Протоиерей Павел Самойленко, войсковой священник ВКО «Терское казачье войско», доложил членам Коллегии о своей работе как казачьего духовника и как руководителя отдела по взаимодействию с казачеством Ставропольской епархии . Казачьи духовники и казаки участвуют в семинарах и конференциях, посвященных духовно-нравственному воспитанию. Отдел, возглавляемый отцом Павлом, в соработничестве с Синодальным комитетом способствовал направлению романа В.П. Бутенко в Московскую Патриархию для участия литературном конкурсе «Просвещение через книгу». «В номинации " Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству " в число победителей попал роман нашего земляка, известного писателя Владимира Бутенко " Державы верные сыны " . В нем описаны события 1774 года, когда на защиту Отечества от войск крымского хана, вассала турецкого султана, поднимаются терские казаки. В сражении на речке Калалы и при обороне Наур-городка они наголову разбили десятикратно превосходящие силы противника. Кроме того, сотрудники отдела много потрудились над созданием сборника очерков по истории Ставропольской митрополии», — рассказал священник. Состоялись выступления и обмен мнениями по вопросам координации войсковых священников и руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, а также по результатам проведения регионального этапа казачьего направления Международных Рождественских чтений в епархиях, находящихся на территории 11 ВКО. О программе казачьего направления чтений в Москве в период с 28 по 30 января 2019 года подробно рассказала руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета И.А. Котина. Она напомнила присутствующим, что по благословению Святепйшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный комитет и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации разработали курс «Православные истоки казачества» для слушателей воскресных школах. Курс проходит апробацию в епархиях Русской Православной Церкви, и войсковые священники могут использовать новый учебный материал в своей деятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5312431...

священник Александр Волков 3 июня 2021 г. 16:00 В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-bepcuя. священник Александр Волков 24 мая 2021 г. 14:00 В мае этого года Ханты-Мансийской епархии исполняется десять лет. И хотя Югра больше известна как газонефтяная житница России, регион развивается не только экономически, но культурно и духовно. Наряду со строительством жилых домов здесь возводятся новые храмы, растет число прихожан, реализуются новые подходы в православном образовании, а число священнослужителей за десять лет увеличилось в три раза. Как развивается Православие в суровом нефтяном крае, какие тенденции в жизни духовенства тревожат правящего архиерея и какого священника в наши дни можно назвать идеальным — об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 7 мая 2021 г. 19:00 Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает те главные задачи, которые сегодня ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/interviews/page/5/

Дальше, но не намного ушло вперед и изучение ряда вопросов высшего церковного управления, например, в области управления духовными учебными заведениями. Плохо и довольно фрагментарно (чаще всего не специально, а «по случаю») исследована как в целом история духовного образования России второй половины XIX — начала XX вв., так и в частности история деятельности Учебного комитета Св. Синода. Тем не менее, в последние годы появились исследования, основанные на изучении материалов ревизий из фонда 802 РГИА (Учебный комитет Св. Синода). Так, в работе Н.К. Гуркиной рассмотрены материалы ревизий духовных учебных заведений Олонецкой епархии, производимых в начале XX века. Работа содержит ряд очень ценных замечаний и обобщений как источниковедческого, так и конкретно-исторического характера. Сравнительно-исторических исследований на материалах разных епархий пока не проводилось. В свою очередь, нам удалось проработать архивное дело из фонда Учебного комитета Св. Синода «По отчетам статского советника Савваитского о ревизии им в 1904 — 1905 учебном году учебных заведений Саратовской епархии». Дело сложное по составу, но четко разделено на две части: в первой объединены отчеты ревизора М.И. Савваитского и документы об их представлении в Учебный комитет, во второй — сведения о воспитанниках, в том числе и об организовавших в 1904 г. ноябрьские волнения в Саратовской духовной семинарии и уволенных из нее по окончании ревизии («первая категория»), их списки, а также делопроизводство о представлении в комитет документов о волнениях. Подобный состав является отличительной особенностью изучаемого дела (включение данных о воспитанниках обычно не предусматривалось в материалах ревизий). Хронология документов в деле: с 8 января по 22 июля 1905 г. Прежде всего стоит сказать пару слов о самом ревизоре. Михаил Иванович Савваитский (1861 — ок. 1932), будучи сыном провинциального диакона Владимирской епархии, сделал потрясающую карьеру по линии духовного ведомства. Окончив Владимирскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, он не принял священного сана, а стал служить на духовно-учебном поприще: преподавателем Холмской семинарии; инспектором, а затем ректором Могилевской семинарии. С 1901 г. Савваитский вошел в состав Учебного комитета Св. Синода, а чуть позже стал правителем дел в этом учреждении. Имел ученую степень магистра богословия, был автором ряда богословских трудов. После революции работал как библиограф и библиотекарь. Итак, мы видим, что ревизовать Саратовскую семинарию в 1904 г. приехал весьма компетентный человек, ученый-богослов, педагог-практик, чиновник в ранге статского советника.

