По окончании заседания рабочей группы оргкомитета состоялась очередная видеоконференция «Духовно-нравственное воспитание казачьей молодежи: основные направления работы на новый учебный год». Работу видеоконференции возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Приветствовав участников конференции, владыка Кирилл отметил высокий уровень взаимодействия Церкви и Первого казачьего университета. Глава Синодального комитета также указал на необходимость воспитания в каждом казаке чувства гражданственности, для чего важно изучать историю Отечества. Священник Тимофей Чайкин ознакомил собравшихся с результатами мониторинга, организованного в рамках II Евразийского форума казачьей молодежи «Казачье единство» в июне сего года в Севастополе. На основе приведенных данных духовник МГУТУ предложил атаманам вместе с духовниками региональных институтов скорректировать планы работы. В проповедях, иных своих выступлениях важно разъяснять значение института брака и семьи. Кроме того, общество должно видеть реальную помощь молодых казаков в укреплении приходской жизни и социальной работе. В рамках видеоконференции выступили председатель отдела культуры Омской епархии , духовник Сибирского казачьего института технологий и управления иерей Олег Ганженко, духовник Кубанского казачьего государственного института пищевой индустрии и бизнеса МГУТУ протоиерей Виталий Колмык, духовник Башкирского института и управления МГУТУ протоиерей Владимир Семавин, духовник Поволжского казачьего института управления и пищевых технологий МГУТУ протоиерей Андрей Орехов, духовники других региональных институтов Первого казачьего университета. В завершение конференции ее участников поблагодарил и благословил митрополит Кирилл. Архипастырь также выразил радость в связи с тем, что в регионах успешно развиваются кластеры казачьего образования — от детского сада до филиала Первого казачьего университета. По материалам пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

http://patriarchia.ru/db/text/5008787.ht...

Жюри полнометражного игрового кино возглавит известный режиссер и актер Владимир Меньшов. Кроме него, оценивать работы будут дважды лауреат «Лучезарного Ангела» кинорежиссер Наталия Беляускене, советский и узбекский режиссер Камара Камалова, кинорежиссер, педагог Владимир Фокин и протоиерей Константин Сопельников. В экспертную комиссию по короткометражному игровому кино вошли: кинорежиссер, педагог ВГИК Аркадий Сиренко (председатель), сценарист Ипполита Купреянова, киновед Ирина Павлова, актер, педагог Игорь Ясулович и протоиерей Павел Великанов. Жюри по документальному кино возглавит режиссер Алексей Вахрушев. Также в экспертную комиссию вошли оператор, педагог Виктор Доброницкий, кинооператор Ирина Уральская и иерей Дмитрий Барицкий. Оценивать работы участников конкурса анимационного кино будет жюри в составе: режиссер-аниматор Екатерина Соколова (председатель), режиссер-аниматор, педагог Инна Пшеничная, режиссер-аниматор из Башкирии Рим Шарафутдинов, композитор, телеведущий Сергей Шустицкий и протоиерей Борис Левшенко. Помимо конкурсных и внеконкурсных показов в рамках фестиваля пройдут следующие мероприятия: Кинофестиваль проводится под патронатом председателя Попечительского совета комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведевой и является одним из приоритетных проектов программы. Исполнители проекта – Фонд социально-культурных инициатив, Учебный комитет Русской Православной Церкви при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Подробная информация о фестивале и его программе размещена на сайте фестиваля. Торжественная церемония открытия XIV Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» пройдёт 1 ноября 2017 года в кинотеатре «ТУЛА» (улица Кухмистерова, 4). Начало в 18.00. Аккредитация СМИ: Якунин Дмитрий, +7 (499) 251-85-11, prluchangel@mail.ru Сбор гостей и проход прессы с 17.00 до 17.30. Заявки на аккредитацию принимаются до 31 октября 2017 года. В заявке необходимо указать ФИО, паспортные данные (серия и номер паспорта), полные дату и место рождения, полное название СМИ, контактный номер телефона представителя СМИ.

