Во введении автор выясняет интерес взятой темы. Отдел первый состоит из двух глав: в первой (стр. 5–37) излагаются биографические сведения об Иоанне Итале до получения им должности ипата философов, а во второй (стр. 37–49) говорится о его преподавательской деятельности. Отдел второй (стр. 49–137) содержит историю обвинения в ереси, делопроизводства и суда над И. Италом и состоит из пяти глав: первая (49–64) исследует вопрос о времени возникновения, развития и окончания дела против И. Итала, вторая (64–77) говорит о рассле- —365— довании дела в царствование императора Михаила VII Дуки на частном императорском совете; третья (77–123) – о разборе дела Иоанна Итала в 1082 г., четвертая (123–131) – о новом разборе в 1084 г., пятая (131–137) дает заключительный обзор судопроизводства по обвинению Иоанна Итала в ереси. Отдел третий (стр. 137–294) излагает философские и богословские воззрения Иоанна Итала, осужденные церковью, и состоит из четырех глав. Глава первая (137–168) дает изложение взглядов Ф. И. Успенского на содержание одиннадцати глав, помещенных в Синодике, и учение И. Итала. Глава вторая (168–209) представляет изложение и критический разбор содержания одиннадцати глав. Глава третья (209–249) содержит изложение и разбор исповедания Иоанна Итала и актов собора 1082 г. Глава четвертая (249–264) дает общее изложение воззрений И. Итала. К своей теме г. Брянцев приведен работами директора Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенского. Ф. И. Успенский издал источники для изучения деятельности и воззрений И. Итала. Ему же принадлежит и исследование о нём в его «Очерках по истории Визант. образованности». Работа г. Брянцева имеет целью полнее использовать изданный Ф. И. Успенским материал и внести поправки в его взгляд на деятельность и учение И. Итала. Отсюда книга г. Брянцева во многих местах принимает полемический характер. В этом заключается и слабая сторона книги и её некоторое значение. Полемика и разные соображения дают г. Брянцеву возможность написать целую книгу в 300 страниц и превзойти объемом всё, что издано и написано Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.137:3 . В оньже аще день призову тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою твоею. Сими словами Давид показывает, что он не всуе молился Богу, и не слепым случаем избавился от бедствий: понеже явно открылось, что Бог молитвы его услышал. Отсюду видим, что молитвы наши милость Божию ближе нам показывают. Сие бо и Бог обещал, глаголя: воньже аще день воззовеши, услышу тя, и реку: се глаголющу ти приидох ( Ис. 58:9 ). Таким образом, Бог не токмо молитвы наши предваряет, но и к спящим нам приходит, и Духом Своим на молитву возбуждает, дабы лучше изъявить милость Свою и показать, что мы не без успеха молимся. Во второй части стиха изображает, что когда он изнемогал, тогда паки к молитве прибегал и новую крепость в душе своей ощущал. Сие бо наипаче свойственно есть Богу, что и посреде злоключений не попускает душе низвергатися, якоже и со Апостолами случилося: биени бо бывше, идяху радующеся от лица собора ( Деян. 5:41 ). Толико возвышалася душа их благодатию Божиею укрепляющею! Пс.137:4 . Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст твоих: Пс.137:5 . и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня: Сими словами научает, что милость Божия, которую на себе испытал, всегда пребудет достопамятна и что слух о ней по всему свету распространится. Когда говорит, что цари земные услышали глаголы уст Божиих, чрез сие не то означает, что они познали истинное благочестие и присоединилися к телу церкви, но слова его относятся к прославлению Божией милости, дабы все познали, что он чудным образом избавлен от бедствий и Божиим изволением в царя помазан. Таким образом хотя окрестные языческие цари в небесном училище не были, однако все познали, что Давид Богом был призван. В самом деле, будучи чрез столько лет гоним от Саула, не преставал он хвалиться, что воинствует под знамением Божиим: и сие не могло не быть известно всем, что он по Божию благоволению царствует. Пс.137:6 . яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

