь (1907 г.); 10) Церковно-Общественная Мысль 1908 г. 1–2; 11) Братский Листок и Россиянин (1907 и 1908 г.); 12) Колокол (1908 г.); 13) Руководство для сельских пастырей (1907 и 1908 г.); 14) Душеполезное Чтение (1907 г.); 15) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1907 и 1908 г.); 16) Саратовский Духовный Вестник (1907 и 1908 г.); 17) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1907 и 1908 г.); и Епархиальные Ведомости: 18) Архангельские (1907 и 1908 г.); 19) Благовещенские (1907 и 1908 г.); 20) Волынские (1907 и 1908 г.); 21) Екатеринбургские (1907 и 1908 г.); 22) Кишиневские (1907 г.); 23) Оренбургские (1907 и 1908 г.); 24) Орловские (1907 и 1908 г.); 25) Ставропольские (1907 и 1908 г.); 26) Тверские (1907 и 1908 г.); 27) Уфимские (1907 и 1908 г.); 28) Якутские (1907 и 1908 г.) и 29) Ярославские (1907 и 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом ставилось условием, чтобы печатание книг в типографии как светских, так и духовных было сообразно всем цензурным правилам и изданным духовным начальством постановлениям 182 . Действовала ли эта типография в Тифлисе, а равно какие именно книги были отпечатаны в ней, нам, за отсутствием данных, неизвестно. Во всяком случае нужно предполагать противное, так как до 1863 года все грузинские церковно-богослужебные книги печатались в московской синодальной типографии, где имелось особое грузинское отделение, образовавшееся из заведенной бывшим митрополитом Мцхетским и Карталинским – Варлаамом Эрнстовым, первым экзархом Грузии, грузинской типографии. После же 1863 года грузинские богослужебные книги стали печататься в Тифлисских типографиях. Так, в 1866 году в типографии главного управления наместника кавказского отпечатано было 1185 экземпляров пространного молитвенника за 1568 рублей 183 , в 1872 году из Тифлисской типографии Меликова вышел отпечатанный грузинским церковным шрифтом часослов в 1200 экземпляров 184 . В последующее время печатание книг отдавалось Грузино-имеретинскою Синодальною Конторою с публичных торгов. На происходившей 18 мая 1884 года в Конторе переторжке печатание часослова, служебника и молитвослова отдано было типографщику Е. Хеладзе, предложившему наиболее выгодные для Конторы условия, а именно, он обязался напечатать: часослов за 2 р. 73 к. за экземпляр, служебник – 2 р. 32 к. и молитвослов – 2 р. 18 к 185 . В 1898 г. тому же Хеладзе отдано печатание 2412 экземпляров часослова, 1212 служебника, 1212 экземпляра постной триоди, Евангелия и апостольских посланий 1612 экз., с возложением окончательной корректуры на преосвященного Леонида, бывшего епископа Горийского 186 . Но так как печатание в частных типографиях богослужебных и вообще церковных книг, а также издающегося в Тифлисе официального органа «Духовный Вестник Грузинского экзархата», различных бланков для потребностей церквей и духовных учреждений края и т.д., сопряжено с некоторыми неудобствами, не говоря уже о дороговизне печатания, то духовенство Грузинской епархии на последнем своем съезде, состоявшемся в 1899 году, постановило открыть свою собственную типографию, решив для составления необходимого на это дело капитала в размере 6900 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

202 Донесение высокопреосвященного Феофилакта Священному Синоду, от 3 февраля 1819 г. за 53, л. 61. 204 Рапорт главного присутствия по делам православного духовенства Государю Великому Князю Наместнику, от 30 июня 1863 года, 295. 212 Высочайший указ от 5 ноября 1852 года (Полное собрание законов Российской Империи, т. XXVII, изд. 1852 г., стр. 615–646). 213 См. Список оброчным статьям и разным угодьям духовного ведомства в Грузии, оставленным в его владении при передаче в казну навсегда церковных имений. 215 Отношение хозяйственного управления при Святейшем Синоде в финансовый департамент главного управления наместника кавказского, от 17 декабря 1865 года за 105000. 216 Указ правительствующему сенату (второе полное собрание законов Российской империи, том XLVI, изд. 1869 г., стр. 276–277). 