Во время Поместного Собора РПЦ 7-8 июня 1990 г. , избравшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, К. впервые за время эмиграции посетил Россию. Вскоре по решению К. и прихожан ц. во имя прп. Серафима Саровского была закрыта, здание продано, имущество и иконостас храма пожертвованы РПЦ и вывезены в Россию. Иконостас был первоначально установлен в нижнем храме Большого собора Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а с 1998 г.- в храме св. мц. Татианы при МГУ. В 1991 г. К. вновь посетил Россию, участвовал в торжественном перенесении мощей прп. Серафима Саровского из Москвы в Серафимов Дивеевский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . Сближение К. с РПЦ, а также критика им непримиримости нек-рых членов Архиерейского Синода РПЦЗ по отношению к РПЦ вызвали недовольство первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Виталия (Устинова) . 2 сент. 1991 г. он запретил К. в священнослужении, 11 окт. того же года запрещение было снято, однако вскоре конфликт вновь обострился и К. вышел из юрисдикции РПЦЗ и был принят в клир ПЦА. В 1992 г. по приглашению патриарха Алексия II К. поселился в московском Донском монастыре. Туда же с 1994 г. по благословению патриарха было перенесено печатание ж. «Русское возрождение» (с 2001 г.- альманах). На новом месте К. организовал просветительно-благотворительный кружок имени прп. Серафима Саровского, в ежемесячных встречах к-рого участвовали архиеп. Климент (Капалин , ныне митрополит), прот. Аркадий Шатов (ныне Пантелеимон , еп. Орехово-Зуевский), В. В. Чёрная (с 1994 игум. Серафима, настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ) и др. Вместе с кружковцами К. совершал паломничества к св. местам России. Участвовал в работе семинара «Современные проблемы пастырского служения», организованного в 1995 г. Православным Свято-Тихоновским богословским ин-том (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ) по инициативе и благословению патриарха Алексия II ( Киселев А., протопр. О призвании на пастырское служение: Выступление на 1-м заседании семинара 27 февр. 1995 г.//Вестник пастырского семинара. М., 1996. 1. С. 16-17; он же. Воспоминания из пастырской практики: Слово на 3-м заседании семинара 3 мая 1995 г.//Там же. С. 46-47). В 1999 г. патриарх посетил К. в Донском мон-ре и по случаю его 90-летия наградил орденом свт. Иннокентия 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

В 1857 г. Д. посетил рус. консул в Боснии и Герцеговине А. Ф. Гильфердинг . Согласно его заметкам, в Д. проживало ок. 15 монахов, в окрестных селах Дечани, Лочане и др. было всего 11 правосл. домов и более 3 тыс. мусульманских. Мон-рь имел лишь виноградник под Призреном и существовал благодаря милостыне, собираемой в освобожденных от турок областях Сербии. В кон. 50-х гг. XIX в. в Россию для сбора милостыни приехали дечанские иеромонахи Агафангел и Кирилл и привезли для поклонения монастырский напрестольный крест с частицей Животворящего Креста, вклад св. царя Душана. В 1862 г. в Архангельске на собранные по всей России пожертвования для Д. были отлиты 4 колокола. В 1863 г. рус. фрегаты «Димитрий Донской» и «Ослябя» доставили их в ближайший к Д. порт Бар (Черногория). В 1897 г. настоятелем Д. был назначен архим. Иоанникий, при котором за 4 года обитель была почти полностью разорена: долги удвоились, мн. рукописи и документы из б-ки и святыни были проданы, братия насчитывала 1-2 чел., велись переговоры о ее пополнении монахами-униатами. В 1902 г. митр. Рашско-Призренский Никифор (Перич) обратился к иеросхим. Кириллу (Абрамову) из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста, приписанной к серб. мон-рю Хиландар , но населенной в тот период рус. монахами, с просьбой прислать монахов и «устроить общежитие в запустевшем монастыре». Для ознакомления с положением в Д. был послан иером. Арсений. Идею перевода рус. монахов в Д. поддержал министр иностранных дел Сербии С. Груич. В янв. 1903 г. митр. Никифор и иеросхим. Кирилл подписали акт передачи монастыря, который заверили представители общин Призрена, Печа и Джяковицы. Обитель была взята под покровительство рус. консула в Призрене. В Д. поселились 28 рус. монахов во главе с иеросхим. Кириллом. Они возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский «русский» корпус. Близ мон-ря стали селиться правосл. сербы, а албанцы перестали разорять обитель. Хотя рус. монахи поселились в Д. по просьбе серб. церковной власти, серб. общественность выступила с осуждением этого акта, а серб. печать называла его «дечанской аферой» и «захватом русскими сербской святыни». С мая 1903 г. серб. правительство пыталось расторгнуть либо изменить условия договора. В результате в договор были внесены дополнения: при игумене ввели должность наместника, обязательно серба по происхождению, количество рус. монахов ограничивалось 10, а срок соглашения истекал в сент. 1913 г.

