семье во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых; ГЭ). На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х гг. XX в. (ГЭ), фирмы Оловянишникова , А. К. изображена в верхнем ряду, среди святых рус. князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; ГМИР), написанная в С.-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению А. К. В Вознесенском соборе Кашина в наст. время хранится ростовая икона святой и шитый покров 1900-х гг.; в ц. апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 г.- дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905). Икона «Св. Анна Кашинская» 1900-х гг. (ГТГ) письма худож. В. М. Васнецова была подарена кн. Анне Куракиной в 1910 г.: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой - книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ нач. XX в. (ЦМиАР). Образ А. К. присутствует в композиции «Собор русских святых», 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 463). В 1910 г. во имя А. К. освящен храм в С.-Петербурге, в 1914 г.- ц. прп. Серафима Саровского и А. К. на новом кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря в Москве. Лит.: ЧОИДР. 1872. Кн. 2. С. 175-177; Сорок сороков. Т. 1. С. 257-258. 8; Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. М., 1996. С. 54, 83, 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 52. Т. 2. С. 80-81, 96-99, 462-463; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 443. R-234; С. 444. R-237. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел.

http://pravenc.ru/text/115602.html

(ЦМиАР, Донской мон-рь). На территории мон-ря археологических материалов ранее XIII-XV вв. пока не обнаружено, культурный слой нарушен кладбищем XVII-XIX вв. и поздним строительством. Некрополь XV-XVII вв. развивался в XVIII-XIX вв. особенно быстро и постоянно охватывал новые участки. Памятники с него убраны в 20-х гг. XX в., территория в наст. время мало изучена (в 2000 начаты археологические исследования участка сев.-зап. угловой башни ограды и братского корпуса). В кон. XIV-XV в. А. м. являлся значительным центром книгописания, где был создан ряд больших кодексов, в т. ч. небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 чел. Между 1392-1406 гг. была переписана «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦМиАР. 952, основной писец Василий), в 1403 г.- Изборник Симеона-Святослава, непосредственно со списка 1073 г. (ГИМ. Син. 256, писец Анфим), в 1406-1407 гг.- Златоструй (БАН. 33.16.15, основной писец инок Арсений), в 1416 г.- Евангелие-тетр (ГИМ. Чертков, 42/256, писец священноинок Макарий), ок. 1461 г. со Златоструя была изготовлена копия для кремлевского Успенского собора, дополненная минейным Торжественником и статьями Маргарита (РГАДА. Ф. 136. Оп. 1. 1679, писец Антоний), в 1462 г. переписана Триодь Цветная (Там же. 1539, писец «дьячишко Степан»). Все монастырские рукописи за исключением Евангелия отличаются практически полным отсутствием иллюминации. Позднейшая история книгописной мастерской А. м. остается неизученной, судьба б-ки неизвестна. Сохранился ряд памятников, происходящих из А. м.: палица с изображением «Сошествия во ад», 1438-1439 гг. (ЦМиАР), хоругвь «Спас Нерукотворный», 2-я пол. XVII в. (ГММК), палица «Спас Нерукотворный», кон. XVII (?) - XIX в. (ГММК), икона «Преподобные Андроник и Савва Московские», 2-я пол. XIX в. (Спасский собор А. м.). Ист.: ЦГАМО. Д. 120. Р-1; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Запись о душегубстве//Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 187-191; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.

