Дайте мне совет. Апреля 27-го 1862. 1447 Мир Господень отцу наместнику и братии. Слава Богу, являющему благодать исцелений в преподобном отце нашем Сергии. Век сей требует подкрепления в вере такими знамениями. Сон об о. Макарии и о. Леониде подлинно располагает к вере, что в нем есть истина. Есть в нем и указание на характеры их. О. Леонид действовал с некоторою свободою и властию: а о. Макарий с глубокою скромностию и смирением. Владимиру Андреевичу точно советовал я принять миропомазание: и Слава Богу, что сие совершилось. Игумен Перервинский заставил приехать эконома за деньгами, не желая платить по почте: но теперь мне приходит на ум, что поездка эконома, может быть не дешевле. Не гневайтесь. Эконом хотел ехать с деньгами под вечер, и ночевать на дороге: я советовал лучше ехать лучше рано утром, и днем совершить путь. Мая 7-го 1862. 1448 1862. Мая 21. Отец наместник! Посмотрите сие житие, и возвратите оное в Лавре. 1449 Отцу наместнику и братии мир. Господь наш Иисус Христос , источник жизни и исцелений, да излиет новую струю жизни в телесный состав ваш, да благотребно послужит тело духу, и дух и тело Господеви. – Давайте себе покой сколько нужно, и где находите лучше. Болезнь, которой не дано дня нужнаго ей покоя, может отмстить многими трудными днями. – Серигий пришел поздно и рано. Поздно, потому что не поспел к вчерашнему служению в Знаменском монастыре, рано потому, что до воскресенья надобно ждать два дня. Преосвященный викарий затрудняет меня. Во вторник на молебне не был, за что я похвалил его: но вечером был у меня с делами, и потом вновь получил лихорадку. А преосвященный Антоний не хочет жить в Москве, следственно и помогать в служениях. – Мрачные виды продолжаются и обновляются. Из Петербурга предостерегают меня, чтобы случившееся там не повторилось в Москве. Подземные люди в Исакиевском соборе служили панихиду по болярах Иване, Петре и Федоре; и послали письмо к митрополиту, уведомляя, кто служил, и объясняя, что бояра суть разстрелянные, и изъявляя намерение продолжать такия панихиды и в других городах: я сказал скромно здешним священникам и говорю вам: если придут неизвестные люди служить панихиду по неизвестных, то сказать: мы не знаем, христиански ли сии люди жили и скончались, потому сомневаемся поминать их; поминайте там, где о них есть известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Чудно, что преосвященном Костромском ищут законодателя для училищ; не видно, что обещало бы в нем сие качество. Владыка Новгородский написал записку о том, что нужно переменит в училищах. Я написал на нее свою записку, частию соглашаясь с ним, частию представляя неудобства, и предлагая свои мысли. Например, он хотел, чтобы ученики высших классов ходили в полукафтаньях, полурясках и камилавках. Я писал, что камилавку дать неудобно: потому что она при первой степени монашества дается в церкви с благословением. Притом хорошо дать церковную одежду ученикам, если етсь надежда сделать ее постоянною; а если будут лицемерить, и вне училищ переодеваться в светскую одежду: то пользы не будет. Главною переменою полагалось устранение медецини и агрономии: но, говорят, правительство на сие не соглашается. А при сем недовольно остается простора для других учебных исправлений. Мне кажется, недостаток не только в уставе училищ, сколько в исполнителях. Ректоры слабо смотрят за учение ми поведением, и архиереи недовольно ревностны, от каковых первый есмь аз. Некоторыя даже почитаю училища чуждыми для себя, как например преосвященный Нижегородский, оправдываясь в том, что не позаботился о приготовлении Семинарии к прибытию Государя Императора, написал: у них есть свое начальство. Мне кажется, нужнее поощрять и наставлять людей, нежели переписывать уставы. Ректор Петербургской Академии пишет ко мне, чтобы по случаю юбилея дал я деньги на составление какого-то капитала, и собирал деньги с других. У Евреев в юбилей прощали долги: а у нас в юбилей налагают подать. Согрешил. Простите. Мир вам и братии обителей. Марта 9-го 1859. 1268 От Господа мир отцу наместнику и братии. Игумену схимонаху говорил я, не напрасно ли он выходит из места более тихаго, нежели то, в которое идет. Он говорит, что здесь ближе получать врачебную помощь: оправдание несильное; но усильно удерживать его, кажется, не было бы полезно. Может быть, испытав желаемое, обратится к лучшему оставленному. Вы находите власть в письме о Магдалине.