Какия речи эконома разсказываются в письме служителя, видите. Сии, и прочие случаи в ясночть привести трудно: но и принебречь их нельзя.       В письме вашем читаю согласие ваше, что продолжительное время экономства в Петербурге вредит. Андрей Николаевич прибавляет, что вы и преемника Г. называли: А. Вот причины, на которых основана последняя часть моего предписания. Не посетуйте, что предлежит труд избрать новаго эконома; потрудитесь избрать со вниманием, чтобы достойно мог прдставлять Лавру вдали от нея. Ноября 11-го 1860. Андрей Николаевич рассказывает много разнообразнаго неожиданнаго. В первую неделю великаго поста и в страстную, когда устав церковный сосредоточивает внимание на покаянии и страданиях Христовых, и устраняет посторонния службы, эконом совершает в церкви Акафисты. Неудовольствие благотворителя подворья А.Н. объясняет тем, что благотворитель обещал 7,000 р., а эконом употребил 22,000 р. Трудно представить, чтобы разность была так велика? – Откуда эконом мог взять деньги, чтобы покрыть такую передержку? – 1351       Отцу наместнику и братии мир. Сей час извещен я, что Прусский принц Алберт в следующий понедельник посетит Лавру. Вероятно, он выедет из Москвы часов в 9 утра, и прибудет в Лавру часу во втором. На вопрос князя Горчакова, где будет ему помещение, я сказал, что найдется порядочное помещение в гостинице. Но он возразил: прилично ли? – Приготовьте ему помещение в Лавре, и если нет другаго удобнаго, назначьте мои келии. Он пробудет, вероятно, часа два, для обозрения примечательнаго. Может ли кто из братии говорить понемецки или пофранцузски? Если нет: пригласите из Академии, по соглашению с о. ректором.Скажите ему, что принц, вероятно, посетит и Академию. Ноября 11-го 1860. 1352 Мир вам, отец наместник, охранямый терпением, и не нарушимый смущением. Не спорю против того, что я поторопился: но я так обременен был тяжелыми сведениями, что находил нужным искать скораго исхода. Теперь вы представляете сведения противоположныя полученным мною: но жаль, что вы не присовокупили, как полагали бы вы исправить сделанное, без большой неблаговидности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Февраля 6-го 1860. 1314 Благодарю, отец наместник, за слово утешения. Но думаю, что скорблю мало в соображении с тем, что видится и представляется угрожающим. О известной записке озабочивало меня то, не слишком ли сильно я выразился, и таким образом сам подал причину к немирному на нее взгляду. Но я думал, что если выражусь слегка, не почувствуют важности и вреда сделанной неправильности; и что письмо, которое теперь у вас, умягчит действие записки. Но есть признаки, что письмо не помогло сему. Дело о снятии сана много озабочивает потому, что против мнения первенствующего члена все прочие, а его мнение неудобно защищать; а противное мнение вредно. В таком виде дело должно придти к Государю. С некоторого времени он имеет обычай предлагать сомнительныя дела Комитету Министров. В сем Комитете нет ныне человека, подобнаго покойному князю Александру Николаевичу Голицыну, который бы отделил в деле собственно церковное не подлежащее светскому суждению. Итак может случится, что Комитет пересудит все дело по своему: и таким образом станет над головою С.Синода. От нещастнаго примера может родится нещестный обычай. Я сообщил мои мысли владыки Новгородскому 40 и, благодарение его правдивости и самоотвержению, он мирно принял мои мысли, дал иное направление делу, и обещал в домашнем совещании стараться достигнуть лучшаго решения дела. Впрочем, я в отношении к графу действую, как прежде. Третьего дня послал к нему (также и ко владыке) окончательное мое мнение по делу о снятии сана. Завтра надеюсь послать разсмотрение проэкта Миссионерскаго общества для обращения евреев. Проэкт составлен новокрещенным евреем протестантом. Составитель проэкта представляет о еврееях сведения странныя и постыдныя для правительства. Число прописаных он полагает более числа записанных в ревизию. В молитве, которую в синагогах произносят о благоденствиях Государя, в той же молитве просят разрушения всех нееврейских царств, и покорения всех народов престолу Давидову. Составитель проэкта предлагает между прочим разные меры гражданския и финансовыя, которых принятие трудно надеятся, а также и вернаго исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Прошу молитв ваших. Декабря 26-го 1858. 