1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви, в которой проводятся духовные беседы, молебны и акафисты. 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной царской семье. Пока восстановление Донской церкви находится на этапе проектирования, на территории воинской части дислоцированной в черте города Мытищи, возводится деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. По окончании строительства храм сможет вместить около сотни молящихся. Он, наряду с церковью Святой Живоначальной Троицы и часовней преподобного Серафима Саровского, также является частью прихода Донской иконы Божией Матери. Источник: http://www.mytyshi.ru/community/blago/Hram.php В 2019-2020 г.г в храме Святой Троицы проведены текущие ремонтные работы и благоустройство: покраска фасадов храма и ограды; устройство противоскользящего резинового покрытия на входах в храм; устройство дорожек из брусчатки на территории храма. Внутри храма: покраска стен и потолков входов и подсобных помещений; обновление основного иконостаса; замена коврового покрытия в верхнем храме; обновлена роспись в крестильной комнате. По материалам официального сайта храма, Троицкая церковь в микрорайоне Перловка г. Мытищи была построена в 2000-е годы, однако история этого прихода началась еще в позапрошлом столетии. В 1897 году у станции Перловская на средства владельцев близлежащей дачной местности чаеторговцев Перловых был возведен красивый деревянный храм работы архитектора П.П. Зыкова. Изначальное здание Донской церкви было утрачено в 1980-е годы, однако нынешний Троицкий храм отчасти повторяет его облик. В 2014 году в 500 метрах от деревянной церкви началось строительство нового каменного храма, посвященного Донской иконе Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02381

Таким образом, пособие от гражданских обществ прихожан было значительным дополнением к доходам священно- и церковнослужителей за «исполнение духовных треб», однако этот источник доходов был нестабильным и, более того, довольно часто становился «камнем преткновения» в отношениях с прихожанами. Жалованье от казны. С 1847 г. до церковной реформы Александра II жалованье из казны в Донской епархии выплачивалось только причтам станиц с подавляющим количеством старообрядческого населения 502 и с 1856 г. духовенству церкви стратегически важного объекта – Войскового конного завода 503 . После принятия 8 августа 1832 г. постановления Св. Синода, которое облегчало переход в единоверие, с 1840 г. на Дону стали образовываться единоверческие приходы 504 . Поскольку они не пользовались авторитетом среди донского старообрядческого населения и, как следствие, были крайне малочисленными, единоверческие причты также получали жалованье из казны 505 . В некоторых случаях в единоверческих церквах к жалованью от казны Войско доплачивало жалованье из войсковых сумм 506 . В конце XIX в. в число причтов Донской епархии, получающих жалованье от казны, стали постепенно включаться священно- и церковнослужители вновь построенных, главным образом хуторских, церквей 507 и беднейших приходов. В 1908 г. от казны отпускалось жалованье 41 причту Донской епархии на сумму 4362 руб. 20 к. 508 , что было немногим меньше суммы, выделяемой для тех же целей Областным правлением Войска Донского. К 1917 г. казенное жалованье получали 307 священников, 31 диакон и 307 псаломщиков Донской епархии 509 (33,3 %). В 1916 г., в связи с событиями Первой мировой войны и общим падением уровня жизни, по определению Св. Синода от 23–26 сентября 1916 г., из 10 млн. руб., отпущенных на дополнительное «воспособление» духовенству из средств казны, на Донскую епархию было выделено 49 000 руб. Эта сумма была распределена между благочиниями на Епархиальном съезде депутатов духовенства и церковных старост от 14 октября 1916 г. и утверждена митрополитом Митрофаном (Симашкевичем) 17 октября 1916 г. 510 Кроме дополнительной суммы, в первой половине 1916 г. духовенству Донской епархии полагалось получить из казны 120 814 руб. 511 Казенный кредит, предназначенный на выплату жалованья духовенству, был исчерпан в 1917 г. 512

