65 Указывается на апокрифическое состязание Авраама с египетскими мудрецами, о котором подробно говорится в хронике Георгия Амартола. 66 Нечто подобное встречается и у Василии Вел. стр 106–110, и у Экзарха 220–221 об.; но в рассуждениях Палеи, в этом случае, обнаруживается много оригинального. 67 Слово это издано по Сборнику XVII–XVIII в. г. Розовым и напечатано в Чт. Общ. Ист. и Древн. 1847 г VIII отд. IV; по словам издателя, оно принадлежит митр. Кириллу II (XIII в.). 68 Представляем параллельное этому место из Шестоднева И. Экзарха Болгарского: «по слову Творца водное естество великий и новый живот рождаше... китотии животи, иже ся равни творят со островы. И ещё к тому добрыя рыбы и худыя единым повелением Божиим все родилося. О нем же лепо ся есть плакати окаменевшая сердца жидовская, како не разумеют, да се веруют, яко же может водное естество мякко ся разливая и бездушно родити безчисленный род животный и различие имый много в себе и по образу, и по величеству, и качеству, а душевную деву и мысленную, родившую детищ не приемлют, имже есть дева не познала мужа никакоже... ещё сему не имеши веры, жидовине жестосердый, то и иного не приемли ни худе...» (л. 277–278). 76 Василий Вел. уподобляет полипу тех, которые угождают власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, делаются то тем, то другим: с целомудренными – целомудренными, с невоздержными – невоздержными и т. д., стр. 137; Экз., л. 286. 84 Описание образа жизни Оленя взято почти буквально, с небольшим сокращением, из Физиолога св. Епифания, pag. 622. 88 Это место Палеи местами почти буквально сходно с одним словом Севериана Гевальского, в переводе Иоанна Экзарха Болграского. Сопоставляем его здесь с Шестодневом Экзарха: Палея 27 об. Экзарха л. 318 об.–319, Sev.Gabal., p. 462 Земля бяше обросла плодом и приуготовила пищу четвероногому животу; да того ради по воле Господь и четвероногому быти, понеже напред и паствину ему уготова; тако и преже под рыбам и птицам не повеле быти. Тако и хитрый Он Творец Наш Господь коегождо рода пищу уготовав напреди, и тако роду повелеваше быти. Земля убо рече, украшена о упещрена бысть, море же и реки и животных прияша, птица же утворены бываху; и земля по повелению четвероногое изведе, и множество всякаго роду много беяше; человек точию не бяше не безчестием, но почестием: дом убо ему преди уготова. Ни что же убо без меры и без лепоты сотвори Владыка, но все убо на потребу. Виждь убо первое Бог сотвори траву и семена, тогда четвероногия и птица, ими же ся питают: сотвори же преже пищу, ти потом иже ся питают! Сотвори убо напреди требование, ти потом иже приемлют! Також убо и Господь при писании книжнем: вариша убо пророцы и проповедаша о Христе, ти потом прииде о Нем же свидетельствоваху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Никто не может силой принудить к браку. Так как противно вероисповеданию, чтобы преступники против догматов входили в храмы, то в случае смерти такового политические, судебные и полицейские власти не могут принудить священника погребать покойника. Буде митрополиты, епископы, священники и другие болгары по смерти своей оставлять в завещании наследство на церкви, бедных и экзарха, завещание их должно иметь законную силу, и таковые дела могут быть рассматриваемы священными судебными установаленими через опрос свидетелей, приводимых болгарами согласно с вероисповеданием. Что же касается того, когда бы некоторые из болгар еще при жизни откзали что-нибудь в пользу экзарха, митрополитов, епископов, священников, церквей, училищ и больниц, то таковые наследства после смерти жертвователей отчисляются от наследников по священному закону (шераат) и отбираются от них документы. Если какой-нибудь болгарин оставит по завершению третью часть имения своего на некоторые церкви или монастырь, на экзарха, экзархию или епархию, то наследники должны исполнить это. Когда митрополиты, епископы и священники, находящиеся в ведении экзарха, допустят какой-нибудь духовный проступок, экзарх и синод наказывают его согласно с вышеуказанными началами, и никто не может вступаться за них. Никто не может воспрепятствовать его праву назначения священников вместо низвергнутых согласно с вероисповедными узаконениями. Относительно запрещения и назначения, которые делаются согласно с церковными постановлениями, будут издаваться бераты, фирманы по представлению синода с заключением и по избранию его. Политические преступления экзарха, митрополитов, епископов и уполномоченных их, рассматриваются подлежащими судебными установлениями. Никто против воли и насильственно не может стать мусульманином, и, если бы действительно кто пожелал принять ислам , – делается все это по закону. Никто не может вторгаться в принадлежащие экзархии церкви и принадлежащие ей имущества, но все должно оставаться под ее ведением. И если болгары приносят своему экзарху разные произведения своих садовых и полевых работ (виноград, масло и пр.), то последние (произведения) свободны от пошлин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Итак, жив Господь, жив! Истинное толкование этого канона есть следующее: Экзарх диоцеза, согласно Вальсамону, не есть епархиальный митрополит (потому что диоцез объемлет многие епархии и митрополии), но диоцезальный митрополит не есть и патриарх, что видно из текста 6-го канона II Вселенского Собора. Если же кто имеет в виду всех епископов диоцеза, очевидно, включая экзарха диоцеза, о котором говорит настоящий канон, Собор диоцеза и экзарх диоцеза имеют место отличное от того, которое имеет всякий патриарх с подчиненными ему епископами. Итак, экзархом диоцеза является диоцезальный митрополит, имеющий некоторую привилегию перед другими митрополитами диоцеза. Таковая привилегия экзархов в настоящее время не существует, хотя и именуются некоторые митрополиты экзархами, но не имеют они в своем подчинении других митрополитов диоцеза. Таким образом явствует, согласно тому же Вальсамону, что в те времена существовали какие-то экзархи диоцезов, привилегии которых потеряли действие (силу) или непосредственно или несколько позднее после этого IV Собора. Поэтому и Юстиниан там, где говорит о тяжбах между клириками, экзархов диоцезов совершенно не упоминает, хотя и перечисляет другие суды для клира. Итак, канон говорит, что если епископ или клирик имеет дело с епархиальным митрополитом, пусть обратится к суду экзарха диоцеза, что то же самое, что клирики и митрополиты, подчиненные Константинопольскому престолу, пусть судятся или от своего экзарха диоцезального или от Константинопольского, как своего патриарха. Не говорится, что если какой-либо клирик имеет тяжбу с митрополитом чужого диоцеза, или митрополит с митрополитом какого бы то ни было диоцеза или епархии, пусть судятся от Константинопольского. Не говорится также, что (судящийся) сперва должен обратиться к суду диоцезального экзарха, затем к суду Константинопольского, как выше извращает канон папа Николай, но оставляет на волю судящегося обратиться к суду или диоцезального экзарха или Константинопольского (патриарха) и судиться безразлично или одним или другим.