220 Дело экзаршей канцелярии, 2 за 1830 год. «По просьбам вдов грузинских священнослужителей об оказании им пособия в содержание и об открытии попечительства о бедных духовного звания». 221 23 февраля 1880 г. Высочайше утверждённое определение Святейшего Синода «Церковный Вестник» 15–16. 230 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу имеретинского отделения за 1901 г., 85, л. 6. 236 В 1829 году, 10 апреля за 537 экзарх Грузии митрополит Иона предписал всем настоятелям монастырей и церквей о представлении к нему рукописей на греческом и латинском языках; куда рукописи эти делись – неизвестно. 240 Указ Святейшего Синода, от 15 июня 1836 года за 7, 160 (Дело Грузино-имеретинской Синодальной Конторы за 1835 г. 669 ч. 1, стр. 80–84). 244 Отношение Императорского московского археологического общества к высокопреосвященному Палладию, от 25 октября 1891 года за 843. 248 Архивное дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы за 1882 год, 11 – «Об ассигновании на поправку Алавердского собора 300 рублей», л. 1–4. 249 Предписание высокопреосвященного Ионы, экзарха Грузии, архимандриту Софронию, от 20 сентября 1830 г., 1398. 250 Предписание высокопреосвященного Евгения благочинному Алавердского собора, священнику Размадзе, от 2 октября 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археологии Императ. Русского Археологического Общества; 18) Записки вост. отделения того же Общества; 19) Учёные Записки Импер. Юрьевского Университета; 20) Известия отделения Русского языка и словесности Импер. Академии Наук; 21) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 22) Известия Восточного Института; 23) Известия СПб. Лесного Института; 24) Руководство для сельских пастырей; 25) Душеполезное Чтение; 26) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 27) Сообщения Импер. Православного Палестинского Общества; 28) Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских; и Епархиальные Ведомости: 29) Архангельские; 30) Благовещенские; 31) Екатеринбургские; 32) Калужские; 33) Кишинёвские; 34) Нижегородские; 35) Оренбургские; 36) Орловские; 37) Саратовские; 38) Ставропольские; 39) Тверские; 40) Уфимские: 41) Якутские и 42) Ярославские. —274— 95 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1903 и 1904 года. 96 . Поступили в дар библиотеке бумаги и книги покойного профессора Академии Д. Ф. Голубинского ; они пока не приведены в полную известность. Определили: Благодарить жертвователей. VI. а) Отзыв о. Инспектора Академии Архимандрита Иосифа о кандидатском сочинении действительного студента Академии Владимира Цветкова на тему: „Диаспора“: „Довольно солидное – как по объёму, так и по содержанию – сочинение г. Цветкова (686 стр.) состоит из 7 глав с небольшими – предисловием в начале и заключением в конце. В предисловии (1–11 стр.) автор устанавливает точку отправления для внешней истории диаспоры, ведя её начало, главным образом, от двух массовых переселений евреев из Палестины – при Салманассаре и Навуходоносоре. Упомянув кратко о дальнейших, отчасти насильственных, отчасти добровольных рассеяниях евреев по известнейшим странам древнего мира, на основании сообщений Сивиллы, Страбона, Флавия, Филона и др., а также Деяний Апостольских, автор переходит в I главе (11–150 стр.) к рассмотрению внешних судеб еврейской диаспоры, начиная с Азии, продолжая – в Африке (Египте) и затем в Европе (Рим и др. пункты), причём временной границей обзора судеб вне-Палестинского еврейства служат события Палестинской войны, положившие конец политической жизни Израиля и начало его настоящему состоянию в безнадёжно-общем рассеянии среди всех народов земли. Предметом II и III глав (151–214 и 214–262 стр.) служит вопрос о внутренней организации и гражданской правоспособности еврейских общин, рассматриваемой довольно научно и с достаточною полнотой и основательностью. В этом отделе автор даёт ряд обстоятельных картин из жизни рассеянного еврейства при различных условиях, определявшихся характером и различными отношениями к евреям эпох, правителей, стран и народов. Здесь мы знакомимся с важнейшими изменениями в судьбах и жизни евреев не только за время до разрушения Иерусалима, но и далее – до Юстиниана. IV глава

