Закрыть itemscope itemtype="" > В Русской Церкви появился новый доктор богословия Им стал известный «церковный власовец», профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов 22.10.2014 2363 Время на чтение 3 минуты 9 октября после окончания Божественной литургии в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии состоялся ежегодный торжественный Акт учебного заведения. Традиционное событие в жизни духовных школ, важное, торжественное, но рутинное. Но в этом году на торжественном акте произошло далеко не рутинное событие. Как сообщил сайт академии, в ходе актового дня состоялось вручение диплома доктора богословия и докторского креста заведующему кафедрой церковно-исторических дисциплин, профессору протоиерею Георгию Митрофанову. Тому самому протоиерею Георгию Митрофанову, который снискал скандальную известность не только в Церкви, но и в обществе своей апологией коллаборациониста, предателя генерала Власова, который с гордостью себя называл «церковным власовцем». Оказывается, ученая степень отцу протоиерею была присуждена решением Церковного Совета Русской Православной Церкви от 4 сентября 2013 года. А ходатайствовал о присуждении степени Учебный комитет РПЦ, поскольку отец Георгий, оказывается, защитил диссертацию на тему: «Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века». Что ж тема диссертации вполне соответствует мировоззренческой позиции протоиерея Георгия, который давно позиционирует себя как матерого антисоветчика и, видимо, в докторском сочинении дал волю своему разоблачительному пафосу. Хотя, нельзя не заметить, что тема для богословской диссертации выбрана довольно странная. Для защиты диссертации по политологии или по истории русской философской мысли тема звучит вполне убедительно, но при чем тут богословие? Впрочем, будем надеяться, что найдутся ученые мужи, которые изучат диссертацию новоиспеченного доктора богословия и дадут ей солидную научную оценку, хотя бы постфактум.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/22/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

