Если вы на сие согласны, то в сем смысле велите составить рисунок, и покажите мне. Позвольте просить вас, чтобы вы берегли себя. Не надобно становиться в Троицком Соборе у самой западной двери. Я становлюсь обыкновенно на второе место: но и здесь иногда чувствую течение воздуха в дверь. В день Богоявления надобно было вам к литургии одеться не тяжело: а во время причастна переоблачиться и прибавить теплую одежду для крестного хода. У о. Макария 2 были некоторые мысли, очень своеобразныя, как например, мысль уйти за границу, и где-нибудь умереть в безвестности, что не исполнилось потому, что в ночь перед начатия путешествия он занемог и вскоре скончался. Но он был искренний слуга Христа Бога; и конечно примечательно, что он во время не скорбное предрекал скорби за небрежение о распространении слова Божия, и скорби потом пришли. Мне приходит на мысль составленный о русском переводе Священного Писания осьмью архиереями и двумя протопресвитерами, необыкновенно полным синодальным собранием, протокол послать Киевскому владыке, чтобы он размыслил, точно ли надобно ему одному остановить сие дело: ибо оно остановлено его мыслию, сообщенной графу Александру Петровичу. Мир вам и братии. Примечание. Письмо без означения времени, когда писано; полагается здесь по связи с предшествующим письмам и потому, что «день Богоявления» упоминается здесь, как день недавно прошедший.        1138 Отцу наместнику мир и братии. В описи вкладов иное не понятно. Дворянин Соколов дал крест с подписями о св. мощах, которых нет. От чего это? И неблагообразно в описи. Зачем покойный ризничий Симеон оставил крест Киевской губернии в местечке Лисянке, и почему сей крест долго странствовал? Под вклад князя Хилкова, ковчег, с каким-то репьем внутри с ручкою, – что это такое? Отправлявшимся в Петербург, прежде прочтения письма вашего, я уже сказал то, что вы писали. Совет им дать побужден я был между прочим тем, что об экономе, теперь оттуда отзываемом, слышал неприятное относительно поведения его. Надпись на имеющем устроиться Евангелии может быть положена в том месте, как вы предлагали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но вмешательство в сие дело со стороны российской епархии не обещает успеха, и угрожает несогласием. 374 1867 г. 16 января. Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, по поводу намерения униатского епископа Рафаила возвратиться в православие Граф Д. А. Толстой доверительным отношением, от 17 января, 1867 г., за 222, уведомил митрополита Филарета, что русский посланник в Константинополе получил от доверенных лиц уведомление о высказанном, будто бы, униатским епископом Рафаилом 375 намерении возвратиться в православие и бежать в Россию, впредь до разрешения болгарского вопроса, т. е. до того времени, когда ему возможно будет получить одну из болгарских епархий; что посланник, не будучи еще уверен в справедливости сего известия, но имея в виду необходимость действовать безотлагательно, в случае непосредственного обращения к нему епископа Рафаила, испрашивал разрешения министерства иностранных дел, может ли он обещать Рафаилу содержание, где и в каком размере, и вообще какие будут условия пребывания его в России, и что министерство сообщило об этом обстоятельстве на заключение Святейшего Синода. Посему граф Толстой просил митрополита сообщить ему отзыв по настоящему делу. Доверительно. Сиятельнейший граф, милостивый государь. Доверительным отношением вашего сиятельства, от 14 сего января, 222, требуется мнение о униатском епископе Рафаиле, намеревающемся обратиться в православие и бежать в Россию, впредь до разрешения болгарского вопроса, т. е. до того времени, когда ему возможно 6удет получить одну из болгарских епархий. Из депеши русского консула в Адрианополе 376 , от 1 декабря, 1865 года, 250, видно, что Рафаил был некогда диаконом при болгарском (низложенном патриархом) архиерее Авксентии, и удален был за безнравственное поведение; что Рафаил старался внушить униатам «дух вражды и злобы»; что, по его наущению, униаты в 1862 году «выгнали димотийского митрополита, разорвали ему в клочки рясу и вырвали из бороды волосы». В приложенном при той же депеше письме Рафаила он побуждает жителей Ибрюума прогнать владыку ортакийского; греческих владык называет «проклятыми» и говорит, что «следует задавать им деревянный Господь» (побои палками).