«Наши духовно-учебные заведения, - писал владыка в своей «Записке о реформе духовно-учебных заведений», - имеют своей задачей осуществление цели по преимуществу воспитательной и притом строго определенной: воспитание в духе религиозно-нравственном, духовная школа должна готовить для Церкви пастырей. Весь стой жизни этих учебных заведений, вся ее атмосфера должна быть проникнута тем духом и настроением, которые они должны привить своим питомцам, и самые воспитательные приемы и самая жизнь этих учебных заведений должна непременно обеспечить выработку в своих питомцах того настроения, которое необходимо для пастыря-работника на благо христианской Церкви». Однако в годы первой русской революции он с тревогой наблюдал, как в семинариях и академиях под давлением многочисленных студенческих выступлений стали делать все больше уступок в сторону светскости образования, которые на практике только затрудняли общий процесс формирования будущих русских пастырей. Да и сами учащиеся в такой школе начинали еще больше тяготиться все увеличивающимся разрывом между изучаемыми светскими и церковными предметами, схоластическими учебниками по богословию и даже своим предназначением к приходской жизни. Вся обстановка такой церковной школы не отвечала их внутренним потребностям и даже входила в конфликт со знакомой им с детства церковной жизнью. Именно поэтому в их душах все больше назревал протест, ловко раздуваемый партийными товарищами в открытый бунт против всей системы образования. Среди главных недостатков духовной школы того времени была ее излишняя замкнутость в сословных рамках. Если учесть то обстоятельство, что не только министерство образования своим циркуляром запрещала принимать поповичей в светские учебные заведения, но и Учебный комитет при Святейшем Синоде сильно ограничивал поступление представителей иных сословий в свои школы, то станет понятным, почему бастовали дети священников и отказывались учиться. Духовные школы всех ступеней вынуждено преследовали двойную цель – дать среднее или высшее образование и подготовить своих учащихся к пастырству. Однако те воспитанники, которые не хотели служить по духовному ведомству, естественно предпринимали любые попытки, чтобы избежать пастырского направления в своей жизни. Это и было главной причиной революционных беспорядков в духовных школах в самом начале ХХ века.

http://pravoslavie.ru/752.html

11 тыс. дел, по к-рым составлялось более 3500 протоколов и ок. 3800 журнальных статей. Часть дел выносилась на рассмотрение присутствия Синода. По делам, не рассматривавшимся Синодом, составлялся журнал, к-рый начинался так: «За небытием сего числа заседания в Святейшем Правительствующем Синоде, членам его докладывано в домах» ( Алексеева. 2006. С. 66), иными словами, и в этом случае решение выносилось не без хотя бы формального ведения членов Синода. Помимо журналов и протоколов, в к-рые вносились постановления Синода, существовали др. виды делопроизводственных материалов, проходивших через К. С. С. Законодательные акты по ведомству правосл. исповедания имели вид именных указов императора и Высочайших повелений, из Синода исходили определения, облеченные также в форму актов верховной власти: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказал...» Синод через свою канцелярию рассылал епархиальным архиереям, духовным консисториям и др. подчиненным учреждениям (в синодальные конторы в Москве и Тифлисе, в учебный комитет, хозяйственное управление, контроль при Синоде, духовно-училищный совет, типографскую контору, в ставропигиальные мон-ри, духовные академии и т. д.) циркулярные или адресные указы, инструкции, приказы и выписки. С министерствами и др. высшими гос. учреждениями, кроме Сената, Синод сообщался через обер-прокурора. К императору Синод обращался посредством всеподданнейших докладов, докладных записок и представлений обер-прокурора. Обер-прокурор направлял в присутствие Синода предложения, из подчиненных учреждений в Синод через его канцелярию поступали представления, рапорты, донесения, отчеты, докладные записки и отзывы. Тексты документов, адресованных Синоду, начинались с общего титула: «Ваше Святейшество Святейший Синод». Деятельность К. С. С. прекратилась с упразднением Синода в янв. 1918 г., последовавшим после введения Патриаршества и избрания свт. Тихона Патриархом Московским и всея России, учреждения и формирования новых органов высшей церковной власти - Свящ.