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—40— граммы преподавания в духовных училищах и семинариях; 4) учебные руководства для этих заведений; 3) книги, сочинения и периодические издания, предполагаемые для распространения в духовных училищах и семинариях; 6) годовые отчеты о состоянии этих заведений в учебно-педагогическом отношении; 7) отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений; 8) меры, какие могут оказаться нужными по содержанию тех или других отчетов и 9) вопросы и предположения по устройству училищ для девиц духовного звания. Кроме того Комитет, с разрешения Синода, назначает конкурсы на составление учебных руководств, постановляет заключения о присуждении премий за оные и вообще обсуждает по поручению Св. Синода или обер-прокурора, дела, касающиеся духовного просвещения. Б) По управлению местами и лицами, состоящими в непосредственном ведомстве Св. Синода, существуют две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии – старшего викария, состоит из архиереев, живущих в московских монастырях на покое, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера московского Успенского собора. Члены эти утверждаются Высочайшими приказами, по представлению Св. Синода через обер-прокурора. Московская синодальная контора заведует ставропигиальными монастырями, в Москве находящимися, московским Успенским собором, синодальным домом с церковью 12 Апостолов (в Кремле), синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того этой конторе предоставлено еще приготовлять св. миро и рассылать оное по епархиям (указ 1731 г. 29 дек. и 1767 г. 8 авг.). Грузино-Имеретинская синодальная контора, учрежденная в 1814 году в Тифлисе, состоит, под председательством экзарха Грузии, архиепископа карталинского и кахетинского, из четырех членов: трех архимандритов и одного протоиерея. Она составляет как бы отделение Св. Синода, назначенное для управления делами грузинской церкви, в начале нынешнего столетия присоединенной к русской. В частности Грузино-Имеретинской синодальной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62) От Свящ. С.В. Касаткина из Москвы – книга: Лебедеву Наука о богослужении, ч. 1. Москва, 1881. 63) От † Е.К. Сироткина, учителя Рыбинской гимназии, по завещанию – около 50 разных книг и периодических изданий на русском и иностранных языках, преимущественно по византийской истории. 64) От М. Соколова , преподавателя Тульской Духовной Семинарии – его: Моим друзьям на память. Сборник стихотворений. Тула, 1905. 65) От библиотекаря Академии К. Попова – а) издаваемого им журнала «Новости Богословской Литературы» 1904 г., —267— вып. 3-й в 3 экз. и б) брошюра: Письмо Белинского к Гоголю. Изд. Яковенко. Спб. 1905. 66) От библиотеки студентов Академии – а) Фонсегрив, элементы психологии. 3-е издание. Сергиев Посад, 1906; б) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1905 и 1906 года, и в) около 100 названий разных книг и периодических изданий, признанных излишними для студенческой библиотеки. 67) От студента LXII курса С. Знаменского – его брошюра: Сверхчеловек Ницше. Харьков, 1906. 68) От А.Н. Котовича из Спб. – его брошюра: К вопросу о духовной цензуре. Спб. 1905. 69) От студента LXII курса Г. Поп – Харлампиева – книга: Теодоров, Болгарская литература. Пловдив. 1896· 70) От студента LXII курса Л. Раича – Латино-французский молитвенник, без года и места издания, in 24°. 71) От студента LXI курса Н. Смирнова – книга: Духовная Школа. Москва, 1906. 72) От студента LXI курса II Тирича – книга: Jzsef, Bánk Ban. Budapest, s. a. 73) От студента LXIII курса П. Флоренского – книги и брошюры: а) Тифлисское церковное древлехранилище. Тифлис, 1898; б) Каталог церковного музея Грузинского экзархата. Тифлис 1899; в) Жордания, Описание рукописей Тифлисского Церковного Музея, I–II. Тифлис, 1903–1902. 