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сделайте милость, устраните от внимания человеческие недостатки; и с терпением разсмотрите дело обители, и человеколюбиво призрите на бедных и престарелых, о жилище которых идет дело. Высоту нижняго этажа      игумения полагает в три с небольшим аршина. Будет ли удобно поместить здесь свод? И благонадежно ли будет держать его стена, которая, хотя и на грунте поставлена, как вы нашли, но на грунте, сквозь который теперь пробивается вода? Для свода теперь есть только часть, а не все потребное количество материала: следственно дело не скоро может сделаться. Что делать с заключенным плотничным подрядом? Свод, продлив дело, не произведет ли то, что здание не будет способно принять жителей на зиму, тогда как некоторыя из помещений, в которыя выселены богаделенныя, суть только летния, и следственно на зиму разместить их будет трудно? Мне кажется, сии вопросы требуют внимания: но я умею только спрашивать, а отвечать не умею. Ради преподобных Кирилла и Марии прошу вас терпеливо разсмотреть представляющиеся затруднения, и изыскать исход из оных. Вы одолжили бы мне, если бы написали мне о сем вскоре, дабы уменьшением затруднений дать силу моим увещаниям игумении, чтобы продолжала должность. Мне приходит еще на мысль, не было ли бы полезно подкрепить ее помощницею. Но не вижу способного лица, а игумения не указывает такого лица из своих сестер. Притом надобно, чтобы помощница была единомышленною с начальницею, а иначе могут возникнуть новыя затруднения. Ожидаю и надеюсь вашей помощи моей немощи. Мая 22-го1858. 1217 Отцу наместнику мир мног. Потом и братии. Благодарю много за письмо от 24-го дня. Оно успокаивает меня в отношении к Хотьковскому монастырю. Предлагаемый вами надзор за исправлением богадельнаго здания игумения примет за благодеяние, и я за одолжение мне; потому что им прекращается затруднение, которое я не ум ел бы разрешить. Господь да устроит, чтобы не тяжек был вам, несущему тяготя немощных. Игумении я сказал, что по долгу моему не признаю удобным уволить ее от должности. Мысль о помощнице отлагаю до усмотрения. Правой рукою начальницы может быть помощница совершенно единомышленная: при недостатке сего может она быть в тягость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благодарю за продолжаемое вами о мне попечение. Совет ваш, чтобы не встречать крестнаго хода в Сретенском 27-го дня, получил я вчера 30. Однако я поступил так, как вы советовали; и не мог иначе. Продолжалась скудость сил, и некоторое ощущение тягости, наводившее опасения: это особенно значительно было третьего дня: но, несмотря на то, я должен был принять несколько посещений необходимых. Вчера из Успенскаго собора зашел в Чудов, в ожидании литургии придворной, и нашел келии такие холодныя, что тут же почувствовал простудную боль; но наконец догадался надеть шубу. Ныне случилось некратковременное ожидание пред служением, и я очень устал, и едва слышимо говорил. Теперь отдыхаю. Слава Богу о всем. – Вопрос, ехать ли в Коломну, стоит передо мною. Еще не знаю, как разрешу. – Уже не один год тому, как я говорил, что мне нужно, вместо резнаго написанное Распятие Господне, в залу, или по старому в крестовую палату. Вы конечно забыли; а я не докучал. Не отдадите ли мне теперь оставшееся после ризничаго, в память его и моего болезненаго привитания у него, да поминаю последняя. Москва. Августа 31-го 1858. 1226 Благодарю, отец наместник на молитву о моем недостоинстве, а также и за совет о сбережении моих оскудевающих сил. От однаго зова на освящение храма, именно в Купавну, я отказался. А о поездке в Коломну, признаюсь еще недоумеваю. Так очень обнадеженны, и отсрочили освящение для меня: следственно я виноват буду, и в том, что отсрочку предложил, и в том, что обещание не исполнил. Притом я слабее бываю дома, нежели вне у дела. 31-го дня прошедшаго месяца я очень устал в Знаменском монастыре: но оказалось, что на другой день я чувствовал себя крепче и лучше, нежели во все предыдущие дни со времени возвращения из Лавры. Будет в Лавре владыка Киевский. Я предложил ему остановиться в моих келиях. Примите его, упокойте, угостите, и икону представьте ему от обители и настоятеля. Предложите, не пожелает ли служить. Что говорит комета, ведает Премудрость Божия. Неприятное говорит не одна комета. Особенно грехи наши заставляют бояться жезла наказующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Желаю вам радостно праздновать успение и воскресение Божией Матери: но я после здешняго праздника не надеюсь быть в силах на другой же день путешествовать и начать праздник в ските. Думаю, не решусь на то, что и после решимости может оказаться безуспешным. Вы много занялись киевским послушниками, может быть потому, между прочим, что сказанное мною поняли не по моей мысли. Я никак не предлагал принять их, если придут, на жительство: а если и употребил слово принять, то разумел, как их встретить и как обойтись с ними; и письмо послал для того, чтобы вы смотрели на них, не только так, как они явятся, но и как оказали себя в письме. Я даже хотел прямо сказать, чтобы не принимать их в скит: но удержался, чтобы не стеснять вашего рассуждения. Августа 10-го 1857. 