В М. совершались паломничества, пример этому подавали московские государи. Во время своих объездов они посещали монашеские обители; при этом могли решаться важные вопросы, напр. о построении каменных стен вокруг М., и те, становясь твердынями, прикрывали своей мощью направления возможных вражеских ударов. Так, во время осады Пскова в 1581-1582 гг. в тылу армии Стефана Батория находился Псково-Печерский мон-рь, его гарнизон мужественно оборонялся и делал вылазки, уничтожал вражеские обозы. Как отмечает М. А. Ильин, «смутное время со всей очевидностью показало, насколько дальновидна была политика военного строительства монастырей-крепостей Московского государства в XVI веке» (Там же). У главных ворот М. строилась отводная стрельница. Эти отводные стрельницы обычно выстраивались перед воротными башнями. Отводную стрельницу увеличивали в ее объеме внутрь М., получался крепостной дворик, обнесенный стенами, в глубине к-рого располагались вторые ворота. Эта оборонительная система пристраивалась сзади к главным воротам так, что прорвавшийся неприятель оказывался в замкнутом со всех сторон дворе, со стен к-рого его поражали защитники М. Такие крепостные дворики появились в Троице-Сергиевом мон-ре и в Макариевском мон-ре, в Калязине. Особое место в монастырском крепостном строительстве занимает Пафнутиев Боровский мон-рь, обладающий оригинальной формой плана и расположением башен. План М. представляет собой вытянутый ромб. Его угловые башни не круглые и не многогранные, что было характерно для крепостного зодчества Древней Руси, каменного и деревянного, а ромбовидные. Кроме того, они поставлены диагонально к стенам. Подобная форма башен и их расстановка были известны лишь в античности. Теоретически она обоснована и описана у Филона как наиболее рациональная система крепостной обороны (Там же. С. 81). В дальнейшем лишь повторялись те принципы построения М., к-рые были выработаны в предшествующие столетия. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (1656-1694), имеющий 5-гранную форму, и Донской монастырь (построен в 1684-1692), имеющий форму квадрата, являются наиболее яркими образцами. В то же время они означают переход монастырского строительства к задачам архитектурно-декоративного характера (Там же).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Лит.: Голицын Н. С. Николо-Угрешский мон-рь и Куликовская битва//Странник. 1880. 1. С. 35-49; Завитневич В. З. Крест, которым прп. игум. Сергий благословил вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского//ТКДА. 1889. 1. С. 113-131; Забелин И. [Е.] Братина Мамай//Археол. известия и заметки/МАО. 1897. Т. 5. 12. С. 369-374; Шахматов А. А. Отзыв о соч. С. К. Шамбинаго «Повести о Мамаевом побоище» (СПб., 1906)//Отчет о 12-м присуждении Имп. АН премий митр. Макария в 1907 г. СПб., 1910. С. 79-204; Мингалев В.С. Летописная повесть - источник «Сказания о Мамаевом побоище»//Тр. МГИАИ. 1966. Т. 24. Вып. 2. С. 55-72; он же. Списки «Сказания о Мамаевом побоище» в ЦГАДА//СА. 1970. 6. С. 104-105; он же. «Сказание о Мамаевом побоище» и его источники: АКД. М.; Вильнюс, 1971; «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла: К вопросу о времени написания «Слова». М.; Л., 1966; Дмитриев Л. А. Задонщина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 345-353 [Библиогр.]; он же. Сказание о Мамаевом побоище//Там же. Ч. 2. С. 371-384 [Библиогр.]; Греков И. Б. Вост. Европа и упадок Золотой Орды на рубеже XIV-XV вв. М., 1975; Назаров В. Д. Русь накануне Куликовской битвы: К 600-летию сражения на р. Воже//ВИ. 1978. 8. С. 98-114; он же. «И въскипе земля Русская» (Дмитрий Донской)// Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России. М., 1999. С. 118-136; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. СПб., 20002; он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Статьи. СПб., 20002; ТОДРЛ. 