1252 Отцу наместнику и братии мир от Господа. Бог благословит вашу, отец наместник, заботу о наших общих делах. О книжке о сельском духовенстве надобно бы написать правду. И мне думалось написать что нибудь: но я утопаю в делах, и не могу выплыть. У меня не мало дел, на которыя ждут ответа в Петербурге: а я все не успеваю. Написать что нибудь о училищной жизни в истинном ея виде, может быть не безполезно. Но лучше, чтобы это сделалось не по приказанию начальства, а как бы само собою. Передайте мысль о сем о. ректору Академии, чтобы она дошла до тех, которые могли бы ее порядочно исполнить, и скажите ему, что я нахожу сие заслуживающим внимания. На путешествие С. не гневайтесь. Он едет по приглашению графа Путятина, с сим графом, в качестве наставника сына его, и между прочим потому принял сие приглашение, что надеется чрез сие иметь облегчение для своего здоровья: потому что при нездоровье, которое заставило его оставить учебную службу, его пред сим определили в должность Синодскаго секретаря, по отделению дел весьма запущенному, и он должен был ночи проводить без сна для приготовления дел к докладу, при недостатке хороших помощников. Поручение же ему изучить училища дано кстати. К числу учеников, у которых в последнем десятилетии прошедшаго столетия, в классе, в руках мерзли в чернильнице чернилы, принадлежал и я в Коломне. В Лавре, уже в нынешнем столетии, в аудиторию, которая ныне составляет часть библиотеки, владыка Платон пришел к нам на Богословскую лекцию в шубе и в шапке крымских овчин; и посидев немного, натопил нам залу, сказав: и в поучении моем разгорится огнь. Вы говорите, что по десяти лет лежат сметы для учебных заведений. Можно прибавить. В 1825 году, осматривая Владимирскую семинарию, доносил я, что недостаток зданий нестерпимый даже для классов по числу учащихся; а общаго жительства нет. Семинария до сих пор не удовлетворена – 43 года. Странныя и даже сожаления достойныя известия получил я о преосвященном Чернигорском. В ведомостях он назван был архиепископом. Я сему не поверил. Потом он сам на архиерейской присяге подписался архиепископом: можно ли было подозревать? Ноя велел еще Чудовскому наместнику спросить его: когда он произведен в архиепископа? Он отвечал: на другой, или на третий день по рукоположении. Но теперь достоверно, что он никогда произведен не был. Разве ведомости принял он за документ? Из Янины же пишут, что он сын униата; что Австрийский подданный; что в Черногорию в архимандрита введен был Австриею; и наводят сомнение и на образ мысли его и на образ жизни. По времени сих сведений должно полагать, что Св. Синод имел их в виду прежде рукоположения. И то непонятно, что преосвященный Черногорский приехал в Москву с намерением ехать в Киев: но поехал прямо в Варшаву.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Что за уставныя грамоты с бывшими штатно-служителями? – Лавра не помещик; а они не крестьяне, и не имеют права требовать наделения землею от Лавры. А если принадлежат к крестьянским селениям; то от них и земли должны просить. Не ясно для меня, чего хочет Лавра относительно земли штатнослужительской в посаде. Домы, которые внутри границы лаврской площади, должны быть снесены; или, если их владельцы хотят некоторое время жить на том же месте, то должны землю под ними взять у Лавры по контракту на аренду на срок. – Напрасно оные были допущены. – Что касается до земли, отведенной от посада для домов служителей: сомнительно, может ли Лавра удержать хотя часть ея, не занятую домами бывших служителей. А на которой они живут: на ту данных могут просить от посада сами. Что касается до Вифанских: как они живут на монастырской земле, на которую теперь не имеют права; то они должны ее очистить в умеренный срок. При некоторых монастырях сие уже делается. На переселение дано полгода. Строить и починять домы надобно запретить им теперь же. – Паки прошу вам от Господа мира и здравия. Марта 16-го 1864. 1535 От Господа мир отцу наместнику и братии обителей. Дивлюсь я не редко нынешнему времени, в которое люди, при возрастающей повидимому образованности, оказываются не так осмотрительными в поступках, как в прежнее время; и даже те же люди, при возрастающей опытности, являются менее основательными, нежели за несколько лет. Это примечается и в малом и в великом. Не думал я, что о. А., занимая почетное и спокойное положение в Лавре, имея удобство быть в сношении с некоторыми добрыми посетителями Лавры, почтительном для него, душеполезном для них, при некрепких уже силах, захочет переменить сие положение на новое место и бремя. Не ожидал я того, чтобы о. П., который при своем послушном и простодушном действовании, казалось, внес уже одну ногу в рай, – чтобы он вздумал поднять сию ногу на тяжелую ступень настоятельства. Да устроит Господь полезное им и чрез них. Скажите только им, что согрешат пред преподобным Сергием, если вздумают сманивать и красть людей из Лавры. Пусть пользуются тем, что найдут на месте, которое избрали. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мир Господень отцу наместнику и братии обителй. Сего дня после обеда полуцчил я письмо ваше о предполагаемом вами путешествии. За несколько дней я слышал о сем; и почитал это решенным; и ожидаю вас. Не помню, что вы писали о сем прежде. Может быть я принял писанное за известие, и не почел нужным отвечать; или прочитав ваше письмо, и не успев отвечать вскоре, потом забыл. Бог благословит путь ваш. Ожидаю собеседования с вами; тогда как многое писать не удается. О скудости моей памяти, и о нужде напоминать мне, о чем замедлю, кажется говорил я и прежде, и теперь прошу. О. Филарету желаю помощи Божией. Сынов его, по одобрении вами поведения их, рукоположить можно; а хорошо было бы усилить их приспособление у церковной службе. Сперва, на время, одного рукоположить в иеродьякона, чтобы потом надежней было произвесть в иеромонаха, и с тем вместе другаго в иеродьякона. Генваря 6-го 1862. 1423 Отцу наместнику и братии мир. Облегчили вы меня, отец наместник, письмом от 5 дня сего Генваря. Об охранении капиталов надобно заботится, но не так, чтобы завязывать новые трудные узлы. – О Дивееве не помню, писал ли я вам, что пишет преосвященный Феофан. Елисавета возстановлена в начальство только 17 Ноября. Денег не нашла в монастыре ни копейки. Саровский строитель хотел было отказать Дивееву во всякой помощи: но благодарность преосвященному Феофану; он велел помагать. Некоторых сестер нет в монастыре; начальствующия прежде не называют, куда отпущены. Из Петербурга слышу, что партия Г. успевает; и следователи оклеветаны. Спаси нас, Господи. – Не думал я, что клевета Гуслицкаго иеромонаха может произвести много смущения. На Гуслицкаго строителя есть такая же клевета: но он продолжает свое дело; и клевета теперь опровержена дознанием. – Показание Ф. отделил я от вашего письма, к делам оффициальным: но теперь не нахожу. Оно без сомнения, между ими в скромном месте: но, забыв место, не скоро найду; напишите оное в другой раз и пришлите. Я приму скромно меры против клеветы. – О М. меня уведомили, что он хочет идти в Петербург; и я писал к Генерал-губернатору, чтобы отъискать его: а оказывается, что он уже в Петербурге. – Как же он не умоповрежденный, когда подписывается: патриарх Иисус? – Что он, находясь в Петербурге, посылает письма из Сергиевскаго посада, это вероятно так, чтобы они были не от его имени. – Петербургская Консистория, вероятно, не пошлет его за присмотром: а получив билет, он будет в том же положении, как и прежде с просроченным паспортом. Но если он взят: то теперь уже что нибудь сделано. Увидим. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Чтобы вы видели, с какими делами приходится бороться, посылаю одну бумагу, которую прочитав, возвратите, и, если она подаст вам какую мысль, скажите, хотя впрочем уже поздно писать о сем еще. В половине Апреля прислали указ, и назначили срок от имени Государя 1 Мая. Новый контроль поставил начало: должна быть одна касса в государстве. Потому хотят увлечь и наши лепты в пучину. Маия 4-го 1859. 1276 Отцу наместнику и братии мир от Господа. Контракт переписан для порядка и точности. Надеюсь, что это не сделает затруднения. Кончина архим. Арсения, вероятно, причинит затруднение. Не за то ли послано лишение архимандрита, что слишком сильно действовано в приобретении той епархии архиерея по желанию? Есть о сем печальныя вести, если справедливы. Имеется указ о благотворителе нашем Суханове. Не гневайтесь. У меня в виду подобный случай, что просили крест Станислава, а дали медаль на Аннинской ленте. Не написать ли от меня к нему? Пришлите мне проэкт письма. – У меня теперь немало сведений с востока, и большей частию печальныя и затрудняющия. Патриарха Иерусалимскаго долго звали, и не могли дозваться из Константинополя в Иерусалим. Вдруг он поднялся, и объявил: иду умерить Русскаго епископа. В донесениях пр. Мелитопольскаго есть выражения: злоба патриарха. С консулом у пр. Мелитопольскаго война. Арабы очень хорошо приняли преосвященнаго Кирилла, и прислали жалобу на патриарха. Но кто может исправлять патриархов? – Господу помолимся! Маия 12-го 1859. Когда строитель предложил мне, чтобы звать вас на освящение храма: я говорил ему, что это едва ли удобно; и отдал сие на вашу волю. И теперь охотно соглашаюсь, чтобы вы оставались в Лавре, где пребывание ваше много нужнее предлагаемаго путешествия. Давно вы