http://pravoslavie.ru/115635.html

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г . служил настоятелем храмов святого апостола Филиппа и Преподобного Сергия в Лондоне. Храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г . был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г . — архимандрита. 30 ноября 1957 г . был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г . назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г , по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г . награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г . возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

http://pravoslavie.ru/14170.html

К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит. При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Но, во-первых, вероятно ли, чтобы патриарх дал грамоту свою не на греческом языке, а подписал славянскую? И вероятно ли, чтобы патриарх своего экзарха сравнил с латинским кардиналом? В-вторых, хотя по 7 правилу шестого Вселенского Собора даже и дьяконы, от патриархов присылавшиеся в епархии на чрезвычайные случаи для рассмотрения церковных дел, в лице патриаршего посланника председательствовали прочим и решили дела, но уполномочивать таковой властью в какой-нибудь митрополии низшего и подчиненного митрополиту епископа, не было обыкновения в христианской церкви и противно иерархическому началу. Ибо митрополит остался бы в низшей перед таким из своих епископов экзархом власти. В-третьих, сам патриарх Иеремия, услышав об униатском умысле, прислал в Литву в 1589 г. своего экзарха архимандрита Дионисия, а в 1594 г. в таком же звании протосинкелла Никифора на Собор, и, следовательно, не признавал Терлецкого экзархом, а после того в 1597 г. уже патриарх Мелетий Пига дал титул экзарха из Киевских епископов Львовскому Гедеону Болобану, потому только, что тогда не было православного Киевского митрополита. Во второй грамоте, приписываемой сему же патриарху, хотя и говорит он, что желает учредить в Киевской митрополии первосидание и старшинство епископов по митрополите; но упоминает только о трех епископах:, Владимирском, Луцком и Полотском, умалчивая о степенях прочих, и несмотря на титул экзарха, пожалованный в первой грамоте Луцкому епископу Кириллу Терлецкому, во второй сей грамоте об экзартестве его уже не говорит, а председание пред ним на соборах по митрополите предоставляет Владимирскому епископу Мелентию Богуринскому, по нем Терлецкому, а по сем Полотскому архиепископу (Нафанаилу Селецкому, не согласившемуся на унию). И так очевидно, что обе сии грамоты подделаны для того, чтобы в награду за ревность в унии и для большего уполномочения Поция и Терлецкого, назначенных тогда депутатами к Папе, дать первому из них, как бы по наследству от предместника его Мелентия Богуринского титул первопрестольника и старшего по митрополите, несмотря на то, что он был младший всех епископов, а второму титул будто бы экзарха патриаршего престола, от коего они сами отреклись.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

