Исаия пострадал не от порока; случай таков, что его предусмотреть и предупредить было не можно. Подозрение на нищаго вероятно. Монах был милостив к нищему: а нищий сделался разбойником. Почему же обращено в посрамление монастырю и монашеству? – Правда, мир часто, не разбирая дело, указывает на темную черту и колет ею глаза, что особенно случается с духовенством. Благоразумные знают это; и не спешат осуждать, и разсудят дело. А люди нынешняго века и добродетель порицать готовы, рядом с пороком. Если бы позволительно было бы предаваться унынию: то в какое глубокое уныние надлежало бы придти при воззрении не на один какой нибудь случай, но на все или по крайней мере на многое, что около нас! Возскорбим, опечалимся, да приимет сие Господь, как жертву покаяния, но да сохранит нас от уныния, и да не лишит упования нашего в смирении нашем. – Ученик пророка Иеремии Варух скорбел о своих личных несчастиях. Господь повелел Иеремии сказать Варуху: се я же Аз насадих, Аз разорю; и ты ли взыщеши великих? Не ищи. Вот Иерусалиму угрожает разрушение, народу Божию плен: скорби об обещенном, и пред сим не почитай великими твоих личных несчастий. – Об одежде Г.З. несколько недоумеваю. Если он в светской одежде стоит благоговейно в церкви: братии это приятно. А если в послушнической одежде уйдет в Академию: иной молодой ум, может быть взглянет на него по светски. Не хорошо было бы ему донашивать светскую одежду: и когда доносит, тогда облечется в духовную. Впрочем, ежели хотите, можно разрешить ему сие и теперь: и в таком случае можно дать ему и рясу. – И паки мир духови твоему. – Февраля 14-го 1865. 1577 Отцу наместнику и братии мир от Господа. Задумался я над докладом о разделении дохода на Петербургском подворье. Есть неправда теперь: но уничножится ли она? Не все служат чисто для исполнения долга: иные охотнее идут служить с мыслию, что это прибавит им нечто. Не может ли случится, что дохода показано будет менее, нежели нужно роздать по росписанию? – Мне всегда казалось сомнительным достоинство книгописания А. Вот и оказалось, что книги писал, а дела обязанности не исполнил. Прискорбно думать, что меньше ожидать от него можно, нежели казалось прежде. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известныя письма не уничтожал я по предположению, что могут понадобиться. Это и случилось. Н.Г. 76 был у меня, доставил мне новое письмо, новаго лица, с новыми требованиями. Посему я нашел не излишним еще раз обратиться и к первому письму, и буквально указать то, почему не почитаю сих сообщений правильными, и вновь советую не продолжать их. Он не противоречил моим замечаниям: но кажется, ему не хочется разстаться с тем, что в письмах примечательно и для него приятно. ЗА исм письма уничножены. – Наименованных можете представить к рукоположению. Августа 4-го 1864. 1550 Поздравляю отца наместника с праздником. – Прочитайте прилагаемое письмо. Видите, как деятелен предприниматель. И требует, и торопит. А действует, кажется, только произволение, а не потребность. Скажите вашу мысль. Августа 6-го 1864. 1551 Отцу наместнику и братии мир. Ища облегчения моей немощи на трудный день, посылаю Вениамина, чтобы вы прислали с ним облачение, в котором я служил в день преподобнаго Сергия, и, кроме того, один саккос от облачения шереметьескаго пунцоваго бархата. Августа 13-го 1864. 1552 От Господа, при предстательстве преблагословенныя Божия Матери, мир и утешение в священном празднестве Ея, отцу наместнику и братии. Благодарение Богу, праздник Успения Божией Матери мы совершили в мире. И встретил я Государя Императора, и литургию совершил, и к святителю Алексию проводил, среди воскликновений народа. Но бы в приглашен на молебствие в Измайловскую военную богадельню, не нашел себя в силах принять сие. Е. отпустить на ярманку я не согласился потому, что он не имеет права сделаться сыщиком, и войдя в сие дело без законнаго права, может сам подвергнуться неприятностям; а также и потому, что, как говорят, ярманка превратилась в болото всяких порочных нечистот. Но о самозванцах сборщиках я писал и Петербург и к преосвященному Нижегородскому. Августа 17-го1864. 