ничего не пишите мне о Крайневе. Напишите мне о нем оффициально, как его усматриваете, и как нужно далее поступить с ним. Сие требуется по полученному указу. Маия 14-го. 1277 Отцу наместнику и братии мир. Посылаю вам, отец наместник, письмо преосвященнаго Нижегородскаго к Андрею Николаевичу о Дивеевских. Прочитайте, и скажите, что можно было бы отвечать по правде ради пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Верьте или нет, только эта правда, что доклада о деньгах мне еще не дали прочитать. Утром обещал я написать письмо сие: и только в 11 часу вечера пишу. Марта 22-го 1862. Вероятно дошел до вас слух об оскорблении святыни, в одной из гимназий Петербургских. Что делалось во Франции по разрушении законнаго правительства: то в России при законном правительстве.       Боже, суд Твой цареви даждь! 1439 Отцу наместнику мир. Узнаю, что эконом еще здесь; и вспоминаю нужное слово. Командир фрегата, посылаемаго в кругосветное путешествие, с ученою целию, находя, что в Петербурге дают на флот иеромонахов удовлетворительных, ищет здесь образованнаго и назитательнаго. Я сказал, что эту задачу разрешить трудно. А если можно: было бы полезно. Не найдется ли способнаго из иеромонахов или священников в Лавре? – Надобно, чтобы человек был не только добраго жития, но и с познаниями; потому что будет в обществе ученых. Марта 23-го 1862. 1440 Мир и здравие вам, отец наместник. Если изнемогаете: дайте себе нужную долю покоя, чтобы не увеличить изнеможения, и чтобы приготовить силу к великим дням. Молитва преподобнаго отца нашего Сергия да будет нашей силою. А со мною что прикажете делать? Право, не время ли в тесную келию. Иное не могу; иное не помню; и от того затруднения. Получив Горбуноское прошение, не помню, видел ли я, что на нем есть подпись храмоздателей. Может быть и видел, но забыл. Когда дело составилось из нескольких прошений и справок: преосвященный викарий, представляя мне оное, не напомнил, что есть избрание дьякона храмоздателями; и Консистория пропустила означить сие в справке, потому я назначил по старшинству Софринскаго дьякона. Теперь оказалось нужным переделать сделанное, и он останется в неприятном положении; и надобно будет искать ему место для его удовлетворения. Посылаю список с резолюции; передайте в Горбуново для успокоения.       Простите мое упрямство. Служебник преподобнаго Сергия не переменил моих мыслей. Я смотрел четыре издания служебника патриарших времен: во всех на великой ектинии: о царе нашем имя рек, и только в двух изданиях на сугубой ектении прибавлено: о царице нашей имя рек. Посему можно думать, что по особенному отношению преподобнаго Сергия к семейству великаго князя, в написанном для преподобнаго Сергия служебнике упомянуто и семейство великаго князя. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Меня сию зиму не раз пояшут и ведут на освящение церквей: так и в следующее воскресение. Можете прислать Агапита к следующей середе, в которую предполагаю исполнить долг сороковаго дня по Киевскому владыке, или уже в пост. – О известных вам выражениях бесед владыки Новогородского я имел случай, и возымел дерзновение, упомянуть ему в письме 15 . Он принял благодушно. Жаль, что там между братий недовольно братского общения. Дела крестьян я касаться и не думал. И не мое дело, и трудно представить, что можно было бы благонадежно сделать, когда дело получило ход, возвратиться не удобно, призванные действователи не видят, что делать, и между ними нет единства. Надобно молится, чтобы Господь наставил их на истинное и полезное. Некто говорит, что дворянство не ознакомлено с предложенным ему предметом, и для наставления его хочет издавать журнал. Когда же поспеет сие наставление, когда дело уже начато, и должно быь окончено в короткий срок? – В конце двадцатипятилетнего царствования покойного Императора мне прислано было из Петербурга безъименное письмо, писанное дамою, в котором уговаривали меня возбудить патриотов поднести Государю почетное наименование. На сих днях я получил прилагаемое при сем письмо, которое, прочитав, прошу возвратить. Не значит ли это, что и у нас, как некогда во Франции, являются и женщины, готовые проповедывать коммунистическую республику? – Неизвестный офицер прислал при письме, обличающем развращение нашей литературы, лист Иллюстрации, в котором на одной странице описан Гумбердт и освобождение Пием IX бунтовщика их замка святаго Ангела: а по средине сего листа очерчен широкий крест и в нем изображена вверху глава Предтечи, посредине тайная вечеря, а внизу глава Спасителя, что и под листом означено. Можно ли думать, что