Я не думал сие видеть. Требование ответа могло быть сделано для того, чтобы дать ответ просившему. Но к великой скорби является в церковных делах то, что вам представилось при чтении письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не обрадовал он меня вестями из Петербурга. Он хочет ехать в Лавру, и вероятно, в следующий понедельник. Примите его, как повелевает долг, и благословите иконою от обители и настоятеля. Генваря 22-го 1858. 1195 Отцу наместнику и братии мир. Приветствую вас в преддверии поста. Благословен да будет вход, и бодренно шествие, и плод подвига душепитателен и радостен. Молитвы ваши да возбудят меня от лености. Агапит возвращается иеродьяконом. Его рукоположение следовало ныне за освящением церкви: потому что не хотелось удерживать его в Москве. Возвращаю письмо, в котором изречения о духовном устроении располагают в доверию изречениям предвидения. И то, что видим оком обыкновенного наблюдения и разумения, к прискорбию соответствует угрозам прозрения дарованного. Согрешихом, беззаконовахом: но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Желаю узнать ожидаемые на вопросы ответы. Книга об отношениях Римской церкви к другим, сочинение, по заглавному листу, Авдия Востокова, а в самом деле преосвященного Анатолия была бы полезна, если бы писана была с должною осмотрительностью. Но в ней есть недосмотры, которые ослабляют доверие к ней, и подают оружие врагам православия. Например, он приписывает султану утверждение избрания патриарха, как Божественное. И вот странности относительно сей книги. Это сочинение Богословское, полемическое, посему требующее особенно внимательного разсмотрения Богословскаго: но оно в цензуре разсматривано было светским лицем, Карповым. Уверяют, сто члены Св. Синода читали сию книгу прежде напечатания, и одобрили: а когда, по напечатании, показаны им были в ней погрешности, они признали их так немаловажными, что сие неблагоприятно подействовало на мнение о достоинстве сочинителя. Прочитав сию книгу, возвратите: может быть, она еще мне понадобится. Притом я еще не читал ее вполне, а только местами просматривал. Генваря 26-го 1858.       Письма о браке требовал я в том предположении, что на поступившей после онаго записке дано разрешение, и к вам препровождено. Оказалось, что я намерен был сие сделать, и думал, что уже сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Желал бы я слышать ваше о таком стечении обстоятельств разсуждение. Но слово о сем только между мною и вами, и не далее. О деле университетских студентов довольно рано говорено было начальству, что на оное надобно смотреть глубже, и искать основания его в земле. Не знаю, не верели ли сему мнению, или не проникли в дело. Сего дня слышал я, что между ими есть из них же Комитет, который угрозами и насильственными мерами держит их в повиновении из страха. Кажется, должностные лица не знают, что знает молва. Печально то, что видим; и паки печально то, что видящие не видят. – Не предаждь нас до конца, Отцев Боже! Октября 18-го 1861. 1411 Мир и спасение отцу наместнику и братии обителей. Поистине требуем мы покаяния пред Богом и умилостивления правосудия Его. Благодарю за напоминание. Прочитайте два письма при сем прилагаемыя, и возвратите мне. Что во втором отмечено карандашем: то буквально обращено Св. Синодом в резолюцию указа его. Но странная судьба Дивеевскаго монастыря! Вчера я послал следователям сей указ: а сего дня получил я от них известие, что они кончили дело, и возвращаются. Следственно дело все произведено под властию новой незаконной начальницы. Молитвы отца Серафима да устроят полезное обители. Государя и Государыни при Их приезде я не видал. Только Государыня прислала мне слово своего воспоминания. Октября 24-го 1861. 1412 Отцу наместнику и братии мир. Горьки вести не только из Польскаго края, но и из Петербурга. Но о сем неудобь сказаемое слово. – Возвратились Дивеевские следователи. Истина открылась достаточно, не смотря на то, что незаконная начальница, затрудняла следователей, и поставила при них свою поверенную, чтобы не допускать к ним сестер, а призываемых подговаривать. Но вот что требует предосторожности от новых неприятностей. О казначее, которая была при начальнице Елисавете, и в деле, и кроме дела есть показания, которыя подвергают сомнению ея нравственное достоинство; а между тем Елисавета сильно к ней расположена, чему некоторыя сестры дивятся. Если можно, не безполезно было бы предостеречь Елисавету, чтобы она