Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. С особым торжеством в Д. м. праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, буд. имп. Петра I. 29 июня в мон-рь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, к-рую совершал патриарх Иоаким , государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках Большим: в нем участвовали патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 авг. 1689 г. по случаю престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Д. м. на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления гос-вом, для Д. м. наступило неблагоприятное время - сократилась помощь казны и начатое строительство было приостановлено. Д. м. неоднократно посещали патриархи Московские: 7 авг. 1637 г. патриарх Иоасаф служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 авг. (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695) патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. патриарх Иоаким после литургии в Д. м. заезжал в дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, в с. Дмитровское на Истре и в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь , также раздавая милостыню. 5 сент. 1694 г. патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Д. м.). Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. К 1650 г. Д. м. был приписан к новому, Андреевскому московскому мон-рю, 20 нояб. 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. 22 февр. 1721 г. Д. м. поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных мон-рей занимал 6-е место.

http://pravenc.ru/text/178962.html

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Согласно грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 1688 г., в 1687 г. сгорела единственная монастырская деревянная ц. свт. Николая Чудотворца. В 1688 г. кн. К. О. Щербатов пожертвовал обители деревянную ц. во имя того же святого (с приделом вмц. Екатерины) из своего с. Трубина Оболенского у. При освящении придел был переименован в честь вмц. Параскевы. Грамотой патриарха Московского и всея Руси Адриана от 1696 г. мон-рь освобождался от оброка за вотчинные пустоши, что привело к росту его благосостояния. Первоначально настоятели имели должность строителей, а затем игуменов. Первый встречающийся в монастырских актах игум. Геронтий упоминается с 1711 по 1715 г. В 20-х гг. XVIII в. в обители вместо деревянной была построена 2-главая каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая Чудотворца. Еще до окончания строительства, в 1725 г., М. м. был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому монастырю , в к-рый из Малоярославца переселилась братия, состоявшая из 7 монахов. На тот момент обитель владела 3 дес. пашни, к-рые обрабатывали сами монахи, небольшим поголовьем скота и имела доход 8 р. в год. Но уже 27 февр. 1727 г. Синод по ходатайству вкладчиков В. С. и Г. С. Батуриных вернул М. м. в «особное» состояние. К 1764 г., согласно ведомости, представленной в Крутицкую духовную консисторию, на территории М. м. помимо храма были расположены каменная надвратная колокольня, деревянные игуменский и братский корпуса, ограда (передняя сторона каменная, другие деревянные), хозяйственные постройки. Земельные владения включали помимо пустошей 3 дес. пашни, 1 дес. огородной земли «на острову» и 2 дес. леса около мон-ря. Часть земель, а также водяную мельницу отдавали в аренду за 27 р. в год. М. м. принадлежали 7 крестьян. В мон-ре проживали всего 3 монаха. Настоятель (1762-1765) игум. Мануил обращался к Крутицкому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) с просьбой не упразднять обитель, а в случае ее обращения в приходскую церковь перевести братию в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . М. м. не был закрыт в 1764 г., но по изъятии земельных владений и мельницы Коллегией экономии оставлен за штатом, на своем содержании. Для пополнения братства до необходимых по штату 7 чел. из находившихся поблизости упраздненных обителей перевели 4 монахов.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) Возможно, с этого времени до кон. XV в. М. П. м. был «первой и главной обителью московской великокняжеской семьи». Здесь велась активная работа по московскому летописанию, а мон-рь «не был тогда сугубо мужским или женским, а общим, но только для лиц княжеского дома» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224, 225). На М. П. м. как на центр московского летописания указывала и Л. Л. Муравьёва ( Муравьёва. 1983. С. 143-144). Архимандриты М. П. м. иногда были духовниками великих князей Московских. Так, вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской, желавший иметь собственного кандидата на кафедру Московского митрополита, принудил к постригу своего духовника свящ. Михаила (Митяя) и назначил его на архимандритию (1375-1377) в придворном Спасском мон-ре (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 125-126). В летописном рассказе о чуде при рождении вел. кн. Владимирского и Московского Василия II Васильевича Тёмного в 1415 г. упоминается не названный по имени священник, духовник вел. кн. Московского и Владимирского Василия I Димитриевича , молившийся в М. П. м. (Там же. Т. 20. С. 230). Духовный отец кн. Василия II спасский архим. св. Трифон (впосл. архиепископ Ростовский) присутствовал при составлении ок. 1461-1462 гг. духовной грамоты государя (ДДГ. С. 198. 61). Он же был свидетелем составления духовной грамоты матери кн. Василия II вел. кнг. Софьи Витовтовны (Там же. С. 178. 57). Духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича архим. св. Вассиан I (Рыло ; впосл. архиепископ Ростовский) некоторое время возглавлял М. П. м. В М. П. м. принимали постриг перед кончиной, «но, вероятно, и долго жили представительницы московской великокняжеской семьи», в т. ч., возможно, и кнг. Мария, вдова вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого . «Мужская часть династии ограничивала дело предсмертным постригом, причем осуществлялось это, скорее всего, в Спасской обители» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 225). В источниках сравнительно позднего происхождения говорится, что кн. Иоанн Калита перед смертью принял постриг в мон-ре «Преображения Господня, его же сам устроил близ двора своего» (ПСРЛ. Т. 31. С. 85).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