прот. Владимир Сорокин Часть VIII. 1922–1930. Обновленческие образовательные учреждения 24 ноября 1923 года о. Николай был досрочно освобожден из тюрьмы, а 1 декабря 1923 года вновь получил возможность осуществлять свою пастырско-просветительскую деятельность. Теперь круг его занятий был значительно шире. 29 марта 1924 года он был назначен и. о. настоятеля Николо-Богоявленского собора: «16(29).III.1924. Да благословит Господь Бог миром и благополучием вступление в Морской Никольский собор протоиерея Николая Чукова на пользу Святой Православной Церкви» 367 , – такова была резолюция епископа Венедикта (Плотникова) на поданном о. Николаем согласии временно заместить должность настоятеля. К моменту возвращения о. Николая Чукова к церковной деятельности обновленцы имели немало сторонников, в Петрограде их позиции были сильны. Им принадлежал Казанский собор, многие крупные храмы города – Андреевский собор, Введенская церковь на Петроградской стороне, Матфеевская, Спасо-Сенновская, Смоленская кладбищенская и другие церкви. Вскоре после захвата власти в мае 1922 года руководство обновленцев начало деятельность по созданию духовно-учебных заведений. К обновленцам перешла пастырская школа в Вологде. Нередко обновленцы прибегали к помощи властей. Так 27 августа 1922 года Отдел внутреннего управления при Боровичском уездном исполнительном комитете Новгородской губернии в ответ на ходатайство Совета «коллектива Боровичского Троицкого собора» от 5 февраля 1922 года сообщил, что «Богословско-пастырская школа может быть разрешена под исключительной ответственностью Боровичской группы „Живая церковь “». Школа была открыта 19 ноября, а на следующий день начались занятия 368 . К 1924 году у обновленцев существовали пастырские школы в Курске, Воронеже, Новгороде, Ростове-на-Дону... На заседании пленума обновленческого Высшего Церковного Совета 8 августа 1923 года было решено образовать Учебный комитет под временным председательством епископа Дмитровского Георгия (Добронравова). Было постановлено вызвать для работы в комитете архиепископа Димитрия (Беликова), которому и предполагалось поручить заведование комитетом. Однако, Владыка Димитрий отказался войти в какие-либо отношения с обновленцами, и председателем Учебного комитета стал епископ Георгий (Добронравов). В состав Учебного комитета вошли архиепископ Крутицкий Александр Введенский , прот. Павел Красотин, проф. Ю. Ф. Геккер. Официальным органом Учебного комитета стал журнал «Христианин» (вышло всего два номера). Отметим, что на первой странице в качестве эпиграфа был помещен текст 13 статьи Конституции РСФСР: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В обновленчество уклонились многие видные богословы и профессора старых духовных академий, что позволило обновленцам открыть несколько духовных школ. Финансовая помощь была получена из США.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время молчати, время и глаголати. В 1887 году мы издали исследование о 50-й главе Кормчей книги, как историческом и практическом источнике русского брачного права. В конце введения к этому труду мы высказали желание, чтобы он, по важности и трудности решаемых в нём вопросов, подвергся такому же обстоятельному критическому разбору, какой представили мы на книгу проф. М. Н. Горчакова, предупредившего нас своим учёным исследованием о том же самом предмете. 1 Мы ждали разбора строгого, но справедливого и основательного, который показывал бы в нашем критике «и знание дела и добросовестное отношение к нему» (стр. 7). Таким способом, т. е. посредством обмена мыслей и знаний с людьми сведущими, мы надеялись проверить свои основные положения и общие выводы хотя бы только по важнейшим вопросам, разрешаемым в нашей книге. Но повода к такой проверке не предоставлялось ни в одном из немалого числа отзывов о нашем труде (говоря вообще, сочувственных), появившихся в разных органах периодической печати, духовной и светской 2 . Чтобы получить желаемый нами, т.е. подробный и серьёзный разбор нашей книги, – и притом не только с церковно-юридической, но и с чисто-богословской (догматической) точки зрения, – мы два года тому назад подали её в духовно-учебный комитет при Св. Синоде на соискание премии покойного митрополита Московского Макария . Премия формально присуждена была по отзыву, составленному профессором церковного права в Киевской духовной академии г. Лашкарёвым 3 . Но мы крепко убеждены том, что учебный комитет, удостоивший нас премии в посредствующей инстанции, руководился в этом деле исключительно своим собственным суждением о нашей книге, а отнюдь не отзывом об ней г. Лашкарёва. Ибо этот отзыв в сущности есть извет, логический смысл которого может быть выражен только в виде следующего уступительного периода: хотя книга проф. Павлова преисполнена разных инославных «католических и протестантских тенденций»; хотя в ней высказываются такие догматические новшества, какие не решались высказывать «даже древнии раскольники», однако она, в виду некоторых заслуг автора в решении вопроса об источниках 50-й главы Кормчей, может быть удостоена премии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В Москве открылся VI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» Москва, 2 ноября 2009 г. Открытие детской и внеконкурсной программы VI международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» состоялось 1 ноября в Киноцентре на Красной Пресне, сообщает Благовест-инфо . Кинофорум, на котором будет представлено более 250 фильмов, соответствующих девизу «Доброе кино возвращается», пройдет в Москве в дни школьных каникул, с 1 по 10 ноября. В это время все свои залы предоставляет фестивалю Киноцентр на Красной Пресне. Торжественное открытие конкурсной программы фестиваля состоится 4 ноября. Духовным попечителем фестиваля является Святейший Патриарх Кирилл. Кинофорум проходит под патронатом супруги президента Российской Федерации Светланы Медведевой, председателя Попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006–2010 гг.)», президента Фонда социально-культурных инициатив. Организаторами кинофестиваля стали: министерство культуры РФ (с 2008 года фестиваль является государственным проектом в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006–2011 гг.»), Учебный комитет Русской Православной Церкви, Правительство Москвы, Фонд социально-культурных инициатив, Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений и другие учреждения. Открытию фестиваля предшествовала пресс-конференция, во время которой организаторы рассказали прессе о задачах и особенностях кинофорума. Однако прежде чем начать встречу с журналистами, представитель Оргкомитета фестиваля, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений игумен Киприан (Ященко) окропил все зрительные залы Киноцентра святой водой. Тем самым он предварил один их первых предсказуемых вопросов: стоит ли проводить столь массовые мероприятия для детей в период эпидемии гриппа? О. Киприан уверен, что все участники и зрители кинофестиваля останутся здоровы. «Мы все здесь окропили, дабы никакие гриппы были нестрашны», -- оптимистично ответил он.