прежнюю казначею (кажется Г.) не брала вновь в казначеи, и не принимала ее в особенную к себе близость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Что покойной игумении давал я разрешения, по ея докукам, хотя обыкновенно старался отсылать ее к вам, а разрешения оказывались не согласны с вашими мнениями, это могло быть. Но прошу хотя отныне верить, что в таком случае вы могли и можете сказать мне ваше мнение, и это могло и может послужить к исправлению распоряжений и к предостороженности. Но вы не сказали о том, что теперь настоятельно требует разрешения: продолжать ли будущим летом строение при видимой недостаточности средств? Может ли быть понижена смета? Нет ли надежды получить средства, не так далекие от сметы? Если вы не решили сих вопросов игумении: она конечно вновь обратится с ними ко мне. Помогите. Февраля 8-го1857. 1145 Отцу наместнику Божие благословение и мир, такожде и братии обителей. Добро творите, рано помышляя о посте и покаянии. Чрез сие и моей лености о сем напоминаете. Господь да благословит подвиг поста вам и братии, да не будет труд ваш тощ перед Господем, и да усладится Ему беседа молитвы вашей, и очищаемым душам вашим да умножится мир и радость о Господе.       Простите мне мои недостатки и вины, и воспросите мне прощения от Прощающего и вас. Благодарю за объяснения непонятного мною в ваших бумагах. Рисунок для второй стороны Евангелия удовлетворен. Губкин Симеону объявил цену 1200 р. Не хочу более спорить; и поручил Симеону изъявить художнику наше согласие. Благодарю за расположение помогать игумении. Помогайте ей в устроении и здания, и трапезы, и душевного дома сестер. О Феодоре Освященном написано, что братия не сказывали ему своих помыслов, а просили его сказать им их помыслы, то есть дать наставление соответственно их состоянию. Подобно сему и вы, если игумения и не имеет свободы открыть вам свои помыслы, по примечаемому в ней, не лишайте ее наставлений. По моим замечаниям, надеюсь, что она будет принимать и исполнять. Вы хотите уволить меня от малых дел и приставить к большим. Часто не умея и малые дела делать, охотно разделяю их с другими: а дела не очень малые, кажется, со дня на день становятся труднее. Иной делает не возбранно, что вздумает: иного на прямом пути останавливают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не понимаю представление о десяти рублях на монумент тысячелетия России, как они составились. Хотя предприятие не от высокого мудрования произошло, но такой ответ не будет ли замечен, как очень холодный. Не предложить ли братии о том, чтобы желающие подписали кто гривну, кто рубль, чтобы составилось десятка два рублей, к которым бы что-нибудь прибавлено было от меня? До получение от вас ответа на сие, удержу представление у себя. Октября 15-го 1857. 1181 Отцу наместнику и братии мир. Радуюсь, что ректор 11 вступает в должность с молитвою. Сосуды священнослужебные я смотрел. Очень хорошо позолочены. Утешительно и поучительно сказание о том, как влекомый в заблуждение вразумлен преподобным Сергием. Странно и жалко, что есть в Академии лжемудрование. Недавно в ней сочинено было и напечатано рассуждение о вечности мучений: и в тоже время нашлись иначе мудрствующие. В наставниках, после Г-ва, я не замечал наклонности к чужемудрию. Один из старших его, который замечен был неосмотрительно употребившим мысль Гегеля, теперь служить при церкви с одобрением прихожан за устроение благоговейного церковного служения. О Хрисанфе преосвященный Евгений говорит, что преосвященного Платона предваряли, чтобы не спеша постригать его, предложил испытание его: Но преосвященный Платон не послушал. Благодарение преподобному Сергию, что мы предостережены, чтобы не взять Хрисанфа в Академию. Сегодня, умываясь, я увидел на полотенце буквы Д.М.Ф., и заключил, что оно похищено нами в Лавре. Я велел возвратить хозяину моих келий: а вы обратите внимание, заметил ли он сие, как тщательный хранитель вверенного ему, или продремал. Октября 18-го 1857. 1182 Отцу наместнику и братии мир. Бог благословит неизвестного вкладчика, и конечно благословил, когда он действует по видению. Желаю знать, четвероугольные ли хоругви, по старинному? Бронзовый налой к престолу для книги священнослужащего, или на восточную сторону под дарохранительницу? Если для книги, то удобно ли будет употребить ли его в Троицком алтаре, при колоннах у престола?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не скажите ли что, на пользу моей ветхости? Марта 2-го 1860. 