699–714). ζζ) «Синай. 1850. Ч. II». Отрывок (стр. 718–830), напечатанный в Первом путешествии в Синайский монастырь, на стр. 340–351. А на страницах 737–742 рукописи часть этого отрывка (со стр. 726 по 730) переписана и отличается от печатного текста тем, что в последнем слова Иоанна Лествичника изложены вкратце, а в рукописи приведены целиком. 3-я книга (IIIA17б), состоящая из 163 листов серой бумаги, содержит в себе выметки о Синае 1848 г., списанные частью о. Порфирием, частью другими лицами. Выметок 5-ть, а именно: α) Из рукописи иерусалимского патриарха Досифея: Περ τν πατριαρχευσντων ν τ " Ιερουσαλμ (лл. 2–4 и 6–133). β) Viaggio al S. Sepolcro et al monte Sinai. Composto dal r. padre fra Noe in Bassano (л. 4 б –5). γ) Les vies des saints pères des deserts, traduites en français par Mr. Arnold d " Anviles. T.III, à Paris 1680 (л. 134–135). δ) Phillipi Cyprii Chronicon... Lipsiae. 1687(лл. 136–137). ε) Из Turcograeciae Крузия (л. 137). ζ) Из подлинной рукописи Кесар. Дапонте (стр. 136–137), – отрывок из кодекса афонск. лавры св. Афанасия. η) О книжке афонско-лаврской библиотеки, содержащей в себе письма синайского иеромонаха Афанасия 1738 г. (л. 137). θ) Αντιγραφ τινν δισκλων ναγνεαις (л. 138). Дальнейшие листы до конца не писаны. Абиссиния и Шоа – в одной книге (IIIA18) из 176 листов разной бумаги и разных форматов, писанной только в очень небольшой части рукой преосвящ. Порфирия, но почти везде исправленной им. Здесь содержатся: α) История Абиссинии, заимствованная и переведенная из описания путешествия по этой стране Рошето и Ерикура одним из членов русской миссии в Иерусалиме, в 1849 г. (лл. 1–120). β) История царства Шойского в Абиссинии с несколькими предварительными заметками и одним стихотворением, составленными о. Порфирием, и небольшой выдержкой из Westermanns Illustrirte deutsche Monatshefte I860; 4 (лл. 122–157). История имеет очень много поправок преосвящ. Порфирия, который, может быть, ее и составил; по крайней мере, он не делает отметки откуда взял ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Диавол с демонами, после того, как через преслушание сделал человека изгнанником из рая, отлученным от Бога, получил доступ мысленно колебать разумную силу всякого человека и днем и ночью, иного сильно, иного не очень, а иного слишком сильно. И не иначе можно оградиться от этого, как непрестанной памятью о Боге, которая, запечатлевшись в сердце силою Креста, утвердит ум в непоколебимости. К этому ведут все труды мысленного подвига, которым должен подвизаться на поприще веры каждый христианин, и если не так у него идет дело, то напрасно он проподвизается. Ради этого подвига предпринимаются и все разнообразные духовные упражнения каждым христианином, ищущим Бога путем произвольных лишений, чтобы преклонить благоутробие Всеблагого Бога, и Он снова даровал подвижнику прежнее достоинство и чтобы Христос запечатлелся в уме его, как говорит апостол: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ). Преподобный Симеон Новый Богослов ( 117, 136–137 ). Страсти – те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс. 49, 15 ). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие... Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову, ибо страсти, как сказано, суть демоны и уходят от призывания этого имени. Преподобные Варсонофий и Иоанн ( 117, 137 ). Итак, если хочешь одержать победу над страстями, то, молитвой и содействием Божиим будучи внутри себя, сойди вглубь сердца и там проследи следующих трех сильных исполинов: забвение, лень и неведение, эту опору мысленных иноплеменников, через которых прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в сластолюбивых душах. Но ты многим вниманием и настоянием ума при содействии свыше найдя этих, многим неведомых злых исполинов, потом уже легко, опять вниманием и молитвой, сможешь избавиться от них. Преподобный Марк Подвижник ( 117, 137 ). Как воры, видя, что в каком-либо месте лежат царские орудия, не как попало нападают, так и сочетавший молитву с сердцем, не как попало окрадывается мысленными ворами. Преподобный Иоанн Лествичник ( 117, 137 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