http://pravenc.ru/text/171794.html

их число достигло 100. К. м. было возвращено имущество, переданное ранее колхозам соседних сел. Мон-рь пользовался 50 га земли, 31 га садов и виноградников, маслобойней и водяной мельницей. Однако вскоре К. м. снова был лишен тяглового скота, на этот раз уже оккупационными войсками. Весной-летом 1944 г., в ходе военных операций Красной Армии по освобождению Молдавии, сестры помогали раненым советским бойцам, находившимся в 3 военных госпиталях. Кроме того, К. м. бесплатно передал на нужды солдат Красной Армии 600 пудов муки, 3 т картофеля, 2 волов, 2 поросят, 4 теленка и 40 овец. За патриотическую деятельность, в т. ч. за предоставление монастырских помещений штабу фронта, К. м. заслужил письменную благодарность маршала Советского Союза И. С. Конева. Впоследствии насельницы участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской», перечисляли деньги на счет Красного Креста и в качестве военного займа. По окончании Великой Отечественной войны в К. м. насчитывалось 103 насельницы (в т. ч. 39 монахинь), к-рых возглавляла мон. Вероника (Бунчило). Ок. 1948 г. в К. м. поселились монахини, освободившиеся из заключения после отбытия срока наказания в исправительно-трудовых лагерях по обвинению в антисоветской агитации. Однако в 1949 г. они были вновь арестованы и высланы на спецпоселение в Красноярский край. Духовник К. м. иером. Нифонт (Андрусевич) был репрессирован. Во 2-й пол. 40-х гг. монастырь располагал 52 га земли, в т. ч. 45 га пахотных угодий. На каждую насельницу в среднем приходилось 0,5 га земли, что было одним из самых низких показателей по епархии. Хозяйственную деятельность облегчало то, что община сберегла необходимый инвентарь: 3 плуга, 2 бороны, веялку, сеялку, культиватор, соломорезку, маслобойку. Несмотря на тяготы войны, сестры сумели сохранить 5 лошадей, 2 волов, 4 коров, 4 телят, 25 овец и 15 ульев. Почти треть сестер занималась шелководством, сбывая продукцию местным потребителям. При мон-ре имелось небольшое «прудовое хозяйство», к-рое, однако, было запущено, т.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Панихиду по М. отслужил в Ризоположенском храме на Донской ул. известный московский свящ. Николай Голубцов. 4 мая 1952 г. М. была похоронена на заранее выбранном ею Даниловом кладбище Москвы. Могила почиталась верующими, на ней горела неугасимая лампада, однако с течением времени оказалась полузабытой. Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва) Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва) Массовое народное почитание М. началось с возрождением в стране церковной жизни и появлениями публикаций о блаженной и явленных ею чудесах. В 1993 г. вышло жизнеописание М., составленное З. В. Ждановой. Хотя в этом 1-м издании присутствовали неточные, исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о М., оно способствовало распространению почитания блаженной среди верующих. На ее могилу на Даниловом кладбище вновь началось многолюдное паломничество. Народное почитание побудило священноначалие к рассмотрению вопроса о прославлении М. Комиссия по канонизации тщательно изучала подвижническую жизнь и подвиг благочестия М., совершаемые ею прижизненные и посмертные чудеса. Было составлено достоверное жизнеописание М. 8 марта 1998 г. на Даниловом кладбище были обретены честные останки блаженной, гроб с ними был доставлен в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь . 1 мая того же года после торжественной литургии и панихиды честные останки М. были перенесены в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь и помещены в нижний Покровский храм. Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую благочестивую жизнь М., не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. 2 мая 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественное причисление М. к лику местночтимых святых. Серебряная рака с мощами была установлена в нижней церкви Покровского храма. Определением Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. М. была причислена к лику общецерковных святых. М. является одной из наиболее известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся ее мощи, посещают ок. 5 тыс. паломников, а в дни памяти святой их число достигает 20 тыс. чел. На поклонение М. приезжают верующие из многих стран. Практически во всех храмах Русской Православной Церкви имеется ее образ. Во имя М. освящены более 30 храмов и часовен, из них 14 - на территории Москвы и Московской обл.; храмы во имя М. построены в Архангельске, Белгороде, Екатеринбурге, Ессентуках, Казани, Орле, Самаре, Сочи, а также в Днепропетровске, Торецке и Харькове (Украина), в Майами (США) и во мн. др. городах и населенных пунктах; в Боснии и Герцеговине в с. Ритешич близ г. Добой устроен мон-рь Сербской Православной Церкви во имя М.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь , значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов». Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму , после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного /Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери , находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь ). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