1317 Господи, благослови; прости дерзновение, и настави нас на истину Твою. Слепаго спрашиваете о цветах, когда спрашиваете меня о происшедшем 20 Февраля. Однако скажу, что мне думается, по учению и опытам других; а вы повторите то с вашими опытами. Человек, ищущий благоугодить Господу, вступая в духовное делание, естественно, желает успеха; для сего старается узнатьи приметить некотоыя знамения успеха и знамения милости Божией. Это частию и нужно, чтобы делатель не затруднялся сомнением, на правом ли он пути: и Господь дарует знамение милости Своей, чтобы привлекать человека к Себе, и возращать его в жизни духовной. Приобретя в сем опыт, человек тем более ощущает в сем потребность. Вступая в служение Богу, особенно, тайнодейственное, он чувствует особенную потребность благоуготовить себя, и в сем удостовериться явлением милости Божией. Подвизаясь о сем, человек некоторым образом приостанавливается в стремлении к Богу, и занимается собою. Господь принимает и сие: но хощет возвести человека к совершенной преданности. Вопросы: достойно лия теперь приготовлен? Обретаю ли утешение благодатное? – должны быть повержены к стопам Господним без разрешения. – «Я ничто; но Ты, Господи, призываешь меня служить Тебе: влецы мя в след Тебе; твори из моего ничтожества, что Тебе благоугодно!» – Нет сомнения, что чем совершеннее человек придается Господу: тем обильнее Господь дарует ему Свое общение.       Дивна милость Господа, Который на пути внутренней сокровенной жизни, где нет старца наблюдателя и указателя, Сам указует, когда не довольно доброе, потому что требуется лучшее; и изрекает Свое слово: оставь себя и служи Господу. Ангел ли Господень, по воле Господней, образует слово в сердце, или иное сокровенное действие благодати Божией, пусть останется сие в Его всеведении. Но можем быть уверенны, что послано слово благое: воспользуемся им внимательно. Мне кажется, вы можете продолжать ваши духовныя упражнения, не изменяя преданнаго и усвоеннаго: только надобно остерегаться самоизвольно и самоусиленно искать желаемаго устроения и утешения, а все делание приносить Господу в жертву совершенной преданности, с забвением своих си, аще и духовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Здесь со дня на день ждали прибытия Государя Императора: но, кажется, сие не последует вскоре. Апреля 25-го 1866. 1624 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Скит хочет нанять у Рождественскаго монастыря рыбное озеро за 20 верст. Не надобно ли опасаться того, что скит будет платить деньги, а рыбою будут пользоваться соседи озера? – Разрешите мне сей вопрос. Нужду имею в финифтяных иконах, и более в малых. – Рукоположенные к вам возвращаются. – Апреля 29-го 1866. 1625 Отцу наместнику мир Господень. Такожде и братии обителей. Бывший снег, можно надеяться, не повредит растениям, кроме, может быть, рассады. Деревья не цвели еще до снега, а после его цветут. Лет за 70 пред сим был снег позже нынешняго; и урожай был хорош. Не препятствует путешествию моему в Лавру к празднику непогода. Я был бы безполезен в Лавре: потому что продолжительную службу совершать не могу, и не могу прочитать молитв пятдесятницы. Притом есть гадание, о котором нельзя еще говорить вслух, что под конец нынешняго месяца может быть Высочайшее присутствие в Москве. Выехать из Москвы за несколько дней до сего было бы бегство: хотя впрочем и в Москве оставаясь, буду бездейственен. Молебствуя по случаю избавления Государя от опасности прекращены. Некоторые из них были по чистому усердию: а некоторыя, может быть, по подражанию. Различить их было трудно и вскоре неудобно. Узнав о неблаговидных угощениях народа, я разрешал молебствия с условием, чтобы оных не было. В некой петербургской газете находят странным, что в Москве после молебствий не позволяли быть светской музыке. – Бог да благословит ваше празднование светом радости. Помяните мою ветхость. Завтра ждем в Москву Киевскаго владыку. Говорят он думает в субботу ехать в Лавру, и в воскресенье так служить. – Светлейший князь Суворов, как я слышал, хотел быть в Лавре. Был ли? – Он был в Москве на обоих раскольнических кладбищах, и однаго раскольническаго попечителя поцеловал. Так он думал вознаградить раскольников за то, что, по его мнению, их гонят 84 . 1626

