17 июля 1989 г. в Д. м. перед скульптурами из храма Христа Спасителя состоялся молебен новомученикам Российским, в сент. того же года - молебен в годовщину убийства П. А. Столыпина . 30 окт. 1990 г. в соответствии с решением исполкома Моссовета 7 храмов Д. м. были переданы РПЦ. Решением Свящ. Синода от 7 мая 1991 г. Д. м. был возвращен Церкви, наместником обители стал архим. Агафодор (Маркевич). 18 авг. того же года был освящен Большой собор Д. м. 19 февр. 1992 г. в Малом соборе были обретены мощи св. Тихона, Патриарха Московского, в 1998 г. перенесенные в Большой собор. К 2007 г. отреставрированы и открыты все храмы Д. м., построены новые церкви. К Д. м. приписан храм в честь Иверской иконы Божией Матери, к-рый находится в здании, построенном в 1911 г. по проекту архит. Г. А. Гельфрейха для Московского об-ва призрения, воспитания и обучения слепых детей (проспект Мира, 13). В здании приюта до 1917 г. находилась домовая ц. во имя равноап. Марии Магдалины, впосл. уничтоженная. В 1996 г. здание приюта было отреставрировано, возобновленный храм освящен в честь Иверской иконы Божией Матери и стал реликварием Д. м.; большинство икон храма имеют ковчеги с частицами мощей. Ежегодно в день праздника Донской иконы Божией Матери (19 авг./1 сент.) в Д. м. из ГТГ приносят Донскую икону XIV в. 7 апр., в праздник Благовещения, в Д. м. совершается Патриаршее служение у раки с мощами свт. Тихона в память его кончины. Ист.: Чекунова А. Е. Док-ты о хозяйственном положении Донского мон-ря в кон. XVII - нач. XVIII в.//СА. 1984. 1. С. 43-46; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря)//Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149-156. Лит.: Горчаков Н. Д. Описание Донского мон-ря в Москве. [М., 1842]; Дмитриев Н. В. Донской мон-рь. М., 1857; Забелин И. Е. Историческое описание Моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 18932; И. К. Донской мон-рь в Москве. М., 18962; Доброумов С. И. Донской мон-рь в Москве. М., Гренберг Ю.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодиями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю. В нач. XVIII в. согласно указу Петра I с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные» Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовский мон-рь, в 1748 г. - костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие («инвалиды»): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (1 поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян. В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, мон-рь обеднел, но с нач. XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в. - уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г. только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г. 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, 1 белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождество Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время Первой мировой войны при мон-ре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел. К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1 игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 г. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминается также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братских кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1об.). К 1745 г. была построена 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Демут-Малиновский обогатил фонд наиболее выразительных произведений мемориального пластического искусства созданием Н. над могилой убитого на дуэли В. Д. Новосильцева (1-я четв. XIX в., Голицынская усыпальница, Донской мон-рь). Композиция, с одной стороны, отмечает возврат к христ. тематике, с другой - демонстрирует высокий уровень творческого осмысления мастером популярных в мемории кон. XVIII - нач. XIX в. форм, в т. ч. через аллюзии на Свящ. Писание. В надгробии Новосильцева вертикаль креста с распятым на нем Иисусом Христом является опорой для фигуры припавшей к нему плакальщицы, к-рая охватила Распятие обеими руками, упав перед ним на колено. Горе женщины возведено в ранг высокой, непреходящей скорби благодаря воспоминанию о страданиях Пресв. Богородицы у Креста распятого Сына. Эта композиция возымела успех у современников, на что указывают ее повторения (полные или с изменением атрибутов у подножия Распятия). Одним из наиболее известных является Н. над могилой писателя и дипломата А. С. Грибоедова, установленное в 1833 г. попечением его супруги Н. А. Грибоедовой (урожд. кнж. Чавчавадзе) в мон-ре св. Давида на г. Мтацминда в Тбилиси. Поставленный вертикально крест встречается и в надгробных композициях Пименова. В надгробии М. М. Голицына (1810, Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) на фоне традиц. пристенного обелиска с рельефным портретом усопшего в медальоне торжественно стоит указывающая правой рукой на саркофаг беломраморная жен. фигура (круглая скульптура), но центром композиции можно назвать массивный крест на длинном древке, поддерживаемый высоко поднятой рукой плакальщицы. Вариант этого памятника был воспроизведен в надгробии К. А. Ипсиланти (1818, Успенский собор Киево-Печерской лавры, разрушено в 1941, воссоздано в 1987). В 1823 г. христ. символика стала основой для надгробия Н. А. Бекетова (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) работы скульптора Витали, к-рый изобразил по сторонам огромного креста 2 жен. фигуры - стоящую с воздетой правой рукой и охватившую крест левой и сидящую у подножия креста рядом с якорем - символом надежды.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

