Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Козлов Петр Федорович; 24.06.1879, дер. Зуево Зубцовского у. Тверской губ.- 28.02.1938, Калининская (ныне Тверская) обл.), прмч. (пам. 15 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. 15 янв. 1906 г. поступил послушником в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . 14 дек. 1908 г. был перемещен в Кременской в честь Вознесения Господня мужской монастырь Донской епархии в качестве келейника игум. Аполлинария (Иванова), к-рый ранее был наместником Валаамского монастыря, и 18 авг. 1910 г. стал послушником обители. 28 февр. 1911 г. пострижен в монашество с именем Павел и 30 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1913 г. П. вернулся в Валаамский мон-рь. 31 дек. 1916 г. зачислен в состав братии Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни . 9 мая 1917 г. П. был рукоположен во иерея. В 1925 г. подвизался в Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни в Осташковском у. Тверской губ. После закрытия пустыни стал служить в приходском храме. В 1930 г. он не смог вовремя уплатить налоги и был приговорен к 5 годам ссылки, к-рую отбывал в г. Енисейске Восточно-Сибирского (ныне Красноярского) края. Зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилил и колол дрова. Почувствовав ухудшение здоровья, подал властям прошение о сокращении срока наказания и после 4 лет ссылки получил разрешение вернуться на родину. Возвратился в Тверскую (с 1935 - Калининскую) обл. В 1935 г. архиеп. Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский) направил П. служить в Казанскую ц. с. Борки Зубцовского р-на Калининской обл. 19 февр. 1938 г. арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной антисоветской агитации» и заключен в тюрьму г. Зубцова. П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 26 февр. 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2581887.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Словарь Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1893-1912. М., 2003р. 3 т. Словарь Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882 Словарь Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889-1904. 6 т. Словарь граверов Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895 Словарь гравированных портретов Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889. Т. 1. 1886; Т. 2. 1887; Т. 3. 1888; Т. 4. 1889 Словарь моск. мастеров XVII в. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928-1930. 2 вып. Служебник Служебник: В 2 ч. М.: Изд. отд. Моск. Патриархата: Донской мон-рь, 1991. Ц.-слав. шрифт Служебник (МП) Служебник: В 2 ч. М.: Изд. отд. Моск. Патриархата, 2004. Ц.-слав. шрифт Смолич. История РЦ Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. М., 1996-1997. (История РЦ; Кн. 8. 2 ч.) СМОМПК Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881-1929. 46 вып. Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Свящ. Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. СПб., 18922. М., 1997р. Ярославль, 1994, 1998п Собко. Словарь художников Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893-1899. 3 т. Собор, 1918 Священный Собор Православной Российской Церкви гг.] Собор, 1988 Поместный Собор Русской Православной Церкви, 6-9 июня 1988 г.: Мат-лы. М., 1990 Соборы Вселенские Соборы. М., 1994 Собр. трудов Собрание церковно-исторических трудов: В 8 т. М., Т. Сов. Арх. Советская археология. М., 1, далее - Российская археология] Совещание, 1948. Деяния Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. [М., 8-18 июля 1948 г.].