Корнилий (с 1649), по др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь . В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря , затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст. В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь , где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

20 сент. 1908 г. А. по собственному прошению был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья». Вскоре в связи с 50-летним служением в священном сане император пожаловал его знаками ордена св. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Местопребыванием А. был назначен Донской иконы Божией Матери московский мон-рь , но по прошению архиепископа, желавшего поселиться в Кишинёвской епархии рядом с родственниками, его направили в Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где он скончался. Многолетнее служение А. было отмечено наградами: бронзовой медалью на Андреевской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг., орденом св. Анны 3-й, 2-й и 1-й ст. (1871, 1874, 1888), орденом св. кн. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст. (1877, 1883, 1894), серебряной медалью на Александровской ленте в память имп. Александра III (1896), орденом св. Александра Невского (1906), серебряной медалью в память имп. Николая I (1898). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 163 [Формулярные списки архиеп. Афанасия]; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11561 [Формулярный список архиеп. Афанасия от 6 окт. 1908 г.]. Соч.: Речь, произнесенная 4 февр. 1895 г. перед открытием Донского очередного дворянского собрания//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 107-111; Слово, произнесенное в первый день св. Пасхи на вечерне в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе. 1 апр. 1901 г.//Там же. 1901. 10/11. С. 207-213; Слово в день Рождества Христова, произнесенное в Новочеркасском Вознесенском соборе, 25 дек. 1901 г.//Там же. 1902. 1. С. 1-7; Слово в первый день Св. Пасхи//Там же. 10. С. 183-190; Речь при открытии Донского епархиального миссионерского съезда//Там же. 26. С. 559-573; Слово на светлый праздник св. Пасхи//Там же. 1906. 36. С. 1034-1041; Поучения перед выборами в Гос. Думу. 6 февр. 1907 г.//Там же. 1907. 5. С. 113-117; Поучения пред открытием церковно-учительской школы в г. Александровско-Грушевске//Там же. 28. С. 801-805. Лит.: К-в А. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 22. С. 553-563; 23. С. 585-593; 24. С. 617-623; Юбилейное торжество//Там же. С. 773-793; 30. С. 801-824; 31. С. 846-866; 32. С. 888-913; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Там же. 1908. 26. С. 681-692; Курдиновский В. Памяти архиеп. Афанасия, бывшего Донского//Кишинёвские ЕВ. Отд. неофиц. 1910. 37. С. 1294-1301.

http://pravenc.ru/text/76920.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010