1906 39 . Происхождение Псалтири.//«Православный собеседник», 1906, март. С. 242–244. 40 . Происхождение Книги Иова.//«Православный собеседник», март. С. 321–339. 1907 41 . Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Выпуск 1: Книги законоположительные, исторические и учительные. Казань: Центральная типография, 1907. XI, 390 с. 42 . Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Выпуск 2: Пророческие и неканонические книги. Казань: Центральная типография, 1907. 298, II с. 43 . Неканонические книги Ветхого Завета.//«Православный собеседник», 1907, июль-август. С. 1–104; 1908, июль-август. С. 105–136. Отдельный оттиск: Неканонические книги Ветхого Завета. Казань: Центральная типография, 1907. 136 с. 44 . Канон ветхозаветный.//Православная Богословская Энциклопедия. Т. 8. Санкт-Петербург, 1907. С. 274–294. 1908 45 . Отзыв о сочинении Никанора, епископа Гродненского на степень доктора богословия под заглавием «Экзегетико-критическое Послание св. Апостола Павла к евреям». Казань, 1904//«Православный собеседник», 1908, май. С. 50–58. 46 . Книга притч Соломона в русском переводе с греческого текста LXX.//«Православный собеседник», 1908, т. II. С. 3–78. Отдельный оттиск: Книга Притчей Соломоновых: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. Казань: Типолитография Императорского университета, 1908. 153 с. 1909 47 . Книга пророка Исайи: В русском переводе с греческого текста LXX.//«Православный собеседник», 1909, т. II. С. 1–122. Отдельный оттиск: Книга пророка Исайи: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. Казань: Центральная типография, 1909. VIII, 122 с. 1910 48 . Очерк истории толкования священных ветхозаветных книг Священного Писания.//«Православный собеседник», 1910, 11. С. 557–606. Отдельный оттиск: Очерк истории толкования Ветхозаветных книг Священного Писания. Казань: Центральная типография, 1910. 50 с. 49 . Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии: В русском переводе с греческого текста LXX.//«Православный собеседник», 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В 1901 г. О. был назначен директором Синодальных уч-ща и хора, но не оставил и дирижерскую деятельность. Он принимал участие в работе Наблюдательного совета при уч-ще, рецензировал произведения духовной музыки. При нем была начата работа по составлению «Обихода церковного пения», изданного уже после его смерти (1908, 1910. 2 вып.). О. увлеченно работал над осмогласными напевами. При нем были предприняты изменения в программах уч-ща, направленные на сокращение курсов игры на муз. инструментах и внедрение «коллективного метода преподавания», прежде всего в исполнении хоровых партитур на муз. инструментах и в обучении игре на скрипке и фортепиано. Эти новшества привели к снижению уровня муз. образования в уч-ще, вслед. чего самые способные ученики стали уходить в консерваторию. Он сильно переживал из-за появившейся критики в свой адрес, что привело к обострению болезни сердца и скоропостижной смерти. Отпевание О. состоялось в ц. Вознесения Господня («Большое Вознесение»), погребение - на кладбище Новоалексеевского мон-ря. Вскоре после похорон в концерте Синодального хора 16 дек. 1907 г. прозвучали духовно-муз. произведения О.- «Дева днесь» (греческого распева) и догматик «Како не дивимся». Творческая деятельность О.- одна из признанных вершин отечественного церковного хорового исполнительства рубежа XIX и XX вв. За 20 лет работы в Синодальных уч-ще и хоре О. заложил основы отечественных хоровых дирижерской педагогики и исполнительства нового образца. Через выпускников Синодального уч-ща его наследие было воспринято рус. хоровой школой ХХ в. и используется до наст. времени. Регентское искусство О. стало предметом изучения его учеников - Никольского и Чеснокова, а также др. исследователей рус. церковного певч. искусства. Лит.: Чижов А. П. Обзор 1-го десятилетия существования Рус. хорового об-ва в Москве: (1878-1888). М., 1890. С. 13, 17-23. Прил. С. 19, 21; Финдейзен Н. Ф. Синодальное уч-ще церк. пения в Москве//РМГ. 1898. 4. С. 345-349; Л[ипаев И. В.]. В. С. Орлов: Биогр. очерк//Там же. 1903. 52. С. 1309-1313; [Некр.]//Там же. 1907. 46. Стб. 1050; [Некр.]//Муз. труженик. 1907. 26. С. 2-3; [Некр.]//Моск. вед. 1907. 261, 14 нояб.; [Некр.]//Моск. ЦВед. 1907. 46/47. С. 1427-1431; 48. С. 1482-1484; [Некр.]//ПрибЦВед. 1907. 46, 17 нояб. С. 2037-2038; Памяти B. C. Орлова: Сб. ст. М., 1907; Никольский А. В. В. С. Орлов//ХРД. 1913. 11. С. 172-177; 12. С. 195-201; Глухов Л. В. Содержание непрерывного музыкально-пед. образования в пед. и хормейстерской деятельности В. С. Орлова: Канд. дис. М., 1991; он же. В. С. Орлов - выдающийся деятель рус. хоровой культуры и муз. образования. Пермь, 2009; РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 165-204 и др.; 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 727-796 и др.; Тугаринов Е. С. Великий рус. регент В. С. Орлов. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