http://pravoslavie.ru/32510.html

В Москве пройдет онлайн-конференция «Духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения России» 19 мая 2007 г. 10:33 22 мая в РИА «Новости» пройдет онлайн-конференция руководства целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Каково духовно-нравственное состояние детей и молодежи России? Почему на стыке двух тысячелетий Россия оказалась перед лицом жесточайшего демографического кризиса? Как противостоять духовной агрессии и восстановить в молодежной среде традиционные духовно-нравственные ценности? Каково отношение самой молодежи к нравственному образу жизни? Как защитить наших детей от духовного распада? Существуют ли эффективные механизмы восстановления духовного здоровья молодежи и каковы они? На вопросы пользователей Интернета ответит иеромонах Киприан (Ященко), руководитель целевой комплексной Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», ректор Института экспертизы образовательных программы и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидат педагогических наук. В ходе онлайн-конференции будет также официально открыт сайт Программы: www.dnkrus.ru . Программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» разработана силами Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и работает в России с 2006 года. При создании Программы поддержку оказали: Администрация Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российская академия образования, Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ряд образовательных и научных учреждений, представители ряда епархий, общественных и творческих объединений. Главная цель Программы — противодействие духовно-нравственной деградации населения России и самой уязвимой его части — детей и молодежи путем добавления в образовательную и просветительскую работу среди молодежи духовно-нравственного компонента.

http://patriarchia.ru/db/text/245432.htm...

29 июня 2012 г. 1 февраля 2012 - 1 февраля 2013. Прием заявок на соискание Макарьевской премии. Москва Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, историка, богослова, автора многотомной " Истории Русской Церкви " объявляет о приеме научных работ на конкурс 2011/2012 годов. Условия Конкурса К Макариевскому конкурсу допускаются научные труды или публикации новооткрытых исторических источников, изданные в течение 2010-2013 годов или выполненные в машинописном виде (в том числе компьютерный набор) по пяти номинациям: 1. История Православной Церкви – собственно история Церкви; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права; история межцерковных связей. 2. История России – начиная с истории Древней Руси; история российской государственности; военная и дипломатическая история России; история русско-славянских связей; история духовной культуры народов России; государственные деятели России. 3. История Москвы и историческое краеведение – история Москвы, в связи с историей России; история города; история Московских улиц, зданий, памятников; биографии деятелей Москвы в связи с историей города. Историческое и церковное краеведение. 4. История православных стран и народов – история страны, духовно-культурные традиции, опыт исследования памятников христианской агиологии, связи с другими Православными Церквами, деятели Церкви. 5. Учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из существующих номинаций. Представляемые на соискание труды должны быть на русском языке, в двух идентичных экземплярах, в переплетенном виде и с приложением анкетных данных об авторе. К соисканию не допускаются коллективные труды. Соискателем может стать только ныне здравствующий российский или зарубежный автор. Прием сочинений на конкурс осуществляется по рекомендации: правом выдвижения работ на соискание премий обладают Ученые и Научные советы институтов РАН, академики и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-исследовательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице Премьера и его заместителей, а также руководителей Департаментов и комитетов; Учебный комитет Московской Патриархии; Научно-церковный центр " Православная энциклопедия " ; по благословению и рекомендации правящих архиереев Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, лауреаты Макариевской премии по своей номинации.

http://e-vestnik.ru/db/1_fevralya_2012_5...

В июле в большинстве высших учебных заведениях Русской Православной Церкви работают приемные комиссии. Почему важно духовное образование и чем оно отличается от светского в интервью изданию «Православная Москва» рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. — Отец Максим, Вы являетесь первым заместителем председателя Учебного комитета при Священном Синоде. Каковы основные задачи Учебного комитета?Учебный комитет призван координировать ту часть образовательной деятельности нашей Церкви, которая связана с подготовкой духовенства, а также сотрудников наших образовательных учреждений, церковных тружеников Синодальных и епархиальных отделов и т.д. — Сейчас в России кризис образования. Касается ли этот кризис высшей православной школы? И если да, то в чем он выражается? — Безусловно. Преподавая в московских духовных школах более четверти века, я не могу с прискорбием не видеть, как, особенно в последние десять-двенадцать лет, наблюдается постоянный процесс снижения качества знаний у поступающих. За нулевой курс мы стараемся выровнять хотя бы какие-то очевидные изъяны, поэтому прием осуществляется двумя способами. Примерно четверть поступает сразу на первый курс бакалавриата, а три четверти (увы, такие цифры) должны отучиться на подготовительном курсе и только после этого могут быть приняты. — Идеальная высшая школа. Какая она должна быть? — Сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания — вот что в идеале хотелось бы видеть в наших духовных школах. Православные высшие учебные заведения по определению должны не только образовывать, но и воспитывать. — Существует строгое указание, что священники должны иметь духовное образование(Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. п. 15). При этом иногда выпускники духовной школы говорят, что большая часть изучаемого в семинарии остается невостребованной в пастырской деятельности... — В каком смысле эти знания остаются невостребованными? В том смысле, что если ты ощущаешь себя лишь требным исполнителем, то, конечно, постараешься забыть латынь и греческий как можно скорее. А заодно и патрологию. Ведь для того чтобы служить панихиду и собирать с канона приношения прихожан, не очень нужно знание святых отцов. Но разве мы хотим видеть таких священников, которые функционально умеют совершать действие, но больше ничем — ни духовно, ни интеллектуально — не могут откликнуться на нужды прихожан?

