Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалию вашею перед лицом нашей Заступницы Усердной и всем сонмом великих угодников Божиих. Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветает снова плодами духа. Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и духом владычним, духом силы и крепости утверди нас. Воссияй в сердцах наших свет Твоего Разума и посети виноград Свой и сверши и, его же насади десница Твоя. Аминь. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 26 июля 1918 г., Москва. 1.Антирелигиозник. 1936. 2. Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона. М., 1923 07(?).1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о перенесении дня прославления святителя» Софрония [Кристалевского], епископа Иркутского, на 22 октября 1918 г., согласно ходатайству (прошению) причта кафедрального собора г. Иркутска Петроградский Церковно-Епархиальный Вестник. 1918. 22 07(?)1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении «Инструкции причтам Церквей» Петроградский Церковно-Епархиальный Вестник. 1918. 22 1918. Послание Святейшего Патриарха Тихона Местоблюстителю Константинопольского Патриаршего Престола по вопросу о захвате Румынским Синодом Кишинёвской епархии Православной Российской Церкви Кандидов Б. Церковно-белогвардейский Собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., Московский рабочий, 1930 08.1918. «Осеннее» послание Святейшего Патриарха Тихона 67 Обвинительное заключение. М., 1923 21.08(03.09).1918. Заявление Святейшего Патриарха Тихона Священному Собору о своей непричастности к заговору Локхарта, вопреки сообщению о том гражданской печати (Деяние 156, Ш Сессия) Выписка из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Арх.: ГА Свердловской обл. Ф. 603. Оп. 1. Д. 606. Л. 84; Д. 688. Л. 100; Д. 719. Л. 130; Д. 731. Л. 99 об.- 100, 120; Д. 737. Л. 44-44 об., 70 об.; УГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 41750. Т. 4. Л. 52; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Лит.: Терновый венец//Изв. Екатеринбургской церкви. 1919. 1. Отд. неофиц. С. 12; Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ в.//Верхотурская старина. 2000. 7/8. С. 12-13; Правосл. газ. 2002. 33; Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская Лавра. Н. Новг., 2006. С. 282-283; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 411-413; Преподобномученик Каллист (Опарин) и Иакинф (Питателев)//Правосл. газ. 2008. 38. С. 4-5. А. В. Печерин Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 18731918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/1320089.html

городов. 1 февр. 1918 г. по постановлению Калужского губернского совета народных комиссаров была ликвидирована духовная консистория, созданное вместо нее Калужское временное духовное управление было закрыто 28 июля того же года. 4 февр. для «предотвращения грозных бед Церкви» был организован крестный ход по улицам Калуги с Калужской иконой Божией Матери, в нем приняло участие все духовенство и множество мирян. В 1918 г. комиссии волостных исполкомов губернии взяли на учет имущество монастырей и храмов, а Калужский губернский совнарком издал декрет о прекращении приема экзаменов у учащихся духовных школ, фактически означавший закрытие церковных учебных заведений. В кон. февр. 1918 г. вышел последний номер «Калужского церковно-общественного вестника», содержавший сообщения о гонениях на Церковь и призыв защищать святыни. Губернская газ. «Коммуна» поместила на своих страницах материалы с выпадами в адрес Церкви и призывами к погромам. По губернии прошла волна грабежей и насилия. 