30 декабря 1861 года Доброе правило, чтобы в случае недоумения и затруднительном предать себя Господу, «да якоже хощет» устроит о нас. Господь да оправдает веру Вашу добрыми последствиями. […] Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней. […] 8 января 1862 года Письмо к П. В. Хавскому 171 Письмом от 25 сего июня Вы требуете моего согласия на то, чтобы Ваше сочинение о поединках украсить, как Вы выразились, моим именем. Никогда не думал я, чтобы мое имя могло служить украшением какому-нибудь сочинению, и никогда не давал моего согласия на такое употребление моего имени. Добрые сынове мира, вероятно, почли бы оскорбленным мое имя, если бы увидели его на книге о поединках, хотя писанной, конечно, не в защиту поединков. Призываю Вам благословение Божие и, как одно из благословений, продолжение мирного долгоденствия. […] 30 июля 1867 года Письма к Е. Р. Вяземской 172 Орлы получил и сегодня стоял на них, поручая труд Тому, для Которого Вы их выработали иглою и Который нам повелевает, чтобы, смотря на них, вырабатывали орла духом. Вы не думали, может быть, что вышивали мне наставление, а я охотно так принимаю вашу работу. […] Без даты Сказать ли вкратце, что значат все причины Вашего уныния и самое уныние? Все – тайные призывания Божии, чтобы Вы паче и паче к Богу прибегали. Ибо хотя и теперь прибегаете, но, без сомнения, не почитаете себя достигшими; а Он, по благости Своей, все употребляет для привлечения Вас к Себе, для приближения и, наконец, для глубокого внутреннего соединения с Ним в вере и любви. В сем заключается отгадка многого загадочного в жизни, но отгадка сия так велика, что пока живем, часто загадка остается неотгаданною. Положимся на Премудрого, Который составил загадку жизни, и от Него же с терпением и надеждою подождем разрешения. Да разрешит Он Ваши заботы в спокойствие, скорби в утешение, молитвы в исполнение. Без даты Митра и орлец митрополита Филарета. Дар к 50-летию архиерейского служения святителя. 5 августа 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мне еще скорбь и затруднение: преосвященный викарий болен, и не может заменять меня в сии дни; а я не знаю, что могу. Призовите мне милосердие преподобнаго Сергия. Мир вам и братии. Марта 30-го 1862. Был у меня князь Губернатор, и сказывал, что дело о нашем гостинном доме решено губернским правлением против нас, потому что нет закона в нашу пользу. Я сказал, что нет закона и против нас; что под именем гостиницы смешаны разные вещи, и что мы, кажется, достаточно объяснили сие; а потому он может воспользоваться своим правом решить дело по своему убеждению. Он же признает, что есть нравственное убеждение в нашу пользу. Несколько склонился он на сие: но не знаю, решится ли. 1441 Отцу наместнику, вкупе с спасительным причастием скорби Господней, Господне благодатное утешение. Помнится, в ските оставил я пакет листовой величины, в котором бумаги, относящиеся к составлению службы святителю Тихону. Тут должно быть мое письмо к владыке Новгородскому или записка о акафистах. Она мне теперь нужна. Раскройте пакет; и если сия записка найдется в нем, не умедлите прислать ее ко мне. Преосвященный Смоленский составил акафист преподобным Кириллу и Мефодию, представил Св. Синоду, и родился вопрос: не прочитать ли его в день тысячелетия во всех церквах России? Согрешил я; мне кажется это боле придуманным, нежели возникшим из глубокаго усердия и благодарения Богу. Обще-обязательнаго Богослужения не умееи исполнить с полнотою, без поспешности и сокращений: а изобретаем протяженные службы, обильные более словами, нежели силою. Спорить сомнительно: с моей же стороны я предложил бы составить только канон, по возможности назидательный, и велел пропеть молебен так, чтобы канон был явственнее прочитан.       Или это только мое ленивое мудрование? Апреля 4-го 1862. Мне приходит на мысль, что с благодарственною за 1000 лет молитвою надлежало бы соединить покаянную и за многие, особенно в последние годы. 1442 Отцу наместнику и братии обителей целование общаго сорадования о Господе. Христос Воскресе!