В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Впоследствии, уже в правление царевны Софьи, в конце XVII beka, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. Попечением царевны Екатерины, благодаря ее пожертвованиям «из царских сокровищ», в обители был выстроен новый собор Донской иконы Божьей Матери, позже прозванный Большим, и отстроены монастырские стены. В начале XVIII beka настоятелем монастыря назначается глава Имеретинской Грузинской Церкви архимандрит Лаврентий, и с этого времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится усыпальницей грузинских царей и князей. Koheц XVII – начало XVIII beka вообще были благоприятны для Донской обители. Даже в царствование Nempa I, не благоволившего к монастырям, в Донском монастыре продолжалось строительство храмов и их благоукрашение. Впоследствии, уже в середине XVIII beka, в Донской обители были отстроены каменные келейные корпуса. В это же время кладбище Донской обители становится очень популярным среди столичной аристократии. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчинявшимся непосредственно Святейшему Синоду и имеющим право самостоятельного выбора архимандрита. Несколько лет спустя, в 1747 году в Донской монастырь из Заиконоспасской обители была переведена Славяно-греко-латинская академия. Несмотря на процветание, общественные потрясения также не обошли стороной Донскую обитель. В 1771 году в воротах монастыря был убит Московский архипастырь, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в городе Нежине. Рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской Лавры Владимира (Каменского), фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. В 1728 году переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой он обучался риторике и философии. С 1733 года начал слушать богословие в Московской Славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который и убедил своего ученика принять монашеский постриг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Москва. Донской монастырь. Малый собор Донской иконы Божией Матери. Малый (старый) собор Донского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым, или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см.

http://sobory.ru/article/?object=03428

По окончании Литургии было вознесено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с богоспасаемой паствой. По завершении богослужения преосвященных архипастырей, жителей Дона и многочисленных паломников приветствовал губернатор В. Голубев. Он поблагодарил митрополита Меркурия и жителей области за совместную плодотворную работу на благо Донского региона. В свою очередь, митрополит Меркурий отметил, что чествование Богородицы на Донской земле, Ее образа, становится свидетельством возвращения к истокам — истории, культуры, духовности. «Когда народ собирался вокруг своих национальных святынь, выстраивалось все в жизни людей. И как только они забывали о духовном центре своей жизни, народ вставал на колени», — подчеркнул архиерей. Со словом приветствия к участникам торжеств обратился митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, поздравив верующих с прославлением иконы Божией Матери «Донской», охраняющей южные рубежи России. Затем от имени главы Донской митрополии состоялся торжественный прием. Торжества в честь Донской иконы Богородицы продолжились на Певческом поле станицы Старочеркасской, где прошел фестиваль казачьей культуры. С приветственным словом к участникам и гостям обратились губернатор Ростовской области и глава Донской митрополии. В концерте приняли участие народные коллективы со всей России: казачьи певчие, церковные хоры, детские творческие коллективы Донского края. В рамках праздника были развернуты две тематические выставки: в Воскресенском войсковом соборе экспозиция, посвященная Крещению Руси и истории собора, а в храме святых апостолов Петра и Павла экспозиция «Казак без веры не казак». Также прошли ярмарка «Город мастеров», казачьи и спортивные выступления. Решением Архиерейского совета Донской митрополии праздник Донской иконы Богородицы в пределах митрополии совершается в следующее за первым сентября воскресенье. В этом году церковные торжества приурочены к празднованию 1025-летия Крещения Руси. «Дон православный» /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3219315...