http://pravenc.ru/text/115428.html

1997. Cat. 2.30. P. 98-100). Иконы XIV в. также написаны на золоте и представлены различными изводами: Богоматерь «Умиление» Островитянка (Νησιτισσα (Μεσονησιτισσα)) 3-й четв. XIV в., по изводу и стилю являющаяся зеркальным переводом чудотворной Донской иконы Божией Матери, созданной на Руси в кругу художников, близких к мастеру Феофану Греку (90-е гг. XIV в.), Богоматерь с Младенцем Филаттуса (Θυλττουσα - Защитница; 1383-1384), а также храмовая икона вмч. Георгия с поясным его «портретом» в воинском облачении, перевязь написана с имитацией лицевого тиснения (3-я четв. XIV в.). К числу личных вкладов принадлежат иконы небольшого размера, напр. «Одигитрия», с преподобным и пустынником на полях (кон. XIV - нач. XV в.). В XVI в. был создан ряд икон для украшения монастырского кафоликона и др. храмов - Великий Деисус (храмовый эпистилий с традиц. Деисусом, дополненным образами 12 апостолов), иконы с Богоматерью и Младенцем на престоле (с эпитетами «Паммакаристос» и «Панимнетос»). К числу богатых вкладов принадлежит житийная икона прп. Павла Ксиропотамского с 12 клеймами деяний и мученичества посл. трети XVI в. (Ibid. Cat. 2. 77. P. 147-148). В среднике образа святому поклоняются стоящие на коленях заказчики, чьи имена подписаны: воевода Валахии (Молдо-Валахии) Петр, его супруга Мария и сын Влант. Е. Цигаридас соотносил указанного Петра с господарем Молдавии Петру Хромым (1574-1579, 1582-1591); при общем повторении принципов и приемов визант. времени житийные композиции имеют узнаваемые детали орудий мучений и архитектурных элементов, создающие эффект натурализма. Подписи сделаны по-славянски. Христос на Престоле. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) К числу аналойных икон, возможно, принадлежит небольшого размера икона с композицией «Оплакивание (Положение во гроб)», также повторяющая принципы визант. живописи и иконографии; орнамент на полях написан под влиянием вост. искусства. По пропорциям и изводу композиция небольшой иконы, согласно мнению Л. Тоски, имеет сходство с фреской люнета над входом в наос в вост.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

20. Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). М.: Паломник, 1993. 21. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. А.Д. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. 22. Давыденко В. Святоотеческое учение о происхождении души человека//Вера и разум: Журнал философско-богословский. Харьков, 1907. 23. Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. СПб.: Воскресение, 1996. 24. Добротолюбие: В 5 т. Сергиев Посад: Изд-во С-ТСЛ, 1992. 25. Догматическое Богословие. Курс лекций. Свящ. О. Давыденков: В 3 ч. М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. 26. Евагрий, авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1994. 27. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Мн.: Лучи Софии, 1999. 28. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Паломник, 1996. 29. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению М.: Паломник, 1996. 30. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник, М.: Донской мон-рь, 1992. 31. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти. М.: Правило веры, 1993. 32. Илларион (Троицкий Вл.), архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви. М.: Паломник, 1997. 33. Иннокентий Херсонский, святитель. О человеке/Собр. соч. Т. 10. 34. Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слово на богородичные праздники. М.: Мартис, 1997. 35. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры. М.- Ростов-на-Дону: Изд-во братства святителя Алексия, 1992. 36. Иоанн Кронштадский, праведный. Моя жизнь во Христе, СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. 37. Ириней Лионский, святитель. Творения М.: Паломник, 1996. 38. Исаак Сирианин, преподобный. Слова подвижническия. М.: Правило веры, 1993. 39. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 40. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. Париж: Изд-во журн. " Вечное " , 1957. 41. Кирилл Иерусалимский, святитель. Поучения. М.: Синодальная библиотека, 1991. 42. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. Пер. с фран. М.: Центр по изучению религий, Путь, 1994.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

431 Akaфichuk. Льbib: Монастир Cbяmo-Ibahibcьka лавра, видавничий biддiл «Cbiчaдo». Кн. 1.2008. С. 3–16. 432 Помимо акафистников этот текст печатается практически в любом молитвослове (наприм., Православный молитвослов и Псалтирь. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 48–55), а также в Псалтири следованной (Ч. 1. М.: Донской мон-рь, 1993. С. 234–242). 433 См.: URL: http://kafist.narod.ru/S/Iisus_Sl_in.htm (дата обращения: 01.10.2012; перенабор с рукописи сер. XX в.). 438 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 444 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 445 См.: Служба и акафист Всемилостивому Спасу, пречудному обновлению Его Нерукотворного образа в Свято-Борисо-Глебском женском монастыре Харьковской области, совершившемуся 20 июля 1997 года. Харьков: Свиток, 1998. 450 См.: Акафист ко Причащению Божественных Тайн, самем токмо иереем приличный. СПб.: Синод, тип., 1888. 458 См.: Акафист умилительный Господу Иисусу Христу, Судии Праведнейшему и Мздовоздаятелю нашему, в память всеобщего Воскресения и Страшного Суда. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000. 466 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 468 В т. ч. гимнов, написанных Патриархом Константинопольским Исидором Вухирасом († 1349; см., наприм., рукописный Канонник: НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Ед. хр. 285. Л. 370, 380, 405, 445). 471 См.: Акафист/Православная энциклопедия. Т. 1. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 378. 472 Помимо перечисленных далее акафистов есть акафисты Зачатию Божией Матери, Положению Ее Пояса и Ее Ризы, на Ее Собор (26 декабря) и т. д., т. е. всего в этом разделе акафистов больше, чем суммарно по основным праздникам. 473 См.: «Радуйся, Невесто Неневестная!»: Акафисты Божией Матери. Троице-Сергиева лавра, 2003. С. 64–75; на греч. яз.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). Сектантского происхождения, творение Вениамина Янкельмана (именующего себя архиеп. Иоанном), лидера т. наз. «Богородичного центра»: Иоанн (Береславский), архиеп. «Радуйся, Мать богатырей Славянского двора»: Акафисты на святорусском языке. Новая Святая Русь, 1998. С. 8–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