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Нынешняя казначея, поставленная вместе с Г., говорят, прежде чуждалась партий, и уже в новой своей должности прилепилась к Г. Может быть она не сделала бы затруднения, если бы осталась в должности и при Елисавете. Или же пусть бы избрали в казначеи ни бывшую, ни ныневшюю, а совсем новую, пользующуюся добрым мнением в обществе. Преосвященный Нектарий, говорят частию признает, что погрешил, чавстию продолжает утверждать Божественность своего жребия. По двум прилагаемым бумагам, велите казначею дать от меня рублей по десяти. Октября 30-го 1861. 1413 Отцу наместнику мир от Господа. Такожде и братии обителей. Виноват я в удержании указателя Лавры. Брал сию тетрадь в Лавру, чтобы там говорить о ней с вами, но там забыл; а здесь потом долго не находил ея, забыв где положена. Теперь посылаю. Просмотреть не имею времени. Делайте, что хотите. Заглавие предлагаю покороче написаннаго вами. Варшавския вести печальны, но и домашния не лучше. Неблагонамеренные хитры, смелы, взаимно соединены: защитники порядка недогадливы, робки, разделены. Польша мятежная видим связана с Венгриею, Венгрия с Италиею: в Испании недавно вспыхнул было мятеж в пользу Гарибальди и Мадзини: а как далеко простираются подземные корни этих ветвей, кто видит? Европа продолжает свое помешательство на слове: свобода, не примечая, как в Америке свобода проливает кровь, изменничает и варварствует. Прусский король своим коронованием и словами поднял мысль о монархии: и уже нужным оказалось ему и министрам оговориться и оправдываться в сем пред либеральной партией. Все заботятся о мире; и все ждут войны, и вооружаются более, нежели когда либо. Поистине это походит на приближение годины искушения, хотящия приити на всю вселенную. – Преосвященный Нектарий, после моих писем, после предоставленных ему разсуждений о жребии, после замечания в указе Св. Синода о неправильности купотребленнаго им жребия, после открытий сделанных следователями, – не смотря ни на что, пишет ко мне, чтобы я споспешествовал утверждению сделанных им распоряжений. Не могу понять, как находит он правильным такое свое требование. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Впрочем, слава Богу о всем. – Представление о водопроводе я утвердил. Но еще прошу тщательно осмотреться. Я посылал на Сухареву башню смотреть тамошнее водохранилище. По углам палаты есть сырость; а весной и осенью, говорят, и все стены покрываются водою. Красная башня не так толста стенами, как Сухарева: не будет ли больше сыра? и не будет ли промерзать, и вода в ней замерзать? – Наш Великий Авва да вразумит нас и управит! – Декабря 28-го Прочитайте прилагаемое письмо послушника. Думаю, не надобно входить с ним в сношение. – Велите казначею послать рублей 15 или 20 от меня Мигалову. – У меня встретилось два экземпляра календаря на следующий год. Посылаю вам один. 1481 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Благодарю за иконы. – С запискою о свечном проэкте не во всем согласиться можно. Она признает в свечном проэкте торговлю; и говорит, что он не противен церковным правилам. Мы решительно отрицаем его, и я уже послал о сем донесение в Синод. Желал бы сообщить вам мои дополнительные к проэкту Комиссии соображения: но они писаны мною по причине поспешности так, что вы не прочитаете; а переписками у меня уже замучены. – Нужно ли возвратить вам злое польское слово? Если бы не нужно было: то я послал бы оное в Петербург на всякий случай. Генваря 19-го 1863. 1482 Отцу наместнику и братии мир. Ксендц действует и правою и левою рукою. То льстит архиепископу, чтобы привлечь его на сторону мятежа, то порицает его, чтобы обезкуражить на законном пути и толкнуть на сторону мятежа. Злое слово конечно распространяют: найдется ли обличитель лукавства и клеветы на правительство? – Как далеко вы загадывате: «чрез века»! Не видим ли, как дни разрушают созданное веками? Кольми паче дни поглотят порождение минут.       Репорт и письмо, если угодно пойдут в Лавру в подлиннике, по прежним примерам. Велите о сем напомнить, когда будет здесь из Лавры, кто может взять. Генваря 21-го 1863. 1483 Божие благословение и мир и здравие отцу наместнику. Такожде и братии обителей. Щадите больное тело. Если оно получит день нужнаго ему покоя: воздаст многими днями здравия. А получив отказ в необходимом дне покоя, может умножить дни болезненные.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Посылаю письма, о которых вы писали, в подлиннике, к подобным. Только посылаемыя теперь читать, допускайте с разбором: а списывать не надобно. Посылаю и греческую хартию с приложениями. Она теперь говорит: как скоро приходит образ мира сего. Генваря 28-го 1863. 