55 Денежное вознаграждение, которое следовало за его проповеди и другие статьи, по расчётам Редакции, владыка не брал себе, а оставлял в Академии для образования капитала на издание Истории Моск. Иерархии, для уплаты на выписку издания Миня: Patrologiae cursus completus, и под. 59 См. С. К. Смирнова: «Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов» в Соврем. Летописи за 1867 г. 44; нашу статью: «Лира Филарета митр. Московского» в Русск. Вестнике за 1884 г. 11 (т. 174) и др. 62 Дел архива Троицкой Лаврской Семинарии за 1804 г. 10. Срав. тут же отзывы о других учителях со стороны знания греч. языка. 65 Письма митр. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 596. Киев, 1869. Это письмо св. Г. Богослова к Евдоксию ритору можно видеть в русском переводе, по изд. М. Д. Ак., в VI части Твор. св. Григ. Бог., стр. 177 первого издания (М. 1848). По греческому тексту из пеня Миня это письмо значится под 80. 68 Свидетельство о сем, писанное рукой самого А. В. Горского, мы нашли в архиве последнего, причем на особом клочке почтовой бумаги самое начало греч. стихотворения (вышеприведенное) писано рукой самого митр. Филарета, а под ним рукой А. В. Горского как цитата стихотворения помечена (Migne, Patrol. scv. gr. t. 37, р. 1420–1421 русск. перев. ч. V, стр. 34), так и засвидетельствовано то, о чем мы сейчас говорили по поводу происхождения этого стихотв. переложения. 69 См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1867, III, 17–18; см. Сушкова, упомян. соч., стр. 128, при чем мы находим у Сушкова сведение и о том, что это стихотворное переложение маститого святителя вскоре стало известно весьма многим: даже Государыня Императрица Мария Александрова († 1880) имела у себя список его, и оно понравилось Государыне. (Там же стр. 127). «В приложениях мы приводили, это стихотворение». Приложения помещены будут в декабрьской книжке, ,,Богосл. Вестника " ». 72 Прибавления к Твор. св. отцов 1855, XIV, 139. АН. Письма м. Филарета к Л.//. Муравьеву, стр. 448 и дал. В 1855 г. покойная Государыня Императрица. Мария Александровна посетила Патриаршую ризницу в Москве и когда ризничий архимандрит Савва (ныне архиепископ Тверской), показав ей греческий подлинник акафиста, сказал, что митрополит Филарет перевел его, то она очень интересовалась узнать, где напечатан этот перевод и желала достать его. Ризничий указал ей, где он напечатан. Сведение о сем сообщил нам сам высокопреосвященейщий Савва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И в 1–й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40–х гг.) «трепет и смятение» духовенства  . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом  . Прежде чем во 2–й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове–Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом  . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных  . О епархиальном управлении и деятельности отдельных архиереев во 2–й половине XIX и начале XX в. опубликовано слишком мало материалов, чтобы можно было составить ясное представление. Изменения в законах и взглядах не могли не отразиться и на церковном управлении. То, что и здесь перемены были вполне возможны, показывает деятельность Алексия Ржаницына, консервативно настроенного епископа школы Филарета. В бытность свою Таврическим епископом (1860–1867) Алексий одним из первых допустил благочинных, как выборных представителей духовенства, к участию в епархиальном управлении. Он поощрял инициативу духовенства, разрешив съезды церковнослужителей, в чем далеко отошел от принципов своего великого учителя  . Рано умерший Саратовский епископ Евфимий Беликов (1860–1865) как настоящий «шестидесятник» положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии. В ней было всего лишь 3 церковноприходских школы, Евфимий не только пополнил их число, но и привлек к работе в них духовенство  . В целом можно констатировать, что с середины XIX столетия епископы все чаще стали проявлять заботу о нуждах сельских клириков  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Программа реформ предполагала использование всех возможных местных источников обеспечения причта, включая земские средства. Присутствие по делам правосл. духовенства и губ. присутствия привлекали З. к решению вопросов обеспечения духовенства. В губ. присутствии архиерею предоставлялось право приглашать к участию в его работе одного из членов губ. земской управы по ее назначению. Вносились предложения заменить плату за требы жалованьем с земского сбора (это было инициировано в первую очередь крестьянами), обязать З. давать подводы благочинным и депутатам от духовного ведомства, сдавать З. в аренду церковную землю и платить причтам из вырученных денег, установить специальный подушный налог для нужд духовенства, чтобы после его введения все основные требы исполнялись бесплатно, и др. Подавляющее большинство земских собраний отказалось от выделения помощи духовенству из земских средств. В Рязанском губ. земском собрании наибольшую активность в 60-х гг. XIX в. проявлял свящ.