http://bogoslov.ru/article/355527

В целом можно сказать, что уровень духовного образования существенно повысился, теперь необходимо оттачивать отдельные аспекты сложившейся после реформы духовно-образовательной системы. - Согласно принятой в 2007 году Священным Синодом Концепции духовного образования, «Духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви». В чем конкретно состоит деятельность Учебного комитета? - Представители Учебного комитета инспектируют существующие духовные заведения, а также представляют свои заключения об открытии новых учебных заведений или о преобразовании училищ в семинарии. На основании результатов инспекций и заключений Учебного комитета Священный Синод принимает соответствующие решения. В обязанности Учебного комитета входит координация обсуждения руководством духовных академий и семинарий насущных вопросов развития научной и учебной работы духовных учебных заведений. За истекший период неоднократно проводились совещания ректоров и представителей академий и семинарий, в ходе которых были выработаны, например, основные принципы, касающиеся совершенствования учебных планов и программ, создания церковных образовательных стандартов. Учебно-методическая и научно-методическая деятельность является неотъемлемой и важнейшей обязанностью Учебного комитета. В частности, за межсоборный период Учебным комитетом, преимущественно на базе Московской духовной академии, была проведена серия методических семинаров, каждый из которых был посвящен одному из предметов, преподаваемых в духовных учебных заведениях. По итогам каждого семинара, ставшего для педагогов местом встречи и обмена опытом, были выработаны практические рекомендации по совершенствованию учебного процесса. Отдельный семинар собрал проректоров по воспитательской работе, и был посвящен вопросам духовного воспитания учащихся. Кроме того, Учебный комитет провел ряд научных семинаров и конференций, либо самостоятельно, либо выступая в качестве соорганизатора совместно с такими учреждениями, как Институт всеобщей истории РАН, Московский государственный университет и другие.

http://bogoslov.ru/event/305041

— Вы преподаете православную аскетику, поэтому лично немало общаетесь с семинаристами. Что их отличает от студентов светских вузов? — Опять же вопрос, кем он собирается быть. Само по себе образование в семинарии это двуединый процесс — не только получение суммы знаний, но и духовно-нравственное воспитание. Будущий священник, окончив семинарию, должен передавать не только знания, но, самое главное, свой духовный опыт. Конечно, православный человек может быть и в светской среде, но в данном случае в семинарии он готовится на конкретное служение по спасению своей будущей паствы. Он не только должен спасаться сам, но и быть подготовлен спасать других. — Вы упомянули интернет. Данное средство коммуникации — это благо или зло для священнослужителей? — Нож — благо или зло? Атомная энергия — благо или зло? Когда это бомба, то атом — страшная вещь. Но когда его используют в мирных целях, то это огромное благо. Также и электроэнергия, и тепло, и свет. Поэтому интернет — это как обоюдоострый нож. Важно воспитать человека так, чтобы он понимал: пользуясь интернетом, можно получить огромное облегчение в работе, но переступать грань нельзя. Переступив, он погружается в грязь, в болото, которое может его затянуть. Это касается не только интернета, но и телевидения, печатной прессы, книг. Человек сам выбирает, что ему читать, а что не стоит. С телевидением сложнее: даже маленькие дети, переключая каналы, невольно попадают в поле негативного влияния. — Тяжело совмещать должности ректора духовной семинарии и академии и председателя Учебного комитета при Священном Синоде? Может быть, стоит сосредоточиться на чем-то одном? — Московская православная духовная академия — одно юридическое лицо. Ее подразделениями являются непосредственно академия, семинария, а также регентская и иконописная школы. В общей сложности четыре подразделения. Учебный комитет объединяет все учебные заведения, основная задача которых — подготовка будущих священников. Естественно, совмещение нескольких должностей — это дополнительная нагрузка. Однако глобальные стратегические задачи Учебный комитет выполняет как раз с помощью академий, поэтому в этом случае совмещение является преимуществом.

