13 октября 2004 года Учебный комитет организовал и провел IV Ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную 190-летию пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814 – 2004 гг.). На конференции были подведены итоги объявленного Учебным комитетом и Московской духовной академией конкурса письменных работ по означенной теме. Учебный комитет участвовал в подготовке и проведении следующих конференций и мероприятий: Конференция «Роль Патриаршества в истории России», посвященной 15-летию Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (27 мая 2005 года, Российская Академия Наук); Конференция «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности» в рамках церковно-общественного форума «Единением и любовию спасемся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле (4 октября 2005 года); Круглый стол «Проблемы духовно-нравственной культуры молодежи современной России» (4 сентября 2006 года, Московская духовная академия). Межсоборный период был отмечен для Духовных академий Русской Православной Церкви рядом знаменательных дат. Так, в 2005 году исполнилось 320 лет старейшей высшей школе России — Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была сформирована программа празднования 320-летия Московской духовной академии. В виду высокой церковно-общественной значимости данного юбилея Святейший Патриарх Алексий присвоил программе юбилейных торжеств Патриарший статус. В рамках юбилея Московской духовной академии Учебный комитет принимал участие в подготовке: конференции «Московская духовная академия и ее представители в годы революционных гонений», организованной совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых (29 марта 2005 года); научно-популярного фильма «ALMA MATER: исторический путь Московской духовной академии» (апрель – май 2005 года); торжественного Актового дня Московской духовной академии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября 2005 года).

http://sedmitza.ru/lib/text/429985/

704 Определением Св. Синода, Высочайше утвержденным 25 мая 1874 г., распределение выпускников духовных академий было изъято из ведомства академических Советов и сосредоточено в Учебном комитете. Все сведения об учительских вакансиях в семинариях и смотрительских в училищах, а также об окончивших курс воспитанниках академий поступали в Учебный комитет. На основании этих сведений Комитет проводил назначение академических выпускников на учебные должности и представлял на утверждение обер-прокурора. Непосредственное участие в процессе сбора сведений и распределения принимал директор канцелярии обер-прокурора. Из канцелярии давалось и окончательное распоряжение об определении на места (см.: Собрание постановлений Святейшего Синода 1867–1874 гг. относительно устройства духовных семинарий и училищ согласно требованиям Высочайше утвержденных 14 мая 1867 года духовно-училищных уставов. СПб., 1875. С. 28–31). По Уставу духовных академий 1884 г., Советы академий могли представлять через епархиального преосвященного в Св. Синод предложения о распределении окончивших академический курс на учебно-воспитательные должности (§ 79–91; см.: Устав 1884 г. С. 237). Однако на их рекомендации Учебный комитет обычно не обращал внимания. 705 Иларион Семейкин назначен в Кишиневскую ДС преподавателем по словесности и истории русской литературы. Учителями в Кишиневское духовное училище назначены: Андрей Лелявский – по греческому языку, Николай Будзилович – по географии и арифметике, Михаил Смирнов и Иннокентий Бобровницкий – по русскому языку (2 вакансии). См.: Протокол заседания Совета КДА от 3 июля 1885 г./Труды КДА. 1886. 4. С. 102–105. 706 Корольков Иоанн Николаевич (1840–?), протоиерей, профессор КДА по кафедре греческого языка и словесности. Инспектор КДА (1873–1895). В августе 1895 г. рукоположен во иерея; возведен в сан протоиерея (1897). Заслуженный экстраординарный профессор КДА (1898–1916(?)). Наиболее известные его труды: «Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской Духовной академии» (Киев, 1882), «Характеристические признаки, отличающие Священное Писание от других мнимо-откровенных памятников» (Киев, 1876), «Священное коронование на царство русских государей» (Киев, 1896) и др. Об И.Н. Королькове см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 1717, 1718. Личное дело служащего по духовно-учебному ведомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

VII. Заявления стипендиатов и своекоштных студентов, ныне —207— окончивших курс в академии: Беляева Александра , Воскресенского Якова, Губкинского Петра, Кулюкина Сергея , Логадзе Симона, Молчанова Николая, Оргийского Владимира, Перхоровича Петра, Покровского Александра, Преображенского Николая, Сахарова Сергея, Сеславинского Михаила, Скворцова Сергея, Тихальского Вячеслава, Тиховского Ювеналия, Шумова Петра, Явловского Прокопия и вольнослушателя, священника Сергия Богоявленского о желании их служить по духовно-учебному ведомству. Справка : Определением Святейшего Синода от 3 марта – 11 апреля 1892 г. за 590 предписано советам академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс студентах, имеющих священный сан, а в Учебный Комитет сообщали списки всех прочих студентов как казеннокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25–27 апреля 1884 г. и 27 января-17 февраля 1888 г., сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признается более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в академии проступков, и чтобы по сообщению Святейшему Синоду и Учебному Комитету вышеупомянутых сведений, обращали всех казеннокоштных студентов, а равно и тех из своекоштных, которые по окончании академического курса, заявили о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, в епархии, по принадлежности, с выдачей им на проезд билетов, а казеннокоштным и прогонных денег и с отсылкой документов таковых студентов в подлежащие духовные консистории. Определили : 1) По утверждении окончивших курс в текущем году студентов академии в степени кандидата и звании действительного студента доставить в Святейший Синод сведения об имеющих священный сан, а в Учебный Комитет при Святейшем Синоде сообщить списки всех прочих студентов как казеннокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству с обозначением в том и другом случае а) места