27 февр. 1918 г. по решению губсовнаркома монастырские гостиницы были переданы комитету по соцобеспечению. Летом 1918 г. был ликвидирован епархиальный училищный совет, осенью в Калуге была закрыта крупная епархиальная б-ка. Для усиления давления на Церковь 8 мая при Наркомате юстиции был создан VIII отдел, занимавшийся реализацией церковной политики советской власти в Калуге, при губисполкоме был сформирован его местный орган. В окт. губисполком принял постановление об изъятии из правительственных учреждений икон и крестов и об упразднении домовых церквей. Весной 1918 г. резко активизировалось наступление на мон-ри. В пасхальные дни, 5-7 мая, в Тихонову пуст. прибыл отряд во главе с председателем губсовнаркома Витолиным. Настоятель мон-ря о. Платон (Бездетков) и казначей были приговорены к расстрелу. 4 июня в обители состоялся повторный обыск, были изъяты продукты и деньги. 8 окт. 1918 г. в Тихонову пуст. прибыли губсекретарь И. Булычёв, председатель Самсонов и доктор Л. Демидов и потребовали немедленно освободить храм свт.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

После завершения срока ограничения прав проживания в 1932 г. прибыл в Москву. Лит.: Отъезд из Владикавказа смотрителя ДУ игум. Никодима//Владикавказские ЕВ. 1902. 19. С. 378-380; П. Новонареченный епископ//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. 20. С. 513-516; Проводы бывш. ректора ДС архим. Никодима//Там же. 1907. 21. С. 535-536; Наречение и хиротония архим. Никодима во еп. Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Кишинев, 1907; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 447; Епарх. хроника//Саратовские ЕВ. 1917. 19/20. С. 655; Новый викарий Саратовской епархии - еп. Никодим Чигиринский//Там же. 16. С. 570; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. К., 1918. С. 31, 76-78; Записка «русских кругов» Киева//Монархия перед крушением, 1914-1917: Бумаги Николая II и др. док-ты. М.; Л., 1927. С. 285-293; То же//Дневники и док-ты из личного архива Николая II. Мн., 2003. С. 355-365; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 19942. С. 288, 291, 297-316; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая-19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995. С. 37, 43-44, 62, 64-68, 70, 72, 74, 76, 79, 83, 85, 92-94, 99-100, 105, 113; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 77-78, 84, 102. (МИЦ; 8); Скоропадський П. П. Спогади: Kih. 1917 - грудень 1918. К.; Филадельфия, 1995. С. 154, 156, 196, 353; Андрусишин Б. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997. С. 15-19, 21, 24, 25, 26, 43-44, 56, 168; Зонтиков Н. А. Костромской святой XX в: К 60-летию кончины сщмч. Никодима (Кроткова), архиеп. Костромского и Галичского//Сев. Правда: Газ. Кострома, 1998, 25 авг. С. 5; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 97-125, 148, 180-184, 189-200, 243-245; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 662, 683, 687; Собор, 1918. Деяния. 2000. Т. 10. С. 108, 236-238; Т. 11. С. 163, 178, 181, 184, 185, 186, 189, 190, 226; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Орёл, 2001. С. 89, 104, 105-106; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сшмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 160, 255, 271, 278, 286; Митр. Антоний (Храповицкий): Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 70-71; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 65, 66, 105, 239, 263, 356; Граф Келлер. М., 2007. С. 784-785; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ, 2008. Вып. 1(26). С. 108, 109, 111, 113,116, 117, 124; Гетман П. П. Скоропадский: Украина на переломе, 1918 г.: Сб. док-тов. М., 2014. С. 233, 238, 239, 243, 244, 254, 256-263, 265-274, 281-283, 285, 287, 288, 293, 298, 300, 722, 894, 1034-1035; Биогр. словарь выпускников КДА: 1819-1920-е гг. К., 2015. Т. 2. С. 143-144.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

http://sobory.ru/article/?object=02994