74) От комиссионера Академии F. A. Brockhaiis’a из Лейпцига – юбилейные (Столетие фирмы) издания: a) F.A. Brockhaus Verzeichnis verlegten Werke, 1873–1905. Leipzig, 1905; 6) Prokura F.A. Brockhaus. Leipzig, 1905; в) Die Finna F.A. Brockhaus, 1805–1905. Leipzig 1905. 75) Из Редакции Богословского Вестника – рукопись (автограф) напечатанной в Богословском Вестнике 1905 г., т. III (Октябрь) статьи Еп. Никодима (Казанцева) О Святейшем Синоде, F .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

72 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского Отделения, 12, 1894 г. 73 По первоначальным штатам между прочим, положено: А) по содержанию епархиальной канцелярии: один секретарь с жалованьем 970 руб., но должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VI разряда, один помощник секретаря с жалованьем 720 р., по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда; на содержание писцов 360 р. и на освещение, отопление и на канцелярские расходы 450 р. (Секретарь определяется к должности и увольняется от неё экзархом Грузии, по представлению епископа Владикавказского, по предварительном сношении с обер-прокурором Святейшего Синода. Помощник секретаря определяется и увольняется экзархом Грузии также по представлению епископа Владикавказского); Б) по содержанию кафедрального собора: один протоиерей с жалованьем 600 р., один ключарь – 500 р., 2 священника по 400 р., один протодиакон – 400, один диакон – 350 р., 2 иподиакона по 300 р., 3 псаломщика по 150 р. и на наем церковной прислуги 240 р. (Церковный Вестник за 1885 год 24, стр. 96). По штатам же, высочайше утвержденным в 1895 году, положено по содержанию духовной консистории: членов консистории – 3 с жалованьем каждому по 500 р., 1 секретарь – 2275 р. жалования, по должности и шитью на мундире VII, а по пенсии V класса, столоначальников 3, по 1050 р. каждому, по должности и шитью на мундире IX класса, а по пенсии VIII класса, казначеи один, архивариус один и регистратор один, по 900 руб. жалованья каждому, казначей по должности и шитью на мундире IX класса и по пенсии VIII разряда, а остальные двое по должности и шитью на мундире X класса, а по пенсии IX разряда, секретарь при архиерее – 1, жалования 1050 р., по должности и шитью на мундире VIII класса и по пенсии VII разряда, на содержание канцелярских чиновников 300 руб. и на остальные расходы 200 руб. (Церковные Ведомости за 1895 г. 28). 78 Грузинский Духовный Вестник, «Моздокская епархия и Гай, епископ Моздокский» за 1864 г. 12, 1865 г. 1 и 2. Здесь же заметим, что кроме миссионеров из грузин также много было в начале XVШ столетия на северном Кавказе священнослужителей из этой же нации. В клировых ведомостях церковнослужителей была тогда особая графа, в которой обозначалось против каждого духовного лица: Грузинской нации, или Русской нации, казацкой породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимость церковного органа вызывалась также и пробудившеюся в обществе особенною потребностью духовно-назидательного чтения, желанием ознакомиться с множеством предметов, замечательных в церковно-историческом отношении, которые требуют подробного описания и разъяснения. Наконец, в начале 1860-х годов появляется, благодаря вниманию к церковно-общественным запросам протоиерея о. Георгия Хелидзе, « – грузинский духовный вестник»духовный журнал, издававшиеся под редакцией его же, протоиерея. Журнал этот, выходивший на русском и грузинском языках, просуществовал, впрочем, не долго, всего лишь 5–6 лет и затем принужден был приостановится изданием по разным причинам, между которыми не последнее место занимали: научный характер его, не отвечавший еще запросам времени, недостаток в хороших и преданных делу сотрудниках и отсутствие поддержки там, где бы следовало ее иметь. В 1880-х годах появляется другое издание, существующее