это по глупости, а не с злым намерением? – Не знаю, почему не послали сего к владыке Новгородскому, в епархии которого издается Иллюстрация. Если напишу о сем, вмешаюсь в чужое дело: а и молчание едва ли будет справедливо. – Сегодня приехал, и был у меня, преосвященный Камчатский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1514 Нас несколько смущает лишь одно в сочинении его: с одной стороны он находит неправыми тех писателей, которые в числе второстепенных и неважных мотивов, вызвавших столкновение двух церквей в XI-м веке, ставят «беспокойный и запальчивый характер» Керулария (1884 г., I, 637), а с другой стороны указывает что Керуларий некогда был главой заговорщиков в Византии (1885 г., стр. 95) Нам кажется, что заговорщики всегда отличаются беспокойным характером и что человек такого характера вносит эту черту своей личности во всякое дело, особенно же дело первостепенной важности. Да и как понимать замечание самого г. Скабалановича (сейчас приведенное в тексте), что Керуларий «менее других повинен в печальном факте разделения церквей?». Если «менее», то, значит, все же повинен; и если повинен хотя и мало, то в чем другом можно находить эту малую виновность его, помимо свойств его характера? 1516 Соглашаясь с отзывом нашего критика о книге Преображенского в других отношениях, мы, однако ж не разделяем его мнения, что автор книги о Фотии читал Гергенрётера, ибо толстые тома этого ученого (из которых в 3-м 887 стр.), он называет «книжкою» (стр. 3) «Книжка» – в три объемистых тома! Возможно, что Преображенский и не видал Гергенретера. Правда, он цитирует Гергенрётера, но цитаты можно брать из вторых рук; правда также, он в другом месте называет сочинение это трехтомным, но ошибается в обозначении года его издания, ставит 1867 вм. 1867–1869 (подозрительная обмолвка писателя, будто бы читавшего Гергенр.). 1519 Митрополитом Московским Платоном (Левитиным), скончавшимся в 1812 году 11 ноября и при жизни особенно любившим Троицкую Лаврскую семинарию, на месте которой в 1814 г. открыта Московская духовная академия и в которой с 1800 по 1803 учился и с 1803 по 1808 был учителем Василий Михайлович Дроздов, что впоследствии митрополит Московский Филарет. 1520 Митрополит Филарет, в звании ректора Спб. Дух. академии, в 1815 и 1818 годах ревизовали Московскою духовную академию, а с 1821 года, в качестве Московского архипастыря, сделался даже и главным начальником сей академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какими нерадивыми и невежественными являются здесь священнослужители? Узнав сие, миряне с уважением ли придут к священнику для таинств и для духовных советов? И как будут судить благоговейные, когда из циркуляра узнают, что для ранних литургий соединены причастные правила с утренею и часами; что в святую воду приливают простую………………; что дрянная помада не запрещена.................... дать совет, что лучше вода, что об антиминсах, которых чистота нарушена, не сделано никакого распоряжения. По моему мнению, осторожнее было бы или предписать секретно или передать словесными наставлениями. Примите мое душевное сочувствие, ………….. но простите мне ………. 169 . Вашего Преосвященства покорный слуга Филарет М. Московский . Генв. С, 1867 г. о) Преосвященнейший Владыко, досточтимый о Господе брат! Благодарю, что Вы мирно приняли мое откровенное слово. К прискорбию, опасение мое сбывается. Циркуляр Ваш напечатан в «Петербургских ведомостях», а еще более неприятным образом в «Домашней беседе». Обличение 170 ………. в ином смысле, при ином состоянии и умов не удобно принимать за образец для нынешнего времени. Публичность суда над священником делает вообще неприятное впечатление, но обличение священников и за легкомысленное отношение к святыне и богослужению бросает тень вообще на духовенство, на виновных и невиноватых, и ослабляет в мирянах уважение к духовенству. – Против нормального числа учеников в семинариях я писал давно и недавно. Некоторое действие произведено в последнее время: но довольное ли, не имею возможности определить; и потому недоумеваю, писать ли еще; и спросят ли еще меня, не знаю. Дело требует проницательности и твердости братий наших, заседающих в Св. Синоде. – Православные церкви обращать в единоверческие значило бы переходить от совершенного к менее совершенному и на пути от разделения к единству отступить более или менее назад. Надобно стараться избегать сего, и вразумлять единоверцев быть истинными единоверцами. В Москве единоверцы свой чин соблюдают, но и православной церкви не чуждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010