1553 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за благословение от праздников Божией Матери. Преосвященный Дмитровский конечно уведомил вас, что Государь Император наведывался о вас и послал вам поклон. Он был на Измайловском празднике вместо меня; очень хорошо принят Государем; и я доволен, что мог поставить его в сие положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Горьки, если верны, польския вести. И едва ли все верно видят из Петербурга. Господь сил да услышит смиренныя души вопиющия к нему. – О бывших служителях, какой будет ответ палаты, не умедлите дать мне знать. Может быть это понадобится для других мест. Начинают пользоваться своею свободою. В Чудове монастыре на первой неделе поста служитель пришел к должности не во время, и пьяный, и было две покражи. Я поручил Консистории разсмотреть и определить, как скорее развязяться с такими. У меня Василий и кучер служат так, что желательно их удержать, но просят по 300 р. жалования, если прекратить то, что дается им натурою. Желаю знать, какия у вас предположения по сему. – Уже три дня собираюсь писать к вам по неожиданному делу: и с трудом решаюсь наконец, потому что нельзя миновать. Иван Трифонович пришел ко мне в волнении духа даже до слез, хотя и говорил, что он не безпокоится, и отдал мне письмо при сем прилагаемое, полученное им из Сергиевскаго посада. Он сказал при том, что француз В. воспитанник Московскаго ремесленнаго училища, человек недобросовестный, обличившийся в сем в делах с братом его и с г. Саввиною, которой причинил большия затруднения и урон. А у нас не сделан ли уже с ним контракт. Иван Трифонович присовокупил, что о неблагонадежности сего француза еще рано говорили казначею и скитскому строителю, чтобы они довели сие до вас. Разсмотрите все сие: и скажите мне, что должно делать. Письмо могло быть клеветою, и можно было бы презреть его: но озабочивает то, что Иван Трифонович по опытам знает француза, как человека недобросовестнаго и опаснаго; а при сем и письмо получает значение. – Пишите, что Малышеву следует заплатить 45 р. за образ, то есть за иконописание. А за дерево, за оклад, за раму или ковчег? – Февраля 25-го 1863. 1487 Мир мног отцу наместнику и братии. Благодарю за икону воинам уготованную. Художнику 45 р. отдайте от меня. Февраля 27-го 1863. Мигалов просит пособия. Мне кажется, я писал, чтобы послать ему. Или это уже давно было! Велите послать 15 или 20 руб. 1488

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О св. мощах для церкви подворья не отвечал я долго, частию по недоумению. Трудно ныне беречь святыню в церквах. Не раз в Москве случалось, что кресты со св. мощами с икон похищаемы были. И в церкви Петербургского подворья похищения были не раз. Теперь я согласился на ваше представление. Но дайте эконому наставление о хранении. Не больше ли хранить в алтаре; а на икону возлагать только во время литургии? Другой день мороз у нас доходит до 10 градусов. А снега нет. Не вредно ли это полям? У нас не достает воды из воздуха: а на юге от воды бедствия. Пощади, Господи, создание Твое! Октября 31-го 1857. 1184       Отцу наместнику и братии мир. Что же ваше путешествие? Не опоздать бы? Не решили бы дела, не узнав, что еще мы можем сказать в пользу его? Против внушения, что Лавра богата, не худо бы представить Михаилу Николаевичу 12 , что мы начали было составлять пожарный капитал; но когда понадобилось пожертвование во время войны, мы принуждены были уничтожить оный и обратить в сие пожертвование; следовательно у нас избытков нет. Алексей Гаврилович Попов добрый человек, и усердно берется строить храм. Посему хорошо споспешествовать ему в удобном получении материала. Но если дешевыми дровами сделанный кирпич отдается так дешево, что в будущее лето при дорогих дровах кирпич стоить будет нам дороже проданного: то этот убыток допущен был бы без нужды. Впрочем, не отвергаю того, что уже вами положено. У меня был преосвященный Кирилл 13 , которому на Востоке отверзается дверь пространна, и сопротивнии мнози. Он обладает свободным движением мысли и слова: но опытами не приготовлен к делу, которое и для опытных затруднительно. Да поможет ему Бог . Дают ему 14000 р.с. в год; и устрояется нечто вспомогательное, под покровительством Высоких особ: но план устроения еще не в ясных чертах. Требовалось бы добровольное общество: это мы недовольно умеем вести, чему пример общество тюремное. Составилось усердно: но потом ослабело; обещавшие пособия ежегодные перестали давать; принудительные меры отогнали охотников; теперь с трудом держится комитет, который должен был быть ядром общества; но общества уже нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