-гласный И. Е. Молчанов. Он выступал почти на каждом собрании, выдвигал предложения по развитию народного образования, улучшению дорожного строительства, борьбе с пьянством, но настойчивее всего требовал, чтобы З. взяло священнослужителей к себе на службу в качестве земских специалистов с регулярным жалованьем. Однако это предложение было отклонено. Лит.: Беллюстин И. С., свящ. Духовенство и земство//Дух христианина. 1865. 9. Отд. 1. С. 467-484; он же. Из Калязина: Духовенство в земском деле//День. 1865. 38. С. 902-903; Дроздов А. Нечто о земстве//Саратовские ЕВ. 1867. 5; Н. Б. Что сделало наше земство для правосл. духовенства и взаимно духовенство для земства за истекший 1866 г.//ПО. 1867. Т. 22. 1. С. 1-18; 2. С. 57-73; Демерт Н. Земство и сельское духовенство//Неделя: Газ. 1868. 5; Благовидов Ф. В. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1892; Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. СПб., 1909-1911. 4 т.; Иващенко В. Из пастырского быта сельского священника: (Ad futuram memoriam)//РС.

http://pravenc.ru/text/199721.html

89. Письмо Преосвященного Филарета об утверждении устава Тихоновского общества сестер милосердия в г. Задонске 2 Декабря 1851 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Должно признаться, что вхожу в чужое дело, представляя Вашему Сиятельству прошение Тихоновского Общества сестер милосердия, около сорока лет существующего в Задонске, без сего наименования, и без законного утверждения, а ныне, по завещанию учредительницы Матрены Наумовой, ищущего законного утверждения. Знаю, что дело человеколюбия и без ходатайства приобретает внимание и попечение Вашего Сиятельства. Однако Наумовой, не знаю почему, пожелавшей употребить меня для ходатайства по сему делу, не решился я отказать, частию по тому, что слышал о ее Богоугодной деятельности, частию по тому, что она, по изъявлении означенного желания, скончалась; а отшедшим к Богу прекословить и отказывать не так удобно, как живущим на земле. Если удостоены утверждения женские общежития, имеющие целью только собственную тихую и благочестивую жизнь сестер, то можно полагать, что не менее, или даже более, достойно утверждения общежитие, которое к вышеозначенной присоединят другую цель, – оказывать человеколюбие бедствующим ближним. И хорошо, что Тихоновское общество образовалось не по иностранным образцам, но в простоте духа православного и Русского. Предвидится то затруднение, что общество сие не имеет довольно вещественного обеспечения. Но сие затруднение, по моему мнению, разрешается тем, что общество в самом учреждении своем, обязывается не требовать никакого пособия от Государственной казны и от духовного начальства. Если оно будет действовать, как начало, в духе веры и упования на Бога, –Русская благотворительность поддержит его. А если бы и случилось (от чего да сохранит Бог), что оно оскудеет, то от сего не будет затруднения начальству; члены общества, как не связанные пожизненным обетом, возвратятся в звания, которым принадлежат, и жизнь общества погаснет тихо, как тихо началась. Поручая дело человеколюбия человеколюбию Вашему, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . 2 Декабря 1851 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 46418. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