1484 Отцу наместнику и братии мир. Вифанских к рукоположению можете представить на следующей недели, или уже на второй поста. Слава Богу, что С. дарована мирная кончина. Прежде состояние здоровья ея было странное. – Вы писали, что учреждению сестер милосердия быть при Вознесенском монастыре неудобно, а удобнее соединить сие с предполагаемым учреждением княжны Г.; и вы желали, чтобы я предложил сие госпожам учредительницам сестер милосердия. Я и предложил сие чрез преосвященнаго Леонида; и потом у меня были княгиня Щ. и Г.С. Но сия возразила мне, что вы того мнения, что основанное учреждение должно быть в Вознесенском монастыре; а как и когда присоединятся к нему отрасли, не изъяснила. Княгиня Щ. полагает, чтобы избираемыя в сестры милосердия, год жили в Вознесенском монастыре и ходили за больными монахинями: а потом переходили в ея заведение, и оттуда ходили по больницам: но с сим вместе признается, что начальница у ней неудовлетворительна, хотя заведение существует 18 лет. Как все сие понять и сообразить? – Г.С. желает, чтобы я написал о сем вам. Вот и пишу и ожидаю ответа. – Из Петербургскаго подворья, или лучше о подворье, есть вести, что священнослужение происходит благоустроенно, что некоторые тяготятся долгим поминовением усопших, а другие довольны, что сие исполняется тщательно; что некоторые желают, чтобы в праздники были поучения на литургии, но что эконом не решается на сие без разрешения. Можно поручить ему, чтобы били непродолжительныя чтения, из поучений святых отцев, которые он выбирал бы приминительно к потребности и разумению слушателей. Были у вас два преосвященных. Я не имел времени предварить вас о их. А желал бы знать, как были сие посещения и проч. О службе преподобным Кириллу и Мефодию слышно, что преосвященные Евгений и Филофей думают, как бы встретить мои проэкты тропарей в печатный канон, а новаго составлять не думают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Декабря 31-го 1861. Вот еще медленность. Вчера поздно написал; не успел напечатать и отдать; а сего дня утром забыл. – О М. и говорил я Обер-полицейместеру, и написал к нему: но последствий не видно. Что писал М. в письме не знаю, только знаю, что подписался: Патриарх Иисус. Сие послано было в Петербург: там он признан сумасшедшим, и другое письмо его не представлено. 1421 Отцу наместнику и братии мир. Показание Феофана я нашел; и думал ныне послать за иеромонахом. Но как вы говорите, что надобность не настоятельна: то останавливаюсь, и желаю знать, требуете ли, чтобы я призвал к себе и у себя спросил иеромонаха? – О молитвенном прошении, может быть, я сказал не довольно твердо. Но я, кажется, сказал все, указав на заразу противурелигиозную, противунравственную и противунаучную. А что молитвенное прошение введено не ввиде предписания, а по примеру, это могло служить доказательством, что потребность в нем чувствую не я один. Мне казалось, что довольно высказать правду так, чтобы не могла раздражить и потревожить. Впрочем прошу прощения за самооправдание. – Больно слышать о П., что позади клеветы есть правда. Пред рукоположением говорит, что боится: но оставляет без внимания то, чего и должно бояться. Господи, отпусти нам неправды наша. – Благодарность преосвященному Евгению. Он с добрым разсужденим ведет свои дела душевныя и внешния. Генваря 2-го 1862. Если хотя за один год взять все худое их светских журналов, и соединить: то будет такой смрад, против котораго трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный. Надобно по частям взять нездравое, и предлагать врачество. Говорю о сем собратиям: но язык нововводителей скорее движется, нежели язык охранителей. Газета: День, предлагает дворянству совершить великий акт самоуничтожения. Не правда ли, что это очень новый род величия? – Посылаю пять экземпляров писем о. Макария для вас и для библиотек монастырских. Есть назидательное: но, кажется, лучше бы опустить иное личное и вещественное, о чем я и прежде напечатания говорил. 1422