http://pravenc.ru/text/1470301.html

Нужно впрочем оговориться, что и настоящий критический труд проф. Бердникова относится не ко всему составу нашего трактата о духовном росте, а только к некоторым отдельным частям его, – к тем именно, в которых высказывается и развивается взгляд на обычную пару восприемников (мужчину и женщину), как на «духовных родителей» воспринятого. Взгляд этот, по-видимому, так же «поразил» почтенного казанского профессора, как и нашего официального рецензента. Но это впечатление выразилось с той и другой стороны особенным образом. Г. Лашкарёв, якобы из личного «уважения» к нам, не решился открыть срамоту найденных им здесь заблуждений (пусть-де это сделает сам духовно-учебный комитет по нашему прикровенному предостережению); напротив проф. Бердников в справедливом убеждении, что «на беспристрастную оценку не могут обижаться уважающие истину авторы, и что «обстоятельное научное опровержение мнений» такого автора «было бы менее обидно ему, чем полупрезрительный отзыв о них, плохо прикрытый снаружи видом уважения» (стр. 275), – в этом убеждении проф. Бердников, находя наш вышеприведённый взгляд «погрешительным, хотя и не в такой мере, в какой хотел представить читателю г. Лашкарёв своей фигурой умолчания», счёл себя нравственно обязанным опровергнуть нашу мысль и с принципиальной и с исторической точек зрения. По пути к выполнению этой главной своей задачи, почтенный автор затрагивает и другой вопрос, как бы побочный, но на самом деле такой, решение которого сильно повлияло на решение главной задачи, именно: «церковный ли ещё институт восприемничество» и – прибавим мы от себя – связанный с ним институт духовного родства? Поводом к постановке этого вопроса послужили для проф. Бердникова следующие слова нашей книги: «Институт восприемничества создан не церковным законодательством, а жизнью древнехристианского (римского) общества, преимущественно под влиянием гражданских законов об усыновлении. Это институт обычного церковного права в собственном смысле этого слова (тут проф. Бердников ставит молчаливый знак вопроса, показывающий какое-то недоумение с его стороны).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

— Мне не давали поручения заниматься архипастырями. Есть курсы при Общецерковной аспирантуре и докторантуре . И, например, недавно в Казахстане курсы прошли и новые, и уже много лет служащие архипастыри. Может быть, со временем, когда обучение пройдут недавно рукоположенные архиереи, дойдет очередь и до почтенных владык. Учеба — это некая отдушина для священнослужителя, будь то пресвитер или архиерей. На практике ведь получается, что все время занят хозяйственными хлопотами: то щебенка, то кирпичи, то поездки по городу, например, у меня — по новой территории. И книжку-то открыть некогда! А тут волей-неволей придется открывать и читать, и это было бы здорово! Беседовала Ольга Богданова Учебный комитет /Патриархия.ru за темою екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у з ключовими словами заклади   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Тверський Кашинський Ми розслабилися, насамперед духовно Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии «Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза «Не пропагандист, а Ректор про Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Вадим Суворов: «Завдання школи — виховати здатних у привести його до Бога» Акопян про книгу «Вступ до та «Випадкових людей у нас не повинно бути...»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2873676...

Со времени основания до 2015 г. академия временно размещалась в учебном корпусе МинДС при Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мужском монастыре (Гродненская обл.), с 2015 г.- в здании Духовно-образовательного центра Белорусской Православной Церкви в г. Минске. В 1996-2013 гг. обучение в МинДА осуществлялось по 3-летней программе и предполагало подготовку кандидатской диссертации в процессе обучения. По желанию выпускники академии могли получить диплом без ученой степени, для чего требовалось защитить дипломную работу. В связи с процессом реформирования высшего духовного образования, инициированным Синодом РПЦ, 5 дек. 2012 г. на Ученом совете МинДА было принято решение о реорганизации образовательной структуры и об открытии магистратуры. Реформирование МинДА было осуществлено по благословению ректора, архиеп. Новогрудского и Лидского Гурия (Апалько). Процесс реформирования возглавил проректор по учебной работе В. В. Акимов. В ходе изменений в МинДА были созданы кафедры, разработаны новые учебные планы магистерской подготовки по 3 специализациям («библеистика», «апологетика», «церковная история и церковно-практические дисциплины») и соответствующие программы учебных дисциплин, определены новые подходы к организации образовательного процесса и принципиально новые требования к работе профессорско-преподавательского состава. С 2014 г. профессорско-преподавательский состав проходит ежегодную аттестацию. Деятельность преподавателей помимо учебной работы включает обязательную научно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу. Создана необходимая нормативная база, регулирующая учебный, воспитательный процесс и научно-исследовательскую работу. Реформированная МинДА призвана готовить богословские кадры на уровне магистратуры и аспирантуры. Подготовка на уровне бакалавриата осуществляется в МинДС. 14 июня 2013 г. Учебный комитет при Синоде РПЦ, оценив состояние учебно-методического обеспечения и уровень преподавательских кадров, дал согласие на открытие в МинДА магистратуры. В авг. 2013 г. был осуществлен 1-й набор на магистерские программы. В 2014 г. началась подготовка магистров по заочной форме обучения. Образовательный процесс на уровне магистратуры осуществляется согласно требованиям «Положения о магистерской подготовке Минской духовной академии», принятого 11 июня 2013 г. Срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме - 3 года. В 2015 г. в МинДА был осуществлен 1-й выпуск магистров.