истор. и древн.» за 1868 год (Москва, 1868); – к Леониду, архиепископу ярославскому, из «Душепол. чтения» за 1883 г. (М. 1883); – к Филарету, архиепископу черниговскому, с примечаниями С. К. Смирнова, из «Прибавлений к твор. св. отцев» за 1883 и 1884 гг. (М., 1884); – к князю С. М. Голицыну, с примечаниями архимандрита Григория, из «Прав. обозрения» (Москва, 1884); – к наместнику Сергиевой лавры архим. Афанасию, из «Приб. к твор. св. отцев» за 1886 г. (М., 1886); – к Виталию, епископу дмитровскому, из «Правосл. обозр.» за 1887 г. (М., 1887) и т. д. Многие письма и бумаги остаются еще не изданными. Что касается резолюций митроп. Филарета, то архимандрит Григорий начал печатание их, преимущественно в «Душеполезном чтении», с 1871 г. и доселе продолжает это печатание. Из этих резолюций в Орле составлен систематический сборник и издан отдельною книгою (Орел, 1889). Из резолюций же митроп. Филарета по преимуществу составлен целый 1-й том «Сборника», изданного Московским обществом любителей духовного просвещения, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета (Москва, 1883). Литература о митрополите Филарете очень обильна. Уже при жизни имя его пользовалось большою известностью и в России, и за границей. Но так как сам Филарет, по смирению, не любил, чтобы о нем писали, и особенно с похвалами, то сведения о нем, большею частью помимо его воли выходившие в печати, были и не обширны, и не во всем точны. Очень обогатилась литература о нем после его смерти, начиная с 1867 г., бывшего и юбилейным годом его епископского служения, и вместе годом кончины его. Не упоминая о более или менее кратких сообщениях, некрологах и под., напечатанных за 1867-й и последующие годы в «Московских ведом.», «Правосл. обозрении», «Душепол. чтении», «Духов. беседе», «Вестнике западн. России» и пр., укажем на более обстоятельные, появившиеся как в повременной печати, так и отдельными изданиями: «Материалы для биографии Филарета», в «Чтениях в общ. люб. дух. просвещения», 1868, кн. IV и V, 1869, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть вторая. 1842–1849 гг. Источник 309 Обновивший жизнь нашу спасительным рождеством своим да благословит вам, о. наместник, и братии, новое лето, да, отлагая дела ветхого человека, во обновлении жизни ходим. Давно, видно, не писал я к вам. Простите. Некоторые заботливые дела много взяли времени, и отвлекли от переписки. Писал я вам, что княгиня Шаховская хочет помогать Дивеевским, и даже не отреклась бы для сего ехать к ним; но, как трудно представить, какую действительную пользу принесло бы ее присутствие, то надобно знать, в каком положении дело их, и что им нужно. Пора бы иметь от вас ответ, но его нет. Между тем слышу, что межевание купленной ими земли не произведено, и что лес на ней рубят. Нельзя ли кого, значащего в губернии, попросить, чтобы остановили истребление леса, чем побудили и к скорейшему размежеванию? Чтобы вам побывать в Песноши, о том, думается мне, написал я вам разрешение. А чтобы вам ехать и в Голутвин, о том, кажется, и вы не спрашивали; да и нужно ли? Путь же не мал, и возьмет не мало времени. О Боголепове писал я к князю Сергию Михайловичу. Что последовало, о том посылаю при сем подлинные документы. По делу Стефана Федоровича 4 подают надежду. Если взять Савватия, то представьте, кого в помощника ризничему. Иеремию можете прислать. Нафанаила так долго я вижу служащим исправно, прилежно к церкви и трезво, что, кажется, надобно отпустить его Иеромонахом. Так ли? За Н. не прогневайтесь на меня. Не могу себя уверить, что присутствие его будет с миром, и без вреда для Анании. Княжна Цицианова может, по желанию своему, вручить святые мощи Страстновской Игумении. Та или другая напишет о сем мне, все равно. Я утвержу хранение в церкви. Если княжне приходит желание положить другие части св. мощей в Лавре, – это, конечно, хорошо и полезно, по множеству притекающих сюда для общения со святыми и освящения от них. Некоторые, аще изволит, может отдать сюда ныне, а некоторые для своего утешения и охранения удержать при себе, написав мне, чтобы после нее взяты были в Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