…Идёт 1907 год. Чикагский и стриторский приходы благодаря Кочурову прекрасно обустроены, видны перспективы, его авторитет в среде протоиереев епархии стал настолько ощутим, что Святитель Тихон всё чаще привлекает его к решению важных вопросов управления епархией. Но ностальгия по России и большой семье, оставшейся на родине, которую он покинул 12 лет назад, и желание дать своим трём старшим детям образование в России, полностью завладели мыслями отца Иоанна. Возвращение стало главной заботой. И повод для написания очередного прошения о переводе его в Россию нашёлся сам собой: пришло известие о тяжёлой болезни отца жены – священнослужителя Санкт-Петербургской епархии (это была уже «последняя» его болезнь). Он звал его домой и надеялся успеть передать свой приход в ведение достойного протоиерея, каким стал к этому времени его зять. И 20 мая 1907 года Кочуров получил увольнение от службы в Алеутской и Североамериканской епархии. За неделю до отъезда он получил из России известие о том, что отец жены скончался. Казалось бы, что повод, озвученный Кочуровым и позвавший его в дорогу, исчез сам собой, но, тем не менее, в июле 1907 года Иван Кочуров покидает Америку. Ах, лучше бы он остался! Вернувшись летом 1907 года в Россию, в августе 1907 года на основании Указа Санкт-Петербургской Духовной Консистории отец Иоанн был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и с 15 августа 1907 года стал ещё и исполнять обязанности законоучителя двух нарвских гимназии – мужской и женской. Неторопливый уклад жизни уездной Нарвы, в которой русские православные жители не составляли и половины населения, воскресили ещё не успевшую подёрнуться флёром времени атмосферу американской жизни. И опыт, полученный за годы миссионерства в Америке, пригодился здесь очень кстати. Но учительствование в двух гимназиях с доминировавшей русской культурной средой и православная религиозная направленность создали общую канву родной русской православной жизни – Кочуров вновь попал в привычную с детства атмосферу.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

—27— сенского («Древнеславянский Апостол. Первое послание к Коринфянам) – при назначении премии Епископа Курского Михаила. – 2) Магистерские диссертации экстраординарных профессоров П.П. Соколова и С.И. Смирнова и помощника секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманского, – в виду того, что последняя, по засвидетельствованию заслуженного ординарного профессора Н.А. Заозерского , представляет собою совершенно новый труд автора, только имеющий старую тему, – допустит к соисканию премии Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства; «1907 г. Февр. 28. По ст. XVI. Согласен и ныне же вхожу с таковым ходатайством. Прочее смотрено». 12 апреля 1907 года. 3 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский , ординарный профессор А.И. Введенский , экстраординарные профессоры: А.П. Шостьин , А.П. Голубцов , А.А. Спасский, И.В. Попов , И.Д. Андреев , Н.Г. Городенский , С.И. Смирнов и А. И. Покровский . Слушали: I. Сообщение Его Высокопреосвященства на имя Преосвященного Ректора Академии от 13-го февраля 1907 года за 61: «Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович в рескрипте ко мне, от 31 января сего 1907 года за 852, просит меня передать свою сердечную благодарность членам академической корпорации Московской Духовной Академии за отчисления из содержания, внесенные ими на усиление военного флота. О таковой благодарности Его Высочества считаю долгом довести до сведения Вашего Преосвященства для объявления членам академической корпорации Московской Духовной Академии, внесшим отчисления из своего содержания на усиление военного флота». —28— Определили: О выраженной Его Императорским Высочеством благодарности за отчисления из содержания на усиление военного флота объявить всем членам академической корпорации; самое же сообщение хранить при делах Совета Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об автономии церкви и государства (В. В. Розанову ). По поводу Высочайшего указа 17 апреля. 