Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом Наталья Алексеевна (1902 - 1990), искусствовед, специалист по древнерус. искусству, музейный работник ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский

http://pravenc.ru/rubrics/123062_26.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЯ, СВЯТИТЕЛЯ, ЕПИСКОПА ТВЕРСКОГО, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Келейные корпуса с домовыми церквами в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Мирликийского Келейные корпуса с домовыми церквами в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Мирликийского (Саранской и Мордовской епархии), в с. Покровские Селищи Зубово-Полянского р-на, Мордовия. Основан указом Свящ. Синода РПЦ от 21 февр. 1996 г. при храме во имя свт. Варсонофия в с. Покровские Селищи. Закрытая в 20-х гг. XX в. Варсонофиевская ц. была возрождена в 1991 г. трудами иером. (впосл. игум.) Алексия (Дегаева), местных жителей и прихожан, к-рые положили начало монашеской общине. Отец Алексий стал духовником обители, настоятельницей - монахиня (впосл. игум.) Варсонофия (Кузьмичёва). К июню 2003 г. в В. м. жили 20 монахинь и 25 послушниц. В В. м. помимо Варсонофиевского храма освящены домовые церкви в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца (храмы с таким посвящением существовали во 2-й пол. XVIII-XIX в. в окрестностях с. Покровские Селищи, были разрушены в XX в.), построены игуменский корпус, 2 корпуса для насельниц, трапезная, просфорная, швейная мастерская, гостиница для паломников, дом престарелых. Мон-рь имеет большое хозяйство: 250 га земельных угодий, коровник, овцеферму, насельницы разводят рыбу, занимаются пчеловодством и птицеводством. Подворьем мон-ря является Рождественская ц. в с. Покассы Зубово-Полянского р-на. В 1998 г. близ В. м. восстановлен существовавший в XIX в. источник в честь Донской иконы Божией Матери, в праздники Преполовения Пятидесятницы и Донской иконы Божией Матери туда совершается крестный ход. Чтимой святыней обители является переданная Казанским архиеп. Анастасием (Меткиным) частица мощей свт. Варсонофия Тверского. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Св.-Варсонофиевский жен. мон-рь//Саранские ЕВ. 1999. 6. С. 12-14; Бахмустов С. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 934. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154369.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском у. Вологодской губ., при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании А. м. являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игум. Данилова мон-ря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским . На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана ) в мон-ре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером. Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, мон-рь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария , митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского мон-ря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время А. м. был приписан к Махрищскому мон-рю. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1764 г. А. м. был упразднен, а Троицкий храм, в к-ром под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. К 2000 г. храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня. Лит.: Волков П. Сказание об упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях//Вологод. ГВ. 1846. 8, 9; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодской епархии//Вологод. ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; 12. С. 433-447; Зверинский. Ч. 2. С. 44; Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские//Вологод. ЕВ. 1900. 9 - 10. Приб.; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/62846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Прохода Андрей Петрович; 1.12.1875, с. Суходол Глуховского у. Черниговской губ.- 30.04.1951, Глинская пуст.), архим., духовник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст . Род. в крестьянской семье, образование получил в сельской школе. С юных лет стремился к иночеству, в 1898 г. поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне . Прожив там 7 лет, был назначен послушником на книжный склад Афонского подворья в Москве. В мае 1906 г. по прошению был переведен в Донской иконы Божией Матери мон-рь , где проходил послушание пономаря в соборном храме. 12 дек. 1908 г. пострижен в рясофор, 29 нояб. 1909 г.- в мантию с именем А. В 1910 г. рукоположен во иеродиакона, в 1920 г.- во иеромонаха. В 1923 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России, награжден наперсным крестом, в 1928 г. митр. Сергием (Страгородским) возведен в сан архимандрита. В 1932 г. А. был выслан из Москвы и уехал на родину. В 1943 г. он поступил в возрожденную Глинскую пуст., где своим подвижничеством, благочестием и духовной мудростью приобрел всеобщую любовь и почитание. В 1946 г. назначен духовником братии, миряне также приходили к нему на исповедь. Воспитанный афонскими старцами, А. не только познал самого себя, но и провидел душевное состояние тех, кто к нему обращался. В 1948 г. по старости А. был освобожден от должности братского духовника, но продолжал принимать богомольцев и не отказывал братии в духовной поддержке. В 1951 г., в Великий пост, А. принял постриг в схиму с именем Афанасий. На 2-й день Пасхи, во время совершения литургии, А. почувствовал себя плохо и в тот же день мирно скончался. Похоронен на братском кладбище Глинской пуст. Арх.: О пострижении в монашество указного послушника Донского мон-ря Андрея Проходы//РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 172; О возведении монаха Донского монастыря Антония в сан иеродиакона//Там же. Д. 88. Послужные списки монашествующих Донского мон-ря за 1910 г.//Там же. Ф. 1629. Оп. 1. Д. 56. Л. 52; Дело с послужными списками монашествующих лиц по ведомству Конторы Святейшего Синода//Там же. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 6. Л. 125 об.- 126 об.; Материалы по мон-рю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО. Ф. Р2196. Оп. 12. Д. 6. Лит.: Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1994. С. 457-459; он же. Глинский патерик. М., 1996. С. 599-600. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/116000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии. Относится к иконографическому типу Одигитрии. Явление иконы произошло в станице Аксайская в 1830 г., когда на Дону разразилась эпидемия холеры. А. и. была обретена в пустом доме по видению некой женщине. Молва о чудотворном образе стала быстро распространяться среди жителей. С явленной иконой во избавление от холеры был совершен крестный ход, к-рый возглавил свящ. Тимофей Попов; сам образ был поставлен в Троицкой ц. станицы. После спада эпидемии в станице началось прославление чудотворного образа. Архиеп. Афанасий (Телятев) повелел перенести А. и. в кафедральный собор Вознесения Господня в столицу донских казаков Новочеркасск. Там икона находилась до 1847 или 1848 г., пока вновь не разразилась эпидемия холеры. Тогда по ходатайству жителей Аксайской станицы икона была возвращена в Троицкую ц., где она снова явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода с А. и. ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Особой службы А. и. нет; празднование в день Одигитрии Смоленской. В Старочеркасском Ефремовском монастыре А. и. был учрежден монастырский праздник - 16 авг., в день попразднства Успения Богородицы, когда в мон-рь приносился чудотворный образ. Достоверных сведений о судьбе А. и. после 1917 г. не имеется. Лит.: Донские ЕВ. Новочеркасск, 1870. 5. С. 149; 1877. 9. С. 286-287; 1878. 20. С. 758-759; 1916. 32. С. 488; Поселянин Е. Богоматерь. С. 775. Е. В. Буренкова Рубрики: Ключевые слова: ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.)