1979. Т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания; Кучкин В. А. Сподвижник Дмитрия Донского//ВИ. 1979. 8. С. 104-116; он же. Победа на Куликовом поле//ВИ. 1980. 8. С. 3-21; он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст./Отв. ред.: А. И. Клибанов. М., 1990. С. 103-126; он же. Дмитрий Донской//ВИ. 1995. 5/6. С. 62-83; Кирпичников А. Н. Куликовская битва. Л., 1980; Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980; Куликовская битва в лит-ре и искусстве: Исслед.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Митрофан (Симашкевич), 7 апр. 1919 г. возведенный в сан митрополита (см.: Бовкало А. А. [Рец. на:] Здравомыслов К. Я. Биогр. словарь иерархов РПЦ с введения на Руси христианства до 1918 г.//ХЧ. 1998. 16. С. 135), не покинул епархию вместе с белыми войсками, он укрылся в Старочеркасском мон-ре и вскоре вернулся в Новочеркасск. Аксайский еп. Ермоген эмигрировал с белыми войсками. В 20-х гг. проводились массовая конфискация церковного имущества, разграбление и закрытие храмов и мон-рей, репрессии против духовенства. В июле 1921 г. донские чекисты рапортовали о ликвидации «Армии спасения России», возглавляемой ген.-майором кн. К. Э. Ухтомским. По делу проходило более 250 чел. Среди 58 чел., расстрелянных в ростовской тюрьме в окт. 1921 г. по этому делу, погибли 2 священника Д. и Н. е. Одновременно активно шел процесс передачи церковной собственности гос-ву и заключения договоров между приходскими общинами и государством о бессрочном и бесплатном использование храмов и «культового имущества», к авг. 1921 г. почти все общины заключили такие договоры. В нач. 20-х гг. был закрыт Старочеркасский мон-рь, в постройках к-рого первоначально разместилась трудовая детская коммуна, в 1922 г. на территории обители был основан музей им. Степана Разина. В том же году прошли массовые аресты священнослужителей епархии в ходе общероссийской кампании по изъятию церковных ценностей . По сведениям Донского губотдела ГПУ от 11 июля 1922 г., из храмов области было изъято ок. 990 пудов серебра, более 25 фунтов золота, 2085 бриллиантов, 6313 алмазов, 2620 изумрудов, более 2 пудов жемчуга и др. (ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 4. 382. Л. 44). При этом в авг. 1922 г. Донской областной комитет РКП(б) не дал разрешения на регистрацию обществ помощи голодающим (братств, попечительств) (ГУЛАГ: Его строители, обитатели и герои. М., 2001. С. 76-77). В 1922 г. епархиальный совет Д. и Н. е. признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и образовал епархиальный комитет ВЦУ, одним из активных деятелей к-рого стал член Поместного Собора 1917-1918 гг. свящ. В. И. Кожин (см. Ермоген (Кожин) ). 19 июля 1922 г. ВЦУ уволило на покой митр. Митрофана (Симашкевича), по-видимому не присоединившегося к обновленчеству. В 1923 г. митр. Митрофан был арестован и сослан, вернулся в епархию в нач. 1925 г. В 1923 - нач. 1924 г. епархией, по-видимому, управляли Аксайские епископы Митрофан (Гринёв) , затем сщмч. Захария (Лобов) . В 1922 г. ВЦУ назначило на Донскую кафедру обновленческого «архиепископа» Мелхиседека (Николина), в 1923 г. Донскую обновленческую кафедру занимал «архиепископ» Андрей (Одинцов), в 1924-1927 гг.- «архиепископ» Модест (Никитин) , носивший титул «Владикавказский, Донской и Новочеркасский» (в 1925 «Верхнедонской»). В 1922 г. обновленческий комитет Царицынской епархии учредил Усть-Медведицкое вик-ство, на эту кафедру был «рукоположен» Тихон (Русинов) . В 1924 г. Тихон принес покаяние Патриарху Тихону и был хиротонисан во епископа Усть-Медведицкого, викария Д. и Н. е.

