Жаль игумении Степановой. Не найдется ли, чрез кого подать ей совет быть мирнее и терпеливее, и не поститься при немощном теле, если уже нельзя дать ближайшие к ея состоянию советы? – Священник, который тайной исповеди вздумал усилить допрос, конечно подлежит строгому наказанию. Впрочем, о сем писала только игумения в письме, а в жалобе Св. Синоду, помнится о сем не упомянуто. Жаль, что находящиеся на пути к архиерейству с некотораго времени ищут руководства не у архиереев, а у духовно-учебнаго управления. – Мне дают в викария Костромскаго ректора. Всегда я представлял двух кандидатов, и полагал представить о. Леонида и его, и колебался, котораго первым. В сем смысле говорил я с гр. А. П. Когда открылась вакансия: я на другой же день написал к владыке и к графу. Всегда прежде дожидались такого письма. А ныне не дождались, и по слышанному от графа поспешили решить дело. Некто 30 укорял меня, что я обидел Леонида: но Костромской ректор старее не только его, но и преосвященнаго Евгения. Еще говорят: бывало ли, чтоб из чужой епархии? При мне было четыре викария из других епархий, в том числе Киевский митрополит. – Икон финифтянных недостает у меня. Это не от того, что много даю, а от того, что все просят. Вышлите мне, как прежде. – Был у меня врач Страхов, желающий в Академию; но я ег не мог видеть, и обратил его к Академическому начальству. Ноября 6-го 1858. 1239 Мир мног отцу наместнику и братии обителей. Много благодарю за мысли о устройстве добром в Успенском соборе. Статью Неклюдова умедлил я возвратить, потому что забыл о ней. Получив ее в такое время, когда читать было неудобно, я положил ее в такое место, чтобы она была недоступна чужим глазам, я скрыл ее и от своей памяти. Что мне делать? Кажется, хорошо было бы, если бы меня отставили: а просить сего сомневаюсь, чтобы то не было бегство. Часто, когда говорю в комнате с одним человеком, и знаю, что в другой комнате ждет другой, окончив разговор с первым, забываю о втором. Некоторыя дела очень замедляются, потому что для своевременнаго исполнения их требовались бы дни длинее 24 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О делах своей церкви он говорил со мною, но мало, так что я иное говорил, не быв спрошен. Незаконно рукоположенных священников, я советовал ему, не лишая имени, удержать от священнослужения, и употребить в клиросную должность, которую они и теперь исполняют по своей многочисленности. Горькую причину показал он мне многих вдруг рукоположений: у них обычай, что рукопологаемый платит определенную сумму. Неуместное елеосвящение я советовал ему заменить водоосвящением, чтобы одно прекращение неправильнаго не составило пустоты в народном благочестивом чувстве, и чтобы отъятое неправильное восполнено было правильным. – Но вот и житейское. На что вы хотите покупать дрова, а не брать из своего леса? – Возвращаю письмо Берлюковскаго строителя. Не ожидал я , что он может дать столько воли гневу и языку: и скорблю видя сие. Впрочем не прав и Варнава, оставя себя неизвестным, где находится. Возьму дело, и посмотрю, что делать должно. Слава Богу, что нашелся крест. Но не думаю, чтобы тут была ошибка эконома Афанасия, который в то же время, как отдал, записал, кому отдал. Вероятнее, что Герасим, боясь нарекания в утрате, не хотел сказать, что или взял и отдал, или забыл, но сказал решительно, что не брал. Декабря 3-го 1858. Болящая Агриппина вздумала писать ко мне. Но мне тут нечего делать. Из Петербурга уже писали к преосвященному, чтобы отпустил ее из своей епархии: и это распоряжение согласно с обстоятельством. – Скажите о. казначею, чтобы послал от меня 15 р. с. Павлу Мигалову в Арзамас. 1245 Весьма секретно. Благодарю, отец наместник, за святое благословение от праздника и от обители. Вы пишите, что хорошо было бы послать проэкт о единоверческом епископе и Обер-Прокурору. Следственно вы сомневаетесь, довольно ли обратить на него внимание владыка Новгородский. И не ошиблись вы. Владыка пишет ко мне, что единоверческаго епископа сделать можно, и единоверцы будут довольны; но что он будет вреден для церкви, и что раскольники его не примут. Вместе с сим он возвратил мне и мое оффициальное о сем отношение, не показанное никому другому, хотя мне казалось, что могла обратить на себя внимание по крайней мере первая часть онаго, в которой излагается вред гражданских священников для единоверия, и приводятся на то