 С 1 сентября 1950 г. отец Антоний – настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 года он был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года возведён в сан архимандрита. 30 ноября 1957 года архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Епархия непрестанно растет.  Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. Его проповеди печатаются по магнитофонным записям. Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году он был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии молодой врач тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье, после войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин), и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского Экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Ерёмина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха Западной Европы; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от обязанностей Экзарха ради трудов по устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Рязанскому Никодиму (Бокову) было поручено организовать надзор за ним. В конце года исп. Амвросий был оправдан и назначен настоятелем Преображенского мон-ря в Старой Руссе (Новгородская епархия). Также был запрещен в служении архим. Николай, однако он не стал дожидаться исполнения приговора, выехал за границу и вернулся в Грузию только в 1917 г. ( Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 161-162). В июле 1909 г. Синод сделал запрос в Мин-во юстиции с целью выяснить, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45-46). Сщмч. Кириону возобновили выплату пенсии и ослабили надзор, 10 янв. 1915 г. он был восстановлен в архиерейском сане. По мнению груз. историка В. Гурули, изучившего документы Дела об убийстве Н., управление жандармерии Тифлисской губ., тифлисское Охранное отд-ние и прокурор Тифлисского областного суда намеренно выдвинули версию об участии в деле автокефалистов. Как считает Гурули, след ведет к груз. отд-нию партии социал-демократов. Ученый ссылается на показания анонимного агента жандармерии, к-рый 16 апр. 1908 г. сообщал, что «комитет диаконов и псаломщиков», действовавший под руководством социал-демократического комитета, собирается убить экзарха. Социал-демократы понимали, что убийство Н. вызовет преследования автокефалистов, что входило в их планы. По мнению Гурули, автокефалисты не могли убить экзарха, поскольку должны были осознавать, что это не только не приведет к достижению автокефалии ГПЦ, но и сведет к нулю все их усилия. Действительно, находившийся в ссылке сщмч. Кирион писал: «Убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» ( Дурново. 1909. С. 28). Кроме того, по мнению Гурули, невозможно представить, чтобы лучшие представители ГПЦ, среди к-рых были 2 буд. католикоса-патриарха, могли пойти на такой шаг, противоречащий идеям христианской и общечеловеческой морали ( Гурули. 2014. С. 227-229). Трагическая кончина экзарха еще более обострила отношения между российским и грузинским духовенством в пределах Грузинского Экзархата. По инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояли 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством ( Платонов. 1910. С. 10). Н. был похоронен в Успенском соборе Владимира, в юго-зап. углу, в ногах гробницы архиеп. Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского). Летом 1909 г. по ходатайству в Синоде еп. Бакинского Григория (Вахнина), озвучившего просьбу Тифлисского патриотического об-ва, Грузино-Имеретинской синодальной конторе было предписано совершать панихиды по Н. по субботам в тифлисской экзаршей церкви и ежегодно 28 мая - во всех храмах Грузинского Экзархата (Момавали (Будущее). Тифлис, 1909. 1. С. 3 (на груз. яз.)). Н. оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

В 1930 г. митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим русскими западноевропейскими приходами, А.Б. Блум был посвящен в стихарь. 10 сент. 1939 г. перед уходом на фронт Второй мировой войны тайно принес монашеские обеты. 16 апр. 1943 г. настоятелем Трехсвятительского подворья Русской Православной Церкви в Париже и своим духовником архим. Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. В качестве врача участвовал в движении французского Сопротивления, после войны продолжил медицинскую практику. 27 окт. 1948 г. митр. Серафимом (Лукьяновым), экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе, рукоположен во иеродиакона, 14 ноября этого же года – во иеромонаха с назначением духовным наставником содружества св. Албания и прп. Сергия, в связи с чем переехал в Лондон. С 1 сент. 1950 г. о. Антоний служил настоятелем храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия Радонежского в Лондоне. В 1953 г. возведен в сан игумена, с 1956 г. архимандрит. С 16 дек. 1956 г. настоятель храма в честь Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. 30 нояб. 1957 г. в Лондоне архиеп. Клишийским, экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе Николаем (Ерёминым) и еп. Апамейским, викарием экзарха Константинопольского Патриарха в Зап. Европе Иаковом был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. 10 окт. 1962 г. возглавил образованную на территории Британских о-вов в составе Западноевропейского экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. В янв. 1963 г., после ухода на покои экзарха митр. Николая, владыка Антоний был назначен исполняющим обязанности экзарха Московского Патриархата в Зап. Европе. С 27 янв. 1966 г. митрополит Сурожский, экзарх Московского Патриархата в Зап. Европе. 5 апр. 1974 г. по собственному прошению освобожден от обязанностей экзарха, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя устроению епархиальной жизни и окормлению паствы. За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и широким кругом деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010