http://pravenc.ru/text/178954.html

перестроена в камне. В 1816 г. в связи с расширением площади около стены Китай-города сломано монастырское подворье у ц. Георгия в Ст. Лучниках. В 1824 г. часовня Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот перенесена на новое место, ближе к Донской ул., и заново выстроена в камне. В 1846 г. мон-рь приобрел у московского купца 1-й гильдии Д. А. Кригера дачу с землей и лесом на т. н. Самаровой горе неподалеку от монастыря. В 1859 г. часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» переданы Ферапонтову Лужецкому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю в Можайске. В 1874 г. доходы от часовни у Сухаревой башни переданы в ведение Попечительства о бедных духовного звания для духовенства в богадельне в с. Остров Московского у. В 1910 г. часовня в дер. Выхино была приписана к ц. Воскресения Христова в с. Вешняки (ныне в черте Москвы). С сер. XIX в. П. Н. м., имевший значительные доходы, осуществлял большую благотворительную деятельность. В 1854 г., после начала Крымской войны 1853-1856 гг., от Троице-Сергиевой лавры, московского Чудова мон-ря и П. Н. м. было пожертвовано на военные нужды 50 тыс. р.; в 1861 г. мон-рь передал 150 тыс. р. в Московское попечительство о бедных духовного звания на устроение дома для воспитания девиц духовного звания; в 1862 г.- 10 тыс. р. на б-ку МДА, 25 тыс. р.- на постройку училища на Заборовском подворье; в 1865 г.- 33 тыс. р. для «усиления капитала» на содержание бедных девиц духовного звания и 12 тыс. р. МДА для издания Библейско-церковного словаря; в 1866 г.- 3 тыс. р. Обществу любителей духовного просвещения (ОЛДП), 7 тыс. р.- Вифанской духовной семинарии с назначением процентов с капитала на пособие лучшим наставникам; в 1870 г.- 100 тыс. р. на содержание процентами богадельни для призрения духовенства в с. Остров; в 1873 г.- 4 тыс. р. на ремонт в Епархиальной б-ке ОЛДП, 2 тыс. р. на первоначальное образование епархиального училища иконописания, свыше 17 тыс. р.- на перестройки в Московской ДС.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Припадем же и мы с вами, возлюбленные мои, чадца Божии, ко Господу, припадем с любовию и мольбою, с верой и надеждой. И не посрамит Господь любви нашей, веру укрепит, надежду оправдает. Не забывайте, дорогие мои, что «…теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Аминь. 26 сентября (9 октября) 1992 года Список использованных источников 1 . Послания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Сборник трудов патриарха Тихона. М.: Фонд славянской письменности и культуры, 1990. 2 . Цыпин Владислав , прот. История Русской Церкви: 1917–1997//История Русской Церкви. В 9 т. Т. 9. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997. 3 . Современники о Патриархе Тихоне. В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 4 . Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество любителей церковной истории, 2000. 5 . Вострышев М. И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1997. 6 . Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М.: Русская панорама, 2008. 7 . Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Проповеди и поучения. М.: Сретенский мон-рь: Фонд патриарха Тихона, 1995. 8 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1994. 9 . Святитель Афанасий (Сахаров) , исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. 10 . Цветаева А. И. Воспоминания. М.: Буто-пресс, 1991. 11 . Макаров М. И. Сокровенная память души: Записки старого москвича. М.: Даниловский благовестник, 2007. 12 . Вешнева М. А. Это память о днях в Донском//Юность, 1990. 9. С. 77–83. 13 . Донской ставропигиальный монастырь: 410 лет со дня основания: 10 лет возрождения. М., 2001. 14 . Донской ставропигиальный монастырь: История и современность. М., 2007. 15 . Трубецкой Г. Н. Памяти св. Патриарха Тихона/Путь. Орган Русской мысли. Кн. 1. М., 1992. 16 . Вениамин (Милов) , еп. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 17 . Свенцицкий А. Б. Невидимые нити: Церковь , события, люди. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