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V. Заявления стипендиатов и своекоштных студентов, ныне окончивших курс в Академии: Евладова Петра, Знаменского Василия, Кесарийского Ивана, Лучинина Льва, Неклюкова Петра, священника Никитина Тихона, Покровского Дмитрия, Пушкина Бориса, Пятницкого Ивана, Соболева Александра, Фиолетова Сергея, Цветкова Сергея и Чанишвили Георгия о желании их служить по духовно-учебному ведомству. Справк а: Определением Святейшего Синода от 3 марта/11 апреля 1892 года за 590 предписано Советам Академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс студентах, имеющих священный сан, а в Учебный Комитет сообщали списки всех прочих студентов как казённокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству, с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении; в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25/27 апреля 1884 года и 27 января/17 февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признаётся более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в Академии проступ- —237— ков, и чтобы, по сообщении Святейшему Синоду и Учебному Комитету вышеупомянутых сведений, обращали всех казённокоштных студентов, а равно и тех своекоштных, которые по окончании академического курса заявили о своём желании служить по духовно-учебному ведомству, в епархии, по принадлежности, с выдачей им на проезд билетов, а казённокоштным и прогонных денег и с отсылкой документов таковых студентов в подлежащие духовные консистории. Определил и: 1) По утверждении окончивших курс в текущем году студентов Академии в степени кандидата богословия и звании действительного студента сообщить в Святейший Синод и в Учебный Комитет требуемые Синодальным определением от 3 марта/11 апреля 1892 года за 590 сведения о них. – 2) Всех казённокоштных студентов, а равно и тех из своекоштных и стипендиатов, которые заявили о своём желании служить по духовно-учебному ведомству, уволить в епархиальное ведомство с выдачей им на проезд билетов, а казённокоштным и прогонных денег, и препроводить их документы в подлежащие духовные, консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определил и: 1. Оставить для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр в академии в будущем учебном году ныне окончивших курс в академии: Владимира Тихомирова, Николая Покровского и Ивана Успенского с производством им с 16 августа текущего года содержания по 457 р. 33 коп. в год каждому. 2) Мнение сие представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. III. Заявления стипендиатов и своекоштных студентов, ныне окончивших курс в академии: Алмазова Константина, Барилова Осипа, Богоявленского Григория, Веригина Ефрема, Веселовского Николая, Волковского Димитрия, Грановского Афанасия, Добротина Николая, Ивановского Николая , Киятского Михаила, Креминского Василия, Кузнецова Александра, Кузнецова Михаила, Лебедева Димитрия, Маминайшвали Евтихия, Марсова Алексея, Молчанова Сергея, Москалевича Сергея, Мухина Василия, Мучкапского Дмитрия, Нагорова Петра, Попова Ивана, Ристькока Георгия, —208— Рыбинского Василия, Семеновского Николая, Смагина Константина, Сосновского Александра, Тимофеева Владимира, Цытовича Дмитрия и вольнослушателя иеромонаха Серапиона о желании их служить по духовно-учебному ведомству. Справк а: Определением Святейшего Синода от 3-го марта – 11 апреля 1892 г. за 590 предписано советам академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс студентах, имеющих священный сан, а в Учебный Комитет сообщали списки всех прочих студентов как казённокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно учебному ведомству с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения: б) отметок об их успехах и поведении; в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25–27 апреля 1984 г. и 27 января – 17 февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признаётся более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в академии проступков, и чтобы по сообщению Святейшему Синоду и Учебному Комитету вышеупомянутых сведений, обращали всех казённокоштных студентов, а равно и тех из своекоштных, которые по окончании академического курса заявили о своём желании служить по духовно-учебному ведомству, в епархии, по принадлежности, с выдачей им на проезд билетов, а казённокоштным и прогонных денег и с отсылкой документов таковых студентов в подлежащие духовные консистории. Определил и: I. По утверждении окончивших курс в текущем году студентов академии в степени кандидата и звании действительного студента доставить в Святейший Синод сведения об имеющих священный сан, а в Учебный Комитет при Святейшем Синоде сообщить списки всех прочих студентов как казённокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справк а: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии действительному студенту Дмитрию Лебедеву и кандидату Александру Померанцеву дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу. Определил и: Принять к сведению. V. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 14 апреля за 578: „Озабочиваясь своевременным замещением открывшихся и имеющих открыться в непродолжительном времени преподавательских вакансий в духовных семинариях и училищах и вакансий помощников инспекторов в семинариях, с таким расчётом, чтобы вновь назначенные на упомянутые вакансии кандидаты Академий могли явиться к местам службы к самому началу 1903–1904 учебного года, Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Московской духовной академии о доставлении в Комитет списков по установленным формам оканчивающих в текущем году курс воспитанников означенной Академии к 15 июня сего года“. Определил и: Доставить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде списки оканчивающих в текущем году курс воспитанников Академии немедленно по утверждении последних в учёных степенях и званиях. —67— VI. Ведомость Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в марте месяце текущего года, из которой видно, что – а) по болезни: заслуженный ординарный профессор Димитрий Голубинский опустил 16 лекций, экстраординарный профессор Анатолий Спасский (уволенный в отпуск до конца 1902–1903 учебного года) – 14 лекций, исправляющий должность доцента и лектор французского языка Павел Соколов – 6 лекций, исправляющий должность доцента Сергей Смирнов – 4 лекции, экстраординарный профессор Иван Андреев и исправляющие должность доцента Павел Тихомиров и иеромонах Иосиф (Петровых) – по 2 лекции; б) по домашним обстоятельствам: исправляющий должность доцента Николай Городенский – 1 лекцию. Определил и: Ведомость записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. VII. Отзывы о сочинении исправляющего должность доцента Академии по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур, кандидата богословия, Николая Городенского под заглавием: „Нравственное сознание человечества“, представленном на соискание степени магистра богословия:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По моему предложению, общество любителей духовного просвещения собирается чрез распространенные газеты объявить всем, имеющим у себя письма Филарета, не угодно ли им передавать эти письма, в подлиннике или в копии, обществу для напечатания. Дай Бог, чтобы это предприятие имело успех». 20 ч. скончался в Москве Протоиерей Троицкой на Листах, церкви Павел Иванович Соколов, женатый на дочери родной сестры Митрополита Филарета, Агриппины Михайловны. 2545 Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1908 год//Богословский вестник 1908. Т. 3. 10. С. 33–64 (4-я пагин.) —33— пособия на путевые расходы и содержание в г. Чернигове, в размере 200 р. каждому. Определили: О назначении представителей от Академии на XIV Археологический Съезд в г. Чернигове сообщить и Императорскому Московскому Археологическому Обществу. V. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 5 января с. г. за 27: «Вследствие ходатайства Директора Русского Археологического Института в Константинополе о командировании для научных занятий в означенный Институт окончившего в 1907 году курс кандидата Московской Духовной Академии Владимира Семидалова, Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Московской Академии сообщить Комитету свой отзыв по содержанию изложенного ходатайства Директора Археологического Института в Константинополе». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 24 сентября 1902 года за 7388 постановлено: «ежегодно одного стипендиата одной из духовных академий, вместо оставления при академии в течении одного года, командировать на это время для ученых занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе, с назначением на его содержание 1500 рублей в год, вместо стипендиатского оклада в 700 руб., и с сохранением за ним всех прав службы по званию профессорского стипендиата, при чем дополнительный к стипендиатскому окладу расход по 800 руб. в год отнести на счет духовно-учебного капитала по Отд. 1пар. 1 ст. 2. сметы расходов специальных средств Святейшего Синода, с тем, чтобы сумма эта ассигновалась поочередно в распоряжение академий: С.-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской». – 2) В первую очередь Московской Духовной Академии, падавшую на 1904–1905 учебный год, Советом, с разрешения Святейшего Синода, командирован был для занятий при Русском Археологическом Институте в Константинополе помощник секретаря Совета и Правления Академии Μ. И. Бенеманский. – Вторая очередь падает, таким образом, на следующий 1908–1909 учебный год. – 3) По указу Святей-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