По окончании Троицкой семинарии Н. С. Клементьевский был оставлен при академии митр. Московским Платоном (Левшиным) , 8 янв. 1809 г. назначен учителем греч. и евр. языков, 6 сент. 1811 г. переведен преподавателем в высший лат. грамматический класс с сохранением должности учителя евр. языка. 10 янв. 1812 г. переведен на преподавание в класс высшего красноречия и риторики как первый кандидат на эту должность «по отличным дарованиям и по практическому знанию языков и словесности» с жалованьем 325 р. в год (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 4-4 об.). В 1812 г. в Троицкой семинарии учителем греч. языка был его брат И. С. Клементьевский-Платонов. 4 февр. 1812 г. митр. Платон подал ходатайство о разрешении на постриг Н. С. Клементьевского в монашество. 6 марта 1812 г. был получен указ Синода и 9 апр. того же года в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ректор Троицкой семинарии архим. Евгений (Казанцев) совершил монашеский постриг Клементьевского с именем Никанор в честь ап. Никанора, а 21 апр. митр. Платон рукоположил его во диакона. Это было последнее рукоположение, совершенное митрополитом; при этом он сказал Н.: «Храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык» ( Здравомыслов. 1897. С. 192). В день погребения митр. Платона, 16 нояб., в Троицком соборе лавры архиеп. Московским Августином (Виноградским) Н. был рукоположен во иерея, 19 июня 1813 г. назначен проповедником Московской Славяно-греко-лат. академии и соборным иеромонахом Донской иконы Божией Матери мужского монастыря . 23 янв. 1814 г. произнес надгробное слово при погребении в Донском мон-ре Н. Н. Бантыш-Каменского , обратив на себя внимание митр. Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Рекомендован архиеп. Августином Комиссии ДУ в качестве бакалавра исторических наук в учрежденную по новому уставу МДА: «Как проповедник иеромонах Никанор имеет отличные способности и сведения» ( Смирнов. 1879. С. 4). 19 авг. 1814 г. определен бакалавром церковной истории, 22 окт.- членом цензурного комитета при МДА. Избран помощником архим. Филарета (Амфитеатрова) , инспектора МДА. Архиеп. Августин предлагал выбрать другого помощника, потому что собирался поставить Н. наместником лавры (назначен 31 окт. 1814), но Н. согласился исполнять обе должности. 8 нояб. 1814 г. в московском Архангельском соборе архиеп. Августином возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем второклассного Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря с оставлением при МДА в должности бакалавра церковной истории. 27 апр. 1818 г. назначен членом конференции МДА.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Спасо-Преображенский мон-рь в Саратове. Фотография. Нач. ХХ в. Спасо-Преображенский мон-рь в Саратове. Фотография. Нач. ХХ в. С осени 1910 и до 1912 г. Н. Н. Орлов являлся наблюдателем церковноприходских школ Уфимской епархии. По его инициативе была разработана программа мероприятий по упорядочению и развитию церковно-школьного дела, проведен съезд уездных наблюдателей церковных школ. Для подготовки учительских кадров были открыты постоянные церковно-учительские курсы при Подлубовской второклассной школе; Камско-Берёзовская миссионерская школа была преобразована во второклассную. С целью повышения квалификации преподавателей церковных школ в Уфе были организованы специальные курсы, на к-рых Н. Н. Орлов давал открытые уроки и читал лекции. С 1914 до 1917 г. он являлся директором синодальных школ в Новочеркасске (до 1917 обл. Войска Донского). Овдовел (видимо, во время гражданской войны). В авг. 1921 г., по пострижении в монашество с сохранением прежнего имени, был хиротонисан во епископа Нижнечирского, викария Донской и Новочеркасской епархии. Имел резиденцию в ст-це Н. Чир, центре бывш. 2-го Донского округа обл. Войска Донского, присоединенного к Царицынской губ. Кафедральным храмом Н. был нижнечирский Троицкий собор. Весной 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей Н. обратился к пастве с воззванием, опубликованным в царицынской газ. «Борьба», в к-ром в нейтральных, спокойных тонах призывал верующих к активной помощи голодающим. 21 марта в ст-це Н. Чир состоялись переговоры местных партийных и советских руководителей с церковной делегацией во главе с Н. Архиерей отказался призывать верующих помогать властям в изъятии церковных ценностей. Н. заявил, что по каноническому правилу духовенство не является хозяином церковного имущества и передача его без разрешения патриарха невозможна. 12 апр. 1922 г. Н. задержали по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили в тюрьму в Царицыне (официально арест оформлен 20 апр.). Вместе с архиереем были арестованы 2 нижнечирских священника и 3 мирянина. Во время допроса Н. заявил, что он не призывал к сопротивлению изъятию церковных ценностей, однако считает невозможным содействовать передаче священных предметов представителям властей. Н. должен был стать главным обвиняемым на готовящемся открытом судебном процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, однако в том же году он скончался в тюрьме. В приговоре выездной сессии Царицынского губ. суда от 8 мая 1923 г. говорилось: «Епископ Орлов, ныне умерший, всячески старался противодействовать в проведении в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей... Епископ Орлов Николай внес полную дезорганизацию в работу по изъятию церковных ценностей, все верующие и духовенство приняли сторону епископа». Др. обвиняемые были приговорены к году лишения свободы.