1905, II, 5, 195–206. V. К истории церковно-преобразовательного движения. (Вопрос о реформе в Комитете Министров. Записка митроп. Антония. Записка С.Ю. Витте. Перенесение дела о реформе в Св. Синод. Записка К.П. Победоносцева и ответ на неё С.Ю. Витте. Записка 32 священников. Постановление Св. Синода. Московские Ведомо- —57— сти и доклад М. Новоселова . Резолюция Государя). Веротерпимость и церковный собор. 1905, II, 6, 359–363. (VI). О духовных семинариях. 1905, II, 7–8, 651–677. (VII). Библия и царская власть. К характеристике монашества второй половины XIX в. Опасные симптомы в жизни русской церкви. Пробуждение Московского духовенства. Лебединая песня политиканствующего духовенства. 1905, III, 11, 565–587. (VIII). Насколько обязателен авторитет церковных канонов? Доклад Св. Синода и предложение синодального Обер Прокурора. Св. Синод о семинарских нестроениях. Церковно-приходские собрания и советы. Свобода пастырских собраний. Грозное предостережение духовенству. 1905, III, 12, 816–836. (IX). Право решающего голоса и право большинства на церковном соборе. К реформе богослужения. 1906, I, 1, 195–204. (X). Политическая роль духовенства. Союз христианской политики. 1906, I, 2, 380–391. (XI). Государственная Дума и Государственный Совет. Конституция и христианство. 1906, I, 3, 597–603. (XII). Из разговора о политике духовенства. О представительстве клира на соборе. Церковная газета. 1906, I, 4, 768–783. (XIII). Государство и Церковь . 1906, II, 5, 155–174. 628. Отклики печати. «Надежды и разочарования». (О церковном обновлении). М. (И). Б(енеманский). 1907, I, 1, 186–215. 629. Из периодической печати. Н. (Г). В(ысоцкий). а) Два проекта церковной реформы. 1907, I, 2, 386–407. б) О приходской жизни. 1907, I, 3, 615–637. в) Церковно-приходские школы за 20 лет. 1907, I, 4, 804–816. г) О внутренней миссии. 1907, II, 6, 453–475. д) О церковном обновлении. 1907, III, 11, 608–622. е) О выборном начале в духовенстве и о причине успеха сектантской пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

597 Печатается по: Вед. 1907.27 164; Котлин. 1907. 28 июля, 170; перепечатано: Таврический церковнообщественный вестник. 1907. 1 авг., 22. С. 981, где обращение к редактору начинается со слов отца Иоанна: «Прошу поместить во всех газетах, сочувствующих правде, следующее:». 600 В конце июля – начале августа 1907 г. отец Иоанн был болен, никуда не выезжал и с трудом служил. Его здоровье несколько улучшилось к 5 августа, о чем в этот день сообщила газета «Котлин» 177). 603 В этот же день появилось газетное сообщение о том, что, хотя отец Иоанн не выезжает последнее время из Кронштадта, он совершает службы, которые «и служат ему источником возрастания сил» (Котлин. 1907. 25 авг., 192). 604 Печатается по копии: РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Ч. 1. Д. 145. Л. 4. Публикуется впервые. На телеграмме резолюция епископа: «Согласен. Заготовить представление». 606 Прошение отца Иоанна обсуждалось на заседании Консистории 30 ноября 1907 г. Согласно отношению обер-прокурора Св. Синода от 12 ноября 1904 г. не рекомендовалось «без особых неотлагательных надобностей учреждать новые штаты, требующие содержания от казны», и предписывалось выходить с ходатайством в Синод только в не терпящих отлагательства случаях. Так как отцом Иоанном из личных средств было внесено на содержание священника при Суреном подворье 15 000 руб. (т. е. на несколько лет вперед), на заседании Консистории было решено отказать в казенном содержании подворского священника: «неотложной надобности в учреждении вакансии священника при церкви подворья Сурского монастыря не имеется» (Там же. Л. 3–5об.). Одной из причин отказа отцу Иоанну стало также предполагаемое уменьшение доходов причта другой церкви, о чем сообщал в письме к Батюшке священник Иоанн Дьяконов: «Ныне стало известно, что Вы ходатайствуете об открытии при подворье штатного священнического места с казенным жалованием. “Почему бы, – думает Рождественский причт, – одновременно и нам не просить жалования». Два года назад от Рождественского прихода выделилась добрая 1/3 прихожан в особый приход при новой церкви на мхах. “Особый штатный священник на подворье, вероятно, тоже повлияет несколько на доходность” – разве в этих мыслях есть что?