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном монастыре 1 сентября 2012 г. 16:00 1 сентября 2012 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, игумен Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы вспоминаем сегодня чудеса, которые град Москва, народ наш и все Отечество получили по молитвам наших благочестивых предков пред иконой Божией Матери Донской, что сегодня вместе с нами здесь, в этом храме. И когда вы будете подходить к этому чудотворному образу, то вспоминайте, что перед этой иконой молились князь Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя в преддверии самой страшной для того времени битвы — решающей битвы на Куликовом поле, от которой зависело будущее всей страны. Позже этот образ, подаренный казаками Дмитрию Донскому, был принесен сюда, во град Москву, и поставлен в походном храме, на том месте, где находится сейчас Донской монастырь, в грозном 1591 году. Для нас это как будто дела давно прошедших лет, но история в Церкви оживает, потому что Церковь хранит историческую память не как сочетание фактов, следствий или причин тех или иных событий, а как явление милости Божией или Божиего гнева. Именно в этом смысл Священной истории. Мы называем Священной историей историю Ветхого и Нового Завета, но в каком-то смысле Священная история не пресеклась, потому что это есть история вмешательства Бога в дела человеческие, которое имело судьбоносные последствия. И когда не было никакой надежды на спасение, как на Куликовом поле, ибо враг был сильнее; и в 1591 году, когда неприятель подошел к Москве и был сильнее, чем дружина, охранявшая столицу; и в XVII веке, в Смутное время; и во времена Наполеонова нашествия; и во времена революции и гражданской войны, разрушившей национальную жизнь нашего народа; и в грозные годы Великой Отечественной войны — Господь по молитвам Церкви, народа Божиего, святых угодников, в земле нашей просиявших, защищал нашу землю, наш народ и наше Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/2441217.ht...

Астрахань. Церковь Донской иконы Божией Матери. Донская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История Донской церкви тесно связана с историей Астраханского Казачьего войска и Казачебугоринской станицы. В Астрахани донские казаки появляются в 1737 году. Тогда они были поселены здесь в самом городе, в своих домах и составили так называемую трёхсотенную команду. В 1748 году, когда город был перенаселён, по новому плану казачьи дома были снесены, а сами казаки выведены за город, в особо отведённые для их поселения места, на бугре, за речкою Луковкою. Здесь они основали станицу, называемую ими первоначально Донской, а позже названную Казачебугоринскою. Окончательной датой основания этой станицы называют 1750 год, когда завершилось сюда переселение казаков. Жившие в этой станице казаки исполняли обязанности почтарей, и возили почту из Астрахани в Царицын, а также доставляли царские указы в Кабарду и Черкесск (Северный Кавказ). В 1750 году трёхсотенная команда была увеличена и переименована в Астраханский Казачий полк. На основе этого полка, а также казаков, расселённых по отдельным станицам, по берегу Волги, от Саратова до Астрахани, в 1804 году было образовано Астраханское Казачье войско. Первоначально жители Казачебугоринской станицы были приписаны к Покрово-Болдинскому монастырю, расположенному рядом с нею, немного южнее, на противоположном берегу реки Казачий Ерик. Но желание казаков иметь свой собственный храм заставило их позаботиться о его построении. Уже в 1757 году полковник Чембарского Астраханского Казачьего полка Андрей Слободчиков ходатайствовал перед епархиальным начальством «об освящёнии вновь построенной, на отведённом месте, отстоящем от Астрахани в 2 верстах 450 саженях за рекою Луковкою, против казённого архиерейского сада и церкви Покрова Богородицы, деревянной церкви во имя Донской Богородицы, разрешённой к постройке 28 февраля 1757 года». Освящена Донская церковь была 19 августа 1757 года. О наименовании храма в честь Донской иконы Божией Матери можно говорить с уверенностью, что названа она была так в честь древнего и чтимого списка с этого чудотворного образа, который донские казаки как полковой образ привезли с собою с Дона в Астрахань.