Никольского (1917. 4. С. 2-4; 5. С. 2-3; 7. С. 4-6; 8/9. С. 3-5). Среди анонимных статей примечательно обширное исследование «Русское монашество 19 в. в лице выдающихся его подвижников - старцев» (1915. 8-18, 28-36; 1916. 1-23, 36). После событий февр. 1917 г. журнал печатал публицистику, полную революционной риторики, напр.: «Сословность духовенства и свободная Церковь» свящ. св. Феодора Алексинского (1917. 18. С. 1-3; 19. С. 1-3; перепечатано из «Московского церковного голоса»); «Церковная соборность и государственная демократичность» А. Беляева (1917. 20. С. 1-2); анонимные статьи «Современное положение духовенства Православной Церкви» (1917. 27. С. 1-6), «Библия и вопросы современности» (1917. 29/30. С. 1-6; 31. С. 1-3; 32/33. С. 1-3; 34. С. 1-4; 1918. 1. С. 2-4; 2. С. 1-2). Ценным историческим источником являются заметки «Со Всероссийского Церковного Собора» свящ. Василия Беляева (1917. 24/25. С. 7-8; 26. С. 6-8; 31. С. 6-8; 32/33. С. 7-10; 35/36. С. 8-11; 1918. 2. С. 2-4; 4. С. 2-4; 5. С. 1-3), хроника событий церковной и общественной жизни и отклики на них (напр.: «Христос, Церковь и народ: (По поводу декрета об отделении Церкви от государства)» (1918. 4. С. 1-2)). В приложении к 15 и 18 КЦОВ за 1917 г. отдельными брошюрами напечатаны «Деяния» Калужских чрезвычайных епархиальных собраний представителей клира и мирян. В 3 за 1918 г. напечатано Воззвание Святейшего патриарха Тихона от 19 янв. (1 февр.) с анафематствованием творящих беззакония и гонителей веры и Церкви. В июле-авг. 1920 г. в Калуге выходила газ. «Церковь и жизнь», в 1925 г. обновленческое епархиальное управление издавало ж. «По стопам Христа» (отв. ред. «архиеп.» Геронтий (Шевлягин)). С 1991 г. выходит издание Калужской епархии РПЦ «Православный христианин», с нач. XXI в. издаются молодежная газ. «Вера молодых», газ. «Наша вера» и «Богословско-исторический сборник» Калужской ДС. Лит.: Зарецкий И. Д., свящ. Сист.-предметный указатель к офиц. части Калужских ЕВ за время издания их с 1862 г. по 1894 г. Калуга, 1895; он же. Сист.-предметный указатель к неофиц. части Калужских ЕВ за время издания их с 1862 г. по 1898 г. включительно. Калуга, 1899; Рункевич С. Г. Калужские ЕВ//ПБЭ. 1907. Т. 8. Стб. 126-135; Андреев. Христианская периодика. 296, 297.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

адрес-календарь на 1885 г. Пермь, 1885; Адрес-календарь Екатеринбургской епархии на 1890 г. Екатеринбург, 1890. С. 151; То же на 1900 г./Сост.: прот. Н. Кибардин. Екатеринбург, 1900. С. 145; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Ист. очерк]. Екатеринбург, 1902. С. 445; Справ. кн. Екатеринбургской епархии на 1902 г. Екатеринбург, 1902. С. 95; То же на 1903 г. Екатеринбург, 1902. С. 155; То же на 1904 г. Екатеринбург, 1904. С. 201; То же на 1905 г. Екатеринбург, 1905. С. 12, 237; Из епарх. жизни: [Рукоположение во диакона]//Екатеринбургские ЕВ. 1907. Отд. неофиц. 19. С. 391; Перемещения по службе//Там же. 1908. Отд. офиц. 22. С. 225; То же//Там же. 31. С. 373; Справ. кн. Екатеринбургской епархии на 1909 г. Екатеринбург, 1909. С. 31; Журнал Уральского об-ва любителей естествознания. 1911. Т. 31; Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церк. школ//Екатеринбургские ЕВ. 52. Прил. С. 33; Справ. кн. Екатеринбургской епархии на 1915 г. Екатеринбург, 1915. С. 22; К суду истории//Зауральский край: Газ. 1918. 10; Вечер скорби//Отечественные вед.: Газ. 1919. 4; Бортникова Т. А. Верность храму своему: Докум. очерк истории правосл. храмов г. Березовского. Березовский, 2006. С. 233; она же. Встреча: Об истории храма в честь Сретения Господня п. Старопышминск. [Екатеринбург], 2009. С. 47-56; В день 90-летия со дня убиения сщмч. Иоанна Старопышминского на месте его гибели была отслужена панихида//Православная газ. Екатеринбург, 2008. 33(498). С. 10. А. В. Печерин, Г. А. Кротова, Т. А. Бортникова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч.