то худое, отец Иоанн? Разве псаломщики, получающие иногда 13 руб. в месяц и не имеющие никакого стороннего заработка, – разве они не в праве просить об улучшении их положения?» ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д.2. Л. 172–175об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Синод отказал. 28.02.1907 г. самовольно вернулся изссылки, сотрудничал в газете «Товарищ». Проживал у отца в Симбирске или при столичных инородческих редакциях; был осужден и сослан в Валаамский монастырь. В октябре 1907 г. Св. Синод поручил архиепископу ФинляндскомуСергию (Страгородскому) сделать отзыв о последних статьях архимандрита Михаила, особенно по статье «О браке» в газете «Столичное утро», которую из-за нее закрыли. 23.10.1907 г. «в сущем сане» присоединился к старообрядческой церкви белокриницкого согласия через миропомазание «епископом Нижегородским» Иннокентием, желавшим этим действием вызвать раскол в Православной Церкви. Большинство старообрядцев, особенно московские, встретили этот переход несочувственно. 05.11.1907 г. Св. Синод определил: «извергнуть архимандрита Михаила из сана, лишить монашеского звания, почислив уклонившимся в раскол, а следовательно отлученным от Церкви Православной. Повинно здесь прежде всего Воронежское епархиальное начальство, в лице местного архиепископа Анастасия, в распоряжение которого был сослан расстриженный ныне архимандрит Михаил... Стремясь быть присоединенным в раскол в «сущем сане» без запрещения в священнослужении, систематически обманывал архиепископа Финляндского Сергия умильными просьбами об отпуске на родину по случаю мнимой болезни брата. Успокаивал архипастыря письмами, что он отправится на Валаам к концу отпуска 8 ноября 1907 г.» (цит. по: Измена и подлость//Колокол. 1907. 7 нояб.). Также был лишен права проживания в столицах. В 1908 г. хиротонисан во «епископа» на Канадскую кафедру (единолично «епископом Нижегородским» Иннокентием), за что старообрядческий «Освященный собор» под председательством «архиепископа» Иоанна наложил епитимью на «епископа» Иннокентия, а «епископу» Михаилу запретил священнодействовать до следующего очередного собора. 27.09.1909 г. собор старообрядческих преосвященных разрешил «епископа» Иннокентия, а «епископа» Михаила направил в Канаду. «Епископ» Михаил направился в Америку, но за нехваткой средств возвратился и продолжил заниматься пропагандой так называемого «социального» христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

27  В сб. " Вопросы религии " (Вып. 1. М., 1906) вошли работа " Христианское отношение к власти и насилию " ( Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 162–187), статья Флоренского " К почести вышняго звания (Черты характера архим. Серапиона Машкина) " и письма последнего. 28  Брошюра " Правда о земле " (М., 1907. РОБ. Серия 2 (для народа). N 10) вышла из типографии 23 февраля 1907 г. ( Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 81–118, 603–606). 29  Июль и август 1906 г. Флоренский провел в селе Толпыгино (Костромская губ., Нерехтсткий уезд). 30  О новом начинании в рамках МРФО 16 марта 1907 г. Эрн сообщал Ельчанинову: " Вчера мы с Валентином открыли чтения наших курсов. Публики было больше 200 человек. Удачно и хорошо " ; 23 марта продолжал: " Лекции у нас идут как по маслу. Как это ни невероятно, но действительно кладется первый реальный камень к будущему, думаю, гордому и величественному зданию Вольного богословского университета… В понедельник 17–го начали в помещении общества читать Каптерев и Тареев " (Взыскующие града… М., 1997. Письма N 65, 70). По свидетельству профессора кафедры нравственного богословия МДА Михаила Михайловича Тареева (1867--1934), в ВБУ Великим постом 1907 он прочитал " пять лекций о Толстом и Достоевском " (ЦГИАЛ. Ф. 802, оп. 16, д. 167, л. 44), анонсированы они были под названием " Христианская проблема и современная русская мысль " ; заслуженный профессор МДА Николай Федорович Каптерев (1847--1917) читал курс " Раскол и Церковь в XVII веке " (Век. 1907. N 9. С. 108). Сведений о выступлениях Флоренского нет. Опыт ВБУ был повторен в 1919 г. Бердяевым в Москве и А. Белым в Петрограде, создавшими организации со схожими названиями и спецификой. 31  Владимир Францевич Эрн. 32  Михаил (Семенов; 1873--1916), еп. — богослов, писатель; архимандрит (1905), присоединился к старообрядцам (1907), еп. Канадский (1908), один из организаторов (наряду со Свенцицким) движения " голгофское христианство " . 33  Аггеев Константин Маркович (1868--1921), прот. — участник ХББ и МРФО, член Поместного Собора 1917–1918 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