47. Письмо Преосвященного Филарета о полученной им книге для сбора пожертвований в пользу Антиохийской Патриархии 37 22 Ноября 1843 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Вследствие отношения Вашего Сиятельства от 16 сего ноября за 8629, с учиненной в консистории справки, имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, что указ Св. Синода от 7 августа за 10430, при коем препровождена ко мне для Преосвященного Митрополита Иллиопольского, Неофита, книга для сбора приношений в пользу Антиохийской церкви, получен мною сего ноября 3 дня, и сдан в консисторию с следующею резолюциею: 1) «Книгу препроводить чрез благочинного монастырей с начатыми и вписанными приношениями. 2) По содержанию 3 и 4 пунктов указа Святейшего Синода отнестись к Преосвященному Иллиопольскому. 8) Консистории о том, что с Высочайшего соизволения дана от Св. Синода Преосвященному Неофиту, Митрополиту Иллиопольскому, книга на два года для сбора приношений в пользу Антиохийского Патриаршего Престола, чрез благочинных монастырей объявить монастырям и пригласить ко внесению подаяний. 4) О том же чрез благочинных церквей объявить соборному и приходскому духовенству; при чем предоставить ему сделать сие известным и прихожанам. 5) В отношении к монастырям и ставропигиальным предложить тоже Синодальной Конторе. 6) От меня уведомить о сем: исправляющего должность Московского Гражданского Губернатора и Градского Главу. 7) Как указ Св. Синода от 7 августа получен мною 3 сего ноября: то члену консистории Адриановскому протоиерею Дмитрию Невскому с первым секретарем консистории произвести о сем исследование, и представить». По 1 и 2 пунктам резолюции исполнено того же 3 числа. Сверх того Преосвященному Неофиту поставлены на вид к надлежащему с его стороны исполнению 3, 4 и 5 пункты определения Св. Синода 11 февраля/13 марта 1842 г. По 3 и 4 пунктам посланы указы из консистории к благочинным монастырей, соборов и церквей и в Духовные правления 8 ноября. По 5 пункту предложение Московской конторе Св. Синода дано от меня 8-ж ноября: а по 6-му отношения к гг. исправляющим должности Московского Военного Генерал-Губернатора и Гражданского Губернатора и Московскому Градскому Голове подписаны и отправлены 9 ноября; 7-й пункт резолюции моей объявлен к исполнению члену консистории и секретарю. С совершенным потением и таковою же преданностью Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский 22 ноября 1843 г. Дело Канц. Об. Прок. 30535. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

63. Ходатайство Преосвященного Филарета о награждении протопресвитера Московского Успенского собора Василия Ивановича Платонова 12 Января 1348 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Успенского Собора протопресвитер Василий Иванович Платонов продолжает служение от произведения во священника более 30 лет, от произведения в протоиерея 16, в звании члена Синодальной конторы и протопресвитера Успенского собора без немногого 8 лет. В течение 26 лет, принадлежащих близкому моему наблюдению, служение его всегда усматриваемо было, как ознаменованное отличными достоинством и ревностию, при поведении достойном всякого уважения. Как настоятель большого Успенского собора, он не только деятельно поддерживает благоустройство сего знаменитого храма и древний чин его служения, но и возвышает достоинство его клира, бдительным наблюдением, руководством и введением в оный по возможности достойнейших и способнейших. Синодальная контора не находит удобным войти в формальное суждение о своем сотруднике; но я, по чувству справедливости, долгом поставляю, покорнейше просить Ваше Сиятельство, обратить благоволительное внимание Св. Синода на службу протоиерея Платонова, для исходатайствования ему от Всемилостивейшего Монарха знака отличия, по усмотрению Св. Синода. Послужной список протопресвитера, для усмотрения Вашего Сиятельства, при сем прилагается. При сем покорнейше прошу Ваше Сиятельство расположить Св. Синод к снисхождению в том отношении что, как настоящее, так и подобные пред сим представления Св. Синоду о награждениях по епархии, сделаны позже обычного времени. Болезнь, с последней половины Сентября доныне озабочивающая Москву, дала и мне особенные занятия и заботы: и как в сие время, люди некрепкого здоровья, и не будучи больны, чувствуют себя однако на низшей, нежели обыкновенно, степени здоровья, то предосторожность, и самая необходимость требовала, чтобы занятия, не нетерпящие времени, были несколько менее обыкновенного продолжительны и успешны. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства милостивого государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . Января 12, 1848 г. Дело Канц. Об.-Прокурора 41693. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