http://pravenc.ru/text/2563278.html

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. В ноябре того же года в Ленинграде открываются Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована указом Святейшего Патриарха из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии. С 1946 года и по настоящее время С-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в здании бывшей Петроградской духовной семинарии. За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые несли в течение последних десятилетий свое служение в Церкви Христовой. С 1995 года СПбПДА находится под архипастырским попечением Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Митрополит Владимир окончил ЛДА в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем Священного Писания Ветхого Завета. Ныне митрополит Владимир является Почетным членом академии. Решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2008 года епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ назначен Преосвященнейший Амвросий (Ермаков). Устройство [ править править код ] Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия) состоит под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; финансируется из средств Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

28 авг. 1907 г. А. подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии . Определением Синода от 12-16 янв.1908 г. 121 А. был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в кон. марта. Независимое поведение А. по отношению к его бывш. сокурснику по СПбДА начальнику миссии архим. Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, как вспоминал об этом эпизоде А., что и «там обстоятельства жизни моей сложились так, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь, где примут». Определением Синода 7139 от 11-14 окт.1908 г. (указ 13020 от 14 окт.) А. был уволен из миссии с возвращением в распоряжение Вологодского архиерея и 8 нояб. уехал в Россию. Определением Синода 419 от 22 янв.- 24 февр. 1909 г. А. перемещен в Яблочинский монастырь , где жил с сер. марта до сер. окт. 1909 г. В июле 1909 г. в Учебный комитет при Синоде поступило ходатайство архиеп. Холмского Евлогия (Георгиевского) о предоставлении А. места в духовно-учебной службе. Определением Синода 8108 от 10-15 окт. 1909 г. А. назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской ДС, 28 июля 1911 г. (определение 5614) - смотрителем Лысковского ДУ. Имеющиеся в печати сведения о назначении А. в 1912 г. благочинным уездных мон-рей Московской епархии не подтверждаются архивными документами. 29 мая 1913 г. (определение 4747) А. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря в честь Богоявления Господня в сане архимандрита, с 9 июля 1913 по 7 янв. 1914 г. исполнял обязанности смотрителя Коломенского ДУ, 3-12 марта 1916 г. назначен инспектором Вифанской ДС, 26 сент. 1916 г.- вновь настоятелем коломенского Богоявленского мон-ря. В 1913 г. представил в СПбДА на соискание степени магистра богословия соч. «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование» (СПб., 1913), удостоенное искомой степени по отзывам проф. А. А. Бронзова и Н. И. Сагарды .

http://pravenc.ru/text/64664.html

Академическая кафедра русской истории досталась П. В-чу случайно. По увольнении из Академии известного А.П.Щапова , преемником ему по кафедре русской истории в Академическом правлении намечен был товарищ П. В-ча – А. С. Никольский, преподаватель Казанской дух. семинарии–третий магистр курса. Но А. С-ч тогда успел выйти из духовно-училищной службы и поступить на открывшиеся при Казанском Университете педагогические курсы 3 ). Пришлось искать нового заместителя Щапова. Архимандр. Иоанн, внимательно следивший за назначением новых преподавателей Академии весьма удачно выбрал на кафедру русской истории молодого бакалавра математики П. В. Знаменского , которого о. ректор хорошо знал еще студентом и которого не хотел выпускать из Академии, в случай прикрытия кафедры математики. Лучшего выбора не могло быть. 12-го мая 1862 года П. В-ч был переведен на кафедру русской истории и вместе с тем продолжал преподавать алгебру. Таким образом, П. В-ч меньше чем в два года по окончании академического курса перешел на третью специальность, побывавши сначала философом, потом математиком и, сделавшись, наконец, историком. На этой специальности он обосновался и стяжал бессмертную славу, как русский церковный историк. По действующему тогда уставу ему одному пришлось преподавать русскую гражданскую и церковную историю. По введении в действие устава 1869 г. в Казанской Академии, с 15 августа 1870 года П. В-ч оставил за собой преподавание только русской церковной истории, после долгого колебания относительно того, какой предмет оставить за собой. Русская гражданская история тогда представлялась интереснее и он уже освоился с нею, к тому же она была более разработана, чем русская церковная история. Но последняя была ближе его сердцу, как питомцу духовной школы, вышедшему из духовной среды, лично пережившему многое из того, чем жила Русская церковь в лице духовенства и мирян. Впрочем, П. В-ч успел много сделать и по Истории Русской церкви и не сразу прервал преподавание русской гражданской истории: в 1870–1871 учеб. году он продолжал преподавать ее по поручении Совета Академии и в то же время в 1870 году в первый раз издал свой замечательный труд: «Руководство к русской церковной истории». Учебный Комитет при Св. Синоде, удостоил П. В-ча за этот труд половинной (?!) премией митр.Макария, назвав Руководство.. «замечательным явлением в области нашей церковно-исторической литературы»... По 1888-й год оно выдержало еще четыре издания (1876,1880, 1886, 1888 гг.), сделавшись лучшим учебником для духовных семинарий, хотя самим автором оно предназначалось для подготовки к экзаменам студентов Академии. В 1891 году оно было переделано П. В-чем применительно к семинарской программе и сделалось учебным руководством по Истории Русской церкви в духовных семинариях. Издание его автор уступил Учебному Комитету при Св.Синоде. В 1904 году Руководство было вторично переиздано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