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=19

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Пархомович Василий Михайлович; 1.01.1828, с. Хомутец Миргородского у. Полтавской губ.- 5.09.1910, Гербовецкий Успенский мон-рь в Оргеевском у. Бессарабской губ.), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье приходского священника. С 1837 г. учился в Лубенском ДУ, с 1843 г. в Полтавской ДС, к-рая в то время размещалась в г. Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий). Стремился к пастырскому служению, однако в 1849 г. как лучший выпускник был направлен в КДА, по окончании к-рой в 1853 г. был назначен инспектором кишинёвских духовных уч-щ, уездного и приходского, а также учителем лат. языка и смежных с ним дисциплин высшего отделения уездного уч-ща. 22 мая 1855 г. утвержден в степени канд. богословия. С 28 мая 1856 г. исполнял обязанности смотрителя уездного ДУ, 24 авг. 1856 г. утвержден в этой должности. Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской 29 авг. 1858 г. рукоположен во священника к кишиневской Благовещенской ц., 23 окт. 1858 г. по собственному прошению переведен в кишинёвскую кладбищенскую церковь, 28 апр. 1859 г.- в Рождественский кафедральный собор, 11 окт. 1865 г.- в гимназическую церковь. 19 февр. 1871 г. возведен в сан протоиерея. Пастырское служение совмещал с преподавательской деятельностью: в 1858-1859 гг. читал курс рус. истории в причетническом классе, в 1860-1875 гг. служил учителем Закона Божия в кишиневской гимназии, одновременно (1866-1871) преподавал Закон Божий на педагогических курсах, в 1871-1874 гг.- в жен. земской гимназии. Со 2 июля 1862 г. являлся присутствующим Кишинёвской консистории, в 1864-1867 гг.- членом консистории, с 1863 г.- постоянным членом епархиального статистического комитета, в 1867-1874 гг.- членом педагогического собрания Кишинёвской ДС. С 30 дек. 1875 г. исполнял обязанности ректора Кишинёвской ДС, 8 февр. 1885 г. был утвержден в этой должности. В 1870-1876 гг. служил цензором проповедей городского духовенства, в 1874-1876 гг. являлся членом кишинёвского уездного училищного совета, в 1884-1885 гг.- членом епархиального училищного совета, председательствовал в 4 строительных комитетах по сооружению и ремонту зданий кишинёвского духовного и епархиального жен. уч-щ.

http://pravenc.ru/text/76920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ.

http://pravenc.ru/text/389201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве на ул. Рождественке, д. 20. XIV в.- 1922 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2017 г. Московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2017 г. Согласно источникам XVII-XVIII вв., мон-рь именовался «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что за Пушечным двором» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Сукорина 1632 и 1633 гг.), «Рождества Пречистые Богородицы, девичь, что на Москве, за Неглинною у Трубы» (Писцовые Дмитровские книги письма и меры Андрея Загряжского и подьячего Гаврилы Володимирова 1627 и 1628 гг.), «Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице» (Писцовые книги Московского у.: Письма и меры Федора Пушкина и дьяка Строева 1627 и 1628 гг.); с кон. XVIII в.- «Рождественский или Московский 2-го класса девичий монастырь... на Трубе в Белом городе близ Трубы и реки Неглинной на Большой Рождественской улице» (ИРИ. Ч. 5. С. 689). Преставление кнг. Марии (в иночестве Марфа) и погребение в Рождественском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 347 об.) Преставление кнг. Марии (в иночестве Марфа) и погребение в Рождественском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 347 об.) Основан в 1386 г. кнг. Марией Ивановной, дочерью галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича, матерью боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой серпуховского кн. Андрея Иоанновича. Кнг. Мария, принявшая в М. Р. м. постриг в схиму с именем Марфа, после кончины 2 дек. 1389 г. была погребена в обители, о чем свидетельствуют «Рогожский летописец» и Троицкая летопись: «Тое же зимы в Филиппово говение месяца декабря в 2 день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и схиме, наречно ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе» (ПСРЛ. Т. 15. Л. 345. Стб. 157; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 2002. С. 435). Считается, что созданию обители содействовали вел. кн. Московский св. Димитрий Иоаннович Донской и его супруга вел. кнг. св. Евдокия Димитриевна (в монашестве Евфросиния).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым . В 1640 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР). Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архим. Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев , боярин Б. И. Морозов, архим. Новоспасского московского мон-ря (буд. Патриарх) Никон . Сведения об основании мон-ря сообщает «Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева», написанное неизвестным по имени образованным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.; отдельные сообщения содержатся также в документах и воспоминаниях современников. Сначала было выбрано место за городом, к юго-западу, на берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось неск. названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы - наиболее распространенное. Первая деревянная ц. мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в кон. XVI в. в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, рус. лагерь был разбит на месте совр. Донского мон-ря , в лагере находилась Донская икона Божией Матери . 19 авг. войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между рус. и татар. лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери. Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах Андреевский Преображенский Московский мон-рь в Пленницах