http://pravenc.ru/text/63918.html

В Житии И. сообщается о назначении его строителем обители. Вскоре И. отказался от этого послушания и отошел «на том же острове во уединение, и поживе едино бодръственном посничестве и в молитвах лета некая (малая)» (Житие и завещание. 1896. Т. 2. С. 4). Ок. 1663 г. Никон (к этому времени оставивший Патриаршую кафедру, но сохранивший за собой управление рядом мон-рей) перевел И. строителем в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь , где буд. патриарх руководил сооружением Воскресенского собора. По-видимому, из-за конфликта с Никоном И. покинул мон-рь и, получив приглашение от Ф. М. Ртищева, перешел строителем в московский Андреевский мон-рь в Пленницах . Вскоре поступил на должность келаря в Новоспасский московский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Несмотря на то что новый келарь много сделал для наведения порядка в хозяйстве этого привилегированного мон-ря, у И. были столкновения с настоятелем обители архим. Прохором, невзлюбившим И., и с братией (в Житии рассказывается, что однажды монахи взбунтовались против келаря из-за недоброкачественной рыбы). На защиту И. встал живший в Новоспасском монастыре близкий к царю М. А. Ртищев. На Соборе в авг. 1664 г. рус. иерархи рекомендовали И. на место архимандрита Чудова монастыря, освободившееся после того, как бывш. настоятель обители Павел был назначен Сарским и Подонским (Крутицким) митрополитом. 19 авг. в Донской иконы Божией Матери московском монастыре И. был рукоположен Новгородским митр. Питиримом во иерея (ранее митр. Питирим поставил И. «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). 22 авг. царь Алексей Михайлович предложил И. стать архимандритом Чудова мон-ря. По сообщению старообрядца диак. Федора Иванова , предварительно царь поручил М. А. Ртищеву испытать И., «которыя он держится веры - старыя или новыя», на что И. будто бы ответил: «Аз-де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем» (МДИР. 1881. Т. 6. С. 229). Являясь настоятелем Чудова монастыря, И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