http://pravenc.ru/text/2566002.html

Источники относят начало колонизации вост. славянами низовьев Дона и Волги ко 2-й пол. X в., когда здесь, на землях Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество. Ок. 1023 г., по сообщению Лаврентьевской летописи, кн. Мстислав Владимирович заложил в г. Тмутаракань ц. Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. С. 147), в 60-х гг. XI в. насельник Киево-Печерского мон-ря прп. Никон основал близ города монастырь. В нач. XII в. Тмутараканское княжество потеряло независимость и было присоединено к Византии. В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татар. завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции к-рой состояло правосл. население Ср. и Н. Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям. Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского гос-ва с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с к-рым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о к-рых известно с XVII в. В крае отсутствовали к.-л. органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/178954.html

В нач. 1381 г. произошел резкий поворот. 21 февр. Димитрий Донской послал в Киев архим. Симоновского мон-ря Феодора, приглашая К. в Москву. К. прибыл 23 мая и был принят «с великою честию», по случаю приезда устроили «пир велик». К. и прп. Сергий вместе крестили племянника Димитрия Донского Ивана, сына кн. Владимира Андреевича . Когда осенью 1381 г. из К-поля вернулся Пимен, он был арестован в Коломне и сослан в Чухлому. Послы, организовавшие его избрание, по свидетельству соборного деяния 1389 г., подверглись суровым наказаниям, нек-рые были казнены. Участие в событиях преподобных Сергия и Феодора, названного в летописи духовником вел. князя, говорит о том, что иноки воспользовались своим влиянием на вел. князя, чтобы убедить его призвать К. Представляется, что сложились благоприятные обстоятельства, к-рые сделали вел. князя более доступным для уговоров. В нач. 80-х гг. XIV в. Литва уже не была такой могучей державой, как при Ольгерде, сын Ольгерда вел. кн. Ягайло потерпел ряд серьезных неудач. Это ослабевшее гос-во можно было бы подчинить своему влиянию. Вероятно, во время этого пребывания в Москве К. написал Житие митр. Петра. В этом произведении К. восхвалял благочестие вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , принявшего в Москве митр. св. Петра , в уста святителя автор вложил пророчество, что «град сей славен будет в всех градех русскых» и взыдут «рукы его на плеща враг его». Рассказ о житии и прославлении свт. Петра заканчивался повествованием о том, как в К-поле К. был исцелен от болезни чудесным вмешательством свт. Петра. К этому же времени Г. М. Прохоров относит ответы К. на вопросы игум. Афанасия, к-рого исследователи отождествляют с прп. Афанасием Высоцким Старшим , учеником прп. Сергия Радонежского, настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы муж. мон-ря . О близости прп. Афанасия к К. говорит тот факт, что при отъезде митрополита из Москвы в 1382 г. он взял с собой настоятеля Высоцкого мон-ря. На Русь Афанасий не вернулся, что позволяет надежно датировать вопросы и ответы 1380-1382 гг. Высоцкий мон-рь был основан в 1374 г., и молодой настоятель, конечно, нуждался в советах опытного иерарха. Среди прочего Афанасий спрашивал, можно ли принять от князя село, к-рое тот хочет подарить мон-рю. Практику монастырского владения селами К. решительно осудил: «А еже села и люди держати иноком не предано есть святыми отци» (ПДРКП. Прил. 32. Стб. 263). Иноки будут вынуждены бороться за обладание этими селами, управлять живущим в них населением, и тогда они не будут отличаться от мирян. Обладание селами неизбежно ведет к упадку монастырской жизни, как К. наблюдал «в Святой горе». В крайнем случае можно принять село, но поручить управление им «мирянину некоему богобоязниву», к-рый бы привозил в мон-рь необходимые для жизни припасы.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