http://pravenc.ru/text/115196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 17.10.1708, г. Нежин - 16.09.1771, Москва), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель, переводчик Свящ. Писания, творений отцов Церкви. Род. в семье молдав. дворянина С. К. Зертиса, Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) служившего при гетмане Украины И. С. Мазепе переводчиком с румын., греч. и тур. языков. За противодействие Мазепе, стремившемуся отделить Украину от России, Петр I наградил Зертиса поместьем в Нежинском полку. После смерти отца в 1722 г. А. жил на попечении дяди - соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира (Каменского), фамилию к-рого присоединил к своей при поступлении в КДА. Окончив ее, А. в 1728-1733 гг. учился в иезуитской Львовской академии, затем - в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1734 г. поступил в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге, где в 1738 г. принял постриг, в марте 1740 г. был рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем, в 1742 г.- префектом Александро-Невской ДС, много сделал для ее устроения. С 5 апр. 1748 г. архимандрит Новоиерусалимского мон-ря , член Святейшего Синода; будучи знатоком церковной архитектуры, восстановил запущенные строения обители. В 1753 г. А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского с оставлением в должности архимандрита Новоиерусалимского мон-ря до окончательного восстановления обители. 7 марта 1761 г. переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (с 1764 Крутицкая и Можайская), 7 окт. 1764 г. возведен в сан архиепископа. С 18 янв. 1768 г. архиепископ Московский и Калужский. Отличаясь незаурядными адм. и хозяйственными способностями, начал обновление соборов Кремля, запретил нанимать т. н. крестцовых попов, был опекуном московского Воспитательного дома, на содержание к-рого тратил личные и епархиальные средства. С духовенством обходился жестко, поэтому имел много недоброжелателей. А. переписывался со свт. Арсением (Мацеевичем) по вопросу о церковных имениях; по преданию, митр. Арсений предсказал А. мученическую кончину, сказав: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь». 16 сент. 1771 г. А. был убит в Донской иконы Божией Матери мон-ре в Москве во время чумного бунта, по одной из версий, за то, что распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, а возмущенная толпа обвинила его в намерении ограбить казну Богородицы; по др.- за то, что ввиду эпидемии намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Определением Святейшего Синода от 28 сент. 1771 г. убийцы А. были преданы анафеме и повешены. Погребен 4 окт. 1771 г. в Донском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/114378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Смирнов Василий Михайлович; 1829, Калужская губ.- 7.05.1890, Воронеж), еп. Воронежский и Задонский. Из семьи сельского священника. Учился в Калужской ДС (1848-1851), КДА (1851-1855). После окончания курса со степенью кандидата богословия 9 нояб. 1856 г. был назначен инспектором Воронежского ДУ. 31 марта 1862 г. архиеп. Иосифом (Богословским) пострижен в монашество в Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ре , 5 апр. рукоположен во иеромонаха. 3 сент. того же года назначен инспектором Черниговской ДС. 22 мая 1866 г. переведен инспектором в Псковскую ДС, 26 марта 1868 г. назначен исполняющим должность ректора новоучрежденной Донской ДС в Новочеркасске с возведением в сан архимандрита. 13 лет служения В. в обл. Войска Донского были посвящены обустройству семинарии. 4 марта 1879 г. В. был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 5 апр. 1882 г. епископ Оренбургский и Уральский. В 1886 г. принимал активное участие в работе Казанского миссионерского съезда епископов (см. ст. Съезды миссионерские ). При В. в Оренбурге была открыта ДС, освящен храм при ДУ, начали проводиться внебогослужебные собеседования с прихожанами. В. был инициатором собеседований со старообрядцами, в Оренбурге появилась единоверческая церковь (см. Единоверие ). 1 мая 1886 г. архиерей был назначен на Воронежскую кафедру, 29 мая прибыл в Воронеж. 6 июня 1887 г. освятил новопостроенный храм во имя Успения Пресв. Богородицы в Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , 24 мая 1888 г. освятил ц. во имя св. Александра Невского в слободе Алексеевке Бирюченского у. По ходатайству В. Синод 3 мая 1888 г. преобразовал Задонскую Тихоновскую жен. общину в Тихоновский в честь Преображения Господня мон-рь . В июне 1888 г. при активном участии В. в Воронеже проходило празднование 900-летия принятия христианства на Руси. 30 июня им принято решение о строительстве в честь этого события «храма-памятника» по образцу московского храма Христа Спасителя Владимирского собора, однако вопрос об отведении конкретного земельного участка в тот момент окончательного решения не получил.