21. Предложение Преосвященного Филарета Св. Синоду с представлением экземпляра исправленного катехизиса 14 Февраля 1839 г 14 Февраля 1839 года Митрополит Московский Филарет вошел в Св. Синод с следующим предложением: Святейшему Правительствующему Синоду предложение При наблюдении за употреблением пространного катехизиса, изданного от Св. Синода, усмотрено, что законоучители в высших классах учебных заведений находят время делать к оному в преподавании дополнения, но иногда не в тех частях учения, которые бы могли получить особенно полезное развитие, быв не довольно развиты в книге, по краткости катехизической. Посему полезным представилось пересмотреть и дополнить самую книгу, дабы при руководстве более полном, учение менее подвергалось недосмотрам и произволу. По совещанию о сем с их Высокопреосвященствами Первенствующим членом Св. Синода Митрополитом Новгородским и Митрополитом Киевским, и с их согласием, пространный катехизис мною пересмотрен и дополнен, и предлагается Св. Синоду. Вашего Святейшества нижайший послушник Филарет М. Московский Февраля 14, 1839 г. Дело Арх. Св. Синода 1839 г. 2957. По выслушании этого предложения, Св. Синод приказали: 1) Как сделанные Преосв. Митрополитом к катехизису дополнения вполне соответствуют важной цели сей книги и потребностям преподавания: то напечатать ее в одной из Синодальных типографий, для введения по всем духовно-учебным заведениям взамен прежнего. 2) Дабы новое издание было введено в светских и военных учебных заведениях, войти о сем в надлежащее сношение с гг. Министрами Народного Просвещения и Военным. 3) Распоряжение о печатании передать в Хозяйственный комитет. 4) Самому М. Филарету за труд столь важный и полезный, объявить от лица Св. Синода признательность и благодарность. 5) Так как прежний катехизис введен в учебные заведения по Высочайшему повелению, то о такой перемене довести до сведения Его Величества. По всеподданнейшем о вышеизложенном докладе Обер-Прокурора Государь Император повелел: ввести означенный катехизис во все учебные заведения, а М. Филарету объявить Монаршую признательность. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

31. Письмо Митрополита Филарета к гр. Н. А. Протасову об ускорении разрешения на устройство Троицкого Одигитриевского женского общежития Московской епархии 13 Июня 1841 г. Сиятельнейший Граф Милостивый Государь! Позвольте мне быть и частным ходатаем по делу, официально представленному мною Святейшему Синоду; и не прогневайтесь за докучливость, вынуждаемую докучливостью других людей, которые не одолжения просят, а одолжают и благотворят. По просьбе Грузинской Царевны Тамары, Св. Синод утвердил существование ее домовой церкви на усадьбе Одигитриеве, обеспеченное капиталом, и на будущее по ее кончине время. После сего ею и некоторыми другими предложены вклады, и между прочим недвижимость, в пользу сей церкви и живущих при ней нескольких лиц женского пола, составляющих род богадельни в лучшем значении сего слова, или Богоугодного общежития; и о сем представлено на утверждение Св. Синода. Вкладчики часто напоминают мне о сем деле; и чтобы не охладить их усердия, благочестивого и человеколюбивого, я убеждаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство о покровительстве сему делу, для достижения желаемого окончания. Сим изволите оказать благодеяние церкви и людям, провождающим тихое и безмолвное житие в благочестии и чистоте; и благодарностью будет молитва. С истинным потением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства, Милостивого Государя покорнейший слуга и богомолец. Филарет М. Московский Решаясь утрудить Ваше Сиятельство чтением сего письма, присовокупляю и еще нечто. Был я на испытаниях в Академии и обеих семинариях, а в здешней и еще полагаю быть завтра. По наукам богословским особенно принимал я участие в испытании. И наставники и наставляемые представлялись в добром виде. В семинариях, при преподавании на Русском, богословское знание идет сильнее прежнего. Июня 13, 1841 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 28461. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010