584 См.: Псалтирь следованная. Ч. 1. М.: Донской мон-рь, 1993. С. 234–242; Православный молитвослов и Псалтирь. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 48–55. 585 Примеры: Господи мой, Господи... – «Акафист молитвенный Господу Спасителю во ослабу душевныя скорби» (Акафист молитвенный Господу Спасителю во ослабу душевныя скорби. СПб., 2006. С. 5–62) и «Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали» (Там же. С. 65–115); Свят еси, Господи Боже наш... – «Акафист Пресвятой Троице» (Акафисты Святой Пасхе и двунадесятым праздникам. СПб.: Царское дело, 2002. С. 339–356) и «Акафист в память всеобщего Воскресения и Страшного суда» (Акафист умилительный Господу Иисусу Христу, Праведнейшему Судии и Мздовоздателю нашему, в память всеобщего Воскресения и Страшного суда. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000); Слава Тебе... – «Акафист благодарственный «Слава Богу за всё! " » (Акафистник. Кн. 2. М.: Отдых христианина, 2002. С. 612–621); Помилуй мя... – «Акафист покаяния, или Песни, приводящие человека к сознанию своей греховности»; Прииди... – «Акафист на сошествие Святаго Духа» (Акафисты двунадесятым праздникам. СПб.: Сатисъ, 1997. С. 518–569); Источниче мира и любви... – «Акафист Господу Богу о мире и взаимной любви среди людей» (URL: http://kafist.narod.ru/B/Gospodu_Bogu.htm (дата обращения: 01.10.2012)); Благословен еси... – «Акафист в Неделю ваий» (Акафисты Святой Пасхе и двунадесятым праздникам. СПб.: Царское дело, 2002. С. 221–240); Слава Тебе... – два «Акафиста Рождеству Христову» (Там же. С. 99–132) и «Акафист Богоявлению Господню» (Там же. С. 135–158); Гряди... – «Акафист Сретению Господню» (Там же. С. 161–182); Христос воскресе... – «Акафист Воскресению Христову» (Там же. С. 277–290) и «Акафист Святой Пасхе» (Там же. С. 302–314). 586 Наприм., см.: акафист прав. Артемию Веркольскому, икосы 6, 9–10 (Акафисты русским святым. Т. 1. СПб.: Титул, 1995. С. 366–367, 369–370); блгвв.кнн. Борису и Глебу, икос 1 (Там же. С. 406–407); акафист прп. Петру, царевичу Ордынскому, икос 12 (Акафисты русским святым. Т. 3. СПб.: Титул, 1996. С. 214); акафист прп. Савве Крыпецкому, икос 4 (Там же. С. 300–301).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В кон. 1926 г. президиум Моссовета принял решение «в целях разгрузки уличного движения» снести: Красные ворота, церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Столешниках и Гребневской иконы Божией Матери на ул. Мясницкой. «Старой Москве» удалось частично отстоять ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери. Под давлением общественности и обращения «Старой Москвы» во властные структуры, ВЦИК рекомендовал Моссовету сохранить хотя бы древнюю часть церкви (полностью снесена при строительстве метро в 1935). Суховым были разработаны проекты реставрации. Когда были снесены пристройки, по мнению А. М. Васнецова, церковь обнаружила черты псковско-новгородского стиля; были найдены 30 старинных надгробий и плита с могилы автора 1-го рус. учебника по математике Л. Ф. Магницкого, к-рая была перевернута и «вряд ли во время находки лежала над прахом». Оказалось, что малый (южный) придел был в прошлом самостоятельным храмом XVII в. На чердаке храма было найдено большое количество различных изразцов, слюды. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Столешниках была разобрана летом 1927 г. Художник «Старой Москвы» Н. Я. Тамонькин успел сделать ее рисунок. В марте 1927 г., несмотря на протесты общественности, ВЦИК постановил снести Красные ворота. «Старая Москва» следила за начавшейся их разборкой. По решению Главнауки С. А. Торопов произвел обмеры и зарисовки памятника. По сведениям «Старой Москвы», работа по разборке ворот велась спешно, материал сбрасывали с высоты и разбивали вдребезги, было нелегко сохранить даже отдельные фрагменты. При сносе выяснилось, что на воротах почти не было лепных украшений - ангелы и гирлянды были высечены из камня. Члены «Старой Москвы» помогали переправлять в Донской мон-рь фрагменты разрушаемых ворот: резную гирлянду белого камня, лепной медальон, целую маску и др. Собранная в кон. 20-х гг. XX в. членами «Старой Москвы» коллекция фрагментов уничтожаемых архитектурных памятников стала основой Музея архитектуры Академии архитектуры СССР, основанного в 1934 г. (в наст. время Музей архитектуры им. А. В. Щусева).