и в настоящее время и обязанное появлением своим в свет и дальнейшею жизнью протоиерею Имеретинской епархии отцу Давиду Гамбашидзе. Издание это – « – Мцкемси» на грузинском языке и «Пастырь» на русском. Главная задача Пастыря-Мцкемси, как определяет сама редакция 231 заключается в том, чтобы провести в сознание народа свет Христов путем популярных статей и брошюр религиозно-нравственного содержания. И действительно, в течение 18 лет редакция этого органа десятками тысяч распространила в народе как на русском, так и на грузинском языке брошюры, большею частью даром или почти за бесценок. Этот еженедельный орган в самое короткое время со дня своего появления завоевал симпатии как духовенства, так равно и светского общества, и стал распространяться сравнительно не в малом количестве экземпляров. Таковому успеху «Пастыря» без всякого сомнения содействовало то обстоятельство, что официальному отделу в нем издатель отвел довольно большое место, а статьи неофициального отдела, как может усмотреть беспристрастный читатель, отличались и отличаются деловитостью, жизненностью и вообще характером, так сказать, местным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д., в приложении размещались материалы по истории и культуре Грузинской Церкви, публиковались жития груз. святых. Экзарх Евсевий (Ильинский) под предлогом недостатка средств закрыл журнал (1868), после чего в течение мн. лет Экзархат не имел своего печатного органа. В 1891-1917 гг. на рус. и груз. языках выходил «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1910-1917 - Вестник Грузинского Экзархата). В 1883-1910 гг. в Зестафони на груз. языке выходил издаваемый на средства прот. Давида Гамбашидзе ж. «Мцкемси» (Пастырь), сыгравший важную роль в усилении патриотизма груз. духовенства и укреплении Православия среди населения. Несмотря на жестокую цензуру, журнал освещал историю не только ГПЦ и Грузии в целом, но и отражал совр. политические процессы. В 1886-1903 гг., чтобы заинтересовать негруз. читателя, выходили параллельные номера журнала на рус. языке. В кон. XIX в. в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ. В среде груз. общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и Г. Э. В 90-х гг. сформировалось новое поколение груз. духовенства, воспитанное в духе верности Православию и ГПЦ и впитавшее идеи груз. просветителей 2-й пол. XIX в. Его представители - позже канонизированные Грузинской Церковью епископы Кирион III (Садзаглишвили ; в 1917-1918 Католикос-Патриарх), Леонид (Окропиридзе ; в 1918-1921 Католикос-Патриарх), Амвросий (Хелая ; в 1921-1927 Католикос-Патриарх), Каллистрат (Цинцадзе ; в 1932-1952 Католикос-Патриарх) и др.- внесли большой вклад в защиту ГПЦ и обретение ею автокефальных прав. Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) В период управления Г. Э. архиеп. Евсевием (Ильинским) имели место случаи расхищения церковного имущества. Груз. пресса того времени обвиняла его в том, что он через посредников продавал частным коллекционерам митры и драгоценные кресты груз. архиереев и патриархов. В 1869 г. при его покровительстве и содействии кутаисский ген.-губернатор В. В. Левашов изъял из Гелатского мон-ря драгоценную Хахульскую икону Божией Матери Х в. Худож. В. А. Васильеву был заказан эскиз иконы, с к-рого худож. В. Сазиков выполнил копию. Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а копия возвращена в Гелатский мон-рь. Афера не осталась тайной и вызвала возмущение общественности. Груз. духовенство обвиняло экзарха Евсевия в попустительстве доносам и в репрессиях среди груз. учителей и священников. С особой неприязнью экзарх относился к свт. Гавриилу (Кикодзе), убеждая Синод в неблагонадежности архиерея и прибегая к политическим интригам. Однако высокий авторитет еп. Гавриила среди паствы и известность в масштабах империи обусловили его неприкосновенность, Святейший Синод не реагировал на доносы экзарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010