Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

1714) (РНБ. Соф. 1426. Л. 190), был командирован в Астрахань (очевидно, не в первый раз: из допросного листа известно, что постриг в мантию он принял в Астрахани). Л. был строителем астраханского Троицкого мон-ря, рукоположен во диакона и иерея митр. Сампсоном. В 1716 г. переведен строителем в астраханский Преображенский монастырь. Из-за «некоторых нападок» нового еп. Астраханского Иоакима († 1741) Л. в 1718 г. испросил разрешение возвратиться в Москву. Проживал в Донской иконы Божией Матери мон-ре . Вскоре по приглашению еп. Георгия (Дашкова), хиротонисанного 13 июля 1718 г. на Ростовскую кафедру, выехал в Ростов, откуда через несколько месяцев в числе других «доброжительных монахов» был вызван в с.-петербургский Александро-Невский мон-рь. В 1719 г. Л. был отправлен на службу священником на корабль «Ангут», а по окончании морской кампании царским указом 1720 г. определен архимандритом переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1720 г. подписал вместе с другими настоятелями «Духовный регламент» . При Л., в февр. 1722 г., Переславль посетил имп. Петр I. В 1-й пол. 1724 г. Л. находился в Москве под следствием по обвинению в растрате на 2 тыс. р. питья и рыбных припасов астраханского Троицкого мон-ря; получил прощение по случаю совершившегося 7 мая коронования имп. Екатерины I Алексеевны , на котором впосл. присутствовал. В 1722-1725 гг. попечением Л. была выстроена и им освящена каменная Успенская ц. в с. Тетеринском под Нерехтой, являвшемся вотчиной Горицкого мон-ря. В 1726 г. состоял асессором Синода. В февр. 1727 г. представлен кандидатом на вакантную архиерейскую кафедру в Астрахани, но не был утвержден. 22 мая 1727 г. назначен, а 28 мая того же года в Свято-Троицком соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Воронежского. 4 июня 1727 г. участвовал в хиротонии во епископа Переяславского викария Киевской митрополии архим. Иоакима (Струкова), буд. своего преемника на Воронежской кафедре. 11 сент. 1727 г. прибыл в Воронеж. Вызывался в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

во имя ап. Петра. В 1655 г., после взятия Вильны рус. войсками, мощи были перенесены в соборный храм правосл. виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . После того как рус. войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова мон-ря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский ; впосл. митр. Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова мон-ря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митр. Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Св. Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака. 25 сент. 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил св. мч. имп. Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиеп. свт. Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой нем. наступления святые мощи по благословению свт. Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери мон-рь . Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви мон-ря Сошествия Св. Духа в Вильнюсе В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М.

http://pravenc.ru/text/116066.html

В 1859 г. жители ст-цы Кременской построили каменную часовню у могилы «Семи братий». Много людей приходили на праздник Вознесения Господня. Крестные ходы к часовне из близлежащих станиц и хуторов начинались за 3 дня до этого. У могилы во время эпидемий молящиеся получали исцеление. В 1861 г. был перестроен настоятельский дом с 5 покоями, буфетом и кладовой. В 1863 г. архим. Маркеллин окончил строительство деревянного братского корпуса с 8 кельями и кухней, а на следующий год - мезонина, соединившего дом архимандрита с новыми кельями, дома для просвирни, 4 келий с отдельным входом. С марта 1867 по 1872 г. в мон-ре пребывал на покое архиеп. Донской и Новочеркасский Иоанн (Доброзраков) . Последние годы проживал с келейником в отдельном доме, построенном донским помещиком М. В. Себряковым для своего сына, принявшего постриг в обители. Архиеп. Иоанн был погребен в Благовещенском приделе Вознесенского собора у правого клироса, но по ходатайству казаков Новочеркасского торгового об-ва и по указу Синода от 1 сент. 1911 г. его останки были перенесены в кафедральный собор Новочеркасска. Во 2-й пол. XVIII в. К. м. представлял собой мощный хозяйственный комплекс. Ежегодно засеивали до 120 дес. земли. Возделывали пшеницу, рожь, овес, просо, лен. Сад насчитывал ок. 1 тыс. деревьев. Мон-рю принадлежали огород, пасека, лес, сенокосы. В 1875 г. в К. м. насчитывалось 72 вола, ок. 50 коров, гужевой скот и до 300 овец. При К. м. был конный завод (до 100 коней), каменотесная мастерская, изготовлявшая надгробные плиты. В XIX в. К. м. получил от войска Донского 1680 дес. земли. В 1878 г. войсковое и епархиальное начальство изучало вопрос, далеко ли мон-рь расположен от железной дороги, т. к. здесь планировалось устроить госпиталь и приют для раненных на русско-тур. войне 1877-1878 гг. солдат. В нач. XX в. при К. м. существовали приют для странников, богадельня, с 1901 г.- школа грамотности. В монастыре проживали архимандрит, 25 монахов и 47 послушников. При обители существовали Пятницкий муж.