— Какие направления подготовки кандидатов богословия Вы планируете открыть и много ли кандидатов готовы принять? — Направления подготовки кандидатов богословия в нашей академии будут примерно соответствовать трем кафедрам: кафедра библеистики и богословия, кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин, кафедра апологетики. Я пока не возьмусь озвучить точные цифры плана приема. Во всяком случае, в ближайшие годы в аспирантуре смогут учиться немногие. Хочется отметить особое внимание к проблемам духовных школ, которое проявляет Митрополит Минский и Заславский Павел. В 2014 году по его благословению был создан Попечительский совет Белорусской Православной Церкви по материальному обеспечению духовных школ Минской епархии. Без этого нам бы не удалось воплотить в жизнь ряд важных начинаний по реформированию духовного образования. На мой взгляд, для открытия аспирантуры в Минской духовной академии имеются все необходимые ресурсы. Работы предстоит много, но это очень важная работа, плоды которой будут иметь немалое значение и для Православной Церкви, и для всего нашего общества. Беседовала Ольга Богданова Учебный комитет /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з з ключовими словами школи – екзархат   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Тверський Кашинський Ми розслабилися, насамперед духовно Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии «Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза «Не пропагандист, а Ректор про Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Вадим Суворов: «Завдання школи — виховати здатних у привести його до Бога» Акопян про книгу «Вступ до та «Випадкових людей у нас не повинно бути...»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3912317...

Приток в клир нового поколения требовал от их руководства заботы об их богословской и практической подготовке. Нужно было найти приемлемый порядок обучения, разработать учебные программы. Определённая работа в этом направлении была проделана ещё в 1943–44 годах Патриархом Сергием и его сотрудниками, усилиями которых в Москве был открыт Богословский институт и пастырские курсы. В дальнейшем работа по возрождению Духовной школы в нашей стране проводилась под руководством видного специалиста в области богословского образования митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), возглавлявшего с 1945 года Учебный комитет Московской Патриархии. К этому времени Духовные школы (Академии и семинарии) обрели ту учебно-воспитательную и управленческую организацию, которая сохраняется в ней и до сих пор. Мы не будем сейчас вдаваться в ее критическую оценку. По-видимому, попытка использовать опыт дореволюционной школы применительно к условиям того времени могла представляться достаточно оптимальной. Однако, существующее развитие богословской и научной мысли, развитие педагогической методики в современном мире, наряду с изменениями в образовательном и духовно-нравственном уровне учащих и учащихся, требуют большой и постоянной работы по совершенствованию нашей Духовной школы в соответствии с теми насущными требованиями, которые ставит перед нею Церковь . Духовным школам на начальном этапе своего возрождённого бытия приходилось действовать в достаточно трудных условиях. Не хватало помещений, литературы, преподавателей. Десятки клириков вынуждены были обучаться заочно или сдавать экзамены за классы семинарии экстерном. При этом, вследствие указанных выше причин условия их подготовки были весьма не из лёгких. Состав учащих формировался из преподавателей и выпускников прежних Духовных школ, а в дальнейшем восполнялся способными питомцами новой школы. В возрождаемую Духовную школу порой приходили маститые деятели дореволюционной церковной науки. Так, в корпорацию возрождённой в 1946 году Ленинградской Духовной Академии вошли профессора бывшей Петроградской Академии протоиерей В.М. Верюжский, А.И. Сагарда, В.В. Четыркин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010