http://patriarchia.ru/db/text/1326279.ht...

11 . Обер-Прокурор Св. Синода, есть блюститель за исполнением законных постановлений по духовному ведомству (II. C. II. и Р. по вед. прав. исп. т. II 680). Он представляет доклады Св. Синода Государю Императору и объявляет Св. Синоду повеления Высочайшей власти; имеет также полномочие объявлять словесно Высочайшие указы, с ограничением по 66 ст. Госуд. Зак. (Осн. Гос. Зак. ст. 55 прим. 1). В качестве помощника при Обер-Прокуроре Св. Синода состоит его товарищ. 12 . Обер-Прокурор Св. Синода по делам духовного ведомства сносится со всеми центральными государственными учреждениями и представителями сих учреждений, кроме Правит. Сената; он же приглашается в Государственный Совет и комитет министров для потребных объяснений по делам ведомства Св. Синода (т. I Учрежд. Мин. ст. 5). Обер-Прокурор имеет свою канцелярию и заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями. Глава II. Вспомогательные органы Св. Синода по управлению а) Учебный комитет, комитет этот учрежден для обсуждения, подлежащих разрешению Главного Духовного Управления вопросов по учебно-педагогической части, и для наблюдения, посредством ревизий, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях. (II. С. З. 14 мая 1867 года, 44570 ук. Св. Син. 26 мая 22). б) Хозяйственное управление непосредственно заведует всеми суммами и имуществами, в особом ведении Св. Синода состоящими, и хозяйственными по оным распоряжениями, также суммам из государственного казначейства на духовное ведомство отпускаемыми (II. С. З. 1 марта 1839 г. 12069). в) Контроль при Св. Синоде заведует ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных капиталов, состоящих в заведывании Св. Синода (II. С. З. 12 июня 1834 г. 7178; т. VIII, ч. II. Счет. уст. мест. подв. Св. Син. прим. к ст. 7 по прод. 1876 г.). г) Училищный Совет учрежден с Высочайшего соизволения 19 января 1885 г. для наилучшего устройства церковно-приходских школ и школ грамоты. (Высоч. утвержд. полож. 26 февр. 1896 г.) д) Московская Синодальная Контора, заведует Московским Синодальным домом, Синодальным Большим Успенским Собором, Синодальною двенадцати апостолов церковью и Ставропигиальными монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же " Московскому комсомольцу " пришлось бы в этом случае против своей воли свидетельствовать и о выработке под руководством митрополита Кирилла фундаментальных и не имеющих аналогов в православном мире " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " (2000 год), и о разработке им идеологии христианского измерения принципа прав и свобод человека, соотношения традиционных и либеральных ценностей в контексте современной цивилизации (1999-2006 годы), и о постоянной заботе об утверждении Православия русской традиции по всему миру, а также о многих других его трудах и свершениях. А ведь только перечисленного было бы довольно, чтобы вписать свое имя в историю Православия и мирового христианства. С.Бычков утверждает далее, что " Издательский и Учебный отделы " Русской Церкви " были разгромлены " лично митрополитом Кириллом в начале 90-х годов. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что и Издательский Совет, и Учебный комитет – общецерковные структуры, подотчетные в своей деятельности Священному Синоду, который является, во-первых, органом коллегиального управления, а во-вторых, неизменно осуществляет свою работу под председательством Святейшего Патриарха. Так что фантастические россказни про митрополичий " огонь по штабам " в масштабах Московского Патриархата – это, по-видимому, печальное следствие чтения Бычковым на ночь книжек про хунвейбинов. " В 1992 году произошел раскол на Украине, который до сих пор не только не уврачеван, но продолжает углубляться " , – пишет С.Бычков, по обыкновению обвиняя во всем митрополита Кирилла. Если обозреватель " Московского комсомольца " не местный и находится здесь проездом из Гонолулу в Тимбукту, то охотно поделюсь с ним сведениями, которыми у нас располагает всякий. Дело в том, что, в отличие от впечатления, которое, кажется, сложилось у обозревателя " Московского комсомольца " , на самом деле митрополит Кирилл не ставил свою подпись под Беловежскими соглашениями, а впоследствии не избирался и Президентом Украины. Ибо церковный раскол на Украине, произошедший вслед за распадом СССР и образованием новых независимых государств на постсоветском пространстве, имел прежде всего местную политическую подоплеку. Этот раскол среди православных спровоцировала и доныне подогревает украинская националистическая элита, стремящаяся обзавестись собственной " незалэжной церквой " как вожделенным атрибутом своей подростковой государственности, а также окончательно развести в духовно-историческом пространстве единоверные народы Украины и России.

