Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

Далее события развивались следующим образом. На запрос Дона о разрешении строительства новой церкви в Новочеркасске от имени Государя Императора Александра 111 ответили, что он разрешил изменить Высочайше утвержденный в 1805 г. Aлekcahдpoм I городской план Деволана, с целью разрешить построить новый храм на Ратной площади в Новочеркасске. Удивляет сам по себе факт бережного отношения к утвержденным планам застройки городов, когда почти через 90 лет потребовалось разрешение Императора России, чтобы поставить в Новочеркасске обыкновенную приходскую церковь. При Донской Богородицкой церкви был избран церковно-приходской попечительский совет во главе с председателем — священником Петром Знаменским. В состав совета вошли такие известные в Новочеркасске люди как: генерал-лейтенант В.М. Лютенсков, действительный статский советник М.Е. Ушаков, помошник прокурора П.А. Шишов, торговый казак С.С. Цыкунов, губернский секретарь С.С. Рыковской и др. (Донские Областные Ведомости, 1908 г., 20, неоф. отд., стр. 402). У нас нет данных о ходе строительства Донской Богородичной церкви. Но судя по сохранившимся фотографиям, это была белокаменная одноэтажная, пятикупольная церковь. Известно, что архитектором этой церкви стал Сергей Иванович Болдырев, построивший в Новочеркасске более двух десятков прекрасных домов. Полный иконостас храма расписывал художник Е.Г. Черепахин, который принимал участие и в оформлении Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. В 1903 году храм уже был построен и освящен. Нам неизвестна судьба Донской Богородичной церкви в годы советской власти. Но точно известно, что в 1930 г. церковь еще стояла, так как в архиве есть любительская фотография с надписью «Н. Донская церковь. 26/VI 1930». Возможно, как и некоторые другие Новочеркасские церкви, Донская Богородичная церковь была закрыта в середине 1930-х годов, а когда разрушена или разобрана — не знаем. Противоречива, неоднозначна судьба нынешней Донской Богородичной церкви. Современная церковь, точнее часовня Донской иконы Божией Матери появилась на Хотунке в 1992 году. Местные казаки очистили территорию, вывезли много хлама и мусора из переданного под часовню здания, воодрузили над храмом крест.

http://sobory.ru/article/?object=38400

На следующий день, 4 июля, началось сражение. Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых, и раненых, и весь свой скарб, или, как тогда говорили, «обоз». Из-за этого сразу после основания монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской, «что в Обозе». Деятельное участие в построении новой обители принимал и правитель царства – «государев шурин и слуга, боярин, и конюший, и наместник Казанский и Астраханский» Борис Годунов. В частности, он нанял зодчих для строительства Малого Донского собора. По преданию, это была артель под руководством «государева мастера» Федора Коня. Небольшая в то время обитель стала одним из форпостов на рубежах столицы. Несколько лет спустя, в Смутное время, монастырь подвергся разорению. Его осаждал гетман Хоткевич, которому противостояло ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Донская обитель была взята и полностью разграблена. Несколько лет спустя, в 1618 году, у стен разоренной Донской обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. После Смуты восстановление Донского монастыря шло очень медленно. Даже пожертвования из казны, сделанные царем Михаилом Федоровичем – первым государем из династии Романовых, не смогли исправить положения: Донская обитель была бедной и захудалой. Но, несмотря на это, известно, что и царь Михаил Федорович, и его сын царь Алексей Михайлович несколько раз ходили в Донской монастырь на богомолье. В 1650 году при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе, захудалый Донской монастырь приписали к процветающей Андреевской обители. В таком положении Донской монастырь пробыл два десятилетия, пока на него ни обратила внимание подросшая дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина Алексеевна. Благодаря ее вниманию при царе Федоре Алексеевиче обитель вновь обрела независимый статус. В это время на обитель, помимо царевны Екатерины, начинают щедро жертвовать вельможи. Также с конца XVII beka Донской монастырь становится центром русско-грузинских связей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мытищи. Церковь Донской иконы Божией Матери в Перловке (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Перловка - одно из самых старых подмосковных дачных мест. По преданию, первые дачи здесь были построены чаеторговцем Василием Алексеевичем Перловым. Он основал чайную фирму " В. Перлов с сыновьями " . В 1887 г. праздновалось 100-летие фирмы, к юбилею Перловы были возведены в потомственное дворянство. Девиз на их гербе - " Честь в труде " . В Перловке в 1880-х гг. в насчитывалось около 80 дач. В конце XIX в. посёлок был благоустроен, здесь имелись почта, телеграф, лавки, летний театр, в котором гастролировали московские труппы. В октябре 1895 г. у ст. Перловской состоялась закладка храма Донской иконы Божией Матери. Он строился на средства Ивана и Николая Семеновичей Перловых и был спроектирован архитектором Петром Павловичем Зыковым. 6 мая 1897 г., в день рождения Николая II, храм был освящён, телеграмму об этом Н. Перлов послал на имя императора. По окончании богослужения приглашённым, среди которых были начальник Московской губернии гофмейстер А.Г. Булыгин, генерал-майор граф В.Ф. Келлер, председатель правления Ярославской железной дороги Савва Иванович Мамонтов предложили завтрак, сервированный в здании театра, тоже построенного братьями Перловыми. В конце 1930-х гг. храм был закрыт, вовремя войны перестроен в жилой дом. Потом жильцов выселили, заброшенное здание стали разбирать на материал. К началу 1980-х гг. остался только фундамент. В 1994 г. зарегистрирована община храма Донской иконы Божией Матери, начались подготовительные работы по его восстановлению. У станции Перловская общиной храма строится Православный культурно-просветительский центр с домовым храмом Святой Троицы. Из книги: Храмы Мытищинского района, сост. свящ. Олег Пэнэжко. Ликино-Дулево, 2002. Церковь Донской иконы Божией Матери в Перловке 6 мая 1897 г.было совершено освящение храма. Храм Донской иконы Божией Матери Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах. Здание храма перестало существовать в начале 1980-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=41858