В день славной Куликовской битвы, в 1380 г. ее носили перед рядами воинов для ободрения и вспомоществования против врагов. После победы икона была поднесена казаками в дар великому князю, который принес ее в столицу Москву и поставил сначала в Успенском, а потом в Благовещенском соборе. В память победы назвали ее Донской. В 1591 г. в царствование Феодора Иоанновича, в память избавления Москвы от крымских татар, по молитве пред Донской иконой, в Москве построен Донской монастырь. Когда крымский царевич Нурыдан с братом своим Муром Гиреем подступил к Москве и расположился близ нее на Воробьевых горах, то царь обратился с молитвой о помощи к защитнице христиан. Богородице. После крестного хода с Донской иконой вокруг города, он поставил ее в походной своей церкви и пред сражением целую ночь провел в молитве. Наступил день, татары бросились на русских, но вдруг, устрашенные невидимой силой, обратились в бегство и оставили на поле сражения множество убитых и весь свой стан. Здесь-то и основан был монастырь, в благодарность небесной Заступнице, и в нем поставлена была Донская икона Ее, отчего и монастырь назван Донским; установлен был праздник Донской иконе 19-го авг., в день победы, и крестный ход в монастырь из Успенского собора. 20-е число Пророк Самуил жил более чем за 1000 лет до рождества Христова. Он был вместе и судьей еврейского парода. Родился по молитве матери, почему и назван Самуил, что значит: испрошенный у Бога. После воскормления родители посвятили его Богу, т. е. отвели во храм (скинию) для жизни до совершеннолетия. Первосвященник Илий полюбил Самуила за его усердие к службе, а Бог сделал его Своим пророком. Самуил спал в скинии недалеко от Илия, и вот однажды 3 раза он слышал голос: «Самуил! Самуил!» и подходил к Илию, думая, что тот звал его. Тогда Илий понял, что звал его Господь, и посоветовал отозваться на новый зов такими словами: «Говори, Господи, раб твой слышит». Так и сделал Самуил, и Господь открыл ему, что Он хочет наказать Илия за то, что тот не исправляет своих детей – священников, зная, что они ведут себя худо в скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Богослужебные песнопения исполнили Большой архиерейский хор под управлением Галины Осадчей и сводный хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий). Архиерейское богослужение в праздник особо почитаемой на Дону иконы Божией Матери посетили временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Гурба, председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин, глава администрации г. Ростов-на-Дону Сергей Горбань, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, меценат Игорь Греков. За Литургией молились студенты Донской духовной семинарии, насельники Свято-Донского монастыря, казаки Всевеликого войска Донского, учащиеся кадетских корпусов, многочисленные паломники. На сугубой ектении митрополит Меркурий вознес молитвы о мире на Украине, о прекращении междоусобной брани. По завершении богослужения архипастырей, духовенство, жителей Дона и многочисленных паломников приветствовал временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области. Василий Голубев поздравил верующих с праздником. «Донской образ имеет особенное значение для нашего края, он с давних времен вдохновлял казаков на ратные подвиги. Культурное наследие казачества, его традиции, своеобразный уклад жизни, трагическая судьба в XX веке составляют особую страницу в истории, о которой должно быть известно каждому новому поколению», — отметил глава региона. По просьбе благотворителей Василий Голубев передал Донской митрополии обретенную христианскую святыню — ковчег с частицами святых мощей и Древа Креста Господня. «Мощевик был обнаружен в 2007 году в Таганроге при разборе фундамента старинного здания. Эксперты установили, что найденные святыни — подлинные. До революции ковчег находился на Иерусалимском подворье Таганрога. В благословение жителям Донского края его передал Иерусалимский Патриарх Дамиан — в память о своем пребывании в Таганроге и духовном общении с блаженным старцем Павлом. После революции след этого мощевика теряется, и только восемь лет назад святыня была найдена», — рассказал историю обретения мощей В. Голубев.

http://patriarchia.ru/db/text/4212854.ht...

Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный " Большим " , а первый стал называться " Малым " . Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель. Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции. В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и " обновленцев " . В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря. Некрополь Донского монастыря - " Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы " , как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Говорят, власти, пытаясь разрешить «квартирный вопрос», решили было заселить и Малый Донской собор. Но, придя туда, услышали в пустом храме голоса, церковное пение — и отступили, испугавшись. Малый Донской собор... Это, пожалуй, самое благодатное место в монастыре. В нем даже воздух особенный, пропитан ни с чем не сравнимым ароматом. Здесь находится мироварня. Их в России считанные единицы. Рассказывают, что во многом ради мироварни и открыли храм еще в сталинские времена. Миро тогда варили раз в три года. Сейчас — гораздо чаще. Варят миро на Страстной седмице, три дня. Задолго до этого готовят все необходимое: травы, пряности, эфирные масла — десятки компонентов, основа которых оливковое масло. В Великий Понедельник в Донской приезжает Патриарх, начинается молебен. После него сам Святейший зажигает дрова в печи под котлом. Специальными палками-веслами помешивают его содержимое. Священнослужители, сменяя друг друга каждые два часа, читают Евангелие. Вечером печь гасят, но огонь сохраняют, зажигая от него на ночь лампады. А утром разжигают печь вновь. В Великую Среду котел остывает, в него добавляют розовое масло, другие компоненты и разливают миро по сосудам. Его освятит Патриарх, и оно отправится по всем епархиям Российским и заграницу. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание. Прихожане, присутствующие при мироварении хоть раз, не забудут его никогда. Связано с Малым собором и еще одно событие: здесь произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 25 марта 1925 года Патриарх Тихон почил. День и ночь четверо суток служили панихиду над телом усопшего, непрерывным потоком шел в Донской монастырь народ. Около миллиона человек пришли проститься со Святейшим. В Вербное Воскресенье хоронила Православная Российская церковь своего Патриарха. Богослужение длилось больше восьми часов. Отпевание совершали 63 архирея (пятеро из них — митрополиты), около 400 священослужителей. Тело святителя опустили в могилу, приготовленную в Малом Донском соборе, куда допущены были лишь несколько архиреев.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Источником, характеризующим официальную деятельность Церкви, являются «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Св. Синода» и «Извлечения из всеподданнейших отчетов обер-прокурора святейшего Синода», публиковавшиеся в официальном печатном органе Донской епархии – «Донских епархиальных ведомостях» 71 . Источником, целью которого было практическое применение, являются изданные во второй половине XIX в. сборники законов, касающихся духовного ведомства и действующих на момент их издания 72 . Основным источником, освещающим тему приходского духовенства Донской епархии, являются архивные документы фондов таких административных органов, как Донская духовная консистория (фонд 226), Атаманская канцелярия/Канцелярия войскового наказного атамана/(фонд 46), Войсковое правление Войска Донского Военного Министерства г.Новочеркасска Земли Войска Донского. Областное правление Войска Донского Военного Министерства г. Новочеркасска Области войска Донского (фонд 301), хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области (далее – ГАРО). Поскольку документы указанных фондов являются официальной документацией, в большинстве случаев составленной на бланках и заверенной печатью и подписями, их подлинность несомненна, что не исключает необходимости критического подхода к содержащимся в них сведениям. Фонд 226 Донская духовная консистория – собрание документальных источников за период с 1800 73 по 1927 гг., представляющее собой делопроизводство названного органа. Фонд состоит из 22 описей, в которые включены нормативные документы Донской духовной консистории; клировые, формулярные ведомости и ведомости о церквах; послужные списки духовенства и служащих Донской духовной консистории; дела о строительстве и упразднении церквей; описи церковного имущества; делопроизводство, касающееся монастырей Донской епархии; документация, содержащая сведения об образовательной деятельности, экономике, социальном служении и миссионерской деятельности Донской епархии; комплекс документальных источников, посвященный старообрядчеству, иноверчеству и сектантству. С 1829 по 1842 г. в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии входили церкви Войска Черноморского и Ставропольской губернии. Делопроизводство этих церквей, включенное в фонд Донской духовной консистории, распределено в описях 6–18. Эти описи особенно пострадали в советский период во время экспертизы ценности и обработки фонда Донской духовной консистории. Из них была списана и выделена в макулатуру значительная часть дел. После изъятия церковных архивов в 1920-х гг. к фонду Донской духовной консистории были присоединены архивы храмов Ростовского округа, входивших в состав Екатеринославской епархии. Эти документы объединены в 21 опись. Отдельную опись 22 составили судебные дела духовенства Донской епархии за 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010