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Июня 3-го 1866. 1630 Отцу наместнику и братии мир. Усиливаюсь собраться в Лавру: но еще не успеваю. Понадобилось остаться до четвертка: что далее, не знаю. Предложил я Собору вопросы о Вологодском ученике. По делам видно, что в тамошних учениках большое растройство нравственное, даже до подозрения в государственном преступлении. Употребить особенное дознание благонадежности желающего вступить в Лавру. Июня 6-го 1866. 1631 Мир Господень отцу наместнику и братии. Граф Дмитрий Андреевич располагается быть в субботу в Лавре – на Академическом экзамене. Предложите ему трапезу в моих келлиях, чего не мог я по нездоровью сделать в Москве. Также благословите его иконою. Июня 16-го 1866. 1632 Отцу наместнику мир. Обращаю к вам телеграмму. Впрочем буду держаться вашего известия, которое объявляется более верным. Никакой нужды не было вам быть при моем отъезде. Здравия вам.       Августа 15-го 1866. 1633 Отцу наместнику мир. В конце беседы моей с преосвященнейшим Иринархом, узнав, что нынешний день он останется в Лавре, думая для сего приехать. Но некоторое принуждение, которое я сделал себе вчера, и, может быть, переменившаяся погода делают меня неспособным исполнить предложенное. Изъясните Его Высокопреосвященству сие, угостите его трапезою вместо меня вы и скажите ему, что я остаюсь благодарным за его посещение и собеседование, в котором я нашел не только удовольствие, но и пользу. 1866.Сентября 3-го, 6 ч. утра. 1634 Отцу наместнику мир. Ожидается граф Дмитрий Андреевич. Пришлите сказать мне, когда прибудет; приготовьте ему помещение, и угостите его: ибо я не могу приехать в Лавру. Если он пожелает быть у меня: предварите меня, в какое время. Сентября 21-го 1866. 1635 Слава всемилосердому Богу и благодарение милосердому предстательству преподобнаго Сергия! – Путь мой совершился благополучно. Благодарю вас, отец наместник, за дело любви и попечения, к моему облегчению и миру. Сейчас получил письмо ваше. Но о сем после. Благодарю за слово охранения. Октября 7-го 1866. 1636 Выходя от всенощной, и встретя ваше письмо, я озаботился было мысленно: не случилось ли чего нечаяннаго. Слава Богу, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если г. генерал Арбенев у вас: известите его, что состоялось Высочайшее повеление быть ему прокурором Синодальной Конторы, с переименованием в действительные статские советники. Было попечение полное исполнить его желание: но так Богу угодно, чтобы он частию получил помощь, частию продолжил подвиг терпения. 1470 До министерства финансов дошли сведения, что в монастырях Московской и Тверской епархий сделаны большие запасы вина, и даже допущены склады вина посторонним лицам, для избежания акциза. За сим могут последовать обыски и взыскания. Надеюсь, что нет ничего подобнаго в Лавре, тем не менее нужным нахожу получить от вас, о. наместник, письменное удостоверение, для доставления, куда нужно. Примечание. На письме рукою о. наместника помечено: «Ноября 1862 г.» 1471 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за прием Киевскаго владыки, приятный ему. Приятно и мне примечать, что и вы им довольны. Но вы конечно утомлены были ожиданием. Это не моя вина. Он хотел выехать в час по полудни: но приехал на станцию тогда, как поезд уже ушел, и потому принужден был остаться до вечера. – Скитские рукоположены сегодня. – Благодарю за фотографическую икону преподобнаго Сергия. Отчетливо изображение. Кроткий взор. Умилительно. – О высочайшем путешествии в Лавру продолжается неизвестность. Ноября 18-го 1862. Очень зябну и простуживаюсь, даже не далее домовой церкви. Прежде от проницания воздуха защищала меня фуфайка из оленей кожи: но теперь она мне кажется очень холодною. Помнится, вы говорили, что из Архангельска прислана оленья кожа с маленькой шерстью. Если она не употреблена и не отдана: не сделают ли мне из нея фуфайку? – Может быть придет по состоянию моего тела. 1472 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за благоустроенное принятие Великаго Князя, и за весть о сем. О путешествии Их Величеств в Лавру ничего не слышу. Ноября 28-го 1862. 1473 Божие благословение и мир отцу наместнику и братии обителей. О высочайшем путешествии в Лавру продолжается молчание. Прежде Их Величества изволили говорить мне о сем: но потом ни в субботу после обеда, ни в понедельник, когда изволили посетить меня, ни во вторник, когда я был у Них с благодарностию, о путешествии в Лавру не говорили. Вероятно остаются в нерешимости по причине холода. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благодарю, отец наместник, что братолюбно обратили внимание на мое летоисчесление, и потом утверждаясь на письменных доказательствах, о которых я не знал, существуют ли. Долготерпелив Господь. Лет много: но это многолетие не паче ли осудит мою леность? Паки прошу молитв ваших. Простите, что я не согласился на примышление Фонтанскаго эконома. Надеюсь, найдете справедливою резолюцию. Может быть, владыка Новгородский не отказал бы: но, может быть, в то же время подумал бы: для чего чужие хотят выставлять себя здесь? – Лучше предостеречься от сего. Меня сковывают и опутывают дела. С 21-го Сентября до ныне на осми освящениях церкви я был, и еще три предстоят      , кроме четырех вне Москвы, от которых отказался. Мой будущий викарий не предварил меня о себе, и вдруг явился на всенощную вчера, после того, как я, не зная времени его прибытия, дал слово быть на освящениях церквей и в пятницу и в воскресенье. Если сдержать слово: бывшему и будущему викарию надобно будет ждать две недели. Итак, надобно нарушить данное слово. Чтобы главный олтарь Успенскаго собора оставить без разлома, это Государь Император утвердил. Но открылось новое затруднение. Когда проломили стену в предолтарии жертвенника: под каменным жертвенником оказался провал, простирающийся и далее жертвенника. Инженер находит сие открытие благотворным: потому что жертвенник и пол мог бы во время многолюдства в предолтарии обрушится бедственно. Завтра будет освидетельствование; а что далее , не знаю. Радуюсь добрым вестям о Хотькове и о успокоении богаделенных. От уфимской игумении я имел еще письмо на 142 страницах, полных красноречием не объясняющим дела. Под конец сбережено сказание, которым она, видно, надеялась поставить меня против первосвященнаго. Она обедала у Агриппины. Во время обеда Агриппина получила от преосвященнаго письмо с известием о моей смерти. Игумения пошла к себе и со всею братиею пела панихиду. Через несколько дней преосвященный получил известие, что я жив, и сказал: рано начал дело (а оно начато после моей смерти), однако кончу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Возвращаю Афонское письмо о двух схимонахах. И. надобно признавать тем, что он унес, а не тем, что он похитил на Афоне. Где теперь Т.? На Афоне ли? Не бродит ли по России с именем нашей обители? Надобно бы посоветовать добрым старцам Афонским, чтобы не полагались на слова, и желающим пострижения пришельцам назначили хотя годовой искус, вместо нашего трехлетняго. – Радуюсь, что Кашинцы утешены. – Была у вас конечно петербургская богомолица, едущая за границу. Сказала она о своем проэкте взять антиминс, складной престол, нашего эконома А. и еще монаха, и служить литургии где-нибудь на квартире у немца? Говорит, что мысль о престоле и антиминсе благосклонно принимали некоторые владыки в Петербурге. Я сказал, что о походной церкви суждение принадлежит владыке Новгородскому: а А. не может быть отлучен от нынешняго места. Апреля 19-го 1862. 1445 От Господа благодать, и мир, и спасение вам, отец наместник. Письмо ваше от 20-го дня прочитал я конечно не с меньшею скорбию, нежели с какой оно написано. Свидетельствуетесь совестию, что всегда предпринимали полезное Лавре. Никогда в сем я не сомневался. Но мы не непогрешительны. Обстоятельства переменчивы. Предприняли построение, в надежде исполнить оное способами Лавры: но оказалось, что они не достаточны. А я, по переменившимся обстоятельствам, усомнился и в том, достигнется ли предполагаемая польза, и спросил, нельзя ли сократить издержку. В сем нет ничего оскорбительнаго для вашего достоинства. – Говорите, что я отказал в просимой заимообразной сумме 13 т.р. Привожу точные слова моей резолюции: «подвергнуть Лавру долгу весьма не желательно». И далее: «предлагаю Собору разсудить, нельзя ли ограничится тем, что построено, не увеличивая здания, не строить третьяго этажа, и окончить дело, с меньшею выгодою, но с большею предосторожностию против затруднений». Это не отказ, а требование дополнительных сведений. Если на предложенный вопрос ответ будет: можно ограничиться; буду доволен. Если ответ будет: нельзя: могу решиться и на то, что «не желательно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010