И. Глинки на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1859-1860, скульптор Н. А. Лаверецкий, перенесено с утратами) и А. М. Горностаева в Троице-Сергиевой пуст. (после 1862), проект памятника кн. Димитрию Пожарскому в Суздале (1865, не осуществлен). Напряженная деятельность подорвала здоровье Г.; в нач. 1874 г. врачи предписали ему после перенесенного инсульта немедленно отправиться за границу. Уже получив от АХ увольнение и средства для поездки, Г. скоропостижно скончался. Похоронен на Шуваловском кладбище С.-Петербурга рядом с Собольщиковым, могилы утрачены. Арх.: Архив РНБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21 (1856); РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1858. Д. 136а; ГА Ростовской обл. Ф. 226/487. Оп. 3. Св. 422. Д. 7683. Лит.: Стасов В. В. Иван Иванович Горностаев//Собр. соч. СПб., 1894. Т. 2. Отд. 4. Сб. 139-150; Надгробный памятник//Зодчий. 1874. С. 54; Биогр. сведения о членах Имп. АХ и вообще художниках, умерших в 1873-1875 гг. СПб., 1876. С. 8-13; Правдин Д. Н. Ист. очерк Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского девичьего мон-ря Донской обл. Ярославль, 1885; Соловьев А. И. Николаевский Бабаевский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1896; Кондаков С. Н. Юбил. справ. Имп. АХ, 1764-1914. СПб., 1915. Т. 2. С. 319; Архитектура СССР. 1939. 12. С. 71-72; 225 лет АХ СССР: Ретроспект. выст.: Кат. М., 1985. С. 162-163 [портр.]; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 117; Острой О. С. Горностаев//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры. СПб., 1995. Т. 1. С. 166-168; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в.: Справ./Ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996. С. 107; Полное жизнеописание свт. Игнатия Кавказского [Брянчанинова]. М., 2002. С. 448-450; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002. С. 84-88. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова: ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф

http://pravenc.ru/text/166235.html

Колокола были подняты на звонницы 29 июля 1907 г. Проекты деталей наружного и внутреннего убранства (1908), утвари, хоросов (главного на 588 ламп и боковых на 266 и 176 ламп) и светильников выполнены Косяковым при участии его брата Георгия. Хоросы и светильники исполнило товарищество Хлебникова, систему электрического освещения - «Всемирная компания электричества». Одна лампада была изготовлена на средства офицеров крейсера «Дмитрий Донской». Косяков осуществил и благоустройство Якорной пл. (1913) с установкой чугунной ограды с изображениями якорей и трезубцев. Стены нижней галереи собора отделаны высокими плитами из цветного мрамора, на к-рых по всему периметру храма были помещены 130 черных мраморных досок с именами ок. 1 тыс. погибших в боях и при исполнении служебного долга, умерших от ран в 1695-1910 гг. офицерских чинов Морского ведомства (флотских корпусов, адмиралтейских, гражданских и медицинских чинов, гардемарин без различия вероисповедания), буквы высечены и позолочены. Были оставлены места для имен будущих героев. В списках в хронологическом порядке указывались фамилии, имена и отчества офицеров, их звания, даты и обстоятельства гибели. Для нижних чинов по каждому сражению приводилось общее число павших и раненых. По поручению Морского мин-ва ген. А. С. Кротков, историк флота, разработал принципы включения имен в список, утвержденные протоколом Комитета по строительству Морского собора от 27 окт. 1909 г., и сам перечень. Кротков считал необходимым указывать количество раненых офицеров и нижних чинов для некоторых боев XVIII-XIX вв., поскольку «в то время раненые нижние чины редко выживали из-за недостатка медицинской помощи и судовых условий». На 2 досках из белого мрамора в алтаре были высечены 14 имен погибших судовых священников, из которых 9 пали в русско-япон. войну (было заготовлено 20 досок); указаны сан, имя, фамилия (если известна), для имен иеромонахов - мон-рь. Здание собора принадлежало Морскому мин-ву и находилось в ведении протопресвитера военного и морского духовенства.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010