489 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10. Донесение митрополита Московского Филарета в Святейший Правительствующий Синод 25 декабря 1855 г. 490 В монастыре к тому времени служил «священник Кирилл Стефанов Успенский, вдов, 70 лет» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 957, л. 137–138. Ревизские сказки церковнослужителей и их семейств за 1857 год]. В январе 1858 года в монастыре был уже и свой диакон [Там же. Л. 254]. Отец Кирилл, несмотря на свою старость, служил в монастыре еще немало – его имя упоминается в сохранившихся письмах сестер 1863 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 438 (февраль), 269 (март), 184 (июнь), 247 (октябрь) 1863 года], он проводил в последний путь игумению Веру и участвовал, как духовник, в процедуре избрания сестрами новой настоятельницы, состоявшейся 29 декабря 1868 года [РГИА. Ф. 796, оп. 150 (1869 г.), д. 327, л. 2–3]. 491 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10, л. 10; то же: РГИА. Ф. 1341, оп. 97, д. 2194, л. 1. Указ Е.И.В. Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода от марта 22 дня 1856 года. Опубликовано: Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. М., 1883. Том 1. С. 735–736. Из указов Святейшего Правительствующего Синода. Сразу же по утверждении монастыря, 12 марта 1856 года, сыновья Семена Лонгиновича, почетные граждане Василий и Димитрий Семеновичи Лепешкины, сделали Зосимовой пустыни подарок, пожертвовав в обитель десять тысяч рублей [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 103–ЮЗоб. Главная опись Троице-Одигитриевского монастыря 1857 года]. 495 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 26–27. Письмо зосимовской инокини Марии (Поливановой) к игумену Антонию (Путилову). 497 Письма к разным лицам игумена Антония, бывшаго настоятеля Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, М., 1869, 194. С. 247–249. 498 Дата празднования утверждения монастыря точно неизвестна. Но – не позднее 30 ноября, т. к. в письме к монахиням Севского Троицкого монастыря от 30 ноября 1856 года иеромонах Макарий (Иванов) писал о том, что «приехала зосимовская мать Мария Поливанова в апостольнике уже по-монашески» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 72об.]. В книге «Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь», составленной кнж. Еленой Горчаковой (М., 1903), на с. 39 сказано, что «митрополит Московский Филарет сам совершал литургию в день этого духовного торжества и заменил черные платья и платочки сестер монашескими рясами и шапочками ». Это повторено А. А. Павловс ким в книге «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (Нижний Новгород, 1907. С. 402). Но присутствие митрополита на том празднике опровергается автобиографией м. Аполлинарии (Баниной), участницы тех событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

213 статьи Gibbins H. J. The problem of the liturgical section of the Didache. The Journal of theological studies. Vol. 36 (Oct. 1835), pp. 373386; Middleton R. D. The Eucharistic Prayers of the Didache. Ibid. (Juli), pp. 259267. 226 диакона в армянской Литургии «Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься сего божественного таинства, да выйдут за двери» (Вып. 2. С. 200). Возглас в коптской Литургии св. Кирилла Александрийского – «непричащающиеся, изыдите» (Ibid. Вып. З. С. 99). 231 Причащение Серапиона. Церковная история Евсевия. Кн. VI, гл. XLIV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 68. 234 иметь одну Евхаристию: ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его. Один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами». Св. Игнатий Богоносец . К Филадельфийцам. Гл. IV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 38–39. 240 Прокл. Слово о Предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 237. 243 Н. Гроссу . Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. С. 296–299: 6. О том, кто по неведению не причащается. – Тот, кто свыше 40 дней без епитимии оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимии в течение 40 дней. 41. Если кто в день Литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов. 62. Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности сорок дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от Церкви на (один) год. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. II. С. 848, 850, 852. 246 глава 137 Новеллы Юстиниана 26 марта 565 года. Греческий текст у Mommsen " a. Corpus juris civilis. III, 1896. С. 695–699; Brightman, Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1896. C. 533: 1923. «Дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение». Новелла дошла в двух редакциях: 1) оригинальный текст у Mommsen " a; 2) Смешанный текст новелл 123 (1 мая 546 г.) и 137 (26 мая 565 г.), в котором новелла 137 частями включена в новеллу 123. P. L. 72. 1019–1039.