60. Письмо Преосвященного Филарета к графу Н. А. Протасову о сношениях раскольников Черниговской епархии с заграничными 2 Января 1847 г. В Январе 1847 года Митрополитом Филаретом был получен рапорт ратмана Черниговской губ. Клинцовской посадской ратуши Ефрема Барышникова, в котором он писал, что при наблюдении за действием местных раскольников усмотрел он, что между ними происходят какие-то тайные переговоры и ведется тайная переписка за границу, а потому, стараясь точнее узнать сущность дала, он достал письмо, прибывшее из Ясс и писанное, бежавшим за границу Клинцовским мещанином Акимом к отцу его Максиму Дмитриеву. В письме этом между прочим Аким пишет: – «и относительно веры пространно и священство не иссякает, но даже приведен из Белой Криницы митрополит; и тебе было бы хорошо приехать ко мне, а также и сестрицам с зятьми». Такие письма, по словам Барышникова, яко бы получаются в каждой семье; поэтому донося о сем Преосвященному Филарету, как блюстителю Православия, Барышников всенижайше просил рапорт его представить куда следует на рассмотрение для прекращения такового злого предприятия, – побега за границу раскольников, вредного, как для Государства, так и для Православной Церкви. Митрополит Филарет, препровождая эти бумаги графу Н. А. Протасову, писал: Секретно. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Сего января 2 дня получено мною с почты письмо и рапорт Клинцовского ратмана Барышникова с приложением письма из Ясс раскольника Акима, из которого видно, что некоторые раскольники пробираются за границу, и там стараются образовать себе раскольническую Иерархию. Некоторые и прежде доходившие до меня неясно слухи, особенно побуждают не пренебречь сим сведением. Здешнему секретному комитету не предложил я сих бумаг, во-первых потому, что они не касаются до Московской епархии, во-вторых, по предосторожности, чтобы содержащееся в них сведение не пробралось к Московским раскольникам, а поспешаю препроводить оное к Вашему Сиятельству для зависящего от Вас употребления, к охранению блага церковного и отечественного. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 2 Января 1847 г. Дело Канц. Об.-Прокурора 39309. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Все сии обстоятельства и соображения побудили К. Д. У. неотлагательно приступить к возвышению окладов по вышеозначенным частям на следующих правилах: 1) Оклады жалованья возвысить вообще на половину против прежнего, с небольшими изменениями по ближайшему приспособлению к обстоятельствам мест и должностей. 2) Оклады ректорам, вновь определяемым, производить вполне, если они не пользуются жалованьем или доходами от управляемых монастырей, а когда будут им поручаемы в управление монастыри, тогда от одной трети до половины оклада ректорского, по усмотрению начальства, обращать в экономию училища. 3) Оклады на содержание училищных домов и больниц для училищ не очень многолюдных возвысить также на половину против прежнего, а для многолюднейших удвоить. 4) Оклады смотрителей приходских училищ, находящихся в соединении с уездными, исключить из штатов; а дополнительное жалованье инспекторов уездных училищ, производившееся по особому распоряжению, внести в штаты. При сличении, составленных таким образом новых штатов со способами, имеющимися в распоряжении К. Д. У., оказывается, что, хотя проценты с училищного капитала уже без остатка поступают в расход на содержание Духовных училищ, на классные оклады, для имеющих ученые степени из белого духовенства, на пособие для скудных причтов и прочие расходы с помощью поступающего ежегодно дохода от исключительного права свечной продажи, предполагаемый новым штатом расход покрываем быть может. Посему К. Д. У. долгом поставляет вновь составленные штаты всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества усмотрение и испрашивать по оным Высочайшего повеления, с тем, чтобы, если оные удостоены будут Всемилостивейшего утверждения, привести оные в действие со второй половины текущего года. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Четырехлетний учебный курс в академии разделялся на 2 двухлетних отд-ния, на первом из к-рых - младшем - читались небогословские дисциплины, а на втором - старшем - богословские. При формировании преподавательского состава МДА летом 1814 г. в преподавательскую корпорацию были включены, кроме ректора и инспектора, 12 наставников: 2 - по богословскому классу, 1 - по церковной истории, 1 - по философскому классу, 2 - по словесному, 1 - по историческому, 1 - по математическому, 2 - по языковому (по еврейскому и греческому языкам) и 2 - по новым языкам (французскому и немецкому). Пять определенных в богословский класс преподавателей должны были скорректировать учебную деятельность на ближайшие 2 года. Так, один из бакалавров богословия - иером. Ермоген (Сперанский) - занял должность библиотекаря, другой - иером. Никанор (Клементьевский) - стал помощником