Учредив Донской монастырь, царь Феодор Иоаннович обеспечил содержание его припискою к нему подмосковного сельца Семеновского. Монастырь владел этим сельцом на правах помещика. В последствии часть крестьян из этого села была переселена на речку Раменку и образовала деревню Раменку, иначе Посевьево. Эта деревня также принадлежала монастырю. Затем монастырю была отдана земля, простиравшаяся от монастыря до Калужских ворот. Особенно увеличились средства монастыря со времени приписки к нему пяти монастырей с их вотчинами. В числе этих монастырей была известная Тихонова пустынь. Позднее предоставлены были монастырю рыбные ловли и перевозы на р. Каме и приписан был Костромской Железноборовский монастырь с его вотчинами. Кроме того из приказов дворца выдавались монастырю деньги, богослужебные и хозяйственные припасы. Петр I отменил эти выдачи из царской казны. Во время войны с Карлом XII, шведским королем, Петр два раза отбирал у монастыря часть колоколов для перелития на пушки. Императрица Екатерина II отобрала у Донского монастыря все его вотчины и уничтожила помещичьи права у всех монастырей. Число душ крестьян, отобранных в это время у Донского монастыря, едва не достигало крупной цифры 7 тысяч. В настоящее время Донской монастырь содержится на богослужебные доходы, на доходы от продажи могил и от арендных статей. Отношение Донского монастыря и духовному просвещению Донской монастырь едва не сделался местом высшего богословского образования. В 1737 году, в большой пожар в Москве, сгорело здание Славяно-греко-латинской академии, помещавшейся в Заиконоспасском монастыре. Удобным для нее местом был признан Донской монастырь. Однако перевод академии в Донской монастырь не состоялся. В нем не оказалось свободных помещений. Помещения братии признаны были ветхими и небезопасными для живущих в них. Дело о переводе академии прекратилось тогда, когда Славяно-греко-латинская академия была упразднена, а учрежденная взамен ее по новому уставу Московская духовная академия была открыта 1 Октября 1814 года в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Херсонской губернии три священника были распяты на крестах. В Ялте зверски большевиками убит популярный священник Сергей Щукин . В Крыму шайка большевиков захватила трех священников – Николая Попова , Агафона Гарина и Александра Казанчева – и после долгих истязаний и глумлений убила их. Настоятель Островского собора Псковской епархии Ладинский , когда его большевики вели на смерть, пел псалмы и пред кончиной проклял большевиков. Священника Котурова при эвакуации Чердыни мучители схватили, сорвали с него одежды и до тех пор поливали его на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую. И страстотерпец не проронил ни одного жалобного стона, ни одного слова. Архимандрит Вениамин , последний настоятель Соловецкого монастыря, жил отшельническою жизнью в одинокой избе в окрестностях Архангельска. Ночью местные большевики сожгли его избу вместе с ее насельником, предварительно забив окна и двери. Архимандрит Матфей , ректор Пермской духовной семинарии, изрублен шашками. Священник Андрей Зимин со всей семьей (село Черниговка, Никольско-Уссурийский край) убит в 1918 г. Священник Иоанн Литвинцев убит со всей семьей (село Вишневка, Никольско- Уссурийский край) в 1918 г. Священник Петр Дьяконов у Надеждинского завода Верхот. у. Пермской губернии в 1918 г. закопан в землю по голову и в нее расстрелян. Отец Феодор села Голышмановского Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Отец Павел села Усть-Ница Турин, у. Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Священник Георгий Паргачевский с. Ивановки Амурской области расстрелян разрывными пулями в 1918 г. Священник Симеон Ионин (Троицкий уезд Оренбургской епархии) расстрелян в 1918 г. Протоирей Николай Русанов расстрелян в Кустана Оренбургской епархии в 1918 г. Протоиерей отец Александр Земляницын , отец Иоанн Евстратьев , отец Петр Холмогорцев (кафедральный протоиерей), отец Михаил Пеньковский и некоторые другие в 1918 г. были увезены из Челябинска и пропали без вести. Многие из священников, бежавших при отступлении добровольцев из Воронежской губернии, вернулись и заняли свои места, но и многие из них расстреляны. Один из видных воронежских священников отец Митрофан Девицкий , не добравшись до Воронежа, был схвачен и расстрелян на глазах родителей, жены и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Летом 1918 года на площади у Вознесенского собора проходит смотр боевых подразделений молодой Донской армии, формируемой Атаманом Красновым для борьбы с большевиками. Здесь же 16 сентября 1918 г. после молебна в соборе Донской Атаман П.Н. Краснов принесет клятву на верность службы Всевеликому войску Донскому. В соборе в начале февраля 1919 г. произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского Атамана А.П.Богаевского. В феврале-марте и апреле 1919 г. в соборе отпевали многих известных людей Дона и Новочеркасска, погибших от холеры. Не раз возносились молитвы соборного духовенства о даровании победы Донской армии над Красной армией, наступающей на Новочеркасск. В первых числах 1920 года части Красной армии стали приближаться к Новочеркасску. 3-4 января из города стали эвакуироваться Донской Императора Александра III кадетский корпус, Мариинский институт благородных девиц и др. Старшеклассники кадетского корпуса (1-я сотня) в последний раз выстроились на Соборной площади в ночь с 3 на 4-е января, а затем пешим порядком выступили из города, охраняя огромный обоз с документами и денежными средствами. 7 января 1920 г., т.е. на Рождество Христово Новочеркасск оставляется казачьими частями Донской армии. Город, как и Войсковой собор, вошел в новый, неведомый ранее этап советского развития, этап атеистический, богоборческий по своей сущности. В первые годы советской власти внешне все оставалось по старому. Собор работал, соборное духовенство вместе с Архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном служило службы, а верующие посещали храм. Но ситуация вокруг собора значительно изменилась. Новые городские власти объявили собор орудием враждебной белоказачьей пропаганды, средоточием " поповского мракобесия, " балластом на пути социалистического строительства. Каждый, кто посещал собор, попадал под подозрение и идеологическую оценку " церковного прихвостня " . Так, в газете " Красный Дон " была опубликована " разоблачительная " статья под названием " Таинственный архимандрит " , в которой с негативной стороны описывалась деятельность архимандрита Бориса (Рукина) - друга Архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана.