доказательства из новых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Чтобы составить описание местных благочестивых учреждений, и охранять их, сие можно присовокупить к правилам. Но о строениях надобно ли при сем говорить? Правда, что в сем не мало произвола: но думаю настоятели не иначе строят и теперь, как с разрешения архиерея. – О иконостасе Вифанской домовой церкви некоторые мне говорили: неужели он будет уничтожен? Я сказал, может быть употреблен в пределе. Мне думалось, что можно средний иконостас сделать высокий; а существующий поставить в пределе в память владыки Платона, и другаго предела иконостас сделать, не такой же, но не высокий, так, чтобы разнообразие не совсем разрушало симметрию. В сем была бы и экономия, когда способы построения приобретаются с трудом. Если же унесут существующий иконостас в пустыню: иные, не видя его, не поропщут ли? – Так мне думалось: но если вы не находите удобным сохранить оный в новой церкви: то возьмите в пустыню. – О Анфиме нужен мне ваш ответ. Просил я у вас икон финифтяных малых: повторяя сию просьбу, прошу и средних. Выпишите на мои деньги: а до того несколько пришлите. Ноября 23-го 1860. 1356 Не прогневайтесь, отец наместник. Вы писали наставление эконому по закону духовному, а я поправлял по закону грамматики. Думаю, не излишни некоторые изменения и дополнения в содержании наставления. На страстной и светлой неделе устав и свойство времени устраняют дополнительные службы Святым. Благословно в сии дни отложить и акафисты. О чтении кафизм я выразился так, чтобы не очень решительно было ослабление определенного уставом. Правила о всенощной не изменил я: но есвть некоторое сомнение. Прежде совершались вечерня, утреня в свое время, и литургия: Г. ввел ежедневную всенощную с вечера; а вечерни и утрени нет. Следственно братия вместо трех раз в сутки, только два раза бывают в церкви. Но мирские, вероятно, более приходят в всенощной, нежели приходи ли к вечерни и утрени. Если так: то не безполезно сохранить сей порядок, чтобы для мирских мирской вечер обращать в церковный, хотя для братии лучше было бы чаще быть в церкви. Разсудите о сем, спросив бывших в Петербурге, значительно ли приращение богомольцев, в сравнении с утренею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Нам хотят посадить на подворье в Петербурге преосвященнаго Могилевскаго Анатолия 38 . Говорят он займет только квартиру Андрея Николаевича; прочее все останется, как есть. Напишите мне, что вы о сем думаете. Октября 23-го 1859. 1300 Возвращаю листы Русской газеты, чтобы не завладеть ими. Я достал себе другие подпискою, на случай нужды.       Статью благочиннаго обещали напечатать в Русской газете. Думаю после напечатать и в Московских ведомостях. Надобно еще писать против статьи о Троицкой дороге. – Старшие члены Константинопольскаго Синода (геронты) написали в Св. Синод довольно несмиренно, в великолепных выражениях, вовсе не объясняя дела. Открывается дело, которому трудно дать верное направление к доброму концу. Желаю знать ваши мысли относительно Троицкаго в Петербурге подворья 39 . 1301 Мирствуйте о Господе, отец наместник, и братия. Освященный антиминс в храме преподобныя Матроны выдать предписано. Вопрос о дворянине Павлове, удивляюсь, что предложен строителем. Жившаго в ските, и оказавшего непостоянство, выход в мир, уже по сему одному сомнительно было принять вновь. Но женившагося, и от жены приходящего принять – какая надежда? Какой тут порядок? Какой пример? Если строитель прельщается вкладом: и это грешно и неосмотрительно. Это был бы неблагословенный вклад. Прошу поспешить удалить Павлова, если он в ските. Вчера к вам хотел ехать князь Сергей Николаевич Урусов; и просил, чтобы ему дали от Лавры дрожки, дабы не ходил по грязи. Я отвечал, что вы успокоите его в сем отношении, как скоро скажет. Что предлагают поместить преосвященного Анатолия на нашем подворье, в сем тайной кривой мысли не подозреваю. О взятии его в Петербург думали гораздо прежде: но между тем взяли в Петербург много архиереев и обыкновенныя подворья наполнили. Андрей Николаевич к вам едет. Не худо поспешить заключить с ним новый контракт. Но если в нем есть условие очистить квартиру, буде понадобится; то сказать: именно: буде понадобится для приезда митрополита Московскаго. Октября 26-го. 