А. С. Каминский), на стенах к-рой находились написанные на металле иконы с рассказом о событии (восстановлена в 1998). Св. вел. кн. Димитрий Донской. Мозаика. Мастер Е. Н. Ключарёв. 1994 г. (ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе в Москве) Св. вел. кн. Димитрий Донской. Мозаика. Мастер Е. Н. Ключарёв. 1994 г. (ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе в Москве) Сложился особый иконографический извод «Явление образа свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому на Угреше», к-рый представлен в поздней иконописи (палехская икона посл. трети XIX в., ЦАК МДА - см: Древнерус. иконопись/Автор-сост.: Г. С. Клокова. М., 1991. 70), в декоративно-прикладном искусстве - вероятно, паломнические реликвии, изготовленные по заказу Угрешского мон-ря (эмалевый образок 2-й пол. XIX в., Данилов муж. мон-рь в Москве, опубл.: Первый на Москве: Моск. Данилов мон-рь. М., 2000. С. 234). В 1-м случае Д. И. изображен с нимбом, в военных доспехах и княжеской шубе, в коленопреклоненном молении перед образом свт. Николая на дереве, на фоне гористого пейзажа с воинскими шатрами; на нижнем поле подпись: «Како явися икона святителя Николы Чюдотворца великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на месте, называемом Угреша, в лето в походе на Мамая». В др. варианте - на эмалевом образке, небольшой иконе кон. XIX в. (ГИМ, опубл.: Москва православная: [Май]. С. 371), центральной створке резного складня 2-й пол. XIX в. сергиевопосадского мастера (СПГИАХМЗ) - Д. И. с воинами представлен в рост, без доспехов и нимба. Неск. литографий с сюжетами из Жития Д. И. было воспроизведено в литографиях П. Иванова и др., напечатанных по рисункам Б. А. Чорикова в 1838 г.: «Сын вел. кн. Ивана II Димитрий приветствует свт. Алексия, возвратившегося из Орды», «Вел. кн. Дмитрий Иоаннович под благословением прп. Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в сподвижники», «Вел. кн. Дмитрий Донской ранен в битве с Мамаем», «Вел. кн. Дмитрий Донской утверждает новый порядок наследования» (Живописный Карамзин, или Рус.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Д. Г. Давиденко, А. П. П. Материальное обеспечение Земельные владения Н. П. м. начали складываться еще во время его нахождения в Кремле. В XIV в. обитель владела верейской вол. Заберегой, к-рую взял вел. кн. Владимирский св. Димитрий Иоаннович Донской взамен оброка. Согласно пересказам вкладной книги XVII в., вел. кн. Владимирский и Московский Василий II Васильевич Тёмный дал мон-рю с. Клементьевское в Переславском у., причем, по мнению Назарова и К. В. Баранова, вклад поступил в мон-рь до смерти вел. кнг. Московской Софии Витовтовны в 1453 г. По сведениям того же источника, угличский кн. Андрей Васильевич Большой Горяй примерно в 1481-1491 гг. пожертвовал Н. П. м. деревни Пукашино, Кисловку и пустошь Бабчино в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. С. 478-479 (коммент. к акту 94)). Наличие этих сведений во вкладной книге мон-ря 1658 г. позволяет думать, что после переноса на новое место в кон. XV в. принципиального пересмотра земельных владений обители не было. В 1481 г. мон-рь получил по вкладу от И. Н. Малютина деревни Б. и Меньшое Кобылино в Ратуевом стане Московского у. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новоспасский мон-рь: Введение//АРГ: АММС. 94. С. 230; см. также коммент. к акту 94). За XVI в. земельные акты Н. П. м. опубликованы, при этом не сохранилось (или не выявлено) документов как за 1-ю треть, так и за конец века. В 1-й пол. XVI в. монастырь получил сравнительно небольшие земельные вклады в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. 95, 96. С. 231-232; 100. С. 236; 102-104. С. 238-242, 479 (коммент.)) и там же купил небольшие участки земли (Там же. 97. С. 232-233; 101. С. 237-238). В жалованной грамоте от 8 июля 1544 г. перечислены 25 вотчинных комплексов Н. П. м., подмонастырская слободка, дворы в Китай-городе и Костроме, грамота содержала освобождение от налогов на 2 года (Там же. 99. С. 235-236). Нахождение большей части владений в Московском и Переславском уездах и размещение др. владений в уездах, давно оказавшихся под властью вел. князей Московских, позволили Назарову предположить, что отмеченные в грамоте населенные имения к моменту ее составления были давними приобретениями обители (Там же. С. 229). В 40-х гг. XVI в. в мон-рь по вкладу поступили с. Семёновское (Бартенево) и сельцо Градское в Можайском у., на к-рое царь Иоанн IV Васильевич Грозный 22 сент. 1549 г. выдал обители жалованную несудимую грамоту «оприч одново душегубства», установив подсудность архимандрита Н. П. м. лично царю или дворецкому. При подтверждении документа 17 мая 1551 г. архимандрит Н. П. м. в соответствии с нормами «Стоглава» оказался подсуден митр. Макарию (Там же. 106. С. 242-243, 480-482 (коммент.)). В 1549/50 г. вклад в Н. П. м. сделал дьяк Аникита Дятел Григорьев сын Мошков, передавший обители сельцо Бездедово (Фёдоровское) с деревнями и починком в Каменском стану Московского у. (Там же. 105. С. 241-242, 480 (коммент.)).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