1175 Отцу наместнику и братии мир. Особенный случай заставляет меня решительно отказаться от участия в скитском празднике. Три дня сряду имел я долгое кровотечение частыми каплями из носа, но в последний день более получаса, почему почел не излишнею предосторожностью пригласить врача. Он нашел нужным употребить средства к прекращению, и только через немалое время кровь остановилась, не сама собою, но преградою запекшейся крови. Это было в субботу. До сих пор кровотечение не возобновлялось: но по временам чувствую туман в голове и волнение в левой половине тела. Думаю нужна предосторожность, чтобы не подвергать себя очень долгим и напряженным усилиям. Празднуйте с миром и утешением, не отчуждая меня от общения молитв ваших. Августа 13-го 1857. 1176 Божие благословение отцу наместнику, такожде и братии обителей. Мне обыкновенно досужнее, когда болен. Вчера был я в Архангельском соборе при сырости и холоде, без опасения за нынешний день: но ныне принужден оставаться в келии. Бог благословит ваше попечение об общеполезном. Благодарю за напоминание о переводе Св. Писания. Я не думал было, что нужно объяснять сие дело пр. Иннокентию. Но когда получил ваше письмо 25-го дня вечером, едва не потерял надежду говорить с ним; потому что 26 день занят Царским праздником и приготовлением к служению 27 дня, на который перенесен крестный ход, в сей день преосвященный располагался отбыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово: ливерия, она произнесла говоря со мною, иначе, с изменением некоторых букв, но как, теперь с точностью не вспомню. И что за сила ходатайствующая? Разве это, по применению к выражению: силы небесныя, есть некий Ангельский дух? – Но мне она истолковала это неизвестное слово, как означающее некую часть небесных духов, очередную для возношения молитв от человеков не имеющих дерзновения. Если у ней есть записки: то не бесполезно, думаю, было бы выпросить оныя. Поминать преосвященнаго Иннокентия при безкровной жертве, с прочими, по милости Божией, не оставляю, как ни немощно мое воспоминание. – О магнетизме, когда спрашивали меня, употребить ли, отвечал и я, что христианам даны высшия и вернейшия силы, вера и молитва; и что следственно пускаться в низший, ощупью пролагаемый своемыслием человеческим есть упадок. Но чтобы приписать действие магнетизма одному телу, это не объяснило бы явлений. Как тело может указать на мышьяк, в качестве лекарства. – Прочитайте прилагаемую рукопись, извлечение из бумаг Тихона Смирнова. Не годились бы для некоторых его простые наставления, если сделать их известными? – Августа 29-го 1860. Нашел я как-то долго забытое письмо о поминовении усопших, и при сем деньги сто рублей. Отдайте в скит, с моею вместе просьбою, чтобы покрыли мой грех умедления, помолились об усопших, и внесли имена их в синодик. На сих днях погостил у нас преосвященный Варшавский 48 , муж благонамеренный, кроткий и скромный. Можно думать, что он имел бы благотворное влияние на паству русскую. Напротив того трудно угадать, что он может сделать в Варшаве. Не весело смотрит он на свое назначение: и жаль видеть сие. 1346 Отцу наместнику и братии мир. Жаль Хотькова. Но неужели так много стоило подворье? А что значит оставшийся странноприимный дом? Для богомольцев ли также? – Вы писали, что хотите обменять деньги на так называемые серии. Хорошо ли это? Цена их теперь выше законной: следственно при покупке их надобно заплатить проценты. Когда деньги понадобятся вскоре: серии , может быть, нужно будет продать с убытком. Кажется, Сохранная казна принимает деньги за два процента: не больше ли это удобно, хотя и скудно?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Просят у меня здесь иконок. Доставьте мне немного финифтяных, средней меры. Июня 4-го 1863. 1507 Простите, отец наместник; не могу писать, о чем вы писали. Причину скажу после. Июня 6-го 1863. 