7. С. 140-142; Ефремов Л., прот. Жизнь свт. и чудотворца Тихона, еп. Воронежского и Задонского, и уроки для нас из жизни его. Воронеж, 1874. С. 102-115; Новосельский И., свящ. Воспоминания о поездке в Задонск//Воронежские ЕВ. 1876. 14. С. 34-39; Воронежские архиереи: Св. Тихон епископ (1763-1767)//Там же. 1879. 14. С. 132-134; Святитель Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий//Донские ЕВ. Новочеркасск, 1883. 17. С. 23; 19. С. 32-34; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 126; Вып. 3. С. 106, 258, 309; Вып. 4. С. 222; Троицкий П., прот. Святитель Тихон Задонский. К., 1885. С. 41-44; Димитрий (Самбикин), архим. Церкви в Воронежской епархии за истекшее 300-летие (1586-1886)//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 44-47; 23. С. 67-69; И. Д. Тамбовский вотчинник XVII в.//ИВ. 1891. Т. 46. 11. С. 534-538; Ермилов В. Е. Угодник Божий свт. Тихон Задонский. М., 1892; Геронтий [Кургановский], иером. Ист.-стат. описание Задонского Богородицкого 1-кл. муж. мон-ря. СПб., 1893; Лаврентьев С. Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский. М., 1896. С. 4-12; Сергиевский Н. Ф. Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России Чудотворец. М., 1898. С. 32-61; Никольский П. В. Разработка истории Воронежской епархии: (Крит.-библиогр. обзор)//Воронежские ЕВ. 1900. 4. С. 23-26; 5. С. 21; 6. С. 15-17; он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 24, 43-49, 101-164, 243-255; он же. Свт. Тихон Задонский и его подвиги//Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 44-66; он же. Задонские старцы XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 42-56; Тихомиров Е. А. Рус. паломник: Святые места, чтимые правосл. рус. народом. М., 1903. С. 63-68; Введенский С. Н. Хозяйственная деятельность Тешевского (Задонского Богородицкого) мон-ря на Донской Украине в XVII и в первые годы XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 383-385; Корольков А. В обителях св. Тихона Задонского: Задонский Богородицкий муж. мон-рь//Рус. паломник. 1907. 33. С. 84; Николаевский И. Описание Воронежской губ. Воронеж, 1908.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, б-ке, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин на Донской ул. В обители больные получали и духовную помощь: соборование, беседы, молитвы, ежедневные службы о болящих в ц. святых Марфы и Марии. С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты. Одновременно с созданием Марфо-Мариинской обители в Москве под рук. Е. Ф. в Сергиевском посаде в 1910-1911 гг. было построено и открыто Мариинское убежище (приют) для престарелых сестер милосердия Красного Креста, которые вслед. потери трудоспособности или по возрасту нуждались в уходе. В убежище был устроен домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины, настоятелем к-рого Е. Ф. назначила свящ. Павла Флоренского (см.: Андроник (Трубачев), игум. Таинство священства в судьбе отца Павла Флоренского//Ныне и присно: Русский журнал для чтения. 2006. 3-4). В убежище была учреждена амбулатория им. вел. кн. Сергея Александровича, к-рая обслуживала малоимущее население Сергиевского посада. Во время войны 1914-1918 гг. убежище принимало раненых воинов на лечение, несмотря на свой возраст, за ними ухаживали престарелые сестры милосердия. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Е. Ф. спала на деревянной кровати без матраца, с жесткой подушкой 2-3 часа в сутки, в полночь молилась в церкви, посещала больных в лазарете. Время, свободное от благотворительных трудов, Е. Ф. посвящала паломническим поездкам. Она неоднократно посещала Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Оптину пуст., Саввин Сторожевский мон-рь, Тихонову пуст., Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский мон-ри, Сергиев скит, Зосимову пуст., обители, расположенные возле С.-Петербурга, а также другие древние мон-ри.