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Семена, брошенные Вилаттом, однако ж принесли плоды в других местах Соединенных Штатов и главным образом в Чикаго. Недовольное крайним самовластием своего римско-католического епископа, польское население этого города 1 мая 1897 года обратилось к старокатолическим епископам Германии и Швейцарии и с заявлением, что они выделяются из римской церкви и примыкают к старокатолической церкви, образовав из себя польско-католический диоцез в г. Чикаго. Вместе с тем чикагская община просила старокатолических епископов Европы посвятить для неё епископа и кандидатом на епископскую кафедру выставила священника Антона Станислава Козловского. Эта просьба её была удовлетворена. 21 ноября 1897 г. в городе Берне Козловский был посвящен во епископа Герцогом, епископом швейцарских старокатоликов, и Вебером, епископом немецких старокатоликов. После этого старокатолическая община начала быстро расти в Чикаго, достигнув в самый короткий срок большой цифры в 100.000 человек. Несколько позднее, в 1899 г. последовало образование старокатолических общин в Канаде, получившей для себя от епископа Козловского священника в лице доктора Леона Буланда (Lon Bouland), в 1905 г. в Клевеланде из богемских славян под руководством Иоанна Тиши (Jean Fr. Tichy), каковая община в настоящее время включает в себя до 10.000 душ и разделяется на 9 приходов и 10 миссионерских округов. В 1906 г. образовались также в Соединенных Штатах две старокатолические общины из бельгийцев, одна в Дювале под руководством священника Вилларкаля (М. I. Villarcal), вторая в Гарднере под руководством пастора Готьера, и общины в Пенсильвании, Мериленде. Коннектикуте, Массачусетсе, Нью-Джероме, Грен-Бере. В 1907 г. старокатолики Соединенных Штатов понесли тяжелую потерю: 14 января 1907 г. епископ их Козловский скончался. Его преемником 25 июля 1907 года был избран священник Франц Годур, который в сентябре 1907 г. явился на 7-й интернациональный старокатолический конгресс и в том же 1907 г. получил в Утрехте епископское посвящение. Теперь старокатолики Соединенных Штатов образуют 23 общины с 21 священником с количеством в 400.000 членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

25 января/7 февраля 1907 г. «Государь Император, в 25-й день января 1907 г., Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии Преосвященному Ярославскому Иакову архиепископом Симбирским и Сызранским и Преосвященному Алеутскому Тихону – архиепископом Ярославским и Ростовским» 935 . 27 января/9 февраля 1907 г. Субботним вечером архиеп. Тихон, прот. Александр Хотовицкий, диак. Александр Кальнев и генконсул Лодыженский Н.Н. прибыли из Нью-Йорка в Бостон. Вместе с настоятелем прихода в Салеме о. Иаковом Григорьевым 936 они переехали на северный вокзал Бостона, откуда направились в г. Салем. В Салеме в течение вечерни Тихон молился в алтаре Николаевской церкви; после службы все проводили Его Высокопреосвященство в приходской дом. 28 января/10 февраля 1907 г. Божественная литургия в православном храме Салема началась в 10 ч. «В сказанном... после причастна любвеобильном поучительном слове Архипастырь указывал необходимость внутреннего нашего обновления и долгой работы по усовершению своего внутреннего человека, после чего это богослужение, единственное по своей исключительной торжественности в сем храме, закончено было многолетиями. Когда Владыка, разоблачившись, выходил из алтаря, о. И. Григорьев обратился к Его Высокопреосвященству с выражением искреннейшей и глубокой благодарности за милостивое посещение Салемского прихода и за торжественное возношение здесь Евхаристийной Жертвы. В приходском доме состоялся прием всех, кто имел нужду испросить совета Владыки по своим частным делам. А немного спустя явился и приходский комитет для беседы по делам парафиальным. Ласковое, отеческое обращение Владыки с народом, внимательное отношение к его нуждам чрезвычайно умиляло прихожан, а когда Владыка на добрую намять о себе подарил свои печатные портреты, то желающих получить их оказалось так много, что портретов не хватило, и пришлось после досылать их. Гостеприимная матушка, разделяющая обычно с батюшкою труды по миссионерству, исправляющая по будним дням в окрестностях Салема обязанности псаломщика, помогающая хору и школе, разделила труд и по достойному принятию дорогого Гостя. Трапеза была вкусна и обильна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Высокопреосвященный