Иные люди… Но песня та же. Почему? Потому, что в ней – мечта узника о свободе, та же мечта, что владела Петром, высекавшем на камне столба: «До Вениции-града… верст». Над островом завывала метель и тяготела тьма, а здесь, из рассеянной тьмы, выплывала ярко-оранжевая луна на синем тропическом небе и сказочный раджа, он же каторжник Ганс-Милованов, грохотал своим потрясающим басом на мотив из «Жрицы огня»:   Соловки открыл монах Савватий, Был тот остров неустроенный пустырь. За Савватьем шли толпы черных братий… Так возник великий монастырь! Край наш, край соловецкий,     Ты для каэров и шпаны прекрасный край! Снова, с усмешкой детской, Песенку про лагерь начинай!     Но теперь совсем иные лица Прут и прут сюда со всех сторон. Здесь сплелися быль и небылица И замолк китежный древний звон…     Но со всех сторон Советского союза Едут, едут, едут, без конца. Все смешалось: фрак, армяк и блуза… Не видать знакомого лица!     Край наш, край соловецкий, Всегда останется, как был, чудесный край…   Раджу сменяла толпа веселых моряков, плясавших джигу и слушавших в тени банана песню-рассказ старого капитана:   Это было много лет назад. Порт шумел в вечерний час. Подошел ко мне слуга-мулат, Дал письмо и скрылся с глаз…     В той стране, где зелены лианы, В той стране, где губы дев так пряны, Там под тенью манго и банана Поцелуи призрачны и пьяны…   Не ту ли песню-мечту о свободных просторах и странах пели дерзостному юноше Петру изъеденные солью дальних морей капитаны заморских фрегатов? Не в память ли ее он водрузил каменный столб? – И снова свищет и беснуется вокруг столба снежная вьюга… Над островом – тьма. – До Вениции-града… верст… Давно, 19 октября 1825 года, в жарко натопленной горнице скромного барского домика села Михайловского лицеист первого выпуска Александр Сергеевич Пушкин писал гусиным пером на листе желтоватой бумаги:   Роняет лес багряный свой убор; Сребрит мороз увянувшее поле; Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Иные люди… Но песня та же. Почему? Потому, что в ней – мечта узника о свободе, та же мечта, что владела Петром, высекавшем на камне столба: «До Вениции-града… верст». Над островом завывала метель и тяготела тьма, а здесь, из рассеянной тьмы, выплывала ярко-оранжевая луна на синем тропическом небе и сказочный раджа, он же каторжник Ганс-Милованов, грохотал своим потрясающим басом на мотив из «Жрицы огня»: Соловки открыл монах Савватий, Был тот остров неустроенный пустырь. За Савватьем шли толпы черных братии… Так возник великий монастырь! Край наш, край соловецкий, Ты для каэров и шпаны прекрасный край! Снова, с усмешкой детской, Песенку про лагерь начинай! Но теперь совсем иные лица Прут и прут сюда со всех сторон. Здесь сплелися быль и небылица И замолк китежный древний звон… Но со всех сторон Советского союза Едут, едут, едут, без конца. Всё смешалось: фрак, армяк и блуза… Не видать знакомого лица! Край наш, край соловецкий, Всегда останется, как был, чудесный край… Раджу сменяла толпа веселых моряков, плясавших джигу и слушавших в тени банана песню-рассказ старого капитана: Это было много лет назад. Порт шумел в вечерний час. Подошел ко мне слуга-мулат, Дал письмо и скрылся с глаз… В той стране, где зелены лианы, В той стране, где губы дев так пряны, Там под тенью манго и банана Поцелуи призрачны и пьяны… Не ту ли песню-мечту о свободных просторах и странах пели дерзостному юноше Петру изъеденные солью дальних морей капитаны заморских фрегатов? Не в память ли ее он водрузил каменный столб? – И снова свищет и беснуется вокруг столба снежная вьюга… Над островом – тьма. – До Вениции-града… верст… Давно, 19 октября 1825 года, в жарко натопленной горнице скромного барского домика села Михайловского лицеист первого выпуска Александр Сергеевич Пушкин писал гусиным пером на листе желтоватой бумаги: Роняет лес багряный свой убор; Сребрит мороз увянувшее поле; Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг,

http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lam...

