Устинов В. Молодые побеги (воспоминания о схиархимандрите Иоанне (Маслове) /Ведомости православной жизни. Калиниград. 1998. 2. Феодоровская икона Божией Матери. Акафист, сказание/составитель Н.Е. Алдошина. Учебный комитет Русской Православной Церкви, 2003. С. 2. Феодосий (Бильченко), архиепископ Полоцкий и Глубокский. Живоносный родник. О проповедях схиархимандрита Иоанна (Маслова) /Глинские чтения. 2010. Вып. 1. С. 148–157. Феодосий (Бильченко), игумен, Владимир (Кучерявый), прот. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) /ЖМП. 1992. С. 75–77. Филиппов В.М. Учительство – один из труднейших видов служения/Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования Российской Федерации. – М., 2002. С. 73–78. Фунтикова С.П. Святоотеческая литература в школьных библиотеках/Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования Российской Федерации. – М., 2002, С. 107. Чернова И.Б. Зеркало для учителя/Долг служения Отечеству. – М., 2003. С. 67–78. Шаталов О.В. Научные труды и педагогическая деятельность схиархимандрита Иоанна (Маслова) /Издание Воронежской епархии. «Образ», 2003. 13. Шевченко Т.А. «Прежде всего научите вере» (Книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) в общеобразовательной школе)/Духовные традиции русского народа – основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи. – Орел: Орел ГТУ (2002. С. 49–53. 1 Подробное обоснование времени возникновения Глинской пустыни приведено в монографии схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках». М., 2007. С. 39–54. Сейчас территория Глинской пустыни относится к селу Сосновка Глуховского района Сумской области Украины 2 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии. Ч. 2. М., 1860. С. 153. Курские епархиальные ведомости, 1900. 10. С. 149. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 639, л. 1.4. Читать далее Источник: М 31 Маслов Н. В., доктор богословия, доктор педагогических наук. Благодатные чудо творцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. — М.: Самшит-издат, 2016. — 128 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—168— годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого». 2) По § 81 лит б п. 5 того же устава «оставление при Академии окончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Оставить для приготовления в будущем учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии окончивших ныне академический курс воспитанников Дмитрия Коновалова и Александра Мишина, с производством им, с 16 августа текущего года, содержания по 700 рублей каждому, за вычетом 2% на пенсии. 2) Мнение сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV. Заявления стипендиатов и своекоштных студентов, ныне окончивших курс в Академии: Высоцкого Николая, Габараева Константина, Дмитриева Николая, Доброгаева Павла, Моисеева Николая, Овчинникова Василия, Покровского Сергея, Поспелова Николая, Соловьева Ивана и Чистилина Дмитрия о желании их служить по духовно-учебному ведомству. Справка : Определением Святейшего Синода от 3 марта / 11 апреля 1892 года за 590 предписано Советам Академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс студентах, имеющих священный сан, а в Учебный Комитет сообщали списки всех прочих студентов как казеннокоштных, так и тех своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении; в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25 / 27 апреля 1884 года и 27 января / 17 февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признается более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) В одном журнале от 14 июня совет академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении настоятеля церкви при русской миссии в Афинах, кандидата богословия, архимандрита Сергия в степени магистра богословия. 4) В статье VI другого журнала от 14-го июня совет академии а) благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода о назначении профессорского стипендиата Ивана Романова на преподавательскую должность в одну —309— из семинарий южной или центральной полосы России по наукам философским или словесности или же по истории и б) представленный И. Романовым отчет о годичных занятиях постановил передать на рассмотрение доценту Алексею Введенскому с тем, чтобы он представил в совет академии письменный отзыв об отчете. 5) В статье VII того же журнала было изложено следующее определение совета академии: 1) по утверждении окончивших курс в текущем году студентов и вольнослушателей академии в степени кандидата богословия и звании действительного студента доставить в Святейший Синод сведения об имеющих священный сан, а в Учебный Комитет при Святейшем Синоде сообщить списки всех прочих студентов, как казеннокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству, с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения; б) требуемых определениями Святейшего Синода, от 25–27 апреля 1884 года и 27 января – 17 февраля 1888 г., сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признается более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей о качестве совершенных ими во время пребывания в академии проступков; 2) всех казеннокоштных студентов, а равно и тех из своекоштных и вольнослушателей, которые заявили о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, уволить в епархии, но принадлежности, с выдачею им на проезд билетов, а казеннокоштным и прогонных денег, и препроводить документы их в подлежащие духовные консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с финансовыми трудностями в этом году сокращен набор в Московскую Духовную Семинарию (вместо 90 человек принято 60 человек). Сократится также набор в Регентскую школу. Основную ответственность за состояние духовного образования в Русской Церкви перед ее Священноначалием несет Учебный Комитет при Священном Синоде. Характеризуя жизнь духовных школ в межсоборный период, мы одновременно говорили по существу дела и о деятельности Учебного Комитета, который имеет непосредственное отношение ко всему, что было сделано на учебном поприще. Представляется только необходимым дополнительно доложить о том, что в связи с принятием в 1997 году нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях понадобилось выработать тексты новых типовых гражданских уставов духовных школ разных ступеней. На основании этих уставов проведена была в органах юстиции перерегистрация духовных учебных заведений. А еще ранее, 2 октября 1999 года на заседании Священного Синода были приняты внутренние уставы духовных академий и семинарий. При Учебном Комитете существует библиотечный коллектор, задачей которого является обеспечение духовных школ прежде всего учебной литературой, а также другими изданиями с богословской, церковно-исторической и иной религиозной тематикой. В настоящий момент, когда происходит решительная битва за спасение России от лжедуховного иноземного ее порабощения, от Духовных школ зависит многое. Они, в первую очередь Семинарии, Академии, Богословские институты, могут и должны дать двуедино (духовно и богословски) подготовленные кадры, без которых Церковь будет неуклонно терять свой авторитет, и русский народ окажется во власти подготовленных проповедников инославия, иноверия и безверия. Иноверные идеологи прекрасно понимают, какое важное значение имеет хорошо подготовленный проповедник, миссионер. Они буквально ловят момент. И если православные школы не получат поддержки, то мы окажемся неподготовленными перед серьезнейшим вызовом, брошенным Русской Православной Церкви. Поэтому только целеустремленная, благожелательная и неустанная работа, координируемая высшей церковной властью, способна дать всем нашим образовательным центрам ту силу, которая духовно обогатит и укрепит и саму Церковь, и Отечество. Как сказал Святейший Патриарх Алексий на 2-ом съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, " XXI век мы должны сделать Православным веком, ибо альтернатива этому - подлинная бездуховность, размывание традиционных устоев нравственности, и, как следствие, гибель России, потерявшей свою историческую память и духовную самобытность " . Немалая часть в исполнении этой задачи - дело духовных школ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Веселовского Николая, 15) Свящ. Красновского Ипполита, Ярославцева Петра, Левитова Алексея, Нечаева Николая, Занкевича Аркадия, 20) Иеромонаха Панарета (Наумова), болг. ур., Седова Стефана и Снегирева Александра – —188— удостоить степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; Добротворцева Бориса и 24) Попова Алексея – удостоить звания действительного студента Академии, с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений, – каковое постановление и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. В случае утверждения Его Высокопреосвященством постановления, изложенного в п. 1-м, – 2) Об окончивших ныне академический курс воспитанниках, имеющих священный сан, доставить, установленным порядком, Святейшему Синоду сведения, требуемые Синодальным определением от 3 марта – 11 апреля 1892 года за 590. – Таковые же сведения о прочих воспитанниках сообщить Учебному Комитету при Святейшем Синоде. 3) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента, – препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде все документы казеннокоштных воспитанников, а равно и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству, с приложением списка оставленных студентами при выбытии из Академии адресов их местожительства. 4) Священнику Красновскому Ипполиту, не изъявившему желания служить по духовно-учебному ведомству, выдать документы на руки под собственноручную расписку. 5) Иностранному уроженцу иеромонаху Панарету (Наумову) изготовленный по особой форме кандидатский диплом и прочие документы также выдать на руки под расписку. 6) Об удостоении академических степеней и званий остальных 31-го студентов IV курса иметь суждение в сентябрьском собрании Совета Академии. III. Рассуждали о производстве поверочных испытаний студентов духовных семинарий и других лиц, имеющих —189— прибыть в августе месяце текущего 1909 года для поступления в состав нового (LXVIII) академического курса по назначению начальства и по собственному желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместе о.П.Дмитриевым прот.Николай прибыл во Введенский монастырь Петроградской епархии, откуда бил тревогу: послал доклады епископу в Свирский монастырь об их аресте, высылке, о положении дел в духовно-учебных заведениях и в Епархиальном совете, которые остановятся из-за их высылки. Необходимо было ходатайствовать о возвращении и гарантировании беспрепятственной работы. Но проходили недели, а от епископа не было «ни слуху, ни духу», как будто эти дела его совсем не касались. Печальником не только за духовные школы, но и за всю епархию был прот.Н.К.Чуков. Арестованный, уволенный, высланный, он борьбы не прекращал не только за семинарию как очаг духовного просвещения, но и за само здание. Об этом говорит и его письмо в Учебный комитет (от 30 августа 1918 г.), которое он повез с собой в Москву на Поместный собор, т.к. в Петрозаводске никакие вопросы не решались. Кое-как набрав средства на дорогу, 1 сентября о. Николай выехал из монастыря в Москву на Собор. Отец Николай прослужил в Олонии ровно 25 лет. За это время он написал работы: «Начало христианства в Олонецком крае», «Очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет», «Очерк деятельности Православного Карельского Братства в Олонецкой губернии», «Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением», другие труды и многочисленные публикации в газетах «Олонецкие Губернские Ведомости», «Олонецкие Епархиальные Ведомости» и «Олонецкая неделя». Только одни печатные отчеты о деятельности церковно-приходских школ составили более 600 страниц. После отъезда прот. Н.К.Чукова из Петрозаводска семинария вместе с прочими духовно-учебными заведениями была официально закрыта декретом от 6 сентября 1918 г. Богословская библиотека оказалась частично вывезенной в собор; архив и делопроизводство канцелярии семинарии поселившиеся в ней красноармейцы выбросили во двор и сожгли. В Петрозаводске оставалась семья, выселенная из ректорской квартиры в здании семинарии, и разместившаяся у разных родственников, а затем — в какой-то бане. Собственного жилья прот.Николай не имел. Там же оставалась библиотека и документы. Старшие сыновья Николай и Борис были арестованы.