http://pravenc.ru/text/189843.html

В июле 1388 г. Пимен приехал в Москву «без исправы». Патриарх Нил и Собор приняли решение о низложении Пимена, которое подтвердили новый К-польский патриарх Антоний IV и Синод в февр. 1389 г. В сохранившемся соборном деянии, переданном прибывшему в К-поль К., не только подтверждалось решение о низложении Пимена, но и восстанавливалось действие деяния патриарха Филофея, устанавливавшего, что после смерти митр. Алексия все земли Киевской митрополии должны объединиться под властью К. В апр. Пимен вопреки воле вел. князя снова направился в К-поль, куда прибыл летом 1389 г. К этому времени там находился и К. Здесь на состоявшемся суде Пимен был снова осужден (заочно), 11 сент. он скончался в Халкидоне. Вскоре после отъезда Пимена в Византию умер и вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской. 1 окт. 1389 г. К. направился на Русь, его сопровождали 2 греч. митрополита, епископы Волынский Иона, Смоленский Михаил и Ростовский Феодор. После тяжелого плавания по Чёрному м. они благополучно прибыли в Белгород (ныне Белгород-Днестровский, Украина). 6 марта 1390 г. К. приехал из Киева в Москву. Вел. кн. Василий Димитриевич с матерью и братьями встречал его до въезда в город, был устроен торжественный крестный ход от мон-ря Николы Старого (см. Московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь ) к Успенскому собору. В Москве и в Сев.-Вост. Руси К. провел 5 лет, стараясь устранить отрицательные последствия для церковной жизни многолетней борьбы за митрополичий стол. Усилия К. были направлены на возвращение Церкви и закрепление за нею ее собственности. Свидетельством этих стараний является сохранившийся в грамоте Иоанна III Васильевича 1483 г. текст соглашения об обмене землями между К. и вел. кн. Василием Димитриевичем. Обмен был осуществлен до февр. 1392 г., когда умер один из свидетелей сделки, боярин Данило Феофанович. К. передал вел. князю купленный митр. Петром г. Алексин, получив в обмен «Слободку Всеславлю» (буд. вол. Караш Ростовского у.). Вел. князь обязался с этих митрополичьих земель «ни дани, ни яму не имати никоторую нужею», митрополиту предоставлялась вся полнота власти над населением, жители слободки освобождались от уплаты торговых пошлин, «если продадут свое домашнее или что купят себе надобное» (АФЗХ.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

И. проиллюстрирована в сериях из 24 гравюр нач. XIX в. и 1839 г. (Там же. С. 52-54). Наиболее распространенный извод иконографии Д. И.- благословение его прп. Сергием Радонежским перед Куликовской битвой. Он встречается в рукописных и старопечатных книгах - напр., миниатюра 1646-1659 гг. в изд. Служб и Житий преподобных Сергия и Никона Радонежских (М., 1646) из б-ки Симона (Азарьина) (РГБ; опубл.: Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи: [Май]/Авт.-сост.: М. И. Вострышев и др. М., 1996. С. 369); в скульптурных украшениях храмов - горельефная композиция сер. XIX в. скульптора А. В. Логановского на сев. фасаде храма Христа Спасителя (в наст. время в монастыре Донской иконы Божией Матери в Москве); в поздней иконописи - икона 1904 г. письма В. П. Гурьянова (ГМИР) с изображением в коленопреклоненного Д. И., опирающегося на меч; в тиражной графике - литография 1866 г. из ТСЛ, рисунок с цензорским разрешением 1860 г. (оба в СПГИАХМЗ Д. И. в горностаевой мантии, с прижатыми к груди руками); в декоративно-прикладном искусстве - резная работа сергиевопосадского резчика кон. XIX в. (ГМИР); в монументальной живописи - роспись 70-х гг. XIX в. худож. В. П. Верещагина в северо-зап. нише нижней части пилонов храма Христа Спасителя, стенопись Серапионовой палаты ТСЛ 1949 г. работы мон. Иулиании (Соколовой) ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 12, 104). По преданию, отразившемуся в Повести о Куликовской битве, во время похода на Мамая Д. И. в местности Угреша на сосне явилась икона свт. Николая Чудотворца; после возвращения в память о событии на этом месте был основан Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Сохранился храмовый образ Никольского собора обители - чудотворная икона свт. Николая с 19 клеймами жития (ок. 1380, ГТГ; см: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 252-253. Кат. 214. Ил. 169; ГТГ: Кат. собр. С. 136-138. Кат. 59). В кон. XIX в. на месте явления образа была построена часовня (освящена в 1893, архит.

http://pravenc.ru/text/178205.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010