http://pravenc.ru/text/150315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Левитов Михаил Васильевич; 1824, с. Ст. Келец Скопинского у. Рязанской губ.- 12.02.1892, г. Раненбург Рязанской губ. (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), еп. Пензенский и Саранский. Род. в семье причетника (впосл. диакона) церкви в с. Ст. Келец. Обучался в Скопинском ДУ. В 1844 г. окончил Рязанскую ДС и был направлен в МДА. 11 окт. 1848 г. завершил академический курс со степенью магистра и был назначен профессором богословия в Костромскую ДС. 31 мая 1850 г. рукоположен во иерея к соборной церкви Раненбурга. 30 окт. 1857 г. возведен в сан протоиерея. Благодаря усилиям о. Михаила в городе было открыто ДУ. Одновременно исполнял должность законоучителя уездного и приходских уч-щ. 23 июля 1869 г. прот. Михаил был назначен смотрителем Рязанского ДУ. После смерти жены и детей 18 июля 1870 г. принял монашество с именем Василий, 15 авг. возведен в сан архимандрита. 18 янв. 1873 г. назначен и 11 февр. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. 11 янв. 1880 г. переведен на Тобольскую кафедру. Занимался благоустройством жен. епархиального уч-ща, строительством нового здания для ДУ, начал издавать «Тобольские епархиальные ведомости» , организовал центральную духовную б-ку. 9 марта 1885 г., согласно прошению, был уволен по болезни на покой в московский Донской иконы Божией Матери мон-рь . В 1886 г. по собственной просьбе переведен на родину, в раненбургскую Петропавловскую пуст . Рязанской губ., с правом управления ею. 22 апр. 1889 г. благодаря тому, что здоровье его значительно улучшилось, получил назначение на епископскую кафедру в Пензу. Но болезнь вновь обострилась, и 12 июля 1890 г. архиерей вернулся в раненбургскую Петропавловскую пуст., где и скончался. Похоронен в Успенской кладбищенской ц. Раненбурга. Соч.: Поучение при открытии действий мировых судей в г. Раненбурге, 15 нояб. 1866 г.//Рязанские ЕВ. 1866/67. 8. С. 271-273; Слово перед открытием в г. Раненбурге ДУ//Там же. 1868/69. 10. С. 228-231; Слово ... при наречении во епископа//Там же. 1872/73. 14. С. 383-385; Слово по случаю собрания братства св. Василия, еп. Рязанского//Там же. 1879. 1. С. 2-5; Слово в храмовый праздник в семинарской церкви 23 июня 1879 г.//Там же. 13. С. 342-344; Слово к жителям г. Михайлова//Там же. 18. С. 461-465; Речь при основании храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Рязанской пригородной Троицкой слободе 30 авг. 1879 г.//Там же. 19. С. 481-483; Слово при освящении храма в с. Пустыне//Там же. 20. С. 507-511; Слово, сказанное в Михайловском жен. мон-ре//Там же. 22. С. 527-531; Речь перед благодарственным молебном о спасении жизни имп. Александра Николаевича 19 нояб. 1879 г.//Там же. 23. С. 571-572.

http://pravenc.ru/text/150719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАМПИЙ Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) (Введенский Евфимий Иванович; 1756, г. Юрьев-Польский Московской губ., ныне Владимирской обл.- 22.05.1813, Лаврентиев калужский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье диакона. Фамилию получил по месту служения своего отца - в юрьев-польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре . Окончил Владимирскую ДС, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию . В 1787 г. (по др. сведениям, в 1788) был пострижен в монашество с именем в честь мч. Евлампия, рукоположен во иерея и назначен префектом (инспектором) Троице-Сергиевой семинарии, в 1792 г.- ректором семинарии. С 1792 по 1795 г. Е. был наместником ТСЛ. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря , с дек. 1797 г.- архимандрит Донской иконы Божией Матери московского монастыря. 29 июня 1801 г. Е. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его кн. А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Освятил неск. церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. восстановленные после пожара приделы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впосл. поразивший имп. Александра I («Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел»). Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1806). 16 апр. 1809 г. Е. был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших ДС и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, Е. предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.

http://pravenc.ru/text/187166.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010