http://sobory.ru/article/?object=42530

Также монастырь славился высокой музыкальной культурой. Хоры Донской обители высоко ценили прихожане и даже отмечал царский двор. В целом, не считая наполеоновского нашествия, XIX век для Донской обители был временем благополучия и процветания. Без каких-либо внутренних и внешних потрясений. В Донском монастыре часто жили на покое архиереи. Ризница монастыря содержала богатые вклады русских царей XVII–XVIII bekob, а также вклады грузинского царя Арчила Имеретинского. В архиве монастыря хранились грамоты и акты XVII–XVIII bekob (в настоящее время документы монастырского архива находятся в фондах Российского государственного архива древних актов и Центрального исторического архива Москвы). По штату в монастыре к 1907 году состояли наместник-архимандрит, 30 монахов, 5 послушников. После революции духовная жизнь обители продержалась до середины 20-х годов. Более того, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. Весной 1922 года сюда был привезен в качестве узника Патриарх Тихон. Впоследствии, после освобождения из заключения в 1923 году, святитель остался в Донской обители, поскольку место традиционного пребывания Московских иерархов, Троицкое подворье, было захвачено обновленцами и затем закрыто. Из Донского монастыря Патриарх управлял Русской Церковью в самый тяжелый период ее истории. В начале 1925 года Патриарх тяжело заболел, а на Благовещенье скончался. На погребении святителя, которое состоялось в Малом соборе Донской обители, присутствовало великое множество народу. Вскоре после кончины святителя Тихона Донской монастырь был полностью закрыт, часть его помещений была занята детской трудовой колонией, а часть – подотделом по борьбе с огородными вредителями. С 1934 года на территории монастыря разместился Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. В него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном. Здесь сохранялись горельефы храма Христа Спасителя, наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божьей Матери на Покровке, памятники работы Ж.-А. Гудона из Богоявленского монастыря, скульптура Ангела Радости из домовой церкви св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Между тем в архиве Донского монастыря сохранились подлинные воспоминания каждого члена монастырского братства. Эти уникальные, красочные свидетельства монахов о жизни обители в войну 1812 г. ранее не издавались, хотя их использовали в своих трудах И. Е. и С. П. Н. Зырянов, описывая положение Донского и других московских монастырей в 1812 г., опирался лишь на дореволюционные публикации в периодических Таким образом , для характеристики положения Донской обители в 1812 г. эти тексты представляют непреходящую историческую ценность. К сожалению, послужные списки братии начала XIX в. сохранились лишь фрагментарно, потому есть информация только о нескольких насельниках монастыря за 1818 В 1818 г. казначею иеромонаху Иерониму было 36 лет. Он происходил из московских мещан, постригся в монахи в Донском монастыре 10 августа 1812 г., в апреле 1813 г. посвящен в сан иеродиакона, назначен казначеем 16 июня 1815 г. Иеромонах Анатолий, 46 лет, происходил из тульских оружейников, в Донской монастырь поступил в 1806 г., в 1809 г. был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона, в феврале 1812 г. переведен в Симонов монастырь, в 1813 г. рукоположен во иеромонаха, в 1815 г. возвратился в Донской монастырь. Иеродиакон Герман, 36 лет, был сыном дьячка, проходил службу в московской синодальной типографии, откуда уволился в 1803 г. и поступил в Симонов монастырь. В феврале 1810 г. перевелся в Донской монастырь, где 13 августа 1812 г. принял постриг, в сан иеродиакона рукоположен в 1813 г. Иеродиаконы Осия (34 года) и Андрей (35 лет) происходили из духовного сословия. Оба в 1809 г. поступили в Донской монастырь, в 1814 г. приняли монашеский постриг и вскоре были рукоположен во иеродиаконов. Иеродиакон Евгений, 34 лет, до поступления в монашество был вольным хлебопашцем села Любач Рязанской губернии Зарайской округи, в феврале 1812 г. принят в Донской монастырь, где в 1815 г. был пострижен. Монах Нифонт, 47 лет, поступивший в монастырь в 1808 г. из экономических крестьян, исполнял в нем послушание пономаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