инспектора, а в окт. того же года был определен наместником лавры, впосл. получил звание бакалавра церковной истории. Только один из преподавателей, имевших отношение к богословскому классу, инспектор архим. Филарет (Амфитеатров) читал лекции по экзегетике для студентов 1-го курса. В 1816 г., при переходе 1-го курса МДА в старшее, богословское, отд-ние, он стал ректором и начал чтение лекций по богословию (продолжение экзегетики и догматическое богословие). Кроме архим. Филарета лекции по богословию с 1816 г. читали иером. Ермоген (обличительное богословие) и бакалавр Левитский (нравственное богословие), а по церковной истории - архим. Никанор. Почти с самого момента открытия за деятельностью МДА следил буд. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , определявший жизнь академии на протяжении мн. лет (1821-1867). Уже в 1815 г., на исходе 1-го года пребывания академии в лавре, ректор СПбДА архим. Филарет по поручению КДУ проводил ревизию МДА; это повторилось в 1818 г., при 1-м выпуске академии, и в 1820 г. В дальнейшем, став правящим Московским архиереем, свт. Филарет почти ежегодно присутствовал на академических переводных и выпускных экзаменах. Историк МДА прот. С. К. Смирнов предлагал считать «Филаретовским» 55-летний период в деятельности академии: от кончины митр. Платона (Левшина) в 1812 г. до кончины свт. Филарета в 1867 г. Святителю принадлежала и первая оценка состояния МДА в 1815 г., через год после открытия: «Академия, судя по недавнему ее существованию, находится в хорошем состоянии» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 243). Деятельность по Уставу 1814 г. (1814-1869)

http://pravenc.ru/text/2564190.html

      Гражданскому губернатору говорить о Сапелкине едва ли не поздно уже, удаляющемуся из Москвы в Воронеж, как говорят за верное. Кажется, его мысли много несходны были с мыслями главного начальника. Жаль. В г. Синельникове видно было расположение к деятельности полезной. Это хорошо, что Сапелкин желает святого миропомазания. У раскольников и служащие неблагословенные, и мира истинного нет. Пусть совершится над ним таинство миропомазания в ските, в восполнение сею благодатию благодати крещения. Совершить можно в ските: ибо метрической записи о сем не нужно. Это для души, а не для справок. Благодарю за соображения ваши об отоплении Успенского собора. Я и прежде полагал не касаться сего дела, когда меня не спрашивают: теперь спокойнее остаюсь при сей решимости.       Генваря 21-го1857. 1139 Догадка ваша, что происходящее в училищной башне происходит от какой-нибудь отшедшей неумиротворенной души, по моему мнению, удобоприемлема. Кажется, это и не одна душа. Та темнее, которая стучала по ночам железными сапогами: и, потому после присутствия святыни, ей сделалось недоступно посещенное святынею место. Для другой оно осталось доступным, и притом днем, как менее чуждой света. Доброе дело совершить еще водоосвящение и панихиду.       В бытность нынешнего владыки Новгородского ректором Петербургской Академии, вскоре по смерти служившего при Академии инвалида Нестора, секретарю Академии стало представляться ночью, что Нестор знакомыми ему шагами ходить по его комнате. После нескольких безсонных ночей, секретарь открылся о сем ректору. Ректор наведался, не заботился ли о чем Нестор перед смертью , и узнал, что он был должен небольшою суммою денег, и умер, не уплатив долга. Ректор велел заплатить долг и совершить панихиду о Несторе: и секретарь почивал после того спокойно. Хотьковская игуменья не раз изъявляла мне чувствуемое затруднение от пестроты в ее обители, в которой есть жизнь общежительная, полуобщежительная, и отдельная по кельям, и просила дать ей в руководство некоторые правила. Я обещал ей писать к вам, и ей поручал сказать о сем вам: но писать то не успевал, то забывал. Потрудитесь, скажите мне о сем ваши мысли и для пользы обители, и для успокоения и подкрепления настоятельницы, которая кажется, довольно сильно чувствует затруднение, как лучше и благонадежнее распорядится.