http://pravoslavie.ru/107581.html

На заседании Высшего Церковного Управлении 6 июня 1918 года рассматривался вопрос о необходимости получения Правительственного разъяснения о праве Церкви на духовно-учебные заведения. При обсуждении этого вопроса отмечалось, что «декретом Совета народных Комиссаров от 23 января с. г. об отделении Церкви от Государства, при точном понимании его смысла, Православная Церковь не лишается права иметь свою школу, если только последняя преследует свои специально религиозные и церковные задачи. Между тем, в виду неясности изложения декрета и его лишь декларативного характера, на местах агентами власти чинятся деяния явно беззаконные и ни в малейшей степени не вытекающие из содержания декрета, как то: расхищение библиотек и школьного имущества, удаление из классных помещений икон, назначение во главу семинарий неграмотных экономов и т. п. В Учебный комитет и Высшее Церковное Управление непрерывно поступают сообщения о все более и более усиливающейся разрухе, которая производится на местах комиссарами разных ведомств и разного ранга, по своему усмотрению толкующими содержание декрета. Каждый день здесь важен, а потому необходимо не замедлить решение вопроса». Было постановлено уполномочить Председателя Учебного комитета протоиерея Константина Агеева для внесения и поддержания в подлежащих учреждениях заявление по вышеизложенным предметам 202 . Надежда на возобновление занятий осенью оставалась большой. 19(6) июня 1918 года Высшее Церковное Управление постановило: «1. Установить на 1918/19 учебный год при приеме в число студентов в духовные академии нижеследующие правила: 1) в православные духовные академии принимаются воспитанники, окончившие курс православных духовных семинарий как по первому, так и по второму разряду, без поверочных испытаний; 2) воспитанники, окончившие четыре класса духовной семинарии, а равно и окончившие курс в светских средних учебных заведениях, принимаются в академии лишь по сдаче поверочных испытаний по предметам, определяемым Советом академии; те из поступающих в академии лиц, кои не изучали в средней школе древних языков, обязываются сдать экзамен по этим языкам в течение первого года обучения в академии» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, у Патриарха есть и другие функции. Так, он несет ответственность за отношения Церкви с внешним миром, в том числе с государством и обществом. В этой сфере он также координирует действия других епископов. Под высшим управлением Патриарха находятся центральные церковные органы, к примеру Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, Учебный комитет и так далее. Он же имеет право собирать Синод и Собор и выносить на их рассмотрение различные вопросы. Наконец, Патриарх является правящим архиереем города Москвы, а также настоятелем ставропигиальных монастырей и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Дежурных святых не бывает» — А с чем связано то, что архиереями становятся только монахи? — Это очень древнее установление возникло еще в первые века христианства. Оно связано с тем, что монах более свободен и может отдать всего себя тому или иному служению, не оглядываясь на семью и мирские заботы. Кроме того, считается, что монашество обладает особым духовным опытом и авторитетом, поэтому логично, что облечь ответственностью и властью стремятся наиболее опытного человека. — Но архиерейское служение — это публичная деятельность, суета, политика, наконец… Разве это соответствует образу монаха, посвятившего жизнь исключительно Богу? — Я бы сказал так: архиерейское служение — особое бремя, которое возлагает на себя человек. Монах, мечтавший посвятить всю свою жизнь исключительно молитве и общению с Богом, добровольно отказывается от такой возможности, стесняет себя ради служения Церкви и верующим. Именно так в идеале выглядит архиерейское служение. И в этом смысле его можно назвать духовным подвигом. — Вы очень точно сказали об идеале. В жизни же порой бывает иначе. И в глазах светских людей, далеких от Церкви, возникает противопоставление: с одной стороны — архиереи, все в почестях, увлеченные мирской суетой, а с другой — святые старцы, духовные авторитеты Церкви, которые кажутся ее настоящими учителями и руководителями. — Интересно, что ни преподобный Сергий Радонежский, ни оптинские старцы, никто другой из подобных духовных авторитетов так не думал и не противопоставлял себя епископату. Действительно, в церковной истории были и, думается, есть и сейчас духовно авторитетные люди, не облеченные высоким саном и властными полномочиями, но это не какая-то «оппозиция» или «альтернативная иерархия». У этих людей совершенно иная задача: своей жизнью и духовным подвигом они призваны на практике показать пример веры, научить своей вере других.

http://foma.ru/parlamentskaya-monarxiya....