удостоить звания действительного студента Академии, с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений, – каковое постановление и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. —383— В случае утверждения Его Высокопреосвященством постановления, изложенного в п. 1-м, – 2) Препроводить в Учебный Комитет список всех окончивших академический курс воспитанников с требуемыми определениями Святейшего Синода, от 3 Марта – 10 апреля 1892 года за 590 и 8–20 января 1911 года за 93, сведениями и отзывами одних и с приложением подлинных заявлений 39 воспитанников о том, какую группу наук преподавать и вообще на какую должность по духовно-учебному ведомству поступить они желали бы и в какие епархии. 3) Независимо от сего, особый список окончивших курс воспитанников, имеющих священный сан, с таковыми же сведениями и отзывами о них, представить, установленным порядком, на благоусмотрение Святейшего Синода. 4) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента, – препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде все документы казеннокоштных воспитанников, а равно и тех из своекоштных, которые изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству; священнику же Кудржинскому Антонию выдать документы на руки под собственноручную расписку. 5) Подвергнув рассмотрению и оценке успехи оканчивающих курс студентов, Совет не мог не обратить внимания на то, как резко по своим успехам выделяются между студентами семейные священнослужители: из 31 студентов, окончивших магистрантами, – 11, т. е. более трети, являются лицами из белого духовенства. В прошедшем году 3-м и 4-м кончили семейные священники; Совет имел их в виду для подготовления к замещению вакантных кафедр; один из них (священник Георгий Добронравов) уже защитил диссертацию на степень магистра; в текущем году один из окончивших курс (священник Иоанн Смирнов) избран единогласно на кафедру по истории румынской и славянских церквей. В общем Совет относительно студентов из белого духовенства обязан установить следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в частности по Высочайше утвержденному 1 марта 1839 года «Положению», на духовно-учебное управление возложено было производство дел с одной стороны по учебно-воспитательной части, с другой-по хозяйству духовно-учебных заведений, исключая контроля по духовно-учебным суммам, который отнесен был к хозяйственному управлению. В отношении к означенным делам деятельность духовно-учебного управления ограничивалась по большей части формальным собиранием справок и сведений, рассылкой предписаний. Вследствие чего это учреждение, сделавшись сухим и безжизненным, во время предпринятой в 1867 году духовно-учебной реформы было закрыто. При этом закрытии все дела его по хозяйственной части духовно-учебных заведений перешли в хозяйственное при Святейшем Синоде управление, -дела же по инспекторской части, а также и переписка по управлению духовно-учебными заведениями перешли в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода. Для дел же строго учебного и педагогического свойства образован духовно-учебный комитет при Святейшем Синоде, который и действует в настоящее время на основании преподанных ему правил. Таким образом в царствование императора Николая I, благодаря предприимчивой решимости тогдашнего обер-прокурора, графа Н. А. Протасова, духовное ведомство постепенно обогащалось новыми административными учреждениями, которые, окружая Святейший Синод, в некотором смысле разделяли его деятельность. Главный виновник возникновения создаваемых учреждений видел в них лучшие способы к вящшему благоустройству дел духовных и с убеждением об этом заявлял Высочайшей власти и открыто перед ней свидетельствовал о благих последствиях произведенных преобразований. В подтверждение сего сошлемся на всеподданнейший доклад графа Протасова, которым он, ходатайствуя перед Государем Императором о возвышении окладов содержания директорам четырех мест главного духовного управления и о приравнении их к директорам министерских департаментов, о благих плодах произведенных перемен писал следующее: «в девять месяцев с того времени, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Вследствие просьбы от 16 июня 1909 года 257 препровождается: Bibliothèque de Philosophie Contemporaine. L’Action Essai d’une critique de la vie et d’une science de la pratique par Maurice Blondel. Paris. Felix Alcan. 1893, на трехмесячный срок». г) Отношение Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры от 18 июня за 1069 (на имя Преосвященного Ректора Академии): «Вследствие Вашего отношения от 16 сего июня за 256, Духовный Собор имеет честь препроводить при сем в академическую библиотеку, на месячный срок, следующие рукописи Лаврской библиотеки: 1) за 11 «Златая Цепь», исх. XIV века, 2) за 39 «Сборник», исх. XIV века, 3) за 147 «Маргарит» XV века, – покорнейше прося о получении оных Собор уведомить, а по миновании надобности рукописи возвратить в указанный срок». Справка: Означенные в двух последних отношениях книга и рукописи, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XV. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 21 августа за 1666: «Вследствие просьбы окончившего в текущем году курс Московской Духовной Академии кандидата богословия Николая Нечаева, Св. Синод определением своим, от 12 августа сего года за 6252, постановил: 1) отсрочить Нечаеву, желающему продолжать образование в Императорском Московском Университете, назначение его на духовно-учебную службу до окончания им курса в Универ- —324— ситете и 2) препроводить документы Нечаева к Ректору Московского Университета, с просьбою сделать зависящее распоряжение о возвращении документов Нечаева, по окончании им курса в Университете или по выходе из Университета до окончания курса, в Учебный Комитет при Св. Синоде, на основании циркулярного указа Св. Синода 8 апреля 1904 года 3. Сообщая о сем, Учебный Комитет покорнейше просит Совет Московской Духовной Академии сделать зависящее распоряжение о препровождении документов Нечаева к Ректору Императорского Московского Университета с сообщением при этом изложенного Синодального определения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010