Платон, всегда принимавший в нем участие, передавал, что Владыка Геннадий очень не в ладах был с местным преосвященным. Преосвященный Московский уехал на праздники в Москву. Не знаю, будет ли на без него что-­нибудь серьезное рассматриваться. Управляющий Канцелярией перед праздниками говорил, что на праздниках будет установлена последняя редакция проекта о военном духовенстве. Этот проект и объяснительная к нему записка были представлены мною еще в июле и с тех пор, кажется, остаются без движения. Почему – не знаю и ничего не говорят. В свою очередь Высокопреосвященный Платон возбуждает вопрос о пересмотре Устава Духовных Консисторий, по крайней мере, относительно его епархии. Он предполагает посадить председателями в Консисториях – викариев с тем, чтобы Консистория в таком составе окончательно решала маловажные дела без утверждения епархиального преосвященного. Проект этот будто ­бы уже готов у Высокопреосвященного. (Продолжение следует). Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1906–1907 учебном году//Богословский вестник 1907. Т. 3. 10. С. 1–53 (4-я пагин.) —177— А. Состав академии I. а). Состав почетных членов К началу отчетного года почетными членами Московской Духовной Академии состояли 43 лица: 24 духовных и 19 светских. – В течение года вновь избраны в звание почетных членов Академии и утверждены в означенном звании Святейшим Синодом: а) Товарищ Председателя Императорского Российского Исторического Музея в Москве Имени Императора Александра III, Тайный Советник, Иван Егорович Забелин – во уважение к высокоценным ученым трудам его по отечественной истории и археологии, и б) заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии и Императорского Московского Университета, Тайный Советник Василий Осипович Ключевский – во уважении его тридцати пятилетней выдающейся профессорской деятельности в Академии и ценных ученых трудов по русской истории. Из числа почетных членов Академия в течение отчетного года лишилась трех: а) бывшего Обер-Прокурора Святейшего Синода, Члена Государственного Совета, Статс-Секретаря, Сенатора, Действительного Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева, состоявшего почет- —2— ным членом Академии с 1880 года; б) Высокопреосвященного Архиепископа Ионафана, бывшего Ярославского и Ростовского, избранного в это звание в 1893 году, и в) Преосвященного Епископа Нафанаила, Управляющая Московским Спасо-Андрониевым монастырем, состоявшего почетным членом с 1902 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литературная деятельность Преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертаций ему принадлежит большое количество статей, слов и речей. Труды : «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». (Магистерская диссертация) М., 1889· «Опыт противоштундистского катехизиса». Екатеринослав, 1889· «Жалопутская община». М., 1891· «Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903. «Византийские церковные мистики Х1У века. Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит ». Казань, 1906, «Правосл.Собес.» «Женщина, что ты плачешь?» «Правосл.Собес.» 1907, январь, стр.3–16. «Секта шалопутов». «Прав.Собес.» 1907, февраль, cmp.XVII. «Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа». «Правосл.Собес.» 1907, март, стр.305–320. «О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектантства» · «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.437–445· Речь к поступившим в Казанскую Академию. «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.384–388. «Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов». «Правосл.Собес.» 1908, январь, стр.86–123. «История секты баптистов». «Правосл.Собес.» 1908, апрель, стр.457–480. «Секта баптистов». «Прав.Собес.» 1908, ноябрь, стр.34·. Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому. «Прав.Собес.» 1908, декабрь, стр.780. Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. Письма о штундистах. Казань, 1909· «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-XX столетия». Казань, 1909· Отзывы проф.Казанской Академии см. «Прав.Собес.» 1912, сентябрь, стр.437–467.· «Христианство и коммунизм». Казань, 1909· «Современное движение в среде русских мусульман». «Прав.Собес.» 1910, апрель, стр.419–455· Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 191O-1911 уч.году. «Приб.к «ЦБ» 1910, 39, стр.1635·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010