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: Утвердить предложения Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР о порядке открытия церквей (см. приложение). Зам председателя СНК СССР В. Молотов Управ. делами СНК СССР Я. Чадаев Приложение О порядке открытия церквей 1. В случаях, когда Совнаркомы союзных и автономных республик и обл(край)исполкомы отклоняют ходатайство верующих об открытии церкви, выносится СНК или исполкомом мотивированное решение, копия которого направляется в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, а материалы остаются в делах СНК республики или обл(край)исполкома. О своем решении СНК республики или обл(край)исполком уведомляет верующих, подписавших заявление. 2. В тех случаях, когда СНК республик, обл(край)исполкомы находят целесообразным и возможным удовлетворить ходатайство верующих об открытии той или иной церкви, все материалы с заключением СНК республики или обл(край)исполкома направляются в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР для решения вопроса. 3. В своих заключениях Совнаркомы республик и обл(край)исполкомы должны показать: а) действительно ли заявители были уполномочены группой верующих или они действуют по личной инициативе; б) в каком состоянии находится здание церкви, о котором просят верующие, и как это здание используется в настоящее время; в) когда и по решению каких советских органов данная церковь была закрыта; г) количество функционирующих церквей в районе или городе и расстояние до ближайшей церкви от данного населенного пункта. 4. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР на своих заседаниях рассматривает поступившие с мест заявления и заключения по ним и выносит предварительные свои решения. 5. В отношении тех случаев, когда Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР согласился с мнением СНК республики или обл(край)исполкома об открытии той или иной церкви, Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР периодически представляет в Совнарком СССР на одобрение свои предварительные решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утвердить предложения Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР о порядке открытия церквей (см. приложение). Заместитель] Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. Чадаев Приложение О порядке открытия церквей 223 1. В случаях, когда Совнаркомы союзных и автономных республик и обл (край) исполкомы отклоняют ходатайство верующих об открытии церкви, выносится СНК или исполкомом мотивированное решение, копия которого направляется в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, а материалы остаются в делах СНК республики или обл (край) исполкома. О своем решении СНК республики или обл (край) исполком уведомляют верующих, подписавших заявление. 2. В тех случаях, когда СН К республик, обл (край) исполкомы находят целесообразным и возможным удовлетворить ходатайство верующих об открытии той или иной церкви, все материалы с заключением СНК республики или обл (край) исполкома направляются в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР для решения вопроса. 3. В своих заключениях Совнаркомы республик и обл(край) исполкомы должны показать: а) действительно ли заявители были уполномочены группой верующих, или они действуют по личной инициативе; б) в каком состоянии находится здание церкви, о которой просят верующие, и как это здание используется в настоящее время; в) когда и по решению, каких советских органов данная церковь была закрыта; г) количество функционирующих церквей в районе или городе и расстояние до ближайшей церкви от данного населенного пункта. 4. Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР на своих заседаниях рассматривает поступившие с мест заявления и заключения по ним и выносит предварительные свои решения. 5. В отношении тех случаев, когда Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР согласился с мнением СНК республики или обл(край) исполкома об открытии той или иной церкви. Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР периодически представляет в Совнарком СССР на одобрение свои предварительные решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

     Выписка из Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о мероприятиях к сохранению духовно-учебных заведений в ведении Церкви, 07(20).02.1918 г.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 91–93.      Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти, 28 февраля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 32; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 97.      Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на православную Церковь, 5 (18) апреля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 19–20.      О православном приходе (Приходский Устав), 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. [Репринт. изд. 1918 г., вып. 1–4]. – М., 1994.  С. 13–41; Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Православной Российской Церкви 17 (30) мая 1918 г. о пастырских училищах//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1918. 23–24 (1 (14) июля). С. 167–168; Положение о пастырских училищах//Там же. С. 168–174.      См.: Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О духовных семинариях и училищах и о пастырских училищах», 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. Приложение к «Деяниям» второе [Репринт. изд. 1918 г., вып. 3]. – М., 1994. С. 53; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О женских училищах епархиальных и духовного ведомства», 7 (20) апреля 1918 г.//Там же. С. 54      Протокол 7 заседания XV-ro Отдела Св. Собора от 21 сентября 1917 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 9-а.      Там же. Л. 9-а, 9-б.

http://bogoslov.ru/article/1241299

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9 февраля 1918 г. за 3 постановлено: избранному свободным голосованием клира и мирян Енисейской епархии на кафедру Енисейского епархиального архиерея викарию Симбирской епархии епископу Алатырскому Назарию – быть епископом Енисейским и Красноярским. Церковные Ведомости. 1918. 7/8 9. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о благословении с выдачей Патриарших грамот – Николая Пузырева, Марии Пузыревой и Сергея Мельникова (Новгородская епархия) Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9(22) февраля 1918 г. за 9 постановлено: Петроградского коммерции советника Николая Пузырева, жену его Марию Пузыреву и церковного старосту Михайло-Архангельской города Новгорода, что на Торговой стороне, церкви Сергея Мельникова благословить иконами Всемилостивого Спаса с выдачею грамот от Святейшего Патриарха, во внимание к щедрым пожертвованиям Пузыревых на украшение храмов Новгородского Свято-Духова женского монастыря и ввиду долголетней отлично-усердной службы Мельникова Церкви Божией. Церковные Ведомости. 1918. 7/8 02.1918. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона Марии Пузыревой Церковные Ведомости. 1918. 7/8 02.1918. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона Сергею Мельникову Церковные Ведомости. 1918. 7/8 10. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении настоятеля церкви при Российской миссии в Буэнос-Айресе (Аргентина) протоиерея Константина Изразцова митрою 59 Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9 (22) февраля 1918 г. за постановлено: наградить настоятеля церкви при Российской Миссии в Буэнос-Айресе протоиерея Константина Изразцова митрою. Церковные Ведомости. 1918. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о возведении в сан игумена настоятеля Трифоно-Печенгского ставропигиального монастыря иеромонаха Иннокентия Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 9(22) февраля 1918 г. за 11 постановлено: возвести настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря иеромонаха Иннокентия в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