http://bogoslov.ru/article/747541

Затем, комиссия проектировала уничтожение духовной цензуры как отдельного учреждения и соединение духовной и светской цензуры в одну общую, с тем, чтобы в составе не только цензурных комитетов, но и Главного Управления по делам печати находились лица с высшим богословским образованием, избираемые и утверждаемые с согласия Св. Синода. Занятия комиссии были окончены в мае 1870 г., и выработанные ею предположения были рассмотрены и одобрены Св. Синодом, а затем, по Высочайшему повелению 21 декабря того же года, переданы на рассмотрение комиссии кн. Урусова, с назначением в эту комиссию члена от Св. Синода. Но духовно-цензурная реформа, как и духовно-судебная, осуществлена не была. 1312 Новый устав введен был в Петербургской и Киевской Академиях в 1869 г., а в Московской и Казанской в 1870 г. 1313 Здесь разумеется А. Н. Кудрявцев, магистр XXV курса (вып. 1866 г.) Московской Духовной Академии, в то время диакон посольской церкви в Вене, а впоследствии (с 1873 г.) профессор Богословия в Новороссийском Университете и протоиерей († в 1888 г.). По состоявшемуся в 1863 г. распоряжению Св. Синода, курсовые (магистерские или кандидатские) сочинения студентов Академий, по прочтении их наставниками предметов, по которым писались сочинения, пересматривались после этого еще двумя членами конференции и, кроме того, в общем собрании конференции под председательством епархиального архиерея, после чего присуждалась студенту ученая степень. Затем все дело, с отзывами о сочинении, но без приложения самого сочинения, посылалось на окончательное утверждение в Св. Синод. При рассмотрении сочинения Кудрявцева («Рассмотрение Евангелия от Иоанна может ли подтвердить свидетельство древности, что Иоанн писал свое Евангелие, уже имея в виду другие Евангелия?») вышло разногласие в оценке сочинения между рецензентами, именно: между первоначально читавшим сочинение архим. Михаилом и прот. Ф. А. Сергиевским, причем А. В. Горский защищал Кудрявцева. Вследствие этого разногласия, Св. Синод от 31 января 1869 г. вытребовал из конференции и самое сочинение Кудрявцева, а присуждение ему ученой степени (магистра) было отложено до рассмотрения сочинения Учебным Комитетом. Учебный Комитет, рассмотрев сочинение Кудрявцева, нашел его недостаточным для получения ученой степени и потребовал исправления сочинения. Кудрявцев впоследствии исправил сочинение и был удостоен степени магистра Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ПОСТАНОВИЛИ: Переназначить на пятилетний срок полномочий ректоров в следующие духовные учебные заведения: 1. в Костромскую духовную семинарию — иерея Георгия Андрианова; 2. в Пензенскую духовную семинарию — митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима; 3. в Томскую духовную семинарию — митрополита Томского и Асиновского Ростислава.   ЖУРНАЛ 111 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о переименовании Парижской православной духовной семинарии. Справка: Священный Синод в своем заседании от 15 апреля 2008 года (журнал 15) благословил создание Православной духовной семинарии в г. Париже (Франция). За годы существования этого учреждения сформировались особенности его функционирования, предполагающие проживания и духовное окормление, слушание небольшого количества лекций при получении основного образования в других учебных заведениях Франции. С учетом принципиального отличия указанного учреждения от духовных семинарий Русской Православной Церкви и по итогам инспекции Парижской духовной семинарии Учебный комитет предложил переименовать Парижскую духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Считать Парижскую православную духовную семинарию Духовно-образовательным центром имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии. 2. Учитывая, что во Франции и в ряде других стран наименование «семинария» применяется к учреждениям подобного рода, сохранить за Духовно-образовательным центром имени преподобной Женевьевы Парижской право использовать наименование «семинария» на территории этих стран.   ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, об изменения состава совета. Справка: Согласно пункту 3.1. Устава Издательского совета, последний «состоит из представителей епископата Русской Православной Церкви, представителей Синодальных учреждений, духовных образовательных учреждений, православных издательств, богословов и представителей православной общественности». Состав совета утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Председателя совета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4304775...