http://religare.ru/2_35501.html

В то время это был инспектор Духовных школ. Он был из староверов и во всем придерживался традиционно-консервативных взглядов, а в то время обсуждался вопрос о том, чтобы в Духовных школах возрождать институт монашества в качестве духовно руководящей силы, в том плане, чтобы ректором и инспектором были монахи: ректор-епископ, инспектор тоже из монашествующих. И Лев Николаевич, будучи мирянином, испугался. Когда в Академии стали появляться те или иные монахи, которых Учебный комитет специально назначал с вполне определенными перспективами, они почему-то стали попадать в какие-то некрасивые истории, и их вынуждены были убирать отсюда. Так было, например, с епископом Михаилом (Чубом), который в свое время преподавал здесь, а потом уехал в Тамбов. Был еще монах из Иванова, от которого Парийский тоже избавился. Или архимандрит Павел (Голышев), которого тоже полили какой-то неправдой, и он тоже был вынужден уехать. Потом был отец Петр Гнедич, хороший человек, интеллигентный, но одинокий. Стали двигать, хотели поставить инспектором. Парийский и его «зарезал». И вот Владыка Никодим мне и говорит: «Смотрите, скольких холостяков он уже убрал. Не думаете ли, что таким же образом может обойтись и с Вами?» И мне пришлось согласиться. Конечно, когда он мне так Парийского нарисовал, я понял, что мне деваться некуда. В Троице-Сергиевой Лавре меня постригли в монашество, Владыка Никодим сам присутствовал. И я поехал в Иерусалим — это было в марте 1962 года - как заместитель начальника Русской Духовной Миссии. Там я какое-то время пожил, послужил, а летом начались международные заседания. Владыка уже тогда имел на меня виды, знакомил, вводил в курс дел. Мы ездили с ним в Париж на заседание ВСЦ, потом в Боссэ (Швейцария), там жили неделю-другую, чтобы познакомиться с наиболее известными деятелями. Когда мы приехали в Москву, он говорит: «Пока никуда не уезжайте, живите здесь, занимайтесь, чем хотите, служите в Лавре». А у меня брат в Москве жил, так что в плане жилья было удобно. И хоть я никак не мог понять, зачем ему нужен, конечно, я послушался.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-03/9...