За Д. м. числилось «828 четей с осминой» (ок. 414 дес.) земли, «а в дву по тому же; сена 448 копен, и леса 25 десятин». В сер. XVII в. Д. м. владел 32 дворами. В кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Д. м. было выделено во владение 20 дес. из городской выгонной близлежащей земли, к обители были приписаны и нек-рые мон-ри со всеми их вотчинами. В 1699 г. Д. м. принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г.- 1510, т. о., мон-рь стал одним из богатейших в России. К 1755 г. Д. м. владел небольшими селами Семёновское, Посевьево, Рождествено в Молоцком стане Московского у., Борево Замыцкой вол., Андреевское Галичского у. Костромской губ. с близлежащими деревнями, а также дер. Ельцыно Комельской вол., с. Сокольи Горы Казанского у. и др. К Д. м. были приписаны Медведева Богородице-Рождественская пуст., Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий мон-ри Московской губ., Видогощский Николаевский мон-рь Тверской губ. с владениями. Всего в 1741 г. Д. м. принадлежало 6957 крестьян, в 1755 г.- 6982. К 1764 г. у мон-ря было более 7 тыс. крестьян, владения Д. м. располагались в 13 уездах России (13 тыс. дес. земли). Согласно записке о выдаваемой руге из дворцовых сумм, в 1699 г. архимандриту полагалось 6 р. 12 алтын; священнику, диакону, просвирнику - по 3 р. 10 алтын, 8 старцам - по 22 алтына. Большая часть руги выдавалась ради праздника в честь Донской иконы Божией Матери - 150 р. В кон. XIX в. Д. м. владел землями, расположенными в непосредственной близи,- 47 дес. 1051 кв. саж., 24 дес. луговой земли при с. Рыболове и дер. Морозовой Бронницкого у., 14 дес. пахотной земли при сельце Семёновском и с. Раменки. Большая часть земли сдавалась в аренду местным крестьянам. Водяная мельница с каменной плотиной при дер. Чащино также сдавалась в аренду Ф. И. Рейнгаму - хозяину сукновального заведения. В полном владении и пользовании Д. м. оставалось рыболовное озеро при с. Бисерове Бронницкого у. и 93 дес. близлежащей земли, к-рыми распоряжалась сама обитель (Там же.

http://pravenc.ru/text/178962.html

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(г. Серафимович, основан в 1665 как муж., в 1754 перенесен на новое место, в 1785 преобразован в жен., в 1788 упразднен, восстановлен в 1798, закрыт в 1927, восстановлен в 1991 как муж. в составе Волгоградской епархии, в 2001 преобразован в жен.); Мигулинский во имя Св. Троицы (муж., близ ст-цы Мигулинской (совр. Волгоградская обл.), основан в 1690 или в 1700, упразднен в 1788); кременский в честь Вознесения Господня (муж., основан в 1693, упразднен в 1788, восстановлен в 1798, имел приписной Пятницкий скит, закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1991 в составе Волгоградской епархии); старочеркасский Ефремовский (в ст-це Старочеркасской, основан в 1837 как жен., закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1994 как муж. в составе Ростовской епархии); Бекреневский во имя свт. Николая Чудотворца (близ ст-цы Мариинской, основан в 1892 как муж., упразднен в 1910, в следующем году восстановлен сначала как подворье Старочеркасского жен. мон-ря, затем как самостоятельный жен. мон-рь, окончательно закрыт в 1928). Ист.: Расписание городских и сельских приходов и причтов Донской епархии. Б. м., Е. Н. Быстрянская и Верхнекаргальская ст-цы, 1764-1800 гг.: Мат-лы для истории донского раскола старообрядчества//Донские ЕВ. 1882. 22. С. 836-843; Справочная книжка о церквах Донской епархии и составе при них причтов и приходов. Новочеркасск, 1892; 50-летие церк.-обществ. и науч.-лит. жизни высокопреосвященнейшего Макария, архиеп. Донского и Новочеркасского. Новочеркасск, 1893; Кириллов А. А. Мат-лы, относящиеся к церк. жизни донского казачества в XVIII в.//Памятная книжка области Войска Донского за 1900 г. Новочеркасск, 1900. С. 192-234; он же. Мат-лы к церк. истории Донского края за XVIII-XIX вв.: К открытию Донской епархии в 1829 г.//Сб. области Войска Донского стат. комитета. Новочеркасск, 1901. Вып. 2. С. 115-125; он же. Указ. актов, относящихся к церк. истории Донского края. Новочеркасск, 1903; он же. Мат-лы, относящиеся к церк. истории Донского казачества 2-й пол. XVIII в. Новочеркасск, 1912; Ермоген (Максимов), еп.