До 1919 г. часть братии П. Н. м. несла послушания в принадлежавших обители часовнях. В 1870-1874 гг. на покое в П. Н. м. проживал еп. Никодим (Казанцев) , в 1878-1887 гг. в братии обители состоял духовный писатель, смотритель Перервинского уч-ща (1876-1878) игумен (с 1887 архимандрит) Никифор (Бажанов). Насельники П. Н. м. назначались настоятелями др. мон-рей: иером. Иоасаф - настоятелем Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца мужской пустыни (1779-1794), игум. Никифор (Бажанов) - настоятелем московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря (1887-1895), иером. Евгений - настоятелем Кременецкого Вознесенского монастыря Донской епархии (1907-1908), иером. Пантелеимон (Орлов) - настоятелем Екатерины великомученицы мужской пустыни (1915-1918), иером. (впосл. епископ) Никон (Соловьёв) - настоятелем Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни (1916-1923). Материальное обеспечение Первые данные о земельных владениях мон-ря содержатся в писцовых книгах 1573/74 г. и 1623/24 г. В 70-х гг. XVI в. обители принадлежало неск. пустошей в Васильцеве (Васильцове) стане Московского у., в т. ч. Горьево (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 9). В 1623/24 г. за мон-рем числились монастырская слободка (7 бобыльских дворов) ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 4), ок. 491,6 га пашни, сенные покосы и ок. 2,2 га леса (Ист. описание. 1877. С. 96). В 1632 г. по указу царя Михаила Феодоровича обители был возвращен принадлежавший ей «изстари» луг (ок. 6,1625 га) (Там же. С. 96-97). К 1678 г. в подмонастырской слободе числилось 14 дворов и 50 душ муж. пола ( Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 104). В 1687 г. мон-рю была отдана пустошка Одинцовская Гривка в Московском у., за которую обитель должна была вносить в казну 1 р. в год. В 1699 г. мон-рь получал денежную ругу в размере 10 р. 10 алтын ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 5). Основной доход обители со 2-й пол. XVII в. до 1920 г. приносила Иверская часовня , построенная ок.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 462-477). По-видимому, уже к сер. XVI в. у Ж. м. сложилась достаточно крупная вотчина в Корежской вол. Галичского у., права обители на владение которой подтверждали грамотами Иоанн IV Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов (от 9 авг. 1599). 8 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права Ж. м. на прежние владения и пожаловал обители наволок Княж в Галичском у. и рыбную ловлю на Святом оз. (в 7 верстах от мон-ря) с освобождением от платежа оброка в казну. По писцовым книгам Галичского у. 1627-1635 гг. мон-рю в уезде принадлежали слободка Селезнёва, села Контеево и Сельцо, 47 деревень и 3 починка, в к-рых проживало 413 чел. По писцовым книгам Костромского у. 1629-1630 гг. монастырю в уезде принадлежали 12 деревень, починок и полудеревня, в которых проживало 589 чел. В 1678 г. в Костромском и Галичском уездах монастырю принадлежали 343 крестьянских и 48 бобыльских дворов, 10 дворов служебных и 8 дворов монастырских рыбников (всего 1501 чел.). В XV-XVII вв. монастырь имел 4 подворья: в Костроме и в Галиче, 2 в Буе (в городе и на посаде). В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодьями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю . В нач. XVIII в., согласно указу Петра I, с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные» Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь , Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовская пуст., в 1748 г.- костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие (инвалиды): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян. В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, монастырь обеднел, но с нач.

http://pravenc.ru/text/182215.html

В янв. 1711 г. И. получил грамоту царя Петра I, к-рой ему предписывалось, взяв ризницу, отправиться в Москву. По прибытии в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь И. получил от местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) царский указ о назначении его митрополитом Тобольским и всея Сибири. 28 февр. 1711 г. в Донском мон-ре И. был возведен в сан митрополита. Назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но ввиду отдаленности епархии от центра и суровости климата современники воспринимали его как ссылку. Существует предание, что перевод И. в Тобольск стал следствием ссоры архиерея с кн. А. Д. Меншиковым. Считается, что при отъезде в Сибирь И. предсказал ссылку Меншикова (в царствование Петра II Меншиков был сослан в Берёзов (ныне пос. Берёзово Ханты-Мансийского АО), где умер в 1729). Предание гласит, что, когда Меншикова с семьей провозили по Иртышу мимо Тобольска, И. вышел на берег реки и благословил проплывавшее судно. И. прибыл в Тобольск 15 авг. 1711 г. Во время путешествия, продолжавшегося неск. месяцев, И. писал силлабическими стихами путевой дневник «Путник», предназначавшийся для оставленной святителем черниговской паствы. В нач. XVIII в. границы Тобольской епархии простирались от Урала до берегов Тихого океана. Несмотря на усилия предшественника И. на Тобольской кафедре митр. Филофея (Лещинского) , положение дел в епархии было тяжелым. В немногочисленных храмах не хватало клириков, и население огромных территорий не окормлялось должным образом. Коренное население в большинстве своем было языческим, среди народов ханты и манси велась активная проповедь ислама; кроме того, на территории епархии было распространено старообрядчество В деле управления обширной епархией И. оказался без помощника, т. к. викарий Тобольской епархии Иркутский еп. Варлаам (Коссовский) в 1710 г. уехал в Москву и отказался вернуться в Сибирь. В этих сложных условиях И. наделил неск. доверенных клириков исключительными полномочиями, касающимися не только хозяйственных дел, но и церковного суда. Ближайшими помощниками И. были архим. Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря Мисаил, архим. якутского Спасского монастыря Феофан и архим. енисейского Спасского мон-ря Иларион (Лежайский) , трудившийся вместе с И. еще в Черниговской епархии.

http://pravenc.ru/text/468961.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010