607 В начале 1908 г. новый священник, определенный к служению на подворье в октябре 1907 г., о. Димитрий Федосихин (см. письмо епископу Иоанникию от 16 октября 1907 г. и примем. к нему) снова попытался поднять вопрос об открытии при церкви подворья штатной священнической вакансии. В письме к Батюшке он писал: «Отец Иоанн Дьяконов относительно меня сказал, что мы не имеем оснований просить Вам штатного места, так как Вы пользы епархии не несете, а только монастырю, и если мы Вам исходатайствуем штат с окладом, то и другие священники будут просить тоже. Дорогой Батюшка! Об этом штатном месте совестно и напоминать Вам, а вот уж об этом так попрошу всепокорнейше, чтобы мне быть таким штатным молитвенником и исполнителем этого звания священнического, как Вы пишете в своем дневнике. Я буду доволен от души как Вы устроите» (Там же. Л. 189–190об.). Отношение в Архангельской епархии к Сурскому монастырю изменилось только с приходом нового епископа (см.: примеч. 3–5 к письму монахине Серафиме от 13 декабря 1908 г.). 609 Новое обострение болезни последовало за кратковременным улучшением здоровья: 19 сентября отец Иоанн впервые за долгое время проследовал на пароходе «Любезный» до Петербурга и посетил Иоанновский монастырь; 21 сентября 1907 г. в Андреевском соборе было совершено благодарственное молебствие об улучшении здоровья отца Иоанна (Котлин. 1907. 21 сент., 213; 22 сент., 214). 612 Эта просьба была исполнена. Отпевание и погребение отца Иоанна, согласно его завещанию, состоялось в Иоанновском монастыре. 613 Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Гдовский, 20 декабря 1908 г. в 5 часов дня прибыл в Кронштадт с соизволения митрополита Антония и совершил в Андреевском соборе третью панихиду по покойном и заупокойную Литургию. 615 Печатается по копии, снятой Шабельским 21 января 1909 г.: РГИА. Ф. 1082. Он. 1. Д.21. Л. 1–2. 616 Петр Шабельский закончил Лицей в мае 1907 г. с удовлетворительными успехами (Календарь Императорского лицея в память Цесаревича Николая на 1907/08–1908/09 уч. г. М., 1909. С. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ваш покорный слуга и смиренный молитвенник, грешный иерей Иоанн Сергиев. Р. Г. Шемякиной. 6 марта 1907. Кронштадт 564 Руфина Григорьевна! Сделай перевод на русский язык этого франц письма. Я две трети понял, а некоторых слов и выражений не понял. Твой дядя П И С 1 Марта На конверте: Руфине Гр Шемякиной с препровождением франц письма для перевода от Пр И С . Николаю Анисимову, будущему митрополиту Нестору. 18 марта 1907. Кронштадт Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему 565 . Да явится в нем благодать Божия немощная врачующая 566 . Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев 18 Марта 1907 года Игумении Таисии (Солоповой). 29 марта 1907. Кронштадт Дорогая, неоцененная Матушка Таисия! Сегодня я имел радость служить Литургию в Леушинском подворье и за тебя вознести молитвы Всещедрому, да исцелит твою сложную болезнь и восставит тебя с одра болезненного. Некогда тебе болеть, – надо поправляться и еще трудиться во славу Божию, Богоматери, Предтечи, Иоанна Богослова и всех святых. Сестры шлют тебе сердечный привет и пожелания наилучшие и чувствительнейшие. Дай Бог тебе встретить здоровой Святые Страсти и всеспасительную Пасху 567 . Я, слуга твой покорный, кланяюсь тебе. Протоиерей Иоанн Сергиев. 29-го Марта 1907 г. Редактору газеты «Свет» В. В. Комарову. Конец марта 1907. Кронштадт Прошу почтенную редакцию напечатать в столбце своем мое заявление. Пройдохи-странники, рассеявшись по разным городам и селам и осведомившись о простодушных и доверчивых крестьянах и крестьянках, смущают их рассказами, будто бы от меня слышанными, что скоро страшный суд будет, что скорее надо заботиться о своих душах и отлагать все житейские попечения, продавать имения и отдавать деньги им, приходящим, как бы для вручения мне – для нищих. При этом они внушают доверчивым, что нужно ехать в Кронштадт, ибо там только можно будто бы спасение получить. Из многих местностей я получал подобные заявления от благочинных и простых священников 568 и отписывал им, что я ничего общего с такими пройдохами не имею и никого из них никогда не просил помогать мне материально и не собирал ни с кого не только рублей, но и копеек, зная, что лучше давать, нежели принимать 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010