http://pravenc.ru/text/1841842.html

«Комсомольская» Московского метрополитена. Сер. XX в. Куликовская битва. Св. кн. Димитрий Донской. Мозаика ст. «Комсомольская» Московского метрополитена. Сер. XX в. М. оформляли мемориальные объекты - часовни, надгробные монументы, напр. фон надгробия композитора А. П. Бородина в некрополе Александро-Невской лавры, часто в виде иконы из М.- изображение свт. Николая Чудотворца для памятного креста на кладбище рус. воинов в Порт-Артуре (1910). Современники упрекали проф. П. П. Чистякова, а с ним и все Мозаичное отд-ние Имп. АХ в недооценке технологии и смысла М., в пренебрежении к материальной стороне древнего искусства. Предпочтение неовизант. стиля в церковном зодчестве России со 2-й пол. XIX в. вело к активному использованию М. как наиболее долговечного и совершенного вида монументальной живописи. Развитие М. рассматривалось как единственный путь спасения православной иконописи (Там же. С. 21 - 25) и самый необходимый вид декора предстоявших работ в крупнейших соборах империи: в Кронштадте, Варшаве, Новочеркасске, Ревеле. Начало XX в. было временем нарастающего интереса к отечественным мозаичным произведениям. Помимо столичных мастерских существовали небольшие производства М. на рубеже XIX и XX вв.: мастерская худож. А. И. Сиверса, изготовлявшая панно для Спасского собора в Чернигове (70-е гг. XIX в.), мастерская Фартусова в Москве, создавшая иконы для Покровского собора в Брянске, собора вмч. Пантелеимона в Инкермане, московской ц. в честь Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Иконы из М. производили и в монастырских мастерских, хотя о подлинных масштабах подобных работ в наст. время судить трудно. Дивеевские монахини, проходившие обучение в Мозаичном отделении Имп. АХ «греческой иконописи и мозаичному мастерству», создавали небольшие иконки в М. уже перейдя в Серафимов Понетаевский мон-рь. Известны 2 подписные иконы, с образами свт. Николая Чудотворца и мц. Александры, поднесенные сестрами в 1896 г. в дар последнему государю и его супруге после коронации, а также икона с образом Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость») (кон.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Наиболее почитаемой святыней Донской епархии являлась Аксайская икона Божией Матери. В старочеркасском Воскресенском соборе хранились иконы, присланные в 1671 г. царем Алексеем Михайловичем: Воскресения, Благовещения Пресв. Богородице и Богоявления. В храме также находился список с иконы св. Иоанна Предтечи, в 1711 г. перед сдачей города туркам перенесенный из Азова в донецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь . В Александро-Невской ц. Новочеркасска почиталась Иерусалимская икона Божией Матери , которой в 1833 г. благословил войско Донское Иерусалимский патриарх Афанасий V . Архиереи архиеп. Афанасий (Телятев; 5 апр. 1829 - 17 окт. 1842, возведен в сан архиепископа в 1830); архиеп. Игнатий (Семёнов; 17 окт. 1842 - 13 янв. 1847); архиеп. Иоанн (Доброзраков; 13 янв. 1847 - 6 марта 1867); архиеп. Платон (Городецкий; 9 марта 1867 - 25 апр. 1877); архиеп. Александр (Добрынин ; 25 апр. 1877 - 22 мая 1879); архиеп. Митрофан (Вицинский; 23 мая 1879 - 19 нояб. 1887); архиеп. Макарий (Миролюбов; 5 дек. 1887 - 30 апр. 1894); архиеп. Донат (Бабинский-Соколов ; 30 апр.