http://sobory.ru/article/?object=01849

667 Убит 14 мая 1918 г. «ударами шашками и штыков. Хоронить тело не разрешили, и погребение удалось совершить лишь по занятии хутора казаками». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями//Красный террор в годы гражданской войны. Под редакцией докторов исторических наук Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского//www.swoikov.narod.ru 668 1 июня 1918 г. «забрали священника вместе с одним прапорщиком и, отведя обоих к полотну железной дороги, расстреляли. Из свидетельских показаний устанавливается, что отношение прихожан к о. Парфенову не было враждебным. Но явившиеся с фронта солдаты относились к священнику явно недоброжелательно и угрожали ему». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями. 669 «Он был взят матросами и красноармейцами, привезен на станцию Лихая и там расстрелян. Труп был зарыт, но церковного погребения совершить не было дозволено». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями. 670 Активный деятель противообновленческого движения в Донской епархии. В 1924 г. был арестован и судим НКВД. Происходил «из гр[ажда]н Харьковской губернии гор. Изюма. Мещанин, окончивший духовную семинарию». В 1920-х гг. служил в Тихоновской церкви слободы Колодези Мальчевско-Полненской волости, был благочинным Дегтевского благочиния. 30 июля 1923 года по его инициативе был созыван съезд духовенства и мирян Дегтевского благочиния, на котором было принято постановление о переходе церквей Дегтевского благочиния в юрисдикцию митрополита Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича). Архив УФСБ РФ по РО. Архивно-уголовное дело П-15249. Л. 159.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1913 г. 19. С. 493-500) со ст. «Д. Н. Мамин-Сибиряк как писатель [для] детей» в журнале дебютировал писатель П. П. Бажов . В качестве приложения к «Е. е. в.» были изданы «Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофициальном отделе «Пермских епархиальных ведомостей» с 1867 по 1885 г. включительно» (1895), «Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство» (1911), «Краткое изложение сущности миссионерских бесед с воспитанниками Каслинского приюта» и «Дневник инородческого миссионера» прот. А. Миропольского (1911-1913), «Материалы для истории Екатеринбургской епархии» (1914-1915), «Наличный состав лиц, служащих при духовных училищах (учебных заведениях) Екатеринбургской епархии» (1899-1902), списки церковноприходских школ, отчеты о состоянии духовно-учебных заведений, журналы съездов духовенства, уставы церковных братств и т. д. С апр. 1917 г. «исполнительным комитетом Екатеринбургского городского духовенства» издавались «Известия Екатеринбургской церкви» (в 1919 «Известия Екатеринбургской епархии»). С июня 1917 г. «Известия...» выпускались епархиальной редакционной комиссией (редакторами бессменно были Н. П. Скворцов и В. Д. Юденич (впосл. еп. Чувашско-Чебоксарский Владимир)) и заменили «Е. е. в.». С подзаголовком «Орган православного клира и мирян» «Известия...» выходили без определенной периодичности до июня 1919 г. (в 1917 вышло 20 номеров, в 1918 - 22, в 1919 - 8 номеров). В качестве приложения к ним издавались «Церковно-народные листки» (1918-1919). В 1927-1928 гг. в Екатеринбурге выходил журнал Уральской обновленческой митрополии «Уральские церковные ведомости» (редактор - секретарь митрополии протопр. И. Уфимцев). Издание епархиального органа возобновилось в февр. 1990 г. В 1990-1991 гг. выходила газ. «Православный вестник Свердловской епархии», в 1993-1996 гг.- ж. «Екатеринбургский епархиальный вестник», с 1994 г. издается «Православная газета» (с 2002 - еженедельно с подзаголовком «Официальное издание Екатеринбургской епархии»). Кроме того, в Екатеринбурге выходит еще неск. церковных газет (с 1995 - «Голос Православия», в 1998-2001 - «Православный вестник», с 1999 - семинарская газ. «Твоя Церковь», с 2000 - молодежная газ. «Покров»), свои периодические издания имеют мн. мон-ри и храмы епархии.

http://pravenc.ru/text/189619.html

Соловки открыл монах Савватий, Был тот остров неустроенный пустырь. За Савватием шли толпы черных братий... Так возник великий монастырь! Край наш, край соловецкий. Ты для каэров и шпаны прекрасный край! Снова, с усмешкой детской, Песенку про лагерь начинай! Но теперь совсем иные лица Прут и прут сюда со всех сторон. Здесь сплелись и быль, и небылица И замолк китежный древний звон... Но со всех сторон Советского Союза Едут, едут, едут без конца. Все смешалось: фрак, армяк и блуза... Не видать знакомого лица! Край, наш, край соловецкий. Всегда останется, как был, чудесный край... Раджу сменяла толпа веселых моряков, плясавших джигу и слушавших в тени банана песню-рассказ старого капитана: Это было много лет назад. Порт шумел в вечерний час. Подошел ко мне слуга-мулат, Дал письмо и скрылся с глаз... В той стране, где зелены лианы, В той стране, где губы дев так пряны, Там под тенью манго и банана Поцелуи призрачны и пьяны... Не ту ли песню-мечту о свободных просторах и странах пели дерзостному юноше Петру, изъеденные солью дальних морей, капитаны заморских фрегатов? Не в память ли ее он водрузил каменный столб? И снова свищет и беснуется вокруг столба снежная вьюга... Над островом – тьма. До Вениции-града... верст... Давно, 19 октября 1825 года, в жарко натопленной горнице скромного барского домика села Михайловского, лицеист первого выпуска Александр Сергеевич Пушкин писал гусиным пером на листе желтоватой бумаги: Роняет лес багряный свой убор; Сребрит мороз увянувшее поле; Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Ярко вспыхивали в печке еловые дрова. Проглядывал поневоле осенний день. Оживала пустынная михайловская келья. «Минутное забвенье горьких мук» уносило опального лицеиста в те дни, «когда в садах лицея он безмятежно расцветал» ... Через 100 лет, 19 октября 1925 года, в жарко натопленной камере 6-й роты 1-го отделения Соловецких концлагерей, звучали те же слова. Ярко вспыхивали

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010