В отношении же программ по канонике и по истории и обличению раскола и сектантства вновь приглашались профессора духовных академий. В 1905 году Учебный комитет представил в Святейший Синод новые программы и объяснительные записки по всем предметам семинарского и училищного курсов, вместе с проектом некоторых изменений в распределении предметов по классам и кафедрам. Это как раз совпало со временем возбуждения мысли о созыве Поместного Всероссийского Собора и началом подготовительных к нему работ. В синодальном указе от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям о представлении своих соображений по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящего Собора, было предложено высказаться и по вопросу усовершенствования духовно-учебных заведений. Вслед за этим Синод, определением от 26 ноября 1905 года поручил также и педагогическим собраниям духовных семинарий и училищ особо представить через епархиальных Преосвященных в Учебный комитет свои соображения о духовно-учебной реформе. В ожидании поступления новых материалов по вопросу о реформе духовной школы рассмотрение проекта Учебного комитета Синодом было отложено. Однако ввиду неотложной необходимости определенных улучшений в постановке учебно-воспитательного дела в духовных семинариях и училищах Учебный комитет в 1906 году, независимо от обсуждавшихся тогда в Предсоборном Присутствии вопросов о реформе духовной школы, вновь представил Синоду проект некоторых преобразований. Причем проект этот был составлен при участии наиболее опытных представителей педагогического персонала семинарий и училищ 413 . Рассмотрев журнал Учебного комитета, Святейший Синод в августе 1906 года постановил: «впредь до общего пересмотра уставов духовных семинарий и училищ произвести в учебно-воспитательном их строе с 15 августа 1906 года некоторые изменения по всем частям духовных семинарий и училищ – учебной, воспитательной, административной и хозяйственной». Вместе с тем Синод определил: «преподавание вести применительно к старым программам; что же касается вновь составленных программ по разным предметам семинарского и училищного курсов, то таковые программы, по отпечатании их в необходимом количестве экземпляров, поручить Учебному Комитету разослать в семинарские и училищные Правления на предварительное обсуждение, с тем, чтобы замечания по сим программам представлены были в Учебный Комитет» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1896 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева была образована комиссия для обсуждения мер к улучшению постановки учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях 412 . В мае 1898 года «соображения» комиссии были представлены Синоду. Первоначально Синод предлагал утвердить выработанные проекты уставов и штатов духовных семинарий и училищ, но для осуществления этих проектов во всем объеме, особенно по реорганизации воспитательной части, встретились затруднения в недостатке имеющихся в распоряжении Святейшего Синода средств. В 1900 году Синод, вторично рассмотрев соображения комиссии, поручил Учебному комитету тщательно пересмотреть существующие программы и учебники по предметам семинарского и училищного курсов и составить, согласно замечаниям комиссии, новые учебники и программы с объяснительными записками. Исполняя это поручение, Учебный комитет в августе 1901 года вызвал для участия в составлении новых программ 12 наиболее выдающихся преподавателей семинарий, а также пригласил к совещаниям некоторых профессоров столичной духовной академии. Было образовано шесть отдельных комиссий по предметам: 1) Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, 2) введению в богословие и богословию догматическому, нравственному и пастырскому, 3) церковной истории общей и русской, 4) литургике, гомилетике и канонике, 5) истории и обличению русского раскола и сектантства и 6) по психологии, логике, краткой истории и начальным основаниям философии. К 1 сентября 1901 года комиссии закончили свои работы и представили в Учебный комитет проекты новых программ с объяснительными записками. Относительно программ по другим предметам семинарского и училищного курсов, их пересмотр и исправление были поручены членам Учебного комитета по специальностям, причем комитет также обращался к помощи как преподавателей духовно-учебных заведений, так и к специалистам светских учебных заведений. Представленные комиссиями и специалистами выработанные программы Учебный комитет пересмотрел заново и переработал их в общих своих заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Когда в 1905 году Учебный Комитет представил Синоду новые учебные программы, то особой программы по обличительному богословию среди них не было. Предполагалось, что отдельное изучение этой науки для воспитанников семинарий излишне и достаточно знакомства с ней при изучении церковной истории и догматического богословия. Однако расширение веротерпимости в Российской Империи и усиление римо-католиков и протестантов заставило духовно-учебное начальство уделять обличительному богословию больше внимания, в связи с чем в 1915 году в Святейший Синод представлена была особая программа по этому предмету. В новую программу, которая, впрочем, отличалась более кратким объемом, чем программа 1886 года, были введены дополнительные сведения о старокатоликах, мариавитах и армяно-григорианах (5.