http://pravenc.ru/text/469167.html

21 февраля 1918 г. Внесение редакционной поправки 26 февраля 1918 г. 1. Отказ от выступления с комментариями 2. Первое уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 3. Второе уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 7 марта 1918 г. О средствах духовных учебных заведений 9 марта 1918 г. 1. О внешкольном образовании 2. О преподавании Закона Божия 27 марта 1918 г. 1. Высказал мнение: «Православный миссионер должен быть в священном сане» 2. Комментарий по теме «Миссионеры и сектанты» 3. Комментарий о повестке дня 2 апреля 1918 г. 1. Доклад «О типе духовных учебных заведений» 2. Ответ на замечания по докладу 3 апреля 1918 г. 1. Первый ответ на замечания по докладу 2. Второй ответ на замечания по докладу 5 апреля 1918 г. Высказано мнение: «Насильственное пастырство есть зло» 6 апреля 1918 г. 1. Мнение по вопросу о расторжении церковного брака 2. Первое критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 3. Второе критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 4. О преобразовании духовно-учебных женских заведений 19 июня 1918 г. 1. Первое высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 2. Второе высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 11 июля 1918 г. Об участии женщин в жизни Церкви 13 июля 1918 г. 1. Первое предложение фиксировать в протоколе неявку соборян 2. Предложение о назначении представителей Собора в Госкомиссии по духовным учебным заведениям 31 июля 1918 г. 1. Высказано мнение «Обучение прихожан – не частое дело священника» 2. Выступление при обсуждении господдержки духовных учебных заведений 3. Мнение о состоянии Варшавской епархии 10 августа 1918 г. 1. Доклад «О Церковном страховании» 2. Мнение о средствах страхования 3. Ответ на замечания по докладу 4. Ответ на замечания по докладу 5. Доклад «О Церковном кооперативе» 6. Ответ на полемику по докладу 7. Высказывание о гонениях на Церковь 1 Православная энциклопедия/Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. 1. С. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918.14  (27) февраля – по решению Поместного Собора возглавил комиссию по расследованию обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира 1918,1 апреля (н. ст.) – назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским 1918,22 марта (4 апреля) 1918 – избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви 1918.19  мая – июль – находился в Баку; направил три письма, патриарху Тихону от 24 мая, 5 и 20 июня 1918,4  июня – председательствовал на собрании представителей всех приходов г. Баку, в отсутствии возможности созвать епархиальное собрание; избраны члены Временного Бакинского епархиального совета 1918,4  июля – избран митрополитом Нижегородским на Нижегородском епархиальном съезде духовенства и мирян, получив более 2/3 голосов 1918,  4 июня – постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода об утверждении вместо митрополита Кирилла на Тамбовскую кафедру избранного свободным голосованием клира и мирян Тамбовской епархии епископа Козловского Зиновия (Дроздова) 1918.12  июля – прибыв в Астрахань, получил телеграмму патриарха Тихона, что «благо Церкви требует ныне пребывания его на Кавказе», а не на Нижегородской кафедре; направился в Тифлис, но по обстоятельствам военного времени добраться до Тифлиса не смог 1918, август – прибыл в Москву на третью сессию Поместного Собора 1918.20  августа – избран заместителем члена соборного Совета 1918.13  сентября – по предложению соборного Совета возглавил делегацию для передачи Совету народных комиссаров постановления Собора от 24 августа (6 сентября) о необходимости отмены инструкции Народного комиссариата юстиции от 17 (30) августа 1918 г. «по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства» 1918,18–19 сентября – на 168–169 заседаниях Поместного Собора обсуждался доклад митрополита Кирилла «О церковных округах», сделанный от Отдела о высшем церковном управлении; на 169-м заседании митрополит Кирилл сделал доклад «Об управлении духовно-учебными заведениями, церковно-приходскими школами и законоучительством в светских учебных заведениях» (результат совместной работы соборных отделов «О духовно-учебных заведениях», «О церковно-приходских школах», «О преподавании Закона Божия» и издательского отдела)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные Ведомости. 