Предсказание это исполнилось следующим образом. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Боголюбской иконы Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Боясь распространения заразы, архиепископ Амвросий попытался прекратить паломничество и опечатал денежный ящик, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть. Его действия были поняты превратно, ему приписали желание ограбить кассу. В разъяренной толпе раздались крики: «Архиерей хочет грабить казну Богоматери, надо его убить». Толпа с криками направилась в Чудов монастырь – резиденцию архиепископа. Архиепископу Амвросию удалось уехать в Донской монастырь; пьяная толпа бросилась за ним. Монастырские ворота были взломаны, архипастыря схватили в алтаре, вытащили за ворота и убили. Он был погребен в Малом соборе Донского монастыря. В 1799 году в Донской обители был помещен Духовно-цензурный комитет, пополнивший своим архивом богатейший архив Донского монастыря, где, помимо собственно монастырских документов и библиотеки, находилась и часть архива Славяно-греко-латинской академии (часть этого же архива отошла к Московскому университету). К сожалению, десятилетие спустя все архивные документы были безвозвратно утрачены. Во время войны 1812 года, после взятий французами и пожара Москвы, архив Донской обители сгорел. Также захватчиками были похищены оклады с икон и церковная утварь, но каменные строения обители серьезно не пострадали. В отличие от Смутного времени, после наполеоновского нашествия Донской монастырь вскоре был возрожден в былом великолепии. А кладбище Донской обители по-прежнему считалось самым известным в первопрестольной. Но в XIX beke не только аристократия, но и богатые купеческие фамилии устраивали свои усыпальницы в Донском монастыре. В 1827 году из Донской обители был выведен Духовно-цензурный комитет и переведен в Троице-Сергиеву Лавру. А в 1835 году в Донском монастыре были открыты Донское духовное училище и иконописная школа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если нужно было причастить тяжелобольного, живущего очень далеко, а иногда приготовить его к исповеди и причастию после нескольких бесед, отец Николай делал это с готовностью. Он посещал больных и в больницах, хотя в то, «хрущевское», время это было делом сложным. В ночь на 19 сентября 1963 года у него произошел инфаркт – второй по счету. Днем 19 сентября его исповедал и причастил отец Виктор Жуков. А 20 сентября отец Николай скончался. Вскоре после его кончины в связи с «хрущевскими гонениями» регулярное богослужение в Малом соборе было прекращено. Вплоть до середины 80-х в соборе служили лишь по большим праздникам. И только с ослаблением советского режима в соборе стало возобновляться регулярное богослужение. К празднованию тысячелетия Крещения Руси встал вопрос о возможности возвращения Донской обители Церкви. Это произошло в мае 1991 года. И началась работа по его возрождению: реставрировались и освящались храмы, восстанавливалось монастырское хозяйство. Одним из первых был освящен Большой собор. В настоящее время возрождены все храмы Донского монастыря и отстроены новые храмы обители. Но главное, что монастырь возрожден во всей полноте духовной жизни. Ежегодно в праздник Донской иконы Божьей Матери – 1 сентября (19 августа ст. ст.) в монастырь из Третьяковской галереи доставляют Донскую икону, написанную, по преданию, в XIV beke иконописцем Феофаном Греком. В этот день в Донской обители традиционно проходит патриаршее богослужение. Патриаршее служение в Донском монастыре также проходит и на праздник Благовещения, когда Предстоятель Русской Церкви совершает богослужение у раки святителя Тихона в память дня его кончины. После возрождения обители при Донском монастыре была устроена воскресная школа. Уже более десяти лет братия и прихожане ведут в ней занятия с детьми. Также монастырская братия опекает подшефную воинскую часть. Святыни Донской обители Главными святынями Донской обители являются мощи святителя Патриарха Тихона и Донская икона Божьей Матери. Иконографичесская композиция Донской иконы – Богородица Умиление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

В связи с смутным пониманием памятника стоит нерешительность суждений автора. Часто сопоставляя противоположные места апологии, он оставляет вопрос открытым, не решаясь высказать категорического мнения о воззрениях изучаемого им автора. Отсюда же вытекает и то, что на протяжении своего сочинения одну и ту же мысль он высказывает то неуверенно, то категорически. Не надеясь на верность собственных суждений, автор естественно не в состоянии был отнестись к своим пособиям с полной самостоятельностию. По местам он стоит под их полным влиянием, и только недостаток прямых пособий спасает самостоятельность автора в других местах. Несомненно однако, что автор трудился над изучением апологии Арнобия в ее подлинном латинском тексте и прочел все важнейшие пособия, относящиеся к его предмету. Это дает ему право на получение степени кандидата богословия». 40 . Заслуженного ординарного профессора Николая Каптерева о сочинении студента Харламова Василия: «Отношение епархиальной церковной власти к расколу в Донской области в XΙΙΙ веке»: «Раскол в Донской области представляет из себя одно из крупных, хотя и очень печальных явлений нашей церковно-исторической жизни, – и доселе раскольников более в Донской епархии, чем в какой-либо другой, и доселе он здесь очень туго поддается воздействию православия. Изучить и показать местные специальные причины, которые, с одной стороны, содействовали появлению и широкому распространению раскола в Донской области, а с другой стороны, придали и доселе придают ему крепость и устойчивость, – составляет очень важную ученую задачу, решение которой должно осветить еще довольно темный доселе вопрос о возникновении, распространении и дальнейшем состоянии раскола в Донской области. Главная трудность решения этой задачи заключается в —202— том обстоятельстве, что самые документы относительно раскола на Дону мало, а иногда и совсем неизвестны, что они находятся в разных архивах неразобранными среди других дел, касающихся Дона, так что исследователю приходится предварительно разыскивать те книгохранилища, в которых только можно найти дела, касающиеся Донской области, а потом уже, среди этих дел, отыскивать дела, касающиеся раскола на Дону.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010