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Господь да сохраняет вас, отец наместник, в мире, и да подает вам здравие. А вы с своей стороны сберегайте оное умерением труда и врачеством потребнаго покоя. – Хотьковская игумения представляет к должности казначеи монахиню Евгению. Знаете ли? И одобряете ли выбор? – Выражение священный обряд, вместо наименования таинства, не могли не заметить многие внимательные к православному учению, и конечно, со скорбию; но слово пролетело и не возвратить его. Думаю, написать о сем в Петербург: но примут с неудовольствием, и едва ли со вниманием для будущих случаев. – Возвращающиеся из Петербурга говорят, что многое там делается не с такою стройностию, как прежде. И я был в затруднении; пред миропомазанием Великой Княжны в указе Св. Синода написано было, чтобы молебен в Москве был в один день с совершением таинства, и что о времени совершения поручено Обер-прокурору послать мне телеграмму. Но такой телеграммы не было. Хорошо случилось, что я предварительно не надеялся на телеграмму, и назначил час молебствия догадочно. Иначе духовенство и народ простояли бы весь день в Успенском соборе в ожидании телеграммы, и не знали бы, совершилось ли таинство, и быть ли молебствию. Тоже было и в день бракосочетания, в который телеграмма получена от самого Государя Императора, и получена в одиннадцать часов вечера. Господь да дарует Государю Императору благоразсудительных и тщательных исполнителей Его воли. Ноября 26-го 1866. 1639 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Утешен я вестию о благодеянии Божием чрез святителя Платона. Слава Прославляющему святыя Своя. – Иеромонаха С., написавшаго икону Божией Матери, удовлетворите от меня справедливым воздаянием, как сделал бы посторонний. Посылаю подлинный рескрипт Государя Наследника Цесаревича для хранения, с подобными. Ноября 26-го 1866. 1640 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Сорадуюсь духовной радости братии Пресвятаго Параклита. День ото дня, полагая восхождение в сердцах своих, да восходят в ближайшее общение с Господом, в совершенную радость о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Раздел доходов братии подворья у меня бывает на глазах. Всегда одна цыфра, тогда как многие говорят, что посещения церкви умножились со временем принесения св. мощей. Желаю знать, что будет далее по письму. Что пишите о переводе книги Иисуса сына Сирахова, с тем я совершенно согласен. Прочитайте прилагаемое при сем, письмо мое к преосвященному Агафангелу; и возвратите. Если найдете, что грешу, когда обличаю, не будучи призван: сделайте мне выговор, и простите меня. Странное время, в которое и на умы, имеющие свет разума, падает туман, как недавно на Лондон ночной мрак днем!       Декабря 30-го1859. Был у меня и Г.Ш…. Я рад, что мог не только успокоить его прощением делу неведения, но и оправдать. Большая разность в том, что они крестили не одного, а двух младенцев, каждый одного. Посему их отношение составляет четвертую степень, которая правилом вселенскаго собора не запрещена, а запрещены только две. Читали, помнится, вы мое мнение по письму и протесту геронтов: и вспомните, что одно из оснований моего мнения уважение к вселенскому патриарху и желание сохранить мир с его церковью. Теперь Афинский посланник горько жалуется, что я враждебен великой церкви. А это от того, что я не за геронтов; а Афиняне за геронтов, потому что держаться одной системы поддерживать господство греческой национальности над прочими, а прочие подчинять, и по возможности огречивать, и потому, как можно, не давать им Богослужения на природном языке, и школы давать греческие. По замечанию вашему о желчи, не удалось мне ни с врачем говорить, ни лекарства принять. Но вчера случайный разрешительный кризис показал мне справедливость вашего замечания. Декабря 31-го 1311 Отцу наместнику и братии мир. С утешением и с желанием смотрю на образ пустынножительства старцев наших. Да укрепит Господь и возрастит. А меня, как волны, бьют люди и дела и не в одну немощную телесную природу. Из Петербурга дают мне много дела; и потом иногда, как приметно, недовольны не только моим делом, но и мною. Потому что некоторые люди своими пристрастными глазами смотреть заставляют и других. Желательно быть в единстве с добрыми людьми: и конечно горько, когда сего и с сими не оказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В посылке его найдено между прочим около 15 портретов разных лиц, необъявленных почте, которые по сему будут проданы. Декабря 18-го 1861. 