1918. 185. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу [Смирнову] митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским Святейший Патриарх и Священный Синод 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 185 постановили: Преосвященному Кириллу, архиепископу Тамбовскому и Шацкому, быть митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 (01.04).1918. 204. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении в должности преподавателя Старицкого духовного училища Николая Пиловского Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 204 постановлено: избранного Педагогическим Собранием Правления Старицкого духовного училища на должность преподавателя греческого языка и истории при классном воспитательстве в том же училище протоиерея Николая Пиловского утвердить в означенной должности. Церковные Ведомости. 1918. (01.04).1918. 205. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об увольнении иеромонаха Игнатия [Садковского] от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии Святейшим Патриархом и Священным Синодом, 19 марта (1 апреля) 1918 года за 205 постановлено: иеромонаха Игнатия уволить, согласно прошению, от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии с 1(14) января 1918 года. Церковные Ведомости. 1918, 206. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о возведении монахини Дорофеи в сан игумении Моздокского женского монастыря Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 года за 206 постановлено: избранную сёстрами Св. Георгиевского Моздокского женского монастыря на должность настоятельницы сего монастыря казначею того же монастыря монахиню Дорофею утвердить в означенной должности с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 22.03(04.04).1918. Первая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Если бы люди знали о том, как, оказывается, легко стать счастливыми. Понятное дело, что по-настоящему к счастью могут идти только люди разумные, болящим-то деньги и не нужны. Вот они пусть в церковь и ходят, потому, что на большее всё равно не способны. Была и у нас в храме одна такая болящая девушка, звали её Карина. Умственно отсталая. По природе ей исполнилось, где-то, года 22, а по факту, ну лет восемь, от силы. Жили они вдвоём с мамой, отец уже умер. Мама уходила работать бухгалтером, а Карина оставалась дома. Девушка умела зажечь газовую плиту и разогреть себе обед. Любила она в храм ходить, благо, что рядом. Храм городской, служили мы тогда почитай каждый день, вот и приходила девушка к нам чуть ли не на каждую службу. Кстати, она исповедовалась, и знала, что такое, хорошо, и что такое плохо. Разбирала свои поступки, давая им соответствующую нравственную оценку. Мне показалось, что мы с Кариной даже подружились. Она старалась чем-нибудь незамысловатым выразить мне своё внимание, а я, в свою очередь, неизменно сохранял для неё после службы просфорку. Девушка — ребёнок, как сейчас она стоит у меня перед глазами, в своём розовом в цветочек летнем платьице. Однажды девочка решила разогреть себе пищу. Она должна была открыть газ и поднести к камфорке зажженную спичку. Газ-то она открыла, да спички куда-то запропастились. Любой разумный человек газ бы выключил и стал бы искать спички, но Кариночка не сообразила и газ не выключила, а когда нашла и чирнула по коробку, произошёл взрыв. Девушка обгорела, особенно пострадала область груди, от шеи до живота. Я пришёл навестить мою подружку в нашу городскую больничку. Кариночка лежала наполовину обнажённой. Над грудью у неё был натянут марлевый полог от мух. Знакомый врач, со здоровым цинизмом, улыбнувшись, на мой вопрос о положении её дел, ответил: — Батюшка, скорее всего, это уже твой клиент. — Почему обязательно мой клиент, у нас, что нет ожоговых центров? Почему бы её не повезти в область? — Для нормальных людей мест не хватает, а ты глупенькую предлагаешь лечить? Бать, не заморачивайся, ну что ты, на самом деле? Ей ведь, действительно, лучше умереть. Кому она такая нужна, да ещё с ожогами?

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010