http://pravenc.ru/text/2459005.html

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

1913 г. хиротонисан во епископа Верейского с оставлением в должности настоятеля Знаменского мон-ря. Стал 5-м викарием Московской епархии (со 2 мая 1914 - 4-й, с 24 мая того же года - 3-й, с 25 нояб. 1916 - 2-й викарий Московской епархии). С 7 окт. 1913 г. заведовал Московскими пастырскими курсами. 19 мая 1914 г. назначен настоятелем московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря . Также являлся председателем Московского миссионерского об-ва. Во время первой мировой войны был председателем Комитета по устройству лагерей для раненых. М. сочувственно относился к имяславию . 23 февр. 1914 г. он принял участие в 1-м совещании по делу о 25 имяславцах, подлежащих суду Московской Синодальной конторы. В мае того же года был направлен в С.-Петербург для встречи с имяславцами, не пришедшими на суд, затем отправился в пос. Любань-Горка Новгородской губ., где провел беседу с 17 иноками. 7 мая, вернувшись в Москву, М. представил Московской Синодальной конторе доклад, в к-ром высказался в защиту имяславцев. Было решено закрыть судебное дело в отношении монахов и передать их на попечение М. в московский Покровский мон-рь. Позднее благодаря поддержке М. многие имяславцы в священном сане получили разрешение в священнослужении и были отправлены на фронт в качестве полковых священников. 8 мая 1917 г. М. был назначен временно управляющим Рязанской епархией, а 9 окт. того же года - епископом Севастопольским, викарием Таврической епархии. Не приступил к управлению Севастопольским викариатством, т. к. 11 дек. 1917 г. был уволен на покой по болезни. Поселился в Белогорском в честь Воскресения Христова мужском монастыре . В сент. 1921 г. М. был назначен епископом Аксайским, викарием Донской епархии. В мае 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 31 мая обновленческое Высшее церковное управление назначило М. временно управляющим Царицынской епархией, 21 июля - епископом Царицынским и Усть-Медведицким и временно управляющим Ростовской (на Дону) епархией. 12 нояб. 1922 г. возведен обновленцами в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