1420 Славлю и я у вас, отец наместник и братия, Христа Господа, родившагося на земли во спасение наше. Слава Его да будет вашею радостию; Мир Его да управляет и покрывает души ваши; ваша вера и житие да приобретают всегда Его благоволение. Простите, что поздно. Два Дивеевския дела, одно на 240, а другое на 140 листах много дали дела и мне. На сих днях послал с ними два донесения, из которых одно на 14 листах, а другое меньше. Заключение произошло такое, что избрание Г. не правильно; И. вреден в духовном и в хозяйственном отношении; начальница Елисавета и строитель Серафим люди почтенные и оклеветаны неблагонамеренно. Как посмотрит на сие Св. Синод, сие ведает он. В отношении Генерал-губернатора (за прислан был мне вопрос: справедлив ли слух, что в московских церквах читается недавно составленная молитва об избавлении от неблагоприятных обстоятельств, в которых будто бы находится Россия. Будто бы – то ли он думал, что написал. Я написал, что молитва не новая, и не особая молитва , а одно молитвенное прошение, взятое из воскресной и праздничной литии; а что нужно прилежно молиться, то потому, что сильно распростроняются мнения и учения противурелигиозныя, противунравственныя и противуправительственныя, и многих заражают. – На это смотрел я спокойно. Но вот что принесло мне глубокую скорбь: предположение займа для Лавры. Когда я вступил в управление Лавры, она должна была Академии 10,000 рублей ассигнациями; и я не хвалил предшественников, что ввели Лавру в долг, дабы изуродовать западный копус келлий. Однакож, могли сказать, что это по надобности для братии. Неужели ме падет жребий оставить преемнику в Лавре в десять раз больший долг на построение, без котораго можно было обойтись, и которое едва ли принесет ли пользу в такое время, когда все идет к нищите. И в это я буду явно виноват, что по избытку доверенности дозволял большия построения без сметы и без соображения способов. Вы пощадили бы мои последние дни, если бы нашли способ обойтись без долга. Нельзя ли уменьшить строение? Трудно представить, что была ошибка в 30,000 р. серебром. Не увеличено ли дело против первоначальнаго предположения; и нельзя ли опять уменьшить?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Доложите Великой Княгине, которую может быть, и в Москве не увижу, что я очень жалею, что не могу встретить ее в Лавре. Надеюсь, что вы для ея Высочества устроите все должное и благоугодное. Апреля 11-го 1860. 1329 Генерал-губернатору о дороге не мог я благовременно сказать: ибо в праздник не видал его доныне. В воскресенье он приезжал ко мне, но я, по утомлению, на литургии, собирая силы к вечерне, не принимал: в понедельник я был у него, и не застал его. Последнюю половину недели просидел дома, частию по нездоровью, частию за делом. – Компанию Троицкой железной дороги не хвалят. Говорят акции худо берут. Компания просила гарантии от правительства: отказано. По сему-то, может быть, случаю Государь Император, и Его присные, взяли несколько акций, чтобы выразить покровительство, поощрение и благонадежность. Дело, говорят, состоится: неразобранныя акции учредителя разделять между собою. Но, что не берут акций, это не значит ли, что не предвидят выгоды? Управление общества пароходнаго, и главнаго общества железных дорог подверглись подозрению в неверности. Акционеры требуют генеральнаго собрания и тщательнаго разсмотрения отчетов. Им отказывают. Общество Троицкой железной дороги, по учредителям, обещает честное действование: но люди не вечны, и завтра могут придти такие же, какие действуют в двух вышеозначенных обществах. Но вот еще вопрос. Взятие акций не будет ли значить, что мы отдаем деньги в рост, и этот рост брать будем, чрез посредствующия руки, из рук богомольцев, которые будут платить на железной дороге трудовыя лепты. Не говорит ли против сего правило церковное? – Апост. Прав. 44. Перв. всел. соб. пр. 17. Желаю иметь от вас ответ на сии сомнения, прежде нежели решусь на что нибудь. Апреля 12-го 1860. 1331. Божие благословение отцу наместнику и братии. Вы заняты: а вот еще некоторое дело. Дайте, где витати, Андрею Николаевичу. Виноват я с моею болезнею, что не обратил внимание на вопрос о столе о Великой Княгини, и от того затруднение и ей и вам. Я привык в подобных случаях обезпечивать себя вашей внимательностью. По списку спутешествующих можно было приметить, что орудий для стола нет. Но добрая Гостья простит нас недогадливых хозяев. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благодарю, отец наместник, за труд и помощь. Не все желаемые удобства представляет дело: но надобно избрать сей путь; потому что на другом пути еще более темноты и затруднений. Мир вам и братии. Октября 13-го 1858. 1235 Отцу наместнику и братии мир. Кажется, давно уже не пишу к вам; а с котораго времени, не помню. Немощи и дела одолевают. После крестного хода 12-го дня, заболели было у меня зубы и десны, по-прежнему: и отняли немало времени. О Успенском соборе сказано было, что устроено будет отопление без всяких в нем перемен. Но вдруг видим, что подземная труба прошла к олтарю, и разделяется к пяти полукругам его. Для чего? – Чтобы в фундаменте сделать пять проломов, ввести трубы во все части. В главном олтаре близ горняго места должна быть труба, которая по выломанной части стены должна взойти выше роста человеческаго, и дышать теплом, а близ ея в полу труба, вытягивающая воздух. Сих подробностей, по всему вероятию, не знали начальства, разсматривавшия проэкт. 9-го дня писал я к Генерал-губернатору и в Петербург, и оттуда до 20-го дня не получал никакого известия, подвергаясь опасности быть обвинен в остановке работ против контракта. Там не все нашли дело достойным внимания; некоторые сказали: о чем заботится? Кто не знает, что при работах и внутри зданий бывает мусор? – Наконец комиссия, быв побуждена оттуда, обратилась ко мне с объяснением инженера, и мне удалось согласить его по крайней мере оставить без ломки главный олтарь. О сем опять надобно было не мало писать: не знаю чем кончится дело. – Преосвященный Евгений уже Симбирский 28 : и только приватно продолжает помогать мне. – Вы будете недовольны требованием нескольких сношений о благотворителе Суханове. Но что делать? Если бы представить без исполнения сих формальностей: дело без разсмотрения было бы возвращено.       Благодарю за составление новаго (или применение прежняго) проэкта о монастыре. Я послал его к министру и в Св. Синод. Книги о расколе с отметкою владыки Платона велите поискать в Академической библиотеке: и, если найдется, списать, и доставить мне отметку. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вы слышали, что дело об освобождении помещиками добровольно крестьян, о какой-то приказной формальности, о которой довольно было бы предписания министра исполнителям, публикован указ, который в Петербурге с усилием покупали в Сенатской типографии, и от сего произошли толки и неустройства. Теперь думают, что будет новый указ, который поправит ошибочное впечатление. Но как не приметили сего ранее, после бывших уже опытов? Это не единственный пример. Можете представить, что чужому человеку протянуть руку в архиерейский дом, чтобы вырвать эконома, есть нечто подобное тому, чтобы войти в чужой карман без спроса хозяина. Преосвященный Нил Предложил Св. Синоду взять у меня эконома архиерейского дома в Чудове и послать в Сибирь в архимандрита, и Св. Синод принял предложение. Правда, меня спрашивают о сем указом: но указ не письмо; у эконома возбуждена мысль; и я не захочу принять на себя удерживать. Преосвященного Камчатского зовут в Петербург: положим, что это приобретение здесь, но там не будет ли это потерею невознаградимою, когда не видно, чтобы там кто-нибудь был приспособлен продолжать его дело? Прочитайте у о. ректора Академии письмо Андрея Николаевича, которое прислано для напечатания в здешнем издании, но которое для меня сомнительно. Скажите и вы, как вам покажется. Февраля 12-го1857. 1146 Мир вам, отец наместник, и братии обителей. К пострижению достойных можете представить: но не много ли вдруг 28? Особенно в ските не лучше ли на первый раз менее 20, чтобы за усиленною вдруг щедростью, не последовала невольная скупость? И не лучше ли некоторая постепенность в старшинстве, нежели 20 совершенных ровесников? Впрочем, вы знаете людей, и по сему познанию можете лучше определить, как лучше поступить. Февраля 14-го1857. В примерном расписании расходов на текущий год мне представился вопрос, почему относительно дров не видно соображения с сделанной покупкой леса на дрова? 1147 От Господа мир отцу наместнику и братии обителей. В Вифанской библиотеке есть мои бумаги запечатанные. Теперь мне они нужны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010