С.612-613). Выработанная к 1915 году программа по нравственному богословию распадалась на пять частей: 1) нравственность вообще, 2) извращение грехом нравственной природы человека, 3) восстановление в Иисусе Христе падшего человечества, 4) христианская нравственность в личной жизни и 5) христианская нравственность в жизни семейной и общественной (4.С.655). Христианское нравственное учение рекомендовалось раскрывать на основе Слова Божьего и учения Православной Церкви, с привлечением данных общечеловеческого опыта и выводов науки. Рекомендовалось, если останется на это время, указывать на отличия православной морали от католической и протестантской и на превосходство православной (4. С.655). По проекту 1905 года изучение грамматики древних языков происходило в духовных училищах, а по плану Комиссии 1910 года, принятому за основу программы 1915 года, некоторые части греческой и латинской грамматик должны проходиться и в первом классе духовных семинарий. По этой программе было предусмотрено также чтение в подлиннике и разбор в первом и втором классах семинарии древне-классических, а в третьем и четвертом – древнехристианских авторов и греческих богослужебных песнопений. Целью преподавания этих языков программа ставила «научение воспитанников свободно и более или менее легко читать и понимать на латинском и греческом языках святоотеческие творения» (2.С.271). Программа предусматривала изменение методики преподавания. Акцент переносился с изучения подробностей грамматических форм и филологических тонкостей на практическое изучение языка.

http://bogoslov.ru/article/4327534

- Самарская духовная семинария - одно из тех учебных заведений Русской Православной Церкви, которое всегда старалось быть в авангарде тех духовных школ, которые откликаются на вызовы времени. Теперь, когда начат новый этап реформы духовного образования, предстоит разделение семинарий на четырехлетние и шестилетние, будете ли Вы стремиться к тому, чтобы в Самарской семинарии была создана магистратура, или считаете, что для региональных духовных школ достаточно бакалавриата? - Надо сказать, что СамПДС действительно стала центром духовной жизни епархии. Она помогает организовать масштабную работу по всем направлениям образовательной деятельности. И естественно, для меня семинария очень важна во всех отношениях. Учебный комитет РПЦ включил нашу СамПДС в проект магистратуры. Сегодня нас радует решение Президента РФ о введении государственного стандарта в области духовного образования. Думаю, это будет способствовать сближению духовного и светского образования. Мы получим аккредитацию и займем достойную нишу среди вузов. Это весьма важно для духовной жизни общества. Уверены, что такое решение поможет сориентировать нашу интеллигенцию на исконные христианские ценности, которые, к сожалению, во многом были утрачены, что негативно сказывается на состоянии общества. Мы видим, что происходит в Европе, отступившей от Христа. Честные ученые во Франции, Германии и других странах прямо говорят, что если Россия, особенно ее интеллигенция, возвратится к православной вере, то обеспечит полное свое возрождение. Наши соседи по европейскому дому предостерегают от ошибок, которые сами совершили. Сегодня даже такие международные институты как ПАСЕ и ЮНЕСКО понимают, что «христианские идеи достоинства, свободы и нравственности, в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом личной и общественной жизни». Поэтому христианские ценности сегодня востребованы во всем мире, это важно для его будущего. Мне бы хотелось, чтобы изучением нашего исторического наследия, святоотеческой православной традиции были проникнуты все учебные программы. Только тогда будет духовно и материально обустроено наше Отечество.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Совет Московской Духовной Академии избрал меня Почетным Членом оной и Святейший Синод утвердил избрание. Считаю долгом выразить искреннейшую мою благодарность Вашему Преосвященству и членам Совета, почтившим меня высоким званием Почетного Члена Академии. Быть, в звании Почетного Члена, приобщенным к Академии, в которой завершилось мое богословское образование и в которой я прослужил профессором почти 35 лет, для меня тем дороже, что я уже оставил профессорскую деятельность». Определили: Письмо хранить при делах Совета Академии. —317— XII. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 11 октября 1906 года за 2245: «В целях специальной осведомленности в текущей научно-богословской литературе, каковая осведомленность Центральному Управлению духовно-учебного ведомства необходима для должной полноты и обстоятельности ежегодно составляемого по ведомству всеподданнейшего отчета, Учебный Комитет сим имеет честь просить Совет Московской Духовной Академии на будущее время представлять в Комитет по одному печатному экземпляру всех одобряемых Советом научных исследований». Определили: Из представляемых лицами, ищущими в Академии степени доктора или магистра богословия, 60-ти экземпляров их диссертаций высылать на будущее время один экземпляр и в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. XIII. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 11 октября 1906 года за 2211: «Вследствие отношения, от 27 сентября сего года за 1199, Учебный Комитет имеет честь возвратить при сем в Совет Московской духовной Академии документы окончившего в текущем году курс кандидата Московской духовной Академии Николая Смирнова, оставленного Советом Московской Академии в качестве профессорского стипендиата при означенной Академии, а именно: диплом за 859, метрическую справку за 9092, свидетельство о приписке к призывному участку за 1514 и свидетельство о явке к исполнению воинской повинности за 2767, о получении каковых документов Совет Академии сообщить Учебному Комитету. Препровожденные же при отношении, от 27 Сентября сего года за 1199, документы кандидата Московской духовной Академии Наркисса Качоровского Комитетом получены».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Труды по Св. Писанию выразились в составлении им учебных руководств и пособий для семинарского курса. Сделавшись в 1869 г. преподавателем Св. Писания, о. Михаил Иванович вскоре же увидел, что эта важная отрасль семинарского курса нуждается в хорошем учебном руководстве, и с свойственной ему энергией и трудолюбием занялся составлением учебника для I класса семинарии. Плодом его четырехлетних занятий по Св. Писанию и было «Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева», удостоенное Учебным Комитетом при Св. Синоде полной премии (1000 р.) Преосвященного Макария, Митрополита Московского, и введенное в качестве учебного руководства во всех духовных семинариях. Составивши учебник для 1 класса семинарии, о. Михаил Иванович продолжил свою работу далее, подвергнувши внимательному изучению исторический отдел книг Св. Писания Ветхого Завета. Плодом этих занятий было появление в 1878 г. нового труда М.И., под названием «Обозрение исторических книг Ветхого Завета». Представленное на соискание премии Преосвященного Митрополита Макария «Обозрение» было признано Учебным Комитетом при Св. Синоде достойным полной премии (в 1000 р.), но, за неимением ее, удостоено половинной премии (в 500 р.), в качестве полной. Этот труд о. Михаила Ивановича точно так же, как и первый, был введен в качестве учебного руководства во всех семинариях и выдержал 2 издания. Не оставляя и по выходе с духовно-учебной службы занятий по Св. Писанию, о. Михаил Иванович в 1893 году представил на соискание премии Преосвященного Митрополита Макария новый труд в области Св. Писания, под названием: «Послания Апостольские и Апокалипсис, – истолковательное обозрение». Этот труд был удостоен половинной премии Преосвященного Макария в размере 500 р., и Учебным Комитетом при Св. Синоде одобрен в качестве полезного пособия для преподавателей и учеников Духовных семинарий. Последний труд его выдержал 2 издания. Насколько ценились труды его в области Св. Писания, можно видеть из того, что и по выходе его с духовно-учебной службы Учебный Комитет при Св. Синоде поручал ему рецензии нескольких сочинений, представляемых их авторами для соискания премии Митрополита Макария. Так в 1893 г., согласно определению Учебного Комитета, Обер-Прокурор Св. Синода поручил о. Михаилу Ивановичу рецензию сочинения кандидата Казанской Духовной Академии, священника Иакова Галахова , под заглавием: «Послание Св. Апостола Павла к Галатам». В 1895 г. Учебный Комитет поручил ему рецензию сочинения преподавателя Киевской духовной семинарии Сергея Кохомского , под названием: «Объяснение важнейших мест четвероевангелия» (по курсу V класса духовных семинарий). В 1897 г. тот же Учебный Комитет поручил ему рассмотрение сочинение преподавателя Вифанской духовной семинарии Ивана Николина , под заглавием: «Деяния Святых Апостолов, опыт историко-критического введения», Сергиев посад, 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010