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ныне она показала мне план начатого строением корпуса. Уже в нем две внутренние стены перестроены. Теперь в одном из концов здания часть сих внутренних стен предполагается разобрать для простора. Не лучше ли не разбирать, потерпеть тесноту, чтобы не уменьшить прочности? Ибо над сими стенами будет еще два этажа. При разговоре с игуменью я открыл, что архитектор не знает, прочен ли фундамент здания, строенного на косогоре. Посему надежно ли будет строить все этажи со сводами? Не оставить ли верхний без сводов? Игуменья показала мне также смету требующихся материалов для сего здания. Цена еще не показано. Но количество материалов при нынешней дороговизне, дает предвидеть требование большой суммы. А у игуменьи к нынешнему году осталось с чем-то 2000 рублей. Можно ли решиться строить будущим летом? Потрудитесь сообразить сие и дать совет. Игумения спрашивает меня: а я сего дела не мастер. Генваря 21-го1857. 1140 Отцу наместнику и братии мир. Давно не отвечаю вам, отец наместник, о слове Святителя Дмитрия о Божией матери: поклоняются твоему безгрешному зачатию от святых родителей. И теперь не надеюсь отвечать достаточно. Не знаю, что делается со мною; но я так не успеваю делать предлежащих мне мер, что начинаю думать, не указуется ли мне признать свое безсилие и совсем оставить их, может быть даже с неприятностью очевидной неисправности. Слово Святителя Дмитрия можно понимать о зачатии чистом от произвольного греха, ибо сие было после долгой честной жизни, а в старости, не по желанию плоти, нов послушании предречению Ангела. Но не невероятно и то, что он понимал оныя так, как о сем мудрствуют ныне на западе. Он получил первоначальное образование так, что в сем более участвовали западные наставники и западные книги. Встречное мнение, ознаменованное благоговением к Божьей Матери, могло быть принято по чувству сего же благоговения, тогда как не приходило на мысль строго исследовать оное в отношении к догмату искупления рода человеческого от первородного греха единственно кровью воплощенного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кончина Василия Дмитриевича 17 была скорая, но не внезапная, потому что он перед тем говел и преобщался святых Тайн. – Жаль сего лишения и для благочестивейших: благочестивый человек близ их полезен не меньше мудраго и крепкаго. – В Духовной беседе точно есть слова, которые нежелательно было бы встретить в ней. Таков по моему мнению и рассказ портного о своих пьянственных похождениях. Разсудите мне, что мне встретилось. Ко мне приходил есаул Емельян Данилов, и показывал свое рукописание, в котором он объявляет, что видел Господа, и от него получил повеление для объявления Царю, митрополитам, епископам, боярам и прочим. Есаул говорит, что был в Петербурге, что его рукописание шесть дней было в руках владыки Новгородского; что потом есаул видел Государя Императора, и представил ему свое рукописание чрез руки генерал-адъютанта и ли флигель-адъютанта. Я велел было списать самое повеление, но успели списать буквально только две статьи, а из прочих выписано кратко их содержание. Посылаю вам сию выписку. Есаул теперь взял паспорт и отправился в Иерусалим. Говорит он о своем посольстве так спокойно и равнодушно, как человек принесший кому-нибудь чужое письмо. Я спросил: говорил ли с ним митрополит Новгородский, и что? – Он отвечал: ничего; что ему говорить со мной грешным. – Желаю знать ваше разсуждение. Февраля 22-го 1858. Посылаю еще проповедь 18 . Отдайте о. ректору на его произволение, и скажите, что она уже взята для напечатания в ведомостях. 1198 Господне благословение отцу наместнику и братии обителей. Благодарю за попечение о Сергиевском 19 . Скажите ему, что помещение для него будет.       Благодарю за разсуждение о видениях, которому дал случай есаул. То очевидно, что в его рукописании есть примесь его личных понятий; а иное могло быть возбуждено в нем слухом, как например, требование освобождения крестьян. Но есть у него мысли, которые трудно представить родившимися в казацкой голове. Как пришло ему в голову оригинальное соображение, что умножение дворян, безконечно продолженное, наконец должно произвести тысячи нищих, с притязаниями на благородство четвертым родом, чрез что сохраняется преимущество, и устраняется чрезмерность? Мне кажется, что в сем явлении есть нечто от провидения Божия, которое не посылает нам совершенных пророков, чтобы мы невниманием к ним не сделали себя более виновными, а допускает некоторых людей смешенного духовного состояния обличать нас именем Божьим, чрез что дается нам случай пробудиться, и не подпасть наказанию; между тем как и невнимание к ним не слишком тяжкий грех , извиняемый отчасти смешанным их состоянием. –       

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010