Трембовецкого Владимира, Свящ. Шеметилло Николая, Авраменко Ивана, 25) Крылова Павла, Обновленского Ивана, Свящ. Миртова Иоанна, Смирнова Михаила, Пескова Бориса, 30) Троицкого Аркадия, Бурмакина Николая, Добролюбова Петра, Гусева Сергея, Свящ. Советова Алексия, 35) Дьяконова Дмитрия, Любимова Николая, Стеблева Бориса, Воскресенского Андрея, Миролюбова Георгия, 40) Боголепова Николая, Будрина Петра, Преображенского Ивана и 43) Хакима Александра, палест. урож., – утвердить в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; 44) Бабакова Николая, 45) Витальского Александра, —142— Нарского Бориса, Прыткова Сергея, Смирнова Леонида, Соколова Виталия и 50) Масюкова Иннокентия – утвердить в звании действительного студента Академии, с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия: Бабакову, Витальскому, Нарскому, Прыткову, Смирнову и Соколову – по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений, а Масюкову – по сдаче нового устного испытания по нравственному богословию. 2) Об окончивших ныне академический курс воспитанниках, имеющих священный сан, доставить, установленным порядком, Святейшему Синоду сведения, требуемые Синодальным определением от 3 марта / 11апреля 1892 года за 590. – Таковые же сведения о прочих воспитанниках сообщить Учебному Комитету при Святейшем Синоде. 3) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде все документы казеннокоштных воспитанников, а равно и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству, с приложением списка оставленных студентами при выбытии из Академии адресов их будущего местожительства. 4) Палестинскому уроженцу Александру Хакиму изготовленный по особой форме кандидатский диплом и прочие документы выдать на руки под собственноручную расписку. 5) Выдать также на руки, под собственноручные расписки, документы кандидатам богословия Воскресенскому Андрею и Дьяконову Дмитрию и действительным студентам Прыткову Сергею и Смирнову Леониду, не изъявившим желания служить по духовно-учебному ведомству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 окт. члены собора избрали состав обновленческого синода Российской Православной Церкви во главе с председателем «митрополитом» Вениамином (Муратовским). В синод входили епископы, клирики и миряне, он состоял из президиума, действующего на постоянной основе, и пленума, собиравшегося периодически. При синоде было организовано 8 отделов (иностранный, административный, миссионерский, просветительный, церковно-юридический, издательский, хозяйственный и канцелярия). Помимо этого при синоде действовали Миссионерский совет и Учебный комитет. К числу духовно-учебных заведений обновленцев относились Московская богословская академия (1923-1935), в которой обучались лица христ. исповедания от 18 лет, получившие светское или законченное духовное образование, священнослужители, а также женщины на правах вольнослушателей. Первый выпуск из 13 чел. состоялся в 1926 г. В Ленинграде действовал Высший богословский ин-т (1924-1929), в который принимались лица, имеющие среднее образование, а не имевшие такового допускались на занятия в качестве вольнослушателей. В 1927 г. в ин-те обучалось более 50 студентов. Осенью 1925 г. в Киеве была открыта Киевская высшая богословская школа (1925-1929), к обучению в к-рой допускались лица со средним образованием, а не имевшие такового посещали ее на правах вольнослушателей. В 1927 г. в школе обучался 61 студент ( Лавринов. 2016. С. 592-594). До 1926 г. обновленческая церковь рассматривалась властями как единственная правосл. церковная орг-ция. Обновленческий синод получил признание некоторых вост. патриархов, офиц. представители которых входили с обновленцами в евхаристическое общение. В связи с намерением К-польского патриарха Григория VII созвать в 1925 г. Вселенский Собор 10-18 июня 1924 г. в Москве состоялось обновленческое «Великое Предсоборное Совещание Российской Православной Церкви», избравшее К-польского патриарха своим почетным председателем. Совещание обратилось в СНК с петицией о предоставлении священнослужителям прав членов профсоюзов, разрешении обучать детей до 11 лет Закону Божию, о ведении Церковью актов гражданского состояния, о возвращении ей конфискованных чудотворных икон и мощей, о передаче Троице-Сергиевой лавры . Практически все эти просьбы были отклонены ( Соловьёв И., свящ. Обновленческое «Великое Предсоборное Совещание» 1924 г.//Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: История. 2010. 4. С. 13-25).

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010