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Спросите казначея, подписался ли он от меня на сей год на получение издания Творений святых отец, на том же основании, как прежде: и если не подписался, то велите исполнить сие. Марта 6-го 1860. К умножению заботы, эконом у меня очень болен. 1322 Мир Господень отцу наместнику и братии. Благодарение вашей наблюдательности, что усмотрели благовременно в иконостасе ветхость, которая могла быть опасною. Надеюсь, что благонадежно замените ветхое новым. Кстати не нужно ли дознать, тверды ли нижняя части иконостаса? – Из Киева прислали мне книги тамошней типографии, которыя, думаю, лучше употребятся у вас, нежели у меня; и потому посылаю их к вам. Только одну из них, Каноны с акафисты, положите у меня в келии в Лавре. Благодарю за икону для болящего князя 45 . Меня опять мучат петербургские вопросы, и как за болезнию глаз я умедлил отвечать на письменные, то граф Путятин приезжал со словесными. Хотят сделать много, когда не видно из чего. Марта 8-го 1860.       Щи из кислой капусты оказались для меня действительным лекарством. Но эконом озабочивает меня своею болезнию, кажется опасною. 1323 Отцу наместнику и братии обителей мир от Господа. Здоровье мое немного улучшилось: а между тем разные вопросы на меня сыплются, как снег. Некоторые из них походят для меня на загадки: тем не менее надобно отвечать. Таков вопрос о миссионерском учреждении. Записка моя о сем уже послана: однако желаю знать ваше мнение. Прочитайте и возвратите. – Еще высшей важности дело, кажется, получает движение – о святителе Тихоне. Прочитайте прилагаемое при сем сказание о чудесах и показание ризничаго. Первыя сказания, относящиеся, к довольно прошедшему времени, читал я прежде: оне, по моему мнению, могут иметь силу в деле. Но последнее обширное сказание (которому покойный преосвященный Антоний приписал большую силу в своем донесении, сказав, что действует по внушению Божественному), подлежит недоумению. Много явлений, много исцелений; а решительнаго не видно. Трудно понять видение, что святитель Митрофан служит молебен святителю Тихону. Прочитайте, возвратите и скажите ваше мнение. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Она изволила наведываться о вас. При предстательстве преподобнаго отца нашего Сергия, Господь да осенит молитву Их благодатию Своею, к миру и всякому благу Им и чрез Них 64 . 1463 Отцу наместнику и братии обителей мир. И. рукоположен: но хочет еще день или два ходить по Москве. А лучше бы пустынножителю спешить в пустыню. Ваш отдых в ските не требует прощения: потому что нужен и правилен. Давайте отдых труждающемуся телу: и тем сберегайте силы его для продолжения трудов. Возвещают прибытие Государя Императора в Москву в начале следующаго месяца. Копоть в моей комнате, едва ли может быть объяснена действием свеч. На мне был пояс крестовый белый, котораго долгие концы висели. Пояс около тела и ближайшая к нему часть концев остались белыми, а нижняя часть почернела. Копоть от свеч шла сверху, и скорее пала бы на верхния части пояса. Спорю о причине, чтобы вы вернее могли прекратить действие. Говорят, на железной дороге случилось что-то неприятное; и поезды прекращены. Что вы о сем знаете? Октября 8-го 1862. Прими труд сказать г. генералу Арбеневу следующее. Прокурор Синодальной конторы получает жалованья 857 р. и столовых 285. Ни квартиры, ни квартирных денег нет. Прошу его немедленно известить меня, примет ли он сие место с таким содержанием. Дело требует скораго решения. 1464 Отцу наместнику и братии обителей мир Господень. Положение о служителях темно, думаю, от того, что разрешение оставить при монастырях желающих, внесено случайно, как уступка, по требованию Св. Синода, без тщательнаго соображения последствий. Если представить вопрос: нужно ли им вписываться в крестьяне, по всей вероятности скажут: нужно; и сомнительное разрешение вовсе уничтожится. Но если служитель изъявит желание остаться: то можно выписать сказанное о сем в акте начальства, и сделать заключение: оставить и казенную плату уведомить. Если она промолчит: дело сделано. Если она представит своему начальству вопрос или решительное мнение о включении их в оклад: по крайней мере не мы разрушим дело. Но теперь казначей открыл мне особую сторону вашего вопроса: именно, могут ли дети служителей оставаться в сем звании по достижении совершенолетия. Это конечно невозможно. И то странно, что служители могут остаться в звании своем – уничтоженном. Как могут дети их вновь вступать в звание уничтоженное? –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010