- 12 нояб. 1894); архиеп. Афанасий (Пархомович; 12 нояб. 1894 - 20 сент. 1908); архиеп. Владимир (Синьковский; 16 сент. 1908 - 11 июля 1914); митр. Митрофан (Симашкевич; 10 янв. 1915 - 1925, возведен в сан митрополита в нач. 20-х гг.); еп. Димитрий (Добросердов; 1925); еп. Усть-Медведицкий, вик. Д. и Н. е., Иов (Рогожин; 1926, в. у.); еп. Амфилохий (Скворцов; 1928, до 27 апр.); еп. Антоний (Романовский; 12 марта 1929 - 1930); еп. Аксайский, вик. Д. и Н. е., Серафим (Протопопов; 27 апр.- 27 июня 1928, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Симеон (Михайлов; 13 мая - июнь 1932, в. у.); еп. Каменский, вик. Д. и Н. е., Владимир (Горьковский; 11 авг.- окт. 1932, в. у.); еп. Каменск-Шахтинский, вик. Д. и Н. е., Александр (Раевский; 23 окт. 1932 - 16 февр. 1933, в. у.); еп. Таганрогский, вик. Ростовской епархии, Иосиф (Чернов; 16 февр. 1933 - янв. 1935). Монастыри Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня , или Межигорская Спасова пуст.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Новый период развития старообрядческой традиции в регионе был связан с переселением в 1794 г. на Кубанскую линию тысячи семей донских казаков, из которых 644 были выходцами из 5 донских станиц, принимавших активное участие в Есауловском бунте 1792-1794 гг. Осваивались новые места с трудностями. Были побеги на Дон, за к-рые сурово наказывали. В первый же год после переселения казаков на Кубанскую линию в 6 новообразованных станицах (Усть-Лабинская, Кавказская, Прочноокопская, Григориполисская, Темнолесская, Воровсколесская) были построены моленные. В дальнейшем часть казаков перешла в правосл. Церковь. Рукоположение священников для кубанских старообрядцев продолжалось до 1814 г. и осуществлялось в рамках единоверия , о чем казакам не объявили. После 1814 г. кубанским староверам было приказано обращаться к священникам отдаленной ст-цы Александровской. В 1823 г. в связи с очередным ходатайством о присылке священников епархиальное управление впервые объяснило старообрядческому обществу кубанских линейных станиц правила единоверия, узнав к-рые старообрядцы решительно отказались их исполнять. В это время на Кубани распространялось беглопоповство и ширилось влияние поморцев . В 1834 г. в ст-це Григориполисской жили 150 старообрядцев-поповцев обоего пола, 11 беспоповцев, в 1846 г. числилось 198 поповцев и 14 поморцев. Кубанское казачество сразу же приняло учрежденную в 1846 г. Белокриницкую иерархию . Первым иереем на Кубани стал казак ст-цы Прочноокопской Иосиф Турченков. 5 окт. 1855 г. во епископа Донского, Кавказского и Екатеринославского был рукоположен Иов (Зрянин) (из ст-цы Кавказской). Его родная станица стала епархиальным центром, в окт. 1862 г. еп. Иов освятил здесь храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1855 г. за станицей был устроен Никольский Обвальный муж. мон-рь - резиденция старообрядческого Кавказского епископа (разорен в 1933). В станице насчитывалось 2 поповских старообрядческих храма и поморская моленная (закрыты в 30-х гг. XX в.). Все епископы Донско-Кавказской епархии (в 1902 разделенной на Донскую и Терско-Кавказскую) назначались из казаков по приговорам старообрядческих общин 3 казачьих войск. После смерти еп. Иова на кафедру был избран донской казак С. П. Морозов, рукоположенный 30 нояб. 1879 г. с именем Силуян . В 1902 г. на место ушедшего на покой Силуяна был определен еп. Феодосий Манаков († ок. 1928) из казаков Терской обл., его духовная власть распространялась на Кубанскую и Терскую области и на Закавказье. 23 сент. 1928 г. Кавказским старообрядческим епископом стал сщмч. Викентий Никитин, арестованный в 1932 г.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010