Начал печатать в «Христианском чтении» свой труд задолго до его окончания, едва доведя его до половины и далеко не вполне его обработав. Виновником такой поспешности был, главным образом, о. протопресвитер И.Л. Янышев. Он всячески торопил меня, опасаясь, чтобы я не отложил своей работы или не затянул ее в бесконечность, рассчитывая, что если труд мой начнется печатанием, то поневоле придется продолжать его и закончить. Хотя всякий, знающий мою способность втягиваться в работу и не отставать от нее, должен был бы спокойно выжидать и не торопить меня; знал я и сам себя с этой стороны и все-таки невольно поддался сторонним внушениям. В результате оказалось, что первая половина моего труда требовала бы значительной переработки, не по существу впрочем, а по изложению и некоторым изменениям в плане. Многое как вышло первоначально из-под моего пера, так и осталось в том же виде. Как бы то ни было, труд мой в 1902 г. закончен и вышел отдельным изданием (330 стр). В окончательном результате относительно святоотеческого учения о благодати Божией получилось то же самое, что и относительно учения о таинствах, то есть что понятие благодати было у древних святых отцов сначала такое же широкоеи не строго определенное, как и понятие «таинства», и потом, постепенно суживаясь, получило наконец тот точно определенный объем, с каким оно является в наше время, пройдя период пелагианских и полупелагианских споров и западно-схоластического развития. В конце сочинения, после свода святоотеческого учения о благодати и человеческой свободе воли, получилась святоотеческая формула, выражающая учение православной Церкви о процессе нашего спасения, в отличие от инославных о том учений. В заключение приведено несколько замечаний относительно того, какое огромное значение имеет уяснение святоотеческих воззрений на данный предмет для правильного понимания и освещения всех западных споров, начиная с блаж. Августина и пелагиан, теорий средневековых схоластиков и, наконец, сотериологического учения нынешнего римского богословия и протестантского. По мере напечатания в «Христианском чтении», и в особенности по выходе в 1902 г. отдельного издания моего труда, послышались и устные, появились и печатные очень одобрительные о нем отзывы. В особенности лестную и обстоятельную рецензию дал в «Церковных ведомостях» (1902, 46) их редактор и председатель Духовно-учебного комитета при Св. Синоде, протоиерей П. А. Смирнов , некогда очень даровитый и очень уважаемый бакалавр Московской академии по той же кафедре церковной археологии, которую занимал и я в той же академии 477 . В виду таких отзывов я дерзнул даже представить свое сочинение в Учебный комитет на соискание премии митрополита Макария. По рассмотрении оно удостоено полной премии в 1000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Ныне Издательский Совет начинает новую жизнь, и мы надеемся, что он оправдает надежды, которые на него возложены. А поскольку это Совет, то было принято решение создать в первую очередь совет. У нас вообще происходит путаница между понятиями “аппарат”, “секретариат” и “совет”. У нас есть Учебный комитет, но на самом деле комитета нет, а есть аппарат сотрудников, работающих при Учебном комитете. Я вспоминаю, что в своё время Отдел внешних церковных сношений тоже был органом с коллегиальным управлением: было понятие “отдел” и было понятие “член отдела”, и не каждый сотрудник отдела был членом отдела. Эта коллегия, к сожалению, по разным причинам не могла функционировать как коллегия, но сама идея была такая же, как у совета. Я думаю, что постепенно мы будем возрождать идею коллегиального управления Синодальными учреждениями. Это очень важно, так как это способ распределения ответственности и одновременно вовлечения большого количества людей в процесс принятия важных для Церкви решений. В конце концов, переводя на язык Церкви, это есть усиление соборности, соборного начала в жизни Церкви. Перед нами стоит задача дать людям книгу, в которой они могли бы найти ответ на насущные вопросы духовной жизни, при этом написанную современным, понятным языком, и в том числе книгу художественную, поскольку именно через литературно-ху­до­жественные образы лучше всего воспринимаются духовно-нрав­ст­венные понятия. Мы очень нуждаемся в хорошей, высококачественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле. Нам нужна продукция, способствующая формированию православного самосознания человека, нужны достойные образцы проповеди, катехизаторские книги, исторические издания, хорошие учебники для наших учебных заведений и многое другое, чего сегодня, к сожалению, нет в достаточном количестве и на должном уровне — за исключением отдельных книг, которые сразу же приобретают большую известность и хорошо распространяются. О том, как решить стоящие перед нами задачи, мы и должны сегодня с вами поговорить.

http://pravmir.ru/vyistuplenie-na-zaseda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010