1508 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю, что побуждаете мою недеятельность, происходящую или от лености, или от несознания, что могу сделать полезное. Я послал образ и письмо чрез почтдиректора, что полагаю, удобнее нарочнаго. – Желаю успеха в земледельческих делах. И здесь теперь светит солнце: но барометр показывает не более, как переменную погоду. – А. спросил я о заповедях Божьих. Сказал, что десять: но на вопрос, против которой заповеди грешит, кто божится или ложно клянется, после долгаго молчания, он прочитал девятую заповедь. Вопросом: чем надеешься спастись? Не достиг я того, чтобы он упомянул о Христе Спасителе. Трудно решиться рукоположить. Скажите А., чтобы учил младших понимать, почему они христиане. Июня 19-го 1863. Примечание: За этим письмом следует листок, с подписью рукою о. наместника «Июля 20-го дня», содержащий следущия две молитвы: Пресвятая Дево Марие, превыше серафимскою любовью Бога возлюбившая, и Богом превыше всякаго создания Его возлюбленная, и сего ради Богом Отцем избранная, и Духом Святым осененная, воеже быти Тебе Богородительницею Единороднаго Сына Божия, от Тебе плоть приемшаго во спасение наше! Безмерному Твоему Боголюбию крайнее человеколюбие сочетовающи, моли родшагося от Тебе Христа Бога нашего, да яко и наша сердца, грехом умершвленная, Своею Божественною любовию оживотворить, и житие наше деланием заповедей своих благоустроить, и от всякия заботы, и лукавствия, и навета врагов видимых и невидимых сохранить, и спасет души наша, яко милосерд. Преблагословенная Богомати, Дево Боголюбивая, и Владычице человеколюбивая, неизреченному человеколюбию Сына Твоего и Бога нашего подражающи, нерукотворный образ свой к болящему Авгарю пославшаго, и тем его изцелившаго и в истинную веру приведшаго, и ты многообразне честным образом Твоим христианскому роду являешися, и благодатную помощь подаеши, и веру утверждаеши. Темже убо призри на российския люди, пред честным Твоим образом самому Богосветлому лицу Твоему молящиеся, и, богоносныя Твоя руце воздеющи, низведи нам от Господа свышний мир и благословение, и вся полезная и спасительная нам испроси, да зовем Ти: радуйся, благодатная благих подательнице. 1509

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот еще неожиданное. Владыка пишет ко мне, что Министр уделов, как и другие, говорит, что надобно как нибудь дать раскольникам священников, и что тогда все пойдет хорошо. Министра уделов кажется нет другаго, кроме Министра государственных имуществ. Но вот что в тот же день пишет Андрей Николаевич: брат сказал, что если духовенство твердо скажет, что не может нарушить правил и преданий; то никакая рука не поднимется: а если оно станет колебаться и торговаться о уступках, то потеряет многое. Как согласить сии два известия? Ко мне пришел один дворянин, и предлагает, чтобы я сказал правительству о неудобности принимаемых мер относительно крестьян; потому что дворяне недоумевают, и нечего не делают. Я отвечал, что это вне круга моих обязанностей; и что это можно было бы предложить Английскому епископу, законно заседающему в высшем государственном присутственном месте. Кажется, так надлежало мне отвечать? – В первом журнала Духовной беседы напечатана беседа владыки Новгородскаго на Богоявление Господне. Прилагаю при сем выписку из нея. Мне кажется тяжки 31 для слуха христианскаго выражения: I. X. не был какой нибудь самолюбец мира, и дают делу совсем чуждый вид. Он крестился не потому, что не был самолюбец, но по причине безмерно над сим высокой. Я не раз делал владыке замечания о подобных резкостях: но он думает, что эта простота имеет силу. Желаю быть в сем не прав: но думаю, что можно было, и лучше было бы избежать таких выражений. Простите. Помолитесь о нас всех, и о мне. Декабря 8-го 1858. 1246 Отцу наместнику и братии благословение от Господа. Письмо опоздает. Ангел Хранитель да скажет вам, что прошу вам от Господа прощения и радости в общении с Ним; и себе от всех вас прощение прошу, и молитвы, да также в мире совести к трапезе Господней принять буду с моим домашним Собором. Декабря 12-го 32 . Сделайте добро обители, и добрую помощь окажите мне, если с Влахернским побеседуете к миру. Только чтобы их верно понимать, надобно до точности доводить их показания. Например. Гавриил Павлович жалуется, что настоятельница запрещает говорить с ним. Удивляюсь; нахожу это невероятным; спрашиваю настоятельницу. Она говорит: приходит он во время службы церковной, гласно делает замечания читающим или поющим: на сей случай и приказано им, чтобы ему ничего не говорили. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Монах, потерявший дело, плакал. Я призвал духовника и спросил, не заметил ли чего особеннаго при исповеди: говорит: нет. И я решился допустить рукоположение. Дело о благочинном удерживаю, желая иметь сведение: почему представляемый в благочинные, слелан быв помощником духовника, вскоре уволен? Помощник бывшаго благочиннаго, потому ли не представлен, что недовольно иметь старшинства, или по другой причине? Декабря 14-го 1863. 1525 Отцу наместнику и братии обителей мир. Разрешил я представление о благочинном. Уволеннаго теперь, кажется, лучше было бы не определять. Для назидания братии, нужно, чтобы лице благочиннаго не имело пятна, хотя и не очень темнаго. Побуждайте благочиннаго к бдительному смотрению. Порицательный век касается и братии Лавры. Есть очень неприятная молва, произшедшая, кажется, от убийцы Аввакума. Где он теперь? – Прискорбны затруднения с водопроводом. И впредь забота. Потому-то мне и казалось бочка на роспусках лучше машины и труб. Неожиданна неверность Л. Он являлся честным. Посмотрите весною за целостью труб, чтобы вода из свещей не распростроняла сырости в грунте, ко вреду зданий. – Зная свое недоумение делать должное во время, – рано приветствую вас и братию радостию о Господе, воплотившемся и смирившмся, да нас обратит от плоти к духу, и вознесет во спасение. Радуйтесь о Господе, и молитвенно воспомяните мое смирение. Москва, Декабря 21-го 1863. 1526 От Господа милость вам, отец наместник, и многое избавление от всякия скорби. Обновляющий лето да обновит силы вашего духа и тела, чтобы вы могли не изнемогая продолжить служение Ему и братии, и моей тяготы долю еще понести к моему утешению и успокоению. Прискорбно мне было читать изображение вашей болезненности: ибо знаю, что это высказалось не прежде, как после многаго терпения. Но не усиливайте подвига сверх силы. Сила упражняется в меру, с облегчением, сохраняется, если не растет. А напряжение чрез силу может истощать ее. Поберегите себя, как бережете меня, когда нужно. У меня пред сим усилилась было боль в горле, так что я стал опасаться и говорить. Однако освящение воды и вчера литургию в домовой церкви мог совершить, по милости Божией, не к отягощению, а к облегчению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Августа 3-го 1859. 1286 Отцу наместнику и братии мир. Не прогневайтесь, что дело о служителях становится докучливым. Если требовать ста человек, без точнаго распределения по службам, без сомнения много отрежут от числа. Неизлишне в представлении Собора написать вступление, в котором показать число в Лавре церквей, сколько братии, какия особенныя заведения и потом раздельно показать, сколько нужно например,       Сторожей при церквах,       сторожей при воротах; –       работающих в просфорном производстве, –       работающих в свечном производстве,       служителей при келлиях настоятеля,       – при келлиях наместника, –       повар для настоятеля, –       для наместника,       поваров для братской трапезы,       садовников,       огородников,       кучер для настоятеля,       кучеров дял разъездов наместника, казначея,       эконома, и проч.       Некоторыя назначения, кажется, лучше пропустить. Они могут подать повод вычеркивать: а когда начнут вычеркивать, то вычеркают много. Потрудитесь устроить сие дело отчетливее, чтобы благонадежнее было. Августа 5-го 1859. С праздником поздравляю. Если здравствуете, желаю праздновать с миром: а если удержаны в келии, желаю и в сем случае мирствовать и скоро получить здоровье. 1287 Святая, благодарная, живоносная помощь Господа, Врача душ и телес, да приидет к вам, отец наместник; и да дарует вам исцеление. Желаю, чтобы душа ваша мирствовала; и тем врачевало тело. Но я не очень мирно смотрю на ваше лечение. Врач, думаю, еще не довольно вас знает. Вы много заботились о мне в моих болезнях: позвольте мне позаботиться о вас хотя немного. Владимир Иванович Рахманов, врач сведущий и добрый, и притом врач с молитвою, доставляющий мне всегда верную врачебную помощь, когда я обращался к нему, по моему приглашению, согласился посетить вас. Примите его посещение, как дело любви. Господь же да просветит его сказать вам полезное вашему здравию. Простите, если мое действование покажется вам докучливым. По письму вашему вижу, что у вас делается нарыв медленно и глубоко. Мне кажется, это требует внимательнаго врачевания. Владимир Иванович недавно однаго трудно больнаго нарывами вывел из затруднения благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010