47 В храме в честь чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, воздвигнутом над пещерами (собор был освящен в 1893 г.). 48 Туницкий Николай Леонидович (16.09.1876–30.03.1930) – экстраординарный профессор по кафедре Русской литературы МДА (1913–1919). 49 В результате Брест-Литовского сепаратного мирного договора между Украинской народной республикой, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой, подписанного 27 января (9 февраля) 1918 г., территория Украины была оккупирована немецкими войсками. 50 Грушевский Михаил Сергеевич (29.09.1866–24.11.1934) – украинский историк, профессор Львовского университета; с марта 1917 по 29 апреля 1918 гг. возглавлял Центральную Раду (Совет) Украинской народной республики, а фактически, как видим и из дневника, до 27 апреля. 51 Скоропадский Павел Петрович (3.05.1873–26.04.1945) – генерал-лейтенант Русской императорской армии, после 1917 г. – украинский политический деятель, с 29 апреля по 14 декабря 1918 г. – гетман (правитель) Украинской державы, установленной после роспуска Центральной Рады и упразднения Украинской народной республики. Режим гетмана Скоропадского просуществовал до ноября 1918 г., после чего пал в результате как внутренних противоречий, так и лишения поддержки немецких войск, покинувших оккупированные территории Украины после поражения Германии в Первой мировой войне. В середине декабря 1918 г. Киев был взят войсками атамана С. В. Петлюры, и была восстановлена Украинская народная республика во главе с высшим органом власти – Директорией. В декабре Гетман Скоропадский отрекся от власти и тайно уехал в Берлин. 52 Сепаратный мирный договор, подписанный в Бухаресте 24 апреля (7 мая) между Румынией и Центральными державами, не ратифицированный румынским королем Фердинандом. 53 Автор имеет в виду поражение и выход Советской России из Первой мировой войны, ознаменованные Брестским сепаратным мирным договором 3 марта 1918 г. Читать далее Источник: Дионисий (Шленов), игумен. Воспоминания и дневники : А.Д. Беляев : Лавра и академия в пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918)//Богословский вестник. 2018. Выпуск 2. 29. С. 283-301.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Эмиграция из России первой волны 1918–1923 годов совпала с важными геополитическими процессами в Европе. В результате гибели четырех империй в ходе Первой мировой войны, была восстановлена Речь Посполита. Возрождение Польского государства положило начало территориальным конфликтам с соседними государствами. С 1918 года Виленский край становится предметом политических притязаний со стороны Польши, Советской России и Литовской Республики. В ходе наступления Красной Армии в июле 1920 года между Литвой и большевиками был подписан договор, согласно которому Виленский край признавался территорией Литовской Республики. После контрнаступления польской армии и ввода войск в Сувалкский край был подписан мирный договор. Виленский край остался за Литвой, однако уже 9 октября генерал Л. Желиговский оккупировал Вильно и создал на территории края государство, названное Срединной Литвой. В 1922 году Большой Сейм, который состоял на 64 % из поляков (большинство неполяков бойкотировало выборы в Сейм), принял решение присоединить Срединную Литву к Польше, что и было торжественно подтверждено Варшавским Сеймом в том же году в апреле 5 . В 1923 году 15 марта Франция, Англия, Италия и Япония признали границы Польского государства вместе с оккупированным Виленским краем. Для восстанавливающейся после войны Виленской епархии территориальный спор за край стал серьезной проблемой, в первую очередь в вопросе канонического управления. Почти на 20 лет, вплоть до начала II Мировой войны, исторически единый православный регион в Северо-Западном крае оказался разделенным на две части между Польшей и Литвой 6 . После отхода Виленского края Польше за демаркационной линией в Литве находилось около 20 000 православных 7 . На польской стороне, в пределах, соответствующих современному Вильнюсскому краю, оказалось 14 церквей и около 12 тысяч православных верующих 8 . В 1918 году владыке Елевферию (Богоявленскому), остававшемуся в Вильно, пришлось назначить в столицу Литовской Республики Каунас своего благочинного и управлять через него епархией на территории другого государства, не имея возможности самому напрямую участвовать в делах 9 . Самого владыку Елевферия Литовское правительство долгое время не хотело признавать за главу Церкви в Литве, не давало ему гражданства и не пускало через границу, опасаясь его связи с Патриархией, находившейся под влиянием большевиков 10 . В 1923 году под давлением польского правительства Польская Церковь объявила автокефалию, признанную Константинопольским Патриархом Григорием VII 11 . Территория Виленского края вместе с епархиальным центром в Вильно оказалась под управлением епископа Феодосия (Феодосиева), подчинявшегося Польской автокефальной Церкви 12 . Владыку Елевферия за неприятие идеи автокефалии выслали в Литовскую республику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010