6 мая 1918 г. казачьи отряды вновь заняли Новочеркасск. Во время гражданской войны М. активно поддерживал правительства атамана П. Н. Краснова и ген. А. И. Деникина. 2 марта 1919 г. ген. Деникин обратился к М. с предложением созвать совещание епископов и представителей советов епархий, к-рые находились на контролируемой белыми территории. 19-24 мая того же года М. председательствовал на Юго-Восточном рус. церковном Соборе в Ставрополе и был избран главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). 7 апр. 1919 г. М. был возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, но, видимо, из-за военных действий не получил известий об этом и продолжал титуловаться архиепископом. 7 янв. 1920 г. Новочеркасск был взят Красной Армией. М. не покинул епархию с отступавшими белыми войсками, поселился в старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери женском монастыре. Через некоторое время он был вызван в обл. ЧК, где ему предписали жить под надзором в Новочеркасске. После обращений прихожан М. разрешили служить в кафедральном соборе. В церковной жизни епархии престарелый архиерей активно уже не участвовал, тем не менее продолжал пользоваться у верующих большим авторитетом. М. не признал созданный при поддержке советских властей обновленческий Высший церковный совет и 19 июля 1922 г. был уволен обновленцами на покой (распространенные в лит-ре утверждения о пребывании М. в обновленчестве в 1922-1924 не соответствуют действительности). Он вновь удалился в Старочеркасский мон-рь, устранившись от борьбы с обновленцами. Противостояние обновленческому расколу в епархии от имени правящего архиерея возглавил викарный Аксайский еп. Митрофан (Гринёв) , арестованный 22 янв. 1923 г. После освобождения в июне того же года в Москве из-под ареста патриарха Тихона и отказа советских властей от открытой поддержки обновленчества М. вернулся в Новочеркасск. 5 окт. 1923 г. он возглавил епископскую хиротонию своего нового викария еп. сщмч. Захария (Лобова ; впосл. архиепископ), который стал фактическим управляющим епархией и достиг больших успехов в борьбе с обновленчеством. Постепенно почти все приходы Новочеркасска и большинство приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. 28 февр. 1924 г. еп. Захария был арестован. По некоторым сведениям, М. также был арестован и выслан в Сибирь. Возможно, его освобождение было связано с согласием на участие в инициированной ОГПУ попытке группы архиереев присвоить себе высшую власть в Церкви.

http://pravenc.ru/text/2637314.html

В 1918-1922 гг. В. был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с проф. Н. Егоровым участвовал в религ. диспутах, отстаивал христ. взгляды. В 1920-1922 гг. возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апр. 1920 г. являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе В. Активная апологетическая и церковно-общественная деятельность В. способствовала его сближению с Петроградским и Гдовским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) , ставшим крестным отцом одного из сыновей священника. В 1921 г. В. был возведен в сан протоиерея. 18 февр. 1922 г. в газ. «Петроградская правда» была опубликована статья В. «Церковь и голод: Обращение... к верующим», содержавшая демагогические призывы и обвинения в адрес петроградского духовенства. В. настаивал на том, что главной задачей Церкви в условиях разразившегося в стране голода была помощь гос-ву в изъятии церковных ценностей . Данная публикация была одной в ряду многих, появление к-рых предшествовало изданию 23 февр. декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В марте 1922 г. В. вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» и 24 марта вместе с др. членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), в к-ром содержались призывы жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвинения в адрес духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа. Почти сразу после своего начала кампания по изъятию ценностей стала сопровождаться массовыми репрессиями священнослужителей, в связи с чем митр. Вениамин обратился к В. с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти. Однако деятельность В., открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апр. на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил В. в предательстве, сказав, что по вине В. и А. Боярского арестовывают священников. 12 и 18 мая 1922 г. с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ В. вместе с др. буд. деятелями обновленческого раскола священниками Е. Х. Белковым , Боярским и С. Калиновским побывал у находившегося под домашним арестом Патриарха св. Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Итогом этих встреч стало ужесточение условий содержания под арестом Патриарха, перемещенного в Донской мон-рь, и образование антиканонического Высшего церковного управления (ВЦУ), что означало организационное оформление обновленческого раскола. 19 мая В. вошел в состав ВЦУ, неск. днями ранее - 13 мая он подписал воззвание «Верующим сынам православной Церкви Российской», к-рое было составлено новообразованной «инициативной группой прогрессивного духовенства» «Живая церковь» и стало первым программным документом обновленчества.