http://pravoslavie.ru/72504.html

Продолжается прием научных работ на конкурс Фонда памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 31 августа 2006 г. 13:42 Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) продолжает прием научных работ на конкурс 2006/2007 годов. К Макарьевскому конкурсу допускаются научные труды или публикации новооткрытых исторических источников, изданные в течение 2004 — 2006 годов или выполненные в машинописном виде (в том числе компьютерный набор), по четырем номинациям: 1. История Православной Церкви — собственно история Церкви; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права; история межцерковных связей. 2. История России — история Древней Руси и русских княжеств XII—XIV вв.; история российской государственности; военная и дипломатическая история России; история русско-славянских связей; история духовной культуры славянских народов России; государственные деятели России. 3. История Москвы — ее история в связи с историей России; история города; история московских улиц, зданий, памятников; биографии деятелей Москвы в связи с историей города; история изучения Москвы. 4. История православных стран и народов — история  страны, духовно-культурные традиции, опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии, связи с другими Православными Церквями, деятели Церкви. 5. В одной из перечисленных номинаций  допускается участие в конкурсе и награждение выдающегося учебного пособия, представляющего вклад в науку. Представляемые на соискание труды должны быть на русском языке, в двух идентичных экземплярах, в переплетенном виде. К соисканию не допускаются коллективные труды. Соискателем может стать только ныне здравствующий российский или зарубежный автор. Ранее представленные на конкурсы труды повторно не рассматриваются. Прием сочинений на конкурс осуществляется по рекомендации: правом выдвижения работ на соискание премий обладают Ученые и Научные советы институтов РАН, академики и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-исследовательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице премьера и его заместителей, а также руководителей департаментов и комитетов; Учебный комитет Московской Патриархии ; Научно-церковный центр «Православная энциклопедия»; по благословению и рекомендации правящих архиереев Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, лауреаты Макариевской премии по своей номинации.

http://patriarchia.ru/db/text/137420.htm...

Архиепископ Верейский Евгений: «Уровень духовного образования существенно повысился» 23 июня 2008 г. 14:00 Интервью председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения официальному сайту Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2008 г. www.sobor2008.ru . — Ваше Высокопреосвященство, Вы с 1994 года возглавляете Учебный комитет Русской Православной Церкви, а с 1995 года являетесь ректором старейшей духовной школы Московского Патриархата — Московской духовной академии. Как Вы можете охарактеризовать развитие духовного образования в Русской Церкви за истекший с последнего Архиерейского Собора период? — За межсоборный период было открыто 10 семинарий и 4 училища, так что на настоящий момент в систему духовного образования в России входят 5 духовных академий, 2 университета, 2 института, 40 семинарий и 39 училищ, не считая различных пастырских курсов, иконописных и регентских школ. Выросло число учащих и учащихся в духовных школах. Важным фактором в развитии духовного образования стало завершение перехода Московской и Санкт-Петербургской академии, а также значительного числа семинарий на реформированные программы. Так, в 2006 году Московская духовная академия выпустила последний дореформенный курс и первый курс, учившийся по трехлетним, реформированным программам. В ходе реформы были разработаны новые академические курсы и спецкурсы, повышены требования к кандидатским работам выпускников. На уровне семинарий был закреплен, порой скорректирован, опыт первых лет пореформенной деятельности. В целом можно сказать, что уровень духовного образования существенно повысился, теперь необходимо оттачивать отдельные аспекты сложившейся после реформы духовно-образовательной системы. — Согласно принятой в 2007 году Священным Синодом Концепции духовного образования, «Духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви». В чем конкретно состоит деятельность Учебного комитета?

http://patriarchia.ru/db/text/425805.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010