http://pravenc.ru/text/178954.html

опис.), 22–23 (ист. опис.); 1850 г., 2 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 586, 18; “Собр. госуд. грам. и договор.”, 121 (Духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 7 душ крест.); 1865 г., смесь, 40 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг); 1877 г., II, смесь, 106 (Калужск. летопись); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VI, 1726 г., 13 (доношение архим. Донского м-ря Иоакима о тесном помещении монахов; здесь сказано, что Никол. Малояросл. м-рь упразднен и 7 монахов переведены в Донской м-рь), 485 (прошение Батуриных с товарищ. о восстановлении м-ря, приписанного в 1725 г. к Донскому; определено в 1727 г. быть ему особо); “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.”, 280; “Справочн. кн. Калуж. губ. на 1871 г.”, Отд. 2, 26 (из церквей города крест. ход в м-рь 12 октяб.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 98 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского: в Ярославце же даю к Николе деревню Романского); “Матер. для ист. г. Малоярославца и XXIII ст.”, 11 (переписн. кн. 1715 г.; игум. Геронтий 80 лет). 569. Чернеев или Черневский – Николаевский – Матвеева – Рождество – Богородицкая пустынь , мужской, 3-го класса, Тамбовской губ., Шацкого у., в 20 вер. к юго-вост. от Шацка, близ села Старого Чернеева, на правом берегу р. Цны. Основан во второй половине XVI ст. иеромонахом Матвеем, которому в 1583 г. царскою грамотою дозволено рубить лес и монастырь строить. С 1681 г. до 1090 г. м-рь принадлежал еписк. Ливенскому, а потом приписан еписк. Питиримом к Тамбов. Преобр. собору. В 1764 г. оставлен за штатом, но в 1816 г. возведен на степень 3-го класса. “Черниев – Николаев мон.”, Харьков, 1849 г.; “Свято-Николаевский-Черниевъ м-рь”, Спб., 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 700; Ратшин, 503; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 186; “Опис. монаст.”, 1817 г., 127; “Воен. стат. обозр. Тамбов. губ.”, 108; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 334; Хитров, “Ист. опис. Тамбов. епар.”, 19, 83, 138, 194, 217, 263; “Извл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перенесение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России. Донской мон-рь. 7 апр. 1997 г. Перенесение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России. Донской мон-рь. 7 апр. 1997 г. В докладе Первосвятителя нашла выражение реакция духовенства и церковного народа на клеветнические публикации ряда газет, посвященные церковной жизни: «Спорить с ними просто бесполезно... Мы не забываем о призыве апостола Павла, обращенном к каждому христианину: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2. 23-25)» (ЖМП. 1997. 3. С. 77). Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов РПЦ, совершающих свое служение в разных гос-вах и регионах, вокруг Первосвятителя; за единением архипастырей стоит единство церковного народа в об-ве, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февр. участники Архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие - Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место. Юбилейный Архиерейский Собор , проходивший в год празднования 2000-летия Рождества Христова, открылся в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 авг. В первый день Собора А. выступил с развернутым докладом, в к-ром глубоко и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности РПЦ. Состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Церкви А. охарактеризовал в целом как удовлетворительное. Главным итогом Собора, в деяниях к-рого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и исповедников Российских, среди к-рых св. страстотерпцы - последний российский имп. Николай II Александрович и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 ранее прославленным к местному почитанию страдальцам за веру, канонизировал 57 подвижников благочестия XVI-XX вв. Была одобрена новая редакция Устава РПЦ, к-рая, по словам А., «должна явиться основой и программой дальнейшего совершенствования» церковной жизни. «Очень важно,- отметил Патриарх,- чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви. Особенно важным представляется упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий - с центром и между собой».

http://pravenc.ru/text/64696.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010