http://pravenc.ru/text/149989.html

Эти центры по мере ужесточения преследований старообрядцев со стороны властей возникали на окраинах тогдашней России и за ее пределами. Пути миграций по религ. мотивам зачастую совпадали с общими путями миграций XVII-XX вв. в поисках большей свободы личности и хозяйствования. Мн. в будущем знаменитые регионы «старой веры» притягивали беглецов, в т. ч. не принявших богослужебной реформы священников, уже в 70-80-х гг. XVII в., хотя окончательное оформление большинства таких центров падает на посл. десятилетие этого столетия, когда спор о священстве и «последних временах» закономерно привел к организационному оформлению согласий и закреплению собственных систем толкования древних текстов у старообрядцев. Развитие согласий проходило и в XVIII в., а следы первоначальной относительной общности всего мира старообрядчества сохранились надолго и возрождались при все новых обострениях противостояния с властями. В частности, поэтому в большинстве центров старообрядчества долгое время сосуществовали и противостояли друг другу как поповские, так и беспоповские общины. Одним из самых ранних направлений бегства последователей «старой веры» обоих течений из центра страны стал юг России. Берега Дона и его притоков заселялись старообрядцами уже в 70-х гг. XVII в. На р. Хопёр, где старообрядческих поселений (как и на соседней р. Медведице) будет особенно много, в 1676 г. начал свою проповедь против церковной реформы иером. дониконовского поставления Савелий. Распри в его скиту привели к тому, что он был схвачен по приказу не желавшего ссориться с Москвой войскового атамана и сожжен. Поражение стрелецкого восстания в 1682 г. и суровое антистарообрядческое законодательство царевны Софьи привели на Дон новые толпы беглецов, к старообрядчеству склонялось тогда большинство казаков, и позиция войсковой старшины стала неустойчивой. В авг. 1683 г. в донской столице Черкасске некий иерей Василий открыто читал грамоту с призывом идти на Москву восстанавливать старую веру, а через 4 года казачий старшина Лаврентьев добился решения войска, согласно к-рому старообрядческий иерей Самойло стал открыто вести церковную службу по старым книгам, не поминая царя и Патриарха. В 1678 г. на притоке Дона р. Цимле создал пустынь иером. Пафнутий, в 1666 г. за приверженность к «старой вере» посланный под начал в Троице-Сергиев мон-рь. В 1683 г. в устье Дона, недалеко от городка Каргалы, возникла пустынь иером. Феодосия.

http://pravenc.ru/text/77768.html

По инициативе Г. с 1873 г. издавались «Кавказские епархиальные ведомости» . 30 нояб. того же года при архиерейском доме было открыто Свято-Андреевское братство, к-рое занималось религиозно-нравственным просвещением, развитием миссионерского дела. В 1883 г. был открыт Мамай-Маджарский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь , перед к-рым ставились миссионерские задачи, и Закубанская Михаило-Афонская муж. пуст. 16 февр. 1886 г. Г. по своему прошению (по состоянию здоровья) был освобожден от управления епархией, назначен настоятелем Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря и председателем Училищного совета при Святейшем Синоде. Возглавлял работу по составлению учебных программ для церковноприходских школ, считал, что начальное образование необходимо передать Церкви. До последних дней проводил заседания совета, в т. ч. в келье в Александро-Невской лавре. С 1893 г. почетный член СПбДА. Отпевание Г. в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры совершали митрополиты С.-Петербургский Палладий (Раев) , Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Сергий (Ляпидевский) и др., присутствовал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев . Г. был погребен в Исидоровской ц. у правого клироса. В 1932 г. при закрытии лавры останки Г. были перенесены на Никольское кладбище. При вскрытии они оказались нетленными. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 167; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1156. Л. 2-34; ГА Краснодарского края. Ф. 454. Оп. 7. Д. 455. Л. 202-203; Ф. 574. Оп. 1. Д. 1101. Л. 73-73 об.; ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 30. Д. 1146. Л. 1; Оп. 31. Д. 245; Оп. 33. Д. 1249. Соч.: Прп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования: Магист. дис. СПб., 1854; То же, под назв.: Лествица до врат небесных: Как читать «Лествицу» мирянину. М., 2001, 2003; Прп. Харитина, кнж. Литовская. СПб., 18702. Лит.: Высочайший рескрипт от 13 июня 1894 г.//Ставропольские ЕВ. 1894. 16. С. 557-558; С-в И. Преосв. еп. Герман: [Некролог]//ЦВ. 1895. 51-52. С. 1688-1689; Преосв. еп. Герман//Ставропольские ЕВ. 1896. 2. С. 45-51; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 102-103; Жизнеописание еп. Игнатия (Брянчанинова). М., 2002. С. 220, 367-442.

http://pravenc.ru/text/164773.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010